Что изображают на жостовских подносах
Жостовская роспись
История жостовской росписи
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.»
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)
Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.
Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.
В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный Жостовский букет.
Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты. Мы приглашаем открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостовского букета и насладиться красотой и многообразием красок.
Как создается жостовский кованый поднос?
Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила – поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.
В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по прежнему – ручной ковкой.
После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.
Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.
Какой бы поднос не расписывали живописцы – круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками – все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.
У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.
Жостовская роспись на подносах
Жостовская роспись – русский художественный промысел. Мастера с 1825 года декорировали особым образом деревянные и металлические подносы, создавая сложные цветочные композиции.
Содержание:
История промысла
Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.
Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.
Только в 1960 гг. художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.
Цвета жостовской росписи
Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции.
Особо изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украшать», как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Инкрустация перламутром использовалась изначально в Федоскино.
Основные цвета
Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата.
Для фона предпочтительны следующие цветовые решения:
Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.
Элементы и узоры жостовской росписи
Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.
Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.
Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.
(Жостовская роспись с сюжетной картиной)
Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.
Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.
Техника выполнения
Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.
Рассмотрим весь процесс поэтапно:
Грунтовка
На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.
Замаленок
Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.
Тенежка
Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.
Прокладка
Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. Задача художника заключается в «уточнении» деталей, высветлении отдельных участков. Мастер задает тон контраста или же «выравнивает» композиции за счет гармоничных переходов.
Бликовка
Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.
Чертежка
(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)
Привязка
На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.
Чтобы изделие выглядело законченным, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «уборке». Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой, не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции.
Отличительные особенности жостовских подносов, как отличить подделку
Подарок, созданный ручным трудом, уникален и неповторим. Однако, не все люди могут похвастаться умением творить. Идеальным сувениром на память станет жостовский поднос, который можно использовать, как украшение для дома, так и в бытовых целях. Несмотря на кажущуюся простоту, техника изготовления подобных изделий уникальна и ей не просто овладеть. По причине популярности этой утвари, многие производители выпускают подделки, пытаясь выдать их за оригинал.
История жостовской росписи
Начало истории уникальной росписи начинается с 1825 года, когда один из подневольных людей графа Шереметьева, Вишняков, работающий на местном мануфактурном предприятии, узнал там технологию покрытия лаком изделий из металла и папье-маше. После этого в своем населенном пункте он открыл собственную мастерскую. С этого момента и возникло это народное ремесло. Но мотивы изображения жостовская техника берет у Тагильской росписи. Она возникла почти на 100 лет раньше и также представляла собой художественную отделку рисунком железных подносов.
Через пять лет производство распространилось и на окрестные деревни: Троицкое, Осташково, Хлебниково. Постепенно жестяные подносы вытеснили другие виды поделок.
В 1922 году в селе Новосельцево, также находящимся в Мытищинском районе, образовалась «Новосельцевская трудовая артель». Она выпускала железные подносы, покрытые лаком. В 1924 году в деревне Жостово возникли две артели: «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь». Через год тут же появилась «Лакировщик», а в Троицке артель «Свой труд». С 1928 года все эти гильдии слились в одно предприятие.
На развитие и популярность расписных подносов из Жостова повлияло удачное расположение деревни. Мастера могли реализовывать свои творения в Москве, продавая так свой товар без посредников. Там же они закупали сырье для новых работ.
После отмены крепостного права, многие умельцы начали открывать собственные мастерские по изготовлению жестяных подносов. Они устраивались прямо в доме. Ремесло приобрело такую популярность, что вскоре открылась школа по обучению росписи жестяной утвари.
Первые годы образования СССР дались жостовским мастерам тяжело. Советское искусство подразумевало социалистический реализм, натурализм, утверждение современных идеалов. Эти образы плохо сочетались с традиционным направлением народного промысла. Профессиональные художники пытались привнести в это ремесло современные тематические картины и орнаменты. Однако, мастера сумели противостоять чуждым новациям и сберечь традиционное направление, использовав новые идеи на улучшение своего ремесла.
После 1960-х годов вновь возродился интерес к народному искусству. Образцы народных промыслов России стали попадать на специализированные выставки, вследствие чего возрос интерес со стороны зарубежных поклонников. Появившаяся популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Противостоять этому смог только высокий отточенный профессионализм мастеров и продолжение традиций.
Особенностью жостовской росписи является то, что несмотря на частое отхождение от своей первоначальной формы, традиционно она создается именно на кованном подносе. Перед нанесением рисунка утварь подвергается тщательной шлифовке, после чего на ее поверхность наносятся слои каолина и сажи. Поднос шлифуется второй раз, затем следует покрытие лаком в несколько слоев, каждый из которых также тщательно полируется. Только по окончанию этого подготовительного процесса, заготовка попадает в руки мастеру на роспись. При этом художник трудится над несколькими подносами одновременно.
Каноническое изображение идет на черном фоне, его композиции составлены из нескольких крупных полевых цветов в центре, по краям расположены более мелкие. Мастера росписи умеют органично соединить изображение и форму самого подноса, так что создается впечатление глубины и объемности картинки. Черный фон не просто оттеняет яркие цветы, он окутывает их, создает равновесие оттенков.
Разнообразие форм
В современное время на фабрике подносы штампуют на специальных прессах, благодаря им легко можно получить любую форму. Если заготовка штампуется, то эскиз сначала прорисовывается при помощи трафарета, затем он вырубается и вытягивается на электрическом прессе.
Однако, если заказ уникальный и покупатель хочет получить именно ручную работу, живописец попросит кузнеца выковать утварь вручную. Тогда коваль создаст ее из листа железа, сначала вырезая форму ножницами по металлу, а после выбивая ее и вытягивая. Край подноса закатывается, к нему приклепывается проволока, этот «гуртик» создает рельефность форм и одновременно придает прочность. Работа, выкованная вручную, стоит в разы дороже.
Для жостовских подносов существует несколько особенно популярных форм. Многие из них пришли из нижнетагильской росписи:
Популярные узоры и цветовая гамма
На классическом жостовском подносе черный фон, но в XXI веке уже не так строго соблюдается канонизация, поэтому все чаще можно встретить изображение на красном, зеленом, синем или серебристом фоне. Главной темой росписи являются цветы, причем обычно полевые или садовые. Этому мастера Жостово также обязаны уральским ремесленникам, которые часто использовали на своих изображениях соцветия и плоды.
В центре композиции располагаются крупные растения, причем рисовка такая, что цветок будто вырастает из середины подноса. Далее по краям изображены более мелкие соцветия. Чаще всего художники изображают цветы в букетах, но иногда они помещают их в венки, а также рисуют цветочные орнаменты различной сложности. Каждый живописец для изображения выбирал те растения, которые являлись его любимыми, по этой причине у первых именитых мастеров легко отследить авторство.
В современное время на росписи часто можно встретить натюрморты, птиц, животных, а также пейзажи и тематические изображения.
Создание рисунка происходит в строгой последовательности. Нельзя нарушать эту технологию:
Где зачастую используются
Настоящий жостовский поднос обладает высокой прочностью, его можно использовать под хозяйственные нужды, как подставку под самовар или другую посуду, а также для подачи блюд. Но в большинстве случаев, образцы этого народного промысла приобретаются в качестве подарка. Это связано с тем, что утварь ручной работы имеет высокую стоимость. Такой сувенир получит одобрение как у коллекционера, так и любого человека, ищущего для своего интерьера что-то оригинальное. Особо эффектно смотрятся жостовские подносы на стене.
Как и другие образцы народных промыслов, утварь с жостовской росписью часто преподносят в качестве подарка иностранным гостям.
Как отличить подделку
Как и любой вид искусства, жостовская роспись страдает от мошенников, которые стремятся выдать подделку за оригинал. Нужно помнить, что подлинный поднос ручного изготовления из Жостова не может стоить дешево, но и высокая цена не гарантия качества. Есть несколько параметров, по которым можно различить подделку от ручной работы мастера:
Жостовский поднос в качестве сувенира — недешевое удовольствие, но это гарантия качества и уникальной вещи в единственном экземпляре. Тот, кто получит его в подарок, сможет хранить его в семье не одно поколение, ведь он долговечен и никогда не выйдет из моды.
Видео
Жостовские подносы.
В небольшом подмосковном поселке Жостово недалеко от Мытищ есть фабрика по производству и росписи металлических подносов.
Сушествует две версии возникновения Жостовской фабрики, которая была основана в 1825 году, в одних источниках написано, что ведет она свое начало от мастерских, которые организовал Вишняков, художник-миниатюрист, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, по другой это были откупившиеся на волю крестьяне — братья Вишняковы.
Фамилия Вишняковы неразрывно связано с Жостово и с производством расписных подносов.
Вывеска Вешняковских мастерских.
Фрагмент счета мастерских Вишнякова. (1900-1912 года).
В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г».
Поднос 19 века. Жостовский поднос конец 19 века (1880-1890гг.)
После революции в 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в 1960 году была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
По назначению подносы делятся на две группы:
По форме подносы бывают:
Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам.
Выравнивание формы подноса.
Расписываются подносы масляными красками на скипидаре, узор наносится мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.
Особенность росписи в том, что художник импровизирует, нанося рисунок,каждый узор оригинален и неповторим.
Каждый этап росписи имеет свое, специфичное название:
Замалевок: основа композиции узора, разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенежка (от слова «тень»): художник наносит основные тени,у цветов появляется объем.
Прокладка цветом: очень ответственный этап послойной жостовской росписи, форма букета обретает плоть — уточняются детали,вся композиция становится более гармоничной.
Бликовка: наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Чертежка: заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Привязка: предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краев подноса: украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может быть и с роскошной. Без оформление борта поднос выглядит незаконченным.
При написании данной публикации были использованы и переработаны материалы с тематических интернет-сайтов.
Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото
Жостовская роспись – русское традиционное искусство. Ценителям расписных подносов и другой кухонной утвари следует узнать, как зарождалось это творчество и как оно менялось с течением времени. Интересующимся живописью и культурой людям, будет интересно рассмотреть картинки с основными орнаментами и изучить технику создания узора.
История возникновения промысла
Жостово – подмосковная деревня. Именно там стало зарождаться искусство росписи более 200 лет назад. Прародителями этого направления стали мужчины из семьи Вишняковых. Отец и его сыновья занимались росписью декоративной посуды из папье-маше.
Они владели несколькими мастерскими, расположенными в ближайших от Жостово населённых пунктах:
Постепенно Вишняковы развивали свой промысел и начали работать с деревянными изделиями. В их подмастерьях расписывали подносы, сахарницы, шкатулки. Украшали портсигары, чайницы и хлебницы.
К 1825 г. семья Вишняковых глубоко внедрила жостовское искусство в русский быт. Изделия, расписанные в их мастерских, стали узнаваемы по всей стране и имели высокий спрос. Однако мужчины не остановились на достигнутом и пытались расширять свой промысел всё больше. Они открыли ещё несколько мастерских в более дальних от Жостово сёлах.
Мастера, работающие с Вишняковыми, стали украшать не только бумажные и деревянные изделия. Они научились рисовать на железных подносах, поддонах и другой кухонной утвари. Подносы из металла получались особенно хорошо. Во-первых, изделия выглядели весьма симпатично, во-вторых, металл был защищен слоем краски, и посуда служила гораздо дольше. Новые мастерские появлялись на территории России до 1920 г. Мастера совершенствовали свои навыки, вносили в роспись новые элементы и мотивы.
В 1930 г. промысел Вишняковых столкнулся с трудностями. Советские ведомственные организации желали изменить жостовскую роспись, добавив в неё стандартные орнаменты и композиции, которые соответствовали требованиям коммунизма. Советские художники других направлений пытались сделать элементы росписи более натуралистичными и станковыми.
Мастера, занимающиеся жостовской росписью, были против этих нововведений. Они понимали, что таким образом искусство потеряет свою уникальность. Станет блеклым и ничем не примечательным. Преданность любимому делу и понимание уникальности этого направления, помогли ведущим художникам отстоять право жостовской росписи на существование. Искусство потерпело изменения, но совсем небольшие.
После тяжелого периода, традиционное творчество быстро было восстановлено и продолжало приобретать популярность. Мастера достигали новых высот. Их работы стали попадать на международные выставки. Вскоре жостовская роспись была признана исконно русским искусством.
В то время иметь в доме подносы и посуду, расписанную в этом стиле, было престижно. Русские старались покупать изделия в наборах, чтобы вся кухонная утварь составляла гармоничную композицию. Посуду дарили на праздники, в день свадьбы и на юбилеи.
Ближе к настоящему времени роспись все-таки потерпела небольшие изменения. Они были связаны с достижениями современности. На протяжении последних 60 лет производством расписной посуды занимается Жостовская фабрика, расположенная у истоков этого искусства.
Жостовская роспись (картинки с примерами расписной утвари можно рассмотреть далее в статье) несмотря на небольшие изменения в процессе изготовления продукции, фабрики стараются поддерживать традиции.
Рисунки на посуде мастера создают вручную. Машинное нанесение краски полностью отсутствует. Каждому расписному предмету присваивают уникальный номерной знак. Формы поддонов и подносов стали разнообразными.
Какими бывают подносы:
Сами изделия делают на станках. Часто мастера создают предметы уникальных форм. Они заказывают заготовки в цехах и у кузнецов. Форма изделия зависит от его функционала. Декоративные подносы обладают плавными формами, а те, что будут использованы для переноса еды и сервировки стола, создают удобными для мытья и использования в быту в целом. Поднос может быть оснащен ручками, а также петлями, за которые можно подвесить посуду на стену или в шкаф.
В настоящее время жостовская роспись остается популярной. Работы специалистов высоко ценятся и продолжают выставляться на международных выставках, а также на аукционах.
Особенности росписи
Жостовская роспись (картинки с фотографиями разной посуды помогут лучше рассмотреть традиционный орнамент) остается семейным промыслом. Часто родители начинают обучение детей в раннем возрасте. Зачастую они сами занимаются этим искусством. Юные мастера тратят несколько лет на обучение и только к совершеннолетию им становятся доступны все секреты создания традиционного рисунка. В последствии, профессионалы становятся наставниками для младшего поколения.
Роспись жостовских подносов производится только вручную с помощью беличьих кистей
Главные правила создания рисунка:
Ещё 1 главная особенность – нанесение мазков слоями в определенной последовательности. Сначала мастер покрывает изделие черной краской. Затем приступает к рисованию цветочных мотивов, комбинируя яркие и пастельные оттенки. Благодаря такой технике нанесения краски, рисунок получается красивым, контрастным и притягивающим внимание.
Для украшения посуды художники используют традиционные композиции:
В конце работы мастер присваивает изделию номерной знаки и оставляет автограф в углу изображения. Эти элементы свидетельствуют о подлинности росписи. Красивые цветочные композиции превращают обыкновенные черные подносы в произведение искусства.
Цвета жостовской росписи
Традиционно, для оформления разных частей рисунка, используются следующие оттенки:
Фон | Черный, серебристый, синий, красный, темно-зеленый. |
Цветы | Красный, оранжевый, розовый, желтый, голубой, синий. |
Листья | Зеленый, светло-зеленый, жёлтый, белый, золотой. |
Зооморфные элементы | Коричневый, оранжевый, желтый, красный, белый, серый, синий. |
Рамка (борта подноса, края посуды) | Золотистый, серебряный, желтый, красный, черный. |
После сложного периода в развитии росписи (1930 г.), яркие краски стали разбавлять пастельными оттенками. На цветах часто изображают блики белой краской. Зооморфные элементы стали выглядеть более реалистично, чем раньше. В целом роспись стала более разнообразной.
В последнее время (с 1970 г. до сегодняшних дней) популярным цветом для оформления фона стал оттенок «слоновая кость». На светлом, слегка бежевом фоне, яркие цветочные букеты сморятся не менее элегантно, чем на тёмном цвете. Светлый фон выглядит более мягким и придает посуде нежный, уютный характер.
Жостовская роспись, картинки, изображенные на посуде и другой кухонной утвари, благодаря широкому цветовому спектру привлекают внимание даже тех людей, которые не интересуются традиционным творчеством. Этот факт всегда был знаком того, что искусство действительно является уникальным и интересным.
Элементы и узоры жостовской росписи
Картинки, состоящие из элементов жостовской росписи, в ранний период выглядели чуть иначе. Линии были менее плавными. Цветов краски для создания рисунка использовалось меньше. На расписной посуде 1830-1900 гг. основными элементами выступали пейзажи, цветочные букеты и тройка лошадей.
В процессе развития творчества и появления новых художников, которые имели различные взгляды на искусство живописи, композиции стали меняться. На авторских работах новых мастеров стали появляться ландшафтные пейзажи, изображения водопадов, горные виды и замки с красивой, готической архитектурой.
Часто использовались сюжетные рисунки, которые отображали повседневную жизнь людей того времени. Например, можно найти снимки подносов и посуды, созданной в 1890-1900 гг. На них нарисованы дети, катающиеся на санях, упряжки с лошадьми и кучером, чаепитие с самоваром. Также были популярны изображения людей, плетущих лапти.
Позже главными композициями стали изображения цветочных букетов. Цветы могут быть разными: полевыми, садовыми, мелкими и крупными. В середине рисунка часто изображают крупные бутоны или раскрывшиеся соцветия. По краям рисуют цветы поменьше. Мелкие соцветия располагают между основными цветами, закрывая пустые пространства.
Роза – самый распространённый цветок, который изображают на рисунках жостовской росписи. Раскрытые лепестки выглядят ярко и необычно. Можно встретить изображение, где нарисованы розы в разной степени открытости цветка, от тугого бутона до полностью раскрытой и слегка увядающей розы.
Какие еще цветы можно увидеть на посуде, украшенной в стиле жостовской росписи:
Композиции не выглядят однотипными потому что художники вносят в них разнообразия, дорисовывая к букету ягодные грозди, фрукты и другие плоды. В итоге получаются красочные орнаменты.
С 1920 г. и до сегодняшнего дня, в жостовской росписи сохранились зооморфные мотивы и цельные изображения птиц и домашних животных. Эти рисунки выглядят весьма реалистично и хорошо сочетаются с цветочными узорами. Самый популярный вид птиц, который запечатлеют живописцы – павлин, или же жар-птица (феникс). Художник прорисовывает самые мелкие детали, перья, хохолки, торчавшие волоски. Часто длинный хвост изображают в виде цветочного ковра.
Если специалист выбрал менее реалистичное направление, то он рисует контур птицы и заполняет её крупными узорами произвольной формы. Чаще всего цвет таких рисунков желтый, а обводка и затемнение деталей выполняется оранжевой, либо красной краской.
Также популярны изображения петухов, жаворонков, хохлаток и соек. На темном фоне часто рисуют глухаря. Темно-синий цвет его перьев почти сливается с чёрным фоном, однако художники умело высветляют контуры птицы белой краской, от чего создаётся эффект, будто глухарь откуда-то из темноты. Из представителей животного мира, на рисунках можно заметить лошадей, оленей, медведей, реже котов и тигров.
Иногда на декоративной посуде можно встретить изображения рыб. Они не бывают реалистичными. Обычно контуры заполняют узорами, подбирая оттенки краски, сочетающиеся с основным цветочным орнаментом. Цветы при этом рисуют так, чтобы они напоминали водоросли. Рисуют длинные, вьющиеся стебли и мелкие соцветия тёмно-зеленого, желтого или красного цвета.
Сегодня технологии нанесения краски и состав материалов для рисования усовершенствованы, что позволяет живописцам украшать не только деревянную и металлическую посуду. Роспись можно выполнить на стекле, керамике и коже.
Краска не стирается и не откалывается. Поэтому подлинные изделия, выполнение известными мастерами стоят дорого. Сервизы, подносы и тарелки часто приобретают в качестве сувенира для юбиляров, а также их собирают в коллекции ценили антиквариата.
Техника создания узора
Жостовская роспись (картинки на разных поверхностях рисуют, используя одинаковую технику) создается в 9 этапов.
1 этап – замалёвка. Как он осуществляется:
Посуду вынимают из шкафа и остужают.
Далее начинается 2 этап – выправка. Художник прорисовывает формы крупных элементов более четко. Добавляет новые слои краски, делая набросок ярче.
Следующий, третий этап, называется «тенёжка». Как он осуществляется:
4 этап – прокладка. Художник использует пастельные тона. Он выделяет светлые части растений, накладывая более плотные слои краски.
5 этап – бликовка. Как он осуществляется:
6 этап – чертёжка. Художник использует тонкую кисть и белую краску. Теперь он наносит четкие и яркие линии. Обводит по контуру все светлые участки рисунка. Выделяет края бутоны, кончики листьев и блики на ягодах.
7 этап – семенцовка. Используя желтую, оранжевую, свето-зелёную и белую краску, мастер прорисовывает тычинки, пестики и семена. Добавляет несколько мелких точек на фоне. Обычно они имитируют мелкие цветы.
8 этап – привязка. Это процесс «связывания» картинки в единое целое. Художник заполняет просветы между крупными деталями рисунка. Это могут быть точки, мелкие цветы, лепестки и крохотные листья. На все эти элементы также накладывают тени и высветляют блики.
Букеты, связанные в пучок, либо разбросанные цветы украшают тонкими травинками. Их рисуют светло-зелёным, темно-зелёным и желтым цветом. На светлом фоне трава может быть коричневой или темно-желтой. Живописец заполняет пустые пространства так, что трава образует легкую паутинку. Без этого этапа рисунки выглядели бы менее реалистично. Большие просветы между основными элементами приглушают привлекательность картинки.
Последний, 9 этап – оформление рамки. Рамку рисуют другие, специально обученные специалисты. В основном используют краску металлических цветов: золото, серебро, реже бронза. На светлом фоне нередко рисуют узоры черной или красной краской.
Орнаменты, которые используют для оформления бортов посуды – это силуэты листков и лепестков. Иногда это могут быть мелкие соцветия, а также переплетающиеся между собой линии и геометрические фигуры. Реже используют силуэты животных.
Рамка может быть многоуровневой, например: 1 круг состоит из линий, образующих ровные, идентичные друг другу петли. Следующий круг расположен под первым. Он состоит из четырехлистников. Последний круг – точки и мелкие цветы.
Жостовская роспись существует уже давно, и хотя искусство переживало трудные времена, оно мало изменилось, и поэтому его можно считать исконно русским ремеслом. Картинки помогут ценителям традиционного творчества научиться отличать подлинные фабричные работы от копий.
Автор статьи: Фролова Екатерина
Видео-уроки жостовской росписи
Жостовская роспись для начинающих: