Что изображают на каргопольских игрушках

Каргопольская глиняная игрушка

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

Источник

Каргопольская игрушка

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Каргопóльская игру́шка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.

Содержание

Возникновение промысла

Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Особенности производства

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Иван. Вирентург. и Екатерина. Абдулаева. Дружининых, работавших в 1930-х—1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.ха ха ха

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х годах А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

Особенности каргопольской игрушки

Современная каргопольская игрушка

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Использование новых форм и сюжетов

Бабкина и другие мастера

Источник

Самобытный сувенир или все, что нужно знать о каргопольской игрушке

Каргопольская игрушка, созданная из глины, считается традиционным промыслом жителей Архангельской области. Изделия являются прекрасным сувениром, который хранит в себе долгую историю развития гончарного мастерства. Неуклюжие фигурки мужчин и женщин, затейливые животные, сказочные герои – все эти игрушки занимают важное место в русской культуре. Продукция из Каргополя радует потребителей в наши дни так же, как и несколько столетий назад.

История промысла

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Гончарное дело зародилось в Архангельской области в десятом – тринадцатом веке. При раскопках археологи нашли фрагменты посуды и прочие элементы быта. В этом крае вели добычу глины, которая идеально подходила для ручной лепки и проведения работ на гончарном кругу. Расцвета ремесло достигло в девятнадцатом веке.

Изначально промысел не был основным источником дохода для жителей Каргополя, а служил чем-то наподобие хобби, которое приносит дополнительную, пусть и небольшую прибыль.

Мастера усаживались за гончарный круг в зимний период, когда не было необходимости участвовать в полевых работах. Готовые изделия продавали на рынках и ярмарках. За зиму искусный мастер мог слепить от четырехсот до восьмисот горшков. За их продажу он получал до пятнадцати рублей, великие деньги по тем временам.

Изготовлением посуды из глины занимались все, независимо от пола и возраста. Ребятня, начиная с восьми лет, пыталась сотворить маленький шедевр из остатков материала. Большой ценности игрушки не имели, стоили немного. Чаще всего их просто раздаривали.

Некоторые торговцы расписывали свистульки насыщенными красками, привлекающими внимание, и использовали изделие в качестве рекламы. Дети, завидев предмет, переливающийся всеми цветами радуги, незамедлительно требовали у родителей приобрести игрушку. А те заодно приобретали нужные для хозяйства вещи, например, горшки или крынки.

Традиции промысла дошли до наших дней практически без изменений. Однако в середине двадцатых годов спрос на каргопольские игрушки упал, а спустя десятилетия производство вовсе прекратилось. К 1950 году осталась всего одна мастерица, специализирующая на создание глиняных сувениров. Ее изделия до сих пор можно отыскать в музеях народного промысла.

Символика каргопольской игрушки

Большинство фигурок сохранило оттенок древних традиций. Чаще всего мастера выполняли одиночные образы, сюжетные постановки встречались крайне редко.

Берегиня

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Символизировала землю. Представляла собой облик женщины с оголенным бюстом. Фигурка несла тайный смысл и была напрямую связана с обрядовой тематикой, которую так любили наши предки.

Земля для простолюдина была «живой», она засыпала на зиму и пробуждалась с первыми лучами весеннего солнышка. Пила воду и приносила приплод в виде урожая. Как настоящая мать заботилась о людях, дарила им еду, поила и оберегала от несчастий. В глазах славян земля являлась символом чистоты и света.

Фигурки берегини окрашивали в белые тона. Голова бабы была увенчана светилом. Руки, держащие птиц, воздеты к небу с просьбой о тепле, который так необходим для плодородия. Пташки считались вестниками завершения зимы, своим пением они прогоняли стужу, несли радость.

Медведь

Знак плодородия. У славян существовало поверье о наличии связи между культом косолапого и женщинами. После венчания молодоженов встречал гость, ряженный в медведя либо настоящее животное.

Большинство ремесленников ассоциируют мишку с радушным хозяином леса, который встречает гостей пирогами. Косолапый – это веселый балагур, хорошо играющий на гармони. Иногда медведя изображали в лапах с птицей и декорировали крестом большого размера.

Олень. Лось. Баран

Символы неба. Об олене ходила масса легенд, сложены красивые песни и слагались былины. В древних преданиях рассказывают, что животное обладало серебряными копытцами, а рогами освещало все вокруг.

Поскольку олень имел коричнево-красную шерсть, его нередко ассоциировали с солнцем. В память о легендах каргопольские мастера изображали на боках «рогачей» золотистые или бурые круги, символизирующие вечное движение светила.

Полкан

Символ солнца. Фигурка огромного и доброго богатыря, защищающего мирных людей от нечистой силы. Наполовину мужик был отважным генералом с крепкой грудью и окладистой бородой на круглом лице. А вот туловище ему подарили лошадиное. На груди защитника сияет светило. У славян Полкан ассоциировался с Ярило, богом солнца.

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

У наших предков было принято выбирать подобного защитника из настоящих людей. Обычно им становился крепкий мужчина высокого роста. Чтобы земля плодоносила, его роняли на почву, пели обрядовые песни.

В ночь перед посевом Полкану нельзя было иметь близость с супругой. После пробуждения он надевал чистое бельё, снимал брюки и в одной сорочке приступал к работе. По мнению славян, его поведение напрямую воздействует на природу.

В каргопольской игрушке Полкан символизировал образ непобедимого богатыря. Причем его никогда не изображали молодым, обычно это статный старец.

Тяни-толкай

Еще одно загадочное существо, которое часто лепили гончары. По внешнему виду напоминает двухголовую лошадь. Одну часть окрашивали в белый цвет, другую в темный. Между ними размещался всадник.

Орнамент каргопольской игрушки

Узоры, которыми покрывают глиняные изделия, практически не изменились. Основные элементы: круги с пятнами другого оттенка, «ёлочки», «гребёнки» и т.д. Каждая деталь несла определенный смысл. Образ, запечатленный в игрушке, являлся отголоском прошлых представлений об огне.

Орнамент каргопольских изделий отличался простотой и напоминал вышивку северян. В цветовой гамме главенствовали такие оттенки, как зеленый, белый, красный. Алый являлся символом солнца и небесного огня. Со временем знаки, нанесенные на поверхности игрушки, утратили магический смысл.

Мастера все чаще прибегали к бытовой тематике, в росписи появились детали праздничного одеяния славян.

Технология изготовления

Первым этапом в создании глиняной поделки становится подготовка сырья. Каждый мастер на этой стадии использует собственную методику: кто-то подсушивает глину, потом превращает ее в порошок и соединяет с водой. Другие предпочитают замешивать материал до консистенции теста и высушивают. Ряд мастеров вовсе игнорирует процесс подсушивания.

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Фигурки делают из цельного куска, иногда вводят дополнительные элементы. Каргопольские игрушки отличаются простотой изготовления. Материалу придают незамысловатые формы в виде человеческого тела или торса животного. Образ героя обобщенный, без лишних деталей. Можно даже сказать слегка примитивно.

После придания нужной формы игрушку обжигают. Многие мастерицы в былые времена для этой процедуры использовали домашнюю печь. После завершения тепловой обработки заготовку помещают в густой раствор из муки.

Пригоревшая мука образовывала на поверхности изделия замысловатые узоры темного цвета, которые в дальнейшем покрывали разными красками. Использование подобной технологии помогало придать готовым сувенирам объемность и рельефность.

Финальным этапом создания игрушки становилось окрашивание. Ранее ремесленники для этой цели применяли смесь из красящего пигмента и перемолотого мела. Благодаря этому изделие приобретало светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки

Архангельские товары не отличаются насыщенной и разнообразной цветовой гаммой. Чаще всего мастера выбирали нейтральные тона, например, зеленый или синий.

Каргопольская роспись была слегка однообразна, но при этом оттенки старались выбирать яркие, которые сразу бросаются в глаза и привлекают покупателя. Все фигурки имели примитивный узор, состоящий из линий, геометрических форм, растительности.

Угасание и возрождение каргопольского промысла

Гончарное дело в Каргополе процветало и активно развивалось до 1917 года, когда страну настигла революция. С этого момента промысел стал «чахнуть», интерес к товару неумолимо падал. Новая власть особо не заботилась о сохранение ремесла как культурного наследия России.

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

К 1930 году на Руси практически не осталось умельцев в данном направлении. Один из немногих ремесленников, кто был верен искусству – Иван Дружинин, проживающий в деревеньке Гринево. Его игрушки признаны классикой, манера их создания максимально приближена к старинной технике.

Изделия имели минимум деталей, массивную основу и плавные формы. Для росписи продукции Дружинин применял методику предков, смешивая природные красители. По этой причине все его изделия отличаются сдержанными оттенками.

В этом же поселении проживала еще одна мастерица – Ульяна Бабкина. Она занималась лепкой игрушек с пятнадцати лет и не оставила любимое занятие до последних дней. В 1950 году она осталась единственным ремесленником, создающим глиняные игрушки. Именно в работах Бабкиной впервые появились сложные формы, она делала сценки с конкретным сюжетом, придавала образам динамичность.

Благодаря уникальному таланту женщины, в шестидесятых годах интерес к каргопольской игрушке начал возрождаться. В 1967 Союз художников инициировал открытие в Архангельской области гончарного цеха. Во главе предприятия встал Александр Шевелёв, являющийся потомственным ремесленником из Токарево.

Новые изделия стали более сложными, появилось много мелких деталей. Для росписи использовали масляные краски и темперу, это помогало придать фигуркам яркие оттенки и насыщенность. Однако по примеру предков современные мастера старались избегать слишком броских расцветок, иначе игрушки выглядели бы аляповато.

С 2003 года в Каргополе функционирует музей семьи Шепелёвых (потомственных гончаров), которые до сих пор не бросили любимый промысел. Здесь проводят мастер-классы для всех желающих овладеть навыками изготовления глиняных фигурок.

Заключение

Каргопольская игрушка – это самобытный сувенир, который несет в себе богатейшую историю Руси и развития гончарного дела. Неуклюжие, на первый взгляд, фигурки пользуются большой популярностью, ведь они наполнены крестьянским духом и любовью к родине. Чтобы создать глиняное изделие требуются не только особые навыки, но и талант, дарованный Богом.

Из видеоролика вы получите дополнительные сведения о каргопольской игрушке.

Источник

Каргопольская игрушка

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть фото Что изображают на каргопольских игрушках. Смотреть картинку Что изображают на каргопольских игрушках. Картинка про Что изображают на каргопольских игрушках. Фото Что изображают на каргопольских игрушках

Каргопольская игрушка на сегодняшний день является сувенирной продукцией, отличающейся природным своеобразием, и несущим в себе богатейшую историю северных народов. Название этой игрушки произошло от названия местности в Архангельской области. Город Каргополь и все окружающие его деревни являются настоящей родиной этой удивительной глиняной игрушки. Суровые края, расположенные в дремучих лесах, с непроходимыми топкими болотами вокруг, богатейшие самым доступным материалом – красной глиной, издревле славились талантливыми гончарами.

Северные крестьяне в свободное от сельскохозяйственных работ время и в зимний период, садились за гончарный круг, порою целыми семьями, и работали над созданием глиняных изделий, изготовление которых являлось дополнительным средством к существованию. Известны имена таких талантливых гончаров, как Дружинин И.В. и Бабкина У.И. Музеи в первую очередь приобретали работы мастера Дружинина И.В., его игрушки славились и считались классическими. Бабкина У.И. – это единственный человек, кто в период 50-х годов хранил традиции народного искусства. Благодаря ей на Каргопольскую игрушку вновь было обращено внимание, и в Союзе художников был рассмотрен вопрос о возрождении почти целиком утраченного промысла.

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то что на фигурке присутствуют яркие оттенки, выглядит она приглушенно. Лицо расписывается довольно условно. Из глины, которая оставалась после изготовления основного изделия, для малолетних детишек крестьяне делали игрушки. В основном это были одиночные фигурки людей с плоскими лицами, с обобщенными деталями одежды и фигуры, напоминающие «каменных баб», а так же животных. Все эти творения расписывались при помощи сажи и золы, с применением различных узоров и орнаментов. Жизненный век этих игрушек был не долог, и полного представления об игрушках того периода мы, к сожалению не имеем.

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

По сей день есть мастера, которые занимаются лепкой каргопольских игрушек, но они изготовляются уже не из той красной глины, а из разных ее сортов, и раскрашиваются яркими современными красками. Игрушки имеют большое количество отличий от тех первых игрушек, украшенных сажей и смолой, несмотря на то, что современные мастера гончарного дела стараются придерживаться древних обычаев создания игрушки. В настоящее время Каргополь по-прежнему остается центральным городом изготовления игрушек. Опыт многих поколений художников дает нам сегодня возможность погрузиться в сказочный мир народной игрушки.

Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появляется желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе. Сегодня каргопольскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и лепят каргопольские игрушки, являются Шевелёва, Журавлева, Митрохина, Полуянова и другие мастера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *