Что изображали древние художники и скульпторы
Первобытное искусство. Когда, где и почему началось искусство?
Искусство старше, чем государство и собственность, земледелие и скотоводство. Что это было за искусство? Было ли оно примитивным?
Искусство не началось в строго определенный момент. Оно постепенно вырастало из не искусства, развивалось и видоизменялось с создающим его человеком. Дени Виалю считает, что доисторическое искусство еще до sapiens рождается из древнего соучастия человека и его орудий, которыми он манипулировал и которые совершенствовал. Красота, некий эстетический импульс присутствует уже в самой форме наконечника. Эстетическое начало присутствует в любой лаконичной вещи, но все же эту деятельность еще нельзя назвать изобразительной, то есть передающей образ мира.Самые ранние находки относят к верхнему палеолиту. Человек верхнего палеолита (40-12 тыс. до н.э.) являл собой homo sapiens (человек разумный). Ходил прямо, владел членораздельной речью, умел выделывать сложные орудия из камня, кости, дерева и рога. Родовые коллективы жили охотой на дикого зверя, начинали объединяться в племена.
Уже в самых доисторических эпохах искусство существовало, что подтверждают археологические находки. В потайных скалистых пещерах археологам удавалось находить целые художественные музеи и не где-нибудь в одном месте Земли, а в разных уголках света. Научная археология начала активно развиваться в XIX в. В западной Европе обнаружено около 300 пещер, сохранивших на своих стенах произведения палеолитического искусства. Около 70 из них отнесены к категории «гигантов». Наибольше число пещер открыто во Франции (около 150 памятников), в Испании 130 пещер, в Италии – 25, в Португалии – 3. Самая северная пещера расположена в Британии. В России произведения палеолитического искусства, преимущественно портативного (резьба по кости, гравированные и раскрашенные гальки, скульптуры из бивня) обнаружены в районе бассейна Верхней Волги (Зарайск, Сунгирь) и среднего Дона (Костенки), за Уральским хребтом в бассейне Верхнего Енисея, Забайкалье, на Ангаре.
Почти во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, где были найдены среди прочего: силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах, человеческие фигурки из камня и кости, большие скульптуры животных, рисунки, резьба и рельефы на скалах …. Мы не можем назвать эти предметы иначе как художественными произведениями.
Палеолитическое искусство Европы представлено двумя видами памятников:
Линия, контур, силуэт.
Линия – как явление была освоена уже в начале верхнего Палеолита.
Альтамира, Испания. Фриз из извилистых линий.
Сохранились линеарные, не фигуративные рисунки, проведенные пальцами с применением разведенной охры или выгравированные специальными орудиями. Исследователь Аббат Брейль в шутку назвал их «макаронами», в последствии этот термин вошел в обиход исследователей доисторического искусства. Криволинейные, или меандровые, рисунки покрывают стены пещер иногда на очень значительной (до 6 метров) площади. Меандры несли определенную смысловую нагрузку. Возможно, это знаки освоения пещерного пространства и маршруты, по которым двигались предки или души людей. У австралийских аборигенов есть похожие рисунки, которые символизируют странствие души во время сновидений.
Часто встречаются охровые отпечатки рук. Анализ подобных явлений привел археологов к выводу о том, что охровые отпечатки ладоней рук, которые принадлежат женщинам и мужчинам разного возраста, детям и даже людям с беспалыми кистями рук (инвалидам) есть нечто иное, как авторские подписи под первобытным живописным полотном. Это красноречиво свидетельствует о том, что творчество было коллективным настолько, что в нем принимали участие все члены общины.
Ранних рисунков до определенного периода было известно немного – одиночные, выполненные контуром фигуры имели правильные пропорции, но были лишены объема. Со временем первобытный художник применяет импрессионистические приемы, смягчая резкие линии за счет показа шерсти и волос, делая контур более расплывчатым.
Посмотрите на эту монолитную, мощную фигуру бизона из пещеры Альтамира. Какое точное ощущение анатомии и пропорций! Рисунок не просто контурный, но и объемный. Фигура передана экономными, смелыми штрихами, в сочетании с большими пятнами краски. Бизон полон жизни. Это не элементарный рисунок. Ему мог бы позавидовать современный художник-анималист. Первобытное искусство не было «детскими каракулями».
В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах, но к этому времени Саутуола уже умер.
Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Возраст 15-8 тыс. лет до н. э.. Рисунки, выполненные охрой, углем, гематитом и другими натуральными красками, покрывают стены и потолки практически всех помещений. Большой плафон Альтамиры включает изображения около 20 бизонов, одной лошади, двух кабанов и нескольких ланей.
Рисунки первобытного человека не были примитивными каракулями. Точность рисунка и тонкость гравировального мастерства сочетаются с массой полутонов, полученных от смешения черной, красной, коричневой и желтой красок. Черная линия наносилась на манер искизного наброска, затем добавлялись необходимые цвета, иногда ясно видны последующие подправки кистью и скребком, подчеркивающие пряди шерсти загривка или хвоста, выявляющие рельеф мышц.
Достигался эффект трехмерного изображения: своеобразная манера рисования: оставляя контуры темными, они закрашивали фигурки животных цветными красками разной тональной интенсивности.
В пещере Шове (Франция) древние художники выскабливали и разравнивали стены перед нанесением рисунка. Сперва процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем.
Пещера Шове, Франция (открыли в 1994 г.) считается одним из главных пещерных бестиариев. Лошадей, бизонов и зубров тут значительно меньше, чем в других пещерах, зато Шове – единственная пещера, где доминируют изображения мамонтов и шерстяных носорогов (не уступали мамонтам по габаритам).
Рисунки в Шове достигают 30-33 тыс лет. В Шове также обнаружено 36 изображений львов, 15 медведей, одни гиена и одна пантера. Лошадей – 35, бизонов – 29. Северных оленей – 12, большерогих оленей – 3. Сгруппированные в определенных частях пещеры, они дали название «вестибюлю медведей», «Панно львов», «Панно лошадей», «Зал медвежьего черепа».
Первобытные художники активно использовали красный, черный и белый красители, составляющие треугольник семиотически значимых для человека цветов: Красный – кровь, Белый – материнское молоко и мужское семя – символ жизни, Черный – продукты разложение и экскременты. Для размельчения пигмента в пыль использовались песты и палетки, после растирания краску смешивали с водой, жиром животных и др. связующими веществами. Краски наносили просто пальцами или кистьями из перьев птиц и меха животных, размочаленными концами палочек, подушечками из мха или лишайника. В ряде мест, например, в Ляско, краски распылялись с помощью костяных трубочек на очень большую площадь. Остатки сухой краски сохранились внутри таких трубочек. Древние рисунки представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д.
Исследовали палеолитического искусства обнаружили, что обитаемые пещеры (где находили следы очага) оставались почти не украшенными настенными росписями. Там находили только портативное искусство. Из общего количество обнаруженных стоянок известно всего около 40 памятников, где было и настенное и мобильное искусство и там не было обнаружено следов обитания людей. Пещеры как места проведения магических ритуалов. В таких пещерах, как правило, выработаны обширные речные туннели. По всей видимости, они служили ритуальными центрами для нескольких связанных между собой родовых племен, что демонстрирует концентрация в них орудий деятельности и высокая творческая активность.
Пещера Ласко во Франции – еще один памятник искусства Верхнего Палеолита. Была случайно открыта в 1940 г. подростками. Изображения в Ляско на несколько тысяч лет старше и более разнообразны. На сегодняшний день в описи числится 1900 наименований рисунков.
В первом зале, который называется залом быков, прекрасный естественный свод словно бы из застывших облаков. Он ширина прохода 10 м, длина – 30 м, вместимость – 100 ч. Пещеры типа Альтамира и Ласко наполнены хриплым дыханием несущихся вскачь животных. Зал быков переходит в узкий коридор-тупик. Животные в панике бегут в разных направлениях. Лежащий на спине конь с вытянутыми к небосводу копытами — добыча загонной охоты, когда огнем и криками животное гонят к отвесной скале, и оно падает с нее и разбивается.
Первобытное искусство верхнего палеолита имеет синкретический характер. С точки зрения действий, вкладываемых эмоций, выразительной формы рисунка это было искусство, но оно еще шло неразрывно с другими формами общественными сознания, такими как религия и познание окружающего мира. Человек формировал свой духовный мир через познание и освоение мира дикой природы, мира зверей, который он пока осознавал яснее, чем самого себя.
Но зверь не только добыча, жертва, но это еще и объект преклонения. В наскальных рисунках, чувствуется особое отношение человека к зверю, его почтение и восхищение. Есть изображения животных и не имеющих отношения к конфронтации с человеком.
Изображения животных в эпоху верхнего палеолита больше похожи на «портреты», чем немногочисленные изображения человека.
Одним из самых прекрасных портретов животного считается так называемая «китайская лошадь». Название — дань восхищения совершенством рисунка мастера из Ляско, напоминающая китайскую гохуа. Черный мягкий контур, наполненный и истаивающий, не только создает абрис, но и моделирует массу тела. Короткая, как у цирковых лошадей, грива, гулкие в бешеной скачке копыта. Охра не заполняет все тело — живот и ноги белые.
В «святилище» пещеры Труа-Фрер насчитывается несколько сотен фигур, составляющих 18 панно. В центре «святилища» расположен колодец, над которым изображен «рогатый бог» — существо с хвостом лошади и головой оленя, но человеческим, судя по коленным и локтевым суставам, хоть и покрытым шерстью туловищем.
Фигура по мнению Брейля принадлежит к немногим произведениям кроманьонского искусства, дающим представление о ритуалах и обрядах первых современных людей.
В пещерах Альтамира, Ляско, Комбарель, Труа-Фрер и других больших пещерах практически нет рисунков не перекрытых другими изображениями. Настенные рисунки создавались в разное время. Об этом свидетельствует и наслаивание изображений одно на другое, и углеродный анализ. Палимпсеты доходили до 13 слоев. Из-за палимпсетов сложно вычленить сцены или взаимосвязанные композиции. Здесь, по выражению французов, царит l’heureux désordre des figures [Блаженный хаос фигур (фр.). Поэтому некоторые специалисты склоняются к тому, что первобытный человек не мыслил свое искусство в контексте среды, обстановки. Не понимал композиции. Но пещерный художник часто создавал рисунки поверх других рисунков, считая, что под рисунок предназначено на стене специальное место в соответствии с определенным ритуалом или обычаем (подобно тому, как из года в год огонь разводят на одном и том же месте).
Обьемная пластика. 27-20 тысяч лет назад.
«Палеолитические Венеры» — обнаженные женщины с яркими признаками пола. К настоящему времени Франции, в Бельгии, Италии, Германии, Австрии, Чехии, Словакии, в Украине, в России обнаружено более ста «Венер», большинство сравнительно небольшого размера — от 4 до 25 см. Вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики.
Несмотря на искусность они совершенно обезличены. Палеолитическая Венера с ее вздутым животом, мешками грудей – сосуд плодородия не более того. Отношение к человеку более «животное», в отношении к зверю больше «человечности». Судить по этим скульптурам о женщинах ледникового периода, все равно что по картинам Пикассо судить о женщинах ХХ века.
Не то чтобы палеолитический художник не умел изображать женскую красоту, такой цели не стояло. Весь облик «Палеолитических Венер» подчеркивает генетативные функции «сакральной» женской природы и отсылает к темам смерти, рождения, возможно реинкарнации. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она – вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка – все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Есть версия, что «венеры» являлись изображениями «Матери Земли», беременной умершими, всегда производящей на свет жизнь, изображение рода в его протяжении от предков к потомкам.
Классический палеолитический канон, на основании общего эталона палеолитических Венер: груди и бедра вписываются в круг большего или меньшего размера, а вся фигура вписывается в ромб.
Композиция барельефов из Лосселя, реконструированная исследователем С.Н. Замятиным символизирует сопряженность женской природы с лунным календарным циклом. В центре изображена фигура с приподнятыми руками. В правой руке кожаный сосуд или желудок животного. По мнению Г.П. Григорьева – вульва. Слева женская фигура с головой, обращенной к центральному персонажу, в правой руке – рог бизона, острым концом к центру. Справа – симметрично построенное женское изображение тоже с рогом повернутым к центру.
Хрестоматийную известность получили головка женщины из Брассемпуи (Ланды), вырезанная из бивня мамонта. Ее высота всего 3,7 см. Была найдена в 1894 г. во время раскопок Пьетта и Лапортери. Скульптура резко контрастирует с безликими, тучными богинями, воплощающему иррационально-витальные силы природы. Изображены глаза, нос, головной убор, прическа до плеч. Головной убор и прическа украшает и головку из бивня мамонта со стоянки Дольни-Вестоницы (Чехия). Высота 4,5 см. Проработанные черты лица с большими продолговатыми глазами и обозначенными зрачками.
Искусство мезолита и неолита
В эпоху мезолита человек начинал осознавать себя не только как часть дикой природы, вокруг него, но и как часть уже довольно сложного коллектива. Развивается скотоводство и земледелие. Была одомашнена собака. Широкое применение получили лук и стрелы. В отличие от палеолита люди мезолита способны к самоидентификации и художественной передаче событийной деятельности через хорошо скомпонованные жанровые сцены.
Отношение к зверю меняется, уже нет того восхищения и преклонения. Если раньше изображения зверей по силе вкладываемых эмоций можно было назвать портретами, то теперь это были больше схематические рисунки. Наивная вера палеолитического художника в немедленный практический результат рисунка, в его доподлинную реальность ослабевает. Новые черты в изображении человека: гибкие линии, сокращенный ракурс, перспектива и движение символизируют не столько прорыв в мастерстве, сколько изменение в мировоззрении – человек начинает играть доминирующую роль. Это искусство демонстрирует динамичные действия в разнообразных жанровых сценах, что было чуждо ледяной эпохе.
Развивается композиция, становящаяся главной целью художника. Для этого он выделяет наиболее яркие или динамичные сцены, такие как погоня и добыча зверя, засада, преследование. Отдельно прорисованные натуралистичные образы (как было в палеолите) теряют свою независимость в угоду композиционному единству. Возобладает батальная тематика: вооруженные конфликты, сцены, интерпретируемые как казнь…
Все в сцене подчинено изображению стремительного движения вперед, спешки, переполоха. Ноги едва касаются земли. Тела вытянуты, грациозны. Ясные и четкие линии передают напряженное состояние вооруженного конфликта.
В изображениях тетевы, лука и стрел имели в толщине всего несколько милиметров. В сравнении с палеолитом эти изображения совсем не велики, иногда меньше человеческой ладони. А некоторые и вовсе с ноготь большого пальца. По мнению А.Д. Столяра использование на охоте стрел и лука стало катализатором новой меры пространственного видения. Механизм прицеливания открыл для художника путь для последующего развития перспективных построений.
Главной функцией первобытного искусства становится не магический ритуал освоения и противостояния миру дикой природы, а коммуникация с другими людьми. Теряется прежнее стремление человека как можно более реалистично и эмоционально изобразить предмет, чтобы донести информацию достаточно схематично изобразить его. Здесь лежат истоки пиктограммы – рисуночного письма.
Первобытные времена и древнейшие цивилизации представляют нам разнообразное множество различных идолов и древних статуй. Но в них мы увидим много общего со скульптурой модерна, авангарда и современности. С той лишь разницей, что древние мастера ваяли свои творения таким зачастую грубым необтесанным, примитивным образом, потому что не обладали достаточными навыками ремесла, а скульпторы ХХ века предумышленно.
Урок 1. Искусство первобытного общества и Древнего мира
Желание творить появилось у человека практически сразу, как только он стал человеком. Зачатки искусства впервые появились у неандертальцев, и подтверждение тому найдены археологами.
По мере совершенствования человека совершенствовались и его попытки создать, пусть примитивные, но все-таки произведения искусства: наскальные рисунки, статуэтки и прочее. Обо всем этом мы поговорим на первом уроке курса.
Исследовав материал урока, вы узнаете, как зарождалось искусство в первобытном мире, как развивались различные виды искусства в древности, и получите представление об основных культурных объектах и произведениях искусства этого периода истории.
Содержание:
На нашем курсе мы будем изучать историю искусства в хронологическом порядке, т.е. от более ранних образцов искусства к более поздним. Начнем с искусства первобытного общества.
Искусство первобытного общества
Исследователи, изучающие искусство первобытной эпохи, обычно по-разному трактуют само понимание искусства применительно к древнейшему периоду истории человечества. В литературе можно встретить самые разные мнения относительно того, что можно считать зачатками искусства. И, соответственно, разные мнения относительно того, с какого момента вести отсчет истории искусства.
Чтобы точно ничего не упустить, видится логичным начать отсчет с самого начала, т.е. с тех образцов материальной культуры, которые хранят следы осмысленных попыток выйти за пределы их узкофункционального назначения. Чтобы было понятнее, о чем речь, уточним пару нюансов. Момент, когда древние люди научились делать орудия труда и предметы быта – это одно. А вот момент, когда они начали украшать орудия труда и предметы быта, – это уже момент начала истории искусства.
С точки зрения функций, не имеет никакого значения, будет кувшин украшен орнаментом или нет. Это, в том и другом случае, кувшин, в который можно налить жидкость. Аналогично дело обстоит с орудиями труда и охоты. Топор или копье смогут выполнять свои функции, не будучи украшенными орнаментом или росписью. Однако факт появления орнамента и росписи – это свидетельство того, что первобытный человек ощутил потребность украсить свою жизнь и нашел возможность это сделать. Именно поэтому мы начинаем изучение истории искусства со времен Среднего палеолита (он же Средний древний каменный век).
Искусство Среднего палеолита
Средний палеолит начался ориентировочно 300 тысяч лет назад и завершился примерно за 20-30 тысяч лет до начала нашей эры. Мнения ученых в определении конкретной даты окончания Среднего палеолита расходятся ввиду того, что расходятся их мнения, когда именно исчезли неандертальцы (палеоантропы), к периоду существования которых и привязана хронология данного периода.
Неандертальцы создали свою Мустьерскую культуру, названную так по имени пещеры Ле-Мустье во Франции, что на территории департамента Дордонь, где впервые были обнаружены образцы этой культуры. Мустьерская культура характеризуется бОльшим разнообразием и совершенством каменных орудий труда, чем в эпоху Раннего палеолита.
И, самое главное, именно в этой культуре впервые наблюдается выход за пределы исключительно функционального назначения орудий труда. На многих каменных ножах и скребках есть следы охры (красящего вещества), крестики, точки и линии, прорисованные в определенном порядке и напоминающие некий орнамент:
Основные раскопки в районе пещеры Ле-Мустье велись в 60-е годы 19 века под руководством французского археолога Луи Лорана Габриеля де Мортилье (1821-1898), однако их результаты будоражили общественность еще долгое время. В 1920 году американский художник Чарльз Найт (1874-1954) попытался по найденным останкам и выводам ученых воссоздать образ людей того времени. Так появилась картина «Неандертальцы у пещеры у пещеры Ле-Мустье»:
Немало образцов Мустьерской культуры обнаружено во время раскопок в Ла-Ферраси, тоже на территории департамента Дордонь, которые велись в 1902-1922 годах. К слову, это поселение древних людей просуществовало настолько долго, что раскопки позволили наблюдать развитие культуры от периода Среднего к периоду Позднего палеолита. Так, орнамент на орудиях Мустьерского периода, обнаруженных в Ла-Ферраси, чем-то похож на орнамент, который был на орудиях, найденных в Ле-Мустье:
Интересно, что неандертальцы из Ла-Ферраси украшали не только орудия труда, но и надгробия. Это достаточно интересная тема, и более подробно можно прочитать в книге «Мустьерские погребения Евразии: Возникновение погребальной практики и основы тафологии» [Ю. Смирнов, 2013].
В эпоху Позднего или Верхнего палеолита рисунки становятся все более совершенными, равно как и технология их исполнения. Об искусстве Верхнего палеолита мы поговорим позже, а сейчас расскажем еще об одном арт-объекте эпохи Среднего палеолита.
Это вырезанная из бивня мамонта статуэтка человека с головой льва, найденная при раскопках в Германии в Швабском Альпе буквально в канун Второй мировой войны. Точнее, найдены были порядка 200 мелких фрагментов, из которых уже в послевоенные годы ученые собрали подобие статуэтки, идентифицировав верхнюю часть как голову льва:
Результаты радиоуглеродного анализа показали, что фрагменты изделия пролежали в земле от 32 до 40 тысяч лет. Уточним, что 30-40 тысяч лет назад ареал обитания львов был заметно шире, чем сейчас, и захватывал, в том числе, Западную Европу и юг современной России. Так что древний скульптор вполне мог видеть льва живьем или в виде добычи вернувшихся с охоты соплеменников.
В контексте истории искусства это, скорее всего, первый случай, когда человек изготовил нечто, не имеющее прикладного функционала, не предназначенное для охоты, собирательства или приготовления пищи, и несущее исключительно эстетическую или духовную функцию.
Теоретически первенство может оспорить еще одна находка, сделанная на территории Германии. Это древняя флейта длиной 21,8 см и толщиной 8 мм, имеющая 5 отверстий. Считается, что ей примерно 35-40 тысяч лет. Правда, точно так же можно дискутировать относительно прикладного или сугубо эстетического характера музыки в первобытном обществе. Считается, что музыка в древности имела ритуальное значение и настраивала охотников на удачную охоту.
И, если для Среднего палеолита изготовление самодостаточных произведений искусства – это единичные случаи, в эпоху Позднего палеолита тренд получает намного большее распространение.
Искусство Позднего палеолита
Поздний или Верхний палеолит начался с окончанием эпохи Среднего палеолита и продлился примерно до 12-8 тысячелетия до нашей эры. Именно в этот период происходит формирование человека современного вида, дальнейшее усложнение орудий труда и произведений искусства. В том же Ла-Ферраси найдены камни эпохи Позднего палеолита, на которых черной краской нанесены контуры животных.
Еще более интересны находки, сделанные археологами в Испании. Так, в пещере Альтамира были найдены достаточно большие по размеру цветные изображения животных, причем художники явно стремились к детализации изображения, тщательно прорисовывая, например, глаза зверей:
Древние художники, помимо традиционных приемов нанесения изображения, использовали естественные неровности стен и потолков, чтобы создать объемные изображения животных. В качестве красящих веществ использовали охру, уголь, гематит (красный железняк).
Интересны и схематические изображения людей на стенах пещеры. Судя по положению в пространстве, это фигурки танцующих людей. Таким образом, мы имеем косвенное доказательство, что искусство танца зародилось в эпоху палеолита. Отметим, что общая длина пещеры Альтамира со всеми залами и коридорами составляет 270 метров.
Находкам, сделанным в пещере Альтамира, посвящено научное исследование: The identification of prehistoric hunter-gatherer aggregation sites: the case of Altimira («Выявление доисторических мест скопления охотников-собирателей: пример Алтамиры») [М. Conkey, 1980].
Кроме того, в этой и других пещерах на юге Европы обнаружены прорисовки кистей рук древних людей. Они сохранились достаточно хорошо и представляют ценность для исследования анатомии и эволюции древних людей:
В эпоху Позднего палеолита стало отдельным трендом создание самодостаточных предметов искусства, которые не несли более никакой функции, кроме эстетической. Это хорошо прослеживается на примере Мадленской культуры.
Культура получила свое наименование по названию грота Ля-Мадлен, обнаруженного во Франции, тоже на территории департамента Дордонь, как и пещера Ле-Мустье и древнее поселение Ла-Ферраси. Там найдены различные предметы искусства, созданные первобытным человеком. Например, осколки известняка с гравировкой изображений диких зверей. В частности, интересна голова лошади, выгравированная на известняке:
Повсеместно, где велись раскопки памятников культуры, относящихся к Позднему палеолиту, найдены статуэтки женщин, сделанные из костей, мягких пород камня, глины. Их еще называют «Венерами палеолита»:
Глиняные статуэтки хорошо сохранились благодаря обжигу, т.е. человеку эпохи позднего палеолита данная технология была уже известна. Больше о том, как древние люди работали с подручным материалом, вы сможете узнать из книги «Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства» [М. Дэвлет и др., 2019].
Искусство мезолита и неолита
Мезолит является эпохой, переходной от палеолита к неолиту, и датировка начала и окончания для разных регионов планеты отличается. Более того, некоторые племена Австралии и бушмены в Южной Африке до сих пор живут в соответствии с культурными традициями мезолита. В Европе, в среднем, этот период охватывает в зависимости от региона 10-8 или 10-6 тысячелетия до нашей эры. Соответственно, неолит или Новый каменный век отсчитывается от 8 или 6 тысячелетия до нашей эры.
Считается, что именно в период мезолита у людей сложилась членораздельная речь с элементами грамматики, что облегчило обмен информацией и обогатило их духовную жизнь. Это хорошо заметно по культурным объектам того периода. Прорыв заметен практически по всем направлениям творческой мысли.
Живопись эпохи мезолита и неолита отличается сюжетным содержанием. Если во времена палеолита художники просто рисовали животных, теперь превалируют сцены охоты и попытки передать динамику события. Например, очень интересен образец наскальной живописи, изображающий охоту на оленей, который датирован примерно 9-8 веком до нашей эры:
Скульптура становится более четкой, появляются элементы абстракции, т.е. попытки не просто передать увиденное, но переосмыслить ситуацию и стилизовать субъект. Примером может служить статуэтка «Человек-рыба», найденная на стояке охотников эпохи мезолита «Лепенски Вир» в Сербии в 1965 году:
Мегалитическая культура – эксклюзивное достижение эпохи мезолита. Под мегалитами подразумеваются сооружения из каменных минимально обработанных глыб, выстроенных в определенном порядке. В Европе насчитывается порядка 35 тысяч мегалитов. Особо стоит отметить мегалитические храмы Мальты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ювелирное искусство – в эпоху неолита появляются первые нательные украшения из подручных материалов, доступных в том или ином регионе. Обычно их делали из зубов, костей и камня. Например, в Мурманской области обнаружены янтарные украшения эпохи неолита [Д. Щекина, 2017]. Однако настоящий прорыв в ювелирном искусстве произошел с открытием металлов. И не только в ювелирном, но и во всех сферах материальной культуры и искусства.
Еще больше памятников искусства характеризуют медно-каменный век, эпоху бронзы и железа ввиду того, что, чем ближе эпоха к нашему времени, тем больше следов деятельности человека удается обнаружить археологам. Мы, конечно, не сможем рассказать обо всех шедеврах искусства, но сможем познакомить вас с основными трендами в искусстве Древнего мира.
Искусство Древнего мира
Для начала скажем пару слов о хронологии. Как вы уже спели заметить, материальная культура развивалась неравномерно и не синхронно в разных регионах планеты. Медный (медно-каменный) век охватывает примерно 4-3 тысячелетия до нашей эры, в некоторых регионах длится дольше, а в некоторых отсутствует вовсе.
Бронзовый век в Европе стартовал с середины 3 тысячелетия до нашей эры и захватил второе тысячелетие полностью. Для Ближнего Востока свойственна несколько иная хронология, т.к. там Бронзовый век начался раньше, примерно в середине 4 тысячелетия до нашей эры. Соответственно, завершение данного периода относят ориентировочно к 1200 году до нашей эры.
Железный век начался с окончанием Бронзового века и продлился примерно до рубежа тысячелетий. Уточним, что в специальной литературе можно часто встретить термин «Ранний железный век». Это связано с тем, что железо активно используется в производстве предметов быта и промышленного оборудования до настоящего времени. Поэтому, если пользоваться классической привязкой датировки исторических периодов по используемому материалу (Каменный век, Бронзовый век, Железный век), то мы все до сих пор живем в Железном веке. Или, быть может, в «железно-полимерном».
Скажем и еще об одной особенности рассматриваемого периода. В Древнем мире перемещение людей происходило более активно, и культурный обмен был более интенсивным, чем в первобытном обществе.
Так, памятники культуры Бронзового периода проникали из Европы в Северную Африку и на Ближний Восток. Это было связано с началом развития судоходства. Сначала оно было исключительно речным и прибрежным морским, но уже в 1100 году до нашей эры финикийцы начали выходить в Атлантику, а в 600 году до нашей эры обошли Африку со стороны западного побережья.
Для удобства мы рассмотрим культуру основных древних цивилизаций, виды и формы искусства, его основные черты и направления в каждой из них.
Древний Египет
К искусству Древнего Египта принято относить памятники культуры, появившиеся в период с 3200 года до нашей эры. Все, что было раньше, считается доисторической эпохой. Отличительной чертой древнеегипетского искусства можно считать особое место, которое занимал культ погребения. Это относится ко всем видам искусства, от архитектуры и строительства погребальных конструкций до живописи и росписи арт-объектов.
Архитектура
Египетские пирамиды видели все, хотя бы на картинках. Приезжающим в Египет на отдых туристам традиционно предлагают экскурсию «к пирамидам», а пирамида Гизы является одним из семи чудес света. В целом, пирамида, наряду с колонной и пилоном (усеченной пирамидой), является наиболее типичным образцом древнеегипетской архитектуры.
Отдельная тема – египетские гробницы, внутри которых покоятся останки усопших. Это отличает египетскую культуру захоронения от прочих, где останки принято либо закапывать в землю, либо сооружать над ними курганы. Кроме того, в гробницу всегда помещали специальные статуэтки – ушебти, фигурки людей, которые должны были обслуживать усопшего в загробной жизни и выполнять различные работы по хозяйству. Помимо культурного значения, эти статуэтки помогают понять хозяйственный уклад того периода, к которому относится захоронение.
Скульптура
Скульптурные композиции Древнего Египта отличаются массивностью, монументализмом и грубыми рублеными формами. Сохранились скульптуры как фараонов и членов правящих династий, так и мифологических существ. Вообще, религия занимала центральное место в искусстве того периода практически во всех культурах. Египетские божества имели признаки и людей, и животных, и птиц. Так, Бог Солнца и Неба по имени Гор и на скульптурах, и на картинах изображен с головой сокола:
Распространенными скульптурными техниками были контррельеф (углубленный рельеф) и койланаглиф (вырезанный на плоскости контур изображения, не выступающий и не заглубленный в него). Еще из особенностей стоит отметить то, что мужчины традиционно изображались с более темным цветом кожи, чем женщины. Больше об особенностях египетского искусства можно прочитать в книге A Companion to Ancient Egyptian Art [К. Melinda, 2014].
Живопись
Живописи Древнего Египта свойственны плоский силуэт, четкий контур, лицо в профиль, оборот тела на три четверти. Перспективы нет, все изображения двухмерные. Для раскраски активно использовались минеральные пигменты, водяные краски, вязкие вещества, например, смола. Что касается сюжетов картин, здесь господствуют религия и мифология. В частности, сцены из загробной жизни.
Литература
Тут тоже превалируют религиозная тематика и мифология. В Древнем Египте были распространены заупокойные тексты, самыми известными из которых являются «Тексты пирамид», переведенные, в том числе, на русский язык [Б. Тураев, 2000]. Кроме того, в наследство от той эпохи остались сказки, гимны, любовные песни, философские произведения. Небольшие цитаты могли высечь на камне, длинные тексты записывали на папирусе.
Музыка и шоу
Основными музыкальными инструментами были арфа и флейта. Из ударных использовались тамбурин и систр, который относится к инструментам без определенной высоты звучания. Музыка изначально развивалась как аккомпанемент для певческого голоса, а позднее и как самостоятельное направление. Примерно с 2600 года получают распространение фестивали, когда статуи богов выносили из храма и под музыку с танцами несли по улицам, затем возвращая обратно в храм.
Вообще, Древний Египет с его культурой – это одна из интереснейших страниц мировой истории. Хотя и другие регионы тоже весьма интересны.
Древняя Индия
Индия отличается культурным и религиозным многообразием, что могли заметить все, кто там побывал хоть раз. Так было всегда. Индия является родиной таких религий, как индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм. Религиозные мотивы нашли непосредственное отражение в искусстве Индии.
Живопись
В древнеиндийской живописи была развита традиция ранголи, она же альпона. Это своего рода рисунки-молитвы у порога жилищ, алтарей, мест жертвоприношений, которые должны были оберегать от злых духов. Рисунок делают сухой сыпучей краской, выводя различные узоры в виде орнамента. Кроме того, активно развивалась традиция росписи керамических изделий. Были распространены как орнаменты, так и мифологические и анималистические сюжеты.
Архитектура
Древней Индии свойственна достаточно хорошо продуманная планировка городов. Жилые и административные здания располагались по фен-шую. Точнее, в соответствии с канонами Васту-шастры, являющейся индийской адаптацией фен-шуя. В то же время, в разных регионах ощущалось некоторое влияние господствующей религии на строительные традиции:
Так, последователи буддизма предпочитали строить полукруглые помещения, символизирующие последнее пристанище Будды.
Скульптура
Древнеиндийская скульптура отличается разнообразием используемых материалов: мрамор, сланцевые породы, розовый песчаник, разные виды глины. Скульптуры традиционно украшались сложным орнаментом. Со временем искусство обработки камня достигло такого совершенства, что в Индии появились скальные храмы, т.е. храмы, вырубленные прямо в скалах.
Литература
Древнеиндийский язык санскрит является одним из древнейших в мире, отличается насыщенным синтаксисом и сложной по тем временам грамматикой. Санскрит оказал непосредственное влияние на зарождение и развитие прочих языков, распространенных на территории Индии, и на литературу государства. Веды (священные писания индуизма) и Упанишады (древнеиндийские философско-религиозные трактаты) известны во всем мире. Кроме того, получили распространение трактаты, посвященные отдельным направлениям в науке и искусстве. Например, трактат Натья-шастра, посвященный основам теории музыки, танца и драмы.
Музыка и шоу
Искусство музыки и танца в Индии развивалось с незапамятных времен. Первые попытки систематизировать знания о музыке, танцах и сценическом движении относятся к 5 веку до нашей эры, а на стыке тысячелетий трактат Натья-шастра приобрел форму и содержание, которые дошли до наших дней.
В соответствии с канонами Натья-шастры строился древнеиндийский театр «Кудияттам», а мелодии Сама-веды, появившиеся за тысячу лет до нашей эры, исполняются до сих пор. К слову, на территории Индии найден базальтовый литофон, сделанный 3 тысячи лет назад.
Узнать больше о древнеиндийском искусстве можно из книги «Культура древней Индии» [А. Герасимов, 1975]. Столь же интересна книга «Культура Индии», содержащая информацию по всем периодам истории [С. Ольденбург, 1991].
Древний Китай
Китайская культура и китайское искусство весьма специфичны и отличаются от многих других, как европейских, так и восточных. Но, как и везде, значительное место в искусстве занимают религия и мифология.
Архитектура
Особенность древнекитайской архитектуры – строительство зданий с фасадами без окон. Разумеется, не все здания были без окон на фасаде, однако в архитектурных традициях других стран такого тренда не было вовсе. Приусадебная территория была в извилистых дорожках, которые обозначали различными экстерьерными украшениями – инкрустация камнями, узоры цветным песком. Считалось, что злые силы не смогут найти путь в дом по извилистым путям, так что это был своеобразный метод защиты.
Скульптура
Древнекитайская скульптура представлена преимущественно сосудами причудливой формы, украшенными узорами снизу доверху. Узоры практиковались самые разные: геометрические, мифологические, анималистические. Интересно, что по мере развития искусства форма сосудов не усложняется, а упрощается, и вместо узора начинают применять инкрустацию. Отдельно стоит сказать о погребальных скульптурных традициях:
В Древнем Китае было принято изготавливать с ритуальной целью полноразмерные фигуры воинов и лошадей. Наибольшее захоронение в количестве 8100 статуй было обнаружено в Сиане и получило название «Терракотовая армия». Оно датируется 210-209 годами до нашей эры.
Живопись и каллиграфия
В Древнем Китае живопись и каллиграфия тесно взаимосвязаны. Написание иероглифов – это, без преувеличения, настоящее искусство. Для рисования и написания иероглифов традиционно использовали одни и те же приспособления и красители. Уже в начале нашей эры зародились традиции китайской живописи, основоположником которой считается китайский художник Гу Кайчжи. Сохранилась до наших дней его картина со сценами придворной жизни:
Литература
Китайская литература – одна из древнейших в мире. Так, знаменитая «Книга перемен», по некоторым данным, написана в 21 веке до нашей эры. Первые образцы древнекитайской поэзии восходят корнями к 12 веку до нашей эры. Знаменитый сборник поэзии «Книга песен» («Шицзин») содержит песни-заклинания, песни-обращения к священным животным, похоронные песни. Полный перевод на русский язык впервые опубликован в 1957 году [А. Штукин, 1957].
Музыка и шоу
Археологами найдено немало древних китайских музыкальных инструментов. Среди них дудки, литафоны, костяные свистульки, бронзовые колокола. Самые древние находки датированы 7-4 веками до нашей эры. Искусство танца развивалось с незапамятных времен, а самые первые танцевальные школы в Китае возникли в 21 веке до нашей эры.
Все это вкупе с развитой литературой и письменностью создало хорошие предпосылки для развития театра. Изначально практиковались танцевально-песенные представления, а уже в 8 веке до нашей эры появилась первая опера. Самая первая постановка называлась «Грушевый сад». Уточним, что древнекитайская опера, конечно же, отличалась от того, что мы можем видеть сегодня. Опера в понимании, приближенном к современному, зародилась в Италии.
Больше о культурных традициях Китая вы узнаете из книги «Искусство Китая» [Н. Виноградова, 1988].
Древняя Месопотамия
Искусство древней Месопотамии следует рассматривать в контексте нескольких цивилизаций, в разное время существовавших на ее территории в Западной Азии в долине рек Тигр и Евфрат. Это Шумерская цивилизация и Аккадская империя в Нижней Месопотамии, затем Вавилония, объединившая земли Шумера и Аккада во 2 тысячелетии до нашей эры, и Ассирия, существовавшая параллельно с ними в Верхней Месопотамии. Каждому из этих образований были свойственны свои культурные традиции. Поэтому расскажем вкратце об основных памятниках искусства каждой из этих цивилизаций.
Скульптура
Победная стела Нарам-Суэна является величайшим памятником искусства древнего Аккада. Вообще, военно-героическая тематика проходит «красной нитью» через все виды искусства Аккада древнего периода, что связано с весьма неспокойными с военной точки зрения временами:
В целом, скульптура Аккада достигла высокого художественного уровня, а мастера Аккада внесли свою лепту в развитие искусства глиптики – гравировки по цветным драгоценным и полудрагоценным камням. Их гравировки были более смотрибельны и меньше перегружены мелкими деталями, чем у их коллег-современников.
Письменность и литература
«Эпос о Гильгамеше» или «О все видавшем» является знаменитым памятником искусства древнешумерской цивилизации. Эпос относится к 18-17 векам до нашей эры и выполнен клинописью. Эта технология письма по влажной глине с последующим обжигом табличек с записями изобретена в Шумере.
Архитектура
«Висячие сады Семирамиды» считаются одним из величайших памятников искусства Вавилонии. Они интересны как с эстетической, так и с инженерной точки зрения. Система орошения была разработана так, чтобы можно было подавать воду из реки Евфрат, а каскадная система расположения садов позволяла воде часть пути проходить самотеком. Сады, естественно, не сохранились, однако их образ удалось воссоздать по многочисленным свидетельствам современников. Одна из красивейших реконструкций представлена на гравюре 19 века:
В целом, архитектура Аккада впитала в себя черты всей месопотамской архитектуры. В частности, горизонтальное зонирование стен чередованием ниши и выступа.
Живопись
Из всех цивилизаций Месопотамии наиболее интересна живопись Ассирии. Раскопки и современные методы анализа позволили проследить развитие технологий росписи по стенам. Так, уже в 9-7 веках до нашей эры роспись производилась по белой обмазке, сделанной поверх глины. Сначала ассирийские художники наносили черным цветом контур, а уже потом прорисовывали цветными красками детали изображения. Превалируют плоские изображения, без перспективы и теней. Примером может служить Дворец в Ниневии и другие сооружения того периода:
Больше об искусстве Древней Месопотамии вы узнаете из книги «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации» [А. Оппенхейм, 1990]. А всем, кого предметно заинтересовало происхождение клинописи и другие достижения шумерской цивилизации, советуем книгу «Древний Шумер. Очерки культуры» [В. Емельянов, 2001].
Итак, вы вкратце изучили, как зарождалось искусство в первобытном мире, как развивались различные виды искусства в древности, и получили представление об основных культурных объектах и произведениях искусства этого периода истории. Далее предлагаем вам пройти проверочный тест и перейти к следующему уроку.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.