Что измеряют с помощью линейки

Измерения с помощью линейки

Обработка экспериментальных данных.

Притчи Соломона 20:23

Введение.

Изучать природные явления можно двумя способами: качественно и количественно. В первом случае можно сделать выводы только о связи одних природных явлений с другими. Во втором случае необходимо получить аналитическую зависимость нескольких физических величин, т.е. поставить в соответствие численные значения этих величин.

Например, изучая падение тел с высоты, можно сделать простой вывод о том, что любые тела, отпущенные без начальной скорости, упадут на землю, причем их движение будет происходить по вертикали, а если тело бросить под углом к поверхности земли, то оно тоже упадет, но будет двигаться по более сложной траектории. Это качественный вывод, потому что мы не оцениваем, например, время падения, не исследуем зависимость этого времени от массы тела или температуры воздуха, не задаемся целью найти форму трактории (оказывается, в вакууме при небольщих высотах подъема это будет парабола!).

Другим примером качественного вывода служит утверждение, что при приближении постоянного магнита к замкнутому проводящему контуру в нем начинает течь ток. Это – явление электромагнитной индукции. Углубляясь в подробности, можно заметить связь между направлением тока в контуре и тем, какой полюс магнита приближается к контуру. Такую зависимость можно объяснить правилом Ленца. Опять же это всего лишь качественные выводы без дополнительной информации о зависимости силы тока в контуре, например, от скорости приближения магнита.

Для количественного изучения явлений нам необходимо получить численную взаимосвязь между физическими величинами. Рассмотрим первый пример, где тело падает по вертикали без начальной скорости. Чтобы не обсуждать воздействие воздуха, придется проводить опыты в вакууме. Найдем времена падения тела Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкипри разных высотах Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкии убедимся в в том, что существует зависимость между этими двумя физичискими величинами: Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейки,

причем самый интересный численный вывод заключается в том, что

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейки,

т.е. этот коэффициент не зависит от размеров или массы тела. Но такая простота исчезает, когда мы проделаем те же опыты в воздухе. Сказывается сопротивление воздуха, которое явно зависит от размеров и формы тела (явно для тех, кто догадается для опытов подобрать тела разных размеров, но обязательно одинаковых масс). Таким образом, количественное изучение сопротивления воздуха дает конструкторам направление поисков, например, для разработки формы крыла самолета, испытывающего наименьшее сопротивление.

Измерительные приборы

Выполняя лабораторные работы в курсах разных дисциплин, и конечно же при изучении курса общей физики, в большинстве случаев необходимо получить количественный вывод о явлениях, т.е. найти численное значение, например, силы трения, коэффициента упругости пружины, динамического коэффициента вязкости, ускорения свободного падения и т.д. Немного реже требуется подтвердить теоретическую зависимость одной величины от другой, например, линейную зависимость сопротивления металла от температуры или линейную зависимость углового ускорения вращающегося тела от приложенного к нему момента силы, нелинейную зависимость тока в туннельном диоде от напряжение на нем и.т.д.

В любом случае, Экспериментатору (назовем этим звучным словом студента при выполнении лабораторной работы) требуются приборы, которые помогут ему измерить различные физические величины. Обычно набор приборов невелик: для механических опытов это

— линейка для измерения размеров тел и расстояний между точками (а еще с помощью этой же линейки можно проводить карандашом линии на графике!);

— штангенциркуль и микрометр для измерения размеров тел любой формы, например, диаметр шара или цилиндра, а также для более точного измерения малых размеров;

— секундомер для измерения временной длительности процессов (время падения, время колебаний, время вытекания воды из сосуда);

— весы для измерения массы тел (не мешало бы иметь в лаборатории). Как показывает практика, все используемые в лабораторных работах тела взвешены лаборантом и Экспериментатор уже имеет численные значения масс, нанесенные обычно прямо на поверхность этих тел разными способами – или краской или механическим продавливанием.

Для лабораторных работ по электричеству и магнетизму нужны

— амперметр, измеряющий ток;

— вольтметр, измеряющий напряжение.

— осциллограф, который помогает изучать электрические процессы во времени.

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейки

2.1. Приборы, измеряющие линейные размеры

Рис.1. Штангенциркули а) и в); стальная линейка б); микрометр г)

Как видно из рис.1, на каждом из приборов есть набор тонких линий, повторяющихся через одинаковый интервал, а также целые числа. На основной шкале штангенциркулей и линейке (рис.1. а, б, в) числа выражают сантиметры. Между двумя числами ровно 10 интервалов по одному миллиметру. Такая линейка называется миллиметровой. Говорят, что цена деления линейки равна Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкимм (насчет штангенциркулей разговор особый). Для удобства отсчетов каждая пятая линия рисуется длиннее других, а каждая десятая еще длиннее.

Измерения с помощью линейки

Чтобы измерить ширину Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкидеревянного бруска линейкой, нам необходимо приложить ее нулевую линию с левым краем бруска. В нашем примере (см. рис.2) нулевая линия совпадает с левым краем самой линейки, что очень удобно, потому что можно совместить края бруска и линейки наощупь (такое расположение нулевой линии достаточно редко, и обычно она рисуется на удалении в несколько миллиметров от левого края линейки). Правый край бруска располагается между двумя линиями на линейке, что соответствует значению Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкимм.

Можно гордо заявить, что ширина бруска Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкимм, но это будет все равно не точный ответ. Чтобы не спорить о том, кто точнее может измерять размеры тел с помощью линейки и у кого глаз-алмаз, принято формально приписывать каждому прибору погрешность измерения.

Не вдаваясь в точную теорию погрешностей, для простоты расчетов примем погрешность прибора при однократном измерении как половину цены его деления и обозначим так: Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейки. Для миллиметровой линейки погрешность составит полмиллиметра, т.е Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкимм. Как же тогда записать в толстую лабораторную тетрадь результат этого важного эксперимента по измерению ширины бруска? Очень просто:

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкимм.

Для более щепетильных в вопросе точности можно предложить такую запись:

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкимм

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейки

Рис.2. Измерение ширины деревянного бруска. У левого края линейки двумя буквами «мм» отмечено то, что линейка миллиметровая.

Две приведенные записи ответа означают следующее: точное значение ширины бруска не известно, но с уверенностью можно сказать (вот только на сколько процентов эта уверенность?), что оно лежит в диапазоне между 30,5 мм и 31,5 мм для первой записи или в диапазоне от 31,0 мм до 32,0 мм для второй. И какая запись более правильная? Вторая более наглядна, а посему примем ее за эталон. И вообще, оставим право округлять ответ до ближайшего деления на линейке или не округлять Экспериментатору, ведь глаз человека очень точный прибор. Он различает размеры меньше толщины волоса, которая составляет всего несколько микрометров (см. рис.10Б), а уж размер в полмиллиметра и подавно.

Если точность измерения ширины брусков Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкимм при изготовлении стропил для строительства новой крыши превышает все запросы дачника, то изготовление цилиндрической втулки требует для измерения ее диаметра Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкибольшей точности, например, Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкимм или даже Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкимм. Если диаметр втулки сделать на 0,1 мм больше, то она может не зайти в нужное отверстие, если на 0,1 мм меньше, то она будет в отверстии немного болтаться, что в конечном итоге вызовет поломку механизма. Измерять с такой точностью призван штангенциркуль (рис.3)

Источник

Измерительные линейки, штангенинструмент и микрометрические инструменты

Измерительные линейки, штангенинструмент и микрометрические инструменты

Измерительные линейки

Измерительные линейки (рис. 1.7) относятся к штриховым мерам и предназначены для измерения размеров изделий 14. 18 квалитетов точности прямым методом.

Они предназначены для измерений высот, длин, диаметров, глубин в различных отраслях промышленности, в том числе и в машиностроении. Их основное преимущество — простота конструкции, низкая стоимость, надежность и простота в измерении. Измерение производят прикладыванием линейки к измеряемому объекту, чаще всего совмещая нулевой штрих линейки с краем детали. Отсчет по шкале на другом краю детали дает искомый результат измерения. Но это не обязательно. Так, например, при измерении диаметра отверстия снимаются два показания: с одной стороны отверстия и с другой. Вычитая из большего значения меньшее, получаем размер диаметра.

Конструкции линеек однотипны. Они представляют собой металлическую полосу шириной 20. 40 мм и толщиной 0,5. 1,0 мм, на широкой поверхности которой нанесены деления. Линейки изготавливают с одной или двумя шкалами, с верхними пределами измерений 150, 300, 500 и 1 000 мм и ценой деления 0,5 или 1 мм. Линейки с ценой деления 1 мм могут иметь на длине 50 мм от начала шкалы полумиллиметровые деления.

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейки

Рис. 1.7. Линейки металлические

Допускаемые отклонения действительной общей длины шкалы линеек от номинального значения находятся в пределах +(0,10. 0,20) мм в зависимости от общей длины шкалы, а отдельных подразделений— не более ±(0,05. 0,10) мм.

Поверку (калибровку) линеек, т. е. определение погрешности нанесения штрихов, производят по образцовым измерительным линейкам, которые называются штриховыми мерами. Погрешность такого сравнения не превышает 0,01 мм.

Штангенинструмент

Предназначен для абсолютных измерений линейных размеров наружных и внутренних поверхностей, а также для воспроизведения размеров при разметке деталей.

К нему относятся штангенциркули (рис. 1.8), штангенглубино- меры и штангенрейсмасы.

Основными частями штангенциркуля являются штанга-линейка с делениями шкалы 1 мм и перемещающаяся по линейке шкала-нониус 5. По штанге-линейке отсчитывают целое число миллиметров, а по нониусу— десятые и сотые доли миллиметра.

По основной линейке 1 с неподвижными губками 2 перемещается рамка 3 с подвижными измерительными губками. Для плавного перемещения рамки по штанге-линейке предусмотрено микрометрическое устройство 7, состоящее из хомутика, зажима и гайки микрометрической подачи. На подвижной рамке установлен стопорный винт 4. Для измерения глубины отверстий пазов и других внутренних элементов деталей используется линейка глубиномера 6.

Для отсчета с помощью нониуса сначала определяют по основной шкале целое число миллиметров перед нулевым делением нониуса. Затем добавляют к нему число долей по нониусу в соответствии с тем, какой штрих шкалы нониуса ближе к штриху основной шкалы (рис. 1.8, г).

Основные типы нониусов (I—IV) представлены на рис. 1.9.

Основными характеристиками нониуса являются величина отсчета по нониусу (цена деления нониуса) а и модуль нониуса у, которые определяются по следующим формулам:

где i — цена деления основной шкалы, мм; n — число делений нониуса; l — длина шкалы нониуса мм.

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейки

Рис. 1.8. Конструкция штангенциркулей:

а — типа ШЦ-1; б — типа ШЦ-П; в — типа ШЦ-Ш; г — отсчет по нониусу; 7 — штанга-линейка; 2 — измерительные губки; 3 — рамка; 4 — винт зажима рамки; 5 — нониус; 6 — линейка глубиномера; 7 — рамка микрометрической подачи

Наибольшее распространение получили нониусы с точностью отсчета 0,1; 0,05; 0,02 мм. Основные метрологические характеристики штангенинструментов, применяемых в машиностроении, представлены в табл. 1.2.

ГОСТ 166—89 предусматривает изготовление и использование трех типов штангенциркулей: ШЦ-1 с ценой деления 0,1 мм, ШЦ-П с ценой деления 0,05 мм и 0,1 мм, ШЦ-Ш с ценой деления 0,05 и 0,1 мм. Кроме того, на заводах применяют ранее изготовленные штангенциркули с ценой деления нониуса 0,02 мм, а также индикаторные штангенциркули с ценой деления индикатора 0,1; 0,05; 0,02 мм.

В штангу индикаторного штангенциркуля (рис. 1.10) вмонтирована зубчатая рейка 2, по которой перемещается зубчатое колесо 3 индикатора, закрепленного на рамке 1. Перемещение зубчатого колеса передается на стрелку индикатора, показывающую единицы, десятые и сотые доли миллиметра.

Для линейных измерений в последнее время применяют также штангенинструменты с электронным цифровым отсчетом (рис. 1.11). В этих приборах вдоль штанги также располагается многозначная мера, по которой отсчитывается величина перемещения подвижной рамки. В качестве многозначной меры используются фотоэлектрические или емкостные преобразователи. Большинство штангенинструментов с электронным отсчетным устройством имеют возможность представления результата измерения непосредственно на шкалу прибора либо на подключаемый к нему микропроцессор. Цена деления таких приборов составляет 0,01 мм.

Штангенглубиномеры (ГОСТ 162 — 90) (рис. 1.12) принципиально не отличаются от штангенциркулей и применяются для измерения глубины отверстий и пазов. Рабочими поверхностями штангенглубииомеров являются торцовая поверхность штанги-линейки 1 и база для измерений — нижняя поверхность основания 4. Для удобства отсчета результатов измерений, повышения точности и производительности контрольных операций в некоторых типах штангенглубииомеров вместо нониусной шкалы предусматривается установка индикатора часового типа с ценой деления 0,05 и 0,01 мм.

Штангенрейсмасы (ГОСТ 164—90) (рис. 1.13) являются основными измерительными инструментами для разметки деталей и определения их высоты. Они могут иметь дополнительный присоединительный узел для установки измерительных головок параллельно или перпендикулярно плоскости основания.

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейки

Рис. 1.9. Типы нониусов

Таблица 1.2. Основные метрологические характеристики штангенинструментов

Измерительное средство

Цена деления шкалы, мм

Диапазон показаний шкалы, мм

Пределы измерений инструмента, мм

Предельные погрешности инструмента, мкм

Источник

Сантиметр – единица измерение длины

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Сантиметр – единица измерение длины

Тип урока: урок- исследование.

Педагогическая (дея телъностная цель):

создать условия для ознакомления с единицей измерения длины – сантиметром; учить измерять длину отрезков при помощи линейки.

познакомить детей с единицей длины «сантиметр», научить измерять длину отрезка в сантиметрах с помощью линейки.

содействовать развитию умения находить выход из проблемной ситуации, развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся.

способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.

Планируемые результаты (предметные): знать единицу измерения длины – сантиметр; уметь измерять длину отрезков при помощи линейки.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять взаимопроверку; различать способ и результат действия; принимать практическую задачу.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные: уметь разделять объекты (модели) на составные части в практической деятельности; соединять различные элементы, стороны объектов в единое целое в практической деятельности.

Личностные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им; проявляют интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну).

Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

-Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте по моему виду, кто я по профессии? (швея)

— Как вы догадались? (У Вас сантиметровая лента, ножницы, выкройки-мерки)

-Зачем швеи лента? (отмерять ткань, ленты и др.)

— Правильно. Я приглашаю вас в свою швейную мастерскую. Каждый из нас – сотрудник этой мастерской, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как надо работать в коллективе? (дружно, старательно, внимательно, с уважением друг к другу, помогать друг другу.)

На доске: Посмотрите на полоски. Сравните их.

Назовите самую короткую полоску?

— Каким способом по длине сравнивали? (на глаз). Посмотрите на зеленую и оранжевую полоски. Можно ли точно сказать какая из них длиннее, а какая короче? Всегда ли удобно определять длину на глаз.

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейкиМогу ли я в своем швейном деле применять мерки на глаз?

-Найдите зеленую и оранжевую полоски. Сравните их. Договоритесь с соседом как будете сравнивать, кто будет отвечать.

-Что можете сказать о длине полосок? (Они одинаковые)

— Каким способом сравнивали? (наложением)

— В старину на Руси тоже измеряли длину? А вам известны старинные единицы измерения? (нет). А где можно найти нужную информацию? ( в учебнике, спросить у учителя, в интернете? Давайте посмотрим на слайд.

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейки

Прочтите, какие единицы измерения существовали в старину? Слайд №1

Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев. 1 пядь – 18-19 см.

Сделайте вывод, как можно измерять предметы?

На доске: (на глаз, наложением, старинными мерами)

-Всегда ли это точные и возможные измерения? (нет)

3. Выявление места и причины затруднения.

-Давайте измерим длину учебника пядями.

-Ширину белой доски измерим используя маховый сажень? Какие результаты у нас получились? (разные)

-Почему, мы ведь использовали одну единицу измерения? ( у всех разная длина).

Ребята, есть еще один способ измерения. Я им воспользовалась. Мне нужно было Пете сшить брюки, когда я снимала мерки, то Петю не нашла и измерила длину брюк Максима. Но когда я сшила брюки, то они не подошли Пете. Почему?

Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. Исследовать – это значит понять, установить.

— На партах найдите полоски:

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейки

— Вместе с соседом измерьте длину парты. Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз она поместилась в длине парты. Договоритесь, как будете измерять, и кто будет отвечать.

— Какую цель поставите перед собой?

-Откуда начнете измерение? (от края)

-Какую длину получил 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд? Слайд 2

-Опять получилась разная длина.

-Ребята, что же это такое? Разве у нас парты разные? (нет)

— Почему же так получилось? (разные мерки)

-Подумайте, что же надо сделать, чтобы у всех получился одинаковый ответ ? (надо договориться и выбрать одинаковую мерку).

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

-А вы, знаете, о какой мерке идет речь? (Нет)

-Что сегодня на уроке будет объектом нашего внимания? (единицы измерения длины, мерка).

— Люди давно, так же как и вы, столкнулись с этой проблемой и поняли, что удобнее пользоваться одинаковой меркой.

Откройте учебник на с.66.

— Прочитайте тему нашего урока. (Сантиметр )

Какую учебную цель вы перед собой поставите? Выберите на слайде 3. (научиться измерять отрезки, узнать, что такое сантиметр, чертить отрезки заданной длины).

— Какие знания вам помогут, чтобы достичь поставленной цели? (знать, что такое отрезок,…)

— В начале урока мы выяснили, что у швеи т.е у меня есть сантиметровая линейка.

— Для чего она нужна? (отмерять или измерять ткань)

— А вы, помощники, чем можете измерять? (линейками)

— Что на ней изображено? (черточки и цифры)

— Что можете рассказать о расстоянии между цифрами? (оно одинаковое)

— Расстояние между цифрами равно 1 см.

— Посчитайте, сколько клеточек занимает отрезок длиной один сантиметр? (2)

Посчитайте, сколько сантиметров красная (зеленая, синяя, оранжевая)

-В математике слово сантиметр записывают сокращенно см и точку после сокращения не ставят.

— Чему равен синий отрезок над линейкой? (8 см)

-Какой длины карандаш?(9 см)

— Сейчас вы будете не просто учениками, а настоящими учеными-исследователями.

Чтобы украсить брюки, мне нужна лента. Слайд 5. Посмотрите, кто из ребят правильно отмеряет ленту? Почему?

Давайте составим правила измерения длин отрезка с помощью линейки. Слайд 6.

Что измеряют с помощью линейки. Смотреть фото Что измеряют с помощью линейки. Смотреть картинку Что измеряют с помощью линейки. Картинка про Что измеряют с помощью линейки. Фото Что измеряют с помощью линейки

Расположите по порядку действия, необходимые для измерения длины отрезков.

Давайте проверим наш вывод, правила? (звукозапись)

— Знаем мы теперь как измерить длину предмета? Какой вывод можем сделать, чем еще можно измерять длину отрезка? (линейкой). Добавляем на доску:

Ребята, вспомните проблему, с которой мы столкнулись в начале урока, как вы думаете, почему же брюки не подошли Пете?

С какими предметами в жизни вы сталкивались, для того чтобы измерить длину?

Предлагаю 3 инструмента (мягкий сантиметр, линейка, рулетка )

— Найдите в классе предметы, которые можно измерить данными инструментами (слайд 7) и запишите их название в нужный столбик. Рядом запишите результаты измерений в см.

Обсуждение полученных результатов (таблицы вывешиваются на доску).

Линейкой измеряют более мелкие предметы – тетрадь, пенал, деталь для поделки на уроке труда.

Молодцы. Я вижу, вы научились измерять предметы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— 1. Давайте теперь попробуем сами измерить с помощью линейки длину изображенных предметов и выделить одинаковые отрезки. (игра- моро). Один у доски, а остальные у себя на листах. Или (Слайд 8)

2. Возьмите листы белого цвета. Найдите 3 точки. Проведите отрезки через точки, так чтобы получился треугольник. Что такое отрезок? Прямая? Луч? Измерьте отрезки при помощи линейки. Подпишите длину отрезка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Слайд 9)

1. Откройте Р.Т. на с. 24. Найдите задание под третьей розовой точкой.

Задание: С помощью линейки измерьте на рисунке и запишите простым карандашом длину зеленого карандаша и длину счетной палочки.

2. Начертите в тетрадях отрезок длиной 4 см, 6 см.

-Работу выполняйте самостоятельно. Кто все сделает, сядьте правильно, что бы я видела, что вы готовы работать со мной дальше.

Самопроверка. На доске правильные ответы.

(карандаш- 6 см, счётная палочка – 7 см)

— Проверьте. Если ответ совпал, то хлопаем в ладоши.

8. Включение в систему знаний и повторений. (Слайд 10)

— В швейный отдел пришел клиент, и попросила сделать выкройку по ткани по следующим мерам. 2 клеточки вправо, 2 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 2 вправо….

Сколько больших фигур у вас получилось? Маленьких?

-В швейном производстве бывает так, что иногда ткани на изделие не хватает. Тогда совмещают несколько кусочков.

Возьмите карточку по №2. Состав числа вам, поможет узнать, какие 2 отрезка можно совместить, чтобы получился отрезок нужной длины. Вместо точек вставь нужное число.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какое затруднение у вас возникло вначале урока? В чем была причина затруднения?

– Какую цель перед собой поставили? Какую единицу измерения мы рассмотрели?

– Как необходимо действовать, чтобы измерить отрезок по линейке?

– Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию используя начало предложения. (Слайд 11)

– Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить?

– Оцените свою собственную работу. Кто доволен своей работой покажите указательный палец, кому было сложно или у него не все получалось, покажите круг. Обоснуйте свой вывод.

– Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *