Что играют на виолончели
Виолончель
Содержание
История возникновения и развития инструмента
Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).
В XVII—XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци, Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриэли. К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.
Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.
Техника игры на виолончели
Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели — те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели усложнена. Применяются флажолеты, пиццикато, ставка большого пальца и другие приёмы игры. Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре на нижних струнах слегка сдавленный.
Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта. Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк — от C (до большой октавы) до a 4 (ля четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.
При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце XIX века (до этого инструмент удерживали икрами ног). На современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры.
Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель — обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким (кроме контрабаса, который иногда в нём применяется) из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей. В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов.
Выдающиеся виолончелисты
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Виолончель» в других словарях:
ВИОЛОНЧЕЛЬ — работы одного из мастеров семейства Амати. басовый инструмент скрипичного семейства, настроенный октавой ниже альта. Исполнитель ставит виолончель на пол и играет на ней сидя. Первоначально, в 16 в., это был чисто ансамблевый инструмент,… … Энциклопедия Кольера
ВИОЛОНЧЕЛЬ — (итал. violoncello, от viola виола). Музыкальный инструмент, средний между скрипкой и контрабасом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИОЛОНЧЕЛЬ 4 струнный смычковый инструмент, изобретенный музыкантом … Словарь иностранных слов русского языка
виолончель — и, ж. violoncelle, ит. violoncelle. 1. муз. Четырехструнное смычковое орудие, по месту и звуку среднее между альтом и басом. Даль.Играет на виолончелле. Прим. Вед. 1738 178. Играли на двух скрипицах и филоншели. 20. 7. 1789. КФЖ. // Ливанова 2… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Виолончель — Виолончель. ВИОЛОНЧЕЛЬ (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового звучания. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв. (А. и Н. Амати, Дж.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВИОЛОНЧЕЛЬ — (итал. violoncello) музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового регистра. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв.: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и др.ВИОЛОНЧЕЛЬ (итал.… … Большой Энциклопедический словарь
виолончель — басетля, хордофон, инструмент Словарь русских синонимов. виолончель сущ., кол во синонимов: 6 • басетля (3) • гамба … Словарь синонимов
Виолончель — (Violoncello, сокращенно Cello) инструмент средний междуальтом и контрабасом; имеет увеличенную форму альта. Он заменилстаринный инструмент viola di Gamba. Строй такой же, как и у альта, нотолько октавой ниже. Звуковой объем его очень большой, в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ВИОЛОНЧЕЛЬ — (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового звучания. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв. (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и… … Современная энциклопедия
ВИОЛОНЧЕЛЬ — ВИОЛОНЧЕЛЬ, виолончели, жен. (итал. violoncello) (муз.). Смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, имеющий форму скрипки большой величины. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВИОЛОНЧЕЛЬ — ВИОЛОНЧЕЛЬ, и, жен. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. | прил. виолончельный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Виолончель
Виолончель считается самым выразительным музыкальным инструментом. Исполнитель, владеющий игрой на ней, способен успешно солировать, не менее успешно выступать в составе оркестра.
Что такое виолончель
Виолончель принадлежит к семейству струнных смычковых музыкальных инструментов. Классический вид конструкция приобрела благодаря усилиям итальянских мастеров, которые называли инструмент violoncello (в переводе – «маленький контрабас») или сокращенно – cello.
Внешне виолончель выглядит, как скрипка или альт, только гораздо больших размеров. Исполнитель не держит ее в руках, ставит перед собой на пол. Устойчивость нижней части придает специальная подставка, называемая шпилем.
Виолончель обладает сочным, певучим звучанием. Используется оркестром, когда необходимо выразить печаль, тоску, прочие глубоко лиричные настроения. Проникновенные звуки напоминают человеческий голос, идущий из глубины души.
Диапазон составляет 5 полных октав (начиная от «до» большой октавы, оканчивая «ми» третьей октавы). Строй струн – на октаву ниже альта.
Несмотря на внушительный вид, вес инструмента невелик – всего 3-4 кг.
Как звучит виолончель
Виолончель звучит невероятно выразительно, глубоко, ее мелодии напоминают человеческую речь, разговор по душам. Ни один инструмент не способен так точно, проникновенно передать практически весь спектр существующих эмоций.
Виолончели нет равных в ситуации, когда требуется передать трагичность момента. Кажется, она плачет, рыдает.
Низкие звуки инструмента схожи с мужским басом, верхние напоминают женский альтовый голос.
Строй виолончели предполагает написание нот в басовом, скрипичном, теноровом ключах.
Строение виолончели
Строение схоже с другими струнными (гитарой, скрипкой, альтом). Основными элементами являются:
История инструмента
Официальная история виолончели начинается в XVI веке. Она вытеснила из оркестра предшественницу под названием виола да гамба, так как звучала гораздо благозвучнее. Существовало множество моделей, отличающихся размером, формой, музыкальными возможностями.
XVI – XVII века – период, когда итальянские мастера совершенствовали конструкцию, добиваясь раскрытия всех ее возможностей. Благодаря совместным усилиям, свет увидела модель со стандартным размером корпуса, единым количеством струн. Имена умельцев, приложивших руку к созданию инструмента, известны всему миру – А. Страдивари, Н. Амати, К. Бергонци. Интересный факт – самыми дорогими на сегодняшний день являются виолончели руки Страдивари.
Виолончель Николо Амати и Антонио Страдивари
Классическая виолончель быстро набирала популярность. Для нее писали сольные произведения, затем пришла очередь занять почетное место в оркестре.
ХХ век – очередная ступень к всеобщему признанию. Виолончель становится одним из ведущих инструментов, игре на ней обучают учеников музыкальных школ, без нее немыслимо исполнение классических произведений. Оркестр включает в состав минимум 8 виолончелистов.
Репертуар инструмента весьма разнообразен: концертные программы, сольные партии, сонаты, аккомпанемент.
Размерный ряд
Играть, не испытывая неудобств, музыкант может, если верно подобран размер инструмента. Размерный ряд включает следующие варианты:
Последний вариант – наиболее распространенный. Именно его используют профессиональные исполнители. 4/4 подойдет взрослому человеку, имеющему стандартное телосложение, средний рост.
Остальные варианты приемлемы для низкорослых музыкантов, воспитанников детских музыкальных школ. Исполнители, имеющие рост выше среднего, вынуждены заказывать изготовление инструмента подходящих (нестандартных) габаритов.
Техника игры
Виолончелисты-виртуозы используют следующие основные приемы игры:
Порядок игры предполагает следующее: музыкант сидит, помещая конструкцию между ногами, слегка наклоняя корпусу к телу. Корпус опирается на шпиль, облегчая исполнителю задачу по удержанию инструмента в правильном положении.
Виолончелисты перед началом игры натирают смычок особым видом канифоли. Подобные действия улучшают сцепление волоса смычка и струн. По окончании музицирования канифоль тщательно удаляют, дабы избежать преждевременной порчи инструмента.
Что играют на виолончели
Музыкальный инструмент: Виолончель
Виолончель – это струнно-смычковый инструмент, обязательный участник симфонического оркестра и струнного ансамбля, обладающий богатой техникой исполнения. Благодаря своему сочному и певучему звучанию зачастую применяется как солирующий инструмент. Виолончель широко используется, когда нужно выразить в музыке печаль, отчаяние или глубокую лирику, и в этом ей нет равных.
В отличие от скрипки и альта , на которые внешне она очень похожа, виолончель держат не в руках, а ставят вертикально. Интересно, что одно время на ней играли стоя, расположив на специальном стуле, только потом придумали шпиль, который упирается в пол, тем самым поддерживая инструмент.
Удивительно, что до творчества Л.В. Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести этого инструмента. Однако, получив признание в его произведениях, виолончель заняла важное место в творчестве романтиков и других композиторов.
Историю виолончели и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук виолончели
Имея густой, насыщенный, певучий, проникновенный звук, виолончель часто напоминает тембр человеческого голоса. Иногда кажется при сольных выступлениях, что она разговаривает и нараспев беседует с вами. Про человека мы бы сказали, что у него грудной голос, то есть идущий из глубины грудной клетки, а может быть и самой души. Именно таким завораживающим глубинным звуком и удивляет виолончель.
Её присутствие необходимо, когда нужно подчеркнуть трагичность или лиричность момента. Каждая из четырех струн виолончели имеет свое особое звучание, свойственное только ей. Так, низкие звуки напоминают басовый мужской голос, верхние – более нежный и теплый женский альтовый. Именно поэтому кажется порой, что она не просто звучит, а «разговаривает» со зрителями.
Диапазон звучания охватывает интервал пяти октав от ноты «до» большой октавы до ноты «ми» третьей октавы. Однако часто мастерство исполнителя позволяет брать ноты намного выше. Настройка струн производится по квинтам.
Фото:
Интересные факты о виолончели
Популярные произведения для виолончели
Репертуар виолончели
Конструкция виолончели
Инструмент долгое время сохраняет свой первозданный вид. Конструкция его довольно проста и никому не приходило в голову переделывать и что-то менять в ней. Исключение составляет шпиль, которым виолончель упирается в пол. Сначала его не было вовсе. Инструмент ставили на пол и играли, обхватывая корпус ногами, затем ставили на возвышение, и играли стоя. После появления шпиля единственным изменением был его изгиб, благодаря чему корпус мог находиться под другим углом. На вид виолончель напоминает скрипку большого размера. Она состоит из 3 основных частей:
Немаловажной отдельной деталью инструмента служит смычок. Он бывает разных размеров и состоит также из 3 частей:
Место, где волос прикасается к струне, имеет название «игровая точка». На звук влияет игровая точка, сила надавливания на смычок, скорость его перемещения. Кроме того, на звучание можно влиять наклоном смычка. Например, применять технику флажолетов, артикуляционных эффектов, смягчения звука, piano.
Размеры виолончели
Стандартный (полный) размер виолончели 4/4. Именно такие инструменты можно встретить в симфонических, камерных и струнных ансамблях. Однако используются и другие инструменты. Для детей или людей низкого роста производятся модели меньшего формата с размерами 7/8, 3/4, 1/2, 1/4, 1/8, 1/10, 1/16.
Эти варианты схожи по своему строению и звуковым возможностям с обычными виолончелями. Их небольшие размеры создают удобство при игре юным дарованиям, которые только начинают свой путь в большую музыкальную жизнь.
Есть и виолончели, размер которых превышает стандартный. Подобные модели предназначены для людей большого роста с длинными руками. Подобный инструмент не выпускается в производственных масштабах, а делается на заказ.
Вес виолончели довольно небольшой. Несмотря на то, что выглядит она массивно, весит не более 3-4 кг.
История создания виолончели
Изначально все смычковые инструменты произошли от музыкального лука, который немногим отличался от охотничьего. Первоначально они распространились в Китае, Индии, Персии вплоть до исламских земель. На европейской территории представители скрипичных начали распространяться с Балкан, куда их привезли из Византии.
Отсчёт своей истории виолончель официально начинает с начала XVI века. Так учит нас современная история инструмента, хотя некоторые находки заставляют в ней усомниться. Например, на Пиренейском п-ове уже в IX веке возникла иконография, на которой присутствуют смычковые инструменты. Таким образом, если копнуть глубоко, история возникновения виолончели начинается более тысячелетия назад.
После своего появления, как отдельного представителя смычковых, виолончель начала применяться в качестве баса для сопровождения вокальных выступлений и партий для скрипки, флейты и прочих инструментов, имевших более высокий регистр. Позже виолончель начали часто применять для исполнения сольных партий. Без неё не обходится и по сей день ни один струнный квартет и симфонический оркестр, где задействовано 8-12 инструментов.
Великие создатели виолончелей
Первыми известными мастерами по изготовлению виолончелей являются Паоло Маджини и Гаспаро Сало. Они сконструировали инструмент в конце XVI – начале XVII века. Первые виолончели, созданные этими мастерами, лишь отдалённо напоминали тот инструмент, который мы можем сейчас видеть.
Классическую форму виолончель приобрела в руках таких известных мастеров как Николо Амати и Антонио Страдивари. Отличительной чертой их работы было идеальное сочетание древесины и лака, благодаря чему удавалось придавать каждому инструменту свой неповторимый звук, свою манеру звучания. Существует мнение, что у каждой виолончели, вышедшей из мастерской Амати и Страдивари, был собственный характер.
Почему инструменты Страдивари ценятся в десятки раз выше? По оригинальности звучания, характеру, тембру обе модели имеют исключительные особенности. Просто дело в том, что фамилию Страдивари представляло не более трёх мастеров, тогда как Гварнери было не менее десяти. Слава к дому Амати и Страдивари пришла ещё при жизни, фамилия Гварнери зазвучала намного позже смерти своих представителей.
Ноты для виолончели пишут в диапазоне тенорового, басового и скрипичного ключа в соответствии с высотой звучания. В оркестровой партитуре её партию располагают между альтами и контрабасами. Перед началом игры исполнитель натирает смычок канифолью. Это делается для сцепления волоса со струной и позволяет извлекать звук. После музицирования канифоль удаляется с инструмента, поскольку она портит лаковое покрытие и древесину. Если этого не делать, звучание впоследствии может потерять в качестве. Интересно, что для каждого смычкового инструмента существует свой вид канифоли.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Виолончель
«Да» и «нет» для начинающего виолончелиста.
Если вы недавно решили научиться играть на виолончели, то вы приняли чудесное решение, которое принесет вам плоды. Виолончель издает теплые, богатые тона, которые находятся очень близко от диапазона человеческого голоса, что делает этот инструмент любимым на протяжении многих лет. Однако, первые несколько месяцев занятий являются наиболее важными для любого начинающего ученика. За это время проявляется действие конкретных факторов, которые могут как воодушевить вас продолжать занятия, так и привести вас в настолько сильное уныние, что вы захотите прекратить.
Зная все «да» и «нет», начинающий виолончелист сможет избежать разочарования. Эти подсказки для виолончелиста касаются большого количества игровых аспектов и позволят вам сразу максимизировать усилия.
«Да» выбирайте виолончель, которая подходит вам по размеру. Как и все остальные представители струнно-смычкового семейства, размер инструмента должен быть в правильной пропорции к исполнителю, и виолончели изготавливают также и в половинчатых размерах, чтобы удовлетворять особым потребностям. Не обязательно, чтобы ваша виолончель была самой дорогой моделью, но она должна подходить вам по размеру. Поговорите с вашим преподавателем или персоналом из местного музыкального магазина, чтобы они помогли вам подобрать нужный размер.
«Нет» не мучайте себя, если у вас не получается издавать звуки с первой попытки. Учиться играть на виолончели довольно сложно, и это может быть действительно целое испытание, создавать звуки на протяжении первых месяцев занятий. Помните, что каждый виолончелист сталкивался с такими же сложностями. Вы сможете их преодолеть, если будете продолжать стараться.
«Да» научитесь настраивать свою виолончель. Это именно тот аспект, на который стоит обратить пристальное внимание с самого начала. Виолончели очень чувствительны к толчкам и изменениям в окружающей среде, и, в зависимости от отдельного инструмента, может требоваться частая настройка. Начинающим виолончелистам лучше проверять свой инструмент перед началом каждого занятия на электронном тюнере. Это наиболее важно в период первых месяцев занятий, потому как, в ином случае, вы станете ассоциировать неправильное звучание с определенными нотами. Установите частоту в 440 на тюнере и начните со струны А, по нисходящей через D, G и C на каждом занятии.
«Нет» не забудьте купить упор для шпиля. Важной подсказкой для виолончелиста, особенно для начинающего, будет подготовится в плане покупки упора. Эта часть оборудования дает уверенность в том, что шпиль не будет скользить по полу или покрытию, пока вы играете. Наиболее эффективным является регулируемый ремень, который пристегивается к вашему стулу, но подставки для шпиля доступнее в цене, начиная от 10$.
«Да» правильно используйте канифоль для смычка. Нанесение канифоли на смычок – важный аспект игры, потому как сильно влияет на звучание. Если перестараться, то смычок будет слишком цепляться за струны, как кусочки липучки терлись бы друг о друга. Если канифоли мало, то смычок будет соскальзывать со струн. Ваши смычковые движения должны быть не силовыми, и спустя какое-то время, вы научитесь определять, когда требуется нанести больше или меньше канифоли на смычок.
«Нет» не пренебрегайте разогревающими упражнениями. Начинающий ученик должен понимать важность того, что игра на виолончели требует физических усилий. Если не делать разогревающие упражнения для пальцев, кистей и шеи, вы рискуете получить серьезные травмы, некоторые из них могут быть довольно продолжительными. Лучшим способом предотвращения травм является разогревание мышц на протяжении нескольких минут перед каждым занятием и память о правильной осанке и игровой форме, а также делать перерывы между долгими исполнениями для растяжки пальцев, рук и спины.
«Да» доверьте профессионалу настройку частей инструмента. Ваша виолончель будет лучше всего звучать, если ее настроил квалифицированный скрипичных дел мастер.
«Нет» не забывайте об открытых струнах и гаммах. Изучение базовых гамм очень важно для начинающих виолончелистов. Плюс, это дает возможность сконцентрироваться на корректном расположении смычка.
«Да» не торопитесь во время занятий. Если вы торопитесь во время игры, вы можете потянуть мышцы. Более того, вы только усугубите уже существующие проблемы. Используйте обдуманные практические методы, которые способствуют как умственной, так и физической концентрации. Так вы получите стабильный умеренный прогресс, который поможет оставаться мотивированным.
«Нет» не игнорируйте вдохновение. Если есть определенные причины, которые способствовали выбору игры на виолончели, всегда помните о них во время занятий. Некоторые ученики используют фотографии и постеры, которые помогают им помнить о том, зачем они учатся, что будет полезно, если вы чувствуете себя огорченным или фрустрированным.
Следуя этим рекомендациям для виолончелистов, вы будете уверены, что получаете самое лучшее от занятий и игры на инструменте.