Что играют на органе
Орган (музыка)
Орга́н (лат. organum из греч. όργανον ― «инструмент, орудие») — самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент. Чтобы отличать данный музыкальный инструмент от электронных, имитирующих звуки органа, называется обычно духовым органом. Звук в органе рождается при помощи труб (металлических, деревянных, иногда из других материалов, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые при открытии клапанов попадает воздух, подаваемый с помощью электрического органного вентилятора или мехов. Игра на органе осуществляется при помощи одной или нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры при включенных регистрах. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов».
Органи́ст — человек, исполняющий музыкальные произведения на органе.
Содержание
История
Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296—228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.
Устройство
Трубы
Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб; например, орган в Париже в церкви Сен-Сюльпис имеет 7 тысяч труб. В органе бывают трубы следующих величин:
К тому же, имеются регистры с дробным числом футов, звучащие на квинту или терцию выше (в зависимости от длины) и дающие особые призвуки, оттенки звука, например Twelfth 2 2/3 и Quinte 1 1/3. Закрытие лабиальной трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.
Пульт
Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) — пульт, за которым сидит органист во время игры. В нем расположены все необходимые для исполнителя средства — игровые (мануалы и педаль), тембровые, динамические, различные переключатели и устройство для включения органа.
Мануалы
Мануал (от лат. manus — рука) — это клавиатура для игры руками.
Мануалы Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются над мануалом Hauptwerk, а мануал Ruckpositiv — под мануалом Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
Педаль
Педаль или педальная клавиатура — клавиатура, на которой играют ногами, нажимая клавиши попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком) [1] диапазоном от 5 до 32 клавиш (обычно 32, от C до g 1 или до f 1 ), с собственным набором регистров преимущественно низких звуков. Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет.
Орган без педали или с подвесной (не имеющей собственных регистров) педалью называется позитив, маленький переносный орган — портатив.
Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав.
Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук.
Регистры
Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром. Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых рукояток (или при переключении электронных выключателей), или регистров (находящихся над клавиатурами или по бокам инструмента), приводит в действие соответствующий ряд трубок. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет. Каждая рукоятка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра.
Все регистры по устройству распадаются на две категории:
Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.
Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются на усмотрение исполнителя.
Применение
В западных странах орган прежде всего используется на богослужениях в западных конфессиях христианской церкви как инструмент аккомпанирующий церковному хору, для исполнения сольных органных произведений и импровизации. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения (концерт с проповедью). Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Орган нередко соединяется с другими сольными инструментами, оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.
Композиторы
Некоторые композиторы, сочинявшие органную музыку
Органист
Орга́н (лат. organum из греч. όργανον ― «инструмент, орудие») — самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент. Чтобы отличать данный музыкальный инструмент от электронных, имитирующих звуки органа, называется обычно духовым органом. Звук в органе рождается при помощи труб (металлических, деревянных, иногда из других материалов, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые при открытии клапанов попадает воздух, подаваемый с помощью электрического органного вентилятора или мехов. Игра на органе осуществляется при помощи одной или нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры при включенных регистрах. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов».
Органи́ст — человек, исполняющий музыкальные произведения на органе.
Содержание
История
Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296—228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.
Устройство
Трубы
Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб; например, орган в Париже в церкви Сен-Сюльпис имеет 7 тысяч труб. В органе бывают трубы следующих величин:
К тому же, имеются регистры с дробным числом футов, звучащие на квинту или терцию выше (в зависимости от длины) и дающие особые призвуки, оттенки звука, например Twelfth 2 2/3 и Quinte 1 1/3. Закрытие лабиальной трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.
Пульт
Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) — пульт, за которым сидит органист во время игры. В нем расположены все необходимые для исполнителя средства — игровые (мануалы и педаль), тембровые, динамические, различные переключатели и устройство для включения органа.
Мануалы
Мануал (от лат. manus — рука) — это клавиатура для игры руками.
Мануалы Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются над мануалом Hauptwerk, а мануал Ruckpositiv — под мануалом Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
Педаль
Педаль или педальная клавиатура — клавиатура, на которой играют ногами, нажимая клавиши попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком) [1] диапазоном от 5 до 32 клавиш (обычно 32, от C до g 1 или до f 1 ), с собственным набором регистров преимущественно низких звуков. Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет.
Орган без педали или с подвесной (не имеющей собственных регистров) педалью называется позитив, маленький переносный орган — портатив.
Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав.
Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук.
Регистры
Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром. Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых рукояток (или при переключении электронных выключателей), или регистров (находящихся над клавиатурами или по бокам инструмента), приводит в действие соответствующий ряд трубок. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет. Каждая рукоятка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра.
Все регистры по устройству распадаются на две категории:
Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.
Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются на усмотрение исполнителя.
Применение
В западных странах орган прежде всего используется на богослужениях в западных конфессиях христианской церкви как инструмент аккомпанирующий церковному хору, для исполнения сольных органных произведений и импровизации. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения (концерт с проповедью). Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Орган нередко соединяется с другими сольными инструментами, оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.
Композиторы
Некоторые композиторы, сочинявшие органную музыку
Орган
Орган – музыкальный инструмент, поражающий не только звучанием, но и размерами. Его называют королем в мире музыки: он настолько монументален и величественен, что никого не оставляет равнодушным.
Основные сведения
Группа инструментов, к которой относится орган – духовые клавишные. Отличительная особенность – огромные размеры конструкции. Самый большой орган в мире находится в США, городе Атлантик-Сити: включает более 30 тысяч труб, располагает 455 регистрами, 7 мануалами. Самые тяжелые органы, сделанные руками человека, весили более 250 тонн.
Орган в концертном зале Boardwalk Hall (Атлантик-Сити)
Звучит инструмент мощно, многоголосо, вызывая бурю эмоций. Нотный диапазон данного ограничен пятью октавами. В реальности звуковые возможности гораздо шире: переключая регистры органа, музыкант спокойно переносит звучание нот на одну-две октавы в любую сторону.
Возможности «короля музыки» практически безграничны: ему доступны не только всевозможные стандартные звуки, от самых низких до невероятно высоких. В его власти воспроизводить звуки природы, пение птиц, звон колоколов, грохот падающих камней.
Устройство органа
Устройство достаточно сложное, включающее многообразие элементов, деталей, частей. Основными составляющими являются:
История
История инструмента охватывает не века – тысячелетия. «Король музыки» появился до наступления нашей эры, его прародителем называют вавилонскую волынку: она обладала мехом, надувающимся воздухом через трубочки; на конце находился корпус с дудочками, оснащенными язычками, отверстиями. Еще одним предком инструмента называют панфлейту.
Орган, действующий при помощи гидравлики, придумал древнегреческий умелец Ктесебием во II веке до н.э.: воздух внутрь нагнетался водяным прессом.
Средневековые органы не отличались изящным строением: обладали толстыми, неудобными клавишами, располагавшимися на некотором расстоянии друг от друга. Играть пальцами не представлялось возможным – исполнитель ударял по клавиатуре локтем, кулаком.
Расцвет инструмента начался в момент, когда им заинтересовались церкви (VII в. н.э.). Глубокие звуки идеально сопровождали богослужения. Началось усовершенствование конструкции: легкие органы превратились в огромные орудия, занимающие существенную часть помещения храма.
В IX веке лучшие органные мастера работали в Италии. Затем лидерство перехватила Германия. К XI веку каждое европейское государство освоило производство популярной вещицы.
Клавиатура современного органа
XIV век – период расцвета инструмента: конструкцию усовершенствовали, уменьшили размер клавиш, педалей, разнообразили регистры, расширили диапазон. XV век – время появления таких модификаций, как маленький орган (переносной), стационарный (средних размеров).
«Золотым веком» органной музыки считается рубеж XVII-XVIII веков. Конструкцию усовершенствовали до предела: инструмент мог заменить целый оркестр, издавал невероятное разнообразие звуков. Композиторы Бах, Свелинк, Фрескобальди создавали произведения специально для этого инструмента.
ХХ век отодвинул громоздкие инструменты в сторону. На смену пришли компактные конструкции, удобные в использовании, не требующие сложных телодвижений. Эра «короля музыки» закончилась.
Сегодня органы можно увидеть, услышать в католических храмах, на концертах камерной музыки. Инструмент используется в роли аккомпанемента, исполняет соло.
Разновидности
Органы классифицируют по нескольким признакам:
Устройство: духовой, электронный, цифровой, язычковый.
Функционал: концертный, церковный, театральный, камерный.
Диспозиция: классический, барочный, симфонический.
Число мануалов: одно-двух-трех-мануальный и т.д.
Наиболее распространенные виды органов:
Применение
Сегодня инструмент активно применяется протестантами, католиками – сопровождает богослужения. Его устанавливают в светских залах для сопровождения концертов. Возможности органа позволяют музыканту играть сольно или стать частью оркестра. Встречается «король музыки» в ансамблях, аккомпанирует хорам, вокалистам, изредка участвует в операх.
Как играть на органе
Стать органистом сложно. Потребуется работать руками и ногами одновременно. Стандартной схемы игры нет – каждый инструмент оснащен разным числом труб, клавиш, регистров. Овладев одной моделью, невозможно пересесть на другую, понадобится заново изучить устройство.
Игра ногами – дело особенное. Потребуется специальная, чувствительная обувь. Манипуляции производятся носком, пяткой.
Музыкальные партии пишутся отдельно для ножной клавиатуры и мануалов.
Композиторы
Произведения для «короля музыки» писали талантливые композиторы прошлого и позапрошлого веков:
5 фактов об игре на органе
Вот так выглядит пульт органа в церкви Св. Михаэла в Гамбурге.
И сейчас со всем этим мы попытаемся взлететь 🙂
1. Органисты готовы ко всему.
Поэтому органистам нужны железные нервы. И хорошее образование.
Например в церкви Сен-Сюльпис в Париже орган обслуживали одновременно 5 калькантов.
Если в инструменте заканчивался воздух (а звучит это плохо!), органист дергал за рычаг с колокольчиком на конце, чтобы кальканты не тормозили.
Работа это интересна только первые 5 минут, я пробовала.
Поскольку на органе играют и ногами, органисты надевают «органные ботинки».
Как правило это обувь для танцев (мужская, конечно)), со скользкой замшевой подошвой и широким каблуком. Играют и пяткой, и носком.
Есть конечно и специальная органная обувь (на первом фото), но я не знаю никого, кто бы ее носил. Она дорогая, шьётся индивидуально. У нее особый защищенный нос.
Потому что иногда бывают и такие аварии, как на втором фото. Но только если знатно лупить. Не надо так. (это специальные усиленные туфли Кэмерона Карпентера после концерта)
4. Самый большой орган в России и на территории бывшего СССР
находится в Калининграде. Он был установлен в 2008 году, в его составе 6269 труб. Фасад выполнен в барочном стиле, один в один как фасад органа, погибшего во время войны.
Кстати, во время войн органы страдали не только от огня, но и от того, что трубы отправлялись на переплавку.
Погибшие и до сих пор не восстановленные инструменты можно найти во многих городах.
Вот например орган в соборе Сан-Пьер Маджоре в Пистое (Италия).
Вообще орган был изобретен аж во втором веке до нашей эры и с тех пор был и церковным, и светским инструментом. Органы ставились и в церквях, и в виллах, и в концертных залах.
А на Руси орган был инструментом скоморохов!
Всем спасибо за внимание!
Из разговоров органистов:
А Вы можете предложить приемлемый вариант «аппликатуры» (особенно это касается последнего нисходящего пассажа триолями)? Чисто умозрительно я прикинул, что носками сыграть можно (хотя где c-d-c-b-c-b-a-h-a-g-a-g-f. я попользовал пятку на первом c и втором g в этой последовательности). Было бы интересно сравнить.
Правая нога играет по нотам: c1-a-f-d-Bь-G/G
Левая нога играет по нотам:__ bь-g-e-c-A-F/FEFG
Правая ногая «подкладывается» под левую при переходе с с1 на а идет СНИЗУ.
Правая нога при переходе с a на f СВЕРХУ.
Правая нога при переходе с f на d СНИЗУ.
Правая нога при переходе с d на Bь СВЕРХУ.
Правая нога при переходе с Bь на G идёт СНИЗУ.
Почти так, как я и думал, только вот с a на f вести правую ногу сверху мне показалось странным. И с a на f, и с f на d я шел правой ногой снизу.
А почему с пяткой я пытался, кажется, понятно: педаль была существенно выдвинута вперед, и ехать носком правой ноги на си бемоль сверху ноги левой было как-то совсем неудобно.
Автор, пили посты про оргАны! Хорошо зашло
6269 труб. Как запомнить звучание каждой?
Народ!если кому интересно могу запилить пост об органе скажем так из первых уст) ибо есть органист которого можно допросить с пристрастием)
Глаз привычно выхватил из текста
*Онанисты готовы ко всему.
Поэтому онанистам нужны железные нервы. И хорошее образование. *
я наверно испорчен.
А что это за маленькое чудо, как на нём играть, и как оно звучит? Гугл говорит, что это самый маленький орган в мире, выпущенный в Германии, больше ничего.
Спс, был подписан с «я в филармонии», продолжай.
Самый большой орган в России и на территории бывшего СССР
находится в Калининграде. Он был установлен в 2008 году, в его составе 6269 труб.
Рижский Домский собор- орган высотой в 25 метров включает в себя 6 768 труб.
Кафедральный собор Святой Троицы, Лиепая- 4 мануала, 131 регистр, более 7 тыс. труб, бывший до 1979 года крупнейшим органом мира с полностью механической игровой трактурой.
Вот фото большего разрешения
А зачем хорошее образование для игры на органе?
на каком именно Органе?
С какого года замша стала скользкой?
Дело мечты. Пост №9. Исторический очерк
Рад вновь приветствовать вас всех, друзья! Сегодня предлагаю вам окунуться немножко в историю, порассуждать о великих мастерах гитаростроения и разобраться в их свершениях.
Гитара дошла до нас из глубины времён. Все их мы вспоминать не будем, очень уж это долго и муторно, сразу двинемся вперед, ограничившись лишь небольшим очерком о том, что
предки современных гитар могли иметь совершенно разные корпуса, приближаясь визуалом к лютне например, иметь разную длину, ширину, а так же разное количество струн. Мастера бросались то в одну сторону, то в другую. Особенно усугубилась ситуация в 18 веке, когда скрипка была на подъёме и гитарным мастерам приходилось как-то выкручиваться, чтоб привлечь внимание к себе и своим работам.
Барочная гитара Маттео Зилоса (до 1653 г.)
Но вот 13 июня 1817 года в Испании, в семье сборщика налогов, рождается некий Антонио де Торрес Хуардо.
Чем же так привлекателен этот человек? А тем, что именно он создал и, можно сказать по-современному, «раскрутил» классическую гитару в том виде, в котором мы ее знаем.
А вышло это вот как.
Так оно и случилось.
В дальнейшем к Торресу приезжали и другие известные гитаристы того времени, что ещё больше распространяло вести о нем, так как именно его гитары звучали великолепно.
Что же он такого изменил в конструкции, что привело, можно сказать, к революции в гитаростроении?
Он изменил форму, а так же её «внутренний мир». Теперь гитара стала более массивной, и к ней добавились некоторые детали:
Вообще, экспериментатор он был весьма интересный. Он проводил разные опыты, что и позволило ему достичь успеха.
Именно кедр применяю и я в качестве материала на верхние деки.
Не смотря на то, что аккаунт у меня относительно новый, он на самом деле второй (первый уничтожен). Я с вами уже более пяти лет и всё это время рад быть в стане Пикабу 🙂
Напомню, о чём идёт речь:
•нейзильберовые лады 2мм
•голова фанерована тремя цветами шпона
•купольная задняя дека, трехцветная окантовка
•наборные канты и розетка
На этом смею откланяться, связь как всегда через почту и, конечно же, я всегда рад поболтать с вами в комментариях 🙂
Синтезатор – сегодня формально называемый «аналоговый музыкальный модульный инструмент» – первоначально был заказан двумя авангардистскими музыкантами, которые преподавали музыку в школе в 1960-х годах. Людьми, которые обеспечили финансирование этого инструмента, были профессоры Гленн Гласоу и Роберт Басарт.
Считается, что этот конкретный синтезатор был лично разработан Доном Баклой. Он был создателем инструментов, музыкантом и композитором, который создавал инструменты, в том числе модульные синтезаторы с регулируемым напряжением, в качестве инструментов для воспроизведения ранее неслыханных звуков. Бакла помог создать звуковую систему Grateful Dead в 1960-х годах.