Что и кто влияет на первичное распределение доходов
Первичные и вторичные доходы
Первичные доходы – это доходы, которые образуются в сфере материального производства в процессе создания и первичного распределения вновь созданной стоимости (национального дохода). Такое распределение осуществляется непосредственно на предприятиях и в отраслях, где он создается. Одна его часть поступает в индивидуальное распоряжение работников в форме заработной платы, а также в форме доходов работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства. Вторую часть (дополнительный продукт в форме прибыли) присваивают владельцы средств производства и капитала в виде предпринимательского дохода, процента на капитал, дивидендов, земельной ренты. Эти доходы называют первичными, или основными, поскольку их получают непосредственно те, кто создает национальный доход или являются собственниками отдельных факторов производства. В то же время факторные доходы первичны, поскольку каждый из них связан с определенным фактором производства – рабочей силой, средствами производства, землей.
Величина совокупного дохода всех участников первичного распределения зависит от масштабов производства, его эффективности, производительности труда, а доля каждого из участников (рабочего, владельца средств производства, капитала и т.п.) – от соотношения сил между трудом и капиталом, уровня их организации.
На первичное распределение доходов влияет государственная политика регулирования доходов, которая в странах с социально развитой рыночной экономикой преимущественно сводится к установлению нижнего предела заработной платы, ориентированному на обеспечение прожиточного минимума, а также верхнего предела номинальной заработной платы. Установление верхней границы обосновывается необходимостью борьбы с инфляционными тенденциями и необходимостью снижения издержек производства на единицу продукции, что, в свою очередь необходимо для обеспечения высокой конкурентоспособности национальной экономики, поощрения к накоплению капиталов.
Механизм, степень и характер государственного регулирования первичных доходов в различных странах неодинаковы, зависят от развития и состояния экономики, характера производственных отношений, политической системы и других факторов. В то же время они имеют нечто общее во всех странах. В частности, как показывает мировой опыт, доля заработной платы в новой стоимости при первоначальном распределении должна быть не меньше 2/3, а доля прибыли – не больше ее трети. Там, где эта доля прибыли растет за счет уменьшения заработной платы, происходит снижение заинтересованности рабочих в продуктивной работе, имеют место трудовые конфликты, которые негативно сказываются на производстве, его эффективности.
Производные (вторичные) доходы – это доходы, которые получают работники нематериальной сферы, а также неработоспособная часть населения в процессе перераспределения первичных доходов (национального дохода). Такое перераспределение необходимо, поскольку на стадии распределения национального дохода не учитываются потребности нематериальной сферы (образование, здравоохранение, культура, оборона социальная защита нетрудоспособной части населения и др.). Перераспределение национального дохода осуществляется через оплату услуг, систему цен, взносов в фонды социального обеспечения, благотворительных, религиозных фондов и т.д.
Основным инструментом такого перераспределения во всех странах является государственный бюджет. В начале XX в. в бюджетах ведущих капиталистических государств аккумулировалось 5-10% национального дохода (ныне 40-50%). В бывшем СССР через государственный бюджет перераспределялось 2/3 национального дохода. В Украине в 1994 – 83%. Такая чрезмерная концентрация денежных средств в руках государства свидетельствует о высокой степени огосударствления экономики и ее бюрократизации. С демократизацией общественной жизни, разгосударствлением собственности эта доля будет уменьшаться.
Производные доходы население получает из бюджета различных фондов (государственных, частных, благотворительных, профсоюзных и т.д.) в форме заработной платы работникам сферы нематериального производства, пенсий, стипендий, разовой помощи отдельным категориям граждан.
Распределение доходов
Опубликовано 10.06.2021 · Обновлено 10.06.2021
Что такое распределение доходов
Распределение доходов – это стратегия снижения налогов, которая обычно используется людьми с очень нестабильными доходами для снижения общей предельной ставки налога, уплачиваемой с большой суммы дохода. Эта стратегия включает в себя особенно большие источники дохода и разделение суммы, реализованной за период лет, для уменьшения общей суммы уплаченных налогов. Эту тактику также можно использовать, чтобы избежать попадания в более высокую налоговую категорию, что, в свою очередь, приведет к увеличению налоговых обязательств.
ПРЕРЫВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
Распределение доходов может осуществляться несколькими способами.Лучший вариант для конкретного человека или компании будет зависеть от их конкретных обстоятельств и финансовых приоритетов.Один из способов распределения доходов – продажа в рассрочку.Это когда вы продаете основной актив, и условия продажи диктуют, что покупатель будет производить платежи в рассрочку, которые распределены на более чем один налоговый год.Этот тип соглашения о продаже в рассрочку может позволить продавцу отчитываться о приросте капитала от продажи за несколько лет. Вместо того, чтобы реализовать один значительный скачок дохода за счет единственного события прироста капитала, продавец может сообщить о более умеренном уровне прироста капитала за более длительный период.
Примеры распределения доходов и пояснения
Звезды профессионального спорта и деятели индустрии развлечений являются примерами людей, которые могут захотеть использовать какую-то стратегию распределения доходов, чтобы сгладить волатильность своих потоков доходов.
Еще одно использование распределения доходов, не связанных с выходом на пенсию, в Канаде – это поместить часть дохода в RRSP, а затем снять эту сумму, когда человек решит вернуться, чтобы продолжить обучение.Поскольку RRSP не наказывают людей за досрочное снятие средств, если они используются в образовательных целях, человек фактически будет платить меньше налога на сумму, потому что, будучи студентом, предельная ставка налога будет ниже.
Распределение дохода отличается от усреднения дохода, хотя основной принцип аналогичен.Усреднение дохода, которое в настоящее время доступно в США только фермерам и рыбакам, позволяет налогоплательщику уравновесить типичные колебания дохода в этих отраслях.При усреднении дохода приемлемый бизнес может перенести часть своего дохода с текущего года на три предыдущих года, которые известны как базовые годы. Этот вариант усреднения налога дает лицам, занятым в сельском хозяйстве и рыболовстве, возможность поддерживать своего рода баланс в своих налоговых обязательствах и компенсировать нестабильность, характерную для предприятий этих отраслей.
Первичное распределение доходов
Уравнительное распределение имеет место, когда все члены общества (или его определенной части) получают равные доходы или блага.
Рыночное распределение предполагает, что каждый владелец того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) получает доход в соответствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы (т. е. наемным работникам) действует известный принцип распределение по труду. Он означает, что доходы трудящихся зависят от рыночной оценки значимости их вида труда и от его конечных результатов.
Распределение по накопленному имуществу проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность (землю, дома, ценные бумаги и т.д.).
Привилегированное распределение особенно характерно для недемократических обществ, в которых люди, находящиеся у власти, перераспределяют общественные блага в свою пользу (в виде установленных для себя повышенных окладов и пенсий, улучшенных условий жизни, труда и отдыха, так называемого спецобслуживания и других льгот).
В реальности все эти принципы обычно сочетаются. Например, в СССР преобладала уравниловка, но ее в значительной мере дополняли многообразные привилегии для руководства КПСС и госаппарата.
В настоящее время в соответствии с общепринятой системой национальных счетов доминирует рыночное распределение доходов. Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода.
В соответствии с системой национальных счетов исходным для макроэкономических изменений является показатель валовой (общей) стоимости всей продукции. Она равна сумме продаж всех товаров и услуг. Эту совокупность подразделяют на два вида продукции:
• промежуточную (она поступает на каждую фирму со стороны тех предприятий, которые производят сырье, материалы, комплектующие изделия);
• конечную, которая идет в конечное потребление.
Поскольку промежуточные изделия повторно суммируются на
каждой технологической стадии изготовления готовой продукции, их вычитают из валовой стоимости. Так образуется главный макроэкономический показатель — валовой национальный продукт.
Валовой национальный продукт (ВНП) — это совокупная стоимость конечных продуктов, которые созданы, распределяются и используются в национальном хозяйстве в течение года. Созданный ВНП определяется как сумма валовой добавленной стоимости (добавленная стоимость — разница между продажами фирм и их покупками материалов и услуг других фирм) для всех отраслей.
В показатель ВНП входит чистый экспорт (разница между стоимостью вывезенных из страны товаров и стоимостью введенных товаров). Однако в различных странах удельный вес внешнеторговой деятельности неодинаков. Поэтому для международных сопоставлений степени развитости экономики применяется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). Он определяет собой ВНП за вычетом сальдо (от итальянского saldo — расчет, остаток) платежного баланса (разница между стоимостью экспорта и импорта). В этом показателе учитываются конечные результаты только внутри каждой страны.
Валовой национальный продукт и ВВП образуют базу для исчисления других макроэкономических показателей. Что это за показатели?
В состав ВНП и ВВП входит не только новая стоимость, возникающая в материальном производстве и сфере нематериальных услуг, но и амортизация (часть конечной продукции, которая возмещает израсходованный основной капитал, идет на восстановление машин, инструмента и т.п.). Если из ВНП вычесть сумму годовой амортизации, то мы получаем чистый национальный продукт (ЧИП).
В свою очередь в ЧНП входят косвенные налоги, устанавливаемые государством.
Косвенные налоги — особый вид налогов, которые добавляются к ценам, установленным фирмами. Так, в США их именуют «налоги с продаж», они составляют 10 % ЧНП. Такие налоги оплачивают покупатели, теряющие на этом часть своих доходов. Если из ЧНП вычесть косвенные налоги, то в конечном счете образуется показатель национального дохода.
Национальный доход — это совокупность доходов всех участников сфер материального производства и нематериальных услуг
Один из наиболее распространенных способов расчета ВНП — распределительный способ, в соответствии с которым ВНП есть общая сумма доходов всех хозяйственных единиц и населения от всех видов экономической деятельности, а также амортизационных отчислений. Точнее говоря, ВВП как поток доходов представлен:
• во-первых, доходами владельцев факторов производства (т. е. суммой заработной платы, процента, рентных платежей и других имущественных доходов на собственность до уплаты налогов);
• во-вторых, доходами государства в виде различных косвенных налогов;
• в-третьих, в доходах предпринимательского сектора необходимо учесть амортизационные отчисления, которые идут на покупку инвестиционных товаров.
Можно учесть ВНП как сумму первичных доходов (заработная плата, прибыль и другие доходы), перераспределенных доходов (проценты по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды, поступления по социальному страхованию) и амортизационных отчислений. Более детально ВНП как поток доходов включает следующие компоненты:
Заработная плата работников — это прежде всего заработная плата, которая выплачивается государством и предпринимателями рабочим, специалистам, плюс множество дополнений к ней (взносы нанимателей на социальное страхование и в разнообраз-
ные частные фонды пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и помощи в случае безработицы).
2. Прибыли фирм и корпораций — это доход, который остается после вычета расходов производителя на заработную плату, ренту и процент. Они используются на уплату налогов, дивидендов, нераспределенную прибыль корпораций.
3. Доходы некорпорированных предприятий, находящихся в индивидуальной или семейной собственности, и доходы самостоятельных работников (адвокатов, писателей).
4. Доходы владельцев собственности (недвижимости и природных ресурсов), т.е. рентные платежи.
5. Процент на ссудный капитал, использованный при производстве ВНП. Ссудный процент представляет собой выплату дохода частного бизнеса собственникам денежного капитала.
6. Амортизация — ежегодные отчисления, которые показывает объем потребительного капитала в процессе производства.
Кроме того, в состав ВНП по доходам включаются косвенные налоги, т.е. налоги на добавленную стоимость, с продажи товаров, акцизы, таможенные пошлины; эти незаработанные доходы государство получает для своего содержания посредством увеличения цен. Государственные субсидии из ВНП вычитаются (см. рис. 9.1).
2. Вторичное распределение доходов
Рыночные механизмы не работают там, где им не гарантируется прибыль. Капитал туда не идет. Это касается так называемых общественных благ. Их достаточно много: фундаментальные научные исследования, искусство, литература, культура в целом, народное образование на всех уровнях, оборона, управление, дороги. Эти блага служат всем и каждому. Кроме того, производство не зависит от благосостояния отдельных граждан, количества потребителей благ. Например, через реку надо строить мост независимо от того, сколько людей воспользуется им; надо содержать суды независимо от количества рассматриваемых ими дел. Чтобы скорректировать вклад тех или иных граждан в производство названных общественных благ, с граждан взимают налоги независимо от того, воспользуются ли они когда-нибудь данными общественными товарами. С помощью налогов осуществляется вторичное распределение (или перераспределение) первичных доходов.
Налоги — обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения.
Возрастание регулирующей роли государства привело к абсолютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно
стало располагать, относительному возрастанию доли государства в совокупной сумме денежных средств общества. Если в начале XX в. в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9 — 18 % национального дохода, то с 60 —70 гг. — 50 % и более.
На основе использования налогов осуществляется формирование государственного бюджета — самого мощного рычага регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредотачиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство.
Государственный бюджет представляет собой форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных-нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.
Через государственный бюджет государство осуществляет распределительную функцию, которая направлена, в основном, на уменьшение социального неравенства, путем проведения соответствующей социальной политики. При этом необходимо иметь в виду, что социальный аспект уровня жизни характеризуется тем, сколько государство расходует средств на культуру, образование, здравоохранение, просвещение, каков в стране уровень пенсионного обеспечения, как осуществляется социальная защита населения от бедности и т.д. Социальная сторона уровня жизни просматривается также в том, какую политику проводит государство по отношению к различным слоям населения: осуществляет уравниловку или дифференцирует поступление доходов.
В социалистической системе хозяйствования проводилась общегосударственная политика выравнивания доходов, сводившаяся обычно к уравниловке. Со временем общество поняло, что уравниловка — зло, тогда на повестку распределения доходов встала проблема их дифференциации, но дифференциация ведет к поляризации интересов. В связи с этим возникает проблема оценки Дифференциации доходов — это еще большее зло, чем уравниловка или благо для экономики? Необходима в этом плане оценка социальных последствий дифференциации доходов. Эти проблемы давно уже оказались в поле зрения экономистов.
Каковы же главные причины существования неравенства в распределении доходов среди населения? Таких причин множество, но основными из них можно назвать следующие: различие в способностях, образовании и профессиональной подготовке, сложность и Непривлекательность работы, владение собственностью, господство На рынке (для предпринимателей), удача, личные связи, среда.
Люди обладают разными интеллектуальными способностями, большинство из которых унаследовано от родителей и развито обществом. Речь идет о чисто интеллектуальных дарованиях, физических данных и эстетических способностях. Бытовавшее длительное время представление о том, что все дети от рождения равны и лишь позже в зависимости от воспитания появляются различия в дарованиях, по сути, необоснованно. Общество, социальная среда могут только развить то, что изначально заложено в человеческом организме. Сколько бы ни старались специалисты научить человека петь или играть на музыкальном инструменте, этого не получится, если он не унаследовал задатков от родителей, дедушек и бабушек. Но если эти задатки есть, и они своевременно обнаружены и развиты, человек получает право заниматься особой или исключительной работой и получать за это более высокое вознаграждение.
Образование и профессиональные знания также предопределяют различия в доходах.
Сложность и непривлекательность работы также связаны с размером дохода. Сложный труд — это более квалифицированный труд. Естественно, он вознаграждается выше. Кроме того, есть привлекательные и непривлекательные виды труда. Привлекателен труд юриста, медицинского персонала, но непривлекателен труд мусорщика, уборщицы. Поскольку непривлекательного труда не избежать, обществу приходится вознаграждать такой труд, учитывая степень его «непривлекательности».
«Богатство порождает богатство» — этот тезис относится к роли собственности в дифференциации доходов общества. Здесь речь идет не о процессе реформирования собственности, а о том, что владение собственностью может приносить субъекту собственности определенный доход в виде процента или дивиденда. Так, около 10 % семей в США владеют свыше 70 % всех акций и около 50 % всего недвижимого имущества. Это позволяет собственнику подобных акций и облигаций формировать самый высокий в обществе уровень доходов — 50 тыс. долл. в год и выше.
Стала общеизвестной дилемма: что более рационально с точки зрения результативности производства — равенство или неравенство в доходах? Марксизм и практика социализма утверждали общность интересов, из чего выводился тезис об экономическом равенстве потребителей. Капитализм дифференцировал работников в зависимости от их вклада в производство, в разной степени вознаграждал их труд. Последнее слово осталось за капитализмом. И, тем не менее, вопрос не ясен и требует ответа. Если допускается неравенство экономическое, значит, допускается и неравенство социальное. Если исходить из необходимости экономического неравенства, возникает вопрос о том, какова должна быть оптимальная степень этого неравенства.
Основной аргумент в пользу равного распределения состоит в том, что оно якобы необходимо для максимального удовлетворения нужд потребителя. Если допустить неравенство, то степень удовлетворения предельной полезности у людей будет разной. При этом общая предельная полезность окажется меньшей, чем если бы распределение дохода было одинаковым (равным). Значит, максимум полезности говорит в пользу равенства распределения доходов.
Противники равенства в распределении доходов утверждают, что способ распределения дохода является важным фактором, определяющим объем производимого и распределяемого дохода. Они исходят из того, что в сфере производительной деятельности уравнять доходы невозможно, здесь обязательно учитываются причины, порождающие неравенство, ибо эти причины логичны и объективны.
Следовательно, наращивать доходы придется вне сферы производства, т.е. в сфере перераспределения доходов, но тогда единственным возможным средством здесь могут выступить налоги. С их помощью можно изъять полученное одним работником и передать другому, но тогда первый потребитель окажется незаинтересованным в получении большего дохода и станет хуже работать. От этого сократится общая часть дохода. Поэтому справедливым будет замечание, что способ распределения «пирога» влияет на размер самого пирога. Чтобы сохранить стимул для увеличения производства продукции и дохода, следует выдерживать неравенство в распределении дохода. В итоге получается, что равенство доходов необходимо для достижения максимума полезности благ, но обеспечение непрерывного увеличения объема производства требует неравенства в распределении доходов, поэтому вывод должен быть такой: нужно соблюдать неравенство в распределении, но это неравенство должно выдерживаться в разумных пределах, чтобы обеспечить возможный в условиях неравенства максимум удовлетворения потребностей.
В этом отношении представляет значительный интерес, выдвинутый известным американским экономистом М. Фридманом проект «отрицательного подоходного налога» (ОПН), призванный заменить существующие программы борьбы с бедностью. Отрицательный налог должен поддерживать малоимущих, но не подрывать стимулы трудиться и зарабатывать деньги.
Вот как действует схема ОПН. Правительство устанавливает субсидию такого размера, который гарантирует минимально приемлемый уровень существования. Этой «гарантией» в полном объеме Могут распорядиться только семьи, не имеющие заработанных Доходов. Обозначим ее Т. Это, собственно, и есть отрицательный налог, потому что семьи его не выплачивают, а получают. Если появляется заработок W, то субсидия понижается на величину Ш, где X — некоторый постоянный процент от заработанной сум-
Согласно Фридману, более совершенная социальная программа позволит обществу добиться большего равенства и большей эффективности одновременно.
Первичное распределение: каковы его социальные плюсы и минусы
В предыдущей главе рассказывалось о том, как распределяется новая стоимость среди всех собственников факторов производства. Такое первичное распределение на уровне микроэкономики мы рассмотрели с точки зрения взаимоотношения людей, связанных с производством новой стоимости. Теперь нам предстоит выявить последствия, которые оказывает такое распределение доходов на социальные отношения членов общества в целом.
Социалъные отношения непосредственно связаны с образом и уровнем жизни людей, их благосостоянием и потреблением. Эти отношения наиболее полно проявляются в социальной сфере общества. К данной сфере прежде всего относятся: образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь.
Социальные отношения получают в обществе оценку с точки зрения их справедливости. Справедливостъ означает представление людей о должном, о сущности человека и его неотъемлемых правах. Понимание справедливости содержит требование соответствия между:
• практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением;
• их правами и обязанностями:
• деянием и воздаянием;
• трудом и вознаграждением;
• преступлением и наказанием;
• заслугами людей и их общественным признанием.
В условиях свободного рынка сложилось особое понимание справедливости социальных отношений, которое соответствует условиям микроэкономики. В свете этого отметим черты первичного распределения, которые положительно влияют на социально-экономическое развитие:
• материальная заинтересованность всех участников производства в создании и увеличении новой стоимости;
• установление величины оплаты труда в зависимости от его количества и качества;
• стимулирование трудовой деятельности и ее производительности посредством форм и систем вознаграждения за труд;
• вовлечение трудящихся в системы участия в прибылях;
• соответствие величины оплаты труда стоимости нормальных условий воспроизводства рабочей силы;
• установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека;
• учет в тарифной системе оплаты труда уровня квалификации работников и характера их трудовой деятельности.
Но распределение доходов в свободной от государственного регулирования рыночной экономике таит в себе серьезные недостатки и глубокие противоречия. Сторонники такого распределения – частные собственники – придерживаются следующих взглядов.
1.В обществе вообще не должно быть имущественного равенства. Ведь люди различаются по размерам частной собственности и по стоимости полученного наследства, по своим способностям.
2.Члены общества с рыночной экономикой не должны ничего получать бесплатно. В ходу поговорка: «Бесплатный сыр только в мышеловке».
3. Доходы получают только собственники факторов производства. Государство не вмешивается в распределение этих доходов.
Свободный рынок, где действуют частные собственники, рассматривается как экономический механизм, который не имеет никакого отношения к нормам нравственности и общечеловеческой справедливости.
Неравенство в распределении доходов в масштабе национальной экономики графически изображается с помощью кривой Лоренца (рис. 9.1).
Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого неравенства в распределении национального дохода среди семей (40 % семей получает 20 % дохода, 60 % семей– 40 % всего дохода и т. д.) Пунктиром строго по диагонали изображено абсолютное (полное) равенство в распределении доходов: 20 % семей получают 20 % дохода, 40 % семей – 40 % дохода и т. д. Но такое распределение сторонники свободного рынка оценивают как совершенно недостижимое.
Для свободной рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределении национального дохода между гражданами. Это приводит в конечном счете к тому, что значительная часть людей живет ниже официально признанной черты бедности.
Рис. 9.1.Кривая Лоренца
На основе данных кривой Лоренца определяется так называемый децильный (десятичный) коэффициент неравенства доходов семей. Он показывает, во сколько раз 10 % самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10 % самых бедных семей.
Децильный коэффициент имеет пороговое (предельно допустимое) значение =10: 1. Если доходы 1/10 богатых семей превысят в 10 раз доходы 1/10 самых бедных семей, то это является сигналом социальной опасности. В этом случае противоречия между богатыми и бедными ведут к открытому выражению недовольства значительной части общества.
На начальном этапе развития капитализма бизнесмены совершенно произвольно устанавливали для работников условия труда и его оплаты. Они стремились свести заработки трудящихся к самому низкому уровню. Английский писатель Чарлз Диккенс (1812–1870) в романах «Приключения Оливера Tвиста», «Домби и сын» и других произведениях описал очень тяжелые условия труда и жизни английских бедняков. Однако П. Самуэльсон и В. Нордхаус не вполне согласились с писателем: «Даже романы Диккенса едва ли полностью отражают чудовищные условия детского труда, опасность вредного производства и ужасные санитарные условия на фабриках в начале XIX века. Преобладала 84-часовая рабочая неделя с перерывом на завтрак и иногда на ужин. Из 6-летнего ребенка можно было «выжать» большой объем работы, а если женщина теряла пару пальцев за ткацким станком, у нее оставалось еще восемь, поэтому она вполне пригодна для дальнейшей работы».
Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.
Самый главный недостаток распределительных отношений в свободной рыночной экономике состоит в том, что из этих отношений исключаются те люди, которые не участвуют в производстве новой стоимости.
К этой части населения относятся учащиеся дневных учебных заведений, пенсионеры (по старости и другим основаниям); лица, ведущие домашнее хозяйство, и т. п.
Между тем значительная часть населения как правило, не имеет источников существования (факторов производства, имущества, приносящего доход). Без чьей-либо материальной помощи этим людям просто не на что жить.
Давайте подведем итог анализа «плюсов» и «минусов» первичного распределения доходов. Прежде всего выделяются два качественно разных направления воздействия этого распределения на социальные отношения.
1. Положительные последствия.Распределение доходов в микроэкономике играет важную роль в увеличении общественного богатства и в подъеме жизненного уровня людей. Этому способствуют:
• материальная заинтересованность собственников факторов и условий производства в расширении масштабов экономического роста и увеличении новой стоимости;
• развитие материальных стимулов к труду и повышению квалификации работников;
• подъем производительности труда и эффективности производства.
2. Отрицательные последствия.Распределение материального богатства только среди частных собственников порождает социальную неустойчивость общества при выполнении следующих установок:
Все денежные доходы населения России распределялись по 20-процентным группам населения следующим образом: первая группа (с наименьшими доходами) в 1990 г. имела 9,8 % и в 2003 г. – 5,6 %, а пятая (с наибольшими доходами) в 1990 г. получила 32,7 % и в 2003 г. – 46,1 % всех доходов.
В 2002 г. в России общая численность населения составила 143,1 млн человек, а среднегодовая численность занятых в экономике достигла 65,4 млн чел. В то же время, например, такие же показатели в США составили 191 млн и 135 млн человек; в Германии – 82,5 млн и 37 млн; во Франции – 59,5 млн и 24,1 млн; в Китае – 1295 млн и 712 млн; в Японии – 127 и 64,1 млн человек.
• признание нормальным получение доходов только частными собственниками средств производства;
• усиление социально-экономического неравенства членов общества;
• получение людьми товаров и услуг только на рынке за плату.
Наконец, приходится признать социалъно опасныши:
• превышение предельно допустимого уровня (децильного коэффициента) распределения дохода между семьями с разным достатком;
• необеспеченность значительной части населения (не занятых в экономике людей) самыми необходимыми средствами существования.
Кто и каким способом может гарантированно помочь большей части общества осуществить первое и неотъемлемое право человека на жизнь?