Что и как мы говорим 5 класс
Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»
Методическая разработка сценария классного часа для 5-7 классов
Автор: Ярчинская Наталья Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7» г. Мариинска Кемеровской области
Описание работы: Материал данной работы представляет собой классный час по теме «Как мы говорим?». Материал будет полезен как учителям, классным руководителям, так и студентам для проведения классного часа в 5-7 классах.
Цели:
1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.
2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.
3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.
Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки для ролевых игр.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.
— Эти слова великого русского писателя, мастера слова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку, которые обращены к каждому из нас, его потомкам.
— В чем смысл этого обращения?
— Что значит беречь русский язык?
(правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами «паразитами», знать грамматику, пунктуацию, орфографию; т.е. соблюдать языковые нормы или литературные нормы языка. Филологи, ученые, изучающие слова, выделяют следующие нормы: произносительные, грамматические, лексические. Беречь язык – значит соблюдать нормы.)
— А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент.
Задание: прочитать слова. (звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.)
— Пытается ли кто-нибудь из вас анализировать свою речь?
(В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно)
— Слова-паразиты мешают восприятия сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают раздражение. Следует избавиться от частого употребления таких слов, как «в принципе», «значит», «это самое», «понимаешь», «короче», «ну», «так сказать» и т.д. Слова-паразиты – это такая же проблема, как и проблема выбора слов. Многие так привыкли к словам-паразитам, что заполняют ими все паузы в речи.
2. Слова-паразиты.
— Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее.
Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.
Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.
Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.
— Ребята, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается?
— А вы знаете, чей отрывок я «испортила»? (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби»)
— Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.
(Повторное чтение без слов-парзитовю)
3. Жаргонизмы
— Но все-таки среди молодежи больше распространено употребление жаргонизмов. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов.
— Поднимите руки, ребята, кто из вас любит читать книги?
— Слово «жаргон» – франц. означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями.
Вытягивают карточки с жаргонизмами и ситуацией. Составить диалог на тему, используя жаргонизмы.
— Ребята, а вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись?
— А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы?
— Правильно, чтобы выделиться, обособиться. Сделать речь понятной только лишь кругу сверстников. Вторая причина – желание противостоять общепринятому, норме. А третья – действие законы экономии, который выражается в том, что носители языка предпочитают короткие формы. Несмотря на то, что молодежный сленг очень популярен и распространен, он все же не способствует повышению уровня культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму.
— Мы в своей школе проводили исследование молодежного сленга. Самые распространенные слова употребляемые молодежью.
-Как вы думаете, какие?
— А знаете откуда пришло и как произошло, например, слово «ЛОХ»?
ИГРА НА СКОРОСТЬ «С РУССКОГО НА РУССКИЙ!»
— Я вам даю карточки со словами, вы должны сделать слово понятным.
— Нельзя требовать от всех да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более, что устная речь подразумевает не слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие от письменной. Нужно контролировать свою речь, слушать себя во время разговора, говорить неторопясь.
Задание 3: Сделать рекламу русского языка, необходимости соблюдать нормы и следовать им.
— Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. И я вам эти правил даю. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.
Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.
А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва.
Пусть слова бегут вперед игриво,
Радуясь, лаская и смеша.
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.
— Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева «Наш язык, наш прекрасный русский язык…».
Урок развития речи в 5 классе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок развития речи в 5 «Б» классе
Учитель русского языка и литературы Катеринкина Ю.П.
Тема урока : «Учимся говорить правильно, точно, выразительно»
Цель урока : Воспитание культуры речевого общения в школе, семье, общественных местах.
1. Обогатить словарный запас учащихся . Создать условия для повышения речевой культуры школьников.
2. Развивать литературную речь учащихся, умение работать в группах.
3. Воспитание любви к родному языку, уважения к товарищам.
Виды деятельности учащихся :
Сопоставленный анализ речевых ситуаций.
Создание собственных высказываний, мнений.
Раздаточный материал, мультимедийный проектор, закладки-памятки.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Мы рады приветствовать на нашем уроке гостей – педагогов-психологов из различных образовательных учреждений района.
Итак, начинаем урок.
Прежде чем мы перейдём к теме урока, я вам предлагаю посмотреть один из выпусков детского юмористического журнала «Ералаш».
(Идёт просмотр видеоролика).
Учитель : Ребята, почему, на ваш взгляд, мужчина не понял, о чём говорит мальчик?
Все ли слова, сказанные Ваней, были для мужчины понятны?
Учитель: Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на предыдущих уроках.
Соответствует ли проблема, поднятая в фильме, тематике наших последних занятий?
Учитель: Верно, соответствует.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме (разделу) «Культура речи».
А тема сегодняшнего занятия – «Учимся говорить правильно, точно, выразительно».
Учитель: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Малыш ещё не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.
Ребёнок подрастает и его окружает целое море слов, шумный океан речи.
Ребята, что значит «беречь язык»? От кого или от чего «беречь»? Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?
Учитель: Да, вы правы. Необходимо разговаривать без ошибок, в соответствии с нормами литературного языка. Без лишних слов, образно, нестандартно, внимательно подбирая слова. Русский язык нужно оберегать от заимствованных слов, от слов, засоряющих нашу речь (слов- «паразитов»), от сквернословия.
Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении – гарантия сохранения и развития русской культуры. Каждый человек в нашем обществе несёт ответственность за состояние языка своей страны, своего народа.
Учитель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить несколько заданий по выявлению ненужных слов в нашей речи.
(Каждому учащемуся раздаётся карточка с текстом, текст проецируется на экран)
а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеётся, красиво поёт русские народные песни. Мне очень нравится её имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.
б) Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У нее, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю ее, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.)
Учитель: Ребята, как бы вы оценили эти сочинения, чем они отличаются, какими словами? Назовите эти слова. Выпишите их в тетрадь.
(Учащиеся выполняют задание)
Учитель (вывод): Оба рассказа свидетельствуют о наблюдательности ребят. Только во втором очень много «сорняков», «языкового хлама». Нельзя речь такого человека считать богатой, ведь у него на 10 нужных слов – 20 бесполезных.
Учитель: Следующее задание: перед вами реплики из диалогов подростков, давайте прочитаем эти строки.
(Учащиеся читают с экрана)
— Где ты оторвал такие джинсы?
— Какое обалденное платье!
— Я прошвырнулся по городу.
— Жутко весело здесь!
Учитель: Ребята, как вы думаете, так можно говорить? (Дети отвечают)
Давайте изменим предложения так, чтобы они звучали правильно.
Где ты оторвал такие джинсы? Где ты купил (приобрёл) такие джинсы?
Какое обалденное платье! Какое красивое (изумительное, великолепное) платье!
Я прошвырнулся по городу. Я прогулялся (прошёлся) по городу.
Жутко весело здесь! Весело здесь!
Запишите себе в тетрадь правильные предложения.
(Учащиеся записывают в тетрадь правильные предложения, один ученик работает у доски)
Учитель (вывод): Горько и обидно становится оттого, что есть ребята, которые жестоко поступают с языком, засоряя его вот такими придуманными словами. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво и образно. А слова любят нежность! Как часто мы стесняемся говорить правильно… Чтобы обратить на себя внимание, придумываем разные «дикие» словечки. Но ведь в живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит.
Учитель: А сейчас, ребята, предлагаю вам послушать стихотворение Владимира Масса и Михаила Червинского «Как его зовут?». (учащаяся читает стихотворение :
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а, впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык…
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «добрый день!»
Казалось бы, простое слово.
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуйте» бубнит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел. Пока! Всего!»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нем –
Вам этот школьник не знаком?)
Учитель: Ребята, а вам в жизни встречаются такие люди?
Учитель: Для чего нам нужны слова: здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, извините и др.?
Учитель (вывод): Эти слова нужны для того, чтобы общение между людьми было вежливым, доброжелательным, несло людям радость и спокойствие.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Почему так сказано в стихотворении, что от слов могут остаться ранения, как от осколков?
Учитель (вывод): Да, действительно, грубые, обидные слова могут надолго запомниться человеку, испортить ему настроение, вызвать у него гнев, обиду. Нужно всегда помнить о такте, чувстве меры, о бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе.
Учитель: Следующее задание: найдите ошибки в речи наших современников:
Пассажир подгоняет таксиста: «Ехай быстрей!»
У меня много делов.
Сегодня все ходят без польт.
Мама говорит дочке: «Ляжь скорее в кровать и спи!»
Выполняем задание у доски, выписывая слова в две колонки:
Учитель (вывод): Эти ошибки в речи связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слов.
Учитель: Ребята, посмотрите следующее задание. Перед вами рассказы двух мальчиков Мишки и Дениски – героев книги Виктора Драгунского. Посмотрите, чем эти рассказы отличаются? Чей рассказ вам больше по душе, больше нравится?
(У двух мальчиков спросили, что они любят, и оба ответили развернуто, точно.
Мишка : Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего…
Дениска : Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе… Я люблю слушать, как жук копается в коробочке… Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно люблю петь и пою очень громко…
Люблю читать сказки про Кончиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У нее веселые глазки, и маленькие рожки, и розовые отполированные копытца. )
Учитель (вывод): Речь Мишки бедная, невыразительная, построенная на перечислении того, что он любит есть. Язык Дениски, напротив, выразительный, образный, живой)
Запишем два последних предложения.
Учитель: Совсем недавно мы стали учиться составлять синквейны – короткие формы стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Сегодня, ребята, ваша задача – составить синквейн на тему «Осень». Работать вы будете в группах из 4-х человек. Озвучивать получившееся произведение будет один представитель от каждой группы.
Итак, начинаем работу.
(Учащиеся выполняют творческую работу по составлению синквейна,
затем зачитывают свои произведения)
Учитель (вывод): Молодцы, ребята, вы стремились выполнить это задание. Не у всех получилось, но вы проявили свою фантазию, старались работать сообща.
Учитель: Ребята, как сделать свою речь более правильной, точной и выразительной вам помогут рекомендации, которые помещены на закладке-памятке «Будем говорить правильно».
(Учитель зачитывает рекомендации и раздаёт закладки каждому ученику)
Учитель: В заключение урока, я предлагаю вам, ребята, продолжить следующие фразы, записанные на доске, тем самым, выразив своё мнение о сегодняшнем уроке.
(Мне сегодня на уроке понравилось…
Я сегодня узнал, что…
Урок мне запомнился…)
Учитель: Домашнее задание: Найти пословицы и поговорки о слове (или составить рассказ о речи членов вашей семьи).
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Классный час в 5 классе на тему: Почему мы так говорим?
Конспект классного часа для 5 класса
В игровой форме дети узнают значение и происхождение русских поговорок, заимствованных слов. Параллельно решаются задачи социализации, общения, самоутверждения подростков.
Цели: способствовать углублению интереса к родному языку, воспитанию бережного отношения к его прошлому; развивать навыки общения, воспитывать толерантность к представителям других национальностей.
Форма: ролевая игра.
Предварительная работа с детьми
а) распределить роли:
б) попросить учителя русского языка поработать на уроке над значением фразеологизмов:
1. Филькина грамота.
2. Семь пятниц на неделе.
4. На кудыкину гору.
6. Казанская сирота.
11. Зарубить на носу.
12. Медвежья услуга.
а) большой конверте видеокассетой;
б) флажки (французский, немецкий, английский).
На перемене перед классным часом поставить один стол задом наперед, чтобы «иностранцы» сидели лицом к классу. На столы поставить флажки.
План классного часа
1. Вступительное слово.
а) часть 1. «Красное словцо»;
б) часть 2. «Эти странные словечки иностранные»;
3. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Все дети сидят за партами. У доски лицом к детям сидят «иностранные школьники».
Классный руководитель. Дорогие ребята. Наш сегодняшний классный час мы посвятим речевой культуре. Эту тему нам подсказали видеописьма из Европы (показывает видеокассету). Сейчас я вам поставлю кассету, и мы сможем увидеть это письмо. (Делает вид, что вставляет кассету в ящик письменного стола.)
II. Игра «буксир»
Англичанин. Здравствуйте, дорогие наши русские друзья. К вам обращаются ваши французские, немецкие и английские сверстники. Мы тоже учимся в 5 классе. Мы изучаем русский язык и мечтаем приехать в Россию. Но пока русский язык нам дается с трудом. Мы решили написать письмо русским школьникам и попросить помощи в решении трудных языковых вопросов.
Дети отвечают утвердительно.
Часть 1. «Красное словцо»
Классный руководитель. Значит, начинаем нашу игру «Буксир».
Первая часть игры называется «Красное словцо».
В русском языке много ярких и образных фразеологических выражений. Но иностранцам эти выражения непонятны, потому что они переводят слова буквально. Вот об этих выражениях они и будут вас спрашивать. А вы, как буксир, придете на помощь, чтобы вытянуть иностранцев из затруднительного положения. Ну, что ж, давайте начнем. Вновь включаю видеописьмо.
В дальнейшем «иностранцы» могут читать свои вопросы. А отвечающие должны говорить своими словами.
Немец. Послушайте наш первый вопрос. Я забыл тетрадь и сочинение написал на листике. Но учитель сказал, что это филькина грамота. Сначала я обрадовался, решив, что меня наградят грамотой, а потом огорчился и стал доказывать, что никакого Фильки я не знаю и ни у кого не списывал. А учитель засмеялся.
Классный руководитель. Ну что, ребята, давайте, помогайте! Берите наших друзей на буксир.
Француженка. Еще одна трудная ситуация. У нас было собрание, на котором мы выбирали, куда нам пойти на каникулы. Сначала мы решили, что пойдем в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что У нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что мы не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим субботу и воскресенье, когда у нас нет уроков.
В старину пятница была базарным днем. В пятницу, получая товар, купцы давали слово привести деньги за него через неделю, в следующую пятницу. О тех, кто нарушал это обещание, говорили, что у них семь пятниц на неделе. Это значит, что верить ему нельзя.
Англичанин. Мы читали сказку о бедном крестьянине. Только эту сказку, наверное, детям до шестнадцати лет читать нельзя. Потому что крестьянин почему-то был гол как сокол. Нас очень удивила эта сказка, потому что мы никогда не видели голых соколов.
Немец. Мы часто пристаем к учителю, спрашивая, куда он поведет нас на каникулах. Когда мы слишком ему надоедаем, он отвечает, что поведет нас на кудыкину гору. Мы изучили всю карту Германии, но такой горы не нашли. Может быть, эта гора находится в России?
Ученик 4. На кудыкину гору-так мы отвечаем тем, кто назойливо интересуется, куда мы идем. Это выражение родилось в охотничьей среде. У охотников был запрещен вопрос о том, куда они направляются. Существовало поверье, что нельзя показывать место охоты, если хочешь добиться успеха. Отсюда и пословица: «Не кудыкай, счастья не будет».
Француженка. Наши мальчишки ничего не боятся: ни двоек, ни замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им все нипочем! И наш учитель по русскому языку сказал, что им все как с гуся вода. Все девчонки рассмеялись, потому что наши мальчики и правда чем-то напоминают гусей, особенно когда они дерутся и нападают друг на друга.
Известно, что перья гусей покрыты жирной смазкой, поэтому вода не смачивает их, а скатывается каплями.
Англичанин. Я получил двойку, и учитель потребовал у меня дневник. Мне так не хотелось портить новый дневник двойкой. И я сказал, что родители мне еще не купили дневника, а учитель назвал меня казанской сиротой. Но я никогда не был в Казани. И я не сирота. Что бы это значило?
Немец. На уроке физкультуры наш класс ходил в бассейн. Мы там плавали, ныряли от души. Потом все очень долго одевались и опоздали на урок. А наш учитель сказал, что мы специально тянули канитель, чтобы опоздать на уроки. Но в бассейне никакой канители не было. Мы даже не знаем, что это такое.
Француженка. Наши мальчики уже давно обещали, что научат всех девочек играть в футбол, но как только им попадает в руки мячик, они начинают сами играть, а девочкам остается только за них болеть. Мы пожаловались учителю русского языка, и он сказал, что мальчики водят нас за нос. Мы свои носы теперь закрываем, чтобы никто нас за них не водил!
Англичанин. Мы работали в школьном саду. Но работать нам не хотелось, мы ждали, когда закончится урок труда и начнется перемена. За работу нам поставили по троечке, а учитель русского языка сказал, что мы работали спустя рукава. Но у нас были футболки с короткими рукавами, мы не могли спустить рукава.
Француженка. Мы сегодня весь урок проплакали. Наш учитель русского языка сказал, что части речи мы должны зарубить себе на носу. Но у нас не такие большие носы, чтобы там поместились все эти части речи. И потом, это, наверное, так больно! Мы не знаем, что делать, помогите!
Англичанин. Наша учительница всегда очень огорчается, когда мы получаем двойки. Мы решили ее немножко развеселить: раздобыли на перемене классный журнал и поставили всем пятерки. Мы думали, что она нас похвалит, а она сказала, что мы оказали ей медвежью услугу. Но мы же совсем на медведей не похожи. Как же это понимать?
Часть 2. «Эти странные словечки иностранные»
Классный руководитель. Ребята, все ваши ответы мы отправили в Европу. Оказывается, ваш буксир помог немецким, английским и французским школьникам лучше узнать русский язык, и они приехали в Россию.
«Иностранцы» выходят из-за стола.
Француженка. Спасибо, друзья, вы нам очень помогли! Нам кажется, что мы уже очень хорошо знаем русский язык.
Немец. А теперь и мы хотим взять вас на буксир и помочь вам узнать, из какого языка пришли в Россию некоторые слова.
Англичанин. Вы должны быстро назвать слова, которые заимствованы из немецкого, английского, французского языков.
Француженка. Сначала поговорим по-французски.
1. Постановщик спектакля или кинофильма. (Режиссер.)
2. Колпак для лампы, светильника. (Абажур.)
3. Творческий работник, который выступает на сцене. (Артист.)
4. Искусство сценического танца. (Балет.)
5. Отвар мяса, рыбы, грибов, овощей. (Бульон.)
6. Тот, кто в течение дня назначен следить за чем-то. (Дежурный.)
7. Книга или тетрадь для периодической записи наблюдений, оценок. (Журнал.)
8. Воспоминания. (Мемуары.)
9. Спиртовой раствор душистых веществ. (Одеколон.)
10. Гостиница. (Отель.)
11. Отлогий берег, удобный для купальщиков и для принятия солнечных ванн. (Пляж.)
13. Сооружение в виде коридора под землей, в горах, по которому проложены пути. (Тоннель.)
14. Пешеходная дорожка, идущая сбоку от проезжей части улицы. (Тротуар.)
15. Дорога с твердым покрытием. (Шоссе.)
16. Водитель автомобиля. (Шофер.)
Англичанин. А я привез вам слова из Англии.
1. Массовое собрание для обсуждения политических, злободневных вопросов. (Митинг.)
2. Состязание в спортивных играх. Бывает футбольный, волейбольный, баскетбольный. (матч).
3. Человек, занимающийся бизнесом, предприниматель. (Бизнесмен.)
4. Вид спорта, в котором игроки стараются руками забросить мяч в корзину. (Баскетбол.)
5. Кулачный бой в специальных боксерских перчатках. (Бокс.)
6. Попадание мяча (шайбы) в ворота соперника, а также само такое попадание. (Гол.)
7. Бег по пересеченной местности. (Кросс.)
8. Огражденная канатами площадка для бокса. (Ринг.)
9. Физическая культура. (Спорт.)
10. Нападающий в спортивных играх. (Форвард.)
11. Вид спорта, в котором игроки стараются руками забросить мяч в ворота. (Футбол.)
12. Городской электрический поезд, который ходит по рельсам. (Трамвай.)
13. Плотно облегающие брюки из жесткой (обычно синей) хлопчатобумажной ткани. (Джинсы.)
14. Игра, в которой слова перекрещиваются. (Кроссворд.)
15. Тот, кто идет первым в состязании. (Лидер.)
16. Городской электрический автобус. (Троллейбус.)
1. Хлеб, намазанный маслом. (Бутерброд.)
2. Ребенок с исключительными способностями. (Вундеркинд.)
3. Инструмент для сверления отверстий в дереве, металле. (Дрель.)
4. Снежная волна, стремительно сходящая вниз со склонов гор. (Лавина.)
5. Общий вид местности. (Ландшафт.)
6. Прозрачное оптическое стекло. (Линза.)
7. Мешок для переноски тяжестей на спине. (Рюкзак.)
8. Знамя, прикрепленное к древку. (Флаг.)
9. Цветные огни, получаемые сгоранием слабовзрывчатых веществ. (Фейерверк.)
10. Ловкий прием, трюк. (Фокус.)
12. Безветрие. (Штиль.)
13. Винтовой стержень для откупоривания бутылок. (Штопор.)
14. Административное или судейское наказание в виде денежного взыскания. (Штраф.)
15. Змея; резиновая трубка для проводки жидкости, газа. (Шланг.)
16. Младший матрос. (Юнга.)
Викторина
Начинаем викторину. Отвечать на вопросы нужно быстро, без обсуждения. Если команда не отвечает, соперники могут ответить и получить дополнительный балл.
Учитель читает вопросы, пятиклассники отвечают.
1. Что находится посредине земли? (Буква «м».)
2. Что мы слышим в начале весны? (Звук «в».)
3. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «л».)
4. Что у лета в конце, а у осени в начале? (Буква «о».)
5. Какие 3 предмета можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность? (Цветник, лагерь, сад.)
6. Какие 3 предмета можно собрать, ничего не беря в руки? (Силы, мысли, друзей.)
9. Угадайте четыре слова (для первой команды):
С «г» в футболе. (Мол, вол, пол, гол.)
10. Угадайте четыре слова (для второй команды):
С «б» мучительной бывает,
С «м» одежду пожирает,
С «р» актерам всем нужна,
С «с» для повара важна. (Боль, моль, роль, соль.)
11. Угадайте слово (для первой команды):
Мой первый слог тягуч и сладок,
Живет в лесу, на ульи падок,
Ну, угадал его теперь? (Медведь.)
12. Угадайте слово (для второй команды):
Она всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся,
А целое летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит. (Шмель.)
Классный руководитель. Вот и закончилась наша викторина. Счет (объявляет счет).
И эта победа досталась сегодня 5-А классу, потому что он стал Сегодня более умным, знающим, дружным, а значит, более сильным.
III. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, успешно провели мы сегодня классный час? Кто лучше всех справился со своей ролью?
Примерные ответы учеников:
— Понравились иностранцы, они очень смешно рассказывали о ситуациях с русским языком.
— Понравились вопросы викторины. Они были легкие и необычные.
— Мне понравилось давать ответы на вопросы. Так приятно чувствовать себя умным, знающим.
— Мне понравилось играть в команде. Чувствовал, что от меня тоже зависит победа.
— Мне понравилось, что я очень много узнал. И о значении поговорок, и происхождении слов.