Что и где искали натурфилософы
НАТУРФИЛОСОФЫ
Поскольку древние философы жили в иную эпоху (а также, вероятно, в обществе, отличном от нашего, с иной культурой), не мешает допытаться, каков был у каждого из них предмет исканий.
Первых греческих философов называли «натурфилософами», потому что их интересовали в первую очередь природа и природные явления.
Первых философов объединяла мысль о том, что за всеми изменениями в природе должно стоять некое исходное вещество, первоначало.
Мы можем утверждать, что философы задавались вопросами о происходящих в природе видимых изменениях, пытались открыть некие постоянные законы природы, хотели понять природные явления, не прибегая к традиционным мифам.
Таким образом философия освободилась от религии. Можно сказать, что натурфилософы сделали первый шаг к научному мышлению, заложили основу всего последующего естествознания.
Первым известным нам философом был Фалес из греческой колонии Милет (в Малой Азии). Он много путешествовал по свету. Рассказывают, в частности, что он определил высоту египетской пирамиды, измерив длину ее тени в ту минуту, когда собственная тень Фалеса равнялась его росту. Ему также якобы удалось предсказать солнечное затмение 585 года до н. э. Фалес считал началом всего сущего воду. Что именно он под этим подразумевал, неясно. Возможно, он считал, что все живое возникает из воды и, распадаясь, опять превращается в воду. Фалесу приписывают фразу о мире, «полном божеств» и «семян сущего».
Второго известного нам философа, который тоже жил в Милете, звали Анаксимандром. Он утверждал, что наш мир — лишь один из многочисленных миров, которые возникают из «беспредельного» и исчезают, снова превращаясь в него, однако под «беспредельным» он не понимал какого-либо известного вещества. Возможно, Анаксимандр считал: то, из чего сотворено все сущее, должно отличаться от сотворенного. В таком случае исходным веществом не может быть обыкновенная вода, скорее это нечто «беспредельное».
Третьим философом Милетской школы был Анаксимен (ок. 570-526 до н. э.). По его мнению, первоосновой, началом всего сущего должен быть воздух, или эфир.
Разумеется, Анаксимен был знаком с учением Фалеса о воде. Но откуда возникает вода? Анаксимен считал, что вода получается от сгущения воздуха. Мы же видим, как вода выжимается из воздуха во время дождя; если воду сжимать еще сильнее, она превращается в землю, утверждал Анаксимен. Наверное, он наблюдал, как при таянии льда из него выжимаются земля и песок. Кроме того, он думал, что огонь получается разрежением воздуха. Согласно Анаксимену, и земля, и вода, и огонь образуются из воздуха.
Но как одно вещество может внезапно перейти в нечто совершенно иное? На рубеже VI-V веков до н. э. в греческой колонии Элее в Южной Италии жило несколько философов, ломавших голову над подобными вопросами. Самым знаменитым из них был Парменид (ок. 540-480 до н.э.). Парменид утверждал, что все сущее существовало всегда. У греков эта идея пользовалась большой популярностью. Они были почти убеждены в вечности всего сущего на земле. Ничто не может возникнуть из ничего, говорил Парменид, и точно так же что-либо уже существующее не может обратиться в ничто. Однако Парменид шел дальше большинства философов. По его мнению, какие-либо подлинные изменения вообще исключены. Всё остается самим собой и не может стать ничем иным. Конечно, Парменид осознавал, что всё в природе постоянно изменяется. Чувствами он отмечал изменение вещей, однако это противоречило тому, что подсказывал ему разум. Он считал, что чувства дают нам превратную картину мира, картину, не совпадающую с мыслимым бытием. Свою задачу как философа он видел в разоблачении всяческого «обмана чувств».
Столь крепкая вера в человеческий разум носит название рационализма. Рационалист признаёт разум единственным источником познания человеком действительности.
Одновременно с Парменидом жил Гераклит (ок. 540-480 до н. э.) [7] из малоазийского города Эфеса. Он как раз утверждал, что основополагающим свойством природы являются постоянные изменения. Видимо, можно сказать, что Гераклит больше Парменида полагался на свои чувства. «Все течет», — говорил Гераклит. Все пребывает в движении, ничто не продолжается бесконечно, поэтому «в одну реку нельзя войти дважды». Ведь, когда я вхожу в реку второй раз, и я, и река уже другие. Гераклит указывал на то, что в мире отведено место и добру, и злу. Без непрерывного взаимодействия между противоположностями мир просто-напросто перестал бы существовать.
«Бог есть день-ночь, зима-лето, война-мир, сытость-голод», — говорил Гераклит. Он употребляет слово «бог», но, несомненно, подразумевает вовсе не тех богов, о которых шла речь в мифах. Для Гераклита бог — или божественное — есть нечто, охватывающее все бытие. Бог — это то, что проявляет себя в изменчивой и проникнутой противоречиями природе.
Вместо слова «бог» этот философ нередко пользуется греческим словом «логос», что значит «разум» или «слово», «речь». Хотя мы, люди, не всегда думаем одинаково и понятия о разуме у нас расходятся, существует некий «мировой разум», управляющий всем происходящим в природе, считал Гераклит. Гераклит видел некое единство, некую общность. Эту общность, на которой основывается все, он называл «богом», или «логосом».
Из разума Парменида явствовало, что ничто не может изменяться. Из чувственного опыта Гераклита явствовало иное — что в природе постоянно происходят изменения. Трудно представить себе более серьезные расхождения во мнениях! Однако сицилийскому философу Эмпедоклу (ок. 494-434 до н. э.) удалось найти выход из запутанного положения, в которое попали его предшественники. Эмпедокл пришел к выводу, что необходимо отказаться от тезиса о существовании одного первоначала. Ни вода, ни воздух не могут сами по себе превратиться в бабочку или в розовый куст, так что говорить об одном исходном веществе для всего на свете не приходится. Согласно Эмпедоклу, в природе существуют четыре первовещества, или, как он их называл, «корня». Эти четыре корня суть земля, воздух, огонь и вода.
Все изменения происходят от смешения и последующего разъединения этих четырех элементов. Ведь все состоит из земли, воздуха, огня и воды, только смешанных в разных пропорциях. Когда цветок или животное погибает, четыре первовещества распадаются. Эмпедокл не случайно остановился именно на этих четырех «корнях» природы: земле, воздухе, огне и воде. Его предшественники уже пытались доказать, что первоначалом является либо вода, либо воздух, либо огонь. На воду и воздух как на важные элементы бытия указывали Фалес и Анаксимен. Греки верили и в первостепенную роль огня. Они, например, понимали значение солнца для всего живого на земле и, естественно, знали о тепле, которое поддерживается в телах людей и животных. По мнению Эмпедокла, в природе действуют две различные силы, которые он назвал «любовью» и «враждой». Связывает вещества воедино «любовь», а заставляет их распадаться «вражда».
Эмпедокл разделяет здесь «элементы» (стихии) и «силы», что само по себе примечательно. Наука по сей день различает «элементы» и «силы природы». Эмпедокл также поднял вопрос о том, что происходит при нашем восприятии вещей. Как, например, я «вижу» цветок? Эмпедокл учил, что глаза, как и все прочее, состоят из земли, воздуха, огня и воды. «Земля» в моем глазу различает созданное из земли, «воздух» — из воздуха, «огонь» воспринимает огненное, а «вода» — водяное. Если бы глазу недоставало одного из элементов, я бы не видел природу в ее цельности.
ВО ВСЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЧАСТЬ ВСЕГО
С идеей о том, что определенное первовещество — например, вода — может превращаться во все сущее, не соглашался и Анаксагор (500-428 до н. э.). Он не признавал и другого: что земля, воздух, огонь или вода в состоянии порождать кровь и плоть.
По Анаксагору, все в природе состоит из крохотных, невидимых глазу частичек. Все может быть поделено на еще более мелкие частицы, но даже в самых крохотных из них заключается часть всего. Если кожа и волосы не образованы из чего-то еще, значит, они должны попадаться нам в молоке, которое мы пьем, и в пище, которую мы едим, утверждал он.
Сегодня мы можем сказать об этом. В каждой клеточке тела содержится подробное описание всех остальных клеток организма. Иными словами, часть всего имеется в каждой клетке, целое присутствует в каждой из крохотных частичек. Анаксагор называет эти частички, заключающие в себе целое, «семенами вещей». Анаксагор представлял себе определенную силу, которая «сообщает порядок» всему в мире и создает людей и животных, цветы и деревья. Эту силу он называл «дух», или «ум» (нус). Анаксагор интересен еще и тем, что он — первый из известных нам афинских философов. Уроженец Малой Азии, он на пятом десятке перебрался в Афины, которые под конец жизни вынужден был покинуть из-за обвинений в безбожии. Анаксагор, в частности, учил, что Солнце — это не бог, а раскаленная глыба, по величине больше полуострова Пелопоннеса. Анаксагор вообще увлекался астрономией. Все небесные тела, считал он, состоят из того же вещества, что и Земля (к такому выводу он пришел после изучения каменного метеорита). Значит, говорил Анаксагор, есть основания предполагать, что на других планетах тоже живут люди. Еще он указал на то, что Луна светится не сама по себе, а светом, отраженным от Земли. Он объяснил и происхождение солнечных затмений.
Попытки осознать единство мира, руководствуясь своим разумом — для своего времени это была смелая идея, которая стала прорывом в развитии человечества. Натурфилософия представляет закономерный этап развития философии и содержит в себе истоки всех основных философских течений современности.
Что такое натурфилософия
Во времена древних греков о природе и человеке было известно очень мало. Однако представители той эпохи прилагали огромные усилия, стараясь познать основу окружающего мира. Основным средством для этого была умозрительная деятельность. Они старались понять устройство мира при помощи рассуждений и своего воображения.
Полученные таким образом данные и сделанные предположения содержали много фантастических элементов в этот период, которые на современного человека производят сложное впечатление. Тем не менее, если бы древнегреческие учёные не прошли свой этап развития античной науки, не было бы возрождения научного и технического могущества человечества 21 века.
Умозрительный способ создания, определения и осмысления картины мира называется натурфилософией. Его основной характеристической чертой является то, что мир видится в качестве единой и целостной системы.
Натурфилософия не разбивает его на части с целью последующего изучения. В это время её не разделяли на отдельные дисциплины: математику, астрономию, физику, химию, географию и другие.
Этапы и школы развития древнегреческой натурфилософии
Наиболее древней из известных является милетская школа. Она получила своё название от города Милет. Который находился в Греческой колонии на берегу Малой Азии. Её представителями являются Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.
Они считали, что мир, который окружает нас, является бесконечно многообразным. Причём каждая вещь не является похожей ни на какую другую. Однако, несмотря на разнообразие, мир имеет единую основу, которая скрепляет его в единое целое. За внешним многообразием в глубине лежит единство целого.
В своих поисках они стремились определить природу объединяющего начала. При этом различные представители философской школы имели различные мнения об этом. Фалес полагал, что такой основой является вода. У Анаксимена была другая точка зрения — он началом всего полагал воздух, думая, что любые предметы являются результатом его сгущения.
Анаксимандр считал, что единая основа имеет множественную природу. Он считал, что она не может быть сведена к чему-то одному, а основными её универсальными свойствами являются бесконечность и несводимость к чему-либо одному. Анаксимандр называл её беспредельным или Апейроном.
Пифагорейская школа представляет собой объединение философов, которые были последователями Пифагора. Он тоже искал единую сущность природы и считал, что это число. В подтверждение этого он говорил, что всё можно сосчитать и измерить.
Кратко говоря утверждалось, что единицу можно считать основным элементом, мельчайшей частью всего. Пифагорейцы отмечали диалектичность мира. Они обращали внимание на наличие противоположных категорий: мужское и женское, правое и левое, прямое и кривое, также множества других.
Мир они считали проявления совершенства и гармонии. Пифагорейцы называли его Космосом. Философия этой школы была основана на изучении четырёх направлений: мистики, геометрии, логики и математики.
Наиболее известные представители Элейской школы: Ксенофан Колофонский (основатель), Зенон Элейский, Парменид и Мелисс Самосский. Одной из заслуг этой школы является противопоставление мыслительного восприятия мира и чувственного. Они отмечали, что главная роль в процессе познания принадлежит мышлению, а чувственное восприятие является неустойчивым и изменчивым.
Представители школы сформировали понятие единого бытия. Эти философы считали, что такой подход является основой философского постижения мира. Были выделены основные характеристики бытия:
одинаковое присутствие в каждом элементе, в каждой точке.
Представителями школы атомистов являются Демокрит и Левкипп. Они считали, что вся природа построена из мельчайших кирпичиков — атомов.
Демокрит родился в 460 году до нашей эры. Известно, что он много путешествовал и побывал в Вавилонии, Индии, Египте.
Основой его учения являются следующие положения:
Весь мир состоит из атомов, которые являются мельчайшими кирпичиками сущего, его первоначалом.
Атом является неделимой сущностью. Существует большое количество его разновидностей, которые различаются по величине или форме.
Между атомами находится пустое пространство, в котором происходит их непрерывное движение.
Мельчайшие кирпичики, из которых состоит природа, являются непознаваемыми посредством человеческих чувств.
Натурфилософия относится к начальному периоду развития древнегреческой науки.
Представители натурфилософии
Школы, которые в совокупности составляли натурфилософию, существовали в VI и V веках до нашей эры. Даже во времена расцвета Древней Греции они были седой древностью. Всё, что о них известно в наше время, это рассказы о выдающихся представителях натурфилософских школ.
Фалес
Этот философ считается первым древнегреческим философом. Он родился в 640, а умер в 548 г. до н. э. Считается родоначальником всей европейской науки.
Уже в V веке его имя употребляли как нарицательное для характеристики мудрецов. Он родился в богатой семье и много путешествовал. Известно, что он участвовал в политической деятельности, стремясь объединить ионийские города перед лицом захватчиков.
Сочинения этого философа не сохранились. Информация о нём дошла до нас благодаря трудам древних историков.
Анаксимандр
Он написал научное сочинение «О природе» в 547 г. до н. э. Им было в первые введено понятие законов природы. Учёному приписывают авторство первого закона сохранения, относящегося к материи.
Его взгляды на астрономию предполагали, что небесные тела на самом деле являются не материальными образованиями, а окошками, через которые виден огонь.
Этот философ не только хотел понять мир, но и объяснить то, как он произошёл. Анаксимандр утверждал, что развитие вселенной происходит без какого-либо участия богов. Он полагал, что основой Вселенной является апейрон, он постоянно вихреобразно движется, разделяясь на противоположности.
Считается, что этот философ первым создал солнечные часы.
Анаксимен
Этот философ полагал, что всё состоит из воздуха, а разнообразие предметов и явлений связано с тем, что он густеет различным образом. Он сравнивал свойства воздуха с водой и видел такие преимущества:
в отличие от воды, которая занимает ограниченный объём, воздух имеет неограниченное распространение;
Анаксимен уподоблял весь мир живому существу, которое живёт, нуждаясь в получении воздуха.
Философ считал, что основой души каждого человека является воздух, и верил, что количество миров является бесконечным.
Пифагор
Пифагор создал учение, в котором были такие направления: математическое, религиозное и философское.
Основой всего сущего он считал число, обожествляя его и наделяя возвышенными смыслами. Пифагор рассматривал душу, как сложное и многоплановое явление. До него эта сущность рассматривалась в качестве жизненной энергии, после смерти попадающей в Аид — царство мёртвых. Он считал, что составными частями души являются рассудок, ум, страсть.
Пифагор был первым учёным, который применял слово «космос» в современном смысле.
Особенностью школы Пифагора было разработанное им учение об этике.
Главными человеческими недостатками он считал эгоизм и погоню за удовольствиями. Основой этики была любовь к людям, прекрасному и забота о своём теле. Важным достоинством он считал стремление к занятиям наукой.
Ксенофан
Аристотель высоко оценил вклад этого учёного в философию — он посвятил ему отдельный трактат. Эта личность оставила о себе сложное впечатление. Одни считали его материалистом, другие — теологом. Были и такие, которые считали, что его достижения относятся к области культуры, а не философии.
Этот философ ставил под сомнение религию своего времени, однако атеистом он не был. Его точка зрения состояла в том, что бог пантеистичен и един.
В его взглядах присутствовали материалистические воззрения.
Гераклит
Его считают основателем диалектического учения. Он полагал, что всё происходит из огня и существует благодаря его изменениям. Источником изменчивости является борьба противоположностей.
Парменид
Он считал, что познание неизменного бытия — основная цель науки. Критерием истины по его мнению является разум. Он считал, что быть и мыслить — это одно и то же.
Зенон
Активно изучал понятия движения, пространства и множества. Отмечал их внутреннюю противоречивость. Известен формулировкой апорий, подтверждающих это.
Мелисс
Известен своим философским трактатом «О природе». Занимался политикой и пользовался большим уважением. Он был военачальником и имел на своём счету победы в сражениях.
Анаксагор
Учил о том, что мир состоит из вечных элементов, которые он называл семенами. Утверждал, что они создают всё разнообразие мира. Считал, что ими управляет космический Ум.
Демокрит
Этот философ впервые предложил учение об атомах, как об основе природы. Его считают основателем материализма. Он отрицал существование богов.
Натурфилософия выглядит сложной для понимания. Однако она была необходимым этапом развития науки.
Натурфилософия
Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. В cредние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется более аргументированной философией науки.
См. также
Примечания
Литература
По времени |
| ||||
---|---|---|---|---|---|
По географическому положению |
| ||||
По отношению к религии |
|
Полезное
Смотреть что такое «Натурфилософия» в других словарях:
натурфилософия — натурфилософия … Орфографический словарь-справочник
НАТУРФИЛОСОФИЯ — (от лат. natura природа) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности.… … Философская энциклопедия
НАТУРФИЛОСОФИЯ — Философское признание природы, её явлений и законов. Объяснение физического мира из определенных разумно мыслимых оснований; в частности этот термин употребляется для обозначения особого направления немецк. идеалистической философии XVIII стол.… … Словарь иностранных слов русского языка
Натурфилософия — – ойша тұтастықта қарастырылатын табиғаттың философиясы. Жаратылыстану мен натурфилософияның, сол сияқты натурфилософияның философиядағы орны тарихи өзгеруде болды. Ертедегі грек философиясында сократтықа дейінгі кезеңде физиология және физика… … Философиялық терминдердің сөздігі
НАТУРФИЛОСОФИЯ — (немецкое Naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще.… … Современная энциклопедия
НАТУРФИЛОСОФИЯ — (нем. Naturphilosophie) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой… … Большой Энциклопедический словарь
НАТУРФИЛОСОФИЯ — (лат. natura природа) философская концепция природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований (см … История Философии: Энциклопедия
НАТУРФИЛОСОФИЯ — НАТУРФИЛОСОФИЯ, натурфилософии, мн. нет, жен. (филос.). Идеалистическая философия, рассматривающая материальный мир, как связное целое, на основе метафизических предпосылок (гл. обр. в начале и середине 19 в.). «…Энгельс обвиняет старую… … Толковый словарь Ушакова
натурфилософия — НАТУРФИЛОСОФИЯ, и, жен. Общее название существовавших с древности вплоть до 19 в. философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественнонаучные знания. | прил. натурфилософский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
натурфилософия — сущ., кол во синонимов: 1 • философия (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Натурфилософия — в общем смысле то же, что философия природы, т.е.объяснение физического мира из определенных разумно мыслительныхоснований; в особом смысле термин Н. употребляется для обозначения тогонаправления немецкой идеалистической философии, которое имело… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона