Чем покрывают глину после обжига
Защитные покрытия для поделок из глины.
В старину, чтобы защитить поделки из глины от намокания, окунали в раствор муки сразу после обжига, горячими.
В домашних условиях, чтобы придать изделию блеск и прочность, используют разные способы. Мы поговорим о простом и, всем доступном, способе покрытия изделий. В качестве глазури используем мебельные лаки. Это может быть нитролак бесцветный, или мебельный масляный лак, а также силикатный клей.
Лак наносим кистью или пульверизатором. Небольшие изделия просто окунают в лак и дают ему стечь, затем сушат. Для лучшего качества нужно повторить эту процедуру дважды. Лаки можно подкрашивать пастой от шариковой авторучки. Преимуществом масляного лака является то, что он выдерживает высокие температуры. ( Если вы делаете изразцы для печи). Также подкрасить такой лак можно масляными красками.
Силикатный клей можно подкрасить акварелью или цветной тушью.
Изделия, покрытые лаком, будут радовать вас долгие годы. Но я хочу вас предупредить о том, что если вы красите гуашью поделку, то не используйте нитролак. Краски потекут!
Путём проб вы сможете найти для себя лучший вариант в работе над изделиями из глины!
О росписи и декоре керамики, красках, грунтах прочих материалах
Эта статья была в блоге моего старого магазина, который сечас уже не актуален, а вот информация видимо актуальной осталась, так как многие мастера спрашивают. Потому переношу текст сюда в немного дополненном виде.
Мастера часто задают мне в личных сообщениях вопросы о том, какие краски лучше использовать для росписи керамики, как они контактируют с керамической поверхностью, надо ли грунтовать, и вообще, что со всем этим делать)
Решила, что это повод написать пост на тему.
Прежде всего АКРИЛ. Любой. Можно специальный, для стекла и керамики, витражка, можно просто художественный акрил в тюбиках.
Когда используете акрил для керамики, он дает глянцевое похожее на глазурь покрытие в толстом слое и поблескивающее в тонком. Эти краски полупрозрачные, не очень укрывистые и через них просвечивает черепок, т.е. керамическая поверхность. Под них можно грунтовать и делать это можно двумя способами:
Или покрыть все изделие белым грунтом (акриловыми белилами, например) и по этому покрытию наносить роспись.
Или нанести первый слой росписи тюбиковым акрилом, он закроет черепок, а второй, третий и так далее слои – акрилом по керамике.
А можно и совсем не грунтовать, тогда получаются приглушенные неяркие цвета в рыже-буро-коричневой гамме, что тоже интересно, смотря какая у вас изначально была задумка. Я, когда расписывала акрилом, всегда наносила роспись на негрунтованную поверхность. Получалось так:
Или вот, например, работа Ольги Родионовой (Бутылочного Маньяка), это моя ваза-шар, глазурованная снаружи и расписанная витражными красками без грунта:
Акрил для керамики рекомендуется обжигать в духовке при небольшой температуре – 160С, но по опыту, этого можно и не делать, краска не облезает. А если и облезает на острых углах, то независимо от того, обжигали вы или нет.
Хорош также художественный акрил в тюбиках, особенно Ладога. Здесь все прекрасно – краски яркие, укрывистые, пигменты сильные. Можно не грунтовать. При высыхании краски становятся абсолютно матовыми и смотрятся без лака как-то не очень (хотя, смотря какая у вас была задумка), потому лучше лакировать. Лак, пять же, акриловый, любой фирмы, какая вам нравится.
роспись по керамике без грунта, художественным акрилом, с лакировкой:
Можно даже использовать белый строительный водостойкий акрил с добавлением в него колеров нужного цвета и в нужном количестве. Так работает художница-керамистка Юлия Мацигор (роспись строительным акрилом без лака):
Масло. Под масло (мастера знают) нужна невпитывающая поверхность, поэтому грунт или глазурь обязательны. Есть опять же несколько вариантов.
Первый – вы грунтуете или лакируете поверхность сами, любым грунтом. Можно тем же акрилом, на него масло ложится отлично.
Второй – вы заказываете мне уже грунтованные заготовки. Я покрываю их нужным вам цветом и/или лаком. Так я работаю с мастерами, расписывающими кулоны. Стоить это будет дороже.
И третий вариант – я делаю под ваш заказ заготовки глазурованные не только изнутри, но и снаружи нужным вам цветом. Керамическая глазурь – это то же стекло, так что поверхность заготовок будет идеально гладкой и водонепроницаемой. Цена в этом случае так же оговаривается отдельно.
Роспись Юралги Норд по моим грунтованным заготовкам (масло):
Ну, это Юралга, что тут говорить!
Гаушь. Под нее обычно сначала покрывают жидким клеем ПВА или грунтуют белилами. Сама гуашью керамику не расписывала (может быть только на заре туманной юности в детской художественной школе). Как расписывают другие, видела, и, честно говоря, получается аляповастенько. Для детских мастер-классов пойдет, для чего-то более серьезного – не уверена. Хотя, конечно, зависит от мастера.
Акварель. Да, как ни странно, и акварель пойдет. Для росписи или тонирования белой глины. Акварель расплывается на белом глиняном черепке, благодаря чему можно получать интересные эффекты, но это уже для мастеров с большой буквы М и художников с большой буквы Х.
Для тех кто делает заказ в первый раз и раньше с керамикой не работал, могу по вашему желанию отправить вам бонусом несколько керамических плакеток, чтобы вы попробовали на них разные материалы, клеи, краски и лаки, а потом уже бесстаршно переходили к декору заготовок.
Такой получился обзор. Если у вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях. Скорее всего ответ будет интересен многим читателям.
Новости компаний
Глина – податливый материал, благодатная почва для экспериментов и создания различных украшений и творений. Для того, чтобы получившиеся изделия служили как можно дольше и не теряли форму, после сушки необходимо произвести обжиг. Процесс не из лёгких, он предусматривает следование определённым правилам, учёт множества деталей. Но результат того стоит: изделие будет радовать долгим сроком службы, не деформируется и не разрушится. Данная статья посвящена обжигу изделий из глины. Об особенностях технологии, её видах, правилах и температурном режиме читайте далее.
Состав сырья
Глина неоднородна, количество примесей в ней варьирует. В зависимости от их процентного содержания, выбирается определённый вид обжига и температурный режим. В природном сырье содержится песок, причём чем его меньше, тем ниже должна быть температура.
В составе не должно быть посторонних камней или воздуха. Ввиду того, что плотность этих элементов отличается от плотности основного материала, температуру они будут переносить по-другому: изменять свои свойства и расширяться с разной скоростью. В некоторых случаях это может быть чревато взрывом изделия. На цвет натуральной глины влияет наличие в составе определённых элементов. Так, красной она становится из-за высокого содержания меди. Время обжига глины варьируется в зависимости от состава.
Подготовка
Перед началом процедуры изделие необходимо тщательно высушить. Предварительную сушку проводят без участия нагревательных приборов и без попадания на поверхность прямых солнечных лучей. Лучший вариант – тёмное сухое место, в котором поддерживается средняя комнатная температура. Важно, чтобы просушка прошла равномерно. В противном случае, на поверхности появятся трещины и сколы. Процесс занимает до недели: в зависимости от объёма получившегося изделия. Если его не досушить, после обжига возможно образование дефектов.
Такого понятия как «пересушка» глины не существует.
После подготовки необходимо проверить, не образовались ли на поверхности трещины. Их можно устранить с помощью жидкой глины, однако это не избавит от риска, что в печи изделие деформируется.
Последним этапом подготовки является шлифовка, она доводит изделие до идеального состояния. Основной инструмент – наждачная бумага. С ее помощью устраняются различные неровности, бугорки, отпечатки пальцев.
Важно:
Технология обжига глины
Процесс проходит в один или несколько этапов. Наиболее популярная схема – двухэтапная. Она подразумевает два последовательных процесса обжига.
Промежуточный (утильный) этап.В печь попадает изделие без глазури и декора (за исключением ангоба и узоров, выполненных с помощью цветной глины). После процедуры получается так называемый полуфабрикат, утиль. Выбор температурного режима должен быть осуществлён таким образом, чтобы получился баланс двух факторов:
Политой обжиг(второй этап) проводится после того, как на изделие наносится глазурь и создаётся декор. Температурный режим диктуется требованиями использованных материалов: краски, глазури и других.
Виды двухэтапного обжига
Последующие этапы проводятся в тех случаях, когда необходимо закрепить декор. Они менее продолжительные, в отличие от двух предыдущих этапов и проводятся при более низких температурах.
Обжигание в один этап
Такой метод подходит в тех случаях, когда:
Процесс обжига происходит в несколько этапов:
Способы обжига
Если вам необхлодимо гончарное оборудование предлагаем обратиться в интернет-магазин Колокол Мануфактура.
СЕКРЕТЫ ГОНЧАРОВ
ЧАСТЬ 2
После того как изделие снято с гончарного круга и осторожно установлено на подставку прогладьте влажной поролоновой губкой или мокрыми руками все неровности, накройте его влажной тряпочкой и поставьте сохнуть в закрытый оцинкованный ящик. Ни в коем случае не сушите керамику на сквозняке и вблизи источников тепла, так как глина будет высыхать неравномерно и обязательно потрескается.
Через сутки изделие выньте из ящика, зачистите мелкой наждачной бумагой и приступайте к отделочным работам. Довольно часто керамику декорируют по сырому материалу.
Выглаживание, или лощение. Подсохшее изделие потрите каким-либо гладким предметом, при этом верхний слой глины уплотняется, начинает блестеть и становится влагоустоичивым. После обжига такая керамика блестит еще сильнее. Лощеную посуду подвергают чернению: перед обжигом в печь бросают какое-нибудь дымящее топливо, керамика впитывает углеродистые частички дыма и приобретает черный цвет, оставаясь блестящей.
Эффектную отделку пластичного черепка можно выполнить при помощи текстурной орнаментики. Из дерева, резины (ластика) или другого материала вырежьте штамп. Вдавливая его в определенной последовательности в сырую глину, можно получить уникальную отделку. Иногда вместо штампов используют грубую мешковину.
Следующим видом декорирования является процарапывание. Рисунок наносят шилом, ножом или другим предметом на слегка подсушенное изделие, а затем с помощью кисточки заполняют окрашенным шликель-жижелем. Когда он подсохнет, излишек соскребают.
Тонкая вязь ангоба
Роспись ангобами (специально приготовленными глинами жидкой консистенции) производят по сырому, высохшему и даже обожженному изделию. Если оно изготовлено из красножгущейся глины, ангобы приготавливают из беложгущейся глины с добавлением солей или окислов металлов, мела, песка и т. п.
Ангобирование может быть частичным или сплошным. Декорирующие составы (ангобы, соли, глазури, эмали и т. п.) наносят пульверизатором, кистью, окунают изделие в емкость с раствором или поливают им, другими способами.
Перед росписью поверхность, предназначенную для обработки, очищают от пыли, жирных пятен и слегка увлажняют губкой.
Чтобы ангоб лег равномерно, изделие после окунания или полива быстро встряхивают.
Толщина ангоба должна составлять около 3 мм: толстый слой отскочит при сушке или обжиге, а тонкий может исчезнуть.
Приготовленный раствор ангоба нужно постоянно перемешивать, поддерживая определенную густоту раствора. Если он будет чрезмерно разбавлен водой, рисунок получится слабым, нечетким, густой ангоб неравномерно покроет поверхность.
Окрашенные глинистые растворы, растекаясь по поверхности, образуют четкие концентрические радужные кольца, которые, если немного наклонить изделие, сливаются в причудливые узоры.
Расписывая изделие, следует держать его левой рукой, упирая дном в колено, а правой с помощью пипетки наносить узоры.
Изделия, декорированные ангобами, обычно покрывают бесцветными глазурями.
Перед нанесением рисунка ангобы нужно опробовать на кусочках глины. Главное условие, которое нужно выдерживать при изготовлении ангобов, заключается в том, чтобы коэффициент усадки глины изделия при сушке и обжиге был одинаков с коэффициентом усадки ангобов.
С помощью окислов металлов белые ангобы окрашивают в разнообразные цвета.
Синий цвет: оксид кобальта (1-3 %), гидрат оксида кобальта (1-3 %), углекислый кобальт (1-4 %), фосфорнокислый кобальт (2-6 %).
Серо-голубой цвет: оксид никеля (1-4 %), оксид кобальта (0,5-2 %).
Зеленый цвет: оксид хрома (0,3-3 %) в смеси с кобальтовыми (0,1-0,5 %) или медными (0,2-0,5 %) соединениями.
Бирюзовый цвет: оксид меди (2-8 %).
Желтый цвет: оксид железа (1-3 %) с добавлением рутила (1-3 %) или оксид сурьмы (2-8 %).
Коричневый цвет: оксид железа (3-10 %) или перекись марганца (5-10 %).
Черный цвет: смесь оксидов железа (4-8 %), марганца (2-5 %), хрома (около 1 %) и кобальта (1-2 %).
Оксиды перед добавлением в ангобы и глазури нужно прокалить в муфельной печи, нагретой до 600-800 °С, и тщательно растереть до дисперсного состояния.
Помимо указанных материалов при окраске белых ангобов применяют железистые легкоплавкие глины. Они дают цвета от светло-терракотового до почти черного. Широкий диапазон процентного содержания компонентов указан здесь в связи с разнообразием оттенков, которые можно получить от соединения тех или иных количеств исходных материалов.
Коричневый цвет: глина красножгущаяся (50-70 %), песок кварцевый (5-20 %), глина высокопластичная (до 30 %).
Черный цвет: глина красножгущаяся (40-60 %), песок кварцевый (до 10 %), глина высокопластичная (20-35 %), перекись марганца (4-6 %), оксид железа (5-8 %).
Кроме указанных выше, существуют фриттовые ангобы, имеющие в своем составе легкоплавкие материалы. Такие ангобы при обжиге сильно спекаются и приобретают довольно красивую глянцевую фактуру. Они дают следующие цвета.
Черный цвет: глина пластичная (25-40 %), оксид железа (20-25 %), перекись марганца (2-5 %), бой стекла (30-40 %).
Светлый цвет: глина беложгущаяся (70-90 %), бой стекла (10-30 %).
Белый цвет ангоба можно еще изменить гуашевыми красками. Гуашь кобальт добавляют, если хотят получить голубой цвет, окись хрома дает зеленый цвет. Эти краски при обжиге хорошо сохраняют первоначальный цвет.
Очень оригинальной и привлекательной техникой росписи ангобами по глине является флиндровка, довольно широко применяемая у нас на Украине. Этот метод заключается в следующем: изделие устанавливают на вращающуюся подставку и с помощью кисточки наносят концентрические пояса из цветных ангобов. Тонко заточенной палочкой или спичкой проводят через все пояса вертикальные, ритмично чередующиеся линии. Ангоб тянется за острием и образует зигзагообразные линии, расположенные симметрично по всей поверхности изделия.
Керамические изделия, расписанные ангобами, обжигают при температуре 700-800 °С. При этом нужно учитывать, что открытое пламя и дым могут исказить цвет ангобов, поэтому изделие следует поместит), в закрывающуюся металлическую коробку и т. п. При обжиге в электрической муфельной печи эти предосторожности не нужны.
Чудесные свойства солей металлов
Нередко изделия расписывают раствора ми солей тяжелых металлов по сырой, т обожженной глине и ангобам. В связи с тем, что растворы солей бесцветны, к ним добавляют анилиновый краситель, чернила и т.п. Во время обжига краски выгорают, и проявляется цвет соли.
Азотнокислые соли хорошо растворяются в воде и дают после обжига чистые тона. В таблице приведены данные о некоторых из них.
Расписывают обычно насыщенными растворами солей. Поскольку такой раствор содержит постоянное количество соли, приготовить его можно без взвешивания компонентов. Прежде чем использовать, испытайте раствор на действие высоких температур. На сухую глиняную пластинку нанесите мазки растворов солей: сначала насыщенных, а потом разбавленных водой в соотношении 1: 2; 1 : 4; 1:6; 1:8; 1:10; 1:15; 1:20. Пронумеруйте и опишите все пробы. Пластинку прокалите в муфельной печи при 700-800 °С
Изменение цвета азотнокислых солей после обжига
Кобальт азотнокислый
Никель азотнокислый
Серовато-коричневый
Железо азотнокислое
От светло-серого до красного
От серого до бирюзового
Серебро азотнокислое (ляпис)
Уранил азотнокислый
От серого до черного
Во время обжига одни цвета выгорят, другие изменят цвет, третьи приобретут сочность и блеск.
Для достижения хорошей вязкости раствора соли в него вводят 10-15 % декстрина, для повышения интенсивности цвета добавляют соду. Однако делать это нужно очень осторожно, так как избыток щелочи может вызвать пятна. Соду растворяют водой в тех же соотношениях, что и соль, затем растворы смешивают.
Расписанное изделие обжигают, потом покрывают глазурью и обжигают вторично.
Цвет глазури
Введение приведенных ниже окислов уменьшает расширение глазури (от Na 2 О к М g О) и может быть полезным при подгонке глазури к черепку:
Соответствие глазури черепку проверяют на опытных образцах, обжигая их в печи.
Прозрачная глазурь: свинцовый глет (75 %), кварцевый песок (около 25 %). Добавка сырой беложгущейся глины (1-2 %) уменьшает ее текучесть и поддерживает раствор глазури во взвешенном состоянии. Эта глазурь плавится при температуре 750 °С и даже ниже. Если к ней добавить 0,5 % извести (Са(ОН) 2 ), ею можно покрывать гончарные изделия.
Свинцовые соединения придают глазурям ряд ценных свойств: блеск, эластичность, способность хорошо «развивать» окраску почти всех керамических красителей, малую чувствительность к колебаниям температурного режима обжига и стойкость к расстеклованию (кристаллизации).
Для получения свинцовых соединений нужно расплавить свинец и подержать его некоторое время на огне. Образовавшиеся на поверхности окислы снять.
Однако, несмотря на то, что свинцовые соединения в составе глазурей сообщают им ряд ценных качеств, они в настоящее время запрещены для декорирования кухонной посуды и других бытовых керамических изделий, так как очень ядовиты и используются только при изготовлении декоративной керамики.
Фриттованные глазури. Если состав с растворимыми в воде материалами смешать с водой, а затем нанести эту смесь на черепок, то некоторые растворимые компоненты этой смеси (сода и др.) проникнут в черепок и изменят соотношение материалов в сыром глазурном слое, что повлечет за собой изменение плавкости глазури. Чтобы этого не произошло, все растворимые компоненты глазури фриттуют, т. е. сплавляют, обычно при температуре 1200-1300 °С. Вследствие этого они переходят в нерастворимые силикаты и другие соединения. Фриттованная глазурь становится после этого легкоплавкой. Компоненты глазурной смеси, которые будут фриттоваться, нельзя размалывать слишком тонко, однако нужно хорошо перемешать в сухом состоянии. После плавления фритту выливают в емкость с водой, где она остывает, затем высушивают и тщательно растирают в ступке. Ниже приводятся составы фриттованных легкоплавких бессвинцовых глазурей.
Полевой шпат (29,8 %), кварц (33,6 %), технический карбонат стронция (12,3 %), бура (18,6 %), сода (2,3 %), магнезит (3,4 %). Для составления глазури берут 94-95 % фритты и 5-6 % огнеупорной глины. Состав фриттуют при температуре 1300 °С.
Полевой шпат (27,8 %), кварц (32,2 %), карбонат стронция (12,3 %), борная кислота (2,6 %), бура (22,1 %), магнезит (3 %). Эта глазурь, по сравнению с предыдущей, имеет меньший коэффициент расширения. Для глазури берут 94-95 % фритты и 5-6 % огнеупорной глины.
Полевой шпат (27 %), кварц (27 %), углекислый стронций (12 %), бура (30 %), магнезит (4 %). Для глазури берут 93 % фритты и добавляют 7 % каолина.
Жемчужный блеск эмали
Эмаль является непрозрачной (глухой) разновидностью глазури. Применяется она в основном в качестве грунта под керамические краски.
Для «глушения» глазури применяют оксид циркония (9-14 %), оксид олова (7-12 %), оксид сурьмы (9-12 %), оксид цинка (5-6 %), криолит и др. Для получения белой и чистой эмали в состав глазури нужно ввести селитру и поваренную соль, которые при фриттовании выделяют в большом количестве газообразные вещества, что способствует лучшему перемешиванию массы. Полученную фритту необходимо тщательно промыть горячей водой и освободить от остатков поваренной соли, которая при обжиге может вступить в реакцию с серой и привести к браку.
Наносят эмаль методом поливания. После того как она подсохнет, изделие расписывают керамическими красками. Обжигать изделие можно только после высыхания красок, при этом линии рисунка будто бы тонут в эмали, остаются только нежные и глубокие контуры.
Глиняные изделия отделывают также конторским силикатным клеем. Обожженное изделие покрывают несколькими слоями клея, высушивают и опять обжигают. После этого на нем образуется прозрачная и бесцветная стекловидная пленка. Если клей был положен толстым слоем, покрытие получится непрозрачным.
После нанесения клея изделие можно припудрить через сито толченым бутылочным стеклом, а потом обжечь при температуре
900-950 °С и медленно охладить.
Силикатный клей можно окрасить кобальтом или окисью хрома и полить или расписать им обожженную глину, а затем снова обжечь ее в печи.
После того как снятое с круга изделие слегка подсохло вдали от сквозняков и источников тепла, а потом было зачищено мелким наждаком, декорировано ангобами, солями и снова подсохло, его помещают на 1,5-3 часа в муфельную печь для дополнительного просушивания при температуре 150 °С (как сделать муфельную печь, будет рассказано ниже). Сначала температуру в печи нужно повышать медленно, пары воды в это время должны свободно выходить через смотровые и другие отверстия. Если печь не имеет реостата для постепенного повышения температуры, придется включать и выключать ее в течение 1-3 часов, с интервалами в 5-10 минут. Как только влага исчезла, нужно каждые 30-40 минут повышать температуру на 50 °С, и так до 400 °С, когда изделие начнет краснеть. Это означает, что из глины вышла химически связанная вода. Теперь можно поднимать температуру в печи на 100 °С через каждый час и довести ее до 800-900 °С. Выдержите эту температуру в течение часа и отключите плитку. В первые часы охлаждение должно быть замедленным, пока температура не упадет до 450-400 °С. Этот период называется закалом, или томлением. Электрические печи начинают остывать сразу же после отключения от электросети, поэтому нужно время от времени включать их. Когда температура понизится до 200 °С, дверцы печи можно приоткрыть и, когда температура в ней сравняется с комнатной, вынуть изделие. В общей сложности керамика должна остывать 10-12 часов.
После первого обжига керамическое изделие расписывают глазурями. Низ керамики нужно очистить от капель глазури мокрой тряпочкой.
Второй раз изделие обжигают, чтобы растопилась глазурь. Последовательность обжига та же.
Чтобы обжигать в домашних условиях небольшие глиняные изделия, потребуется муфельная печь. Печь с температурой нагрева до 950 °С можно сделать из бытовой электрической плитки. Главной частью печи является муфель, в котором и производят обжиг. Устройство печи показано на рис. 11.
Из картона сделайте форму, пропитайте ее парафином или воском и нанесите на внутреннюю поверхность глиняную массу слоем 10 мм. Теперь глина, когда слегка подсохнет, сама отскочит от формы. Наносить глину на наружную поверхность коробки нельзя, так как во время сушки глина сильно сжимается, а картонная коробка не позволит ей этого сделать, и муфель покроется трещинами.
Когда муфельная чашка высохнет, обработайте ее поверхность наждачной бумагой или напильником, обратив особое внимание на то, чтобы нижняя часть ее плотно прилегала к электроплитке. Досушите муфель на электроплитке в течение двух-трех часе при температуре 100 °С (время от времен включая плитку) и произведите окончательный обжиг, как рассказывалось выше.
ВНИМАНИЕ! Все работы с включенной электрической плиткой нужно производить соблюдением правил техники безопасности. В связи с тем, что обжиг керамических изделий длится долго, электроплитка, чтобы не произошел пожар, должна стоять на не сгораемом основании (толстой асбоцементной плите, кирпичах) вдали от легковоспламеняющихся предметов. Работать во время обжига изделий нужно в сухих рукавица и пользоваться исправным инструментом.