Чем покрывать голову в церкви женщине

Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви

Во время посещения церкви прихожане обязаны соблюдать определенные правила и ритуалы. Некоторые из них в настоящее время вызывают вопросы, например, почему в церковь надо надевать платок? Откуда взялся этот обычай, который идет вразрез с современной модой в одежде?

Происхождение традиции

Традиция, согласно которой женщины покрывают в храме голову, имеет глубокие корни. В древности, в культурах многих народов, закрытые волосы были знаком, определяющим статус замужней женщины, говорившим о ее подчиненности мужу. Нельзя было показываться на улицах с непокрытой головой, это считалось очень нескромным.

Подобные правила «дресс кода» существовали и в иудейской культуре, где зародилось христианство, и в римской, где появились первые церкви. С этим и связано то, что в Посланиях апостола Павла написаны такие слова:

«5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (1 посл. к Коринф.)

Кто-то может задается вопросом: если в те времена ношение замужними женщинами покрывала было повсеместным правилом, почему христианками Коринфской церкви оно нарушалось, раз апостолу Павлу пришлось об этом специально писать? Есть версия, что это было связано с особой развращенностью нравов в языческом городе Коринфе (он этим славился).

Из-за чего, местные жители считали необязательным соблюдать повсеместные тогда правила приличной одежды. И христиане, поскольку выросли в этом городе и привыкли к его атмосфере, тоже могли чем-то заразиться от общей распущенности. Поэтому, апостол Павел призывал коринфских христианок быть предельно скромными и целомудренными в одежде, соответствовать всем правилам приличия, существовавшим в те времена.

В древней Руси обычай покрытия женщинами головы после замужества тоже был в ходу. По представлениям наших предков, если женщину чужие люди увидят без платка, это будет позором для нее и всей ее семьи. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».

В церкви этот обычай сохранился до наших дней, но видоизменился.

Если прежде традиция покрывать голову касалась исключительно замужних женщин, а девушки не носили платки ни в храме, ни на улице, теперь головы покрывают даже маленьким девочкам.

Можно ли ходить в церковь без платка

Не стоит понимать так, будто женщина, зашедшая в храм с открытой головой, совершает грех. Для Бога важно состояние нашей души, а не форма одежды. Однако, в церкви есть еще и люди. У многих из них женщина без головного убора вызовет раздражение. Пусть они и не правы, но не следует совершать действия, которые заведомо вводят людей в грех осуждения и отвлекут от молитвы.

Из этих соображений, нужно соблюдать сложившиеся правила церковной одежды, надевать в храм юбки и головные уборы.

Какой платок выбрать для церкви

На Руси существовал интересный обычай надевать на службу платки, цвета которых соответствуют дням церковного календаря и повторяют цвет священнических одеяний. Возможно, кому-то и в наше время захочется этому следовать. Вот перечень этих цветов:

Интересно о православии:

Как завязать платок

У прихожанок есть несколько популярных способов завязывать платок. Например:

Источник

Почему женщине нужно покрывать голову в церкви? Откуда пошел этот обычай?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Обычай, по которому женщина, заходя в храм, надевает головной убор, — дань традиции, которая уходит в ветхозаветные и античные времена. На Востоке покрывало для женщины до сегодняшнего выполняет важную функцию. И тогда, в древнем израильском обществе, и теперь, в традиционных восточных культурах, женщина не могла появиться в обществе с открытой головой. С одной стороны, покрывало указывало на подчиненное положение женщины, с другой — защищало от посягательств посторонних людей, обеспечивало ей безопасность и уважение, хранило ее скромность и целомудрие. Непокрытая же голова женщины была в античном обществе признаком легкомысленного поведения и низкой социальной ответственности.

Православная традиция, предписывающая женщинам покрывать голову, восходит к апостолу Павлу, который ясно пишет об этом в Первом послании к Коринфянам: …всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (1 Кор 11:5). Речь здесь именно о сохранении приличий, благочестии во время богослужения и профилактике распущенности. Выбор адресата не случаен. Коринф был не только богатым и процветающим городом, но и славился царившими в нем вольными нравами. Задолго до апостольской проповеди здесь находился известный храм в честь греческой богини любви Афродиты и была распространена так называемая. священная проституция. И хотя ко времени апостола Павла Коринф был уже не тем, что раньше — он сильно пострадал в 146 году, во время римского завоевания, — в нем вновь процветали роскошь и разврат.

Коринфские христиане жили в окружении язычников, среди которых было немало женщин. Нередко последние, впадая в экстаз во время языческих радений, переставали себя контролировать, впадали в исступление, сбрасывали головные уборы и оказывались простоволосыми. Тем самым они словно бы демонстрировали, что, охваченные мистическим восторгом, совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Многие из новообращенных коринфских христиан сами еще недавно были язычниками и невольно могли привнести в новую церковную реальность привычные им модели поведения, далекие от христианского благочестия. Не случайно, именно обращаясь к коринфянам, апостол Павел напоминает о том, что женщинам следует молчать в церкви, чтобы все было благопристойно и чинно (1 Кор 14:34, 40).

Таким образом, ношение в церкви головного убора — обычай, уходящий в глубь веков, но при этом связанный с конкретными обстоятельствами места и времени и не имеющий отношения к догматической стороне вероучения. И сегодня даже в православном мире можно видеть разнообразие традиций. Так, в странах, находившихся долгое время под турецким игом, женщины редко покрывают голову в храме. Дело в том, что завоеватели требовали от женщин носить покрывало, и в храме, чтобы почувствовать себя свободными от чуждых обычаев, христианки находились с непокрытыми головами. В России же традиционно мужчины при в ходе в храм снимают головной убор, а женщины, наоборот, надевают.

Общий смысл апостольского наставления — в соблюдении приличий, в том, чтобы внешний вид приходящего в храм не вызывал смущений у окружающих, чтобы ничто не отвлекало людей от молитвы.

Источник

Почему женщины в церкви покрывают голову платком

Кто-то задумывается, почему в русской православной церкви женщины покрывают голову платком, кто-то воспринимает это как должное, не интересуясь, откуда пошла эта христианская традиция. Истинно верующие люди, внимательно изучающие Священное Писание (Евангелие, Библия), знают, откуда пошел этот обычай.

Откуда пошел обычай?

Во времена апостола Павла ходить с непокрытой головой могли молодые незамужние девушки. Волосы носили длинные, стричь их было позором, они были символом добродетели. Стригли и брили их блудницы. Замужних женщин с распущенными волосами считали распутницами, вступив в брак, они не могли появляться на людях с непокрытой головой. Только супруг мог смотреть на волосы.

Апостол Павел в разделе священного текста «Послание жителям города Коринфа» (стих 1-16, глава 11), с одной стороны, отразил нравы своего времени, а с точки зрения христианства, объяснил, зачем женщины при входе в храм должны покрывать голову.

Апостол хотел, чтобы люди, стоя перед крестом в храме, вспоминая жертву Бога, вели себя соответствующе. На экклесии мужчина молящийся, пророчествующий должен являть собой образ Христа, быть с непокрытой головой. Женщина являть собой образ Церкви, покрывать во время молитвы голову, демонстрировать покорность Слову Божию, одновременно покрывать свои грехи.

Мнение церкви

Тексты Библии в отношении культуры поведения и одежды в стенах храма следует трактовать согласно времени, традициям конкретной страны. Верующие должны носить в церкви одежды, не дискредитирующие христианскую веру.

Детальное учение о необходимости головного убора в храме отсутствует. Служители разных православных церквей трактуют по-своему тексты Священного писания, написанного на древнем языке. Слова «стыд» и «слава», которые использует апостол Павел в своих стихах, в разных странах имеют свои культурные особенности.

Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть фото Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть картинку Чем покрывать голову в церкви женщине. Картинка про Чем покрывать голову в церкви женщине. Фото Чем покрывать голову в церкви женщине

В Греции православные верующие любого пола посещают храмы и молятся Господу, не покрывая головы. Эта традиция появилась во время турецкого нашествия на страну. Мусульмане принуждали женское население страны носить во всех людных местах хиджаб — покрывало, закрывающее голову и большую часть фигуры.

Греки, принявшие христианскую веру, протестовали против принудительной исламизации. Храмы посещали в ночное время. При входе принципиально снимали головные уборы. Этой традиции более 200 лет. Современные гречанки в храмах не покрывают голову, служители церкви не признают это нарушением религиозных правил.

В православной России сложились свои исторические традиции. Начиная с XV века на их формирование влиял сборник Домострой. Он содержал наставления, касающиеся правил, главным образом религиозных и семейных. Согласно Домострою, женская голова, прикрытая платком, символизирует смирение, скромность, подчинение жены мужу. По традициям тех времен и состоящие, и не состоящие в браке женщины должны были прикрывать голову платком, входя в церковь.

Современные женщины имеют равные права с мужчинами в обществе, семье. Платок, как символ покорности, утратил свою актуальность. Служители церкви не настаивают на покрытии головы. Сами верующие сохраняют старинные христианские традиции, следят за выполнением, прививают их своим детям. Даже маленьким девочкам повязывают при входе в храм платочек.

Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть фото Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть картинку Чем покрывать голову в церкви женщине. Картинка про Чем покрывать голову в церкви женщине. Фото Чем покрывать голову в церкви женщине

Рекомендации по выбору головного убора

Цветовая гамма является обязательным атрибутом православной символики, отражает духовную суть богослужения. Облачения священников по цвету строго соответствуют церковным канонам. У истинно верующих прихожанок есть праздничные платки разных оттенков. Существуют правила, когда их надевать.

Цвет головного убора (шарфа, платка)Обряды, службыЦерковные праздники
Белый — символ радостиВенчаниеБогоявление
КрещениеСретение Господне
Обряд погребенияВознесение Господне
Красный — символ крови ХристаО мученикахПасха (40 праздничных дней)
Темно-бордовыйНа Страстной неделе (Великий четверг)
Оттенки желтого и оранжевого — символ торжества и достоинстваВ воскресные, но не праздничные дниНа богослужении в честь Иисуса Христа, апостолов, пророков, равноапостольных, святителей
Зеленый — символ животворенияВербное Воскресенье, Троица, дни памяти преподобных, Понедельник Святого духа
Синий и голубой — непорочностьДни, когда почитают икону Пресвятой БогородицыУспение, Покров, Благовещение
Фиолетовый — страдания ХристаВоскресные службы, проходящие в дни Великого поста и Крестопоклонной неделиВоздвижение
Черный, темный синий и коричневыйВеликий пост и Страстная седмица — будни, дни траураЛитургия Преждеосвященных Даров

Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть фото Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть картинку Чем покрывать голову в церкви женщине. Картинка про Чем покрывать голову в церкви женщине. Фото Чем покрывать голову в церкви женщине

Можно покрывать голову платками в цветочек. Такой покров самый распространенный. Церковь не требует в точности соблюдать требования, перечисленные в таблице, можно придерживаться простых правил:

Выбор цвета и рисунка платочка — личное дело верующей, отражение ее истинной любви к Господу, ее христианского смирения.

Как правильно повязать платок

Волосы всегда считались символом женской красоты, привлекали к себе внимание. В любые времена было не принято делать пышные прически при посещении храма. Экстравагантных особ, нарушающих это требование, просто не пускали в церковь. Эта традиция сохранилась. Волосы аккуратно укладывают. На голову повязывают платок либо надевают:

Церковные платки прихожанки носят по-особенному. Исключены банты причудливой формы и узлы сложной формы. Носить головной убор можно по старинному православному обычаю — прикрыть платком лоб, края под подбородком скрепить булавкой.

Молодым девушкам и женщинам можно набросить легкий платок на голову, концы перекинуть за спину и там связать на шее свободным узлом. Шелковые шарфы не завязывают, один или оба конца перекидывают за плечи либо фиксируют при помощи скромных заколок. Платки, палантины, шарфы не должны спадать с головы во время молитвы, отвлекать верующую и других прихожан от молитвы, общения с Господом.

Источник

Покровение головы

Покрове́ние головы́ – рели­ги­озно моти­ви­ро­ван­ная прак­тика покры­тия головы голов­ным убором, беру­щая начало в Ветхом Завете, имев­шая (и име­ю­щая) мно­же­ство реги­о­наль­ных и локаль­ных отли­чий на про­тя­же­нии всей исто­рии хри­сти­ан­ства.

Исто­рия тра­ди­ции

Тра­ди­ция покрова головы при каких-либо свя­щен­но­дей­ствиях и молитве явля­ется общей для всех древ­них семит­ских наро­дов, а также прочих наро­дов Пло­до­род­ного полу­ме­сяца (реги­она на Ближ­нем Востоке от Египта на юго-западе, через Левант и вдоль долин Тигра и Евфрата вплоть до Басры и Пер­сид­ского залива). Данная тра­ди­ция рас­про­стра­ня­лась не только и не столько на женщин, сколько на вообще всех веру­ю­щих. Покры­тие головы сим­во­ли­зи­ро­вало трепет, страх, бла­го­го­ве­ние, пока­я­ние, сми­ре­ние. Пер­во­свя­щен­ники и свя­щен­ники Вет­хого Завета покры­вали головы спе­ци­аль­ными голов­ными убо­рами. Прак­тика молит­вен­ного покры­тия головы (כִּסּוּי רֹאשׁ, киссуй рош) как для мужчин, так и для женщин до сих пор оста­ется частью бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции иуда­изма.

В Ветхом Завете мы нахо­дим сле­ду­ю­щие сви­де­тель­ства о покры­тии головы жен­щи­ной:

«И ска­зала рабу: кто этот чело­век, кото­рый идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это гос­по­дин мой. И она взяла покры­вало и покры­лась» ( Быт.24:65 ) – в данном отрывке речь идет о Ревекке, неве­сте пра­отца Исаака.

«…и поста­вит свя­щен­ник жену пред лицо Гос­подне, и обна­жит голову жены, и даст ей в руки при­но­ше­ние вос­по­ми­на­ния, — это при­но­ше­ние рев­но­ва­ния, в руке же у свя­щен­ника будет горь­кая вода, наво­дя­щая про­кля­тие» ( Чис.5:18 ) – опи­сы­ва­ется испы­та­ние невер­но­сти жены, из цитаты сле­дует, что испы­ту­е­мая жен­щина изна­чально нахо­дится на тер­ри­то­рии храма с покры­той голо­вой, но впо­след­ствии голова обна­жа­ется.

В Новом Завете содер­жится един­ствен­ный отры­вок, посвя­щен­ный покры­тию головы:

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и дер­жите пре­да­ния так, как я пере­дал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что вся­кому мужу глава — Хри­стос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, моля­щийся или про­ро­че­ству­ю­щий с покры­тою голо­вою, посты­жает свою голову. И всякая жена, моля­ща­яся или про­ро­че­ству­ю­щая с откры­тою голо­вою, посты­жает свою голову, ибо это то же как если бы она была обри­тая. Ибо если жена не хочет покры­ваться, то пусть и стри­жется; а если жене стыдно быть остри­жен­ной или обри­той, пусть покры­ва­ется. Итак муж не должен покры­вать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Анге­лов». ( 1Кор.11:2-10 ).

Надо отме­тить, что апо­стол Павел пишет не для иудеев, а для хри­стиан. Кроме того, можно отме­тить, что на момент жизни апо­стола Павла былая еврей­ская тра­ди­ция покры­тия головы на молитве как муж­чи­нами, так и жен­щи­нами сошла на нет. В част­но­сти, на фрес­ках сина­гоги в Дура-Евро­пос (конец II в. – начало III в.) еврей­ские муж­чины уже изоб­ра­жа­ются без голов­ных уборов. Тра­ди­ция ноше­ния голов­ных уборов оста­ется лишь за жен­щи­нами, а также особо бла­го­че­сти­выми муж­чи­нами и муж­чи­нами высо­кого соци­аль­ного поло­же­ния. Отча­сти, отказ от голов­ных уборов во время молитвы мог быть связан с элли­ни­за­цией еврей­ского народа, что также ска­за­лось и на прак­тике ноше­ния корот­ких стри­жек у мужчин, вместо длин­ных волос (что под­твер­жда­ется неко­то­рыми рекон­струк­ци­ями обли­ков древ­них иудеев, в част­но­сти, рекон­струк­ции иссле­до­ва­теля Ричарда Нива). Опять же, при­во­ди­мое ниже апо­сто­лом Павлом в пример отра­щи­ва­ние волос муж­чи­ной в каче­стве нега­тив­ной харак­те­ри­стики также соот­вет­ствует довольно позд­ней тра­ди­ции уже элли­ни­зи­ро­ван­ного иуда­изма («иуда­изма рас­се­я­ния»). В част­но­сти, для древ­него Изра­иля отра­щи­ва­ние волос муж­чи­ной могло зна­ме­но­вать особый обет Богу, посвя­ще­ние себя Богу (как в случае с судьей Сам­со­ном). В част­но­сти, во вре­мена апо­стола Павла суще­ство­вала тра­ди­ция назо­рей­ства (ивр. ‏נָזִיר‏‎ [назир] «посвя­щён­ный Богу»), о кото­рой упо­ми­нают такие авторы как Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100). Однако, ещё раз заме­тим: хри­сти­ан­ство не есть транс­фор­ми­ро­ван­ный иуда­изм рубежа завер­ше­ния вре­мени дей­ствия Вет­хого Завета и начала дей­ствия Нового. Хри­сти­ан­ству при­сущи свои рели­ги­озно-обря­до­вые нормы и своя рели­ги­озно-обря­до­вая сим­во­лика.

Между тем, о том, что жен­щине необ­хо­димо покры­вать голову на молитве и в жизни писали Тер­тул­лиан1 (155/156 – 220 ⁄ 240), свт. Гри­го­рий Бого­слов2 (325–389), свт. Иоанн Зла­то­уст3 (ок. 347 – 14 сен­тября 407) и многие другие ране­хри­сти­ан­ские писа­тели. В свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции ноше­ние платка жен­щи­ной явля­ется сим­во­лом ее покор­но­сти – доб­ро­де­тели под­чи­нен­ного лица. Муж­чи­нам же (не имеем в виду свя­щен­но­слу­жи­те­лей) нельзя носить голов­ной убор в храме по при­чине того, что они являют собой для жен­щины образ Самого Бога. Об этом, в част­но­сти, пишет один из вели­чай­ших Отцов Церкви, свт. Иоанн Зла­то­уст: «Итак, покры­тие есть знак покор­но­сти и под­чи­не­ния; оно побуж­дает смот­реть вниз, сми­ряться и соблю­дать доб­ро­де­тель, ибо доб­ро­де­тель и честь под­чи­нен­ного состоят в том, чтобы пре­бы­вать в послу­ша­нии. Мужу не пред­пи­сы­ва­ется делать это, ибо он есть образ Самого Гос­пода; а жене спра­вед­ливо пред­пи­сы­ва­ется»4.

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции покры­тие своей головы явля­ется нор­ма­тив­ным обра­зом моля­щейся жен­щины, а также нор­ма­тив­ным ико­но­гра­фи­че­ским обра­зом женщин-святых.

В Сред­ние века и позже покры­ва­ние головы плат­ком или иным голов­ным убором сви­де­тель­ство­вало о бла­го­на­деж­но­сти жен­щины, ее бла­го­че­стия, и данная норма при­ме­ня­лась не только отно­си­тельно хра­мо­вого бого­слу­жеб­ного про­стран­ства, но и отно­си­тельно обы­ден­ной жизни в прин­ципе. Непо­кры­тая голова жен­щины трак­то­ва­лась как ее при­над­леж­ность или к низ­шему сосло­вию, или к про­фес­сиям низ­кого рода.

Изме­не­ния отно­ше­ния к ноше­нию голов­ного убора жен­щи­ной (отмена обя­за­тель­ного ноше­ния голов­ного убора в пуб­лич­ном про­стран­стве) насту­пили в эпоху позд­него Модерна (вторая поло­вина XIX века – сере­дина и конец XX века) и явля­ются срав­ни­тельно недав­ним в исто­ри­че­ском изме­ре­нии явле­нием.

Совре­мен­ное состо­я­ние и прак­тики в разных хри­сти­ан­ских дено­ми­на­циях

Во многих хри­сти­ан­ских дено­ми­на­циях суще­ствует тра­ди­ция ноше­ния жен­щи­ной голов­ного убора в храме и/или во время пуб­лич­ного бого­слу­же­ния. Однако, раз­ли­ча­ются отдель­ные реги­о­наль­ные тра­ди­ции ноше­ния подоб­ного эле­мента одежды, общие тре­бо­ва­ния и жест­кость отно­си­тельно их соблю­де­ния. В част­но­сти, чем более тра­ди­ци­онно ори­ен­ти­ро­вана община, тем более стро­гими явля­ются тре­бо­ва­ния как к факту ноше­ния, так и к формам голов­ного убора. Это каса­ется в том числе и соблю­де­ния этни­че­ских и реги­о­наль­ных тра­ди­ций. Так, напри­мер, индий­ские хри­сти­анки носят не клас­си­че­ский платок или севе­ро­аме­ри­кан­ский чепец (одежда кон­сер­ва­тив­ных про­те­стан­ток), а свой наци­о­наль­ный вари­ант платка – дупатта.

Так, среди набож­ных коптов до сих пор сохра­ня­ется тра­ди­ция не только ноше­ния платка жен­щи­ной, но и сокры­тия лица особым полот­ном чер­ного цвета, что внешне может напо­ми­нать мусуль­ман­скую жен­скую одежду.

В ста­ро­об­ряд­че­стве (в боль­шин­стве согла­сий) при­нято ноше­ние белого непро­зрач­ного платка, кото­рый фик­си­ру­ется англий­ской булав­кой или закол­кой под под­бо­род­ком.

Неко­то­рые кон­сер­ва­тив­ные про­те­стант­ские общины (напри­мер, амиши) обя­зы­вают женщин носить голов­ные уборы не только во время бого­слу­же­ния, но и в повсе­днев­ной жизни. Тако­выми голов­ными убо­рами высту­пают чепец или капор.

В Запад­ной Европе, Север­ной и Латин­ской Аме­рике помимо платка доста­точно раз­вита тра­ди­ция ноше­ния шляпок, иногда выпол­ня­ю­щих лишь деко­ра­тив­ную функ­цию (в таком случае боль­шая часть волос оста­ется не покрыта, а сама шляпка выпол­няет роль поло­жен­ного жен­щине голов­ного убора).

В совре­мен­ной Греции и на Кипре тра­ди­ция ноше­ния голов­ного убора жен­щи­ной в пра­во­слав­ных храмах прак­ти­че­ски сошла на нет, как пра­вило, жен­щине доста­точно иметь корот­кую стрижку или акку­ратно при­бран­ные волосы. Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция наблю­да­ется во многих совре­мен­ных про­те­стант­ских дено­ми­на­циях.

В совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви обще­при­ня­той прак­ти­кой явля­ется покры­тие головы в храме и во время пуб­лич­ной молитвы жен­щи­нами, вне зави­си­мо­сти от их воз­раста, соци­аль­ного ста­туса и семей­ного поло­же­ния. При это форма и тип голов­ного убора не нор­ми­ро­ваны и могут быть любыми (хотя, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев это платок). В рамках домаш­ней молитвы или вне­бо­го­слу­жеб­ных при­ход­ских актив­но­стей жен­щины могут как покры­вать, так и не покры­вать голову, в зави­си­мо­сти от при­ня­той на при­ходе прак­тики.

При­ме­ча­ния:

3 Нико­лай Нико­ла­е­вич Шаб­лев­ский. Тол­ко­ва­ние слов свя­того Апо­стола Павла «ὀφείλει ἡ γυνὴ ἐξουσίαν ἔχειν ἐπι­̀ τῆς κεφαλῆς δια­̀ τοὺς ἀγγέλους» ( 1Кор.11:10 ) в свете Быт 6:1–4 // Хри­сти­ан­ское чтение. 2018. №1.

Источник

Можно ли женщине без платка зайти в православный храм?

Москва, 25.03.2021, 17:44:35, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Татьяна Орлонская.

Почему в церковь женщина должна ходить с покрытой головой? Все чаще такой вопрос появляется в Сети, особенно в период Великого поста. В нашей статье расскажем, откуда пришло это правило, и почему его стоит соблюдать.

В Священном Писании есть указание на то, что женщина должна приходить в храм в подобающей ее полу одежде. Есть определенная культура поведения в том или ином месте: в театре, на работе, в храме. Ношение платка или любого другого головного убора женщине предписывает Апостол Павел, говоря о покрывале смирения на главе.

Суть традиции. Почему нужно носить платок в церкви?

По традиции православные христианки, собираясь в храм, надевают платок

. Этот обычай имеет основание в Священном Писании: в своем послании к жителям г. Коринф святой
апостол Павел
пишет, что женщина во время молитвы должна
покрывать
свою голову.

Для чего это нужно? И должна ли носить платок незамужняя девушка, у которой нет мужа, знаком «власти» которого является платок? Ходить ли в платке только в храме или везде? И, наконец, что делать, если как раз мужу-то Вы и нравитесь с непокрытой головой? Попробуем разобраться.

Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть фото Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть картинку Чем покрывать голову в церкви женщине. Картинка про Чем покрывать голову в церкви женщине. Фото Чем покрывать голову в церкви женщине Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть фото Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть картинку Чем покрывать голову в церкви женщине. Картинка про Чем покрывать голову в церкви женщине. Фото Чем покрывать голову в церкви женщине Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть фото Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть картинку Чем покрывать голову в церкви женщине. Картинка про Чем покрывать голову в церкви женщине. Фото Чем покрывать голову в церкви женщине

Почему женщине нужно покрывать голову в церкви, а мужчине — нет?

Эта традиция опирается на слова святого апостола Павла в Послании к коринфянам, где он говорит, что мужчине следует молиться с непокрытой головою, а женщине, напротив, с покрытой. В античной культуре женские волосы считались наиболее ярким элементом женской привлекательности, и прикрывать их было проявлением женской скромности. Греческие гетеры ходили простоволосыми, в то время как почтенные семейные женщины покрывали голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Но есть еще одна причина, связанная именно с духовной практикой: при языческих радениях, когда жрицы или прорицательницы впадали в исступление, они часто оказывались простоволосыми, как бы демонстрируя этим, что они настолько охвачены мистическим экстазом, что совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Апостол заботится о том, чтобы христиане ни в коем случае не подражали такому поведению — как он пишет в другом месте, богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно».

Мы живем в другой культуре, где открытые волосы не вызывают таких ассоциаций, но нам важно помнить общий смысл наставления апостола — одежда верующего человека (будь то мужчина или женщина) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Кроме того, хранение устоявшихся в Церкви обычаев помогает нам настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святостью храма и совершающейся в нем Литургии. Поэтому — традиционно — верующие мужчины считают неуместным находиться в храме в головном уборе, а женщины — без платка.

Обязательно ли православной христианке носить платок?

Для начала отметим, что к любому церковному правилу можно отнестись по всей строгости – это называется акривией

, т.е. точным соблюдением закона, а можно – со снисхождением, что именуется
икономией
. В Церкви есть Заповеди, обязательные к исполнению, – нарушив их, мы совершаем тяжелый грех, то есть фактически отпадаем от Церкви и спасения, пока не покаемся. А есть правила, которые помогают в воспитании души, но не являющиеся условием, без соблюдения которого невозможно спастись. К таким правилам относится ношение женщиной платка.

Апостол Павел говорит, что женщина должна носить платок, «когда молится

». Но молиться мы призваны постоянно, а не только во время богослужения. Соответственно, в идеале, голова у женщины должна быть покрыта всегда.

• Кто имеется в виду под словом «жена

»: замужняя женщина или любое лицо женского пола?

Вероятно, речь идет обо всех женщинах и достаточно зрелых девушках. Во всяком случае, духовный писатель II века Тертуллиан в своем сочинении «О покрывале девственниц» уделяет внимание платкам, которые должны носить девы и призывает ходить с покрытой головой и девушек, готовящихся к замужеству, и тех, кто решил хранить девство ради Бога.

• В знак чьей власти мы носим платок?

Можно предположить, что речь здесь идет не только о муже, супруге, но и о послушании Богу

, о признании своего места в обществе. Иначе что бы могли означать следующие слова – что головной покров жена надевает «
для ангелов
»? Вопрос, зачем ангелам нужно, чтобы христианка носила платок, излишен: мы слишком мало знаем о «психологии» Небесных сил, чтобы ответить на него.

С психологической точки зрения платок

– это знак верности и скромности. В дискуссиях о том, носить ли его, часто звучит аргумент: «Зачем вообще обращать внимание на такие мелочи?» Но если ношение платка это мелочь, почему же так многие восстают против него и так мало женщин, носящих головной покров вне храма? Наш внешний вид сильно влияет на наше настроение, самоощущение, а соответственно – и на поведение, и в конечном итоге на характер. Выбирая из послушания Богу платок, верующая женщина укрепляет свою преданность
Богу
. И, конечно, платок приучает к скромности и целомудрию.

Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть фото Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть картинку Чем покрывать голову в церкви женщине. Картинка про Чем покрывать голову в церкви женщине. Фото Чем покрывать голову в церкви женщине
Стоит отметить, что апостол Павел

, призывая женщину носить головной покров и указывая на ее подчиненное положение, вовсе не унижал ее. Ведь он говорил не только о молящейся, но и о пророчествующей жене. Признать за женщиной потенциальную возможность стать пророчицей – значит вознести ее на большую высоту. И, хотя в наше время, в отличие от первохристианского, благодатный дар пророчества почти не встречается, деталь эта важна для понимания текста.

Но, как мы уже говорили, ношение платка это действительно далеко не главное в вере. Если это вызывает конфликты в семье, неуместно на работе и т.п., «идти напролом», конечно, не стоит. Стоит упомянуть, что некоторые христианки, считающие для себя полезным ходить с покрытой головой, но не имеющие такой возможности, повязывают вокруг головы ленту

или надевают
ободок
– как некую замену покрова.

Покрывать ли голову вне храма – личное дело каждой женщины. Идя же в церковь

, из уважения к традиции стоит надеть платочек или любой другой
головной убор
. И, конечно, гораздо более важна, нежели ношение платка, заповедь о неосуждении. Женщина в платочке не должна превозноситься над не имеющей его, а той, в свою очередь, не следует обвинять сестру по вере, имеющую покрытую голову.

Платок в православии

Платок и православие… Платок и русская женщина… Эти словосочетания и слова неразрывно связаны как друг с другом, так и между собой. На протяжении многих веков, начиная с древнерусского быта, считалось недопустимым и предосудительным для православной женщины ходить с непокрытой головой, то есть — «простоволосой».

Уже более тысячи лет связаны между собой православие и обязательное ношение платка женщинами на Руси, и тому есть Библейское обоснование — замужняя женщина покрывает голову платком как символ власти своего мужа над собой. В отличие от замужних женщин, платочконошение незамужними девами не имеет прямого Библейского обоснования. Но православная позиция в этом вопросе довольно конкретна: Божественное откровение выражается не только одним священным писанием, но так же оно отображается и в священном предании, без которого не было бы и Библии. Священное предание донесло до нас обряды, традиции и таинства, такие как: богослужение, ношение нательного креста, иконопись, а так же юбконошение и ношение платков.

На примере православных икон, мы видим, что «ортодоксальное» православие полностью неприемлет «простоволосие» русских женщин. Да, мы живем в современном светском обществе и каждый волен делать свой выбор, что носить и как носить. Но делая этот выбор, все же не стоит напрочь забывать о наших корнях и наследии наших предков. Платки основательно и, скорее всего, навсегда вошли в нашу повседневную жизнь, даже если и не как обязательный предмет женской одежды, то точно как обязательный и стильный аксессуар современной светской дамы.

*Мнение авторов статей не обязательно совпадает с точкой зрения администрации официального сайта «Павловопосадские платки» **В нашем красочном каталоге вы всегда сможете выбрать и купить именно свой, подходящий вам по размеру и расцветке, павлопосадский набивной платок.

Носят ли платок в храм в Греции?

Традиция носить платок в храм сохранилась не во всех православных странах. Зайдя в церковь в Греции или Сербии, вы почти не встретите женщин в платочках. Это связано с печальной историей этих стран: турки, завоевавшие их, запрещали христианкам покрывать голову, чтобы таким образом унизить их и отличить от мусульманок. За столетия турецкого ига женщины привыкли ходить непокрытыми. Впрочем, святой Косьма Этолийский

, радевший о просвещении греческого народа и возрождении его национального духа, призывал христианок молиться с покрытой головой и даже раздавал им платки.

Почему женщины должны надевать платок в храме

Надевая платок в храм, каждая женщина хотя бы раз задавала себе вопрос, откуда пришла эта традиция.

Сразу оговорюсь, что ношение платка в храме является частью только русской православной традиции. Ни в Греции, ни на Балкане, ни в Сирии, ни в Израиле женщины при посещении православных храмов не носят платки на голове. Хотя именно эти страны являются прямыми переемниками византийской культуры, где сформировалось христианское богословие.

В странах с русской православной традицией ношение платка богословы обуславливают словами апостола Павла в Первом послании к Коринфянам:

«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5)

Вы наверняка обратили здесь винмания на слово «пророчествует». Да, в ранней церкви было широко распространено пророчествование, как среди мужчин, так и женщин (Деян. 21:9). Ещё в ранние времена существовал чин диаконисс.

В Послании к Коринфянам нас будет интересовать и то, что апостол Павел пишет о починении жене мужу, когда речь идёт о покрытии головы:

Жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор. 11:3).

Так писал апостол в своём послании христианской общине города Коринфа. Но в ранней церкви дела обстояли совсем иначе — здесь считалось, что все люди равны перед Богом. Христианами могли стать раб без согласия своего хозяина, и женщина без согласия своего протектора — мужа или отца. В обоих случаях эти люди были приняты Церковью.

Именно тогда иудейские христинаки, традицией которых было ходить на улице только с покрытой головой, начали говорить о том, чтобы перестать соблюдать этот обычай.

Однако консервативное общество Коринфа это смущало. В этом городе у христианской церкви были враги, в первую очередь в лице местных иудеев, среди которых проповедовать Новый Завет следовало очень осторожно, ведь христиан могли обвинить в нарушении закона.

Говоря о принадлежности жены мужу, традициях одежды и нормах поведения апостол Павел повелевает христианкам продолжать соблюдать социальные обычаи своего времени, несмотря на обретённую свободу.

Конечно же, в наше время нет никакой нужды говорить ни о правовой принадлежности женщины своему мужу, ни о необходимости покрывать женщине свою голову, подобно еврейкам в 1 веке нашей эры. Однако эта традиция дошла до нас, современных русских, благодаря подобному обычаю покрывать голову, который существовал на Руси.

Замужняя женщина здесь была обязана не только носить головной убор, но и специальным образом подбирать волосы, заплетая их в две косы и укладывая их вокруг головы. Головных уборов было огромное количество — это были повойник, убрус, кика, сорока и многие другие.

Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть фото Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть картинку Чем покрывать голову в церкви женщине. Картинка про Чем покрывать голову в церкви женщине. Фото Чем покрывать голову в церкви женщине

Новгородская горожанка в убрусе. Фрагмент иконы «молящиеся новгородцы», 15 век.

Обычай носить платок появился лишь в 17 веке. Наверное, именно тогда наши пра- прабабки восприняли слова апостола Павла, обращённые к коринфским иудейкам, на свой счёт, и платок стал обязательным атрибутом русской православной христинаки.

Кстати, обычай по-прежнему не распространялся на незамужних женщин, которые просто заплтали волосы в косу. Именно такой мы видим девушку на картине конца 19 века С. И. Грибкова «В церкви»:

Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть фото Чем покрывать голову в церкви женщине. Смотреть картинку Чем покрывать голову в церкви женщине. Картинка про Чем покрывать голову в церкви женщине. Фото Чем покрывать голову в церкви женщине

«В Церкви», Сергей Иванович Грудков.

С тех пор проло много времени, и назначение платка изменилось — сегодня его скорее можно назвать благочестивым элементом женского облика. Поэтому его носят и незамужние девушки — платок позволяет слиться с остальными прихожанами и не выделяться во время богослужения.

По каноническим нормам в православной церкви незамужние женщины не обязаны покрывать голову платком.

В любом случае стоит помнить, что ношение платка это не указание Бога, а церковная традиция, которая сформировалась в конкретных исторических условиях и смогла удержаться в наших краях. Это красивая, исконно наша русская традиция, которой мы можем по полному праву гордиться. Однако в христианском смысле платок на голове вовсе не стоит того, чтобы сильно зацикливаться на его ношении, и тем более осуждать женщин, которые приходят в храм без него.

Как завязать платок в храме и вне его?

Мы уже упоминали, что платок – не единственный вариант покрова на голову, рекомендованного святым апостолом Павлом. В храм можно надеть берет, шапку, шляпку и т.п. – даже кепку, лишь бы это выглядело уместно, не мешало богослужению и другим молящимся (к примеру, в шляпе с широкими полями неудобно подходить к Причастию, т.к. можно толкнуть Чашу

Конечно, платок должен быть чистым и аккуратным – христианка своим внешним видом проповедует красоту веры, ее облик не должен отталкивать от Церкви.

Как правило, платок надевают таким образом, чтобы лоб

был открыт – надетые «в нахмурку» черные покрывала это удел монастырских послушниц. Можно повязать платочек сзади, под подбородком, либо обернуть его вокруг шеи.
Цвет
платка может быть любым – хотя многие подбирают его в соответствии с отмечаемым Церковью праздником, по аналогии с облачениями священнослужителей (на Рождество белый, на Пасху красный, на Богородичные праздники голубой, Великим постом темный и т.п.)

В наши дни можно увидеть красивые дизайнерские платки в виде капюшона с пелериной, повойники, сшитые по мотивам русского народного костюма и т.п. Выбор модели – дело вкуса каждой женщины.

Почему мужчины в церкви снимают головной убор

В православной церкви нет прямого запрета на ношение мирянами головного убора в храме. Скорее, мужчины, снимающие шапки и шляпы при входе в церковь, отдают дань древней традиции. Основана она на послании к коринфянам Апостола Павла. Согласно нему, мужчины не должны покрывать свои головы, так как они являются образом и славой Божией. Женщины же являются славой своих мужчин, поэтому они, наоборот, должны прикрывать голову в храме.

А у православных священников ношение головных уборов регулируется особыми правилами Устава. Во время служб головной убор должен находиться на голове священника практически постоянно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *