Чем покрывать голову в церкви женщине
Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви
Во время посещения церкви прихожане обязаны соблюдать определенные правила и ритуалы. Некоторые из них в настоящее время вызывают вопросы, например, почему в церковь надо надевать платок? Откуда взялся этот обычай, который идет вразрез с современной модой в одежде?
Происхождение традиции
Традиция, согласно которой женщины покрывают в храме голову, имеет глубокие корни. В древности, в культурах многих народов, закрытые волосы были знаком, определяющим статус замужней женщины, говорившим о ее подчиненности мужу. Нельзя было показываться на улицах с непокрытой головой, это считалось очень нескромным.
Подобные правила «дресс кода» существовали и в иудейской культуре, где зародилось христианство, и в римской, где появились первые церкви. С этим и связано то, что в Посланиях апостола Павла написаны такие слова:
«5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (1 посл. к Коринф.)
Кто-то может задается вопросом: если в те времена ношение замужними женщинами покрывала было повсеместным правилом, почему христианками Коринфской церкви оно нарушалось, раз апостолу Павлу пришлось об этом специально писать? Есть версия, что это было связано с особой развращенностью нравов в языческом городе Коринфе (он этим славился).
Из-за чего, местные жители считали необязательным соблюдать повсеместные тогда правила приличной одежды. И христиане, поскольку выросли в этом городе и привыкли к его атмосфере, тоже могли чем-то заразиться от общей распущенности. Поэтому, апостол Павел призывал коринфских христианок быть предельно скромными и целомудренными в одежде, соответствовать всем правилам приличия, существовавшим в те времена.
В древней Руси обычай покрытия женщинами головы после замужества тоже был в ходу. По представлениям наших предков, если женщину чужие люди увидят без платка, это будет позором для нее и всей ее семьи. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».
В церкви этот обычай сохранился до наших дней, но видоизменился.
Если прежде традиция покрывать голову касалась исключительно замужних женщин, а девушки не носили платки ни в храме, ни на улице, теперь головы покрывают даже маленьким девочкам.
Можно ли ходить в церковь без платка
Не стоит понимать так, будто женщина, зашедшая в храм с открытой головой, совершает грех. Для Бога важно состояние нашей души, а не форма одежды. Однако, в церкви есть еще и люди. У многих из них женщина без головного убора вызовет раздражение. Пусть они и не правы, но не следует совершать действия, которые заведомо вводят людей в грех осуждения и отвлекут от молитвы.
Из этих соображений, нужно соблюдать сложившиеся правила церковной одежды, надевать в храм юбки и головные уборы.
Какой платок выбрать для церкви
На Руси существовал интересный обычай надевать на службу платки, цвета которых соответствуют дням церковного календаря и повторяют цвет священнических одеяний. Возможно, кому-то и в наше время захочется этому следовать. Вот перечень этих цветов:
Интересно о православии:
Как завязать платок
У прихожанок есть несколько популярных способов завязывать платок. Например:
Почему женщине нужно покрывать голову в церкви? Откуда пошел этот обычай?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Обычай, по которому женщина, заходя в храм, надевает головной убор, — дань традиции, которая уходит в ветхозаветные и античные времена. На Востоке покрывало для женщины до сегодняшнего выполняет важную функцию. И тогда, в древнем израильском обществе, и теперь, в традиционных восточных культурах, женщина не могла появиться в обществе с открытой головой. С одной стороны, покрывало указывало на подчиненное положение женщины, с другой — защищало от посягательств посторонних людей, обеспечивало ей безопасность и уважение, хранило ее скромность и целомудрие. Непокрытая же голова женщины была в античном обществе признаком легкомысленного поведения и низкой социальной ответственности.
Православная традиция, предписывающая женщинам покрывать голову, восходит к апостолу Павлу, который ясно пишет об этом в Первом послании к Коринфянам: …всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (1 Кор 11:5). Речь здесь именно о сохранении приличий, благочестии во время богослужения и профилактике распущенности. Выбор адресата не случаен. Коринф был не только богатым и процветающим городом, но и славился царившими в нем вольными нравами. Задолго до апостольской проповеди здесь находился известный храм в честь греческой богини любви Афродиты и была распространена так называемая. священная проституция. И хотя ко времени апостола Павла Коринф был уже не тем, что раньше — он сильно пострадал в 146 году, во время римского завоевания, — в нем вновь процветали роскошь и разврат.
Коринфские христиане жили в окружении язычников, среди которых было немало женщин. Нередко последние, впадая в экстаз во время языческих радений, переставали себя контролировать, впадали в исступление, сбрасывали головные уборы и оказывались простоволосыми. Тем самым они словно бы демонстрировали, что, охваченные мистическим восторгом, совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Многие из новообращенных коринфских христиан сами еще недавно были язычниками и невольно могли привнести в новую церковную реальность привычные им модели поведения, далекие от христианского благочестия. Не случайно, именно обращаясь к коринфянам, апостол Павел напоминает о том, что женщинам следует молчать в церкви, чтобы все было благопристойно и чинно (1 Кор 14:34, 40).
Таким образом, ношение в церкви головного убора — обычай, уходящий в глубь веков, но при этом связанный с конкретными обстоятельствами места и времени и не имеющий отношения к догматической стороне вероучения. И сегодня даже в православном мире можно видеть разнообразие традиций. Так, в странах, находившихся долгое время под турецким игом, женщины редко покрывают голову в храме. Дело в том, что завоеватели требовали от женщин носить покрывало, и в храме, чтобы почувствовать себя свободными от чуждых обычаев, христианки находились с непокрытыми головами. В России же традиционно мужчины при в ходе в храм снимают головной убор, а женщины, наоборот, надевают.
Общий смысл апостольского наставления — в соблюдении приличий, в том, чтобы внешний вид приходящего в храм не вызывал смущений у окружающих, чтобы ничто не отвлекало людей от молитвы.
Почему женщины в церкви покрывают голову платком
Кто-то задумывается, почему в русской православной церкви женщины покрывают голову платком, кто-то воспринимает это как должное, не интересуясь, откуда пошла эта христианская традиция. Истинно верующие люди, внимательно изучающие Священное Писание (Евангелие, Библия), знают, откуда пошел этот обычай.
Откуда пошел обычай?
Во времена апостола Павла ходить с непокрытой головой могли молодые незамужние девушки. Волосы носили длинные, стричь их было позором, они были символом добродетели. Стригли и брили их блудницы. Замужних женщин с распущенными волосами считали распутницами, вступив в брак, они не могли появляться на людях с непокрытой головой. Только супруг мог смотреть на волосы.
Апостол Павел в разделе священного текста «Послание жителям города Коринфа» (стих 1-16, глава 11), с одной стороны, отразил нравы своего времени, а с точки зрения христианства, объяснил, зачем женщины при входе в храм должны покрывать голову.
Апостол хотел, чтобы люди, стоя перед крестом в храме, вспоминая жертву Бога, вели себя соответствующе. На экклесии мужчина молящийся, пророчествующий должен являть собой образ Христа, быть с непокрытой головой. Женщина являть собой образ Церкви, покрывать во время молитвы голову, демонстрировать покорность Слову Божию, одновременно покрывать свои грехи.
Мнение церкви
Тексты Библии в отношении культуры поведения и одежды в стенах храма следует трактовать согласно времени, традициям конкретной страны. Верующие должны носить в церкви одежды, не дискредитирующие христианскую веру.
Детальное учение о необходимости головного убора в храме отсутствует. Служители разных православных церквей трактуют по-своему тексты Священного писания, написанного на древнем языке. Слова «стыд» и «слава», которые использует апостол Павел в своих стихах, в разных странах имеют свои культурные особенности.
В Греции православные верующие любого пола посещают храмы и молятся Господу, не покрывая головы. Эта традиция появилась во время турецкого нашествия на страну. Мусульмане принуждали женское население страны носить во всех людных местах хиджаб — покрывало, закрывающее голову и большую часть фигуры.
Греки, принявшие христианскую веру, протестовали против принудительной исламизации. Храмы посещали в ночное время. При входе принципиально снимали головные уборы. Этой традиции более 200 лет. Современные гречанки в храмах не покрывают голову, служители церкви не признают это нарушением религиозных правил.
В православной России сложились свои исторические традиции. Начиная с XV века на их формирование влиял сборник Домострой. Он содержал наставления, касающиеся правил, главным образом религиозных и семейных. Согласно Домострою, женская голова, прикрытая платком, символизирует смирение, скромность, подчинение жены мужу. По традициям тех времен и состоящие, и не состоящие в браке женщины должны были прикрывать голову платком, входя в церковь.
Современные женщины имеют равные права с мужчинами в обществе, семье. Платок, как символ покорности, утратил свою актуальность. Служители церкви не настаивают на покрытии головы. Сами верующие сохраняют старинные христианские традиции, следят за выполнением, прививают их своим детям. Даже маленьким девочкам повязывают при входе в храм платочек.
Рекомендации по выбору головного убора
Цветовая гамма является обязательным атрибутом православной символики, отражает духовную суть богослужения. Облачения священников по цвету строго соответствуют церковным канонам. У истинно верующих прихожанок есть праздничные платки разных оттенков. Существуют правила, когда их надевать.
Цвет головного убора (шарфа, платка) | Обряды, службы | Церковные праздники |
Белый — символ радости | Венчание | Богоявление |
Крещение | Сретение Господне | |
Обряд погребения | Вознесение Господне | |
Красный — символ крови Христа | О мучениках | Пасха (40 праздничных дней) |
Темно-бордовый | – | На Страстной неделе (Великий четверг) |
Оттенки желтого и оранжевого — символ торжества и достоинства | В воскресные, но не праздничные дни | На богослужении в честь Иисуса Христа, апостолов, пророков, равноапостольных, святителей |
Зеленый — символ животворения | – | Вербное Воскресенье, Троица, дни памяти преподобных, Понедельник Святого духа |
Синий и голубой — непорочность | Дни, когда почитают икону Пресвятой Богородицы | Успение, Покров, Благовещение |
Фиолетовый — страдания Христа | Воскресные службы, проходящие в дни Великого поста и Крестопоклонной недели | Воздвижение |
Черный, темный синий и коричневый | Великий пост и Страстная седмица — будни, дни траура | Литургия Преждеосвященных Даров |
Можно покрывать голову платками в цветочек. Такой покров самый распространенный. Церковь не требует в точности соблюдать требования, перечисленные в таблице, можно придерживаться простых правил:
Выбор цвета и рисунка платочка — личное дело верующей, отражение ее истинной любви к Господу, ее христианского смирения.
Как правильно повязать платок
Волосы всегда считались символом женской красоты, привлекали к себе внимание. В любые времена было не принято делать пышные прически при посещении храма. Экстравагантных особ, нарушающих это требование, просто не пускали в церковь. Эта традиция сохранилась. Волосы аккуратно укладывают. На голову повязывают платок либо надевают:
Церковные платки прихожанки носят по-особенному. Исключены банты причудливой формы и узлы сложной формы. Носить головной убор можно по старинному православному обычаю — прикрыть платком лоб, края под подбородком скрепить булавкой.
Молодым девушкам и женщинам можно набросить легкий платок на голову, концы перекинуть за спину и там связать на шее свободным узлом. Шелковые шарфы не завязывают, один или оба конца перекидывают за плечи либо фиксируют при помощи скромных заколок. Платки, палантины, шарфы не должны спадать с головы во время молитвы, отвлекать верующую и других прихожан от молитвы, общения с Господом.
Покровение головы
Покрове́ние головы́ – религиозно мотивированная практика покрытия головы головным убором, берущая начало в Ветхом Завете, имевшая (и имеющая) множество региональных и локальных отличий на протяжении всей истории христианства.
История традиции
Традиция покрова головы при каких-либо священнодействиях и молитве является общей для всех древних семитских народов, а также прочих народов Плодородного полумесяца (региона на Ближнем Востоке от Египта на юго-западе, через Левант и вдоль долин Тигра и Евфрата вплоть до Басры и Персидского залива). Данная традиция распространялась не только и не столько на женщин, сколько на вообще всех верующих. Покрытие головы символизировало трепет, страх, благоговение, покаяние, смирение. Первосвященники и священники Ветхого Завета покрывали головы специальными головными уборами. Практика молитвенного покрытия головы (כִּסּוּי רֹאשׁ, киссуй рош) как для мужчин, так и для женщин до сих пор остается частью богослужебной традиции иудаизма.
В Ветхом Завете мы находим следующие свидетельства о покрытии головы женщиной:
«И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась» ( Быт.24:65 ) – в данном отрывке речь идет о Ревекке, невесте праотца Исаака.
«…и поставит священник жену пред лицо Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие» ( Чис.5:18 ) – описывается испытание неверности жены, из цитаты следует, что испытуемая женщина изначально находится на территории храма с покрытой головой, но впоследствии голова обнажается.
В Новом Завете содержится единственный отрывок, посвященный покрытию головы:
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». ( 1Кор.11:2-10 ).
Надо отметить, что апостол Павел пишет не для иудеев, а для христиан. Кроме того, можно отметить, что на момент жизни апостола Павла былая еврейская традиция покрытия головы на молитве как мужчинами, так и женщинами сошла на нет. В частности, на фресках синагоги в Дура-Европос (конец II в. – начало III в.) еврейские мужчины уже изображаются без головных уборов. Традиция ношения головных уборов остается лишь за женщинами, а также особо благочестивыми мужчинами и мужчинами высокого социального положения. Отчасти, отказ от головных уборов во время молитвы мог быть связан с эллинизацией еврейского народа, что также сказалось и на практике ношения коротких стрижек у мужчин, вместо длинных волос (что подтверждается некоторыми реконструкциями обликов древних иудеев, в частности, реконструкции исследователя Ричарда Нива). Опять же, приводимое ниже апостолом Павлом в пример отращивание волос мужчиной в качестве негативной характеристики также соответствует довольно поздней традиции уже эллинизированного иудаизма («иудаизма рассеяния»). В частности, для древнего Израиля отращивание волос мужчиной могло знаменовать особый обет Богу, посвящение себя Богу (как в случае с судьей Самсоном). В частности, во времена апостола Павла существовала традиция назорейства (ивр. נָזִיר [назир] «посвящённый Богу»), о которой упоминают такие авторы как Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100). Однако, ещё раз заметим: христианство не есть трансформированный иудаизм рубежа завершения времени действия Ветхого Завета и начала действия Нового. Христианству присущи свои религиозно-обрядовые нормы и своя религиозно-обрядовая символика.
Между тем, о том, что женщине необходимо покрывать голову на молитве и в жизни писали Тертуллиан1 (155/156 – 220 ⁄ 240), свт. Григорий Богослов2 (325–389), свт. Иоанн Златоуст3 (ок. 347 – 14 сентября 407) и многие другие ранехристианские писатели. В святоотеческой традиции ношение платка женщиной является символом ее покорности – добродетели подчиненного лица. Мужчинам же (не имеем в виду священнослужителей) нельзя носить головной убор в храме по причине того, что они являют собой для женщины образ Самого Бога. Об этом, в частности, пишет один из величайших Отцов Церкви, свт. Иоанн Златоуст: «Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается»4.
В христианской традиции покрытие своей головы является нормативным образом молящейся женщины, а также нормативным иконографическим образом женщин-святых.
В Средние века и позже покрывание головы платком или иным головным убором свидетельствовало о благонадежности женщины, ее благочестия, и данная норма применялась не только относительно храмового богослужебного пространства, но и относительно обыденной жизни в принципе. Непокрытая голова женщины трактовалась как ее принадлежность или к низшему сословию, или к профессиям низкого рода.
Изменения отношения к ношению головного убора женщиной (отмена обязательного ношения головного убора в публичном пространстве) наступили в эпоху позднего Модерна (вторая половина XIX века – середина и конец XX века) и являются сравнительно недавним в историческом измерении явлением.
Современное состояние и практики в разных христианских деноминациях
Во многих христианских деноминациях существует традиция ношения женщиной головного убора в храме и/или во время публичного богослужения. Однако, различаются отдельные региональные традиции ношения подобного элемента одежды, общие требования и жесткость относительно их соблюдения. В частности, чем более традиционно ориентирована община, тем более строгими являются требования как к факту ношения, так и к формам головного убора. Это касается в том числе и соблюдения этнических и региональных традиций. Так, например, индийские христианки носят не классический платок или североамериканский чепец (одежда консервативных протестанток), а свой национальный вариант платка – дупатта.
Так, среди набожных коптов до сих пор сохраняется традиция не только ношения платка женщиной, но и сокрытия лица особым полотном черного цвета, что внешне может напоминать мусульманскую женскую одежду.
В старообрядчестве (в большинстве согласий) принято ношение белого непрозрачного платка, который фиксируется английской булавкой или заколкой под подбородком.
Некоторые консервативные протестантские общины (например, амиши) обязывают женщин носить головные уборы не только во время богослужения, но и в повседневной жизни. Таковыми головными уборами выступают чепец или капор.
В Западной Европе, Северной и Латинской Америке помимо платка достаточно развита традиция ношения шляпок, иногда выполняющих лишь декоративную функцию (в таком случае большая часть волос остается не покрыта, а сама шляпка выполняет роль положенного женщине головного убора).
В современной Греции и на Кипре традиция ношения головного убора женщиной в православных храмах практически сошла на нет, как правило, женщине достаточно иметь короткую стрижку или аккуратно прибранные волосы. Аналогичная ситуация наблюдается во многих современных протестантских деноминациях.
В современной Русской Православной Церкви общепринятой практикой является покрытие головы в храме и во время публичной молитвы женщинами, вне зависимости от их возраста, социального статуса и семейного положения. При это форма и тип головного убора не нормированы и могут быть любыми (хотя, в подавляющем большинстве случаев это платок). В рамках домашней молитвы или внебогослужебных приходских активностей женщины могут как покрывать, так и не покрывать голову, в зависимости от принятой на приходе практики.
Примечания:
3 Николай Николаевич Шаблевский. Толкование слов святого Апостола Павла «ὀφείλει ἡ γυνὴ ἐξουσίαν ἔχειν ἐπὶ τῆς κεφαλῆς διὰ τοὺς ἀγγέλους» ( 1Кор.11:10 ) в свете Быт 6:1–4 // Христианское чтение. 2018. №1.
Можно ли женщине без платка зайти в православный храм?
Москва, 25.03.2021, 17:44:35, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Татьяна Орлонская.
Почему в церковь женщина должна ходить с покрытой головой? Все чаще такой вопрос появляется в Сети, особенно в период Великого поста. В нашей статье расскажем, откуда пришло это правило, и почему его стоит соблюдать.
В Священном Писании есть указание на то, что женщина должна приходить в храм в подобающей ее полу одежде. Есть определенная культура поведения в том или ином месте: в театре, на работе, в храме. Ношение платка или любого другого головного убора женщине предписывает Апостол Павел, говоря о покрывале смирения на главе.
Суть традиции. Почему нужно носить платок в церкви?
По традиции православные христианки, собираясь в храм, надевают платок
. Этот обычай имеет основание в Священном Писании: в своем послании к жителям г. Коринф святой
апостол Павел
пишет, что женщина во время молитвы должна
покрывать
свою голову.
Для чего это нужно? И должна ли носить платок незамужняя девушка, у которой нет мужа, знаком «власти» которого является платок? Ходить ли в платке только в храме или везде? И, наконец, что делать, если как раз мужу-то Вы и нравитесь с непокрытой головой? Попробуем разобраться.
Почему женщине нужно покрывать голову в церкви, а мужчине — нет?
Эта традиция опирается на слова святого апостола Павла в Послании к коринфянам, где он говорит, что мужчине следует молиться с непокрытой головою, а женщине, напротив, с покрытой. В античной культуре женские волосы считались наиболее ярким элементом женской привлекательности, и прикрывать их было проявлением женской скромности. Греческие гетеры ходили простоволосыми, в то время как почтенные семейные женщины покрывали голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.
Но есть еще одна причина, связанная именно с духовной практикой: при языческих радениях, когда жрицы или прорицательницы впадали в исступление, они часто оказывались простоволосыми, как бы демонстрируя этим, что они настолько охвачены мистическим экстазом, что совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Апостол заботится о том, чтобы христиане ни в коем случае не подражали такому поведению — как он пишет в другом месте, богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно».
Мы живем в другой культуре, где открытые волосы не вызывают таких ассоциаций, но нам важно помнить общий смысл наставления апостола — одежда верующего человека (будь то мужчина или женщина) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Кроме того, хранение устоявшихся в Церкви обычаев помогает нам настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святостью храма и совершающейся в нем Литургии. Поэтому — традиционно — верующие мужчины считают неуместным находиться в храме в головном уборе, а женщины — без платка.
Обязательно ли православной христианке носить платок?
Для начала отметим, что к любому церковному правилу можно отнестись по всей строгости – это называется акривией
, т.е. точным соблюдением закона, а можно – со снисхождением, что именуется
икономией
. В Церкви есть Заповеди, обязательные к исполнению, – нарушив их, мы совершаем тяжелый грех, то есть фактически отпадаем от Церкви и спасения, пока не покаемся. А есть правила, которые помогают в воспитании души, но не являющиеся условием, без соблюдения которого невозможно спастись. К таким правилам относится ношение женщиной платка.
Апостол Павел говорит, что женщина должна носить платок, «когда молится
». Но молиться мы призваны постоянно, а не только во время богослужения. Соответственно, в идеале, голова у женщины должна быть покрыта всегда.
• Кто имеется в виду под словом «жена
»: замужняя женщина или любое лицо женского пола?
Вероятно, речь идет обо всех женщинах и достаточно зрелых девушках. Во всяком случае, духовный писатель II века Тертуллиан в своем сочинении «О покрывале девственниц» уделяет внимание платкам, которые должны носить девы и призывает ходить с покрытой головой и девушек, готовящихся к замужеству, и тех, кто решил хранить девство ради Бога.
• В знак чьей власти мы носим платок?
Можно предположить, что речь здесь идет не только о муже, супруге, но и о послушании Богу
, о признании своего места в обществе. Иначе что бы могли означать следующие слова – что головной покров жена надевает «
для ангелов
»? Вопрос, зачем ангелам нужно, чтобы христианка носила платок, излишен: мы слишком мало знаем о «психологии» Небесных сил, чтобы ответить на него.
С психологической точки зрения платок
– это знак верности и скромности. В дискуссиях о том, носить ли его, часто звучит аргумент: «Зачем вообще обращать внимание на такие мелочи?» Но если ношение платка это мелочь, почему же так многие восстают против него и так мало женщин, носящих головной покров вне храма? Наш внешний вид сильно влияет на наше настроение, самоощущение, а соответственно – и на поведение, и в конечном итоге на характер. Выбирая из послушания Богу платок, верующая женщина укрепляет свою преданность
Богу
. И, конечно, платок приучает к скромности и целомудрию.
Стоит отметить, что апостол Павел
, призывая женщину носить головной покров и указывая на ее подчиненное положение, вовсе не унижал ее. Ведь он говорил не только о молящейся, но и о пророчествующей жене. Признать за женщиной потенциальную возможность стать пророчицей – значит вознести ее на большую высоту. И, хотя в наше время, в отличие от первохристианского, благодатный дар пророчества почти не встречается, деталь эта важна для понимания текста.
Но, как мы уже говорили, ношение платка это действительно далеко не главное в вере. Если это вызывает конфликты в семье, неуместно на работе и т.п., «идти напролом», конечно, не стоит. Стоит упомянуть, что некоторые христианки, считающие для себя полезным ходить с покрытой головой, но не имеющие такой возможности, повязывают вокруг головы ленту
или надевают
ободок
– как некую замену покрова.
Покрывать ли голову вне храма – личное дело каждой женщины. Идя же в церковь
, из уважения к традиции стоит надеть платочек или любой другой
головной убор
. И, конечно, гораздо более важна, нежели ношение платка, заповедь о неосуждении. Женщина в платочке не должна превозноситься над не имеющей его, а той, в свою очередь, не следует обвинять сестру по вере, имеющую покрытую голову.
Платок в православии
Платок и православие… Платок и русская женщина… Эти словосочетания и слова неразрывно связаны как друг с другом, так и между собой. На протяжении многих веков, начиная с древнерусского быта, считалось недопустимым и предосудительным для православной женщины ходить с непокрытой головой, то есть — «простоволосой».
Уже более тысячи лет связаны между собой православие и обязательное ношение платка женщинами на Руси, и тому есть Библейское обоснование — замужняя женщина покрывает голову платком как символ власти своего мужа над собой. В отличие от замужних женщин, платочконошение незамужними девами не имеет прямого Библейского обоснования. Но православная позиция в этом вопросе довольно конкретна: Божественное откровение выражается не только одним священным писанием, но так же оно отображается и в священном предании, без которого не было бы и Библии. Священное предание донесло до нас обряды, традиции и таинства, такие как: богослужение, ношение нательного креста, иконопись, а так же юбконошение и ношение платков.
На примере православных икон, мы видим, что «ортодоксальное» православие полностью неприемлет «простоволосие» русских женщин. Да, мы живем в современном светском обществе и каждый волен делать свой выбор, что носить и как носить. Но делая этот выбор, все же не стоит напрочь забывать о наших корнях и наследии наших предков. Платки основательно и, скорее всего, навсегда вошли в нашу повседневную жизнь, даже если и не как обязательный предмет женской одежды, то точно как обязательный и стильный аксессуар современной светской дамы.
*Мнение авторов статей не обязательно совпадает с точкой зрения администрации официального сайта «Павловопосадские платки» **В нашем красочном каталоге вы всегда сможете выбрать и купить именно свой, подходящий вам по размеру и расцветке, павлопосадский набивной платок.
Носят ли платок в храм в Греции?
Традиция носить платок в храм сохранилась не во всех православных странах. Зайдя в церковь в Греции или Сербии, вы почти не встретите женщин в платочках. Это связано с печальной историей этих стран: турки, завоевавшие их, запрещали христианкам покрывать голову, чтобы таким образом унизить их и отличить от мусульманок. За столетия турецкого ига женщины привыкли ходить непокрытыми. Впрочем, святой Косьма Этолийский
, радевший о просвещении греческого народа и возрождении его национального духа, призывал христианок молиться с покрытой головой и даже раздавал им платки.
Почему женщины должны надевать платок в храме
Надевая платок в храм, каждая женщина хотя бы раз задавала себе вопрос, откуда пришла эта традиция.
Сразу оговорюсь, что ношение платка в храме является частью только русской православной традиции. Ни в Греции, ни на Балкане, ни в Сирии, ни в Израиле женщины при посещении православных храмов не носят платки на голове. Хотя именно эти страны являются прямыми переемниками византийской культуры, где сформировалось христианское богословие.
В странах с русской православной традицией ношение платка богословы обуславливают словами апостола Павла в Первом послании к Коринфянам:
«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5)
Вы наверняка обратили здесь винмания на слово «пророчествует». Да, в ранней церкви было широко распространено пророчествование, как среди мужчин, так и женщин (Деян. 21:9). Ещё в ранние времена существовал чин диаконисс.
В Послании к Коринфянам нас будет интересовать и то, что апостол Павел пишет о починении жене мужу, когда речь идёт о покрытии головы:
Жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор. 11:3).
Так писал апостол в своём послании христианской общине города Коринфа. Но в ранней церкви дела обстояли совсем иначе — здесь считалось, что все люди равны перед Богом. Христианами могли стать раб без согласия своего хозяина, и женщина без согласия своего протектора — мужа или отца. В обоих случаях эти люди были приняты Церковью.
Именно тогда иудейские христинаки, традицией которых было ходить на улице только с покрытой головой, начали говорить о том, чтобы перестать соблюдать этот обычай.
Однако консервативное общество Коринфа это смущало. В этом городе у христианской церкви были враги, в первую очередь в лице местных иудеев, среди которых проповедовать Новый Завет следовало очень осторожно, ведь христиан могли обвинить в нарушении закона.
Говоря о принадлежности жены мужу, традициях одежды и нормах поведения апостол Павел повелевает христианкам продолжать соблюдать социальные обычаи своего времени, несмотря на обретённую свободу.
Конечно же, в наше время нет никакой нужды говорить ни о правовой принадлежности женщины своему мужу, ни о необходимости покрывать женщине свою голову, подобно еврейкам в 1 веке нашей эры. Однако эта традиция дошла до нас, современных русских, благодаря подобному обычаю покрывать голову, который существовал на Руси.
Замужняя женщина здесь была обязана не только носить головной убор, но и специальным образом подбирать волосы, заплетая их в две косы и укладывая их вокруг головы. Головных уборов было огромное количество — это были повойник, убрус, кика, сорока и многие другие.
Новгородская горожанка в убрусе. Фрагмент иконы «молящиеся новгородцы», 15 век.
Обычай носить платок появился лишь в 17 веке. Наверное, именно тогда наши пра- прабабки восприняли слова апостола Павла, обращённые к коринфским иудейкам, на свой счёт, и платок стал обязательным атрибутом русской православной христинаки.
Кстати, обычай по-прежнему не распространялся на незамужних женщин, которые просто заплтали волосы в косу. Именно такой мы видим девушку на картине конца 19 века С. И. Грибкова «В церкви»:
«В Церкви», Сергей Иванович Грудков.
С тех пор проло много времени, и назначение платка изменилось — сегодня его скорее можно назвать благочестивым элементом женского облика. Поэтому его носят и незамужние девушки — платок позволяет слиться с остальными прихожанами и не выделяться во время богослужения.
По каноническим нормам в православной церкви незамужние женщины не обязаны покрывать голову платком.
В любом случае стоит помнить, что ношение платка это не указание Бога, а церковная традиция, которая сформировалась в конкретных исторических условиях и смогла удержаться в наших краях. Это красивая, исконно наша русская традиция, которой мы можем по полному праву гордиться. Однако в христианском смысле платок на голове вовсе не стоит того, чтобы сильно зацикливаться на его ношении, и тем более осуждать женщин, которые приходят в храм без него.
Как завязать платок в храме и вне его?
Мы уже упоминали, что платок – не единственный вариант покрова на голову, рекомендованного святым апостолом Павлом. В храм можно надеть берет, шапку, шляпку и т.п. – даже кепку, лишь бы это выглядело уместно, не мешало богослужению и другим молящимся (к примеру, в шляпе с широкими полями неудобно подходить к Причастию, т.к. можно толкнуть Чашу
Конечно, платок должен быть чистым и аккуратным – христианка своим внешним видом проповедует красоту веры, ее облик не должен отталкивать от Церкви.
Как правило, платок надевают таким образом, чтобы лоб
был открыт – надетые «в нахмурку» черные покрывала это удел монастырских послушниц. Можно повязать платочек сзади, под подбородком, либо обернуть его вокруг шеи.
Цвет
платка может быть любым – хотя многие подбирают его в соответствии с отмечаемым Церковью праздником, по аналогии с облачениями священнослужителей (на Рождество белый, на Пасху красный, на Богородичные праздники голубой, Великим постом темный и т.п.)
В наши дни можно увидеть красивые дизайнерские платки в виде капюшона с пелериной, повойники, сшитые по мотивам русского народного костюма и т.п. Выбор модели – дело вкуса каждой женщины.
Почему мужчины в церкви снимают головной убор
В православной церкви нет прямого запрета на ношение мирянами головного убора в храме. Скорее, мужчины, снимающие шапки и шляпы при входе в церковь, отдают дань древней традиции. Основана она на послании к коринфянам Апостола Павла. Согласно нему, мужчины не должны покрывать свои головы, так как они являются образом и славой Божией. Женщины же являются славой своих мужчин, поэтому они, наоборот, должны прикрывать голову в храме.
А у православных священников ношение головных уборов регулируется особыми правилами Устава. Во время служб головной убор должен находиться на голове священника практически постоянно.