Чем покрывали столы в ссср
Как делали мебель в СССР и сейчас, почему современная такая хлипкая
Опубликовано kachlife в 28.10.2020 28.10.2020
Невозможно не заметить как существенно стало отличаться качество современной мебели, в частности, срок её службы. Если шкаф, сделанный во времена наших бабушек может сохранить функциональность до сих пор, то современные модели изнашиваются уже в первые 10 лет эксплуатации.
Выкручивались, как могли?
До начала шестидесятых в Союзе не было массового производства мебели (в нашем понимании): из листов ДСП не резали типовые тумбочки, полки, шкафы и прочее. Мебелью в те времена занимались небольшие предприятия, а еще артели. Изготавливали такую мебель обычно из массива недорогого дерева (сосновый клееный щит), простых досок и фанеры (последняя могла быть обычной или шпонированной).
На фото ниже – пример обычной кухни 1950-х. Популярностью тогда пользовались деревянные буфеты и шкафчики, крашенные белой краской. Буфеты использовали, чтобы хранить и готовить пищу, в застекленном верхнем шкафу хранилась посуда, в нижнем – кастрюли и всякое сыпучее. На столешнице буфета могли, к примеру, нарезать продукты.
Обычная кухня пятидесятых годов
Рассмотрим еще один пример того, как выглядели советские кухни до шестидесятых годов. Понятия «стили интерьера» для тогдашних людей не существовало, они обставляли жилища, чем придется. Нередко в кухнях встречалась дореволюционная мебель, в особенности – разного рода буфеты и шкафы. Изготавливали их из качественного дерева, потому служили они долго, избавлялись от них только при переезде в малогабаритные «хрущевки».
На заметку! И. Утехин, известный питерский антрополог говорил, что в шестидесятых-семидесятых годах на помойках Ленинграда было полно антикварной мебели, попросту не вмещавшейся в малогабаритные квартиры. Ее выкидывали, заменяя более современной мебелью из ДСП.
Часто в кухнях встречалась дореволюционная мебель
Что касается жилых комнат, то они в те времена также не выглядели презентабельно. Фотография ниже – яркий пример традиционного интерьера тех лет: дешевая «артельная» мебель (см. табуретки), витиеватые предметы дореволюционных времен, книжные полки, сделанные своими руками. Размещали мебель обычно по периметру помещения, в центре находился разве что стол.
Мебель обычно размещалась по периметру комнаты
Богатый (по меркам СССР, конечно) интерьер мог выглядеть примерно так. Фотография ниже демонстрирует дорогостоящую (опять же, по меркам тех лет) мебель из шпонированного масива, выполненную в стиле арт-деко. Далеко не каждый товарищ мог позволить себе подобный гарнитур!
Пример богатого советского интерьера
Начало массового производства
В шестидесятых началось массовое производство типовой советской мебели, необходимость в которой возникла, когда началось расселение «коммуналок» и переезд семей в «хрущевки». В 1992 был создан даже специальный Институт мебели (ВПКТИМ), который должен был проектировать типовую мебель, но на деле просто копировал наработки «загнивающего Запада» (даже той самой шведской IKEA, которая производила собираемую мебель, транспортируемую в упаковках, уже в 1950-х годах).
Словом, советские проектировщики начали создавать «квадратную» мебель по примеру развитых стран, которая была многофункциональной и вписывалась в маленькие квартиры. К примеру, в шкафу — в разных его отделениях – могли хранить и документы, и посуду, и белье. Если квартира была большой, для этих целей приобретались отдельные шкафы, комоды.
Вот как должна была выглядеть идеальная квартира шестидесятых (по эскизам конструкторов).
Идеальная квартира шестидесятых годов
Но реальность больше напоминала что-то такое. Мебельные поверхности, которые покрыты блестящим твердым лаком, были тогда особым шиком. В шестидесятых-семидесятых подобные серванты, после окрашенных кисточками комодов, выглядели дорого и красиво – их ставили в лучшем месте комнаты, а внутри хранили хрусталь и дорогие сервизы, которыми очень редко пользовались (либо не пользовались вообще).
Так квартиры выглядели в реальности
Примерно тогда же в квартирах стали появляться полированные «стенки». Качественными считались те «стенки», которые делали в соцлагере, но в ПНР, ГДР или Румынии, а не на территории СССР. Устанавливали «стенки» в самой большой комнате, они были многофункциональными – использовались для хранения одежды, книг, сервизов и прочего. Застекленные полки украшались красивыми картинками или фотографиями.
На заметку! К слову, частично из-за таких вот стенок возник миф, что граждане СССР – это «самая читающая нация» в мире. Книги массово скупались не для чтения, а просто для «красоты» и чтобы заполнить пустые полки.
Огромной популярностью пользовались «стенки»
Мягкая мебель тех времен выглядела, откровенно говоря, страшновато. Было видно, что советские дизайнеры старались скопировать образцы мебели из западных каталогов, но при этом в глаза эту мебель не видели. Плюс ко всему, накладывалась местная производственная специфика (дефицит материалов и т. д.). Словом, как-то так.
Советская мягкая мебель
Также в советских квартирах очень часто встречались ковры – люди вешали их на стену преимущественно для звукоизоляции (но это уже другая история).
Ковры были к важдой советской квартире
Цены на подстаканники СССР
Видео – Дизайн в Советском Союзе (мебель, игрушки и техника)
Влияние «оттепели» на советскую мебель
Следующий период, в котором формировалось новое направление советского мебельного дизайна, пришелся на завершение 1950-х годов и продолжался вплоть до конца 1970-х. Его также называли периодом «хрущевской оттепели».
В 1957 году мебельная промышленность СССР пережила свое второе рождение благодаря подписанию указа об ускорении темпов жилищного строительства. Его задачей было в короткий срок обеспечить квартирами как можно большее число людей. Поэтому квартиры эти (известные как «хрущевки») делали очень маленькими и с низкими потолками, в отличие от тех же просторных «сталинок». Соответственно, в таких условиях массивная советская мебель 30-50-х годов уже не могла пользоваться большим спросом. Это стало еще одной причиной, почему в тот период дизайнеры СССР поголовно ударились в минимализм.
Главный акцент стал делаться на производстве мебельных наборов, а не отдельных предметов мебели. Такие наборы разрабатывались специально для 1-, 2х- и 3х-комнатных квартир. При этом большое внимание уделялось удобству: нужная конфигурация стола, стула или шкафа тщательно просчитывалась на основании показателя среднего человеческого роста. Для снижения стоимости мебели стали широко применять ДСП, фанеру и полимерные материалы. Также в производство были введены эффективные процессы лакирования.
Среди новых видов мебели стоит отметить кресло-кровать, диван-кровать, простые низкие стенки на ножках или без, раскладные столы и кухонные гарнитуры.
Интересно, что многие продукты, выпущенные в то время в СССР, не уступали по своему качеству и дизайну аналогичным зарубежным моделям. Мягкая мебель, кухонные, гостиные и детские гарнитуры, несмотря на свой аскетический характер и минимализм, выглядели очень стильно и по своей эстетике были не хуже, например, тех же датских и американских изделий.
Советская мебель в 80-е и до распада СССР
К сожалению, о советской мебели после начала 80-х можно сказать мало чего хорошего. Эстетика начала стремительно меняться и не в лучшую сторону. Так, для оформления гостиной стали предлагать только однотипные «горки». Но и те не особо радовали своим мрачным темным цветом, обильно полированной поверхностью, которую приходилось постоянно протирать, либо откалывающимися кусками фанерного покрытия.
то касается качества, то оно также начало постепенно ухудшаться. Ножки и углы мебели стали быстрее портиться из-за применения низкокачественной фанеры, металлическая и пластиковая фурнитура быстро расшатывалась и в целом дизайн мебели оставлял желать лучшего
Именно от такой мебели сегодня все стремительно пытаются избавиться. Но что же касается более «древних» изделий из 50-60-х, то мы советуем вам хорошенько подумать, прежде чем выбрасывать советский книжный шкаф (полку, стол или пр.) тех лет на улицу.
Советская мебель в 30−50-е
Наиболее подходящим для описания советской мебели тех времен является стиль ампир или точнее «сталинский ампир», сочетающий в себе барокко, имперский стиль эпохи Наполеона I и поздний классицизм. Главными его характеристиками являются некоторая помпезность и монументальность.
Так, советская мебель изготавливалась из массива дерева (часто из дуба), имела весьма внушительные габариты и, судя по виду, была способна простоять лет 100. Деревянные детали украшались вычурной резьбой. Для мягкой мебели выбирался яркий и узорчатый текстиль. В завершение убранства интерьер дополнялся лепниной, коврами, бронзовыми светильниками, расписной керамикой и хрусталем (разумеется, в домах тех, кто мог себе это позволить).
Среди наиболее запоминающихся моделей советской мебели 30−50-х стоить отметить диваны с полочкой и зеркалом, массивные буфеты для посуды и одежные шкафы под ключ с двумя отделами (для складываемой одежды и вешалок).
Однако «сталинскому ампиру» было не суждено как-либо усовершенствоваться или развиться. В конце 1955 года в СССР было подписано Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Благодаря этому на сцену вышла советская мебель в стиле минимализм.
Краткая справка о мебели времён СССР
Говоря о советском периоде производства мебели, стоит разделить его на два отрезка:
Советская мебель
Развитие этой области промышленности двигалось достаточно медленно. Обусловлено это было тяжёлой экономической ситуацией. Во всяком случае, так всегда говорили, что в послевоенные годы страна была разорена. И государство думало не о том, как комфортно её гражданам, а о том, чтобы обеспечить всех самым необходимым. Хотя, если посмотреть на Германию в послевоенный период, то они достаточно быстро восстановились и стали делать качественные товары для обустройства дома, которая была не только привлекательной, но и функциональной.
Одним из удачных примеров развития европейского производства элементов интерьера явилась фирма IKEA. Кстати, именно с неё и были списаны большинство образцов мебели, производимой в СССР в послевоенный период. Но если европейские производители отличались качеством производимого товара, как с точки зрения технологии производства, так и с точки зрения функциональности и эстетичности, то в СССР всё получалось достаточно убого и криво — особенно в части эргономики и привлекательности внешнего вида.
Итак, стоит рассмотреть подробнее образцы советской мебели. Была ли она такой прочной и надёжной?
Так называемая «стенка» — корпусная мебель, которая занимала большую часть комнаты, особенно в хрущёвках. Изготавливали её из толстого ДСП, поэтому все дверцы были настолько тяжёлыми, что очень быстро перекашивались под собственным весом. Этому способствовала также некачественная фурнитура. Лак очень часто скалывался, после чего в месте скола происходило дальнейшее его разрушение и расслаивание ДСП. Уронив такую дверь на палец ноги, его можно было легко сломать.
Несмотря на то, что идею взяли у шведской Икеи, технологически и в плане дизайна реализация отставала. Поэтому и внешний вид, и качество при эксплуатации были не на высоте.
Складные столы книжки. Это ещё один «шедевр» советского производства. Как правило, ножки настолько быстро разбалтывались, что приходилось их потом фиксировать скобами и болтами. Так как иначе, изделие было невозможно эксплуатировать. Да и в сложенном состоянии они оставались максимально не функциональными.
Кухонные гарнитуры. Некачественное ДСП, малопривлекательный дизайн, даже по тем временам. Всё это делает такую мебель весьма странной. Полноценный гарнитур на кухню иногда было невозможно приобрести в силу того, что шкафчики на место под раковину могли отличаться по внешнему виду от всей остальной конструкции.
Диваны-книжки. Основная задача данного вида мебели заключалась в том, чтобы сэкономить пространство в небольшой комнате. Но спать на нём было неудобно, как одному человеку, так и вдвоём. Происходило это из-за недоработки в конструкции. Так как отдельные части имели небольшой уклон к центру. Поэтому спящие на таком диване всё время скатывались к середине.
Сидеть на таком диване тоже было неудобно, так как его глубина не соответствовала анатомическим особенностям строения человека. Все это происходило из-за того, что при проектировании весьма халатно относились к анатомически-эргономическим характеристикам.
Как видно из всего выше представленного, большинство проблем относилось именно к внешнему виду и удобству эксплуатации. Но само качество материалов, из которых мебель производили, показывало невероятно высокие результаты по части износостойкости.
Главная проблема была не в качестве материала, а в эффективности соединения, объединения и функциональности.
Почему советская мебель служила долго, а современная нет
Если сравнивать советскую мебель, с объектами иностранного производства того же периода, то, несомненно, она проигрывала своим зарубежным собратьям по части удобства. Это происходило из-за того, что за границей уделялось большое внимание именно комфорту.
Если же сравнивать советскую мебель с той, которая производится на постсоветском пространстве сейчас, то наблюдается обратный перекос. Внешний вид и эксплуатационные характеристики современных изделий улучшены, а качество стало гораздо хуже. Происходит это из-за стремления промышленников, работающих в этой нише, получить максимум прибыли при минимальном вложении. Но так как сэкономить на дизайне и удобстве, означает проиграть конкурентам, то предприятия по выпуску мебели вынуждены искать другие пути удешевления своей продукции. Вот тут-то и происходит экономия на качестве. Это не всегда видно сразу при покупке, а проявляет себя только после определённого периода использования, чем и пользуются современные производители.
В современном мире просто не выгодно производить качественные товары, иначе через 10 лет вы не придёте за новым диваном, а будете продолжать спать на старом добротном.
Почему советская мебель была добротнее современной
Невозможно не заметить как существенно стало отличаться качество современной мебели, в частности, срок её службы. Если шкаф, сделанный во времена наших бабушек может сохранить функциональность до сих пор, то современные модели изнашиваются уже в первые 10 лет эксплуатации.
Краткая справка о мебели времён СССР
Говоря о советском периоде производства мебели, стоит разделить его на два отрезка:
Советская мебель
Развитие этой области промышленности двигалось достаточно медленно. Обусловлено это было тяжёлой экономической ситуацией. Во всяком случае, так всегда говорили, что в послевоенные годы страна была разорена. И государство думало не о том, как комфортно её гражданам, а о том, чтобы обеспечить всех самым необходимым. Хотя, если посмотреть на Германию в послевоенный период, то они достаточно быстро восстановились и стали делать качественные товары для обустройства дома, которая была не только привлекательной, но и функциональной.
Одним из удачных примеров развития европейского производства элементов интерьера явилась фирма IKEA. Кстати, именно с неё и были списаны большинство образцов мебели, производимой в СССР в послевоенный период. Но если европейские производители отличались качеством производимого товара, как с точки зрения технологии производства, так и с точки зрения функциональности и эстетичности, то в СССР всё получалось достаточно убого и криво — особенно в части эргономики и привлекательности внешнего вида.
Итак, стоит рассмотреть подробнее образцы советской мебели. Была ли она такой прочной и надёжной?
Так называемая «стенка» — корпусная мебель, которая занимала большую часть комнаты, особенно в хрущёвках. Изготавливали её из толстого ДСП, поэтому все дверцы были настолько тяжёлыми, что очень быстро перекашивались под собственным весом. Этому способствовала также некачественная фурнитура. Лак очень часто скалывался, после чего в месте скола происходило дальнейшее его разрушение и расслаивание ДСП. Уронив такую дверь на палец ноги, его можно было легко сломать.
Несмотря на то, что идею взяли у шведской Икеи, технологически и в плане дизайна реализация отставала. Поэтому и внешний вид, и качество при эксплуатации были не на высоте.
Складные столы книжки. Это ещё один «шедевр» советского производства. Как правило, ножки настолько быстро разбалтывались, что приходилось их потом фиксировать скобами и болтами. Так как иначе, изделие было невозможно эксплуатировать. Да и в сложенном состоянии они оставались максимально не функциональными.
Кухонные гарнитуры. Некачественное ДСП, малопривлекательный дизайн, даже по тем временам. Всё это делает такую мебель весьма странной. Полноценный гарнитур на кухню иногда было невозможно приобрести в силу того, что шкафчики на место под раковину могли отличаться по внешнему виду от всей остальной конструкции.
Диваны-книжки. Основная задача данного вида мебели заключалась в том, чтобы сэкономить пространство в небольшой комнате. Но спать на нём было неудобно, как одному человеку, так и вдвоём. Происходило это из-за недоработки в конструкции. Так как отдельные части имели небольшой уклон к центру. Поэтому спящие на таком диване всё время скатывались к середине.
Сидеть на таком диване тоже было неудобно, так как его глубина не соответствовала анатомическим особенностям строения человека. Все это происходило из-за того, что при проектировании весьма халатно относились к анатомически-эргономическим характеристикам.
Как видно из всего выше представленного, большинство проблем относилось именно к внешнему виду и удобству эксплуатации. Но само качество материалов, из которых мебель производили, показывало невероятно высокие результаты по части износостойкости.
Главная проблема была не в качестве материала, а в эффективности соединения, объединения и функциональности.
Почему советская мебель служила долго, а современная нет
Если сравнивать советскую мебель, с объектами иностранного производства того же периода, то, несомненно, она проигрывала своим зарубежным собратьям по части удобства. Это происходило из-за того, что за границей уделялось большое внимание именно комфорту.
Если же сравнивать советскую мебель с той, которая производится на постсоветском пространстве сейчас, то наблюдается обратный перекос. Внешний вид и эксплуатационные характеристики современных изделий улучшены, а качество стало гораздо хуже. Происходит это из-за стремления промышленников, работающих в этой нише, получить максимум прибыли при минимальном вложении. Но так как сэкономить на дизайне и удобстве, означает проиграть конкурентам, то предприятия по выпуску мебели вынуждены искать другие пути удешевления своей продукции. Вот тут-то и происходит экономия на качестве. Это не всегда видно сразу при покупке, а проявляет себя только после определённого периода использования, чем и пользуются современные производители.
В современном мире просто не выгодно производить качественные товары, иначе через 10 лет вы не придёте за новым диваном, а будете продолжать спать на старом добротном.