Чем покрыть украшения чтобы они не темнели
Виды покрытий серебряных изделий
Покрытие серебряных изделий делается для того, чтобы увеличить срок службы и улучшить внешний вид. Для придания украшениям стильности, мастер выбирает одно из видов покрытия серебра. Давайте подробнее разберемся с современными способами обработки — какие из них стоит предпочесть, выбирая украшение для подарка или коллекции.
Серебряные изделия без напыления
Учитывайте, что покрытие для серебряных изделий используется не всегда. На аукционах часто встречаются цепочки, запонки и брошки, которые мастера изготовили из серебра 925-ой пробы. На них отсутствует внешнее напыление. Как их отличить? Внешняя особенность — естественный блеск. Его можно усилить, если полировать браслет или колечко. Или, наоборот, сделать так, чтобы поверхность украшения выглядела более матовой.
Серебряные вещи, не имеющие покрытия, можно рекомендовать людям, у которых слишком чувствительная кожа. К тому же учеными доказано, что предметы, выполненные из этого металла, имеют антибактериальные свойства.
Есть нации, наделяющие серебро особой магической силой. Чтобы она передалась человеку, требуется обеспечить прямой контакт с кожей. Именно по этой причине в коллекциях, созданных якутскими мастерами, не используется напыление.
У украшений без покрытия существует только один условный недостаток — со временем они могут потускнеть и потемнеть. Но почистить сувениры из этого металла легко в домашних условиях. Чистку раритетных вещей лучше доверить специалистам в салонах.
Родированное покрытие
Родирование — технология, с помощью которой на ювелирных заводах наносится тончайший слой родия (толщина — всего несколько микрон). По химическим свойствам похож на платину.
Этот вид серебряного покрытия защищает вещь от потемнения.
Преимущества этого метода:
Недостаток: некоторым коллекционерам натурального серебра не импонирует блеск, свойственный родированному напылению. Он воспринимается ими как неестественный.
Техника чернения
Чернением технологи называют процесс обработки специальным составом, включающим в себя сульфиды серы, серебра и меди. Российским ювелирам эта методика знакома с XVII века. На украшение мастер наносит слой присыпки. Потом оно отправляется на обжиг в специальную печь. При создании нужного температурного режима чернь расплавляется и впитывается в поверхность основы. Такая обработка отличается повышенной стойкостью к истиранию.
Оксидирование
Изделия обрабатываются специальным составом, в котором основной ингредиент — сера. Благодаря такой обработке на облагороженной поверхности появляются необычные цветовые переходы. От интенсивности полировочного процесса зависит оттенок, который приобретет серебро.
Украшение, на которое нанесена тончайшая пленка, полируется. В результате выпуклые части становятся светлее, а вогнутые зрительно воспринимаются как темные. Оксидированное серебро не требует сложного ухода. Достаточно смочить хлопковую салфетку мыльным раствором и протереть изделие, а затем обсушить сухой тряпочкой.
Золочение
На изделие тонким слоем наносится позолота. В основном для этой технологии применяется золото 750-ой пробы. Но бывают и исключения, когда производитель использует металл более высокого качества. Напыление драгоценным металлом никак не влияет на заявленную пробу.
Стоимость изделий из серебра при золочении увеличивается. При постоянном соприкосновении с агрессивной щелочной средой слой позолоты может быстро уменьшиться. Поэтому рекомендуется беречь вещи, имеющие такое покрытие (снимать перед принятием водных процедур, не плавать с ними в бассейне). Если придерживаться этих простых рекомендаций, то позолоченное серебряное украшение будет отлично выглядеть и вполне сможет перейти в разряд фамильных драгоценностей.
А вы любите стильные вещицы, инкрустированные камнями? Если не безразличны к шкатулкам, портсигарам, брошам, то заходите в онлайн-каталоги нашего сайта — в них можно найти много интересного для коллекции.
Как уберечь металлическую фурнитуру бижутерии от потемнения
Вступление
Многие из нас любят бижутерию. Как говорила Коко Шанель: «Кто не умеет носить бижутерию, носит золото».
Многие женщины предпочитают бижутерию, нежели драгоценные металлы, так как она более разнообразна: можно подобрать и скромные варианты, и очень красивые яркие праздничные, ювелирные украшения не дают нам такой свободы выбора.
Почти вся бижутерия изготовлена с использованием металлической фурнитуры. Со временем, к сожалению многих, происходит такая неприятная вещь, как появление темных пятнышек на ней. Давайте разберемся, как уберечь наши украшения от этого.
Часть 1. Виды покрытий металлической фурнитуры
В этой статье я расскажу о бижутерии с фурнитурой, которая имеет свойство темнеть со временем. Если есть возможность, я советую мастерам и покупателям отдавать предпочтение бронзе, сплавам на основе латуни, а также серебру. Такие виды фурнитуры могут подвергаться потемнению, но их легче удалить и восстановить красоту изделия.
Существует фурнитура с покрытиями из: золота, серебра, меди, родия, латуни, а также металлов, имитирующих серебрянное или золотое покрытие.
Для примера посмотрите несколько фото, взятых из свободного доступа.
В процессе работы с фурнитурой я определила для себя несколько марок, которые выпускают качественную фурнитуру со стойкими покрытиями, такую фурнитуру выпускают в США, Израиле и Южной Корее, а также те оттенки фурнитуры, которые редко поддаются потемнению: все темные, неблестящие оттенки. К сожалению, фурнитура с ярким блестящим золотым или серебряным покрытием (в том числе с покрытием настоящим золотом и серебром) темнеет со временем. Давайте разберемся, как защитить фурнитуру украшений.
Часть 2. Правильное хранение украшений и бижутерии
Для хранения украшений с металлической фурнитурой существует несколько правил:
Вывод. Чтобы сохранить любимые украшения красивыми, их следует правильно хранить. Для этого рекомендую завести отдельные плотно закрывающиеся zip-пакеты, снабдить их сорбирующими вкладышами или пакетиками, которые кладут в коробки для обуви, и хранить их в шкатулке или комоде, куда не попадает солнечный свет. Такой совет поможет не только тем, кто любит бижутерию, но и для сохранения украшений из серебра.
Часть 3. Как ухаживать за украшениями с металлической фурнитурой.
Чтоб еще дольше сохранять красоту бижутерии, за ней нужно правильно ухаживать. Вот несколько правил для этого:
Заключение
Каждый день мастера по всему миру придумывают миллионы дизайнов невероятной бижутерии. Женщины и мужчины обожают украшать себя и выделяться. Поэтому, я надеюсь, мои советы помогут сохранить ваши сокровища!
Почему темнеет фурнитура в бижутерии и, как с этим бороться?
Почему темнеет фурнитура для украшений даже из драгоценных металлов? Можно ли это предотвратить? Или хотя бы вернуть блеск потерявшим презентабельность серьгам, колечкам, кулонам? Сегодня мы попытаемся подробно ответить на каждый из этих вечно актуальных вопросов наших покупателей.
Химия и никакого мошенничества
Кто хорошо учил химию в школе таких вопросов не задаёт. Всем остальным напомним свойства металлов, пригодных, в том числе, и для украшений. Не все металлы одинаково благородны – это первое, что следует уяснить.
Благородством металл наделяет его уникальная химическая стойкость. В частности, отсутствие реакции даже с соляной кислотой – это самая агрессивная из всех возможных сред. Металл попросту не вступает во взаимодействие с другими химическими элементами, благодаря чему он не подвержен коррозии и окислению. Они-то и есть главные причины, что делают дамские, некогда нарядные и сияющие, безделушки тусклыми, невзрачными, ломкими.
Проблема в том, что 100% благородством, то есть абсолютной химической инертностью обладают только золото и металлы платиновой группы: платина, рутений, родий, палладий, осмий, иридий. Не все из них пригодны для ювелирных нужд, кое-какие ценятся, например, не за красоту, а за тугоплавкость, столь необходимую в освоении космоса и атомной энергетике. А тот же родий, хоть и заманчиво блестит, но настолько хрупок, что в бижутерии пригоден только для создания сияющих покрытий.
В ювелирных целях используются ковкие, позволяющие создавать разнообразие причудливых форм металлы. А соответственно гарантии от потемнения имеют лишь золотые и платиновые изделия, что вовсе не призванная сэкономить бюджет бижутерия, а самая, что ни есть, ювелирная продукция фабричная или, ещё более дорогостоящая — ручной работы.
Причём, даже здесь имеется оговорка. Химической инертностью обладает именно золото, как 79-й элемент таблицы Менделеева. Но, в чистом виде он даже в природе не встречается. Добытый из недр золотой слиток или песок всегда содержит примеси. Получение из них относительно чистого, так называемого «червонного» золота сопряжено со сложными химическими реакциями, вычленяющими из сплочённого сообщества единственный элемент.
Мы же, как носители ювелирных украшений, дело имеем не с самим золотом, а с золотосодержащим ювелирным сплавом, о чём и говорит общепринятый метрический показатель – проба, на каждом изделии. Проба, например, самая популярная в массовых ювелирных производствах 585, указывает, что именно 585 грамм чистого золота содержится 1 килограмме ювелирного сплава.
Примеси или лигатура к золоту добавляются, в том числе, и чтобы улучшить его декоративные свойства, например, сделать цвет более ярким, или усилить способность отражения света, но в то же время «облагороженное» таким способом золото, теряет часть своих изначальных достоинств, приобретая несовершенства тех химических элементов, что добавлены в сплав. Тем же способом, но с целью разбавить пожиже, осуществляется и удешевление производства.
Особенности золотых ювелирных сплавов
Чтобы уж покончить с золотыми вопросами, расшифруем особенности самых популярных золотых сплавов в зависимости от их проб:
Чуда не будет, а радость возможна
Как вы уже поняли, к нашему разговору имеет отношение лишь последняя группа золотосодержащих сплавов. А ещё сплавы, содержащие серебро – хоть и окисляющийся, но тоже благородный металл. Наряду с благородными, и даже много активней, используются в бижутерии цветные и прочие металлы: медь, олово, цинк, никель и т.д. Но всё это говорит лишь об одном. Бижутерия, на то и бижутерия, чтобы сиять не хуже драгоценностей, но в отличие от них, увы, недолго. Впрочем, почему увы? Стоимость бижутерии позволяет иметь её много, менять часто и это — огромное женское счастье.
Однако, чудес ждать всё же не стоит: темнеет, тускнеет, теряет привлекательность любой бижутерный сплав, просто одни быстрей, а другие дольше. Предельный срок службы самого качественного бижутерного сплава не более 5 лет. Средне-нормальным качеством считается 2-2,5 года. Таких изделий немало среди корейской, американской, израильской, и даже китайской бижутерии и они достаточно дорогостоящие, хотя в сравнении с драгоценностями – сущие копейки.
Но не верьте недобросовестным продавцам, если они попытаются убедить вас в том, что бижутерное колечко ещё и ваша правнучка донашивать будет. На это не надейтесь. А вот сами поносить его, пока не надоест, вы сможете. Чтобы успело надоесть, достаточно знать в каких условиях его можно носить и как за ним ухаживать.
Почему металлы темнеют?
Что металлы, за редким благородным исключением, темнеют вы уже уяснили. Теперь, попытаемся объяснить причину этого неприятного для эстета обстоятельства. Одна из наиболее часто встречающихся причин (хотя и не единственная) – кислород. Именно этот, самый лёгкий из всех элементов периодической системы и самый химически активный среди них, только и ищет, с чем бы вступить в реакцию. Ту самую реакцию, что так и именуется в честь забияки «окисление». Устоять супротив такой навязчивости металлы в большинстве своём не способны. Потому полностью безвреден для них только вакуум, а все остальные среды, где в той или иной степени присутствует кислород, вредны. Губительных кислородных сред предостаточно: начиная от воздуха с водой и заканчивая всевозможными оксидами, основаниями, кислотами, многообразием органических веществ. Но помимо кислорода, в таблице Менделеева есть и другие химически активные элементы. Возьмём хоть серу, что тоже не прочь испортить вид нашего любимого колечка.
А, в общем-то, металлические сплавы, как и вся известная на Земле материя, стремятся к распаду. На самопроизвольное их разрушение влияют даже электрические поля.
На что и как реагируют металлы?
У каждого металла свои наиболее губительные факторы окружающей среды. Вот как меняются под воздействием кислорода, серы и прочего компоненты, что наиболее часто используются в бижутерных сплавах:
В серебросодержащих сплавах, даже высокой пробы, присутствуют другие металлы. И они от кислорода темнеют, не забываем об этом. Химически же чистое серебро вступает в реакцию с серой. Образованный в результате такой реакции сульфид серебра и становится тёмной, покрывающей поверхность ювелирного изделия, плёнкой. Молекулы серы тоже достаточно вездесущи. В небольшой концентрации они имеются в воздухе, воде, продуктах человеческой жизнедеятельности: таких, как пот. В нездоровом организме концентрация выделяемой им серы зачастую превышает норму, особенно, когда почки и печень не справляются с возложенной на них очисткой организма. Вот почему внезапное потемнение носимого годами на обнаженной коже серебряного кулона или кольца исстари считалось сигналом о болезни. Спровоцировать выброс серы выше нормы может неправильное питание, злоупотребление спиртным и т.д. И всё это непременно проявится чёрной плёнкой на серебряной поверхности.
Серу выделяет резина, пластмассы, разлагающийся белок (неприятным запахом тухлое яйцо обязано именно выделяемому в процессе разложения сероводороду). При контакте с такими средами серебро тоже быстро темнеет. Нейтрализует реакцию взаимодействия серебра и серы – водород. Его усиленное выделение и лежит в основе работы всех чистящих средств для серебряной утвари и украшений.
Реакция, кстати, не такая уж и вредная. Во-первых, патинированная медь обладает особой привлекательностью. Кто, хотя бы раз, видел старинный медный канделябр с этим спорить не станет. Потому медные украшения нередко «состаривают», то есть покрывают слоем патины, искусственным путём. А, во-вторых, образованная на поверхности меди плёнка – это своего рода защита, препятствующая дальнейшей коррозии (самопроизвольное разрушение металлов).
Однако, если речь ведётся не об изделии из чистой меди, а об изделии из сплава, содержащего медь, то такая легирующая добавка и становится причиной изменения цвета изделия не в лучшую сторону. Удаляется патина с меди тоже посредством химии. Так, нейтрализацией нежелательной реакции с помощью водного раствора аммиака.
Внезапное потемнение олова на воздухе провоцирует нагрев до 150 градусов и выше. Изменение цвета олова вызывает не только кислород, металл реагирует и на кислоты. Это его свойство ювелиры давно уже научились использовать во благо, окрашивая его химическим способом в оранжевый, красный, терракотовый, бордовый, чёрный цвета, а то и сочетая их все в одном изделии радужными переливами. Однако, незапланированное попадание изделия из оловосодержащего сплава в кислотную среду может обернуться нежелательным изменением окраски украшения.
Губительными для олова могут оказаться и низкие температуры. Дело в том, что олово, как металл, известно в двух модификациях. На сильном морозе одна начинает переходить в другую, при этом процессе оловянное изделие не просто меняет цвет, оно рассыпается в порошок. Явление естественное, химики давно уже объяснили его. Но пока объяснений дано не было, такое поведение олова считалось заболеванием, причём заразным, передающимся от одного оловянного предмета к другому и вошедшим в историю под названием «оловянная чума».
Вот только дело мы имеем не с чистым железом. В чистом виде оно в природе не встречается. Добываемая из недр железная руда (марказит, железняк, лимонит и др.) богата оксидами двух и трёх валентного железа. И да, само по себе железо вовсе не отличается железным характером: взаимодействуя с кислородом оно всегда стремится рассыпаться в рыжую пыль.
Железную руду обогащают, выделяя из породы железный концентрат. Затем, в доменной печи при высоких температурах концентрат избавляется от кислорода, насыщаясь углеродом и становясь чугуном. А после выжигания углеродных излишков и прочих примесей, рождается металлический сплав известный нам, как «сталь».
В отличие от мягкого легко плавящегося железа, высокоуглеродистую сталь отличает твёрдость и тугоплавкость. Самые ценные марки стали совершенно невосприимчивы к разрушающему железо кислороду. Это и есть нержавеющие и предел их совершенства – медицинские – стали, что используются в том числе и для изготовления долговечной бижутерии и фурнитуры к ней.
Такой сплав (если речь ведётся именно о высококачественном, от проверенного производителя) действительно способен оставаться неизменным десятилетиями. Однако и он нуждается в правильном уходе и бережном обращении. Поцарапать сталь твёрдыми абразивами. Таковым, например, может выступить даже обожаемый нами кварц – минерал твёрже стали. То есть в тестовой попытке поцарапать кварц стальной иглой, верный шанс проиграть поединок у иглы, а не у кварца. А значит и в шкатулке, с небрежно насыпанными в неё украшениями, неудачно соприкоснувшейся с кварцевой вставкой стальной элемент бижутерии может получить серьёзные дефекты своей сияющей полировки.
Подводя итог обзору основных бижутерных металлов, отметим, что упомянуты в нём далеко не все, что возможно использовать для получения красивых по цвету и сияющих металлических сплавов. Те же никель и цинк, запрещённые в ряде стран, за токсичность, некоторыми производителями используется за свои декоративные свойства. Тот же родий – совершенно безвредный и баснословно дорогой при этом, нередко встречается в сияющих покрытиях бижутерии. Кстати, помним, что срок службы качественного украшения из сплава без покрытия, всегда превышает срок службы тоже качественного украшения, но из сплава с покрытием. Покрытие каким бы хорошим, красивым, драгоценным оно не было – это уже дополнительная уязвимость для механических и не только воздействий, которым наши кулоны, цепочки, серьги подвергаются в процессе эксплуатации.
Да, любая бижутерия не вечна, и даже не долговечна. Дать ей прожить весь отмеренный ей короткий срок помогает правильных уход. Так же как неправильный – сокращает возможный срок службы, а при грубых нарушениях моментально портит то, что могло бы ещё долго радовать взгляд.
Правила ухода за бижутерией
Реальность такова, что точный химический состав сплава, из которого сделано то или иное украшение, потребитель знает в исключительно редких случаях. Есть проверенные временем производители, о стойкости украшений которых идёт добрая молва. Но секреты производства, такие как фирменный рецепт сплава, не торопятся раскрывать даже эти проверенные производители. А значит, попросту нет точной рекомендации по хранению или чистке той или иной безделушки. Однако, есть два незыблемых и универсальных правила, что помогают хоть на какое-то время сохранить презентабельный вид, даже украшений из самых недолговечных сплавов:
Чем и как чистить?
Если же незыблемые правила долгой и счастливой жизни бижутерии были нарушены, и случилось непоправимое – украшение потемнело, утратив былой блеск и красоту, терять в общем-то уже нечего. Либо выбросить, либо попробовать восстановить привлекательность подручными средствами. Сразу предупреждаем, что такие, предложенные опытными бижутероводами народные рецепты чистки украшений в домашних условиях не универсальны, те, что хороши для одного сплава, могут оказаться губительными для другого. Так что, чтобы воспользоваться любым из них желательно всё же знать из какого сплава сделано украшение, или хотя бы на основе какого металла составлен бижутерный сплав. Если не знаем, то сначала пробуем средство на малозаметном участке цепочки или кольца, а потом решаем, подходит ли это средство конкретно для неё?
Сначала общие правила чистки:
А теперь, расскажем о сподручных средствах, что присутствуют в каждом доме и о том, как они действуют на металлы и металлические сплавы:
Мыло смывает слой загрязнения, а глицерин восстанавливает блеск потускневших поверхностей и образует антистатическую плёнку, отталкивающую пыль. Украшение помещают в раствор на 15 минут, после чего ополаскивают в чистой проточной воде. Такую ванну используют для украшений из блестящих сплавов, помутневших от кожных выделений, особенно если украшение было надето сразу после нанесения крема, пудры и других косметических средств, что при систематическом соприкосновении со сплавом оставляют на жирную плёнку, на которую осаживается пыль, усугубляя ситуацию. При очистке внутренней стороны кольца с камнем, или ажурного, где в труднодоступных местах обычно и откладывается слой грязи, для более быстрого его вычищения можно использовать маленькую щётку. Мыльными растворами отлично чистятся стеклянные бусины и кристаллы. Кратковременные мыльные ванночки помогут освежить и родиевые покрытия, коим более тяжелые чистки противопоказаны. Хороша мыльная чистка и для изделий из нержавеющей стали. Но помним, в воде надолго сталь, даже нержавеющую, даже высшего качества медицинскую, оставлять не следует. От длительных водных процедур сталь темнеет.
В современных средствах для гигиены полости рта жестких абразивов не содержится. Зато есть то, что относительно безопасно размягчает и удаляет зубной налёт, полируя эмаль при этом. Та же бережная чистка может оказаться полезной и для потускневшей бижутерии. Просто наносим пасту на увлажнённую поверхность украшения и, бережно растерев её пальцами, смываем. То же самое можно проделать с зубным порошком и мелом. Однако, первое – изготавливается обычно по старинке: то есть чистили советские зубные порошки грубей современных паст, и компонентов, облегчающих чистку химическим, а не механическим способом, в них меньше. Соответственно в меле их и вовсе нет, мел в данном случае выступает одним из самых мелких щадящих абразивов.
Соду разводят с небольшим количеством воды до получения кашицы. Наносят на украшение, смывают через полчаса и протирают украшение впитывающей тканью. Хороши горячие ванны с содой для серебряных и серебросодержащих сплавов, черноту сода нейтрализует, правда в этом случае лучше использовать кипящий содовый раствор с добавлением в него кусочков алюминиевой фольги.
Слабо разведённая уксусная кислота в основном придаёт блеск, с тем и ополаскивались в уксусе, например, детали советских люстр под хрусталь. Таким образом для подновления прозрачного пластика и усиления блеска некоторых металлических сплавов уксус вполне пригоден. Убирает он и налет патины с меди. Для слабой же чистки можно смешать уксус с мелкой солью и протереть полученной кашицей украшение. Сплавы с потемневшим напылением от такой процедуры, возможно, засияют, как новенькие. Точно так же работают и кисломолочные продукты, например, застоявшаяся сыворотка или кефир. Однако, помним, что если в украшении присутствуют натуральные камни, то многие из них не терпят кислой среды, портясь даже от кратковременных контактов с нею. Категорически не любит кислот и олово, что содержится во многих бижутерных сплавах.