Чем покрыть эпоксидную смолу после шлифования
Дефекты изделий из эпоксидной смолы и как их устранить?
Содержание
Швейцарский химик Кастан, получивший в 1936 году первую в мире эпоксидную смолу, даже не подозревал, что спустя почти столетие его детище не утратит своей актуальности. Скорее наоборот, область ее применения будет постоянно расширяться, ведь свойства этого материала действительно уникальны. Эпоксидную смолы вполне можно было бы назвать идеальной, если бы не одно «но» – со временем изделия теряют былую эстетичность.
Что делают мастера из эпоксидной смолы?
Конечно же, представители творческих профессий не могли не обратить внимания на свойства эпоксидной смолы. Что же делают мастера из этого недорогого, безопасного и очень привлекательного материала?
Используя небольшой перечень подручных средств и отпустив на волю фантазию, мастера создают из эпоксидной смолы настоящие шедевры ручной работы. Брелоки, подвесы, кулоны – вот далеко не полный список того, что можно изготовить с помощью эпоксидки. Хотите сделать эксклюзивное украшение? Поместите внутрь формы ракушку, лепесток или бутон цветка, и декор приобретет самобытность!
Элементы декора и мебель
Так как эпоксидная смола относится к доступным материалам, из нее производят и достаточно крупногабаритные предметы. В домах настоящих ценителей эксклюзивности можно встретить столешницы из эпоксидки, барные стойки и подоконники. Особой дизайнерской выразительностью обладают изделия с многослойной заливкой. Декор, помещенный в состав на разных слоях, придает композиции объемность и делает ее более выразительной.
Шлифовка изделий
К сожалению, технологии отливки изделий в домашних условиях не всегда гарантируют точность их геометрии и отсутствие наплывов. Чаще всего после заливки эпоксидной смолы, ее отверждения и удаления готового украшения из формы декору требуется шлифовка. Проводить ее следует не ранее, чем через 3-7 дней после полного завершения процесса полимеризации. Выполнять шлифовку можно самостоятельно, используя наждачную бумагу с различной зернистостью. Работы производятся поэтапно с точным соблюдением последовательности замены абразива.
Во время шлифовки ни в коем случае нельзя допускать перегрева смолы. При повышении температуры до 40°С, материал теряет твердость и становится подверженным крошению и растрескиванию. Чтобы избежать этого, использовать электроинструмент разрешается только на низких оборотах.
И еще, не забудьте позаботиться о средствах индивидуальной защиты. Даже при условии регулярного смачивания, во время шлифовки образуется большое количество пыли. Оседать она может не только на инструменте и абразивах, но в легких мастера. Для защиты лучше всего использовать респиратор, а при его отсутствии наденьте на лицо многослойную маску.
Полировка поверхностей
Этап полировки эпоксидной смолы наступает при переходе к наждачной бумаге с зернистостью P2000. Именно при таких значениях материала поверхности изделий начинают приобретать абсолютную гладкость и прозрачность. Для финишной обработки вам потребуется полировочная паста. К сожалению, специальных составов для эпоксидных смол производители не придумали, поэтому придется довольствоваться наиболее подходящими для этой цели аналогами.
Оптимальным вариантом для этой цели могут стать автомобильные полировочные составы, предназначенные для работы с лакокрасочными покрытиями. Кроме этого, некоторые специалисты рекомендуют использовать пасты ГОИ, однако работать с такими составами сложнее, чем с автомобильными материалами. Во время полировки, так же, как и при проведении шлифовки, поверхность рекомендуется периодически смачивать водой.
Почему эпоксидные смолы желтеют?
До тех пор, пока эпоксидную смолу не начали использовать для творчества, о ее склонности к пожелтению практически не вспоминали. Это не удивительно, ведь ни для строительной сферы, ни для машиностроения этот факт не имеет никакого значения. Но как быть в тех случаях, когда нам нужно, чтобы изделие как можно дольше оставалось привлекательным? К сожалению, пожелтение является естественным процессом для этого материала. Абсолютно все марки эпоксидных смол рано или поздно приобретают желтоватый оттенок.
Почему так происходит? Причина кроется в свойствах отвердителя, который изначально имеет желтый цвет. После смешивания желтизна на некоторое время нейтрализуется. Однако со временем она вновь возвращается. Факторов, активизирующих процесс пожелтения, несколько. Самое сильное воздействие оказывает УФ-излучение. Кроме этого, желтизна появляется в процессе окисления. Еще одной причиной является высокая температура полимеризации.
Как избежать пожелтения или отсрочить его?
Увы, но каковы бы ни были ваши усилия, полностью исключить пожелтение изделий из эпоксидной смолы не удастся. Но не стоит отчаиваться. Во-первых, многие современные составы хоть и желтеют, но сохраняют прозрачность, а это очень важное преимущество. Во-вторых, есть несколько правил, соблюдение которых помогает отсрочить потерю эстетичности.
Компенсировать желтизну помогает добавление в состав на этапе смешивания всевозможных пигментов. Помните, что для этой цели нужно использовать только специальные красители.
И еще один небольшой секрет от мастеров. При выборе компаунда предпочтение лучше всего отдавать ювелирным смолам, так как они в меньшей степени подвержены пожелтению. Малоэстетичный оттенок в таких смолах появляется только при интенсивном воздействии УФ-излучения или при нарушении правил приготовления состава.
Как защитить изделия из эпоксидной смолы?
Ответ на этот вопрос интересует всех мастеров, работающих с эпоксидкой. Самым эффективным и доступным способом защиты является покрытие готовых изделий лаком. Для этой цели лучше всего использовать полиуретановые или акрил-уретановые составы. Наносить их следует несколькими слоями, с отверждением и шлифовкой каждого. Что дает обработка лаком?
Секреты ухода за изделиями из эпоксидки
Напоследок нам осталось уделить несколько слов правилам ухода за столешницами и украшениями из эпоксидной смолы. Их всего несколько.
Очищать поверхности нужно с помощью мягкой тряпки. Использование любых абразивов категорически запрещено, так как они могут оцарапать полимер.
Несмотря на химическую нейтральность, лучше избегать контакта декора с агрессивными компонентами: средствами для снятия лака, спиртом и др.
Хранить украшения из эпоксидной смолы нужно отдельно друг от друга и от изделий из других материалов. Это поможет избежать механического повреждения поверхностей об острые грани и металлические детали.
Как и чем выполняется шлифовка и полировка эпоксидной смолы
Шлифовки и полировки изделия из эпоксидки не потребуют только в одном случае, если ею заливаются выровненные строго в горизонталь полы.
Эпоксидная смола после застывания, несмотря на свою способность к минимальной усадке во время полимеризации, небольшую усадку все же имеет. При заливке полов это выражается в некоторой микроволнистости получаемой поверхности. Зрительно это выглядит, как искажение отражений в таком полу. Но никакими соображениями оправдать шлифовку и полировку такого пола невозможно, он станет невероятно скользким и травмоопасным, особенно если на него попадет влага.
В остальных же случаях (столешницы, декоративная отделка стен в виде кухонных фартуков, не говоря уже о бижутерии и ювелирке) готовые изделия из высококачественных эпоксидных смол требуют дополнительной обработки в виде сначала шлифования, а затем полирования. Но с таким материалом, как эпоксидная смола после полной полимеризации, эти процессы имеют рад особенностей, делающих шлифовку и полировку таких изделий сильно отличающуюся от проведения подобных работ на других материалах, например, стекла, камня, дерева.
Твердость эпоксидного материала
Несмотря на широко декларируемое отсутствие усадки при полимеризации эпоксидки, усадка все же есть, маленькая, в пределах примерно 1-2%, но имеется. На практике это выглядит или как шов от молда (формы), или небольшая волнистость поверхности. В маленькой, изящной безделушке, выходящей из рук изготовителя бижутерии, любой, даже самый маленький дефект резко снизит привлекательность изделия. От потеков смолы во время работы никто не застрахован, а это уже серьезный недостаток, убираемый только грубой абразивной шкуркой, а кроме потеков, могут выступить дефекты в виде:
Так что потом в дело пускаются наждачки с зерном «ноль» и «два ноля», а позже и полировальные пасты.
Приспособления и инструменты
Если партии изготавливаемых поделок небольшие, и дело не поставлено на поток, на промышленную основу, то можно обойтись рабочим минимумом. Это поролоновые губки с наклеенным на них слоем абразива разной степени зернистости, отдельные наждачные шкурки от «тройки» до «двух нулей», надфили и даже пилки для ногтей с алмазным напылением.
Из средств механизации процессов можно ограничиться такой вещью, как дремель – мобильный и миниатюрный инструмент с высокооборотистой вращающейся часть с насадками, применяемый для гравировок по металлу. К нему продается масса насадок разного диаметра, без которых невозможно выполнить работу по изготовлению, например, сережек, кулонов, колец.
Но у него есть и крупный недостаток: высокооборотистость может обернуться травмирующим фактором, а так как вещицу нельзя зажать в любое фиксирующее приспособление вроде тисков (на поверхности неминуемо останутся грубые следы, это все же не высокоуглеродистая сталь по степени прочности), изделие при обработке может вырвать из пальцев, и мало того, что его зашвырнет куда-то в неизвестную сторону, так еще пальцы получат травму. Поэтому самые тонкие процессы приходится делать вручную.
Второе механическое приспособление — фрезер для маникюра. Это похожее по принципу действия устройство, но с количеством оборотов в минуту поменьше, чем у дремеля. Некоторые мастера при работе с этими электромеханическими устройствами для того, чтобы удержать поделку в руках, наклеивают на губы пассатижей слой рубчатой жесткой резины толщиной в 2-3 мм. Последним приспособлением для полировки становится диск из жесткого и упругого поролона, закрепленный опять-таки на чем-нибудь быстро вращающемся. Притом диски покупаются разного диаметра от 10 до 100 мм.
Поверхность таких дисков натирается пастой ГОИ зеленого, серого или коричневого цвета. От цвета пасты зависит ее степень абразивности: самые грубые имеют светло-зеленый цвет, а для придания поверхности зеркальных свойств используют уже самую темную, почти черную пасту ГОИ.
Полировочный материал под названием «Паста ГОИ» был разработан в свое время Государственным Оптическим Институтом (ГОИ) для окончательной полировки оптических линз и зеркал в телескопах-рефлекторах и рефракторах, а также для изготовления прецизионных объективов фотокамер. Запатентован, как советское изобретение, используется по всему миру на лицензионной основе.
Микроволнистость при усадке во время застывания эпоксидок проявляется часто и на поверхностях столешниц или кухонных фартуков, когда они находятся еще в стадии заливки и застывания в горизонтальном положении. Там дефекты поверхности, если вам нужен идеально ровный слой, убираются уже более грубыми инструментами.
Чаще всего это шлифовальные машинки для дерева. Притом с вращающейся, а не вибрационной частью. Хотя можно и комбинировать применение этих разных по принципу действия агрегатов: на первом этапе по поверхности проходят вибрационной, с грубой наждачной шкуркой, потом сменяют шкурку на более мелкую и деликатную, и только окончательную отделку проводят машинкой с вращающейся высокооборотистой частью. Отделывая сначала поверхность «нулевкой», а потом меняя круг на упругую резиновую или поролоновую воронку их плотного, твердого упругого поролона, пропитанного пастой ГОИ.
Как минимизировать появление дефектов
Что уменьшить число дефектов, рабочее место должно быть строго горизонтальным. Это достигается выверкой длины ножек, подкладкой под них клинышков. Серьезно относящиеся к своем делу мастера или заказывают специальный верстак с возможностью регулировки наклона рабочей поверхности, или вделывают в низ ножек регулировочные винты, изменяющие высоту и угол наклона стола.
Поверхность такого верстака устанавливается строго горизонтально с помощью уровней, только так можно добиться ровного затекания эпоксидной смолы в молды и застывания изделия именно в той конфигурации, как это было задумано изначально. В этом немалую роль играет материал форм, их фактурность. Ведь действительно, нельзя получить гладкую поверхность отливки, если стенки молда шероховаты или вообще упорядочено-структурированы.
Но неровности поверхностей отливок могут образоваться и от смазочного слоя, на котором остались следы от наносящего их инструмента (лопаточек) или даже от пальцев. Поэтому крайне редко получается, что вышедшее из формы вроде бы готовое изделие не нуждается в обработке. Задача мастера, минимизировать эти дополнительные работы.
Порядок приведения изделия в товарный вид:
Дело в том, что чем грубее абразив, применяемый для обработки поверхностей, тем более матовой, непрозрачной она будет. Образующиеся на поверхности изделий крупные мелкие царапины и бороздки ломают прохождение лучей света, препятствуя их прямому ходу. В итоге получается матовый внешний слой.
Доведение до прозрачности предполагает применение все более тонких, мелких абразивов, которые в конце обязательно заменяются совсем уж милимикронными зернами паст ГОИ.
Не используйте для полировки и окончательной отделки войлочные или фетровые круги. Они могут безнадежно испортить изделие, особенно, если нанесенная паста ГОИ или иной полировочный материал разбавлены маслами или маслоподобными жидкостями вроде керосина или солярки. Произойдет внедрение этих материалов в верхний слой изделия вместе с загрязненными частицами, неизбежными в процессе полировки. Это все же не камень и стекло, а полимер, подверженный воздействию высоких температур, неизбежных в местах касания инструмента к поверхности.
Учитывая, что застывшая эпоксидка представляет собой сложный полимер с разветвленными связями, для ее шлифовки и полировки можно использовать полировочные пасты для автомобильных деталей из высокопрочного пластика. Только они должны быть на водной основе.
Температурная стойкость
В этой связи нужно учитывать еще и стойкость давно и прочно застывшей эпоксидной смолы к термическому воздействию. Дело в том, что интенсивная обработка поверхностей изделий из эпоксидных смол (притом любых, их первоначальная цена, качество и уникальность не имеют никакого значения) абразивным и иным материалами вызывает местное, локальное повышение температуры в месте проходки абразива с поверхностью изделия. Чем прочнее отливка, тем выше температура в месте контакта. На микроучастке соприкосновения она может кратковременно, на доли секунды, повышаться до 200-300°C градусов.
Не нужно забывать о пыли, неизбежной во время шлифовочных работ. При обработке больших плоскостей ее может набираться за рабочий день до килограмма осевшей, как на рабочем месте, так и в самых неожиданных местах помещения. Так что выходом из положения становится надевание патрубка от включенного пылесоса на специальное гнездо шлиф-машинок, которое обязательно предусматривается в последних поколениях этого инструмента.
Регулярно проводимая влажная уборка помещения также важна. Эпоксидная пыль может выступить в роли очень сильного аллергена, так что не стоит пренебрегать такими защитными мерами, как респиратор на лицо, защитные очки и шапочка или косынка, закрывающая волосы.
Обилие пыли и отходов в виде твердых частиц будет тем выше, чем выше прочность отлитого изделия, а она зависит от типа отвердителей, применяемых для запуска процессов полимеризации. Притом известно, что для ювелирки и бижутерии применение низкотемпературных отвердителей типа ПЭПА неприемлемо. Они не позволят получить полностью не только прозрачный, но и бесцветный слой.
Применяют ТЭТА или его аналоги по химическому строению и принципу отверждения, а они имеют одну особенность, которая позволяет делать отливки высокой прочности: после 24-х часовой выдержки от начала запуска полимеризации изделие на 2-3 часа помещают в духовку, печь или иное устройство, где поддерживается температура в 80°C градусов. Это увеличивает твердость готового, застывшего полностью, эпоксидного материала в единицах Мпа или кгс/мм, измеряемой по шкалам Бриннера, Виккерса или Роквелла.
В свою очередь, чем тверже полученная отливка и чем больше на ней внешних дефектов, убираемых шлифовкой и полировкой, тем выше температуры пограничного слоя при обработке.
Шлифовка и полировка эпоксидной смолы: чем и как обрабатывать изделие
В большинстве случаев эпоксидная смола в творчестве применяется для достижения главного эффекта – оптической прозрачности для визуализации сюжета в заливке. Выбор подходящей по характеристикам эпоксидной смолы и правильная ее заливка позволит получить однородную заливку, либо создать равномерную структуру с заданной неоднородностью.
Но этого недостаточно для получения по-настоящему хорошего внешнего вида изделия, правильная шлифовка и полировка эпоксидной смолы позволит раскрыть все лучшие стороны материала.
Техника безопасности при работе с эпоксидной смолой
На всех этапах работы с эпоксидной смолой необходимо использовать: защитную одежду, защитные очки, респиратор, перчатки. Работать только в хорошо проветриваемых помещениях. Не пренебрегайте этими правилами, так как эпоксидная смола — сложный полимерный материал, который может привести к отравлению парами или пылью, раздражению или аллергическим реакциям.
Обработка эпоксидной смолы после заливки
При обработке эпоксидной смолы можно использовать инструменты и оборудование, предназначенное для работы с твердыми породами дерева или негнущимися пластиками. Обработка изделий производится как простым ручным инструментом (стамеска, напильник и надфили, шлифовальный брусок или блок со сменными наждачными насадками) так и электроинструментами (фрезер, рейсмус, токарный станок, циркулярная пила).
После заливки эпоксидной смолы и ее полного застывания от изделия отделяют все элементы опалубки. При неправильно выбранном материалы опалубки эпоксидная смола может хорошо приклеить к себе такие фрагменты, которые придется удалять механическим способом.
Излишки заливки обрезают ручным лобзиком либо на станке.
Грани шлифуют либо наждачным бруском (блоком) либо фрезером. Небольшие неровности счищаются даже лезвием канцелярского ножа.
Обработка грани заливки из эпоксидной смолы
Плоскость можно выровнять до идеала с помощью рейсмуса. Вручную плоскость выравнивается при помощи крупнозернистых наждачных насадок и уровня (для проверки плоскости).
Шлифовка
Шлифовка эпоксидной смолы позволяет избавиться от внешних дефектов заливки: потеки, выступившие пузырьки, мелких объектов, пыли и мусора на поверхности заливки.
В качестве абразива для шлифовки эпоксидки в основном используют наждачную бумагу, зернистость которой снижается по мере работы: от P320 (для самых неровных поверхностей) и повышаем значение с минимальным шагом до P1500.
При работе необходимо регулярно смачивать поверхность, смывая основную массу пыли и прочищая наждачную поверхность.
Наждачные круги или просто бумагу необходимо использовать только высокого качества. Предназначенная для работы по дереву, самая дешевая «наждачка» может испортить весь процесс.
Если украшение из эпоксидной смолы можно отшлифовать при помощи фрезера для маникюрных работ, то столешницу лучше обрабатывать шлифмашиной по дереву.
Важно: При шлифовке не перегреть эпоксидную смолу! При температуре 40°C эпоксидная смола начинает становится пластичной в месте нагрева и может трескаться и крошиться. Дешевая эпоксидная смола хуже переносит механическую обработку, чаще подвергается деформации от нагрева. Работа электроинструментами для шлифовки производится только на низких и средних оборотах с контролем температуры поверхности шлифуемого изделия (тактильно).
Полировка
Переход от шлифовки к полировке эпоксидной смолы можно отметить на этапе перехода к наждачному кругу P1500 и P2000. С этих значений у поверхности начинают проявляться свойства гладкости и прозрачности.
В самых простых условиях на финишные слои наждачной обработки наносят полировочные пасты. Вкупе с тканью используют даже зубную пасту. Как специальный товар паста для полировки эпоксидной смолы в продаже практически не встречается. Чаще всего речь идет о полировальных составах для схожих с эпоксидкой по характеристикам поверхностей.
Полировка столешницы из эпоксидной смолы и слэбов.
Из полировочных составов используются автомобильные полировальные пасты (например, 5041-3М) или пасты ГОИ. Тут стоит отметить, что автомобильные пасты более удобны в работе, так как предназначены для полировки лаковых покрытий — похожих по свойствам с эпоксидной смолой. Паста ГОИ более универсальная, поэтому более сложная в работе при полировке поверхностей из эпоксидной смолы.
Полировка эпоксидной смолы также предусматривает повторяющийся процесс смачивания поверхности с смыванием пыли и добавлением паст. Эксцентриковые шлифовальные машины используют на малых оборотах с равномерным перемещением по поверхности, чтобы избежать лишнего нагрева.
ВАЖНО: Шлифовка и полировка украшений из эпоксидной смолы подразумевают большее количество ручной работы и использование более мелких абразивов. Необходимость максимальной оптической прозрачности требует использования дорогих полировальных паст. Чаще всего — профессиональных автомобильных паст для автомобильных лаков.