Чем покрыть деревянную палитру
Палитра для масляных красок. Требования к палитре художника.
Палитра для живописи маслом отличается от палитры для акварели или гуаши, причём значительно. Благодаря специфичности технологии живописи в том и другом случае необходимы разные качества и технические особенности. То есть, палитра выбирается под каждый тип красок своя, в соответствии с определёнными критериями.
Кроме того, каждый художник выбирает палитру под себя, по размеру, форме, тяжести и материалу изготовления. Особенности живописной техники и, например, способы рисования маслом, тоже диктуют свои условия относительно качества палитры для живописи.
Рассмотрим основные критерии выбора палитры для рисования маслом и определим, какую палитру купить и как подготовить палитру к занятиям живописью. Также немного поговорим о культуре палитры художника и о том, как использовать палитру для живописи маслом и как её хранить.
Размер палитры.
Это, во-первых, дисциплинирует художника в использовании рабочего места, во-вторых, продиктовано размером используемых кистей и диапазоном размеров мазков. В-третьих, оптимальную по размеру палитру удобно держать в руке во время сеанса и писать маслом будет легко и технически удобно (рука с палитрой не устаёт, в замесах цвета легко ориентироваться, проба мазка на палитре соответствует мазку на холсте по размеру, качеству цвета, фактуре и т.д.).
+ покрытие нитра лаком (на 2 слоя);
1) краски выкладываются на палитру слева направо (от белого, через светлые тёплые, коричневые, зелёные, холодные к чёрному);
2) краски выдавливаются на палитру справа налево в той же последовательности;
Выбор за вами. Старайтесь сразу приучить себя к какой-либо стандартной организации красок на палитре, это помогает легко ориентироваться в замесах и находить нужные сочетания цветов и оттенков максимально быстро. Выдавливать краску из тюбика прямо на середину палитры не рекомендуется, так как места для смешения оттенков будет мало, а использовать 2 палитры одновременно не удобно.
Пусть ваши картины маслом радуют глаз, а процесс живописания будет лёгким и радостным!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
ОБ АВТОРЕ:
Чем покрыть деревянную палитру
Мы собрали для вас все советы рубрики #расскажуналекторум от Марии Павловой — художника, иллюстратора и педагога. Эти простые советы помогут Вам увереннее начать работу с маслом, а также сохранят время и драгоценные нервы:
1. Правильно подберите палитры, мастихины и масленки.
Часто в магазинах продаются деревянные палитры, не пропитанные и не приготовленные для масляной живописи. Их нужно или пропитать вареным маслом до тех пор пока они не перестанут втягивать в себя масло из красок. Или покрыть лаком для дерева в несколько тонких слоев. Между слоями обязательно надо шкурить поверхность, чтобы палитра получилась гладкая и ровная.
Мастихин — это лопаточка из металла с ручкой. Им чистят палитру, размешивают краски, ровняют живописный слой и даже пишут. Чем пластичнее мастихин, тем лучше.
Маслёнка. Небольшая емкость, закрепленная специальным зажимом, обычно располагается с правого бока палитры, если она оснащена крышкой, то это особо удобно — жидкость в масленке не засыхает и не проливается при транспортировке.
2. Читайте полезные книги!
Это книги, которые я смело могу рекомендовать именно по масляной живописи.
Киплик «Техника живописи» (переиздание книги 1950 года), включая увлекательный рассказ о техниках живописи старых мастеров,
Тютюнник «Материалы и техника живописи» (переиздание книги 1962 года), обе эти книги можно найти в интернет-магазинах по доступной цене.
В.Могилевцев «Основы живописи» — все, что нужно для грамотного изображения человека (портреты и фигуры) и для создания копий старых мастеров Вы найдёте в этой книге.
Джульетта Аристид «Уроки классической живописи» — очень полезная и разумная книга и для начинающих и для тех, кто уже знаком с масляными красками.
3. Выберите свои кисти!
Не существует идеального набора кистей для художника. После всех проб и ошибок каждый автор приходит к своему личному удобному набору.
Этот котэ с янтарными глазами демонстрирует часть моего набора кистей для масла. Тут щетина и синтетика, и колонок. А ещё можно использовать кисти из барсучьего и бычьего ворса. Да, можно использовать и флейцы из строительного магазина и шлепперы (лайнеры) толщиной в три волоска- все зависит от Ваших задач.
Кроме кистей можно ещё использовать и пальцы, и мастихины, и различные тряпки-бумажки для создания нужных фактурных поверхностей.
4. И никогда не забывайте их мыть!
Вот два способа правильно вымыть кисть:
Способ первый: после сеанса живописи смыть краску с кисти в разбавителе, после чего промыть с мылом под тёплой водой и высушить упаковав в конверт из газеты (для сохранения формы кисти).
Второй способ: после сеанса промыть кисть от краски в разбавителе и опустить в кистемойку.
Смело берите необходимые инструменты и начинайте писать свои первые работы! Ими могут стать, уютные натюрморты с курса по основам живописи или, если вы чувствуете себя уверенно, животные с курса Марии по анималистике маслом.
Как ухаживать за палитрой
Как только вы купили палитру, первое, что вам нужно сделать, это покрыть ее лаком или морилкой. Этот шаг делается для того, чтобы закрыть пористость дерева и предотвратить впитывание краски. Это поможет вам сохранять палитру в чистом состоянии.
Важно запомнить, что чистка палитры необходима после каждого сеанса живописи независимо от того, какими красками вы пишете. Закончили писать – сразу очищайте палитру, это продлит срок ее службы. Конечно, можно прибегнуть и к одноразовым палитрам, но это упрощение отчасти уменьшает магию процесса.
Уход за деревянной палитрой
Если вы пишете масляными красками, то используйте деревянную палитру. Не усложняйте себе работу, оставляя краски высыхать на палитре, – писать ими уже не получится, а вот убирать их будет гораздо сложнее, так как краски впитываются в поры древесины навечно. Настоящие мастера очень бережно относятся к своим рабочим инструментам. Как правило, у них несколько различных палитр, которые отличаются по размеру и по качеству древесины.
Чтобы очистить масляную краску с деревянной палитры:
Деревянная палитра хороша тем, что её можно обновлять, если она выглядит грязной. Если вы не покрыли новую палитру защитным слоем и краска все-таки впиталась, слегка отшлифуйте дерево, покройте палитру тонким слоем горячего льняного масла и вотрите его бумажным полотенцем. Дайте сутки просохнуть, и палитра будет как новенькая. И не забудьте в этот раз использовать лак или морилку.
Если вы пишете акриловыми красками (красками на водной основе), то советуем избегать пористых деревянных палитр. Пользуйтесь пластиковыми, керамическими и стеклянными палитрами.
А что делать, если на палитре осталась масляная краска?
Если вы не закончили работу и хотите сохранить расположение красок и красочные замесы, то заверните свою палитру в обычную пищевую пленку – так вы сохраните краски от высыхания. Еще один совет от бывалых мастеров – положите палитру в морозильную камеру без пленки, холод сохранит качества масла и вам понадобится всего 10 минут на разморозку, чтобы приступить к работе сохраненными замесами.
Чистим пластиковую, керамическую или стеклянную палитру
Остатки акриловой краски легко удаляются водой.
Как видите, чистить палитры проще простого, а бережное отношение к ней сохранит ее функции надолго.
Чем покрыть деревянную палитру
Для масляной живописи используют традиционно палитру деревянную, но если у Вас есть хорошая пластиковая палитра, то она тоже подойдет. Пластиковая палитра должна быть большой, не прозрачной, чистой и без луночек для красок. Каждый раз после живописи Вам надо счистить краски мастихином, протереть тряпкой и вымыть ее с мылом.Если у Вас останутся краски на палитре, то на ней не удобно будет работать, Вы будете путать сухие замесы с только что разведенными и это будет препятствовать успеху. Деревянные палитры тоже надо держать в чистоте, но достигается это другим способом. Для начала купленную в магазине палитру надо покрыть горячим льняным маслом. Подогреваете масло в емкости и выливаете его на палитру( кисточки от горячего масла могут испортиться, поэтому лучше просто вылить) Лучше это сделать 2 раза. Производитель палитры уже обрабатывает ее на фабрике маслом или лаком, но как правило этого не достаточно! Поэтому надо самостоятельно несколько раз промаслить деревянную палитру и тогда она будет служить Вам многие годы, а вот если этого не сделать, то масло из красок будет уходить в древесину, тянуть за собой цветной пигмент, палитра испачкается и Вы ее просто не ототрете, а если забыть очистить от краски, то можно ее уже выбрасывать на помойку. После живописи деревянную палитру не моют, а протирают льняным маслом. Лишним будет добавить, что многие большие мастера, очень бережно относились к своим инструментам,они имели большой ассортимент различных палитр, которые отличались не только по размеру, но и по цвету древесины. А вот краски на грязной палитре будут перемешиваться, образовывать » фузу» и эта грязь и серость перейдет на холст, что может повредить художественным достоинствам картины.
К первому занятию по живописи надо приготовить:
1. Палитру ( подготовленную к живописи).
2.Масленку ( для разбавителя, лучше взять одинарную с крышкой ).
3. Мастихин ( средний, какой Вам больше понравится, им можно не только палитру чистить, но и картины писать, а так же удалять с холста не правильно прописанные места).
4. Пинен.
5.Лак пихтовый или дамарный, можно взять ретушный, на выбор.
5. Льняное масло.
6. Тряпки, чтобы вытирать кисти.
7. Краски.
8. Картон, холст.
Чем покрыть деревянную палитру
В предыдущих статьях вы узнали как выбрать краски и как их смешивать. А теперь давайте поговорим о палитре, т. е. о том самом месте, где вы будете смешивать краски в процессе написания картины.
Начну я с того, что опишу палитры, которые лучше не использовать, чтобы вам там ни говорили.
Честно говоря, мне не нравится, когда художник вместо нормальной палитры использует небольшие пластиковые или бумажные тарелочки. Мало того, что он умудряется по краям тарелочки разместить все краски, он еще и смешивает их в середине, на малюсеньком пятачке.
Получить нужный цвет на таком пятачке, размером максимум с две ладошки, а то и меньше, очень трудно.
А после двух-трех смешиваний краски начинают залезать друг на друга, неизбежно внося в цвет грязь. Посмотрите на фотографии ниже, чтобы увидеть, что происходит, когда на палитре мало места и краски лезут друг на друга. Причем, на фото слева это произошло не так явно, как на фото справа, где из смесей образовалась самая настоящая каша. А ведь обе эти палитры довольно большие – нетрудно представить, что будет твориться в центре тарелочки.
Есть еще так называемые многоразовые палитры, т. е. многослойные бумажные ламинированные палитры, слои которых можно отрывать и выкидывать. Такая, на мой взгляд, удобна для «разгулявшегося» художника, который похож на киношного писателя: напишет три слова, скомкает листок и выкинет. ))
Основные свойства палитры
Давайте рассмотрим главные свойства палитры. Их всего четыре:
1. Размер
По моему опыту палитра должна быть быть не менее 30 х 40 см (н а фотографии справа как раз палитра таких размеров ). Я пыталась использовать палитры поменьше, но в конце концов пришла к выводу, что хотя маленькая палитра и занимает мало места, но и места для смешивания на ней тоже мало. Приходится то и дело чистить ее, чтобы освободить место для новых смесей. А зачастую еще и страдать от того, что час или два назад у меня на палитре была нужная мне как раз сейчас комбинация смешанных красок, а теперь придется замешивать эту комбинацию заново.
Итак, 30х40 сантиметров. Или чуть больше. Этого размера вполне достаточно, чтобы и краски друг на друга не налезали, и палитра не слишком часто пустовала. Позже я перешла на размер 40х50 сантиметров (ее фото вы увидите ниже) – обожаю творческий простор! Ну а вы свой максимум определите сами. Все зависит от размаха вашего творчества.
2. Размещение
Разумеется, такую палитру в руках держать проблематично. Хотя на фото вы видите в палитре дырку для большого пальца и вырез для ладони, я ее в руках даже не пробовала держать. Поскольку я всегда пишу сидя, я приспособила свою палитру для работы на коленях, прицепив к ней с помощью зажимов для бумаги ремень от старой сумочки. Это позволило мне подвесить палитру на мольберте, а противоположный край я клала на колени, как показано на фото в начале этого подраздела.
Однако удобство такой подвески (очень комфортно, когда палитра прямо перед тобой) слегка омрачается неудобством при вставании. Когда встаешь, надо что-то подсунуть под нее вместо коленей. Да и «мотыляется» она, хотя и не очень сильно. Поэтому я перешла на «стационарную» палитру, то есть попросту начала класть ее на этюдник, который ставлю рядом с мольбертом. Немного неудобно, что палитра в стороне, но зато я к ней не привязана.))
Если вы часто работаете стоя, вам лучше иметь две палитры. Одна, большая, у вас лежит на чем-либо, другую, поменьше, с отверстием под палец вы держите в руках, когда вы то подходите к холсту, то отходите от него. Такая необходимость появляется порой на последних стадиях работы, когда краски нужно мало, смешивать их приходится меньше, а отходить от холста приходится все чаще. Но я и в этом случае обхожусь своей стационарной палитрой – просто выдвигаю ножки этюдника, чтобы поднять палитру повыше.
3. Материал
Самыми распространенными являются деревянные (точнее, фанерные) палитры – их можно купить, изготовить самому или просто взять подходящих размеров полку из шкафа, как это сделала я в своей последней палитре. Вон она проглядывает сквозь оргстекло на фото слева.
Недостаток деревянной палитры – ее плохая стойкость к истиранию, краску я обычно смешиваю и соскабливаю мастихином, а он, подлый, царапает палитру. Поэтому я соорудила комбинированную палитру.
Сначала попробовала положить на деревянную палитру стекло – оно просто идеально для этого, так как кисть буквально порхает по нему, а мастихин приятно скользит, да и чистить его проще простого. Н о из соображений безопасности я взяла оргстекло, закрепив его на деревянной палитре двусторонним скотчем.
Размер этой палитры, как я уже сказала, 40х50. Лежит она на этюднике. Можно положить на табуретку повыше, но высоту этюдника можно менять, что дает мне возможность использовать эту же палитру при работе стоя. Хотя есть у меня и небольшая палитра – 25х40, деревянная.
Как вариант, можно на первых порах использовать в качестве палитры и загрунтованный холст, а еще лучше –оргалит. Хотя это не очень удобно, но начинающему художнику приходится думать не столько об удобстве, сколько об экономии. Я тоже когда была на вашем месте, и прекрасно помню свои муки – что купить: вон ту красивую кисточку, эту милую красочку, холст, подрамник или еще что?
Совет. Ни в коем случае не выкидывайте то, что остается на палитре после сеанса работы. Эти остатки можно использовать для имприматуры, разных экспериментов по мазюканию, подмалевков и многого другого.
Я например люблю собирать остатки краски и творчески накладывать их на небольшую картонку, творя своего рода картину. Иногда получаются довольно интересные «мазюкалки» – я их называю измами.
Примеры таких моих мазюкалок вы можете увидеть здесь. Причем, часть их позже переросла в полноценные картины. Некоторые мне даже пришлось повторять на заказ. А один из повторов («Древо Вселенной. 2014») занял первое место на международном конкурсе живописи в Венеции. Поэтому процесс очистки палитры для меня не только не в тягость, но и является своего рода отдыхом для души после дня работы над картиной.
Справедливости ради скажу, что не все измы – результат такой очистки палитры, на некоторых я отрабатывала какие-то новые приемы, а некоторые создала с нуля, работая с ними как с полноценной картиной. Ну захотелось мне «оторваться». )))
4. Покрытие
Если палитра деревянная, перед первым использованием, ее необходимо пропитать льняным маслом (покрыть 2-3 раза льняным маслом с просушкой каждого слоя в течение 2-3 дней), иначе дерево будет тянуть масло из красок и вам неудобно будет работать на такой палитре. Вместо льняного масла можно использовать и подсолнечное, но просушка слоев тоже необходима.
При постоянном использовании цвет деревянной палитры меняется, становясь зеленовато серым (с разными оттенками), поскольку краска впитывается в дерево. А цвет получается таким потому, что смесь красок в сумме дает серый цвет. Не надо бояться такой «порчи» палитры – более того, палитра в идеале и должна иметь такой цвет. Для палитры это своего рода имприматура, о преимуществах использования которой в живописи я рассказываю в статье Что такое имприматура. Поэтому можно не дожидаться, пока палитра «запачкается», и покрыть ее такой имприматурой сознательно. Только очень-очень тоненько.
Для экономии красок я после каждого сеанса перекладываю неиспользованные краски (а порой, и смеси) на старую палитру размером поменьше, кладу ее в ящик-этюдник (без ножек) и закрываю этот ящик. Если я пишу каждый день, то краски не успевают засохнуть и их можно спокойно использовать на следующий день.
Еще необходимы масленки (у меня их 3). Могу использовать их одновременно, а могу и по отдельности. Одна для разбавителя, одна для тройника, одна для масла льняного, все с крышечками. Я их креплю к палитре.
Как видите, даже при размерах 40х50 моя палитра вовсе не пустует. А теперь попробуйте мысленно разместить набор смесей с крайней правой палитры на дне тарелочки. Сделать это просто невозможно.
Татьяна Казакова
Если вам понравилось, поделитесь с друзьями →
Если же у вас возникли вопросы или вы с чем-то несогласны, или у вас есть пожелания, то оставьте комментарий. На вопросы я отвечу сразу, а ваши замечания и пожелания я учту и использую для уточнения текста этой статьи и в будущих статьях. Вы можете даже подсказать мне, статью о чем вы хотели бы увидеть в этом разделе следующей. И не стесняйтесь – мне очень важны ваши мнения!
Татьяна (Friday, 17 July 2015 20:11)
Таня, пожалуйста. Надеюсь, что эта статья окажется полезной не только для тебя.
Светлана Мищенко (Sunday, 26 July 2015 11:52)
Танечка! Здравствуйте! Только что вернулась с отдыха и такой подарок ваша статья о палитрах. Как подробно и понятно. Спасибо огромное. Очень полезно. Я как раз прохожу все эти этапы. Стало все понятно. И есть еще такой вопрос: почему кисти могут не отдавать краску на холст? Приходится проводить несколько раз. Почему это происходит? Из-за качества кистей, краски или еще что-то? Благодарю.
Света, здравствуйте.
Пожалуйста немного поподробнее о своей проблеме?
А я попробую поиграть в угадайку))
Я вначале отгадаю. что происходит.
— Вы взяли холст, на котором уже что-то написано?
— Прошло довольно много времени с последней прописки?
— Взяли новый холст из магазина?
— Холст ничем не протерли (лак для ретуши, разбавитель, льняное масло)?
— Берете краску на сухую кисть, кладете на холст, а краска не желает расставаться с кистью, приходится несколько раз проходить этой кистью по холсту?
Давайте рассмотрим вариант с новым холстом.
Предположим, Вы купили холст.
На нем должно быть указано каким грунтом его крыли и для живописи чем он предназначен. Обычно холсты кроют акриловым грунтом и пишут, что этот холст для живописи акрилом или маслом.
Если Вы купили такой холст и сразу же садитесь писать без предварительной подготовки холста, то его надо хотя бы смочить разбавителем, а затем быстро-быстро сделать подмалевок, а затем по этому подмалевку писать дальше. в этом случае краска будет легко сходить с кисти, но у вас может появится другая проблема) Новые слои краски будут смешиваться с нижними. Посмотрите мастер-класс «Елочка».
Кисть, которой вы собираетесь первый раз в этом сеансе взять краску (она у вас сухая и чистая). необходимо слегка смочить разбавителем и только после этого брать краску.
Светлана Мищенко (Sunday, 26 July 2015 19:16)
Танечка! Спасибо за ценные советы. Постараюсь четко следовать им.
Александра Сердюкова (Monday, 17 August 2015 14:06)
татьяна (Monday, 23 January 2017 21:42)
annavapa (Tuesday, 14 March 2017 14:00)
Чеснок и масло. Это прям, как у Захара Кордовина..
Алла (Friday, 29 December 2017 19:11)
Добрый вечер Татьяна. Вы в статье писали, что использовали оргстекло.Где его можно преобрести в таком размере для палитры,ведь продаются куски от метра.И используете ли вы екструдированное или обычное оргстекло?)
Добрый вечер, Алла!
Я использую оргстекло тонкое, взятое из купленной рамы для фотографий. Под этим стеклом у меня обычная фанера размером 40 на 50, а сверху приклеено оргстекло. На фотографиях виден двусторонний скотч, которым я приклеила палитру к фанере. Этим стеклом я уже пользуюсь вроде бы года два, а то и больше. Наверное это обычное оргстекло.
На фотографиях видно, что мое стекло больше фанеры. Выступающие части оргстекла я использовала для крепления масленок. Потом я оргстекло обрезала по размерам фанеры
Наталья (Thursday, 01 March 2018 10:42)
Но, все-таки мастихином не удобно брать краску ребром. Лучше с холста
Галина (Tuesday, 04 December 2018 12:27)
А лучше использовать бумажную палитру для смешивания красок.Очень удобно.
http://artspalitra.ru/
Татьяна Казакова (Tuesday, 04 December 2018 18:13)
Татьяна Казакова (Tuesday, 04 December 2018 18:45)
Максимов (Wednesday, 05 February 2020 13:57)
Таня, респект.
Очень полезная информация.
Татьяна Казакова (Thursday, 06 February 2020 11:36)
Спасибо! Очень рада
Галина (Friday, 23 July 2021 14:54)