Чем покорили аристократы журдена
Одним из таких великосветских друзей Журдена был граф Дорант.
Едва войдя в гостиную, этот аристократ уделил несколько изысканных комплиментов новому костюму, а затем бегло упомянул о том, что нынче утром он говорил о Журдене в королевской опочивальне.
О замысле супруга она ничего не знала, сама же была озабочена устройством судьбы своей дочери.
Теперь она поняла, зачем ее хотели спровадить на обед к сестре, чтобы муженек мог спокойно спускать денежки с посторонними женщинами.
Журден с Дорантом принялись заверять ее, что обед в честь маркизы дает граф, и он же за все платит, но заверения их ни в коей мере не умерили пыл оскорбленной супруги.
Появление в комедии подобного типа обусловлено характерным явлением социальной жизни Франции эпохи Людовика XIV : дворянство беднеет, буржуазия становится богаче, влиятельней и стремится сравняться с аристократией.
Разбогатевшего торговца тканями, господина Журдена, терзает одна забота : быть во всем похожим на дворянина.
Подражая нравам дворянства, Журден нанимает учителей (музыки, танцев, фехтования, философии), которые, пользуясь его неискушенностью, конкурируют между собой : в надежде побольше заработать каждый объявляет свою профессию наиболее важной («.
Без музыки государство не может существовать.
Без танцев человек ничего не умел бы делать.
Наука фехтования выше всех прочих бесполезных наук, как, например, танцы, музыка.
Необоснованные претензии Журдена препятствуют личному счастью его дочери, но они же, в конце концов, помогают слуге Ковьелю устроить брак Люсиль и Клеонта, остроумно разыграв доверчивого и готового на все ради приобщения к аристократическому сословию буржуа : переодевшись и представившись турецкоподданным, Ковьель просит руки Люсиль от имени сына турецкого султана и посвящает его в «мамамуши», для чего Журдена переодевают турком, бреют и заставляют участвовать в нелепейшей «Церемонии посвящения».
В результате все остались счастливы.
Да… Это прекрасное произведение, доказывающее, насколько внутренний мир человека важнее внешнего облика.
Конспект урока 8 класс. Литература «Мещанин во Дворянстве».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока «»Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»»
Дать понятие о смысле комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.
Показать общечеловеческое в комедии Мольера.
Поясные портреты персонажей.
На доске таблица, которую ученики должны заполнить по ходу урока, раскрывая характеры персонажей.
“… Как гений он знает всё…
Он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок и страсть…”
К.С. Станиславский о Мольере.
I. Организационный момент:
Сообщение цели урока с обращением к эпиграфу.
II. Проверка домашнего задания.
1. Но прежде, чем мы перенесёмся с вами во времена Мольера, давайте вспомним:
– К какому веку относится расцвет классицизма во Франции?
– С какими общественными явлениями он связан?
– Что вы знаете о правиле трёх единств?
2. Словарная работа ( классицизм, драматическое искусство, комедия, мещанин, дворянин).
III. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя:
А теперь мы можем с вами отправляться в XVII век. Замок Шамбор, двор Людовика XIV, короля – “солнце”, 19 ноября 1670 г. Только что закончилось представление новой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.
Сцена из пьесы М.А. Булгакова о Мольере.
Теперь мы видим, какие пересуды вызвала эта комедия Мольера. Что же так раздражало придворных и радовало в ней самого короля? Вспомним историю её создания.
В 1669 г. в Париже находилось турецкое посольство. Турецкий посол, несмотря на пышный приём Людовика XIV, не выразил никакого восхищения по поводу увиденного великолепия. Король был обижен и заказал Мольеру пьесу, в которой можно было бы посмеяться над турецкими церемониями.
Так родилась сцена посвящения в сан “Мамамуши”, из которой и выросла в дальнейшем вся сюжетная линия пьесы.
Но вернёмся к эпиграфу нашего урока. Мольер не был бы Мольером, если бы в пьесе речь шла только о сатире на турецкое посольство.
Мольер чутким взором художника сумел подметить одну из самых ярких черт своего времени. Мы уже с вами говорили, что 17 век не только век рассвета классицизма, но и век начала новых отношений среди людей. Видную роль в жизни общества стала играть буржуазия. Дворянство в те времена уже переживает экономический и моральный упадок, но ещё сохраняет привилегированное положение.
Этот человек целиком захвачен одной мечтой – стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным людям – счастье для него, всё его честолюбие – в достижении сходства с ними, вся его жизнь – это стремление им подражать. Его цель – внешние формы дворянского поведения. Эту слабость Журдена используют многочисленные учителя. Давайте посмотрим только на небольшой урок по философии./Действие 2, явление 6 /.
2. Беседа по комедии с инсценированием отдельных сцен.
– Действительно ли у Журдена есть желание познавать науки?
– Чему учат его учителя и почему эти уроки вызывают смех?
Мы видим с вами, что обучение Журдена нельзя назвать даже поверхностным, он сразу пытается пройти все науки и выучиться всем манерам. Но невежество сочетается у Журдена с другими чертами характера. Что это за черты? / Для ответа на этот вопрос смотрим действие 3,явл. 2/
– А как вы думаете, кто из представленных героев является противоположностью Журдена?
– Какие черты характера вы можете отметить в этом персонаже?
Обратите внимание на удивительное мастерство Мольера – в маленькой сцене перед нами в образах мужа и жены предстали сразу два типа буржуа, о которых я говорила ранее.
А теперь перелистываем дальше страницы комедии и знакомимся с представителем 3-го типа буржуа – новое поколение.
/Действие 3, явление 12 /
– Какие черты характера свойственны Клеонту?
– Какие черты характера вы могли бы добавить к характеристике Журдена?
Но гораздо более злым и беспощадным оказалось в комедии изображение дворянства. Посмотрим, какими предстают они перед нами./ Действие 3, явление 18 /
– Чем покорили аристократы Журдена, и какими на самом деле предстают перед нами граф Дорант и маркиза Доримена?
Дворяне не только издеваются над Журденом: используя его тщеславие и доверчивость, граф Дорант попросту грабит его, беззастенчиво обманывая, когда делает вид, что помогает Журдену в любовных делах. Нечистоплотным представлен граф и в его отношениях с маркизой Дорименой: он тратит для её удовольствий деньги Журдена, делая вид, что он богат. Автор комедии намекает на важную примету времени: материальное положение многих представителей дворянства оставляет желать лучшего. В свою очередь, для маркизы сила чувства определяется затраченными на неё суммами, а состояние поклонника является решающим аргументом в его пользу. При этом расчётливость прикрывается тонкой хитростью: «Я хочу положить конец вашей расточительности: чтобы вы больше на меня не тратились, я решила выйти за вас замуж, не откладывая».
Таким образом, мы видим, что Журден – это ещё и доверчивый человек, который стал жертвой собственных предрассудков. Но именно эта доверчивость к титулу «дворянин» помогает слуге Ковьелю устроить женитьбу Клеонта./Действие 4, явление 5/
– Как вы думаете, кого из героев комедии Мольер изображает с безусловной симпатией?
– Какие черты характера присущи Николь и Ковьелю?
IV. Итоги урока. Выводы.
Именно эти черты характера слуг помогли найти выход из трудного положения Клеонта и Люсиль. Балетный маскарад блистательно завершил комедию. В этом финала также проявился гений Мольера. Мы с вами говорили на прошлом уроке, что Людовик XIV любил комедию и любил балет, Мольер сумел органично соединить эти жанры искусства.
При всём при этом Мольер не отошёл в своём произведении и от правил классицизма.
– Какие черты классицизма нашли отражение в этой комедии?
– А не являются ли сюжетные линии Доримена – Дорант и Клеонт – Люсиль побочными линиями? Не нарушают ли они единства действия?
/ Роль единства действия выполняет единство » игры «. В этой комедии мы видим постоянную игру персонажей. Журден играет дворянина, Ковьель – посланца сына турецкого султана и т.д. Постепенно все включаются в эту игру, даже госпожа Журден. Вот эта игра, переодевание и исполняют роль единства действия. /
А теперь вернёмся к главному вопросу нашего урока: в чём общечеловеческий смысл комедии Мольера » Мещанин во дворянстве «? Посмотрите на составленную нами таблицу.
– Является ли Журден только отрицательным персонажем?
– Только ли людям ХVII века были присущи подобные черты характера?
Хочу особое внимание обратить на слова Клеонта о присвоении всем подряд дворянских званий, о том, что Журден, ослеплённый желанием быть дворянином, отказывается от собственных родителей. Видимо, отказ от своего прошлого, нежелание реально смотреть на историю, является тоже, увы, частью человеческого несовершенства. И 300 прошедших лет мало что изменили в этом отношении. Как мало они изменили представления многих о том, что купить и продать можно всё; во времена Мольера такие торгашеские настроения только зарождались / Журден думал, что заплатив учителям, он сможет купить культуру/. Современные Журдены превратили деньги в мерило всех ценностей, а закон купли – продажи в закон жизни. Герои Мольера не утратили своей актуальности и для людей последующих веков.
V. Домашнее задание:
Сочинение – рассуждение “Журден, я тебя узнал!”
Ответить на вопрос:
– Какие пороки людей XXI века я увидел в образах комедии Мольера “ Мещанин во дворянстве”.
История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов/ под ред. З.И. Плавскина. – М., 1987.
Кирнозе З.И. Страницы французской классики: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М., 1992.
Муравьева Н.И., Тураев С.В. Западноевропейская литература. Пособие для средней школы.– М., 1956.
Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. Пособие для учителей. – М., 1976.
Образ мещанина во дворянстве
Образ мещанина во дворянстве становится центральным в комедии Мольера. Главными качествами героя являются тщеславие, но в то же время – простодушность, наивность и доверчивость.
Краткая информация
Журден – купец по происхождению. Данный факт очень важен в повествовании. Так как принадлежность к определенному классу становится двигателем сюжета, что отображается и в названии произведения.
Журден – не просто купец, он смог приумножить денежные средства собственным трудом. Тщеславие, которое выработалось у героя, побуждает Журдена стать аристократом. Персонаж не понимает, что это сделать невозможно. Находясь всю жизнь в необразованности, Журден под старость лет решается обрести манеры настоящих аристократов, при этом не умея ни читать, ни писать.
Наивность
Мировоззрение Журдена очень наивно. Герой считает, что все на свете можно купить за деньги. Это главное заблуждение Журдена. Он нанимает учителей, портных, парикмахеров, для того чтобы стать частью аристократического общества, думая, что именно так он станет благородным человеком. Стремление к высокому положению в обществе высмеивается автором комедии.
Деньги становятся для Журдена единственным признаком счастливой жизни. Поэтому он противится отдавать свою дочь за человека, у которого нет аристократического происхождения.
Желание раз и навсегда войти в круги дворянского общества становится главным для Журдена. Герой считает, что только так можно стать по-настоящему счастливым.
Все это говорит о наивности главного героя произведения Мольера, о комичности и в то же время трагичности образа.
Доверчивость
Журден не скупится ни на чем, чтобы осуществить свои цели. Щедрость персонажа превращается в безрассудную трату денег. Поэтому многие люди, находящиеся вокруг него, пользуются его деньгами. Граф Дорант занимает у Журдена деньги, фактически насмехаясь над простодушностью героя. Образ Журдена – это образ жертвы. Но жертвой герой стал из-за своих глупых стремлений стать выше того, кем он является на самом деле. Ум и способности Журдена затмеваются его тщеславием. Мольер в своем произведении показывает, что желание получить статус и власть омертвляют все самые лучшие качества. Превратившись в жалкого человека, Журден не видит, что окружающие насмехаются над ним и пользуются его богатствами. Однако главный герой нравственно чище аристократии, показанной в произведении. Если Журден действует из искренних побуждений, то дворяне – из корыстных целей.
Конспект урока «»Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»»
Разделы: Литература
“…Как гений он знает всё…Он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок и страсть…”
К.С. Станиславский о Мольере.
Ход урока
I. Организационный момент:
Сообщение цели урока с обращением к эпиграфу.
II. Проверка домашнего задания.
1. Но прежде, чем мы перенесёмся с вами во времена Мольера, давайте вспомним:
– К какому веку относится расцвет классицизма во Франции?
– С какими общественными явлениями он связан?
– Что вы знаете о правиле трёх единств?
2. Словарная работа ( классицизм, драматическое искусство, комедия, мещанин, дворянин).
III. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя:
А теперь мы можем с вами отправляться в XVII век. Замок Шамбор, двор Людовика XIV, короля – “солнце”, 19 ноября 1670 г. Только что закончилось представление новой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.
Сцена из пьесы М.А. Булгакова о Мольере.
Теперь мы видим, какие пересуды вызвала эта комедия Мольера. Что же так раздражало придворных и радовало в ней самого короля? Вспомним историю её создания.
В 1669 г. в Париже находилось турецкое посольство. Турецкий посол, несмотря на пышный приём Людовика XIV, не выразил никакого восхищения по поводу увиденного великолепия. Король был обижен и заказал Мольеру пьесу, в которой можно было бы посмеяться над турецкими церемониями.
Так родилась сцена посвящения в сан “Мамамуши”, из которой и выросла в дальнейшем вся сюжетная линия пьесы.
Но вернёмся к эпиграфу нашего урока. Мольер не был бы Мольером, если бы в пьесе речь шла только о сатире на турецкое посольство.
Мольер чутким взором художника сумел подметить одну из самых ярких черт своего времени. Мы уже с вами говорили, что 17 век не только век рассвета классицизма, но и век начала новых отношений среди людей. Видную роль в жизни общества стала играть буржуазия. Дворянство в те времена уже переживает экономический и моральный упадок, но ещё сохраняет привилегированное положение.
Этот человек целиком захвачен одной мечтой – стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным людям – счастье для него, всё его честолюбие – в достижении сходства с ними, вся его жизнь – это стремление им подражать. Его цель – внешние формы дворянского поведения. Эту слабость Журдена используют многочисленные учителя. Давайте посмотрим только на небольшой урок по философии./Действие 2, явление 6 /.
2. Беседа по комедии с инсценированием отдельных сцен.
– Действительно ли у Журдена есть желание познавать науки?
– Чему учат его учителя и почему эти уроки вызывают смех?
Мы видим с вами, что обучение Журдена нельзя назвать даже поверхностным, он сразу пытается пройти все науки и выучиться всем манерам. Но невежество сочетается у Журдена с другими чертами характера. Что это за черты? / Для ответа на этот вопрос смотрим действие 3,явл. 2/
– А как вы думаете, кто из представленных героев является противоположностью Журдена?
– Какие черты характера вы можете отметить в этом персонаже?
Обратите внимание на удивительное мастерство Мольера – в маленькой сцене перед нами в образах мужа и жены предстали сразу два типа буржуа, о которых я говорила ранее.
А теперь перелистываем дальше страницы комедии и знакомимся с представителем 3-го типа буржуа – новое поколение.
/Действие 3, явление 12 /
– Какие черты характера свойственны Клеонту?
– Какие черты характера вы могли бы добавить к характеристике Журдена?
Но гораздо более злым и беспощадным оказалось в комедии изображение дворянства. Посмотрим, какими предстают они перед нами./ Действие 3, явление 18 /
– Чем покорили аристократы Журдена, и какими на самом деле предстают перед нами граф Дорант и маркиза Доримена?
Дворяне не только издеваются над Журденом: используя его тщеславие и доверчивость, граф Дорант попросту грабит его, беззастенчиво обманывая, когда делает вид, что помогает Журдену в любовных делах. Нечистоплотным представлен граф и в его отношениях с маркизой Дорименой: он тратит для её удовольствий деньги Журдена, делая вид, что он богат. Автор комедии намекает на важную примету времени: материальное положение многих представителей дворянства оставляет желать лучшего. В свою очередь, для маркизы сила чувства определяется затраченными на неё суммами, а состояние поклонника является решающим аргументом в его пользу. При этом расчётливость прикрывается тонкой хитростью: «Я хочу положить конец вашей расточительности: чтобы вы больше на меня не тратились, я решила выйти за вас замуж, не откладывая».
Таким образом, мы видим, что Журден – это ещё и доверчивый человек, который стал жертвой собственных предрассудков. Но именно эта доверчивость к титулу «дворянин» помогает слуге Ковьелю устроить женитьбу Клеонта./Действие 4, явление 5/
– Как вы думаете, кого из героев комедии Мольер изображает с безусловной симпатией?
– Какие черты характера присущи Николь и Ковьелю?
IV. Итоги урока. Выводы.
Именно эти черты характера слуг помогли найти выход из трудного положения Клеонта и Люсиль. Балетный маскарад блистательно завершил комедию. В этом финала также проявился гений Мольера. Мы с вами говорили на прошлом уроке, что Людовик XIV любил комедию и любил балет, Мольер сумел органично соединить эти жанры искусства.
При всём при этом Мольер не отошёл в своём произведении и от правил классицизма.
– Какие черты классицизма нашли отражение в этой комедии?
– А не являются ли сюжетные линии Доримена – Дорант и Клеонт – Люсиль побочными линиями? Не нарушают ли они единства действия?
/ Роль единства действия выполняет единство » игры «. В этой комедии мы видим постоянную игру персонажей. Журден играет дворянина, Ковьель – посланца сына турецкого султана и т.д. Постепенно все включаются в эту игру, даже госпожа Журден. Вот эта игра, переодевание и исполняют роль единства действия. /
А теперь вернёмся к главному вопросу нашего урока: в чём общечеловеческий смысл комедии Мольера » Мещанин во дворянстве «? Посмотрите на составленную нами таблицу.
– Является ли Журден только отрицательным персонажем?
– Только ли людям ХVII века были присущи подобные черты характера?
Хочу особое внимание обратить на слова Клеонта о присвоении всем подряд дворянских званий, о том, что Журден, ослеплённый желанием быть дворянином, отказывается от собственных родителей. Видимо, отказ от своего прошлого, нежелание реально смотреть на историю, является тоже, увы, частью человеческого несовершенства. И 300 прошедших лет мало что изменили в этом отношении. Как мало они изменили представления многих о том, что купить и продать можно всё; во времена Мольера такие торгашеские настроения только зарождались / Журден думал, что заплатив учителям, он сможет купить культуру/. Современные Журдены превратили деньги в мерило всех ценностей, а закон купли – продажи в закон жизни. Герои Мольера не утратили своей актуальности и для людей последующих веков.
V. Домашнее задание:
Сочинение – рассуждение “Журден, я тебя узнал!”
Ответить на вопрос:
– Какие пороки людей XXI века я увидел в образах комедии Мольера “ Мещанин во дворянстве”.
Характеристика и образ Журдена в рассказе Мещанин во дворянстве Мольера сочинение
Одним из основных персонажей произведения является представитель буржуазного класса Журден, главной целью жизни которого – мечта о приобретении дворянского титула.
Писатель представляет героя в образе пожилого купца, желающего стать истинным аристократом, но при этом являющимся необразованным, невежественным человеком, отличающимся грубыми манерами.
С целью походить на дворянина он полностью перестраивает собственную жизни, меняет старые привычки, приглашает учителя танцев, наряжается в дорогую одежду, устраивает из своей квартиры модный салон, а для дочери пытается найти мужа, имеющего благородную родословную. Для всех своих прихотей Журден не жалеет денег, что вызывает у окружающих лишь насмешливые взгляды, глядя как Журден учиться правильным поклонам и жестам.
Домочадцы пользуются стремлением Журдена к аристократизму в личных целях, приобретая за его счет новые дорогие наряды и украшения.
Поскольку Журден не отличается элементарными знаниями и легко поддается чужому лестному влиянию, все нанятые им учителя, портные, парикмахеры обманывают его, называя дойной коровой. Все вокруг готовы на любую лесть и ложь ради получения щедрой оплаты.
С подачи графа Доранта Журден начинает ухаживать за вдовствующей маркизой Дорименой, расточая перед ней несуразные комплименты, преподнося немыслимо дорогие презенты, устраивая в ее честь званые ужины. Но все попытки Журдена сводятся к нулю, так как хитрый Дорант выдает все ухаживания Журдена за Дорименой за собственные, чем ослепляет маркизу.
Одержимый желанием стать дворянином, Журден не позволяет дочери выходить замуж за молодого Клеонта, поскольку он не имеет дворянского титула. Но жена и дочь, используя тщеславные качества Журдена, устраивают разыгранный спектакль, в котором представляют Клеонта, безумно любящего дочь Журдена, в качестве турецкого султана, имеющего огромное состояние. Покоренный Журден, не узнав в облике султана возлюбленного дочери, дает согласие на ее замужество.
Раскрывая образ Журдена в произведении, писатель на его примере показывает невежественность существующего буржуазного общества, которое в стремлении к высшему сословию забывают о настоящих человеческих чувствах, заполняя свой внутренний мир глупыми страстями и пороками, выпячивая выдуманные правила хорошего тона, безвкусицу и нелепость поступков.
Вариант 2
Журден – богатый буржуа. Он немного стесняется своего происхождения, главной его целью стало попадание в высшее общество. По его мнению, за деньги можно приобрести абсолютно все: знания, здоровье, связи, любовь, титул и многое другое. Журден занимается с педагогами, которые обучают его светским манерам. К сожалению, господин не обладает даже элементарными знаниями, поэтому часто попадается на уловки мошенников. Наивного Журдена легко обвести вокруг пальца. Этим пользуются все, даже граф Доранта.
Буржуа нелеп, так как поглощён целью стать аристократом. Это цель стала его жизнью. Автор произведения четко, на примере Журдена, показывает, как какая-то цель может вытеснить из человека очень много хорошего. Герой просто живет этой целью. Задатки, конечно, у него есть, так как он был не глупым. Ведь ему удалось приумножить капитал отца в несколько раз. Журден понимает, что всего наставники, у которых он обучался – лгут. Одержимость попасть в светское общество полностью овладевает мужчиной.
Над Журденом часто посмеиваются, иногда открыто в лицо, иногда за спиной. Дорант в какой-то мере симпатизирует герою, хоть и есть капля призрения. Слуги героя иногда просто не могут сдержать смех, когда их хозяин появляется в « величественном» наряде. Однако Журден очень стремительно идет к своей цели, не замечая ничего не своем пути. Он парой груб с женой, ругает слуг, даже готов пожертвовать счастьем дочери, лишь бы стать аристократом.
Мольер описывает Журдена как человека довольно необразованного, глупого и недалекого. Хоть в душе он дольно наивный и добродушный. Мужчина хоть и поглощён своей целью, но он остается искренен со многими. Не позволяет себе обманывать других, как те же Дорант или Доримена. Герой довольно целеустремлён, как минимум, за это его уже можно уважать. Можно сделать вывод, что Журден – добряк, а его цель стать аристократом – просто прихоть богача.
Сочинение про Журдена
Знаменитый балет «Мещанин-дворянин» или как у нас принято называть это произведение Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» впервые увидел свет в 1670 г. Среди зрителей в замке Шамбор был король Франции. За год до этого события случился конфуз. Короля обманул якобы глава делегации от Великого повелителя османов, оказавший вовсе не послом великого Мехмеда IV. В этом весь Мольер. С одной стороны, в угоду королю он пишет сиюминутную политическую сатиру, о которой через год никто не должен вспомнить. Но он так не может. И пишет бессмертное произведение, высмеивающее человеческую глупость и тщеславие.
Герой произведения – необразованный богатый мещанин, возжелавший стать аристократом. У него есть деньги, но нет титула. И вся его природная сметка, житейский опыт и «живой», не отягощенный обширными знаниями ум, затмевается тщеславным желанием получить дворянское звание. Причем не «шевалье» или «барона», а сразу ставится задача стать маркизом.
Размах замыслов показывает недюжинную деловую хватку буржуа Журдена. Задумано – сделано. Нанята куча учителей и выбран объект «страсти» — маркиза Доримена. Все вокруг от прислуги и семьи господина Журдена, до нанятых им учителей и графа Доранта, понимают тщетность этих потуг и смеются над ним. Кто тайком, а его жена госпожа Журден так и вовсе открыто. Но «закусивший удила» и ослепленный своим желанием «будущий дворянин» ничего не видит и не понимает, что творится вокруг него. Он по привычке пытается все решать сам и командовать, а также ничуть не смущаясь идет на обман. Ничто так не ослабляет его власть, лишая всякого авторитета — как смешное положение в котором он оказывается. Он смешон в своих желаниях и действиях, но не понимает этого. В результате его самого все обманывают.
Но вот интересный психологический момент. Получив шутовское звание «мамамуши» и заверения «подставного» друга отца о благородном происхождении самого господина Журдена – тот успокаивается и все завершается ко всеобщему удовольствию. Вот такой странный выверт человеческого сознания. Видимо не зря в народе говорят: «Меньше знаешь – лучше спишь».
А вот теперь главное. Достойно ли для человека жить в мире иллюзий, обмана и/или самообмана? Спокойней – без сомнений. Но такой мир постоянно «уходит» от реального и в решающий момент можно очень сильно ошибиться с выбором. И вот тогда встреча с настоящей реальностью может окончиться очень печально, если не трагически.