Чем подтверждается ветеринарная безопасность мяса
Чем подтверждается ветеринарная безопасность мяса
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 243-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Порядок назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
(часть пятая введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 243-ФЗ)
Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в пределах своей компетенции.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 243-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
Качество и безопасность мясной продукции
Большинство населения земного шара считает мясо незаменимым составляющим суточного рациона питания. Именно поэтому приоритетным остается вопрос о качественном производстве мясных продуктов. Современное использование термина «качественные мясные продукты» подразумевает не только пищевую ценность, но и потребительскую безопасность мяса и продуктов его переработки. Понятие безопасности пищевых продуктов включает информацию как о содержании остаточных и строго регламентированных экологических токсических веществ (в частности, солей тяжелых металлов, пестицидов и др.), так и о микробиологической пригодности готовых изделий.
Чтобы избежать неприятных последствий и получить только пользу от употребления мяса и мясной продукции, при покупке нужно обратить внимание на такие особенности:
• на любой вид пищевой продукции, включая мясную, должны быть документы, подтверждающие ее качество и безопасность (декларация соответствия, ветеринарное свидетельство) и вы вправе потребовать ее предъявить у реализатора;
• мясная продукция должна храниться при соответствующей температуре, в холодильных камерах на специально оборудованных торговых местах, не покупайте продукцию «с рук»;
• если это упакованная продукция, то стоит обратить внимание на сроки годности.
Потребителям важно помнить об особенностях маркировки мясной продукции, которые регламентированы Техническими регламентами Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» и ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции». Не допускается маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые ассоциативно воспринимаются как мясная продукция для детского питания (например, сосиски «Детские», колбаса «Карапузик», «Крепыш», «Топтыжка»).
В наименовании мясной продукции указывается или помещается в непосредственной близости от наименования информация о группе мясной продукции (например, «мясной», «мясосодержащий», «мясорастительный», «растительно-мясной») и ее виде (например, «колбасное изделие», «продукт из мяса», «полуфабрикат», «кулинарное изделие», «консервы», «продукт из шпика», «бульон»).
В маркировке продуктов убоя и мясной продукции, упакованных под вакуумом или в условиях модифицированной атмосферы, должна содержаться соответствующая информация («упаковано под вакуумом», «упаковано в модифицированной атмосфере»).
Следует обратить внимание, что на тушу, полутушу и четвертину мяса наносится оттиск ветеринарного клейма, допускается дополнительно наносить оттиск товароведческого клейма. В товаросопроводительной документации на неупакованные продукты убоя указывается следующая информация: вид мяса продуктивного животного, от которого получен продукт убоя, наименование продукта убоя, термическое состояние туш, полутуш, четвертин и отрубов («охлажденное», «замороженное»), анатомическая часть туши (для отрубов).
Уважаемые потребители! Помните, что мясо и печень домашних или диких животных, купленные в неприспособленных местах, с рук, с машин, во дворах жилых домов, представляют опасность в плане заражения гельминтозами (трихинеллез, эхинококкоз, тениоз и др.), возбудителями таких инфекционных заболеваний, как сальмонеллез, бруцеллез, а если мясо и мясные продукты были получены от больного животного, есть высокий риск содержания в таких мясных продуктах большого количества антибиотиков.
Воздержитесь от покупки продуктов животноводства неприглядного внешнего вида и сомнительного качества, производителем которых являются неизвестные фирмы.
При покупке обратите внимание на внешний вид, запах, упаковку мясной продукции, на которой должен быть отражен производитель, дата изготовления, сроки годности, пищевая ценность продукции.
Подготовлено юрисконсультом ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области в городе Гусев» О.М. Фроловой.
Статья 21. Ветеринарно-санитарная экспертиза
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 21 настоящего Закона внесены изменения
Статья 21. Ветеринарно-санитарная экспертиза
Мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Порядок назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в пределах своей компетенции.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 21 настоящего Закона
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
О документах на непереработанную мясную продукцию
О документах на непереработанную мясную продукцию
В связи с многочисленными как письменными, так и устными обращениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых производством и оборотом мяса птицы, о сопроводительных документах, необходимых для выпуска продукции с производства в торговые предприятия на территории Самарской области Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области информирует.
На сегодняшний день Министерством сельского хозяйства России совместно с профильными ведомствами подготовлен проект первой редакции Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса птицы и продукции ее переработки» по прохождению процедур публичного обсуждения, внутригосударственного согласования и принятия которого в нем будут отражены данные вопросы.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.23 ТР ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением непереработанной пищевой продукции животного происхождения.
Вместе с тем, обращаю Ваше внимание, что в соответствии со статьей 30 ТР ТС 021/2011 непереработанная пищевая продукция животного происхождения перед выпуском в обращение подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе,которая проводится в целях:
1) установления соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
2) установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», а также Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам.
Следовательно, на непереработанную пищевую продукцию животного происхождения должны быть оформлены документы, предусмотренные законодательством в области ветеринарии. Также должна быть информация, подтверждающая безопасность, условия хранения, перевозки, реализации продукции и сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Изготовитель обязан вести и хранить документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, включая документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, на бумажных и (или) электронных носителях информации.
Документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, подлежат хранению в течение трех лет со дня их выдачи.
Сертификация мясной продукции
Оценка качества мясной продукции, производимой и реализуемой в ЕАЭС, осуществляется посредством декларирования.
После успешного завершения данной процедуры предприниматель может в добровольном порядке получить сертификат на мясную продукцию. Его наличие способствует росту доверия к качеству товаров со стороны потребителей и обеспечивает за счет этого рост уровня продаж и расширение рынка сбыта.
Добровольный сертификат и обязательная декларация на мясную продукцию имеют ряд отличий. Сертификаты оформляют на специальных бланках, а декларацию заполняют на обычной бумаге офисного формата. При декларировании возможна регистрация документа на основании собственных доказательств заявителя, сертификат же выдается только по результатам положительного заключения протокола испытаний аккредитованной лаборатории.
Санитарная и ветеринарная проверки
При определении формы оценки соответствия важно правильно идентифицировать продукцию, так как в некоторых случаях требованиями законодательства предусматривается проведение госрегистрации (для специализированной пищевой продукции) или ветеринарной проверки (для непеработанной продукции, например, свежего мяса).
Нормативная база
Мясные изделия всех видов попадают под действие ТР ТС 034/2013 и 021/2011. Первый регламент содержит детализированные и специфические требования, предъявляемые именно к изделиям из мяса. Второй норматив определяет базовые требования к продуктам питания, организации производства и вспомогательных процессов.
Также мясо и мясосодержащие продукты должны соответствовать ТР ТС 022/2011, которым регламентируются вопросы обязательной маркировки товаров именно пищевой отрасли.
Виды продукции
В статье 1 техрегламента 034/2013 приведен полный перечень объектов регулирования, попадающих под его действие. Помимо процессов изготовления, продажи, транспортировки, хранения и утилизации, регламентом устанавливаются требования качества и безопасности в отношении:
Здесь же приводится перечень объектов, на которые не распространяется действие техрегламента (изделия непромышленного производства для собственного употребления, пищевые добавки, мясо птицы, готовые мясные блюда предприятий общественного питания). Порядок идентификации товаров подробно описан в ст. 3 ТР ТС 034/2013.
Схемы оценки качества
Декларирование мясной продукции осуществляется по одной из трех схем с учетом особенностей изделий и условий его выпуска (3д, 4д и 6д).
Схемы 3д и 6д применяются для проверки серийного производства.. Схему 4д используют для декларирования партии или единичных изделий, поэтому данная схема оптимально подходит для подтверждения качества и безопасности импортируемых изделий.
Максимальный срок действия декларации на серийный выпуск не может превышать 3 лет для схемы 3д и 5 лет для схемы 6д. При использовании схемы 4д срок действия разрешения ограничивается периодом годности продукции.
Принятие декларации с применение схемы 6д подразумевает обязательное проведение инспекционного контроля в отношении системы менеджмента.
Что указывается в декларации?
Декларация составляется по определенным правилам и с соблюдением единой формы, установленной Решением КЕЭК №293. Так, в документе должны содержаться данные заявителя, производителя, наименование и код ТН ВЭД объекта оценки, перечень ТР ТС-ЕАЭС, соответствие которым устанавливается, основания принятия декларации (протоколы, акты, заключения), срок действия, дата регистрации и уникальный номер.
Необходимые документы и сведения
Чтобы оформить декларацию на мясную продукцию, заявитель должен обратиться в наш центр с заявкой и следующим пакетом документации:
Точный перечень необходимых данных для проведения декларирования именно вашей продукции можно уточнить у специалистов центра сертификации «Ростест».
Порядок декларирования
Прежде всего, проверяются представленные заявителем документы и доказательства, анализирует правильность составления и достоверность протоколов испытаний, акта производственного контроля, сертификата на СМК.
При положительном результате проверки данные о декларации вносятся в реестр Росаккредитации — декларация вступает в законную силу, после чего может использоваться во всех странах ЕАЭС.
Ответственность
Отсутствие декларации соответствия на мясную продукцию влечет ограничение экспортно-импортных операций. При выявлении таможенными органами данного нарушения товары не смогут пройти таможенный контроль и будут задержаны на границе.
В случае выявления Роспотребнадзором нарушения правил обращения продукции в отношении ответственного лица могут применяться следующие санкции (согласно гл.14 КоАП)
Нюансы и особенности
Положения ТР ТС 021 устанавливают необходимость внедрения на предприятиях пищевой промышленности принципов ХАССП. Внедрить данные принципы помогут специалисты нашего центра.
В нашем центре сертификации «Ростест» вы всегда можете уточнить информацию о порядке оформления обязательных и добровольных сертификатов на мясную продукции, а также узнать подробности о био-, эко- или органик-сертификатах.
Оставьте заявку на нашем официальном сайте!