Чем подтверждается смена фамилии после развода
Как подтвердить смену фамилии?
Согласно п. 1 ст. 35 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда производится органом записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и заявления бывших супругов (одного из них) или заявления опекуна недееспособного супруга. Заявление о государственной регистрации расторжения брака может быть сделано устно или в письменной форме.
Согласно ст. 36 данного закона супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак на другую, вправе и после расторжения брака сохранить данную фамилию, или по его желанию при государственной регистрации расторжения брака ему присваивается добрачная фамилия.
Для смены фамилии необходимо обратиться с заявлением в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) и представить выписку из решения суда или заверенную судом копию решения со штампом «Вступило в законную силу такого-то числа».
Неоднократная смена фамилии в связи с замужеством может быть подтверждена только свидетельствами о заключении или расторжении брака и судебным решением.
На основании ст. 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных названным законом, другими федеральными законами, иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния.
Какие документы нужно переоформить после смены фамилии?
Придется заменить документы, имеющие отношение к недвижимости, и сообщить об изменении фамилии в Пенсионный фонд, управляющую компанию, банк, удостоверяющий центр, выдавший электронную цифровую подпись, и председателю СНТ
Смена фамилии не является основанием для прекращения или изменения ранее приобретенных прав и обязанностей: сохраняются в силе документы об образовании, квалификации и работе, остаются в неизменном виде права собственности и долги не исчезают. Однако человек должен будет заменить документы и сообщить об изменении фамилии заинтересованным лицам, например работодателю, банку или судебным приставам, если возбуждено исполнительное производство, и т.п. Если это не будет сделано, то возможно наложение штрафов госорганами, например за просрочку замены паспорта, или применение санкций по договорам с контрагентами, например банк потребует досрочно вернуть кредит. Также могут возникнуть затруднения в реализации своих прав, например при продаже имущества или получении долгов по исполнительным листам.
В этой статье мы рассмотрим, какие документы необязательно менять после смены фамилии и какие нужно переоформить, чтобы продолжать пользоваться и распоряжаться недвижимостью.
Общегражданские документы
Следует помнить о необходимости замены или корректировки общегражданских документов, которые могут потребоваться при осуществлении сделок с недвижимостью (продажи, сдачи в аренду) и других юридических действий (регистрации по месту жительства или временного пребывания, оплаты коммунальных услуг и т.п.).
Паспорт
СНИЛС
Электронная цифровая подпись
(Преступники нередко используют электронную подпись, чтобы сменить собственника недвижимости без его ведома или оформить заем на чужое имя. О том, как защититься от мошеннических действий, читайте в статьях «Помешает ли новый закон мошенникам отбирать недвижимость у ее владельцев?» и «Что помешает аферистам взять кредит на ваше имя или отобрать недвижимость»).
Доверенности
Но на практике некоторые компании и граждане отказываются вступать в сделки, а госорганы не принимают документы на основании доверенностей, в которых указаны неактуальные данные. Например, покупатель может отказаться от приобретения недвижимости, продаваемой по такой доверенности, регистрирующий орган – приостановить регистрацию сделки, а суд – оставить исковое заявление без движения. Во избежание подобных проблем доверенности рекомендуется изменять.
Документы на квартиру
Правоустанавливающие документы на квартиру
Регистрационные документы по месту жительства
Документы, связанные с ЖКХ
Документы на дачу
Правоустанавливающие документы на дачу
Если человек состоит в СНТ, он обязан своевременно информировать председателя или иного уполномоченного члена правления СНТ об изменении своей фамилии. Иначе ему придется нести расходы, связанные с отсутствием в реестре членов СНТ актуальной информации. В законе не установлен порядок информирования (перечень документов, срок, форма уведомления), однако он должен быть прописан в уставе СНТ.
Ипотека
Законодательство не устанавливает обязанность физлица-должника по информированию банка о смене фамилии. Но в кредитных договорах обычно предусматриваются такая обязанность, порядок ее исполнения и ответственность за неисполнение. Среди мер ответственности могут быть установлены как штрафы, так и право банка требовать досрочного расторжения договора (и, соответственно, досрочного возврата кредита). Поэтому важно незамедлительно связаться с банком и уточнить порядок подачи уведомления об изменении фамилии.
Закон не предусматривает обязанности человека уведомлять налоговые органы о смене фамилии. Эта информация передается в ФНС органами ЗАГС. При этом номер ИНН остается прежним. Обязанность получать новое свидетельство о присвоении ИНН не установлена, но при желании или необходимости человек может запросить и получить его бесплатно.
1 Абзац 3 п. 12 Положения о паспорте гражданина РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828). Приказ МВД России от 13 ноября 2017 г. № 851 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
2 Пункты 14, 15, 16 Положения о паспорте гражданина РФ.
3 Статья 19.15 КоАП РФ.
4 Пункты 145, 154.5 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ (утв. Приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. № 851).
5 Пункты 4, 41 Правил предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1746).
6 С 1 апреля 2019 г. утратила силу ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», предусматривающая выдачу нового СНИЛС при изменении фамилии.
7 Абзац 6 п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 9, абз. 4 ч. 2 ст. 14 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; Приложение № 2 к Постановлению Правления Пенсионного фонда РФ от 27 сентября 2019 г. № 485п «Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и Порядка заполнения форм указанных сведений».
8 Пункт 2 ч. 2 ст. 13, п. 2 ч. 2 ст. 14, п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
9 Статья 188 Гражданского кодекса РФ.
10 Статьи 26, 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Пункт 219 Административного регламента Росреестра по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (утв. Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 г. № 278).
11 Письмо МВД России от 30 апреля 2019 г. № 3/197705064809 «О предоставлении информации». С 17 апреля 2018 г. утратил силу Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», содержавший положения о домовых книгах. В новом одноименном Приказе МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984 нет положений, устанавливающих обязанность по внесению изменений в документы регистрационного учета граждан.
12 Часть 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ. Подпункт «б» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416). Пункты 6.1, 148 (1-1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).
13 Статьи 26, 27 Закона «О государственной регистрации недвижимости». Пункт 219 Административного регламента Росреестра по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
14 Часть 5 ст. 12, ст. 15 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вместе с фамилией неизбежно придется заменить 8–10 основных документов. В противном случае можно получить множество штрафов, лишиться возможности выезда за рубеж и столкнуться с бюрократическими проблемами.
Оформить новые бумаги можно в профильных ведомствах и компаниях, а также зачастую через МФЦ или сайт Госуслуг. В ряде случаев потребуется оплатить пошлину или услугу перевыпуска.
В каких случаях может измениться фамилия?
Любой гражданин России может сменить имя, фамилию и отчество по достижении 14 лет. Такое право дает статья 58 Федерального закона № 143. Чаще всего причин здесь две — замужество и развод. Также сотрудники органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) могут пойти навстречу и разрешить смену фамилии, если она:
С согласия обоих родителей (за некоторыми исключениями) можно сменить и фамилию ребенка в возрасте до 14 лет.
Какие документы нужно менять при смене фамилии?
В эту категорию попадают почти все основные документы, которыми человек пользуется в гражданской жизни. Для каждого из них определен собственный порядок замены.
Паспорт
Заменяется в первую очередь. Сделать это можно в территориальном органе внутренних дел, а при возможности — в многофункциональном центре или через сайт Госуслуг. Пункт 15 Положения о паспорте отводит на это не более 30 дней, иначе вам грозит штраф. Размер пошлины составляет 300 рублей. Оплатить ее можно в Сбербанке или через интернет.
После замены паспорта гражданина Российской федерации вам потребуется как можно быстрее заменить остальные документы. Многие из них будут недействительны даже при предъявлении свидетельства о регистрации перемены имени.
СНИЛС
Страховой номер индивидуального лицевого счета (зеленая ламинированная карточка) не имеет установленного срока замены. Однако если этого не сделать, возможны проблемы с начислением пенсионных взносов. Да и воспользоваться им как документом, например, в банке вы не сможете. Сама замена проходит в отделении Пенсионного фонда и бесплатна.
Также заменить документ можно через:
Дополнительно на этом этапе стоит попросить работодателя сделать отметку о смене фамилии в вашей трудовой книжке.
Заграничный паспорт
Его нужно будет поменять, чтобы попасть за пределы страны. Оформляется в федеральной миграционной службе МВД, в МФЦ или через все те же Госуслуги. Пошлина за документ старого образца составляет 2000 рублей, нового — 5000.
Действующие визы также потребуется обновить в консульствах или визовых центрах, если они есть в вашем регионе.
Полис ОМС
Без действительного полиса обязательного медицинского страхования вам могут просто отказать в лечении. Часть 2 статьи 16 Федерального закона № 326 отводит на его замену месяц. Чтобы сделать это, нужно найти офис своей страховой компании на сайте ОМС и обратиться туда. Также контакты страховщика могут быть указаны в самом полисе. Замена бесплатна.
Банковские карты
Все карты придется перевыпустить на новое имя, а в базу необходимо будет внести ваши новые паспортные данные. Стоимость услуг определяет конкретный банк.
Если карта зарплатная — перевыпустить ее должен ваш работодатель.
Сам идентификационный номер налогоплательщика не изменяется, вам просто выдадут новое свидетельство с новой фамилией. Процедуру регулирует приказ Министерства финансов № 114н от 05.11.2009. Получить документ можно в МФЦ или вашем территориальном подразделении налоговой службы.
Справка об инвалидности
Ее потребуется заменить согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития № 1031н от 24.11.2010. Услуга оказывается бесплатно в территориальном бюро медико-социальной экспертизы. Повторное прохождение комиссии не требуется.
Военный билет
Согласно ФЗ № 53, непредоставление в военный комиссариат данных о смене фамилии влечет за собой штраф, размер которого определяется в зависимости от региона. Максимальный допустимый срок замены при этом не обозначен. Услугу можно получить бесплатно как в военном комиссариате, так и в МФЦ.
Водительское удостоверение
Пошлина за замену составляет 2000 рублей, а оказывается услуга через:
Процедура регламентирована пунктом 29 постановления Правительства № 1097. Если пренебречь заменой, вам будет грозить штраф в размере от 500 рублей.
Для каждого учреждения потребуется собственный комплект документов. Он уникален в каждом случае и зависит от региона и ситуации. Лучшим решением будет предварительно уточнить его в нужном ведомстве либо найти на сайте Госуслуг.
Замена документов при смене фамилии после замужества
В этом случае порядок замены документов никак не изменяется. Единственное отличие — вместо свидетельства о регистрации перемены имени нужно будет иметь при себе свидетельство о регистрации брака.
Нужно ли менять документы на машину после смены фамилии?
Штраф за ошибку в СТС составит 500 рублей, в ПТС — от 1500 рублей.
Замена полиса ОСАГО при смене фамилии
Заменять полис обязательного страхования автогражданской ответственности или каско не потребуется. Согласно пункту 8 закона об ОСАГО, в них просто вносятся корректировки при обращении в страховую.
Помните: езда с неверным именем в полисе по закону равна езде без него.
Нужно ли менять документы на собственность?
Ни в документы о праве собственности, ни в документы об образовании изменений вносить не нужно. Это можно сделать по собственной инициативе, но закон подобных требований не выдвигает. Единственное условие — вместе с документом всегда придется предъявлять свидетельство о перемене имени или браке.
При возникновении трудностей есть смысл обратиться за консультацией к специалисту по административному праву.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Как доказать девичью фамилию после развода
Как доказать свою девичью фамилию, если в паспорте и свидетельстве о расторжении брака стоит фамилия бывшего мужа (я оставила его фамилию после развода)
Здравствуйте! До брака в свидетельстве на квартиру стоит девичья фамилия. Затем после развода, фамилию оставила как в браке. Как теперь доказать, что свидетельство на квартиру принадлежит мне, ведь свидетельство о браке у меня уже нет, а в свидетельстве о разводе девичьей фамилии нет.
При разводе (РФ) изъяли свидетельство о браке. Брак был заключен в Узбекистане. После развода осталась на фамилии мужа. Как доказать, что девичья фамилия была другая? Кто подтвердит?
Приветствую Вас! После развода оставила фамилию бывшего мужа. Как доказать свою девичью фамилию, т.к. диплом и др. документы имеют девичью фамилию?
При устройстве на работу требуется предоставить диплом, например. Диплом у меня на девичью фамилию выписан. Сейчас я ношу фамилию второго мужа, и у меня нет документов подтверждающих, что девичья фамилия в дипломе (и в других документах) моя. В бытность первого замужества можно было предъявить свидетельство о браке, где указана девичья фамилия, но после развода я оставила фамилию первого мужа и с ней вышла второй раз замуж. Как доказать, что девичья фамилия имеет ко мне непосредственное отношение? Спасибо. Извините за сумбур.
После развода оставила фамилию мужа, как доказать, что документы на девичью фамилию принадлежат мне?
Пож-та, как доказать свое право на наследство, что я являюсь родной дочерью (наследуется квартира матери), если после развода я оставила фамилию мужа? В свидетельстве о разводе не указана девичья фамилия. Завещания на квартиру нет.
Мне необходимо доказать родство с умершей матерью. Свидетельство о рождении имеется, но в нем фигурирует не та фамилия (а фамилия во время прибывания в браке с отцом), так как после развода она сменила фамилию (не сразу) и в свидетельстве о смерти, девичья фамилия.
У меня запутанная ситуация! Мой школьный аттестат оформлен на девичью фамилию, в институте я вышла замуж и взяла фамилию мужа, поэтому диплом о высшем образовании у меня на фамилию мужа, сейчас мы в разводе, и после развода, я не стала брать свою девичью фамилию, и поменяла ее на более звучную фамилию моего деда. После последней смены фамилии меня обязали сменить свидетельство о рождении на настоящую, а также у меня есть документ о перемене фамилии с замужней на мою настоящую фамилию, таким образом среди моих документов не оказалось никаких подтверждений тому факту, что я когда-то носила свою девичью фамилию.. только аттестат, не подкрепленный ничем… в этом году я собираюсь эмигрировать в другую страну, и диплом о высшем образовании им не интересен, требуется только аттестат, но как мне доказать, что он мой? можно ли сменить фамилию в таком случае?
Нужен ваш профессиональный совет:
как может мать доказать родство с сыном, если после рождения сына в 1941 году в г. Омске и после получения свидетельства о рождении она развелась с мужем, взяла девичью фамилию, утратила документы о браке и о разводе и о изменении фамилии. Муж умер.
У сына сохранилось свидетельство о рождении, в котором указана фамилия матери в браке.
В последние 15 лет мать с сыном живут вместе в городе Москве.
Имеют разные фамилии.
У меня такая ситуация: квартира была оформлена в собственность на мою девичью фамилию. При заключении брака взяла фамилию мужа, а после развода оставила его же фамилию.
Теперь мне нужно оформить временную регистрацию иностранцу по своему адресу, а у меня получается, что свидетельство о собственности на девичью фамилию, а документы (паспорт, ИНН, СНИЛС)-на фамилию бывшего мужа. И в свидетельстве о расторжении брака никаких следов девичьей фамилии нет. Как доказать теперь, что свидетельство о регистрации права собственности-моё? нужно будет приложить какую-то справку, или нужно менять свидетельство, или просто достаточно будет свидетельства о расторжении брака?
Как получить св-во о рождении умершего человека. Мужу надо доказать родство с мамой, а у нас только есть ксерокопия св-ва о рождении. После развода с отцом мужа она не взяла девичью фамилию.
Пожалуйста, как и где можно получить документ о смене фамилии, чтобы доказать родство? У моей матери 2 детей от разных браков. И у нас у всех разные фамилии. У матери девичья (которую она вернула после развода), у меня фамилия моего отца, у сестры соответственно ее отца. Свидетельство о браке с первым мужем утеряно.
Нужен ваш профессиональный совет:
Как может мать при жизни! Доказать родство с сыном (не обращаясь в архивы ЗАГСа в Новосибирске!), если после рождения сына в 1941 году в г. Новосибирске и после получения свидетельства о рождении она развелась с мужем, взяла девичью фамилию, утратила документы о браке и о разводе и о изменении фамилии. Муж умер.
У сына сохранилось свидетельство о рождении, в котором указана фамилия матери в браке.
В последние 15 лет мать с сыном живут вместе в городе Москве.
Имеют разные фамилии.
После развода у меня забрали свидетельство о браке. Фамилию я оставила по мужу. Диплом у меня на девичью фамилию. Как в этом и в других случаях доказать, что это один и тот же человек? Как можно доказать родство со своими родителями? Если брак регистрировался в Литве, а живу я в Калужской области, то как можно получить дубликат свидетельства о браке?
Моя мать после развода перешла на свою девичью фамилию, а я после регистрации брака перешла на фамилию мужа. Сейчас я пенсионерка. Мать живет далеко от меня (я живу в Белоруссии, а мать в Питере). Сейчас матери 85 лет. Ко мне ехать она не хочет. Как я могу доказать нотариусу, что я её дочь, если в Брянске, где раньше мы жили, мне документы на переход её фамилии не дают, а ссылаются на то, что дадут их после того, как я им покажу свидетельство о её смерти. Получается замкнутый круг. Как же все таки доказать нотариусу, что я её дочь?
Я так понимаю нужно оформить заявление на замену паспорта в связи с его утерей. Но волнует вопрос. На госуслугах пишут, что я должна представить в МВД свидетельство о рождении (как понимаю своё), но в нем девичья фамилия. Соответственно, чтобы доказать фамилию настоящую мне придется представить свидетельство о браке?
Я второй раз замужем.
Девичья фамилия — Иванова (есть свидтельство о рождении).
После первого брака — Петрова (есть свидельство о разводе).
После второго брака (сейчас) — Сидорова.
Скажите, пожалуйста, какой у меня должен быть документ, удостоверяющий, что я дочь своих родителей Ивановых, ведь в текущем свидетельстве о браке написано, что Петрова вышла замуж за Сидорова, а в свидетельстве о разводе не прописана девичья фамилия.
Как мне теперь доказать, что Иванова стала Сидоровой?
У меня в начале января умер отец. Встал вопрос о наследстве. Я должна предоставить документы, подтверждающие родственные связи. Свидетельство о рождении у меня есть, но фамилия там стоит девичья. После того, как я вышла замуж, фамилию я взяла мужа. Регистрировались не в своём городе, а в Московской области, где в это время бывший муж проходил службу в армии. С мужем давно развелась. Развод оформлял он в нашем городе. Свидетельство о расторжении хранилось у него. Позднее он умер. Свидетельство я забрала себе. Сами мы из Пермской области. Пошла в ЗАГС со свидетельством о расторжении брака, чтобы они подняли бывшее свидетельство о браке. Я думала, что в нём фигурирует моя девичья фамилия, но работники ЗАГСА сказали, что в свидетельстве о браке этих данных нет, и надо посылать запрос по месту регистрации брака. Так ли это? Нельзя ли решить вопрос другим способом, не посылая запрос. Как то можно доказать свою девичью фамилию. Я ведь всю жизнь в этом городе прожила, проучилась в школе, работаю. Потому что придя к нотариусу с паспортом, где фамилия по мужу и со свидетельством о рождении, где девичья фамилия, как я докажу ему, что документы на одно и тоже лицо?
У меня в начале января умер отец. Встал вопрос о наследстве. Я должна предоставить документы, подтверждающие родственные связи. Свидетельство о рождении у меня есть, но фамилия там стоит девичья. После того, как я вышла замуж, фамилию я взяла мужа. Регистрировались не в своём городе, а в Московской области, где в это время бывший муж проходил службу в армии. С мужем давно развелась. Развод оформлял он в нашем городе. Свидетельство о расторжении хранилось у него. Позднее он умер. Свидетельство я забрала себе. Сами мы из Пермской области. Пошла в ЗАГС со свидетельством о расторжении брака, чтобы они подняли бывшее свидетельство о браке. Я думала, что в нём фигурирует моя девичья фамилия, но работники ЗАГСА сказали, что в свидетельстве о браке этих данных нет, и надо посылать запрос по месту регистрации брака. Так ли это? Нельзя ли решить вопрос другим способом, не посылая запрос. Как то можно доказать свою девичью фамилию. Я ведь всю жизнь в этом городе прожила, проучилась в школе, работаю.
Достаточно этих документов для доказательства родства (в налоговую)? Или надо новые справки собирать?