Чем подтверждается факт проживания в жилом помещении
Как по закону в 2022 году доказать, что человек не проживает по месту прописки?
📝 Важно! Таких понятий, как прописаться или выписаться из квартиры уже не существует. Прописка в России не существует 28 лет, с 01.10.1991 года. Сегодня во всех документах используют понятия как — регистрация по месту жительства или снятие с регистрации. Чтобы читателям было проще и понятней, используются данные термины.
По закону у каждого гражданина должна быть постоянная или временная прописка. Конституция закрепляет право на свободное перемещение по России. И нередки ситуации, когда человек зарегистрирован в квартире или доме, но не проживает в нем, соответственно не пользуется квадратными метрами, коммунальными услугами и не оплачивает их. Иногда это не волнует собственника жилого объекта и самого гражданина, живущего по другому адресу. Но бывает, что возникает необходимость доказать факт непроживания. Делать все нужно по закону РФ.
Кому может потребоваться доказать факт непроживания по месту регистрации?
Ситуаций, когда надо доказать факт непроживания человека на территории квартиры, в которой есть прописка, немало. Это может потребоваться как собственнику жилого помещения, так и тому, кто не живет по месту регистрации.
Причины необходимости доказательства факта непроживания человека для собственника жилплощади:
Потребоваться доказать факт непроживания может и самому гражданину, сменившему место жительства. Среди основных причин – снижение финансовой нагрузки. Надо избавиться от необходимости вносить платежи за капремонт, коммунальные услуги в квартире, в которой есть официальная прописка.
Потребоваться доказать факт непроживания по месту регистрации может и третьим лицам. Например, гражданин арендует квартиру на незаконной основе. Арендодатель хочет выселить его в принудительном порядке.
Как доказать, что человек не проживает по месту прописки по закону?
Есть разные законные способы доказать факт непроживания по адресу регистрации. В качестве доказательств могут выступать показания:
Показания нужно задокументировать. В первом случае составляется заявление о непроживании тем, кто сменил место жительства. Пишется оно по образцу, который можно найти в сети интернет. Пример заявления о непроживании приведен ниже:
Образец акта о непроживании гражданина по месту прописки
Если место проживания человека неизвестно, он не выходит на связь, тогда формируется акт участковыми, представителями жилищной организации, представителями суда. Право на оформление такого документа имеют соседи, арендодатель и сам собственник квартиры.
Заявление или акт подается в соответствующие государственные органы. В качестве дополнительных доказательств к нему прилагаются квитанции на оплату ЖКХ-услуг, в которых видно, что человек долгое время не вносит платежи, фотографии и видео отсутствия вещей и т.п.
Как составить акт о непроживании?
Прежде чем приступать к составлению акта, нужно ознакомиться с условиями, которые должны быть выполнены по закону. Во-первых, официально прописанный человек должен отсутствовать на жилплощади минимум полгода. Во-вторых, требуется подтверждение трех соседей. Поэтому надо заранее найти жильцов, которые готовы принять участие в оформлении акта. В-третьих, должна быть известна точная дата отъезда жильца.
Составляется акт при проверке факта непроживания человека на жилплощади в присутствии соседей, участкового, представителя ТСЖ или УК, собственника квартиры. Оформить его можно в печатном виде или написать от руки. Типового бланка нет. Но есть структура, которой рекомендуется придерживаться. В документе должна быть отражена следующая информация:
Ниже приведен пример акта о непроживании человека по месту прописки:
Акт готовится в количестве человек, принявших участие в его составлении.
Куда обращаться с актом и прочими доказательствами?
Куда нести подготовленный акт о непроживании, зависит от вопроса, который нужно решить. Для принудительной выписки человека следует предоставить такой документ в суд. Он будет рассматриваться на заседании, на котором должны быть все члены комиссии, принимавшие участие в формировании акта, либо их представители на основании нотариальной доверенности.
Если оформляется субсидия, тогда акт о непроживании подается в местное управление соцзащиты. Если необходимо провести перерасчет платежей по ЖКХ услугам, снизить коммунальную нагрузку, тогда документ с доказательствами несут в паспортный стол или ЖЭК.
Чем может обернуться доказательство факта непроживания?
Доказав факт непроживания, собственник квартиры решает текущую проблему, вопрос. Например, сможет продать жилплощадь, снизить коммунальные платежи и т.п.
Что касается человека, проживающего по другому адресу, то у него могут возникнуть проблемы. По закону гражданин вправе иметь постоянную прописку, но не проживать по ней. При этом он должен иметь временную регистрацию, если время пребывания в другом регионе, городе составляет больше 90 дней. Этот момент указан в ФЗ №5242-1. За игнорирование данного требования человека могут оштрафовать.
Согласно статье 19.15.1 КоАП, размер денежного взыскания варьируется в пределах 2000-3000 рублей. Но величина санкции может быть и выше. Этот момент регулируют нормативные акты, которые принимаются на уровне городов и областей. Например, в Санкт-Петербурге и Москве штраф за отсутствие прописки может доходить до 5000 рублей.
Если же человек проживает в том же регионе, например, в квартире жены/мужа, в общежитии при учебном заведении, оформлять временную прописку ему не нужно. Соответственно, доказанный факт непроживания по адресу регистрации для него санкциями не обернется.
Таким образом, существуют разные ситуации, при которых может потребоваться доказать факт непроживания человека по адресу регистрации. Для этого готовят доказательства и составляют акт или заявление, которое потом подают в соответствующие органы.
Установление факта, проживания на территории Российской Федерации
Согласно пункту 1 части 1 статьи 262, статьям 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможности восстановления утраченных документов.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (статья 267 ГПК РФ).
В силу части 3 статьи 263 ГПК РФ, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.
Таким образом, из приведенных выше положений федерального закона следует, что суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.
На практике, при обращении в суд отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, с заявлением об установлении юридического факта проживания на территории Российской Федерации, целью для обращения с таким заявлением, как правило, указывается необходимость получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. В связи с этим судами заявления об установлении юридического факта проживания на территории Российской Федерации оставляются без рассмотрения.
Главой VIII. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определены условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельной категории лиц, находящихся на территории Российской Федерации, к которым пунктом «а» части 1 статьи 41.1 отнесены дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
В таких случаях существует подведомственный суду спор, связанный с признанием лица гражданином Российской Федерации, разрешение которого зависит от того, действительно ли заявитель на 5 сентября 1991 года состоял в гражданстве СССР и прибыл в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, при этом не приобрел гражданства Российской Федерации в установленном порядке и не имеет гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что установление судом факта постоянного проживания гражданина на территории Российской Федерации в определенный период не влечет приема его в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку для этого требуется наличие ряда фактов, приведенных выше.
С учетом изложенного, при наличии спора, связанного с признанием лица гражданином Российской Федерации, лицо вправе разрешить его в порядке искового производства.
Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)
Факт проживания в субъекте РФ не менее 10 лет может быть подтвержден не только регистрацией
Конституционный Суд опубликовал Определение от 8 июля № 1372-О, в котором пояснил, какие документы могут выступать в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение гражданина, в том числе для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.
Троим жителям Санкт-Петербурга не удалось подтвердить факт 10-летнего проживания в городе
Решениями органов исполнительной власти Василеостровского и Петроградского районов г. Санкт-Петербурга Евгении Деминой, Анне Никитиной и Юрию Павлову было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье. Основанием для отказа послужило отсутствие регистрации по месту жительства, подтверждающей проживание в Санкт- Петербурге в течение 10 лет. Полагая, что наличие регистрации не может являться обязательным условием постановки на учет, граждане обратились в суд с заявлениями о признании отказов незаконными и обязании муниципальных органов поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Районные суды отказали в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что никому из истцов не удалось надлежащим образом подтвердить факт 10-летнего проживания в городе. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали эти решения; в передаче кассационных жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.
В жалобе в Конституционный Суд заявители указали, что ст. 60 ГПК РФ и абз. 1 п. 2 ст. 1 закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» не соответствуют Конституции, поскольку по смыслу, который придают им суды, связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства, не позволяя рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории (в частности, регистрацию по месту пребывания) для решения вопроса о постановке на учет как нуждающегося в предоставлении жилья.
Вместе с тем, учитывая аутентичное содержание оспариваемых норм, заявители просили КС признать их не противоречащими Конституции, так как по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они, во-первых, не связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства и тем самым позволяют рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Во-вторых, они не допускают проявление формализма при оценке наличия или отсутствия реальной, устойчивой связи лица с соответствующей территорией и требуют оценки фактов, свидетельствующих о том, что лицо выбрало конкретную территорию в качестве места своих приоритетных каждодневных жизненных интересов. В-третьих, указанные нормы предполагают включение в период проживания гражданина в субъекте Федерации срок проживания в режиме регистрации по месту пребывания.
КС напомнил, что место жительства может быть установлено судом на основе различных юридических фактов
Как указал Конституционный Суд, оспариваемое положение закона Санкт-Петербурга предусматривает, что одним из условий принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье является проживание определенных категорий граждан (в том числе без определенного места жительства) в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
При этом гражданин и члены его семьи обязаны представить в уполномоченный орган подтверждающие документы, к числу которых относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляется негосударственными казенными учреждениями – районными жилищными агентствами, или судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (п. 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению госуслуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий).
Таким образом, заключил КС, ни закон Санкт-Петербурга, ни принятый в целях его конкретизации Административный регламент не предполагают, что единственным документом, подтверждающим проживание граждан в указанном субъекте РФ в общей сложности не менее 10 лет, может служить только справка о регистрации по месту жительства, и не исключают возможности подтверждения соответствующего проживания решением суда, принятым по заявлению заинтересованного лица.
В отношении ст. 60 ГПК Суд отметил, что она не ограничивает правомочия сторон в собирании и представлении доказательств. Со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции КС пояснил, что эта бланкетная норма применима лишь во взаимосвязи с иными законоположениями, непосредственно закрепляющими правила оценки судом допустимости доказательств в гражданском процессе, и в качестве таковой не наделяет суды полномочиями, порождающими возможность их произвольного усмотрения при решении вопроса о допустимости доказательств, а потому не может рассматриваться как нарушающая права и свободы граждан.
В определении подчеркивается, что придание документу о регистрации по месту жительства характера единственно допустимого доказательства, подтверждающего проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет для постановки на учет как нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, не вытекает из нормативного содержания ст. 1 и 7 закона Санкт-Петербурга. Данные нормы прямо устанавливают, что на соответствующий учет могут быть приняты в том числе граждане без определенного места жительства.
Следовательно, пояснил КС, суды при рассмотрении заявлений об установлении факта постоянного проживания в городе в общей сложности не менее 10 лет не вправе исходить из недопустимости подтверждения такого факта какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны основываться на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.). В противном случае, подчеркивается в определении, отправление правосудия неизбежно повлечет прямой отказ от предусмотренных ст. 67 ГПК правил оценки судом всех представленных доказательств.
Конституционный Суд также пояснил, что сам по себе факт регистрации или ее отсутствия не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах России, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией, подчеркивается в определении.
Согласно сложившейся судебной практике, отмечается в документе, регистрация по месту жительства или по месту пребывания не рассматривается в качестве единственного доказательства, способного подтвердить местонахождение гражданина (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Таким образом, резюмировал Конституционный Суд, оспариваемые нормы как в буквальном смысле, так и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, базирующейся на правовых позициях КС и ВС, не предполагают, что факт проживания граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет может быть подтвержден только наличием регистрации по месту жительства. «Установление данного факта в судебном порядке на основе иных доказательств оспариваемыми нормами не исключается. Это, в частности, находит отражение в постановлениях, принятых федеральными судами общей юрисдикции в Санкт-Петербурге по соответствующей категории дел», – добавил Суд.
При этом КС обратил внимание заявителей, что проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вынесенных по делам с их участием, в том числе в части, касающейся оценки допустимости представленных ими доказательств, не относится к компетенции Конституционного Суда, и отказал в принятии жалобы к рассмотрению как не отвечающей требованиям ФКЗ о КС.
Адвокаты оценили выводы Суда
По мнению адвоката АК «Юринформ-Центр» Антона Лебедева, заявители, безусловно, правы в том, что проживание на определенной территории может быть не связано с наличием регистрации там. При этом должны присутствовать иные, помимо регистрации, доказательства такого проживания. «Разделение людей по признаку наличия регистрации приводит к нарушению конституционных прав и запрета на дискриминацию (ст. 19 Конституции), – пояснил он. – В ст. 40 Основного Закона отражена социальная функция государства по обеспечению незащищенных слоев населения жильем: не только обычных граждан, но и лиц без определенного места жительства, которые по определению не имеют регистрации».
«КС подчеркнул, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», – добавил Антон Лебедев.
Как отметил адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов, Конституционный Суд рассматривал исключительно процессуальный вопрос – точнее, вопрос применения процессуального законодательства РФ, что в принципе не совсем типично для КС. «Ключевым является указание Суда о том, что по рассматриваемым спорам нельзя делать вывод о неверной судебной практике, так как существует параллельная судебная практика того же региона с совершенно иными выводами судов», – пояснил он.
По мнению эксперта, парадокс в том, что данное определение не является основанием для пересмотра дел заявителей, однако его, несомненно, стоит использовать при возникновении аналогичных судебных споров. «Ссылаясь, в том числе, на это определение, заинтересованные лица могут представлять в суд любые доказательства, подтверждающие фактическое проживание на территории. И суд обязан давать оценку данным доказательствам», – подытожил Александр Немов.
Как подтвердить проживание в регионе для получения льготы?
Мы многодетная семья. Хотим оформить землю, но прописаны в Московской области только год, хотя с 2006 года проживаю именно в этом городе, средняя дочь здесь родилась, ходила в садик и т.д. Можно ли это как-то сделать, если нет прописки 5 лет? Есть ли другие способы подтвердить проживание в регионе?
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Если я правильно понял, то вы живёте в этом городе по факту 15 лет. Проблема решаемая, но к сожалению, только в суде.
Делается следующим образом. Подаёте в суд исковое заявление о подтверждении юридического факта. То есть работает так: суд признаёт, если будут поданы доказательства и собраны нормально документы (и если там ещё с той ноги встанут. если нет, то придётся пободаться в вышестоящих инстанциях), что вы действительно жили все эти годы там-то и там-то. Юридический факт, признанный судом, является полноценным документом, принимаемым всеми государственными органами. Можно дополнительно написать в иске, что просите суд указать, что этот документ является официальным для всех гос. органов, в том числе тех, что занимаются землёй.
Поточнее, нужно обратиться к юристам, чтобы помогли нормальный иск составить.
Теперь по доказательной части. Есть ли у вас свидетели? Лучше всего 2-3, а ещё лучше, чтобы это были не родственники, очень близкие друзья (хотя и тех, и тех тоже можно приводить), а сослуживцы, работники ЖКХ и прочие, которые являются относительно независимыми и могут показать, что да, видели вас на такой-то жилплощади в таком-то городе. Подойдут и платёжки от квартиры. Если вы её снимали, допустим, все годы или пользовались квартирой родственников, но платили своей карточкой, то подойдёт: обращаетесь в банк за выписками с подтверждением оплаты услуг за все годы, какие сможете собрать.
Ещё подойдёт (вкупе со всем остальным), если дети ходили в садик, местную поликлинику, школу. Могут, конечно, возразить, что живя в Лианозово (Москва), можно ездить каждое утро в Долгопрудный (МО) в сад и школу, но в совокупности с другими доказательствами сойдёт.
Подытожу. Нужно собрать будет много бумаг. Привести свидетелей. Не будет одного железнобетонного доказательства, поэтому придётся по крупицам пособирать.
Адвокат по этому делу не нужен. Однако надо обратиться к юристам за консультацией и составлением нормальных исков. Впрочем, если деньги позволяют, то можно пойти в суд с юристом или адвокатом.
Кто составляет акт о непроживании соседей по квартире?
В квартире прописано несколько человек помимо меня (собственника). Все кроме собственника в квартире не проживают длительное время. Планирую составить акт о непроживании. Можно ли составить акт самостоятельно с участием соседей или обязательно обращаться в управляющую компанию, к участковому?
В вопросе не указана цель составления данного акта, т.е. как и где автор вопроса планирует использовать составленный акт в качестве документа, подтверждающего юридический факт непроживания нескольких человек в квартире, и какого результата он хочет добиться.
На практике данный акт чаще всего используют в суде в качестве письменного доказательства, чтобы в судебном порядке прекратить право пользования, выселить и (или) снять с регистрационного учета данных лиц.
В дальнейшем снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением уже на основании вступившего в законную силу решения суда.
Общими моментами при составлении всех видов акта отсутствия граждан и их непроживания по данному адресу (далее по тексту – Акт) является то, что Акт составляется в письменной форме и при его составлении требуется обязательное присутствие собственника жилого помещения, который также подписывает данный Акт. От имени собственника может присутствовать его представитель с соответствующими полномочиями, оформленными в виде нотариальной доверенности.
Акт обязательно составляется комиссией не менее трех человек, а не одним человеком. Если дело в последующем будет рассматриваться в судебном процессе, то всем участникам комиссии и лицам, которые заинтересованы в этом вопросе, необходимо будет принимать участие в заседании.
Акт может быть составлен как сотрудниками управляющей компании многоквартирного дома, так и соседями (с обязательным указанием паспортных данных и адресов их регистрации), также такой Акт может быть подписан участковым территориального отделения полиции по месту нахождения жилого помещения.
Как вариант, соседи могут быть приглашены истцом-собственником для участия в судебном процессе в качестве свидетелей.
На основании осмотра жилого помещения в Акте фиксируется факт отсутствия граждан и их непроживание по данному адресу в течение длительного времени. Также в Акте указывается, что в жилом помещении не обнаружены вещи личного пользования и иные признаки, лиц, не проживающих там, обязательно указывается период отсутствия лиц, не проживающих в жилом помещении.
По судебной практике, давая письменную оценку Акту, составленному только соседями (без присутствия представителей управляющей компании или участкового), суд может сделать вывод, что опрошенные соседи не могут достоверно утверждать об отсутствии по месту жительства зарегистрированных лиц, поскольку они к официальным должностным лицам, в чьи обязанности входит контроль и учет проживающих граждан, не относятся, за достоверность представленной информации никакой ответственности не несут, данные обстоятельства, являются лишь их предположениями.
Участковый территориального органа МВД России также может самостоятельно составить Акт о непроживании или выдать справку об установлении лиц, проживающих в конкретной квартире, произведя опрос соседей и собственника квартиры. В этом случае Акт (справка) составляется на основании обращения заинтересованного лица (в данном случае – вас как собственника) с соответствующим заявлением в дежурную часть территориального органа МВД России. Письменные обращения, поступившие в отделение ОВД, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления. В таком Акте (справке) участковым полиции обязательно указывается, что он составлен по личному обращению собственника (с указанием всех данных).
При этом следует учитывать, что Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» не содержит нормы, наделяющей участковых уполномоченных правом или обязанностью выдавать по заявлениям граждан справки о проживании либо непроживании граждан по месту регистрации в определенный период времени.