Чем подробнее тем лучше
Пособие начинающим текстовым ролевикам
На написание этого текста меня подтолкнула девочка, спросившая, что такое текстовые ролевые игры и как в них играют. Мне кажется, он будет полезен всем начинающим ролевикам, а также тем, кто давно не играл и подзабыл, как это делают.
Текст не претендует на абсолютную истину, но с вашей помощью будет к этому стремиться. Копирование не возбраняется при сохранении указанного авторства и указания ссылки.
Ну что ж, рискнем начать.
Ролевки бывают разные по месту игр (форумные, текстовые где бы то ни было, живого действия и, наверное, еще какие-нибудь разновидности) и по тому, во что и как играют.
Есть ролевые, в которых играют по каким-нибудь книгам, фильмам, играм, аниме. Там есть, что главное, уже созданный мир и набор каноничных персонажей. В этом и плюс (все игроки с миром знакомы и могут не заморачиваться, придумывая что-то новое), и минус (если игрок выбрал персонажа-канона, Наруто, к примеру, или Лестата, он должен соответствовать его поведению, вкусам и способностям). Правда, везде бывают исключения. Например, можно в игру по аниме ввести придуманного полностью тобой персонажа, или переделать сам сюжет.
Есть ролевые со свободным сюжетом и авторским миром. Авторами придумывается место действия, какая-нибудь концепция мира, основные законы. Есть миры, в которых полностью отсутствует магия, и вносить ее туда не стоит во избежание споров с админами. Есть миры, в которых можно вообще ВСЕ подряд. У кого на что фантазии хватит.
Первый игрок, решивший начать игру, пишет пост, в котором описывает место действия, погоду, обстановку и прочие декорации. И, конечно, своего персонажа) Обычно чем подробнее, тем лучше (поэтому многие и кричат, что, мол, «как можно писать пост в три строчки?!»), но очень увлекаться. ну, не рекомендую, хотя зависит от вашего партнера. Эпопею в три листа иногда сложновато читать.
Пример поста:
В эту ночь лес был. (описание, бла-бла-бла, деревья шумят и волки воютъ). По дороге, подпрыгивая на каждой выбоине, катилась карета. Кучер устал. Он гнал лошадей уже почти сутки без отдыха и молил всевышнего только о возможности немного поспать.
Пассажиру тоже приходилось несладко: старая развалюха, почему-то названная «великолепным экипажем королевского образца», грозила развалиться в любую секунду.
(что-нибудь из чувств и эмоций персонажа, имя, описание, цель поездки)
Карета остановилась перед воротами. Постоялый двор? Хвала (кому-нибудь, по ситуации).
(персонаж выходит, что-нибудь бормочет, ибо дорога и правда была не самой ровной, а прыгать по кочкам больно, и заходит в трактир)
Последний совет: ваш персонаж – не супергерой. Он умеет чувствовать и бояться, у него есть свои слабости и особенности, свои пороки. У него может болеть нога, чесаться лопатка, перхоть сыпаться в глаза, а в джинсах найтись дырка. Не забывайте про это, такие вещи делают вашего героя интересным и живым. И помните: совершенные герои не вляпываются в неприятности и, значит, не могут из них с блеском выбраться!
Трудовой договор с дистанционным работником: чем подробнее, тем лучше
В Трудовом кодексе появилась новая глава, регулирующая особенности труда дистанционных работников (гл. 49.1 ТК РФ). О том, кто они такие и в чем отличие дистанционного труда от других видов труда, например надомного, корреспонденту «ГК» А. Хорошавкиной рассказал один из разработчиков текста Закона.
Александр Сергеевич, зачем потребовалось принятие новой гл. 49.1 ТК? Ведь в ТК уже была глава, регулирующая труд надомников? В чем отличие дистанционной занятости от надомного труда?
А.С. Леонов: Дистанционных работников можно назвать «электронными» надомниками. И характер, и результат их труда, и способ общения с работодателем — все это связано с информацией в электронной форме. Во многих странах для обозначения такой трудовой деятельности используется термин «телетруд». Причем где-то телетруд рассматривается как разновидность надомного труда, где-то — как самостоятельное явление. Отечественное законодательство пошло по второму пути и выделило дистанционных работников в отдельную категорию.
Значительная часть гл. 49.1 посвящена электронному взаимодействию дистанционного работника со своим работодателем. Предусмотрено, как в электронной форме происходит заключение трудового договора, обмен документами. Ведь дистанционный работник, в отличие от надомника, может вообще никогда не встречаться со своим работодателем.
Труд дистанционного работника связан с обработкой и производством информации, а надомника — с изготовлением каких-то материальных вещей.
Еще одно отличие — надомник работает только у себя дома. А дистанционный работник может работать где угодно: дома или в кафе, может арендовать офис или отдельное рабочее место. Возвращаясь к зарубежному опыту, отмечу, что там такие «телекафе» или «телецентры», где трудятся дистанционные работники, очень популярны.
Дистанционный работник трудится вне места нахождения работодателя (ч. 1 ст. 312.1 ТКРФ). А может ли он жить в том же населенном пункте? Может ли дистанционный работник жить в другой стране?
А.С. Леонов: Никаких ограничений на место жительства дистанционного работника в гл. 49.1 ТК РФ нет. Поэтому дистанционный работник — гражданин Российской Федерации может проживать и выполнять дистанционную работу там, где ему удобно.
Он вполне может жить в том же городе и даже на той же улице, где находится офис работодателя. Но работу он выполняет обязательно вне офиса работодателя (ст. 312.1 ТКРФ).
ТК не запрещает принимать на дистанционную работу и иностранцев, если, конечно, при этом соблюдается законодательство о привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан.
Создается ли при дистанционной занятости рабочее место? Возникает ли в этом случае обособленное подразделение организации в смысле налогового законодательства?
А.С. Леонов: При дистанционном труде речь о создании стационарного рабочего места и, соответственно, возникновении обособленного подразделения не может идти в принципе.
Рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ). А создание обособленного подразделения — это именно оборудование рабочего места, считают суды (Постановление ФАС СЗО от 15.10.2007 N А56-40913/2006). В то же время дистанционная работа в таких местах выполняться не может (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ), иначе это не дистанционный труд.
Поэтому оговаривать в трудовом договоре место, где дистанционный работник выполняет работу, не следует. Думаю, что работодателю не следует и арендовать помещение для работы. Налоговые органы могут расценить и то и другое как признаки создания обособленного подразделения.
Если работодатель заинтересован в том, чтобы работник трудился в определенном месте, и готов возмещать ему расходы на аренду рабочего помещения, то можно предусмотреть в трудовом договоре, что работник арендует себе офис сам, и установить порядок и размер компенсации работодателем этих расходов. В трудовом договоре может быть прописано, что работодатель компенсирует затраты по использованию работником своего оборудования и программно-технических средств, а также может компенсировать работнику расходы, связанные с использованием помещения. А другого имущества, например мебели, автотранспорта? А.С. Леонов: Думаю, что, если это установлено трудовым договором, работодатель может компенсировать работнику использование имущества, которое необходимо ему для работы (ч. 1 ст. 312.3 ТК РФ). Но вряд ли это может быть автотранспорт.
Я рекомендовал бы составлять трудовой договор с дистанционным работником как можно более подробно. Предусматривать в нем, какие затраты работника компенсируются, какие нет. Это поможет избежать как конфликтов с работником, так и претензий налоговой инспекции.
Кстати, затраты дистанционного работника на использование оборудования или имущества можно подтвердить не только бумажными, но и электронными документами.
Не могли бы вы привести пример дистанционного труда? Скажем, может ли считаться дистанционным работником бухгалтер или журналист, работающий дома?
А.С. Леонов: Труд дистанционного работника связан с использованием телекоммуникационных средств. Поэтому если бухгалтер выполняет всю свою работу на компьютере и по Интернету направляет ее работодателю, то работа может считаться дистанционной. Если же он обязан лично посещать, например, налоговую инспекцию, фонды, то такой труд уже не подпадает под определение дистанционного.
И журналист, который обрабатывает информацию из Интернета и пишет на ее основе статьи, обзоры, может быть оформлен как дистанционный работник. А если он по поручению работодателя должен лично приехать на место событий, чтобы сделать репортаж, — нет.
Если работник трудится дистанционно лишь часть своего рабочего времени, будет ли он считаться дистанционным работником? Например, один день в неделю он работает в офисе, остальные дни — за своим домашним компьютером. Такой режим очень удобен для тех, у кого есть маленькие дети.
А.С. Леонов: Нет, и в этом случае работник не будет считаться дистанционным. И оформить договор о дистанционной работе не получится.
Но и без привлечения новой главы Кодекса можно устанавливать работникам такой режим работы. Достаточно грамотно оформить трудовой договор и правила внутреннего трудового распорядка.
Если сейчас дистанционный работник оформлен как надомник, надо ли его переоформлять? А.С. Леонов: Если человек, оформленный как надомник, выполняет по сути дистанционную работу, самому работодателю выгоднее оформить его именно как дистанционного работника. Ведь в этом случае работодатель получит возможность обмениваться с работником документами в электронной форме.
Поэтому, если сотрудник, работа которого отвечает критериям дистанционного труда, был оформлен как надомник, следует внести в его трудовой договор изменения (по соглашению сторон) (ст. 72 ТК РФ) либо (если условия действующего трудового договора дают на то основания) расторгнуть старый договор и заключить новый.
Документы, передаваемые по каналам связи, должны заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя и работника. Является ли обеспечение работника электронной подписью и оборудованием для ее прочтения обязанностью работодателя?
А.С. Леонов: Документы, которыми дистанционный работник обменивается с работодателем, должны заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 4 ст. 312.1 ТК РФ).
Поэтому электронная подпись у дистанционного работника обязательно должна быть. Но кто должен ее приобрести — сам работник или его работодатель, определяется трудовым договором (ч. 1 ст. 312.3 ТК РФ).
Возможно, у работника уже есть электронная подпись и работодатель согласен, что он будет пользоваться этой подписью, а не приобретать новую.
Надо ли прописывать в трудовом договоре режим труда дистанционного работника?
А.С. Леонов: Это делать не обязательно. Но если работодателю важно, чтобы работник в течение определенного времени был в сети и занимался, например, администрированием сайта, режим труда желательно установить трудовым договором. Современные программные средства позволяют проконтролировать, соблюдает ли работник режим труда. А если работа состоит, скажем, в том, чтобы тестировать сетевую игру, устанавливать режим труда нет необходимости. Тогда, если в договоре это не предусмотрено, режим труда устанавливает сам работник (ст. 312.4 ТК РФ).
Включаются ли дистанционные работники в график отпусков?
А.С. Леонов: Да, включаются. Здесь нет никаких отличий, если сравнивать с другими категориями работников (ч. 3 ст. 312.1 ТК РФ). И не надо забывать, что дистанционному работнику, как и любому другому, не менее 14 дней отпуска в году должны быть предоставлены подряд 4.1. ст. 125ТКРФ).
Учебный отпуск дистанционному работнику тоже предоставляется в обычном порядке?
А.С. Леонов: Никаких особенностей здесь нет. Причем если дистанционный работник учится не в том населенном пункте, где живет и работает, то работодателю придется оплатить ему проезд к месту учебы для сдачи экзаменов (ст. 173ТКРФ).
В трудовом договоре с дистанционным работником могут быть предусмотрены основания для его расторжения по инициативе работодателя (ч. 1 ст. 312.5 ТК РФ). Какие это могут быть основания?
А.С. Леонов: Вероятно, это какие-то факторы, которые могут помешать дистанционному работнику выполнять свои обязанности. Но надо помнить, что подобные дополнительные основания не должны ухудшать положение дистанционных работников по сравнению с другими категориями работников.
Как оплачивается дистанционным работникам сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни?
А.С. Леонов: Если режим работы установлен в трудовом договоре, а работодатель просит дистанционного работника дополнительно поработать в другое время, ему придется выплачивать работнику все предусмотренные законом компенсации (ч. 3 ст. 312.1 ТК РФ).
Если же работник сам определяет свой режим работы, компенсации за сверхурочную работу не выплачиваются.
Если работник заболел, он должен направить работодателю документы по почте заказным письмом. Может ли он принести их лично?
А.С. Леонов: Возможность отдать больничный лист лично в гл. 49.1 ТК действительно не предусмотрена, но это техническая недоработка. Если работник живет в том же населенном пункте, что и работодатель, он может подвезти документы лично.
В трудовую инспекцию какого региона — своего или работодателя — должен жаловаться дистанционный работник при нарушении его прав?
А.С. Леонов: Федеральная инспекция труда — единая централизованная система. Поэтому я думаю, что дистанционный работник вполне может обратиться в инспекцию по месту своего жительства. И не обязательно даже ехать туда лично, достаточно направить электронное письмо.
Сведения о дистанционной работе могут по желанию работника не вноситься в трудовую книжку. Что бы вы могли порекомендовать: вносить сведения о дистанционной занятости в трудовую книжку или нет?
А.С. Леонов: Трудовая книжка — это основной документ, подтверждающий трудовой стаж (ст. 66 ТК РФ). Уже неоднократно высказывались предложения отменить трудовые книжки. Но произойдет это, думаю, лет через 15-20.
Трудовой стаж дистанционного работника может подтверждаться трудовым договором, поэтому и разрешено не вносить записи в его трудовую книжку.
Но многим кадровикам при приеме на работу нового сотрудника важно точно знать все его предыдущие места работы, этапы его карьеры, причины увольнений. И записи в трудовой книжке вызывают у них больше доверия.
Как отличить учебный центр от шарашкиной конторы
И получить не только корочку, но и знания
Некоторые образовательные организации ничему не учат, а просто торгуют удостоверениями и дипломами.
Если вы приходите в учебный центр за знаниями, вас может ждать неприятный сюрприз. Я пять лет проработал методистом в сфере дополнительного профессионального образования и знаю, как компании имитируют обучение и продают корочки.
В этой статье я расскажу, как отличить нормальный учебный центр от фиктивного.
Почему некоторые учебные центры ничему не учат
Любая организация сталкивается с государственными требованиями к образованию сотрудников.
Например, все руководители и специалисты при поступлении на работу должны пройти обучение по охране труда. На это Минтруд дает месяц, а потом раз в три года нужно будет обучаться повторно.
Ответственные работники на опасных производственных объектах обязаны каждые пять лет получать удостоверение о повышении квалификации по промышленной безопасности. За этим следит Ростехнадзор.
Специалисты по организации строительства обязаны проходить повышение квалификации раз в пять лет.
Допустим, небольшая фирма выигрывает тендер на выполнение каких-то работ для корпорации. А у этой корпорации есть свои требования к образованию любого специалиста, который допускается на ее объекты. Перед победителем тендера встает задача: быстро и недорого заполучить нужные документы на сотрудников, чтобы приступить к работам.
В организациях привыкли полагаться на свои системы оценки навыков и знаний, и все эти внешние требования кажутся им чем-то формальным. Тем более что контролирующие органы проверяют только сами дипломы и удостоверения, а не знания сотрудников. Так и рождается спрос на корочки. Учебные центры быстро нащупали золотую жилу: выдают бумажки для трудоустройства и прохождения проверок, а сами экономят на себестоимости обучения.
А директора этих организаций часто возмущались, что учебный центр дергает их по пустякам. Им было лень позаботиться даже о том, чтобы сотрудники заполнили итоговые тесты с готовыми ответами.
Иногда образовательный процесс в таких учебных центрах проходит незаметно для самого ученика. Работник может даже не догадываться, что он уже где-то «обучился» и получил корочку, которая успешно осела в отделе кадров.
Работу учебных центров контролирует Рособрнадзор, который и должен пресекать подобные махинации. Но плановые проверки проходят раз в три года. За это время хитрецы успевают подготовиться и нарисовать обучение во внутренней отчетности.
Недобросовестные учебные центры живут за счет корпоративных клиентов, регулярно заказывающих необходимые документы из-за текучки кадров и периодичности самого обучения. Не выйдет один раз получить нужный диплом или свидетельство и на этом успокоиться — нужно освежать знания.
Несмотря на тщательную маскировку, опознать фиктивные образовательные организации несложно. Для этого достаточно:
Опишу весь процесс пошагово.
Как выбрать лучший ИТ-курс
Как проверить учебный центр по реестрам
Проверить лицензию. Нельзя просто открыть организацию, назвать ее учебным центром и начать выдавать дипломы — сначала нужно получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Если у организации нет действующей лицензии, она не вправе оказывать образовательные услуги. Любые дипломы и удостоверения от нелегального учебного центра — просто бумажки.
Скан лицензии можно найти на сайте учебного центра. Но нужно еще и проверить, что лицензия не аннулирована, а продолжает действовать. Чтобы это сделать, надо воспользоваться специальным реестром на сайте Рособрнадзора.
Проверить аккредитацию — для обучения по охране труда. Если организация проводит обучение по охране труда, она должна получить не только лицензию на образовательную деятельность, но и аккредитацию Минтруда.
Эту аккредитацию можно проверить в реестре Минтруда.
Проверить, подключена ли организация к ФИС ФРДО. Чтобы бороться с поддельными дипломами, удостоверениями и свидетельствами, Рособрнадзор создал ФИС ФРДО — федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении».
Все образовательные организации обязаны подключиться к ФИС ФРДО и вносить в систему информацию о дипломах, удостоверениях и свидетельствах. Срок внесения для документов о дополнительном профессиональном образовании — не позднее 60 дней с даты выдачи.
Но не все образовательные организации спешат выполнять это требование. Например, в одном центре, где я работал, тянули до последнего: подключение вело к дополнительным затратам и мешало мухлевать с датами выдачи документов. Дело в том, что там за дополнительное вознаграждение делали срочные корочки, которые нужны «еще вчера» — вплоть до прошлого года. А подключение к ФИС ФРДО усложняет жизнь: оформлять документы задним числом уже труднее из-за ограничения в 60 дней.
На сайте Рособрнадзора можно проверить, подключен ли учебный центр к ФИС ФРДО. Если нет, значит, он не готов вовремя делиться с государством данными о результатах своей работы. Я рекомендую избегать подобных образовательных учреждений.
Как проверить сайт учебного центра
Рособрнадзор установил требования к содержанию и структуре сайта образовательной организации. Если учебный центр их нарушает, это говорит об общей небрежности и безответственности его сотрудников.
Если перед вами одностраничный сайт-визитка с одним лишь продающим текстом, советую поискать для обучения другую организацию. Особенно опасайтесь слоганов в духе «быстрое обучение без отрыва от производства» — часто именно так формулируют свое предложение торговцы корочками.
На сайте должен быть раздел «Сведения об образовательной организации». Этот раздел состоит из нескольких подразделов, с помощью которых можно понять, насколько реально и законно обучение.
Расскажу про самые важные подразделы.
Документы — здесь стоит взглянуть на отчеты об исполнении предписаний органов контроля. Рособрнадзор проводит проверки и выносит предписания, если что-то не так. Образовательная организация обязана на своем сайте отчитываться о выявленных нарушениях и работе над ошибками.
Если учебный центр хвалится долгой историей, но не выкладывает никаких предписаний и отчетов, то возможны три варианта:
Для примера я изучил пять докладов региональных министерств о результатах проверок образовательных организаций за 2020 год.
Статистика по плановым проверкам образовательных организаций
Количество плановых проверок | Выдано предписаний | |
---|---|---|
Свердловская область | 182 | 179 |
Тверская область | 55 | 55 |
Орловская область | 52 | 50 |
Мурманская область | 44 | 44 |
Хабаровский край | 47 | 47 |
Почти каждая проверка заканчивалась выявленными нарушениями. Это нормально: предписание можно получить за любую мелочь — например, за отсутствие нужной формулировки во внутреннем документе или неправильную структуру сайта. Обычно учебные центры быстро исправляют недочеты и отчитываются об этом.
За свою карьеру я прошел две проверки, и после обеих приходилось поднимать практически с нуля всю нормативную базу, обновлять локальные акты, срочно наращивать методический материал. Подобные проверки держат учебные центры в тонусе.
Поэтому отчеты об обнаруженных и устраненных нарушениях будут хорошим признаком: организация работает и заботится о прозрачности своей деятельности.
Подраздел «Образование» раскрывает информацию об образовательных программах. Учебный центр обязан подробно описывать ход обучения и все темы, по которым проводятся занятия. Для этого он выкладывает на своем сайте файлы с учебными планами и методическими материалами.
Если этого подраздела нет или он пустой, то вам предлагают кота в мешке. Учебные центры неохотно публикуют свои программы по двум причинам:
Мне приходилось заимствовать чужие программы, когда я создавал новые курсы.
Преподавателя с нужным профилем у нас не было, а нанимать его не хотели, вот я и выкручивался: занимался банальным рерайтингом. Обычно такие программы никто не читал — это были срочные заказы от организаций, которым требовались только конкретные корочки.
Также в подразделе «Образование» должен храниться скан лицензии на осуществление образовательной деятельности. Но некоторые учебные центры почему-то выставляют лицензию на главной странице или в других подразделах — в «Документах» либо «Основных сведениях».
Подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав». Обязательно проверьте информацию о преподавателях, их образовании, квалификации и стаже работы. Если такого раздела нет или он пустует, вероятно, обучение пройдет в формате самоподготовки со сдачей единственного итогового теста.
В шарашкиных конторах обычно маленький преподавательский состав, хотя заявленных курсов может быть очень много. Руководству учебных центров невыгодно искать преподавателя под каждую учебную программу. Поэтому мне как методисту иногда приходилось читать лекции по темам, в которых я не разбирался. Материал я брал в интернете: рефераты, книги, случайные статьи. Повезло, что никто не задавал мне вопросов, — ученики тоже сидели для галочки.
Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса». Чтобы выдавать корочки, не нужны учебные аудитории, бумажные и электронные пособия, компьютерные программы, тренажеры. Достаточно принтера и бумаги.
А вот чтобы давать полноценные знания, все это необходимо. В идеале подраздел о материально-техническом обеспечении должен включать инвентаризационную опись всего, что есть в учебном центре, от компьютеров до стульев. Чем подробнее, тем лучше.
Подраздел «Платные образовательные услуги» должен содержать образец договора. В нем прописывают сроки освоения программы, форму обучения, вид выдаваемого документа и условия расторжения.
Если в договоре не указаны конкретные сроки, конечная стоимость услуг и вид выдаваемого документа, то учебный центр может попытаться вытянуть из вас побольше денег. Например, попросить заплатить за изготовление корочки, учебные материалы или подключение к системе тестирования в интернете.
Сначала читать, потом подписывать
В этом же подразделе нужно проверить утвержденные цены на каждую программу обучения. Недобросовестные центры не публикуют свои прейскуранты, чтобы устанавливать разные цены с выгодой для себя. Обычно они завышают стоимость для случайных физлиц, чтобы отсечь их, и делают скидки для организаций, которые закупаются оптом.
О чем спросить сотрудников учебного центра
Позвоните в учебный центр и еще раз уточните информацию, которую нашли на сайте. Бывает, что сайт наполнен всеми необходимыми данными и выглядит убедительно. Но при разговоре с менеджером оказывается, что нужных преподавателей сейчас нет, а учебный полигон на ремонте.
Попросите описать порядок обучения. Задайте вопрос: «Как будут проходить занятия?» Центр с фиктивным обучением предложит вам самостоятельно читать лекции, а в конце сдать итоговый тест в электронном виде.
К подобному дистанционному обучению формально не придраться. Поэтому оно популярно у работодателей, которым важно быстро и дешево получить необходимые корочки для сотрудников. Но учтите: по сути это самообучение, а качество материала может оказаться низким.
Если не нашли на сайте программу обучения, спросите, как с ней ознакомиться. Это не закрытая информация и не коммерческая тайна. Если сотрудники центра отказываются показать программу, то либо ее не существует, либо они боятся, что вы потребуете следовать ей в обучении.
Узнайте, будут ли живые лекции и семинары. Платить преподавателю всегда накладно, поэтому учебные центры стараются как можно больше курсов перевести на дистанционку. В результате обучение превращается в самоподготовку с маленькой себестоимостью.
Узнайте о материальном обеспечении учебного процесса. Хороший учебный центр готов предоставить аудиторию и учебный материал. Если речь идет об обучении рабочей профессии, то нужно спросить о практических занятиях: есть ли станки, тренажеры, специальное оборудование.
Спросите, заключается ли договор об оказании платных образовательных услуг. Отсутствие договора — явный признак шарашки. К тому же без договора вы не сможете получить налоговый вычет за обучение.
Уточните, защищены ли бланки дипломов и свидетельств от подделки. Защищенный бланк и подключенность учебного центра к ФИС ФРДО — гарантия того, что учащийся, его работодатель и государство смогут убедиться в подлинности документа.
У Минобрнауки есть методические рекомендации по разработке удостоверений о повышении квалификации и дипломов о профессиональной переподготовке. Например, ведомство советует выпускать документы на специальных бланках с защитой от подделки. Каждый бланк обладает уникальным номером, что позволяет легко убедиться в подлинности документа.
Не все учебные центры прислушиваются к рекомендациям Минобрнауки — они необязательны для применения. Дело в том, что защищенные бланки усложняют процесс подготовки документа и повышают себестоимость обучения.
Защищенный бланк не гарантирует качество обучения. Он лишь показывает, насколько организация заботится о своем бренде: стремится ли оградить его от возможных подделок.