Чем подписывают картины художники
Как подписать картину? Подпись под картиной: как сделать правильно?
Часто начинающие авторы стесняются подписывать свои творческие работы и, наоборот, подписывают так тщательно, что надпись становится самой важной частью изображения. И то, и другое может навредить как самому художнику, так и зрителю (покупателю / ценителю живописи). Так что же делать? Ставить ли подпись на картине вообще и как это сделать правильно?
Во-первых: подпись под рисунком ставим обязательно.
На лицевой стороне картинки ставим короткую подпись (мелко написанную фамилию и букву имени).
А вот на тыльной стороне следует написать все выходные данные картины. Это необходимо для выставки, особенно иногородней, при пересылке картины зарубеж. Данные указываются в следующем порядке:
ФИО автора
Год рождения автора, город, страна.
Название картины
Техника исполнения (Например: холст, масло)
Размер (Высота х ширина)
Год создания.
Если работа сделана по фото, пишем, что использовалось фото… и автора этого фото. Пишем прямо на холсте масляной краской или ручкой, чтобы текст не выцвел и не размазался. Можно распечатать набранный предварительно текст на принтере, а потом приклеить получившуюся этикетку на обратную поверхность картины. Будьте осторожны: краска, клей, пигмент не должны проступать на поверхность картины! Фломастеры лучше не использовать именно по этой причине.
Рядом с подписью на лицевой стороне картины пишем год создания.
Это облегчит работу оформителя выставки, коллекционеров и сохранит ваше время при подаче заявки на выставку, например, и при восстановлении личной творческой информации и биографии. Думайте о будущем заранее. Год можно обозначить двумя цифрами, но лучше четырьмя.
По нему будет удобно узнавать ваше авторство, а красивый графический элемент подчеркнёт статусность вас как художника и изящество и красоту работы, даже в деталях. Некоторые художники-акварелисты даже заказывают специальную печать, которую ставят на своих работах вместо подписи.
Обычно подпись на картине ставится в нижнем правом углу, но в любом правиле есть исключения.
Если внизу справа подпись привлекает излишнее внимание, художник переносит её в другое место. Иногда это делается очень остроумно, к примеру, Эдуард Мане отлично обыграл авторскую подпись, расположив её на винной бутылке в картине Бар в “Фоли-Бержер”. Посмотрите на картину повнимательнее, и вы её увидите.
Цвет подписи должен быть контрастным к фону, лучше размещать подпись на лаконичном по цвету, свободном от деталей участке, чтобы она была удобочитаемой.
Но цвет подписи не должен выбиваться из общего колорита картины, иначе ваша фамилия станет более важной для зрителя, чем изображённые на картине объекты и предметы.
На всех своих картинах лучше ставить одинаковые подписи, так, чтобы было удобнее их атрибутировать (устанавливать авторство).
Как правильно делать подписи к произведениям искусства
Давно мучил такой вопрос. Допустим, мы вставляем в текст в качестве иллюстрации картину. Обязательная информация — имя автора и название произведения. Неплохо также указать и дополнительные данные: год создания, технику исполнения, место, в котором произведение в данный момент хранится. Как это оформлять? Заключать ли название в кавычки? Как разделить информацию об авторе и название? Тире? Точка? Запятая? А может, не нужно использовать никакие разделители?
Да и есть ли вообще правила на этот счет?
Оказалось, есть! Найти их можно в «Справочной книге редактора и корректора» (составление и общая редакция А. Э. Мильчина) в разделе 21, посвященному подписям к иллюстрациям и спискам иллюстраций (оно самое!)
21.3.2. Примерная схема подписи в списке
Порядковый номер. Имя и фамилия художника. Название произведения. Дата создания. Место хранения (Город. Название музея или только название музея, если в него входит прилагательное, образованное от названия города).
21.3.3. Краткий список в изданиях, посвященных творчеству нескольких художников
1. Эль Греко. Снятие пятой печати. Около 1610—1614. Нью-Йорк. Метрополитен музей.
2. Веласкес. Портрет папы Иннокентия X. 1650. Рим. Галерея Дорио.
3. Франц Хальс (?). Портрет Декарта. Без даты. Киевский государственный музей западного и восточного искусства.
21.3.4. Расширенный список в изданиях, посвященных творчеству нескольких художников
1. Тициан. Автопортрет. Около 1565. Холст, масло. 86х65. Мадрид. Прадо.
2. Лотто. Портрет юноши. Около 1505. Дерево, масло. 29х23. Флоренция. Уффици.
Почему рядом с именем художника иногда стоит знак вопроса и как разобраться в терминах на подписях к картинам
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Зачем нужна атрибуция картин
Не случайно отдельную категорию книжных бестселлеров и снятых по ним фильмов составляют истории о поиске доказательств принадлежности картин великим художникам. Здесь есть где развернуться: долгие века человечество копило как шедевры, так и произведения куда скромнее по значимости. За пять последних веков были написаны тысячи и тысячи картин, зачастую не имеющие указания на автора либо намеренно вводящие ценителей живописи в заблуждение. Только в Нидерландах XVII века, помимо Рембрандта, Вермеера, Ливенса и прочих великих мастеров работали еще несколько тысяч живописцев, в большинстве своем не известных современным исследователям.
Часто удачный холст прославленного мастера копировали ученики в его же собственной мастерской – это сулило прибыли. Но и те, кто не имел отношения к ближайшим ученикам, находили возможности воспользоваться известным именем. Художник Камиль Коро сам с удовольствием ставил автограф на понравившейся ему чужой картине – чтобы помочь выручить за нее большую сумму. Что уж говорить о тех, кто не спрашивал согласия мастера числиться создателем неизвестного ему произведения.
Для рядового ценителя живописи вопросы подлинности авторства, может быть, не особенно важны – всегда остается возможность руководствоваться критерием «нравится – не нравится». Совсем другое дело – музеи: от того, кого признают создателем картины, зависит, размещаться ли ей на видном месте в залах экспозиции или проводить годы и десятилетия в запасниках. И уж совсем принципиально знать о статусе произведения частным коллекционерам и галереям: предметы искусства – это товар, и один-единственный знак вопроса после фамилии художника существенно влияет на цену этого товара.
Бывает и так, что безвестная картина, проходившая раньше под неопределенным названием «неизвестный художник», в результате проведенных исследований оказывается произведением знаменитого живописца. О таком открытии, само собой, мечтают все коллекционеры и все историки искусства.
Что пишут на табличках под картинами
На музейных табличках под картинами порой можно увидеть не просто имя художника, а указание на его мастерскую, учеников, либо вообще знак вопроса после фамилии. Если под произведением живописи или графики значится только имя – это означает, что с большой вероятностью произведение создано именно этим художником, либо же картина хранится в музее давно и вопросами ее атрибуции исследователи еще не занимались, а автор указан «по старинке».
Иногда рядом с именем художника стоит вопросительный знак, так делают в случаях, когда фактических свидетельств для признания этого мастера создателем произведения недостаточно или если владелец картины занимается переводом ее в статус признанных работ этого художника, а это небыстрый процесс. Встречается вариант «приписывается художнику», то есть мнения исследователей разделились, и нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть версии о принадлежности картины кисти именно этого мастера.
Порой в создании картины принимают участие несколько художников – часть работы может выполнить пейзажист или, наоборот, портретист. Нередки случаи, когда живописец создавал произведение вместе с учениками своей мастерской, в таком случае под картиной пишут – «художник и мастерская». Такой вывод делают по наличию странных фрагментов, не свойственных обычной манере художника – то есть, по всей видимости, работу частично выполнял кто-то из подмастерьев. Активное участие самого художника в таких случаях считается установленным.
Другое дело, если под картиной значится «Мастерская художника» или «Школа художника». В этом случае подразумевается, что работа выполнена именно подмастерьями, причем нельзя установить, кем именно; сам мастер мог внести исправления, улучшить какую-то деталь произведения. Порой качественно исполненные работы учеников мастера подписывали своим именем – это позволяло выручить при продаже картины значительно больше денег. Историкам искусства в этих случаях приходится непросто – дискуссии о том, кого считать автором, могут длиться десятилетиями и ни к чему не вести, настолько спорным становится вопрос.
На значительно большем «удалении» от мастера находятся картины, подписанные словами «круг художника». Это возможно в отношении произведений, которые написаны не учениками, а самостоятельными художниками, связанными общением, творчеством с окружением мастера. Слово «круг» предполагает, что настоящий автор картины жил в тот же период, что и сам мастер, на которого ссылаются.
Даже тогда, когда выясняется, что именитый живописец не имеет практически никакого отношения к произведению, его имя не спешат убирать с таблички. Оно и понятно, ведь одно дело упомянуть «неизвестного художника XVII века» и совсем другое – «стиль» или «манеру Рембрандта». Иногда формулировка другая – «последователь художника». Все эти варианты говорят о том, что написавший картину не был ни учеником мастера, ни принадлежал к его окружению, возможно, он даже жил спустя десятилетия и даже века после того, о ком упоминает табличка.
Исследование картин Рембрандта и неприятные открытия
О том, как происходит установление авторства художественных произведений, можно составить представление по работе, которая была проделана в отношении картин Рембрандта. Его творения всегда пользовались большим спросом, а, соответственно, и предложений на рынке произведений живописи было достаточно. К двадцатому веку приписываемых Рембрандту работ насчитывалось несколько тысяч – они были выставлены в музеях, украшали собой частные коллекции, становились объектом аукционных торгов, выставлялись в галереях.
В 1968 году в Голландии возник исследовательский проект «Рембрандт», куда вошли специалисты по творчеству этого художника. Они проделали серьезную многолетнюю работу по изучению всех картин, претендовавших на звание рембрандтовских шедевров, по результатам исследований в 1982 году был выпущен первый каталог. Для установления авторства использовались документы из архивов, иногда – художественные произведения, изучались гравюры с картин, проводились экспертизы красок и холста. Впоследствии состав группы менялся, а в свет выходили новые каталоги, последний из них – в 2014 году. Согласно этому изданию, в мире насчитывается 346 картин Рембрандта.
В список не попали несколько шедевров из крупных музеев, в частности, «Мужчина в золотом шлеме» из Берлинской картинной галереи. Исследования экспертов исключили возможность того, что это произведение написано Рембрандтом. Теперь оно определяется как созданное «кругом Рембрандта».
Из собрания ГМИИ имени Пушкина в Москве работами мастера признаны лишь три, а среди коллекции Эрмитажа – четырнадцать, а еще шесть картин, ранее считавшихся принадлежащими кисти Рембрандта, были отвергнуты. Разумеется, для музеев такое развенчание произведений из шедевров великих художников в проходные работы малоизвестных или неизвестных его последователей становится новостью неприятной; иногда такое решение экспертов музеем не признается.
Насколько достоверными являются заключения специалистов? По всей видимости, ошибок исключить нельзя, как нельзя и отрицать столкновения разных интересов, в первую очередь финансовых, в вопросах, касающихся авторства картин. Нельзя забывать о том, что работа специалистов по истории искусства – дело долгое, кропотливое, довольно дорогостоящее, и если обеспечивать их труд берется меценат и владелец коллекции предметов живописи, можно ли в таком случае говорить о полной объективности исследований?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как подписать свой рисунок?
Как подписать картину с обратной стороны?
С обратной стороны холста обычно наносится атрибуция картины: название, материалы, размер, автор, дата создания, номер в серии (если картина является частью серии/коллекции). Здесь же следует указать, что работа создана по другой картине.
Зачем подписывать картины?
Для того чтобы указать другим людям, что это произведение создали они. Особенно это актуально в студенческой среде художественных вузов, где работы студентов, учеников плюс-минус похожи друг на друга. Но также это будет важно если художник отдаёт картину на выставку или на продажу.
Как называется фирменная подпись художника?
Автограф или роспись, сделанная собственноручно на чем-либо, может многое рассказать о своем владельце. Кроме того, с поведенческой точки зрения важно место подписи на полотне.
Какой художник подписывал Rhf?
Кроме того, на панели обнаружилась монограмма RHF (Rembrandt Harmenszoon fecit — «Выполнил Рембрандт Харменс»), которой юный художник подписывал свои произведения.
Как правильно делать подписи к картинам?
Как правильно подписать картину на выставку? Ни лицевой стороне пишете свою фамилию и первую букву имени, Также рекомендуется указывать год создании работы. На тыльной должны быть все необходимые выходные данные: Фамилия, имя и отчество художника, год его рождения.
Как правильно указать размер картины?
Для произведений живописи указываются размеры по подрамнику или по доске (высота, ширина). Для произведений графики указывается двойной размер (высота, ширина) – листа и изображения. это еще в школе учили: оси X и Y. всегда сначала ширина, а потом высота.
Где подписывают картины?
* Обычно подпись на картине ставится в нижнем правом углу, но в любом правиле есть исключения. Если внизу справа подпись привлекает излишнее внимание, художник переносит её в другое место.
Какое место в композиции картины занимает подпись художника?
Ответ: Подпись является завершающим элементом картины, как последняя точка текста в литературном произведении. Как правило они незаметны при первом рассмотрении и размещаются в основном у края формата изображения. Подпись не должна выделяться не только по размеру, но и по стилистике, технике.
Кто из гениальных живописцев подписывал свои картины крылатым драконом?
Лукас Кранах вместо подписи рисовал крылатого дракона, а так же все, кто работал в его мастерской, включая сына Мастера. Появилась такая подпись не просто так: один из курфюстов, на которых работал Кранах, за заслуги подарил ему дворянскую грамоту с гербом, на которм был изображён крылатый змей.
Как называется автограф художника?
В словаре терминов, представленном на сайте Российской Академии Художеств, указывается такое понятие, как сигнатура. Это любое обозначение художником своего авторства, которое может быть представлено в виде подписи, монограммы или любого иного знака, выбранного на усмотрение художника.
Как называется Подпись под рисунком?
Как называется авторская подпись на фото?
Так называемая, прозрачная надпись, нанесенная поверх фото или в какой-либо части фотографии или видео, называется – водяной знак (вотермарк).
Где висит картина Опять двойка?
«Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году. Хранится в Третьяковской галерее.
Как узнать кто автор картины?
Если мужчина на картине изображен кудрявым, с косыми глазами и больше напоминает девушку, то автором является Караваджо. Если тела и лица имеют странные формы и очертания, не думайте долго. Это картина Пикассо. Если картина напоминает вам ночь, когда вы были пьяны в драбадан, то автор Дали.
Шифры, знаки и автопортреты: Как художники прошлого подписывали свои картины
Почему раньше было не принято подписывать произведение
Закончив работу, поставить свою подпись в правом нижнем углу картины – обычай, вошедший в практику художников в период раннего Возрождения. Увы, авторство более ранних произведений часто установить не удается – в первую очередь по причине отсутствия подписей на них. Художники Средневековья объединялись тогда в мастерские, и никакого индивидуализма в творчестве проявлять не имели права, это воспринималось как тщеславие. К тому же, большая часть произведений была посвящена религиозным сюжетам, и наносить на картины с изображением святых собственное имя было сродни кощунству.
Полиптих работы Джотто ди Бондоне, на котором обнаружена подпись художника
С приходом новой эпохи в искусстве, когда границы возможностей художника расширились, и предметом его интересов стали не только библейские истории, когда стало развиваться и индивидуальное творчество, начались и попытки сделать свое творение уникальным, оставить на нем некий знак, который укажет на мастера. Это было обычной практикой еще для творцов античных времен, на расписных красно- и чернофигурных древнегреческих амфорах можно было найти имя и гончара, и художника.
Подпись выполняла функцию рекламы, направляя к мастерам новых заказчиков. В новые времена первые попытки оставить на картине нечто вроде своей подписи было характерно уже для художников XIII века. Некоторые свои работы подписывал один из основоположников Ренессанса Джотто ди Бондоне.
Скрытые символы и скрытые автопортреты
Часто художники изображали на холсте некий предмет, напрямую связанный с личностью художника. Например, Доссо Досси оставил намек на свою фамилию, поместив в углу картины кость в букве D – не случайно, ведь «оссо» по-итальянски и означает этот предмет.
На картине Доссо Досси указанием на авторство служит кость
Бартоломео Пассеротти, основатель жанра натюрморта в итальянском искусстве, частенько оставлял на картине фигурку воробья. Именно эта птичка называется по-итальянски «пассеротто». Феличе Бозелли добавлял в композицию на холсте кота, носящего имя Феликс, близкое по звучанию к имени художника.
Произведения Пассеротти отмечены фигуркой воробья
На картине Феличе Бозелли в левом верхнем углу – кот
Д.М. Уистлер. Справа от фигуры Томаса Карлейля, виден отличительный знак художника – бабочка
Порой мастера оставляли и более выразительные свидетельства своей причастности к произведению, изображая на картине не просто некий предмет, а собственный автопортрет. Часто фигура художника на таких полотнах – на втором плане, в числе второстепенных персонажей, в том числе в компании донаторов – то есть заказчиков картины на библейский сюжет, которых мастер включал в композицию. Иногда имя художника значилось на каком-либо из изображенных предметов, например, упавшем листке бумаги.
На картине Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» можно увидеть автопортрет художника – его фигура – крайняя справа, взгляд устремлен на зрителя
Тициан Веччелио. Портрет антиквара Якопо Страда. Подпись нередко размещали на одном из предметов, входящих в состав композиции – например, на листке бумаги
Подписи оставляли, чтобы выделить себя среди художников мастерской, стать узнаваемым, а значит, и популярным у заказчиков, готовых оплатить произведение станковой живописи. Нидерландский художник Ян ван Эйк на своей, пожалуй, самой знаменитой и загадочной картине «Портрет четы Арнольфини» оставил своеобразный элемент: «Ян ван Эйк был здесь», что некоторые искусствоведы расценивают не как подпись, а как свидетельство, подтверждение совершающегося при художнике брачного обряда.
«Портрет четы Арнольфини» с подписью ван Эйка
Подпись на картине – продолжение творческого замысла художника
Само собой, оставленная на картине подпись играла на руку талантливым художникам и приводила к ним все новых клиентов. Правда, уже в период Возрождения на именах гениев стали наживаться художники с менее блистательной репутацией. Альбрехт Дюрер, который подписывал свои работы четко и на видном месте, в один прекрасный день обратился в венецианский суд, чтобы остановить изображение его подписи на картинах малоизвестных мастеров. Фактически, это была судебная защита авторских прав – еще в начале XVI века! Известно, что мастерская Брейгеля занималась подделкой «под Босха», с указанием подписи последнего.