Чем подчеркивается причастный и деепричастный оборот
Причастный оборот
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие причастия
Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.
Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
Основные группы причастий:
Рассмотрим пример действительных причастий:
Рассмотрим пример страдательных причастий:
А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.
Определение причастного оборота
Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.
Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.
Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.
Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:
В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.
Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Границы причастного оборота
Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.
Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:
Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».
Знаки препинания при причастном обороте
Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.
По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.
Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).
Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.
Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:
Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:
Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.
Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.
Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.
От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой
Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.
Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.
Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.
В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.
Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.
Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.
Причастный и деепричастный оборот
Всего получено оценок: 5965.
Всего получено оценок: 5965.
В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.
Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.
Обособление причастных оборотов
В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:
Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.
Обособление деепричастных оборотов
У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.
которые читают вместе с этой
Деепричастный оборот не выделяется запятыми:
Причастный и деепричастный обороты — что это такое и отличия
Причастный и деепричастный обороты нам знакомы из курса русского языка. Именно с ними часто происходит путаница – школьники никак не могут увидеть разницу между грамматическими конструкциями. А ее важно понимать, поскольку эти обороты по-разному выделяются в предложениях знаками препинания.
Ключевые определения
Причастный оборот – это цельная система, состоящая из причастия и зависящих от него слов.
Деепричастный оборот – это комплекс из деепричастия и зависимых от него слов.
Соответственно, чтобы вникнуть в суть обоих этих понятий, для начала необходимо разобраться с терминами «причастие» и «деепричастие».
Причастие – это глагольная форма, которая имеет признаки прилагательного и обозначает характеристики предмета. К нему можно задать следующие вопросы: «какой?», «какие?», «какая?».
Примеры: зеленеющая трава, бегущая девочка, заходящее солнце.
Деепричастие – также глагольная форма, но она обладает признаками наречия и выражает характеристики действий. Обычно речь идет о каких-либо добавочных поступках.
Эту особенность легко запомнить, внимательнее присмотревшись к самому названию части речи: приставка «дее» напоминает начало слова деятельность.
К деепричастию задаются такие вопросы: «что делая?», «что сделав?».
Примеры деепричастия: умывшись, приветствуя, преодолевая и т.д.
Причастный оборот
Итак, конструкция причастного оборота включает в себя причастие и зависимые от него слова.
К обороту могут быть заданы такие вопросы: «что делающий?», «какой?», «что сделавший?».
В предложении оборот относится к слову, которое является либо существительным, либо местоимением. Именно с ним согласуется составляющее ядро конструкции причастие.
Синтаксическая роль грамматического комплекса – определение.
Рассмотрим конкретный пример:
С холма был виден мегаполис, сверкающий мириадами ярких огней.
«Сверкающий мириадами ярких огней» — это и есть причастный оборот. С центральным ядром-причастием – «сверкающий» и зависимыми от него словами «мириадами ярких огней».
К конструкции можно задать вопрос «что делающий?». Оборот относится к слову «мегаполис», которое является существительным. Выходит, что все признаки указывают на то, что синтаксический комплекс является именно причастным оборотом.
Деепричастный оборот
Как уже говорилось выше, это деепричастие в совокупности с зависимыми от него словами.
К обороту можно задать вопросы «что делая?», «что сделав?». Определяющим словом, к которому оно относится, чаще всего выступает глагол-сказуемое. Синтаксическая роль конструкции в предложении – обстоятельство.
Конечно, яснее понять эту информацию можно на конкретном примере.
Дети, гуляя по лугу, увидели куропатку.
«Гуляя по лугу» — это и есть деепричастный оборот. С деепричастием «гуляя» и относящимися к нему словами «по лугу».
К обороту можно задать вопрос «что делая?».
Весь комплекс слов относится к слову «увидели», которое является глаголом-сказуемым: увидели (что делая?) – гуляя по лугу.
Как выделяются причастные и деепричастные обороты
Разницу между причастными и деепричастными оборотами важно знать хотя бы потому, что они по-разному выделяются в предложениях знаками препинания.
Рассмотрим сначала правила пунктуации для причастного оборота.
Здесь есть исключение: синтаксическая конструкция обособляется, если определяемое слово является местоимением. Пример: Обрадованные долгожданной новостью, мы старались не слишком шуметь.
Теперь настала очередь правил пунктуации для деепричастного оборота.
Причастный и деепричастный оборот: разница
Итак, эти грамматически конструкции отличаются друг от друга рядом характеристик:
Причастный и деепричастный обороты: учимся различать
Теоретические основы изучения причастного оборота
Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.
Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?
Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.
Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.
В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.
В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.
● Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:
Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:
Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:
Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.
Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.
1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.
2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.
В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:
Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.
Закрепление полученных сведений о причастном обороте
В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.
● Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.
Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:
Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:
Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.
Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.
Отредактированное школьником предложение
Предложение, отредактированное школьником по схеме
Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.
● Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.
Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.
Выполните морфологический анализ выделенных слов.
Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.
● Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.
Школьники могут выполнить упражнение таким образом:
Отредактированное школьником предложение
Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.
● Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.
Приводим вариант выполнения данного упражнения:
Отредактированное школьником предложение
Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.
Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).
Теоретические основы изучения деепричастного оборота
В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:
● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);
● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);
● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,
Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте
Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.
● Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?
Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.
● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.
Предлагаем вариант выполнения данного задания:
При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).
В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.
● Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.
● Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.
Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.
Методический комментарий
Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.
На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.
Причастный и деепричастный обороты
Причастный и деепричастный оборот образуют причастие и деепричастие с зависимыми словами. Рассмотрим, что такое причастный и деепричастный оборот в русской грамматике, особенности постановки знаков препинания и приведем примеры.
Что такое причастный оборот?
Чтобы понять, что такое причастный оборот, вспомним, какое слово называется причастием в русском языке.
В предложении одиночное причастие употребляется как определение.
На футбольном поле играющие дети бегали за мячом.
У причастия могут быть зависимые слова, которые вместе с ним образуют синтаксическую конструкцию — причастный оборот.
В предложении причастный оборот является определением и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший?
Эта синтаксическая конструкция чаще всего является обособленным определением.
Рассмотрим, в каких случаях причастный оборот выделяется знаками препинания.
Причастный оборот и знаки препинания
1. Причастный оборот выделяется запятыми, если находится непосредственно за определяемым словом:
2. Знаками препинания необходимо выделить оборот с причастием, если он отделён от определяемого существительного другими членами предложения:
3. Причастный оборот является обособленным членом предложения независимо от его местоположения, если поясняет личное местоимение:
Мы, радующиеся неожиданной передышке, побежали к речке, чтобы искупаться.
Надвигалась гроза. Быстро затянувшая небо серыми тучами, она грозила яркими всполохами молний и громким ворчанием грома.
4. Причастный оборот, находящийся перед определяемым словом, выделяется только тогда, когда имеет добавочный оттенок обстоятельственного значения причины, условия и пр.
Уставшие к концу дня, вечером они не стали ничего обсуждать.
Рассерженная на Алексея, мать молчала весь вечер.
В остальных случаях этот оборот, расположенный перед определяемым словом, не выделяется запятыми.
Нарастающее с каждой минутой грохотание грома стремительно приближается.
Предложения осложняет не только обособленное определение, выраженное причастным оборотом, но и обстоятельство, обозначенное деепричастным оборотом.
Что такое деепричастный оборот?
Основу деепричастного оборота, как можно понять из названия этой синтаксической конструкции, составляет деепричастие.
Девочка рассматривала цветущий клевер, наблюдая за пчелами.
Рассматривала, (что делая?) наблюдая.
Девочка рассматривала (основное действие) и наблюдала (добавочное действие).
В этом предложении укажем у деепричастия зависимые слова:
В предложении деепричастный оборот является обстоятельством, которое обособляется независимо от его местоположения в предложении.
Не выделяются деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические сочетания, а также оборот, соединенный союзом «и» с другим однородным обстоятельством.
Примеры
Услышав стук колес подъезжающей телеги, дедушка Евсей открыл ворота настежь.
Как-то летом, набрав полные корзинки земляники, мы возвращались в деревню.
Дети улеглись на печи, быстро уснув под тихий разговор взрослых.
Сказки бабушки Авдотьи ребятишки слушали раскрыв рот.
Весь день строители споро работали засучив рукава.
Как ни спеши голову сломя, все равно не успеешь засветло вернуться.