Чем по вашему рассказ микроскоп близок
Чем по вашему рассказ микроскоп близок
1.1. Какие черты характера Андрея Ерина проявились в приведенном фрагменте рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?
1.2. В чем суть конфликта, лежащего в основе рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2.
Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал. Косился на микроскоп.
— Дело в том, — рассказывал он, — что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят — и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.
Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра. Когда шел дождик, рассматривали дождевую капельку. Еще отец посылал сына взять для пробы воды из лужицы. И там этих беленьких кишмя кишело.
— Твою мать-то, што делают. Ну вот как с имя бороться? — У Андрея опускались руки. — Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел и ребенок босыми ногами и, пожалуйста, подцепил. А какой там организм у ребенка!
— Поэтому всегда надо вытирать ноги, — заметил сын. — А ты не вытираешь.
— Не в этом дело. Их надо научиться прямо в луже уничтожать. А то — я вытру, знаю теперь, а Сенька вон Маров. докажи ему: как шлепал, дурак, так и впредь будет.
Рассматривали также капельку пота, для чего сынишка до изнеможения бегал по улице, потом отец ложечкой соскреб у него со лба влагу — получили капельку, склонились к микроскопу.
— Есть! — Андрей с досадой ударил себя кулаком по колену. — Иди проживи сто пятьдесят лет. В коже и то есть.
— Давай опробуем кровь? — предложил сын.
Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови, стряхнул на зеркальце. Склонился к трубке и застонал.
— Хана, сынок, — в кровь пролезли! — Андрей Ерин распрямился, удивленно посмотрел вокруг. — Та-ак. А ведь знают, паразиты, лучше меня знают — и молчат.
— Ученые. У их микроскопы-то получше нашего — все видят. И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется.
Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.
— От какой мелкой твари гибнут люди! — Вид у Андрея был убитый.
Сын смотрел в микроскоп.
— Друг за дружкой гоняются! Эти маленько другие. Кругленькие.
— Все они — кругленькие, длинненькие — все на одну масть. Матери не говори пока, што мы у меня их в крове видели.
— Давай у меня посмотрим?
Отец внимательно поглядел на сына. И любопытство, и страх отразились в глазах Ерина-старшего. Руки его, натруженные за много лет — большие, пропахшие смольем. чуть дрожали на коленях.
— Не надо. Может, хоть у маленьких-то. Эх вы! — Андрей встал, пнул со зла табуретку. — Вшей, клопов, личинок всяких — это научились выводить, а тут каких-то. меньше же гниды самой маленькой — и ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!
— Вшу видно, а этих. Как ты их?
— Скипидаром. Не возьмет. Водка-то небось покрепче. я ж пью, а вон видел, што делается в крове-то!
— Водка в кровь, что ли, поступает?
— А куда же? С чего же дуреет человек?
Как-то Андрей принес с работы длинную тонкую иглу. Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.
— Давай попробуем. Наточил проволочку — может, сумеем наколоть парочку.
Кончик проволочки был тонкий-тонкий — прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел. Вспотел даже.
— Разбегаются, заразы. Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а тоньше уже нельзя — не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их током. Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда они будут.
И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашел Сергей Куликов, который работал вместе с Андреем в «Заготзерне». По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею — просто так.
В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова.
— Садись с нами, — без всякого желания пригласил Андрей.
— Зачем? Мы вот тут. Нам што? Нам — в уголку.
«Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?»
— Дай микробов посмотреть?
— Каких микробов? Иди проспись, Серега. Никаких у меня микробов нету.Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело— Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить. Андрей. — Сергей стукнул себя в грудь кулаком, устремил свирепый взгляд на «ученого». — Золотой памятник отольем. На весь мир прославим! А я с тобой рядом работал. Андрюха!
Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было, что говорят про ее мужа — ученый. Скорей по привычке поворчать при случае, чем из истинного чувства, она заметила:
— Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то — микроскоп. Свихнется теперь мужик — ночи не спит. Што бы — пылесос какой-нибудь присудить. А то пропылесосить — и нечем, не соберемся никак купить.
— Кого присудить? — не понял Сергей.
Андрей Ерин похолодел.
— Да премию-то вон выдали. Микроскоп-то этот.
Андрей хотел было как-нибудь — глазами — дать понять Сергею, что. но куда там! Тот уставился на Зою как баран.
— Ну премию-то вам давали!
Зоя посмотрела на мужа, на Сергея.
— Вам премию выдавали?
— Жди, выдадут они премию! Догонют да ишо раз выдадут. Премию.
— А Андрею вон микроскоп выдали. за ударную работу. — Голос супруги Ериной упал до жути — она все поняла.
— Они выдадут! — разорялся в углу пьяный Сергей. — Я в прошлом месяце на сто тридцать процентов нарядов назакрывал. так? Вон Андрей не даст соврать.
Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.
Андрей встал. Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:
— У тебя три рубля есть? До получки.
— Есть. Ты за што меня ударил?
— Пошли в лавку. Кикимора ты болотная. Какого хрена пьяный болтаешься по дворам. Эх-х. Чурка ты с глазами.
В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки.
Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой. Жены не было.
— Где она? — спросил сынишку.
— В город поехала, в эту. как ее. в комиссионку.
Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.
— Нет, Так, маленько. Сколько пропил?
— Двенадцать рублей. Ах, Петька. сынок. — Андрей Ерин, не поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. — Разве же в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей. не поймешь.
— Понимаю: она продаст его.
— Продаст. Да. Шубки надо. Ну ладно — шубки, ладно. Ничего. Надо: зима скоро. Учись, Петька! — повысил голос Андрей. — На карачках, но ползи в науку — великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?
— Нету, — сказал Петька. Может, соврал.
— Ну и ладно, — согласился Андрей. — Учись знай. И не пей никогда. Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.
Андрей посидел еще, покивал грустно головой. И пошел в горницу спать.
В. М. Шукшин «Микроскоп»
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1. Выберите другой фрагмент рассказа с участием Андрея Ерина. На основе анализа текста выявите черты героя, проявившиеся в данном фрагменте.
2.2. Выберите другой фрагмент рассказа, в котором главный герой совершает странный для себя поступок. Проанализируйте его поведение в сложившейся ситуации.
2.1. Андрей Ерин спланировал покупку микроскопа. Для этого за две недели сообщил жене, что потерял деньги, хорошо понимая, какой из-за этого будет скандал дома. Он стойко выдержал нападки жены. Стойко терпел, пока в семье всё успокоится, чтобы принести микроскоп домой. В данном фрагменте рассказа неединожды подчёркивается автором решительность героя. Зачем ему микроскоп? Рядовому столяру нужен ли? Просто Андрей Ерин, уставший от унылой повседневности, не лишён интереса к жизни, у него пытливый ум, ему хочется узнать, увидеть что-то новое, прикоснуться к неизведанному, вырваться за границы обыденности. Именно об этих чертах характера героя Шукшина можно судить по данному отрывку текста.
2.2. Андрей Ерин потратил деньги на покупку совершенно бесполезного для него микроскопа. Конечно, он может показаться чудаком. Но если вдуматься, что значил микроскоп для столяра? Вроде, это просто неразумная трата денег. Но на самом деле микроскоп свидетельствует о том, что в голове Андрея Ерина созревает какая-то идея. По-видимому, Андрею тесно жить в рамках серой и унылой повседневности. Такая маленькая радость, как микроскоп, на самом деле была необходима человеку, уставшему от привычной и изрядно надоевшей суеты.
1.1. Герой рассказа Андрей Ерин продолжает галерею шукшинских «чудиков». «Чудики» В.Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни. Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой рассказа «Микроскоп» — это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, по-особому чувствует, поэтому совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас.
1.2. Андрей Ерин потратил деньги на покупку совершенно бесполезного для него микроскопа. Конечно, он может показаться чудаком. Но если вдуматься, что значил микроскоп для столяра? Вроде, это просто неразумная трата денег. Но на самом деле микроскоп свидетельствует о том, что в голове Андрея Ерина созревает какая-то идея. По-видимому, Андрею тесно жить в рамках серой и унылой повседневности. Такая маленькая радость, как микроскоп, на самом деле была необходима человеку, уставшему от привычной и изрядно надоевшей суеты. В этом и заключается конфликт, лежащий в основе рассказа.
И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки
И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных
Анализ произведения Микроскоп Шукшина
Рассказ «Микроскоп» представляет собой произведение с сюжетом, изложенным в одном эпизоде. Все действия в рассказе происходят всего за 2 недели. В своем творении автор поднял такую тему как значение жизни и цели. Писатель хотел донести читателям свою мысль о том, что жизнь без целей бессмысленна и пуста. Еще одной мыслью автора считается взаимоотношения в семье и между людьми, основанные на самолюбие и ценностях.
Основной герой книги Андрей Ерин работает в столярной мастерской. Автор называл героя чудиком. У чудика появилась идея, которая стала целью жизни. Шукшин в произведении выделил 2 черты лица героя как красный нос и желтоватое лицо. Нос является главной особенностью Андрея. У героя был кривой и ломаный нос с небольшой горбинкой. Супруга обзывала его кривоносиком. Андрей воспринимал такое прозвище ругательством. Все ругательские слова супруги были меткими и обидными. Она обзывала его скважиной или дятлом. Она ненавидела его. Она считала его ничтожеством без чувства юмора.
Андрей был нерешительным и мягко характерным. Он молча терпел ее ругательства и избиения. Он ощущал себя виновным и готов был терпеть все нападки жены. Все меняется, когда Андрей покупает микроскоп. Герой очень сильно радовался своей покупке. После покупки микроскопа у Андрея меняется характер. Герой научился смеяться и подшучивать. У него появилась смелость. Он начал критиковать и отвечать на нападки супруги. Жена стала его уважать, а сын нашел с ним общий язык. Андрей прекратил пить. Андрей стал главой семьи. Он начал рассказывать о науке, микробах и строил планы. Герой был потрясен, когда заметил микробы в своей крови. Он начал использовать ток и иглу для уничтожения микробов. Андрей стал известным в селе. Все меняется, когда его друг Сергей рассказал Зое о том, что Андрей не получал никакого поощрения. Андрей стал прежним и начал пить.
Повествование не имеет стилистического начала и конца. Жизнь героя разделилась на 2. Одна из них – жизнь без микроскопа. А вторая с микроскопом. Микроскоп становится смыслом жизни столяра. Для читателя микроскоп является просто игрушкой. А для героя микроскоп стал причиной глубоких размышлений и чувств. К концу рассказа Ерин должен стать нормальным и в первую очередь подумать о нуждах семьи. Он не может тратить заработанные деньги на свои увлечения.
Анализ 2
Произведение «Микроскоп» Шукшина впервые было опубликовано в 11-м номере «Сельской молодежи» в 1969 году.
За жанром это реалистический рассказ, действие которого происходит в простой рабочей семье. Этот, за определением автора, «рассказ-судьба» в одном эпизоде из жизни главного героя раскрывает всю его нелегкую судьбу.
В рассказе поднимаются проблемы взаимоотношения между людьми и в семье, долга и чести, человеческого достоинства. Но главной мыслью произведения есть мысль о смысле жизни человека, что без определенной цели человек не может нормально жить. В этом заключается идея рассказа.
Андрей Ерин, главный герой произведения, работает столяром. У него мягкий характер, он нерешителен в своих поступках. Автор как бы разделяет его жизнь на период до приобретения микроскопа и период, когда он принес в дом микроскоп.
Андрей привык к вечной ругани жены, которая считала его неудачником и всячески обзывала, он не мог сопротивляться и защищаться от этих вечных упреков. Но была у Андрея одна мечта – приобрести микроскоп. Он долго вынашивал эту мечту в своих планах, и наконец решил обмануть жену и купил микроскоп, объяснив ей эту покупку тем, что на работе выдали премию.
Микроскоп принес изменения не только в ежедневную жизнь Андрея, но и в его характер. Он полностью преобразился, стал увереннее в себе, смело давал отпор жене, чем вызвал ее уважение, он даже перестал пить. Вместе с микроскопом он приобрел счастье и стал главным в доме человеком, которого зауважали.
Читая рассказ мы понимаем, что этот микроскоп совершенно не нужен Андрею, что эти деньги, которых вечно не хватало в семье, лучше было бы потратить на одежду детям. Но вместе с Андреем мы радуемся его недолгому счастью, и когда жена от сотрудника мужа узнает, что никакой премии ему не давали, мы с грустью видим, как меняется Андрей и стает несчастливым. Микроскоп сдают в комиссионку, а он снова запил, утратил интерес к жизни и стал робким, полностью зависящим от жены. Он утратил цель в жизни.
В образе жены главного героя Зои автор отобразил жизнь простых русских женщин, которые на своих плечах выносят все тяготы повседневной жизни, в которых вечно недостает денег на нормальное существование. Ее можно понять, ведь она копила эти деньги, истраченные на микроскоп, чтобы одеть детей. В конце рассказа Зоя таки покупает детям шубки. Она выбирает материальное, а не духовное, чем жил ее муж. Так и не смогла Зоя понять мужа, а если бы поняла, то и жизнь в доме была бы лучше.
Человек не может быть счастлив без мечты – это и есть лейтмотив рассказа.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Микроскоп
Популярные сегодня темы
Жизнь Самсона Вырина была похожа на жизнь других станционных смотрителей. Герою приходится слушать недовольство и упреки в свою сторону, чтобы иметь возможность прокормить семью
Данное замечательное произведение содержит в себе такую тематику, которая указывает
Бессмертный роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является настоящим бестселлером русской литературы. Он стал популярен особенно в период после распада СССР, именно тогда текст стал доступен большому количеству читателей.
Сергей Александрович Есенин – русский поэт из крестьянской семьи, не превзойденный в таланте воспевать Россию, истинным сыном которой был. Родился в селе Константиново, писать начал тоже довольно рано – о том, что видел вокруг.
Произведение «Муму» было написано Тургеневым в 1852 году. Как утверждают многие источники, все события, описанные в повести были в действительности. Ситуации, описанные в повести происходили в доме
Анализ произведения Микроскоп Шукшина
Рассказ «Микроскоп» представляет собой произведение с сюжетом, изложенным в одном эпизоде. Все действия в рассказе происходят всего за 2 недели. В своем творении автор поднял такую тему как значение жизни и цели. Писатель хотел донести читателям свою мысль о том, что жизнь без целей бессмысленна и пуста. Еще одной мыслью автора считается взаимоотношения в семье и между людьми, основанные на самолюбие и ценностях.
Основной герой книги Андрей Ерин работает в столярной мастерской. Автор называл героя чудиком. У чудика появилась идея, которая стала целью жизни. Шукшин в произведении выделил 2 черты лица героя как красный нос и желтоватое лицо. Нос является главной особенностью Андрея. У героя был кривой и ломаный нос с небольшой горбинкой. Супруга обзывала его кривоносиком. Андрей воспринимал такое прозвище ругательством. Все ругательские слова супруги были меткими и обидными. Она обзывала его скважиной или дятлом. Она ненавидела его. Она считала его ничтожеством без чувства юмора.
Андрей был нерешительным и мягко характерным. Он молча терпел ее ругательства и избиения. Он ощущал себя виновным и готов был терпеть все нападки жены. Все меняется, когда Андрей покупает микроскоп. Герой очень сильно радовался своей покупке. После покупки микроскопа у Андрея меняется характер. Герой научился смеяться и подшучивать. У него появилась смелость. Он начал критиковать и отвечать на нападки супруги. Жена стала его уважать, а сын нашел с ним общий язык. Андрей прекратил пить. Андрей стал главой семьи. Он начал рассказывать о науке, микробах и строил планы. Герой был потрясен, когда заметил микробы в своей крови. Он начал использовать ток и иглу для уничтожения микробов. Андрей стал известным в селе. Все меняется, когда его друг Сергей рассказал Зое о том, что Андрей не получал никакого поощрения. Андрей стал прежним и начал пить.
Повествование не имеет стилистического начала и конца. Жизнь героя разделилась на 2. Одна из них – жизнь без микроскопа. А вторая с микроскопом. Микроскоп становится смыслом жизни столяра. Для читателя микроскоп является просто игрушкой. А для героя микроскоп стал причиной глубоких размышлений и чувств. К концу рассказа Ерин должен стать нормальным и в первую очередь подумать о нуждах семьи. Он не может тратить заработанные деньги на свои увлечения.
Анализ 2
Произведение «Микроскоп» Шукшина впервые было опубликовано в 11-м номере «Сельской молодежи» в 1969 году.
За жанром это реалистический рассказ, действие которого происходит в простой рабочей семье. Этот, за определением автора, «рассказ-судьба» в одном эпизоде из жизни главного героя раскрывает всю его нелегкую судьбу.
В рассказе поднимаются проблемы взаимоотношения между людьми и в семье, долга и чести, человеческого достоинства. Но главной мыслью произведения есть мысль о смысле жизни человека, что без определенной цели человек не может нормально жить. В этом заключается идея рассказа.
Андрей Ерин, главный герой произведения, работает столяром. У него мягкий характер, он нерешителен в своих поступках. Автор как бы разделяет его жизнь на период до приобретения микроскопа и период, когда он принес в дом микроскоп.
Андрей привык к вечной ругани жены, которая считала его неудачником и всячески обзывала, он не мог сопротивляться и защищаться от этих вечных упреков. Но была у Андрея одна мечта – приобрести микроскоп. Он долго вынашивал эту мечту в своих планах, и наконец решил обмануть жену и купил микроскоп, объяснив ей эту покупку тем, что на работе выдали премию.
Микроскоп принес изменения не только в ежедневную жизнь Андрея, но и в его характер. Он полностью преобразился, стал увереннее в себе, смело давал отпор жене, чем вызвал ее уважение, он даже перестал пить. Вместе с микроскопом он приобрел счастье и стал главным в доме человеком, которого зауважали.
Читая рассказ мы понимаем, что этот микроскоп совершенно не нужен Андрею, что эти деньги, которых вечно не хватало в семье, лучше было бы потратить на одежду детям. Но вместе с Андреем мы радуемся его недолгому счастью, и когда жена от сотрудника мужа узнает, что никакой премии ему не давали, мы с грустью видим, как меняется Андрей и стает несчастливым. Микроскоп сдают в комиссионку, а он снова запил, утратил интерес к жизни и стал робким, полностью зависящим от жены. Он утратил цель в жизни.
В образе жены главного героя Зои автор отобразил жизнь простых русских женщин, которые на своих плечах выносят все тяготы повседневной жизни, в которых вечно недостает денег на нормальное существование. Ее можно понять, ведь она копила эти деньги, истраченные на микроскоп, чтобы одеть детей. В конце рассказа Зоя таки покупает детям шубки. Она выбирает материальное, а не духовное, чем жил ее муж. Так и не смогла Зоя понять мужа, а если бы поняла, то и жизнь в доме была бы лучше.
Человек не может быть счастлив без мечты – это и есть лейтмотив рассказа.
Чем по вашему рассказ микроскоп близок
1.1.3. Сопоставьте фрагменты рассказов В. М. Шукшина «Микроскоп» и «Космос, нервная система и шмат сала». К каким выводам привело вас это сопоставление?
1.2.3. Сопоставьте басни И. А. Крылова «Свинья под дубом» и «Скупой и курица». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.
Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал. Косился на микроскоп.
— Дело в том, — рассказывал он, — что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят — и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.
Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра. Когда шел дождик, рассматривали дождевую капельку. Еще отец посылал сына взять для пробы воды из лужицы. И там этих беленьких кишмя кишело.
— Твою мать-то, што делают. Ну вот как с имя бороться? — У Андрея опускались руки. — Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел и ребенок босыми ногами и, пожалуйста, подцепил. А какой там организм у ребенка!
— Поэтому всегда надо вытирать ноги, — заметил сын. — А ты не вытираешь.
— Не в этом дело. Их надо научиться прямо в луже уничтожать. А то — я вытру, знаю теперь, а Сенька вон Маров. докажи ему: как шлепал, дурак, так и впредь будет.
Рассматривали также капельку пота, для чего сынишка до изнеможения бегал по улице, потом отец ложечкой соскреб у него со лба влагу — получили капельку, склонились к микроскопу.
— Есть! — Андрей с досадой ударил себя кулаком по колену. — Иди проживи сто пятьдесят лет. В коже и то есть.
— Давай опробуем кровь? — предложил сын.
Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови, стряхнул на зеркальце. Склонился к трубке и застонал.
— Хана, сынок, — в кровь пролезли! — Андрей Ерин распрямился, удивленно посмотрел вокруг. — Та-ак. А ведь знают, паразиты, лучше меня знают — и молчат.
— Ученые. У их микроскопы-то получше нашего — все видят. И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и приду¬мали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, нач¬нется.
Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.
— От какой мелкой твари гибнут люди! — Вид у Андрея был убитый.
Сын смотрел в микроскоп.
— Друг за дружкой гоняются! Эти маленько другие. Кругленькие.
— Все они — кругленькие, длинненькие — все на одну масть. Матери не говори пока, што мы у меня их в крове видели.
— Давай у меня посмотрим?
Отец внимательно поглядел на сына. И любопытство, и страх отразились в глазах Ерина-старшего. Руки его, натруженные за много лет — большие, пропахшие смольем. чуть дрожали на коленях.
— Не надо. Может, хоть у маленьких-то. Эх вы! — Андрей встал, пнул со зла табуретку. — Вшей, клопов, личинок всяких — это научились выводить, а тут каких-то. меньше же гниды самой маленькой — и ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!
— Вшу видно, а этих. Как ты их?
— Скипидаром. Не возьмет. Водка-то небось покрепче. я ж пью, а вон видел, што делается в крове-то!
— Водка в кровь, что ли, поступает?
— А куда же? С чего же дуреет человек?
Как-то Андрей принес с работы длинную тонкую иглу. Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.
— Давай попробуем. Наточил проволочку — может, сумеем наколоть парочку.
Кончик проволочки был тонкий-тонкий — прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел. Вспотел даже.
— Разбегаются, заразы. Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а тоньше уже нельзя — не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их током. Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда они будут.
И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашел Сергей Куликов, который работал вместе с Андреем в «Заготзерне». По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею — просто так.
В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова.
— Садись с нами, — без всякого желания пригласил Андрей.
— Зачем? Мы вот тут. Нам што? Нам — в уголку.
«Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?»
— Дай микробов посмотреть?
— Каких микробов? Иди проспись, Серега. Никаких у меня микробов нету.Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело— Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить. Андрей. — Сергей стукнул себя в грудь кулаком, устремил свирепый взгляд на «ученого». — Золотой памятник отольем. На весь мир прославим! А я с тобой рядом работал. Андрюха!
Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было, что говорят про ее мужа — ученый. Скорей по привычке поворчать при случае, чем из истинного чувства, она заметила:
— Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то — микроскоп. Свихнется теперь мужик — ночи не спит. Што бы — пылесос какой-нибудь присудить. А то пропылесосить — и нечем, не соберемся никак купить.
— Кого присудить? — не понял Сергей.
Андрей Ерин похолодел.
— Да премию-то вон выдали. Микроскоп-то этот.
Андрей хотел было как-нибудь — глазами — дать понять Сергею, что. но куда там! Тот уставился на Зою как баран.
— Ну премию-то вам давали!
Зоя посмотрела на мужа, на Сергея.
— Вам премию выдавали?
— Жди, выдадут они премию! Догонют да ишо раз выдадут. Премию.
— А Андрею вон микроскоп выдали. за ударную работу. — Голос супруги Ериной упал до жути — она все поняла.
— Они выдадут! — разорялся в углу пьяный Сергей. — Я в прошлом месяце на сто тридцать процентов нарядов назакрывал. так? Вон Андрей не даст соврать.
Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.
Андрей встал. Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:
— У тебя три рубля есть? До получки.
— Есть. Ты за што меня ударил?
— Пошли в лавку. Кикимора ты болотная. Какого хрена пьяный болтаешься по дворам. Эх-х. Чурка ты с глазами.
В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки.
Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой. Жены не было.
— Где она? — спросил сынишку.
— В город поехала, в эту. как ее. в комиссионку.
Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.
— Нет, Так, маленько. Сколько пропил?
— Двенадцать рублей. Ах, Петька. сынок. — Андрей Ерин, не поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. — Разве же в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей. не поймешь.
— Понимаю: она продаст его.
— Продаст. Да. Шубки надо. Ну ладно — шубки, ладно. Ничего. Надо: зима скоро. Учись, Петька! — повысил голос Андрей. — На карачках, но ползи в науку — великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?
— Нету, — сказал Петька. Может, соврал.
— Ну и ладно, — согласился Андрей. — Учись знай. И не пей никогда. Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.
Андрей посидел еще, покивал грустно головой. И пошел в горницу спать.
В. М. Шукшин «Микроскоп»
Юрка сел за учебники.
— У вас только одно на языке: «будет! будет. » — опять начал старик, — Трепачи. Ты вот — шешнадцать лет будешь учиться, а начнет человек помирать, чего ты ему сделаешь?
— Дак если ему срок подошел помирать, чего ты ему вырежешь?
— Я на такие. дремучие вопросы не отвечаю.
— Нечего отвечать, вот и не отвечаете.
— Нечего. А вот эти люди. — сгреб кучу книг и показал, — Вот этим людям тоже нечего отвечать?! Ты хоть одну прочитал?
— Там читать нечего — вранье одно.
— Ладно! — Юрка вскочил и опять начал ходить по избе. — Чума раньше была?
— Была. У нас в двадцать.
— Где она сейчас? Есть?
— Не приведи господи! Может, будет ишо.
— В том-то и дело, что не будет. С ней научились бороться. Дальше: если бы тебя раньше бешеная собака укусила, что бы с тобой было?
— И помер. А сейчас — сорок уколов, и все. Человек живет. Туберкулез был неизлечим? Сейчас, пожалуйста: полгода — и человек как огурчик! А кто это все придумал? Ученые! «Вранье». Хоть бы уж помалкивали, если не понимаете.
Старика раззадорил тоже этот Юркин наскок.
— Так. Допустим. Собака — это ладно, А вот змея укусит. Иде они были, доктора-то, раньше? Не было. А бабка, бывало, пошепчет — и как рукой сымет. А вить она институтов никаких не кончала.
— Иди подставь: пусть она разок чикнет куда-нибудь.
— Пожалуйста! Я до этого укол сделаю, и пусть кусает сколько влезет — я только улыбнусь.
— Да вот же они, во-от! — Юрка опять показал книги. — Люди на себе проверяли! А знаешь ты, что когда академик Павлов помирал, то он созвал студентов и стал им диктовать, как он помирает.
— Так. «Вот, — говорит, — сейчас у меня холодеют ноги — записывайте». Они записывали. Потом руки отнялись. Он говорит: «Руки отнялись».
— Пишут. Потом сердце стало останавливаться, он говорит: «Пишите». Они плакали и писали, — у Юрки у самого защипало глаза от слез. На старика рассказ тоже произвел сильное действие.
— И помер. И до последней минуты все рассказывал, потому что это надо было для науки. А вы с этими вашими бабками еще бы тыщу лет в темноте жили. «Раньше было! Раньше было. » Вот так было раньше?!
В. М. Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала»
Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
— «Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею». —
«Неблагодарная! — промолвил Дуб ей тут,
— Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Скупой теряет все, желая все достать.
Чтоб долго мне примеров не искать,
Хоть есть и много их, я в том уверен;
Да рыться лень: так я намерен
Вам басню старую сказать.
Вот что в ребячестве читал я про Скупого,
Был человек, который никакого
Не знал ни промысла, ни ремесла,
Но сундуки его полнели очевидно.
Он Курицу имел (как это не завидно!),
Иной бы и тому был рад,
Что понемногу он становится богат;
Но этого Скупому мало,
Ему на мысли вспало,
Что, взрезав Курицу, он в ней достанет клад.
И так, забыв ее к себе благодеянье,
Неблагодарности не побоясь греха,
Ее зарезал он. И что же? В воздаянье
Он вынул из нее простые потроха.
1.1.1. Какие черты характера Андрея Ерина проявились в приведенном фрагменте рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?
1.2.1. Какие жанровые признаки басни присутствуют в произведении И. А. Крылова «Свинья под дубом»?
1.1.1. Герой рассказа Андрей Ерин продолжает галерею шукшинских «чудиков». «Чудики» В.Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни. Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой рассказа «Микроскоп» — это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, по-особому чувствует, поэтому совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас.
1.2.1. Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, высмеиваются пороки людей. В басне Крылова «Свинья под дубом» героями становятся Свинья, Ворон, Дуб. Это, конечно, аллегория — иносказание — одна из характерных особенностей басни. В образе Свиньи высмеиваются человеческие пороки: невежество, жадность, неспособность видеть дальше своего носа. Ворон — персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит. Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.
5.1 Чем необычен главный герой рассказа В. М. Шукшина «Чудик»?
5.2 Каким предстает образ автора-повествователя в баснях И. А. Крылова?
5.3 Как в поэзии Г. Р. Державина проявляются принципы классицизма?
5.4 Образ Самсона Вырина как тип «маленького человека». (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».)
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям.
5.1. Чем необычен главный герой рассказа В. М. Шукшина «Чудик»?
«Чудики»В.Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни.
Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой — это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, поэтому шукшинский персонаж совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас. А то, что сообщает нам сам Василий Макарович о своем герое: «Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом», характеризует чудика как человека мечтательного, добросердечного, наивного, в хорошем смысле этого слова, верующего во что-то удивительное и высокое, и не предающего своих надежд.
5.2. Каким предстает образ автора-повествователя в баснях И. А. Кры-лова?
Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами, и для этого также используются образы животных. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом и косолапым мишкой». Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно разные животные?
Таким образом, Крылов в своих баснях предстает перед нами как человек неравнодушный и к отдельным человеческим порокам, с которыми призывает активно бороться, так и к порокам социальным, политическим, против которых выступает в своих баснях.
5.3. Как в поэзии Г. Р. Державина проявляются принципы классицизма?
Термин «классицизм» произошел (от латинского слова classicus, что значит, «образцовый»). В основе этого литературного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Окружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть преображен в нужном для писателя направлении. Соответственно, и героями произведений классицистов могли быть не рядовые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь властители, цари.
«Фелица» Державина продолжает традицию похвальных од Ломоносова и вместе с тем резко отличается от них новой трактовкой образа просвещенного монарха. Называя Екатерину «богоподобной царевной», поэт в то же время изображает ее в разных ракурсах, что делает образ императрицы живым и приближенным к чи-тателю. Более того, ода Державина, при легкой сатирической направленности, отличается шутливым тоном, приближенным к обыденности материалом, обильным использованием выражений из повседневной речи.
Двойственность художественной манеры Державина объясняется тем, что он еще связан с классицизмом и широко пользуется его поэтическими средствами. Но творчество Державина принадлежит позднему классицизму. Он доводит это направление до его вершин и вместе с тем взрывает изнутри, открывая в литературе новые, неизвестные пути, которые объективно вели к романтизму и реализму. О связи Державина с классицизмом свидетельствует следующие факты. Своими учителями он с гордостью называет Ломоносова и Сумарокова. Ведущим жанром поэзии Державина была ода в разновидностях, предложенных Ломоносовым: победно-патриотическая, похвальная, духовная» анакреонтическая. От одической поэзии классицизма Державин унаследовал риторичность, т. е. многословие, рассудочность, напряженный и не всегда согретый глубоким чувством ораторский пафос. Оды его по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX в., но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия. Принцип — словам тесно, а мыслям просторно — еще не известен Державину. Поэт не повествует, а поучает, хвалит или осуждает героев в духе своих гражданских представлений.
5.4. Образ Самсона Вырина как тип «маленького человека». (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».)
Тема «маленького человека» берет свое начало в произведениях Карамзина и Пушкина, развивается в творчестве Гоголя и Салтыкова-Щедрина, по-особому звучит у Чехова. Пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин — человек честный, порядочный, горячо любящий отец. Повествование о нем ведет рассказчик. В словах рассказчика: «Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним сочувствием», — дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого-либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Взволнованные строки с риторическими вопросами («кто не проклинал…», «кто в минуту гнева?» и т. д.), перебивающиеся требованием быть справедливым, войти в положение «сущего мученика четырнадцатого класса» дают нам понять то, что Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей. В повести три приезда рассказчика, отделённые один от другого несколькими годами, организуют ход повествования. Во второй, центральной части повести, мы слышим и самого Вырина. Вопрос о поведении человека в повести «Станционный смотритель» поставлен остро и драматично. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.