Чем по мнению лютера спасается человек

Как страх ада привел к Реформации

17 июля 1505 года монастырь ордена Августинианцев в немецком городе Эрфурте пополнился новым иноком. Им стал 22-летний сын рудокопа и дипломированный «магистр свободных искусств» Мартин Лютер. Пожалуй, ни один католический монах не достиг такой известности, как он. Правда, с поправкой — слава эта, с точки зрения Рима, была исключительно геростратовой.

Чем по мнению лютера спасается человек. Смотреть фото Чем по мнению лютера спасается человек. Смотреть картинку Чем по мнению лютера спасается человек. Картинка про Чем по мнению лютера спасается человек. Фото Чем по мнению лютера спасается человек

А началось все с сильной июльской грозы, настигшей молодого выпускника факультета свободных искусств Эрфуртского университета. Молнии блистали, непрестанно гремел гром — и исполненный смертельным страхом Лютер в отчаянии прошептал: «Помоги, Святая Анна, и я стану монахом!». Поскольку герой нашего рассказа был человеком слова — вырвавшуюся фразу он воспринял как обет и тут же приступил к его выполнению, смешав планы родителей, мечтавших о том, чтобы их сын стал преуспевающим юристом — к чему были все необходимые предпосылки.

Потом в жизни новоиспеченного «августинианца» было многое. Преподавание богословия в разных учебных заведениях — и обретение степени доктора теологии. Поездка в Рим, с его, мягко говоря, вольными нравами, царящими и в среде церковной элиты. Но главным было, без иронии, «монашеское делание» — с целью достичь спасения души и блаженной Вечности. А вот это-то как раз у Лютера не очень-то получалось. Нет, монахом он был образцовым — ходил на все церковные службы, умерщвлял плоть постом и поклонами, прилежно выполнял все приказы монастырского начальства в строгом послушании.

Однако мира в душе все равно не было. Зато было другое — постоянный, гнетущий, высасывающий всю радость жизни страх ада. Благо, средневековое католическое мировоззрение живописало сие малоприятное место очень уж реалистичными красками. Людей, не слишком поглощенных вопросами веры, это не сильно задевало. Подумаешь! Главное — от церкви не оторваться, а грех — ну так можно и индульгенцию купить. Или напрямую дать соответствующее пожертвование «профессионалам» — священникам и монахам, чтобы они «отмолили» тяжесть с души, принеся Богу «удовлетворение» из «копилки добрых дел» Церкви, в которую складываются соответствующие заслуги Бога и Его Святых.

Однако на свою беду (и беду всей Католической церкви) Лютер был искренне верующим человеком. А еще — доктором богословия, досконально изучившим Священное Писание. Оставалась самая малость — найти там места, которые могли бы утешить страждущую из-за потери веры в спасение душу. Места нашлись — как же без них? Правда, были и другие, противоположные — гармонично сложенные в единое целое многовековым опытом лучших умов христианской церкви, закаленных борьбой с еретиками. Ну так и что с того? Можно ведь объявить высшим авторитетом исключительно Священное Писание, а истиной в последней инстанции — мнение любого человека, его читающего. А Предание воспринимать в качестве верного толкования лишь тогда, когда оно тебе нравится.

Так, в конечном счете, и сделал Мартин Лютер. Разуверившись в том, что дела добродетели могут помочь спасению, он объявил, что последнее достигается одной верой и благодатью Божьей. Причем по строгому выбору самого Творца. В смысле, кого он избрал, те и поверить в Христа смогли, ну а Благодать совершила все остальное. Позже многие протестантские богословы пытались смягчить эту мысль о «двойном предопределении», оставив лишь тезис о выборе ко спасению. Но если одни избраны, а другие — нет, что остается последним, кроме того самого ада, избежать которого так стремился реформатор католицизма? Причем они оказываются неспособными к вере (и к вечному блаженству), опять же, не по своей воле — а по Божьему предопределению.

Ну, а раз все верующие и так спасены — то зачем им еще какие-то дополнительные средства — таинства, которыми подается спасительная благодать, молитвы за умерших, другие важнейшие элементы деятельности традиционных Церквей? Впрочем, основатель лютеранства оставил многие элементы конфессии, из которой вышел. Так, в лютеранстве есть монастыри (хотя Лютер мало того, что сам нарушил монашеские обеты — так еще и женился на расстриженной монахине), храмы, где служится Литургия, принимаются исповеди, верующие причащаются и даже присутствуют некоторые иконы. Просто вероучительное содержание всего этого абсолютно отлично и от Католицизма, и от Православия. Таинства — это фактически символические действия, не несущие спасительной нагрузки, священнослужители — не люди, принявшие особый благодатный дар к своему служению, но простые верующие, занимающиеся этой деятельностью «по должности», иконы — просто религиозная живопись, и так далее.

Семена этого вероучения пали на благодатную почву. Реформатора поддержали не только прижимистые немецкие купцы и прочие буржуа, давно мечтающие о «дешевой церкви», которой не надо жертвовать на службы и поминание усопших, но и многие князья, сытые по горло претензиями Рима на светскую власть помимо духовной. А заодно мечтавшие прибрать к рукам немалые богатства католических монастырей и епархий. Вылилось все это в широкое движение Реформации — которое, впрочем, двигали не только соратники Лютера.

А еще церковный раскол вылился в кровопролитнейшую Тридцатилетнюю войну в первой половине XVII века между католиками и протестантами, закончившуюся истреблением от военных действий, голода, смертоносных эпидемий 80 процентов населения когда-то цветущей Германии. Ее печальный рекорд был побит, пожалуй, лишь во времена Руины — когда за те же 30 лет непрерывных гражданских войн многочисленные наследники Богдана Хмельницкого сократили население Правобережной Украины в десять раз.

В тоже время, нельзя представлять лютеран в частности и протестантов вообще некими «николаитами», еретиками апостольских времен, считавшими, что раз они христиане — значит, им все позволено, Бог ведь все равно их уже спас. По большому счету, ведение верующим христианской жизни, если он уже не боится адских мук и не ожидает в награду рая (поскольку и так чувствует свою причастность к Богу) — это образ жизни «сынов» (в противопоставление «рабам» и «наемникам») по вполне святоотеческой терминологии.

И лютеране, несмотря на формальное отрицание необходимости добрых дел для спасения, тем не менее, их с успехом творят. Ухаживают за больными, бездомными, занимаются прочей благотворительностью. По их мнению, пусть эти дела сами по себе и не обеспечивают сотрудничества с Богом в достижении блаженной вечности — они являются подтверждением для самого верующего, что он все еще верующий. Ведь веру можно и потерять — а вместе с ней и надежду на вечную жизнь с Богом. Такая вот интересная диалектика.

Правда, не стоит забывать и о том, что те же святые отцы особенно усиленно предупреждали об опасности «впадения в прелесть», духовный обман, когда желаемое выдается за действительное. И осознанно отказываться от всего того, что Господь предназначил в виде подспорья для получения спасительной благодати, право, может быть очень опасно. Так что завидовать уверенности протестантов в собственном спасении, наверное, не стоит — лучше вместо этого, по слову апостола Павла, «со страхом и трепетом совершать свое спасение» (Флп. 2:12). При этом не забывая и о том, к чему может привести неумеренный страх из-за сомнений в благости Божьей — на примере Мартина Лютера.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Опасное заблуждение Лютера

Опасное заблуждение Лютера.

Доктор богословия Мартин Лютер вошёл в историю человечества как величайший борец с несправедливостью Папской диктатуры и как реформатор религиозных догм и концепций.

Этот человек стал идейным вдохновителем и основоположником классического протестантизма и множества его деноминаций.

Соответственно религиозные концепции этого человека имели и имеют колоссальное влияние на сознание тех миллионов верующих, которые, по тем или иным причинам, посчитали идеи Мартина Лютера правильными.

Но не ошиблись ли те, кто поверил в истинность концепций созданных доктором Лютером?

Возможно миллионы людей стали жертвами религиозных заблуждений, так называемого, «великого» реформатора?

Попытаемся внести ясность в данный вопрос.

Многие считают, что главное достижение Мартина Лютера в том, что он сделал величайшее, по мнению его учеников, открытие в области христианской религии. Действительно это открытие имело огромное влияние на формирование духовной культуры верующих.

Что же это за открытие?

Впервые в истории богословия Мартин Лютер отделил, «отрезал» веру от дел.

Все мы знаем, что критерием истинной веры есть преображение характера человека, а значит и его мыслей, желаний, слов и поступков. Благодаря делам мы можем определить истинность нашей веры.

Ведь сам Христос учит:

«Не может доброе дерево приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их».

Но Мартин Лютер, неизвестно почему и зачем, создаёт прежде невиданное учение о спасении без дел. По мнению доктора богословия спасение достигается исключительно самой верой.

«Прежде всего, помните, что было сказано, а именно, что одна лишь вера, без дел, оправдывает, освобождает и спасает».

«Никакое доброе дело не связано со словом Божьим и не живет в душе, ибо в душе правят только вера и Слово Божье»

«Христианин имеет все, что ему нужно в вере, и не нуждается ни в каких делах для оправдания себя; и если ему не нужны дела, то он не нуждается и в законе; а если он не нуждается в законе, то, конечно же, он свободен от закона».

О повиновении Богу:

«Это повиновение, однако, не достигается делами, но лишь только верой».

Согласно Лютеру получается, что можно считать себя верующим и в то же время грешить!?

Мартин Лютер писал:
«Я понял, что Божью праведность мы получаем через веру в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры».

Свою концепцию спасения только верой Лютер разъясняет в одном из писем, которое, по мнению исследователей, было адресовано проповеднику Филиппу Меланхтону.

Отрывок из этого письма:

Вот такую схему оправдания грехам выдумал и много лет распостранял Мартин Лютер, согласно убеждениям которого все верующие люди независимо от дел, якобы уже прощены и оправданы от всех своих грехов крестной кровью Иисуса Христа.

Данная концепция абсолютно противоречит Евангелию.

Вот, что говорит апостол Иоанн, в своём первом послании, о том, кого именно очищает Кровь Христа:

«Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

Кровь Христа очищает от грехов тех, кто «подобно как Он во свете», то есть тех, кто стремится жить в согласии с заповедями Бога.

Ещё несколько выдержек из послания Иоанна о важности соблюдения заповедей:

«А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди».

«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины».

«Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал».

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие».

«Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен».

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил».

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога».

«Дети Божии и дети диавола узнаю;тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога».

Апостол Иаков также утверждает о важности дел:

«Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?».

Иаков утверждает, что вера без дел это бесовская вера.

Теперь становится ясно, какую именно веру насаждал доктор богословия Мартин Лютер.

Сам Христос учит нас:

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих».

Совершенно ясно, что истинно любит Христа только тот, кто соблюдает заповеди Божьи, а кто не соблюдает, тот не любит Христа!

Также Христос утверждает, что Царство Небесное силою берётся, что только прилагающие усилие восхищают Его Царство.

Значит необходимо прилагать усилие в борьбе с грехами, а не оправдывать собственную лень тем, что, как учит Мартин Лютер, все наши грехи уже искуплены страданиями Христа.

«Дети мои, я пишу вам это, чтобы вы не согрешали. Но если кто из вас и согрешит, то у нас есть Праведник Иисус Христос, Который свидетельствует перед Отцом в нашу защиту». (1Ин 2:1)

Если мы прилагаем усилие в обретении праведности, но иногда падаем, то в этом случае, согласно апостолу, Христос защищает нас. Но если мы воспользуемся концепцией Лютера, о том что «никакой грех не отделит нас от Агнца, даже если мы совершаем блуд и убийство тысячу раз в день», то разве Христос защитит нас?

Лютер был доктором богословия, следовательно он прекрасно знал, что его теория противоречит Учению Христа, но, по какой-то таинственной причине, продолжал распространение своих антихристианских идей. Вместо того, чтобы изменить и согласовать свои взгляды с Писанием, Лютер начал подвергать сомнению богодухновенность самого Писания.

Поскольку в своём послании апостол Иаков утверждает, что «вера без дел мертва» и «что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?», тем самым опровергая ложную концепцию Лютера о спасении только верой, то отец Реформации поставил под сомнение подлинность всего послания апостола Иакова.

Мартин Лютер, о послании апостола Иакова, пишет:

«Послание св. Иакова, в сравнении с этими прочими, — это послание из соломы, ибо в нем нет ничего от природы Евангелия»,

«Я не признаю это послание
произведением кого-либо
из Апостолов …Я не помещаю
его в моей Библии».

О самом апостоле Иакове Мартин Лютер говорил:

«Иаков хочет предостеречь
тех, которые полагаются
на веру и не переходят
к действиям и свершениям, но у него нет надлежащих
для такой задачи ни
вдохновения, ни мыслей, ни
красноречия…».

По мнению Лютера, автор послания был не Иаков, а:

«некий добропорядочный
и благочестивый человек,
взявший несколько
высказываний апостольских
учеников и вываливший их
все на бумагу».

В данном случае Мартин
Лютер грубо ошибался, поскольку Иаков это не брат Иоанна Богослова, убитый царем Иродом, а брат Господа Христа и первый епископ
Иерусалимской Церкви.

Мартин Лютер не только подверг сомнению Евангельскую истину о важности праведности в жизни христианина, но и годами распостранял своё заблуждение по всей стране.

Что касается веры, то необходимо сказать следующее: мы оправданы Христом благодатью через веру, но не через мертвую веру, а через живую. Да, мы не можем жить абсолютно праведной жизнью, а значит мы не можем достичь спасения самостоятельно без Христа, поэтому мы конечно же должны полагаться не на собственные поступки а на Христа, но это совершенно не значит, что мы имеем право оставаться в греховном болоте и в трясине нашей лени.

Наши поступки не являются причиной спасения, а свидетельством спасения. Вера во Христа направляет нас к добрым делам, поэтому тот, кто называет себя христианином, но творит зло, на ментальном и физическом уровне, имеет мертвую веру, поскольку эта вера не преображает человека.

Возможно, что именно заблуждение о спасении исключительно только верой без дел и стало причиной возникновения в душе Лютера агрессии, нетерпимости и ненависти к инакомыслящим.

Пребывая в плену собственной ложной концепции, Лютер
убедил себя, что независимо от поступков и дел, Христос Своей Кровью уже искупил его от всех грехов, а значит можно грешить!

Прекратив борьбу со своими грехами Лютер стал их жертвой, что сам и подтверждает:

«Нет у меня лучших помощников, чем гнев и злость. Они освежают мои молитвы, пробуждают мной разум, гонят прочь из мыслей сомнения и уныние».

«Меня бесит, что я так и не научился с помощью Иисуса Христа изгонять из души дурные мысли и одолевающие меня соблазны. Выходит, что я сам не владею тем искусством, которое столько изучал, о котором столько написал и которому учу других».

Стоит отметить, что, распостраняя свои опасные заблуждения, Лютер искренне считал свои идеи и концепции божественными, что подверждается его словами:

«Даже если Киприан, Амвросий и Августин, даже если Петр, Павел и Иоанн, даже если сам ангел небесный стал бы учить меня иному, я остался бы при своем твердом убеждении, что в моем учении нет ничего от человеков. Оно целиком божественно, и я готов повторять, что создал его не человек, но сам Бог!».

Таким образом ясно, кем возомнил себя Лютер.

В заключении следует напомнить, что единственно истинное христианское учение это Учение Христа.

Источник

Сравнение православного учения о спасении с протестантским

свя­щен­ник Нико­лай Ким

Вопрос о спа­се­нии уже по самой фор­му­ли­ровке оче­видно явля­ется глав­ным вопро­сом жизни чело­века. Поэтому рас­хож­де­ния в отно­ше­нии к своему спа­се­нию явля­ются не чем-то вто­ро­сте­пен­ным, а глав­ным пунк­том, по кото­рому не может быть неяс­но­стей.

И именно по этому поводу и более всего рас­хо­дятся пра­во­слав­ное и про­те­стант­ское веро­уче­ние. Не по вопро­сам обря­дов, отно­ше­ния к иконам, кре­ще­нию мла­ден­цев – это уже след­ствия глав­ного – разной пози­ции в обла­сти соте­рио­ло­гии.

Про­те­стант­ские церкви, несмотря на свою пест­роту и раз­но­об­ра­зие, в боль­шин­стве своём едины в неко­то­рых глав­ных пунк­тах впер­вые про­воз­гла­шен­ных Люте­ром. “Учение Лютера содер­жит три основ­ные части:

Все тео­ло­ги­че­ские суж­де­ния Лютера про­из­вод­ные от этих принципов.”/1, с.294/.

Впер­вые таким, или почти таким обра­зом сфор­му­ли­ро­вал док­трину спа­се­ния Мартин Лютер в начале 16-го века. Это своего рода символ веры про­те­стан­тизма, на кото­ром стро­ятся все даль­ней­шие про­те­стант­ские ново­вве­де­ния: “Так в про­те­стан­тизме сни­ма­ется дог­ма­ти­че­ское раз­ли­чие между свя­щен­ни­ком и миря­ни­ном, упразд­ня­ется цер­ков­ная иерар­хия. Свя­щен­ник лишен права испо­ве­до­вать и отпус­кать грехи. Упразд­нены многие таин­ства, отверг­нуто учение о бла­го­дати. Была отверг­нута молитва за умер­ших, покло­не­ние святым, почи­та­ние мощей и икон, отка­за­лись от мона­ше­ства. Бого­слу­же­ние пре­дельно упро­щено и све­дено к про­по­веди и пению псалмов.”/2, с.375/.

Глав­ной при­чи­ной Рефор­ма­ции во внеш­нем плане было давно копив­ше­еся недо­воль­ство поряд­ками в като­ли­че­ской церкви. Исто­ри­че­ски появ­ле­нию идей, выра­жа­ю­щих это недо­воль­ство спо­соб­ство­вало гос­под­ству­ю­щее умо­на­стро­е­ние эпохи. В те годы наблю­дался пик Воз­рож­де­ния в Италии, чин­кви­ченто, время тор­же­ства гума­ни­сти­че­ских иде­а­лов и, одно­вре­менно, по непре­лож­ным зако­нам духов­ной жизни – край­нее оску­де­ние истинно хри­сти­ан­ских иде­а­лов в като­ли­че­ской церкви. Оча­ро­ван­ность чело­ве­ком, в чем пафос гума­низма, выли­лась в рас­пу­щен­ность и погоню за зем­ными бла­гами среди слу­жи­те­лей церкви. Оче­вид­ное пре­да­тель­ство иде­а­лов Еван­ге­лия Римом было нетер­пимо для всех хри­стиан, и Лютер стал гени­аль­ным выра­зи­те­лем этого недо­воль­ства. Наи­бо­лее вопи­ю­щим для про­стого чест­ного хри­сти­а­нина было рас­про­стра­не­ние прак­тики про­дажи индуль­ген­ций, и именно против этого Лютер и обру­шил всю мощь своего кри­ти­че­ского слова.

Но для кри­тики индуль­ген­ций Лютеру, как все-таки доб­ро­со­вест­ному мыс­ли­телю, надо было сокру­шить бого­слов­ские тезисы като­ли­цизма, на кото­рых осно­вы­ва­лась сама идея индуль­ген­ций. И, в первую оче­редь, это мнение запад­ной церкви о воз­мож­но­сти чисто юри­ди­че­ского спи­са­ния пре­ступ­ле­ний чело­века против Бога (грехов) за его добрые дела. Такой фор­маль­ный подход к делу спа­се­ния души чело­века, в своём раз­ви­тии в схо­ла­сти­че­ском направ­ле­нии, привел к мысли, что если своих добрых дел не хва­тает, то их можно выку­пить из огром­ного коли­че­ства добрых дел, кото­рые совер­шены свя­тыми. Из их т.н. “сверх­долж­ных заслуг”. Правом на эти заслуги обла­дает цер­ковь, и у церкви же их можно и выку­пить. Чисто схо­ла­сти­че­ская схема. Где вроде все пра­вильно и логично, но вывод – удив­ля­ю­щий своим абсур­дом.

Лютер, высту­пая выра­зи­те­лем обще­ствен­ной кри­тики подоб­ной ситу­а­ции, чтобы подо­рвать док­три­наль­ную основу для индуль­ген­ций, решил пере­смот­реть само учение о зна­че­нии добрых дел в нашем спа­се­нии. В том смысле, что нам вообще не надо ника­ких своих дел. Они, дела, вслед­ствие полной гре­хов­но­сти чело­ве­че­ского есте­ства нас не могут спасти, спа­сает нас жертва Сына Божьего, и спа­сает всех, кто верует в него. Т.о. для нас доста­точно только веры во Христа и веры в то, что мы уже Им спа­сены. У А. Кура­ева по этому поводу есть хоро­шая фор­му­ли­ровка: “Против покупки спа­се­ния обря­до­вым бла­го­че­стием про­те­сто­вал Лютер. Но в конце концов про­те­стан­тизм лишь назна­чил еще более низкую цену в этой тор­говле – “просто вера”./9,с.109/.

Дока­за­тель­ство своего основ­ного поло­же­ния о спа­се­нии только верой Лютер строил исходя из биб­лей­ской исто­рии тво­ре­ния и гре­хо­па­де­ния людей. Во-первых, люди сотво­рены из ничего и, поэтому в глазах Бога мы – ничто. Во-вторых, после гре­хо­па­де­ния Адама чело­век обед­нел настолько, что он уже не только ничто, но и не может ничего. Сле­до­ва­тельно, спа­се­ние чело­века цели­ком зави­сит не от него самого, а от Бога. Нам оста­ется только верить в то, что мы спа­сены.

Лютер, отвер­гая учение о индуль­ген­циях, свою теорию построил на про­ти­во­по­став­ле­нии като­ли­че­ству на его же поле – юри­ди­че­ском взгляде на грех и спа­се­ние. Тем самым отно­ше­ния чело­века к Богу оста­ются теми же что и в кри­ти­ку­е­мом им като­ли­че­стве – отно­ше­ни­ями амни­сти­ро­ван­ного пре­ступ­ника к судье, а не отно­ше­ния блуд­ного сына к любя­щему отцу. Т.е. мы не выхо­дим за рамки фор­маль­ных отно­ше­ний с Богом.

Пра­во­слав­ный же взгляд совер­шенно иной. “Пра­во­слав­ная Цер­ковь учит: спа­се­ние совер­ша­ется Богом, но не без чело­века, от кото­рого тре­бу­ется правая вера и доб­ро­де­тель­ная жизнь по воле Божией, кото­рая и есть спа­се­ние. Спа­се­ние состоит в том, что чело­век через личную веру полу­чает доступ к спа­си­тель­ной бла­го­дати, пода­ва­е­мой в таин­ствах, с помо­щью кото­рой, при посто­ян­ном понуж­де­нии себя, ста­но­вится воз­мож­ным тво­ре­ние истинно добрых дел.”/7,с.79/.

Иначе говоря, пра­во­слав­ная дог­ма­тика не при­знает подоб­ного запад­ного фор­ма­лизма в отно­ше­нии Бога и чело­века, т.е. чисто юри­ди­че­ский взгляд на наше спа­се­ние. “Запад­ное хри­сти­ан­ство склонно опи­сы­вать драму гре­хо­па­де­ния и искуп­ле­ния в тер­ми­нах юри­ди­че­ских, восточ­ное хри­сти­ан­ство – в тер­ми­нах орга­ни­че­ских. Для пра­во­сла­вия грех не столько вина, сколько болезнь. ”Грех делает нас более несчаст­ными, чем винов­ными”, – гово­рит пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан. В юри­ди­че­ской теории Бог, при­емля жертву Христа, за нее про­щает людей. Но пра­во­слав­ной мистике мало про­ще­ния. Жестко сказав про­те­стант­ским бого­сло­вам, что вместо Бога они ищут без­на­ка­зан­но­сти, пат­ри­арх Сергий обра­щал вни­ма­ние на то, что амни­стия про­воз­гла­шает пра­вед­ным, но не делает пра­вед­ным. Чело­век уве­дом­ля­ется о своём спа­се­нии, но не участ­вует в нем. Заслуга Христа – собы­тие посто­рон­нее, с моим внут­рен­ним бытием у про­те­стан­тов связи не име­ю­щее. Поэтому и след­ствием этого акта может быть только пере­мена отно­ше­ний между Богом и чело­ве­ком, сам же чело­век не меня­ется. Запад­ные бого­словы ищут обя­зать Бога даро­вать мне живот вечный. Но душа чело­ве­че­ская хочет не только чис­литься в Цар­стве Божием, но и дей­стви­тельно жить в нем.”/9,с.100/.

Таким обра­зом для пра­во­сла­вия харак­те­рен не юри­ди­че­ский, а орга­ни­че­ский взгляд на отно­ше­ния чело­века с Богом. И кон­фликт като­ли­че­ской и про­те­стант­ской точек зрения оста­ется в юри­ди­че­ской плос­ко­сти, над кото­рой под­ни­ма­ется истин­ное бого­ве­де­ние. Спа­се­ние как воз­вра­ще­ние бого­по­до­бия, как осво­бож­де­ние от власти греха, смерти. “Иисус Хри­стос иску­пил грехи всего мира, осво­бо­дил чело­века от закона греха и смерти ( Рим. 8:12 ), но значит ли это, что иску­пи­тель­ная жертва Христа раз и навсе­гда оправ­дала чело­века? Нет, вера в Христа явля­ется лишь необ­хо­ди­мым усло­вием для спа­се­ния, ибо дает доступ бла­го­дати Божией к чело­ве­че­ской душе, под ее дей­ствием может и должно совер­шиться обнов­ле­ние, духов­ное воз­рож­де­ние человека.”/4,с.50/.

Упро­щен­ный взгляд на отно­ше­ния чело­века с Богом заве­домо ложен, нельзя прямо пере­но­сить пра­вила отно­ше­ний между людьми, отно­ше­ний про­ис­хо­дя­щих сугубо в этом мире, на отно­ше­ния с трас­цен­дент­ным миру Богом. Это каче­ственно иной уро­вень и зача­стую на этом уровне все совер­шенно иначе. Земные законы доль­него мира не при­ме­нимы к духов­ной жизни мира гор­него. “Лютер пра­вильно под­ме­тил непо­сле­до­ва­тель­ность римо-като­ли­че­ского учения о оправ­да­нии: если Крови Хри­сто­вой доста­точно для удо­вле­тво­ре­ния за грехи всего мира, нело­гично тре­бо­вать от людей какого-то допол­ни­тель­ного удо­вле­тво­ре­ния. Но Лютер не заме­тил глав­ного недо­статка этого учения, кото­рый состоит в слиш­ком сво­бод­ном опе­ри­ро­ва­нии в соте­рио­ло­гии ана­ло­ги­ями с такими чело­ве­че­скими поня­ти­ями как гнев оскорб­лен­ного, необ­хо­ди­мость удо­вле­тво­ре­ния и т.п. Спра­вед­ли­вость Божия – это вовсе не то, что наша чело­ве­че­ская спра­вед­ли­вость, обес­пе­чи­ва­ю­щая чело­ве­че­ские инте­ресы. Она исхо­дит из иных кри­те­риев – нрав­ствен­ных. Не отец уда­ля­ется от сына – это сын уходит на страну далече. Не Бог враж­дует с греш­ни­ком – это греш­ник враж­дует с Богом. “Вот стою у дверей и стучу…” Чело­век сам должен открыть дверь. Пере­мена должна про­изойти в чело­веке, а не в абстракт­ной сфере юри­ди­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний. Хри­стос пришел к нам, чтобы соеди­ниться с нами. Мы не в сто­роне от Креста Его, мы не пас­сив­ные наблю­да­тели своего спа­се­ния. Крест Хри­стов входит в жизнь хри­сти­а­нина и вместе с ним закваска иной жизни.”/11,с.140/.

Т.о. вера – залог спа­се­ния, необ­хо­ди­мое усло­вие. Но у чело­века оста­ется выбор. Бог бере­жет нашу сво­боду, кото­рая и есть образ Божий в нас. И эту сво­боду мы должны обра­тить к Богу, а не наобо­рот, как сделал наш пра­ро­ди­тель. Поэтому для спа­се­ния тре­бу­ется личный подвиг. Бла­го­дать дается нам даром, а подвиг воли мы совер­шаем сами. Без этого подвига наша вера без­жиз­ненна, не пре­об­ра­жает внут­рен­него чело­века.

Поэтому с уче­нием о спа­се­нии напря­мую связан вопрос – сохра­нил ли чело­век после гре­хо­па­де­ния свою сво­бод­ную волю, т.е. образ Божий? Нет – отве­чает Лютер, он поте­рял его с гре­хо­па­де­нием. “Паде­ние, учит люте­ран­ство, при­вело к глу­бо­чай­шему извра­ще­нию всей при­роды чело­века, к пол­ному уни­что­же­нию всех сил души: ум чело­века стал слепым в позна­нии Бога и им сотво­рен­ного мира, сердце стало злым и раз­вра­щен­ным, нена­ви­дя­щим добро и избе­га­ю­щим Бога, уте­ряла сво­боду и воля, впав­шая в раб­ство греху. Иначе говоря, паде­ние пра­ро­ди­те­лей при­вело не только к потере подо­бия (как учит римо-като­ли­че­ская цер­ковь), но и к потере образа Божия.”/5,с.62/.

Пра­во­слав­ная цер­ковь же учит, что чело­век сохра­нил свою сво­боду, т.е. образ Божий, и цель жизни чело­века – вер­нуть утра­чен­ное бого­по­до­бие. Т.о. взгляд про­те­стан­тизма на чело­века пес­си­ми­сти­че­ский. Чело­век пас­сивно при­ни­мает спа­се­ние свое Богом. И полу­ча­ется логи­че­ская нераз­рыв­ная связь учения о спа­се­нии только верой с детер­ми­низ­мом Лютера. Отсут­ствие сво­боды чело­века – одно из глав­ных усло­вий спа­се­ния только верой, иначе бы, если счи­тать, что сво­бода у нас все же оста­ется, то сразу при­хо­дится при­знать, что и все наши дела, вся жизнь имеют важ­ней­шее зна­че­ние, ибо все это есть реа­ли­за­ция нашей сво­боды. При этом ста­но­вится понят­ным, почему Лютер с такой горяч­но­стью про­те­сто­вал против своего быв­шего друга Эразма Рот­тер­дам­ского, именно по поводу сво­боды воли, т.к. при­зна­ние за чело­ве­ком этой сво­боды сводит на нет все его постро­е­ния, и учение Лютера теряет всю свою логи­че­скую строй­ность, ста­но­вясь не уче­нием, а просто набо­ром нра­во­учи­тель­ных фраз. В откры­том письме Эразму по поводу его работы “о сво­боде воли” Лютер пишет: “Стоит неодо­лимо мой Павел – истре­би­тель сво­бод­ной воли и раз­би­вает одним словом оба войска. Потому что если мы оправ­ды­ва­емся без дел, то все дела про­кляты – малые или вели­кие, ведь он ничто не исклю­чает, но равно испе­пе­ляет и то и другое. И посмотри, как все наши зевают! Что тут изме­ниться, если кто-то будет опи­раться на древ­них отцов, утвер­жде­ния кото­рых одоб­ря­лись веками? Ведь все они были оди­на­ково слепы и пре­не­брегли ясней­шими и понят­ней­шими сло­вами Павла! Закли­наю тебя, можно ли ска­зать в защиту бла­го­дати и против сво­бод­ной воли яснее и понят­нее, если слова Павла неясны и непонятны?”/3,с.363/. Лютер кате­го­рично и весьма дерзко отвер­гает тыся­че­лет­нюю муд­рость Церкви, учение святых отцов. Но если бы он был лучше знаком с пра­во­слав­ной пат­ри­сти­кой, вряд ли бы осме­лился на такие опро­мет­чи­вые заяв­ле­ния.

Посмот­рим, что гово­рит о спа­се­ние пра­во­слав­ная дог­ма­тика. Возь­мем такой важный в дог­ма­ти­че­ском отно­ше­нии доку­мент, как окруж­ное посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов 1723 года. “Веру­ю­щий спа­са­ется верою и делами своими, и вместе с тем пред­став­ляет Бога един­ствен­ным винов­ни­ком нашего спа­се­ния, поелику, то есть, Он пред­ва­ри­тельно подает про­све­ща­ю­щую бла­го­дать, кото­рая достав­ляет чело­веку позна­ние Боже­ствен­ныя истины и учит его сооб­ра­зо­ваться с нею, (если он ей не про­ти­вится) и делать добро, угод­ное Богу, дабы полу­чить спа­се­ние, не уни­что­жая сво­бод­ной воли чело­века, но предо­став­ляя ей пови­но­ваться или не пови­но­ваться ея действию.”/10,с.150/.

Итак, одно отступ­ле­ние – утвер­жде­ние о спа­се­нии только верой, с необ­хо­ди­мо­стью тре­бует под­твер­жде­ния детер­ми­низ­мом, а при­ня­тие детер­ми­низма настолько далеко от учения Церкви, что само уже тре­бует отбро­сить все свя­то­оте­че­ское насле­дие. Т.о. про­те­стан­тизм ока­зы­ва­ется повя­зан соб­ствен­ными заблуж­де­ни­ями, кото­рые под­твер­ждают друг друга, но вместе взятые только отда­ляют веро­уче­ние от тра­ди­ци­он­ного.

Рас­смот­рим теперь биб­лей­ские осно­ва­ния, на кото­рых Лютер строил свое учение и созву­чен ли его взгляд на Библию с под­лин­ным духом бла­го­ве­стия Хри­стова. Сам Лютер пишет: ”Истин­ная вера во Христа – это несрав­нен­ное богат­ство, кото­рое при­но­сит с собой полное спа­се­ние и избав­ляет чело­века от вся­че­ского зла, как гово­рит Хри­стос в Послед­ней главе Еван­ге­лия от Марка “Кто веро­вать и кре­ститься будет, тот спасен будет, а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет” ( Мк. 16:16 ). Исаия пред­вку­шает это сокро­вище и про­ро­че­ствует о нем в 10‑й главе: ”Гос­подь пошлет малень­кое и все­по­гло­ща­ю­щее слово на землю и земля будет изоби­ло­вать пра­вед­но­стью”. Он как бы гово­рит: ”Вера, кото­рая явля­ется легким и совер­шен­ным испол­не­нием закона, напол­нит сердца веру­ю­щих столь вели­кой пра­вед­но­стью, что они не будут более нуж­даться ни в чем для того, чтобы стать пра­вед­ными”. Так Павел гово­рит в Посла­нии к Рим­ля­нам: “Потому что серд­цем веруют к пра­вед­но­сти” ( Рим. 10:10 ). Если вы хотите спро­сить, – как это может быть, что лишь вера оправ­ды­вает и пред­ла­гает нам такое мно­же­ство вели­ких благ, без дел, и при этом столь многие дела, цере­мо­нии и пра­вила пред­пи­саны нам в Библии, я отве­чаю: прежде всего, помните, что было ска­зано, а именно, что одна лишь вера, без дел, оправ­ды­вает, осво­бож­дает и спасает.”/3,с.28/.

Здесь, как и в боль­шин­стве ересей глав­ная при­чина в непо­ни­ма­нии слож­но­сти и мно­го­знач­но­сти Писа­ния. Поиск про­стых объ­яс­не­ний, зача­стую идущих враз­рез с общим смыс­лом того или иного посла­ния. Тот самый случай, когда про­стота хуже воров­ства. “Лютер принял отдель­ные слова апо­стола Павла бук­вально, вне связи с тек­стом и общей мыслью апо­стола: ”Чело­век оправ­ды­ва­ется верой неза­ви­симо от дел закона”, ”чело­век оправ­ды­ва­ется не делами закона, а только верою в Иисуса Христа”(Послание к Гала­там). Апо­стол Павел этими сло­вами высту­пал не против добрых дел, а против ложной само­на­де­ян­но­сти иудей­ских учи­те­лей, пола­гав­ших, что спа­се­ние заслу­жи­ва­ется внеш­ними делами закона Мои­се­ева: обре­за­нием, соблю­де­нием суб­боты, омо­ве­нием рук и пр. Тот же апо­стол Павел в посла­нии к Рим­ля­нам пишет, что Гос­подь в день пра­вед­ного суда Своего воз­даст каж­дому по делам его.”/6,с.31/.

При­ве­дем еще ряд мест из Свя­щен­ного Писа­ния, кото­рые пре­дельно ясно гово­рят о цен­но­сти нашей жизни и дел пред Богом. “Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” ( Иак. 2:17 ). “Видите ли, что чело­век оправ­ды­ва­ется делами, а не верою только?” ( Иак. 2:24 ). “Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и про­сла­вили Отца вашего Небес­ного.” ( Мф. 5:16 ). “Ибо мы Его тво­ре­ние, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, кото­рые Бог пред­на­зна­чил нам испол­нять” ( Еф. 2:10 ). Можно ли ска­зать яснее? И подоб­ные при­меры рас­сы­паны по всей Библии.

Надо упо­мя­нуть и при­чи­нах, спо­соб­ство­вав­ших успеху про­те­стан­тизма. Здесь оче­видны исто­ри­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские при­чины. В исто­ри­че­ском плане появ­ле­ние Лютера на поли­ти­че­ской сцене того вре­мени было на руку очень многим вли­я­тель­ным силам. В первую оче­редь гер­ман­ским кур­фюр­стам, давно тяго­тив­шимся вла­стью Рима над зна­чи­тель­ной частью их вла­де­ний. И, разу­ме­ется, воз­мож­ность поде­лить цер­ков­ные земли в свою пользу они не могли упу­стить. Отсюда мощная под­держка Лютера самыми силь­ными немец­кими ари­сто­кра­тами, без кото­рой он раз­де­лил бы судьбу многих ере­ти­ков, бывших до него. Так, обще­из­вестно, что в самый кри­ти­че­ский момент своей жизни, когда импе­ра­тор Карл V объ­явил Лютера вне закона, его спас кур­фюрст сак­сон­ский Фри­дрих, предо­ста­вив­ший Лютеру убе­жище в своём замке.

В пси­хо­ло­ги­че­ском плане самым лучшим объ­яс­не­нием успеха нового учения явля­ется исто­рия самого Лютера. Известно его личное отча­я­ние в спа­се­нии и облег­че­ние, при­шед­шее с реше­нием, что он спасен уже одной своей верой. “Укажем на слож­ные спле­те­ния пси­хо­ло­ги­че­ского и экзи­стен­ци­аль­ного планов, инте­ре­су­ю­щие нас постольку, поскольку здесь пре­ва­ли­руют док­три­наль­ные мотивы. Сам Лютер долго испы­ты­вал без­ре­зуль­тат­ность и невоз­мож­ность заслу­жить спа­се­ние посред­ством соб­ствен­ных деяний, кото­рые ему всегда каза­лись неадек­ват­ными, и про­блема веч­ного спа­се­ния непре­рывно при­чи­няла ему бес­по­кой­ство и муче­ния. И реше­ние, утвер­жда­ю­щее, что для спа­се­ния доста­точно только веры, при­несло ему ради­каль­ное избав­ле­ние от тревог”/1,с.295/.

Для души любого чело­века вполне под­хо­дит такое реше­ние, оно дает ему полный пси­хо­ло­ги­че­ский ком­форт в любой момент жизни. “Про­те­стан­тизм при­шелся по сердцу чело­ве­че­скому себя­лю­бию и свое­во­лию всех родов. Себя­лю­бие и свое­во­лие полу­чили в про­те­стан­тизме как бы неко­то­рое бла­го­сло­ве­ние и освя­ще­ние, что ска­за­лось и ныне обна­ру­жи­ва­ется в бес­ко­неч­ном деле­нии и дроб­ле­нии прежде всего самого про­те­стан­тизма. Именно про­те­стан­тизм открыто про­воз­гла­сил эту вели­чай­шую ложь: можно быть хри­сти­а­ни­ном, не при­зна­вая ника­кой Церкви. Свя­зы­вая же, однако, своих членов неко­то­рыми обя­за­тель­ными авто­ри­те­тами и цер­ков­ными пра­ви­лами, про­те­стан­тизм тем самым запу­ты­ва­ется в без­вы­ход­ном про­ти­во­ре­чии: сам же осво­бо­дил лич­ность от Церкви и сам же ставит неко­то­рые гра­ницы этой свободе.”/8,с.5/.

Список исполь­зо­ван­ной лите­ра­туры:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *