Чем плохо советское воспитание
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
Психологи, работающие с людьми, выросшими в Советском Союзе, отмечают, что из своего детства они вынесли множество сходных травм, обусловленных типичными для того времени особенностями воспитания. Какие ошибки советской идеологии мешают жить современным взрослым, рассказываем в нашем материале.
Стыд перед обществом в советское время был одним из главных инструментов воздействия на детей, призванный превратить юного пионера в достойного гражданина нации. Стыдить было принято не только в семьях, но и в школах, а также различных кружках, в которых воспитательную функцию брали на себя ровесники провинившегося ребенка. Мало того, что зачастую порицанию мальчиков и девочек подвергали публично, прямо на глазах у товарищей и старших наставников, так еще и повод для этой «экзекуции» мог в действительности быть абсолютно несерьезным. Люди, которые сегодня уже сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с содроганием вспоминают испытанный ими в детстве ужас. Зачастую подобные воспитательные мероприятия переходили всякие разумные границы: известны случаи, когда учителя буквально унижали детей, полагая, что делают большое благо. В результате серьезная травма наносилась не только психике жертвы, но и детям, наблюдающим за этим процессом: выросши, такие обиженные жизнью личности до старости ощущают себя «грязными», униженными и беззащитными.
Немало историй рассказывают бывшие советские дети и о бытовом насилии, в ходе которого их собственные родители били их за проступок ремнем, садовым шлангом, розгами или любыми другими предметами, попавшими под руку. Как правило, этот опаснейший метод наказания сочетался с одновременным навязыванием стыда ребенку. Современные психологи утверждают: битье блокирует развитие когнитивных способностей ребенка, подавляет интеллект и интерес к жизни, а также разрывает на корню связь между ним и его старшими членами семьи. Чем еще опасна подобная физическая расправа, мы уже писали здесь.
В СССР каждый гражданин должен был приносить обществу пользу, сидение же без дела и отдых считались тунеядством. За счет этого люди, становившиеся родителями, очень рано отдавали свое чадо в ясли и детские сады. Детям везло, когда у них были бабушки и дедушки, готовые взять на себя обязанность по уходу за внуком или внучкой. В противном же случае малыши, еще как следует не узнававшие даже маму и папу, оказывались в цепких руках советских воспитателей. Разумеется, это не способствовало формированию крепкой детско-родительской связи, необходимой на этапе раннего развития личности ребенка. Очень часто такие недолюбленные дети вырастают и вступают в браки, впоследствии разрушающиеся из-за их инфантилизма, справиться с которым самостоятельно они просто не могут. Исправить подобную ситуацию может лишь помощь хорошего психолога.
В более старшем возрасте ситуация практически не менялась. Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен. Разумеется, и родителей того времени можно понять: вся их жизнь была нацелена на выживание, да и собственные травмы, переданные им от их старших членов семьи, не создавали благоприятную среду для сентиментальности. Кроме того, сам строй того времени диктовал людям, что некоторые эмоции испытывать нельзя, дабы не нарушать высокой сути советского гражданина. К примеру, всем хорошо известно выражение «мальчики не должны плакать». Но ведь от чувств избавиться нельзя, независимо от того, к какому полу, возрасту или статусу ты принадлежишь. Поэтому мальчики, как и девочки, могут и должны снимать напряжение с психики во время плача, несмотря на то, что некоторые отличия от представительниц прекрасного пола у них все же есть. Об этих интересных особенностях читайте по этой ссылке.
Травмы воспитания, что подрезали крылья советским детям
Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего. Безусловно, можно вспомнить много позитивных моментов, но в целом родители и учителя были намного строже. Порой настолько, что люди, воспитанные теми методами, всю жизнь пытаются избавиться от комплексов и психотравм.
© Depositphotos
Советское воспитание
Моя сестра работает психологом. Она мало что рассказывает о своей практике — этого нельзя делать. Но иногда может поделить своими наблюдениями в целом. Так вот, люди, воспитанные в СССР и немного позже, в 80-90 годах, приходят с очень похожими запросами и психотравмами. Начиная от нулевой самооценки и заканчивая неспособностью выстраивать взаимоотношения с людьми. Многие аспекты нашей личности формируются в детстве, так что воспитание играет ключевую роль.
© Depositphotos
Также нужно понимать, что во времена СССР воспитывали не только мама с папой, но и государство. По словам сестры, следующие моменты были наиболее травмирующими для детей того времени.
Воспитание стыдом
К сожалению, одним из главных инструментов воспитания был стыд. Этим методом пользовались как родители, так и учителя. Ладно еще, если стыдили за серьезные проступки. Но нет — такой способ практиковали в каждом удобном случае.
Помню, когда я была в классе втором или третьем, моя первая учительница пользовалась этим методом. Она выстраивала в шеренгу учеников, у которых было плохо с техникой чтения. Затем водила бедолаг по остальным классам, приговаривая «Вот, посмотрите, они читать не умеют». Мне повезло, что я не попала в число тех учеников. А вот моя подруга детства до сих пор вспоминает этот ужасный опыт.
© Depositphotos
Только представь, каким беззащитным и униженным чувствует себя ребенок, которого привселюдно стыдят. Но почему-то раньше считалось, что это нормально, и даже полезно. На самом же деле, под влиянием эмоций познавательные и мыслительные процессы у ребенка отключаются, так что он не извлекает из этого никакого урока. А травму получает. Из-за таких приемов дети вырастают с чувством того, что они хуже остальных, и им нет места в обществе.
© Depositphotos
От родителей я часто слышала подобные фразы: «А что люди скажут?» или «Люди же с тебя смеяться будут». До сих пор пытаюсь побороть комплексы, научиться не зависеть от чужого мнения и не бояться осуждения.
Воспитание рукоприкладством и психологическое давление
Шлепание ребенка ремнем считалось не мене эффективной мерой воспитания. В ход шли не только ремни, а всё, что под ругу попадалось. Помню, как меня один раз за плохое поведение отлупили выбивалкой для ковров. Это был чуть ли не единичный случай, но он запомнился мне на всю жизнь.
Если физическое наказание в полной мере вкусили не все дети СССР, то психологический прессинг был вездесущ. В головы детей вдалбливали принцип «Нет слова “не хочу”, есть слово “надо”». Есть долг перед родителями, долг перед родиной, и так далее. А потом эти дети выросли и стали жить не для себя, а для кого-то. И делать то, чего на самом деле не хотят. Но надо ведь, надо.
© Depositphotos
А фраза «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь» чего стоит! Я ее очень хорошо запомнила. От запаха некоторых блюд, которые подавали в детском саду, меня сразу же начинает тошнить. И это спустя несколько десятков лет. Не потому, что они невкусные. А потому, что меня заставляли их есть, не обращая внимания даже на мой рвотный рефлекс. Оставалось только поливать тарелку с кашей слезами. И никого не волновали желания ребенка — он должен, у него ведь распорядок.
Сравнивание ребенка с другими
«Посмотри, как Таня красиво пишет. А у тебя что за каракули?» — еще одно воспоминание из детства. Помню, как меня сравнивали с другими детьми буквально во всём, на каждом шагу. И я старалась делать так, как делают они. Потому что мама ведь сказала, что так правильней, так лучше. Только вот во взрослом возрасте это сравнивание себя с другими на рефлекторном уровне не дает нормально жить. Так и продолжаешь копаться в себе, и всё время кажется, что другие люди умнее, красивее, успешнее. Спасибо, советское воспитание.
© Depositphotos
Отсутствие эмоциональной связи с ребенком
Многие дети испытали на себе скорее функциональное отношение, чем здоровую связь с родителями. Если принес пятерку и примерно себя вел в школе — молодец, заслужил похвалу. Но если вдруг тройка или двойка, да еще и подрался с кем-то — становись в угол. Не было места сантиментам и разговорам по душам.
Родители были слишком заняты выживанием. Да и у них самих было суровое воспитание. Не было ресурса, который помог бы выстроить здоровые отношения с ребенком. Они не знали и не понимали, как лучше. Они и подумать не могли, что травмируют нас. Если бы знали, то, скорее всего, вели бы себя иначе.
© Depositphotos
Запрет на выражение эмоций
Если уж говорить об эмоциях, то их свободное выражение совсем не поощрялось. Нужно было вести себя как удобный ребенок, который не кричит, не бегает и не смеется без причины. А за проявления гнева здорово влетало. Ремнем по одному месту, например. О том, что мальчикам не положено плакать, было хорошо известно всем без исключения.
А ведь испытывать и выражать все эти эмоции — абсолютно нормально. И не просто нормально, это жизненно важно, это правильно, это залог здоровой психики и правильного развития ребенка.
© Depositphotos
Конечно, найдутся те, кто будет кричать “Чушь! Вранье!” и доказывать, что советское воспитание было правильным, что в те времена все были добрыми, никто никого не бил и не стыдил. Но почему-то абсолютное большинство знакомых и друзей, воспитанных в СССР, подтверждают вышеописанное и по 5 лет подряд ходят к психологу, разгребая травмы детства. Совпадение? Вряд ли.
Эта статья — не попытка доказать, что в Советском Союзе всё было плохо. Это лишь напоминание об ошибках, которые не следует повторять. В любой эпохе есть что-то хорошее и что-то плохое, чему место в прошлом. А беречь и нести вперед нужно только лучшее. При этом понимая, что у каждого поколения свои проблемы, свои травмы.
Проблемы советского воспитания, из-за которых мы ходим к психотерапевту как на работу
Назвать советское воспитание однозначно плохим может только профан. Детей при Союзе учили приходить друг другу на выручку, уважать старших, быть честными и справедливыми. Вот только в любой бочке мёда обязательно найдется ложка дегтя, и хорошо, если только одна! Советское воспитание наряду с плюсами имело, разумеется, и минусы. Некоторые установки родом из прошлого давным-давно пора изжить. В нашей сегодняшней статье мы собрали целый список таких проблем!
Ребенку веры нет…
Отчего-то при Советах в конфликте своего и чужого чада было принято становиться на сторону другого ребенка. Сейчас маятник качнулся в другую сторону, и для современных матерей собственный малыш априори прав. По-хорошему, конечно, каждую конфликтную ситуацию нужно разбирать индивидуально. Но доверять собственному ребенку всё же лучше, чем сходу называть его лжецом. Думаю, многие в детстве страдали от оговоров сверстников.
…а вот старший при любых условиях прав!
Уступить место пожилому человеку в транспорте — одно дело. Поверить старушке с рынка, сходу назвавшую твою дочь воровкой, — совсем другое. Все мы прекрасно знаем, что пожилой человек далеко не всегда умен. Возраст должен вызывать уважение, но никак не безоговорочное послушание! Ребенок, привыкший слушаться старших во всём, будет в жизни беззащитен перед мерзавцами, которые попросту «задавят» его, упирая на свой возраст.
«А вот сын моей подруги…»
Специалисты давно доказали: сравнивая малыша с другими детьми, ты попросту опустишь его самооценку ниже плинтуса. Негативно отзываясь о ребенке, взрослые будто раз за разом доказывают ему: другие всё равно будут лучше, что бы он ни делал. Так и вырастают потом люди, априори считающие себя ненужными и плохими.
Похвалишь ребенка — испортишь ребенка
Многие родители до сих пор считают, что детям ни в коем разе нельзя говорить комплименты. Вырастут, дескать, потом самовлюбленными болванами, и всё тут! На самом же деле похвала нужна ребенку как воздух. Подчеркивая сильные стороны малыша, ты помогаешь ему обрести уверенность в себе. Опять же, заметим, что восхищаться каждым шагом ребенка не нужно. Комплименты должны быть разумными и взвешенными.
«Поделись с мальчиком игрушкой, не скупись!»
Прививать ребенку щедрость принуждением очень вредно. Да, скупость — это мерзко. Но если ты заставляешь ребенка «по щелчку» отдавать свои вещи другим детям, кроха поймет лишь одно: его мнение, чувства и желания не важны. Попробуй представить себя на месте малыша, которого мама силой заставляет подарить любимую машинку незнакомому мальчугану!
Работа — всё. Отдых — баловство
Психологи уже давно бьют в набат: современные люди совершенно не умеют отдыхать. А всё из-за обретенной еще в детстве установки о тяжелом труде как основе благоденствия. Да, современному человеку уже не нужно простаивать сутками у станка. Тем не менее умственный труд — тоже труд. Отдыхая, наш организм набирается сил для новых дел. А бесконечная работа лишь накапливает в человеке стресс, который потом обязательно выльется в проблемы со здоровьем.
© Depositphotos
Общественное мнение важнее всего!
Все мы, думаю, в детстве слышали фразы «Перед соседями стыдно» и «Ты чего, представь, что люди подумают!» Многие до сих пор каждый свой шаг делают с оглядкой на общественное мнение. Люди попросту боятся что-то делать с собственной жизнью из страха перед косыми соседскими взглядами. А ведь жизнь у нас одна, другой, как известно, не завезут…
Всё лучшее хранить «на потом»
Специалисты давно уже зовут подобное поведение синдромом отложенной жизни. Красивая обувь, которая годами стоит в коробке в ожидании особого случая. Нераспечатанная коробка конфет, у которой за пыльным стеклом серванта истекает срок годности. В некоторых домах при Союзе даже качественную туалетную бумагу приберегали «для гостей»! Но пока ты ждешь наступления того самого «особого случая», жизнь утекает как песок сквозь пальцы.
© Depositphotos
Экономия на профессионалах
Опять же, взаимовыручка — это одно. А попытка сэкономить на всём, дергая родичей, друзей и знакомых — совсем другое. При Союзе мы привыкли бороться с любыми трудностями своими силами. Вот и пугает теперь нужда платить за труд чужим людям. Увы, проблема здесь в том, что с такой экономией мы неизбежно жертвуем качеством работы. Да, троюродный племянник сможет задешево положить в ванной плитку. Но сделает это зачастую криво и спустя рукава: денег не платят, и так сойдет.
Отношение к ошибкам
Многие бывшие отличники до сих пор видят в кошмарах сцены, где отец с матерью тыкают им в лицо дневником — почему, дескать, тут четверка, отчего не пять, недоработал! Такими попреками из ребенка лепят личность, которая будет бояться ошибок как огня. А ведь лучший способ не делать ошибок — это ничего не делать. Вот во взрослой жизни человек и перестанет брать на себя какую бы ни было инициативу. На ошибках нужно учиться, воспринимать их как полезный опыт, а не бояться их.
© Depositphotos
Ребенок должен знать свои недостатки!
Частенько родители советской закалки раз за разом подшучивают над недостатками своих наследников. Дескать, малыша в любом случае будут дразнить в школе, а так у него хоть выработается иммунитет к издевкам. Вот только еще Максим Горький говорил: «Если всё время человеку говорить, что он свинья, то в конце концов он действительно захрюкает». Гадкий утенок никогда не станет прекрасным лебедем, если ему без конца талдычить, насколько он гадок.
Неглаженые вещи = грязные вещи
В эту же категорию отнесем все избыточные действа, направленные на то, чтобы выглядеть всегда и везде идеально. Прививать ребенку перфекционизм попросту вредно, особенно если приправлять его историями об упомянутых выше детях маминых подруг. Разумеется, малышу нужно вырасти с понятием о чистоплотности. Но во всём должна быть умеренность.
© Depositphotos
Как видишь, советское воспитание имело целый ворох специфичных для него проблем. Впрочем, на то мы и люди, чтобы сохранить лучшие моменты из воспитательных систем прошлого! А отжившие своё установки можно и отбросить.
Редакция Офигенно
Это творческая мастерская, работники которой не спят днем и ночью, генерируя новые идеи. Если судьба занесла тебя на «Офигенно», значит, ты попал в особый мир, который заставит тебя переживать самые разнообразные эмоции — от желания разбить монитор до слёз восторга! Как бы то ни было, заверяем тебя: здесь ты найдешь миллион уникальных историй со всех уголков мира!
Добавьте свой комментарий Отменить ответ
О нас
Это творческая мастерская, работники которой не спят днем и ночью, генерируя новые идеи. Если судьба занесла тебя на «Офигенно», значит ты попал в особый мир, который заставит тебя переживать самые разнообразные эмоции — от желания разбить монитор до слёз восторга! Как бы то ни было, заверяем тебя: здесь ты найдешь миллион уникальных историй со всех уголков мира!
Рожденные в СССР – последствия советского воспитания
– Мама, а социализм – это когда все были счастливы? – спрашивает четырнадцатилетняя дочь моей подруги.
– Нет, социализм – это когда только говорили, что все счастливы, но на самом деле все было не так.
– Посмотри на нас с мамой, – смеюсь я, – мы – жертвы социализма.
Сегодня нередко поколение тридцатилетних-сорокалетних людей взахлеб расхваливают свое счастливое советское детство, когда были пионерская и комсомольская организации, не было компьютера и сотовых телефонов, по телевизору показывало всего три канала, мороженое было слаще, а люди добрее. Да, хорошие были времена. Но скольких людей сгубил дух коллективизма и те установки, которые вдолбили нам в головы с детского сада?
Когда деревья были большими
Что может ребенок рассказать о своем детстве? Только то, что показали ему родители, как, впрочем, и на все остальные вопросы он ответит так, как научили мама с папой. Любое детство в разные эпохи было счастливым, кроме военных времен, конечно. Детство – это пора, когда нет забот и не надо принимать серьезных решений, поэтому все сопутствующие атрибуты будут идеализированы как иллюзорные помощники создания счастливой атмосферы. На самом деле все не так просто. У каждой эпохи и у каждого общественного строя есть свои строго отведенные задачи и запрос на людей определенного склада.
С первого дня жизни ребенка начинают воспитывать в той или иной атмосфере. Это только кажется, что младенец ничего не понимает, на самом деле он впитывает все, как губка, уже в первые месяцы своей жизни. В его подсознании записывается информация о климате, царящим в семье, как принято здесь жить, когда просыпаться, когда укладываться спать, молчать или кричать, терпеливо объяснять или бить. С годами границы познания окружающего мира раздвигаются и одновременно сужаются под воздействием запретов и предписаний, выработанных в обществе. Так общеизвестные правила гласят, что плакать нельзя, обижать товарища нельзя, спорить со взрослыми нельзя, доверять незнакомым людям нельзя, также как нельзя слишком сильно проявлять свои эмоции, драться нельзя даже, если тебя оскорбили, слушать никого не нужно, кроме родителей, и т.п.
Получается, что взрослеющий ребенок, обрастая новыми установками дома, во дворе, в школе, не имеет право вести себя так, как ему хочется. Несомненно, определенные ограничения необходимы человеку для упорядочивания жизни. Но проявление эмоций искусственно контролируется обществом с целью вырастить молодое поколение, которое будет вести себя желательным для его блага образом, а не для их личного. Эти незримые манипуляции никогда не рассматривались как составляющая воспитания подрастающего поколения, стоящая на службе государства, поэтому люди не могут трезво оценить, до какой степени контроль над обменом эмоциями полезен лично для них, а до какой степени – вреден.
Представьте себе, что при рождении каждому ребенку надевают маску, с помощью которой можно контролировать количество поступающего воздуха. Сначала отверстие в маске широко открыто и ребенок дышит свободно. По мере взросления, когда малыш активизируется и начинает выполнять нежелательные действия, отверстие в маске постепенно закрывают и открывают только тогда, когда он удовлетворяет нужды взрослых. Младенец сам не имеет права свободно обращаться со своей маской в силу беспомощности, такое право имеют только другие люди. Такое положение делает детей отзывчивыми к требованиям тех, кто контролирует доступ воздуха. Страх сурового наказания не дает маленькому человеку возможности снять маску и в дальнейшей жизни, даже если она легко снимается. Возможно, некоторые люди и хотели бы снять свои маски, но общество назвало бы их преступниками, извращенцами или шизофрениками. Большинство детей стремились хорошо себя вести, чтобы гарантировать себе постоянный приток воздуха. Тем же, кто не хотел трудиться на благо родины, «перекрывали кислород».
Наши маски – это строгие правила, регулирующие обмен эмоциями. У каждой эпохи – свои маски, целенаправленно сконструированные обществом. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства. Человек без маски, который ведет себя не так, как все, опасен и представляет угрозу, потому что ведет эгоистичный образ жизни, следует только своим желаниям, а не желаниям общества. Родителям отводилась роль пропагандистов и контролеров поведения детей, иначе они заслужили бы общественного порицания. За хорошие поступки следовала похвала, за нежелательные – наказание. Во многом советское воспитание было построено на идеализации человеческих отношений.
Достаточно вспомнить небылицу из далекого детства: «Мама, откуда берутся дети?» В ответ: «Аист принес» или «Нашли в капусте». Ведь секса в советские времена не было. Родители были вынуждены скрывать истину. А когда с возрастом ребенок узнавал эту истину, любимая иллюзия детства рушилась. Чтобы сохранить чистоту собственных родителей, он вынужден был оправдывать свою мать, иначе пришлось бы признаться самому себе, что мама предала тебя. Таких иллюзий было немало. Многие дети, например, считали, что, если будут поступать, как велят мама и папа, с ними ничего не случится. На деле все выходит не так. Развенчание детских иллюзий – самый болезненный процесс, вынести который не каждому под силу. Но рано или поздно приходится признаться самому себе, что Деда Мороза не существует, а мир реален и не содержит условностей.
Издержки воспитания
В судьбе каждого человека есть некая основа, и она явно положительного характера. Откуда же берутся алкоголики, наркоманы, жертвы насилия, убийцы? За последние двадцать-тридцать лет общество стало более страдающим. Понятие «кризиса среднего возраста» дополнилось новым – «кризис первой четверти жизни». Современное общество зачастую выдвигает невыполнимые требования к молодому поколению. Рекламные кампании пропагандируют обязательность раннего успеха в любом начинании. Под влиянием успешности в спорте, бизнесе и других сферах деятельности возраст высших достижений в жизни смещается на период от 18 до 23 лет, что способствует наступлению кризиса к 25 годам. Вот и получается, что основы такой пропаганды были заложены еще в счастливые советские времена.
Социалистический коллективизм, характеризующийся тем, что люди с рождения интегрированы в сплоченные группы, привел к тому, что человек не может отдельно от группы позаботиться о себе. Мужчины ориентированы на материальный успех, женщины – на улучшение качества жизни. Но не всех мальчиков при этом научили самостоятельности, а девочек – женственности.
Во многих семьях дети росли и учились быть абсолютно беспомощными, постоянно проживая ситуации «спасения». Человек, привыкший к тому, что его «спасают» от рождения до смерти и не умеющий нести ответственность, – типичное порождение советского строя. Государство было заинтересовано в выращивании людей подобного рода, ими легче манипулировать.
Но произошли изменения в общественно-политическом и экономическом устройстве России, и люди, неподготовленные к этим изменениям, пережили настоящую трагедию. Многие хорошие мальчики и девочки из интеллигентных семей оказались на обочине жизни. В школе и дома учили, что надо быть честным, справедливым, аккуратным, исполнительным, вежливым, добрым, отзывчивым и трудолюбивым. Надо окончить институт, и тогда тебе дадут хорошую работу и квартиру. На деле оказалось все не так. Квартиру никто не дал, работу пришлось искать самому, и то начальник – тиран, вор, лгун, подхалим и лицемер. Тонкая психика многих хороших мальчиков не выдержала, они стали алкоголиками, наркоманами и даже убийцами. Многие девочки примерили на себя мужские роли, взвалив на хрупкие плечи груз непомерной ответственности. В результате было подорвано здоровье целого поколения.
Никто не научил в детстве, что всего надо добиваться самому, государство не поможет, друг предаст, жена обманет. Спасовали бывшие пионеры перед суровыми реалиями жизни. Недавние исследования ООН последствий аварии на Чернобыльской АЭС показали, что максимальный ущерб жителям этого региона был нанесен не радиацией, а нарушением связей в семьях и воспитанием поколения иждивенцев, жизнь которых направлена на ожидание льгот от государства. Каждый год в России от передозировки наркотиков умирают более 100 тысяч молодых людей. Привычный коллективизм заменился на дикий индивидуализм, где каждый должен отстаивать свои права, но не все этому научены. Бывшие патриоты своей страны не сумели подстроиться под новый стиль русской жизни, воспитания не хватило. Самый легкий способ жить дальше – алкоголизм и наркомания, ответственности нести не надо, вот туда и отправились миллионы детей, рожденных в 70-80-е годы.
Пошатнулся и институт семьи, поскольку в советские времена пропагандировались равные возможности мужа и жены, реальное равенство. Но для создания реального равенства не было ни правовой практики, ни массовых примеров в обществе. Многим вновь создавшимся семьям на рубеже эпох пришлось на ходу перестраиваться, уходя от традиционного представления о половых ролях, что способствовало созданию благоприятной почвы для семейных ссор, домашнего притеснения и служебных конфликтов. Бесспорно, были и есть «советские» люди, которые удержались на плаву и даже добились успехов. Но счастливы ли они? Ведь идеология была одна для всех, как же искоренить ее из своего сознания?
Как жить дальше
Как же жить человеку, если с детства его учили, что обижаться, завидовать, злиться, плакать и драться – это плохо и нельзя. А если ты уже обиделся или завидуешь кому-то? Ненавидеть себя за слабость всю оставшуюся жизнь? Не случайно сейчас в обществе происходит брожение. Это переходный период, который ведет к переоценке ценностей. Все, что есть в тебе – это твое и это хорошо. Хочешь – завидуй, злись, обижайся, выплескивай эмоции, чтобы на душе стало легче. Только пройдя через все эти состояния, человек может прийти к положительному решению и выходу из затруднительной ситуации. Сказки про белого бычка и наложение запретов еще никому не помогли по-настоящему решить проблему.
Жаль, что государство в гонке за создание армии законопослушных граждан уводит людей в сторону от их подлинных целей. Человек окончательно лишается свободы выбора и вскоре может превратиться в деталь огромного энергоинформационного механизма, где он уже не отвечает за свои действия. Процесс запущен, ведь для подчинения не обязательно применять физическую силу. Достаточно сформировать мировоззрение людей нужным образом, чтобы они не имели представления о своей свободе. Человек отдает много энергии, следуя разным общественным правилам, законам и установкам, и поделать с этим ничего нельзя, поскольку мы живем в обществе. Но стоит попробовать реагировать на эту «борьбу» осознанно и спокойно. Телевидение, Интернет и другие СМИ отнимают огромное количество энергии, поэтому по возможности нужно уделять им меньше внимания, пропускать мимо ушей любую негативную информацию.
Будьте сами ответственность за свою жизнь
У каждого человека есть своя цель в жизни. У кого-то это организация бизнеса, у кого-то – фермерство и садоводство, у кого-то творчество, воспитание детей или строительство дома. Не отходите ни на шаг от своей цели, даже если кто-то захочет навязать свои мысли, втянуть в какие-то сомнительные группы, увлечь или запутать. Иногда даже лучшие друзья могут внушить ненужную вам мысль, за которой последует непоправимый поступок. Всегда задавайте себе вопрос: нужно ли это мне? Впускайте и ищите информацию, касающуюся только вашей цели. Слушать советы окружающих нужно, но следовать им необязательно. Даже советы и предписания родителей – не всегда правильны лично для вас. По сути, родители такие же люди, вовлеченные в идеологическую игру общественного строя. Не стоит их осуждать за это, – понять, простить и объяснить суть вещей. Пусть не сразу в силу своей идеологической зашоренности, но они поймут.
Придумывая с каждым годом все больше и больше законов, общество забывает о самом главном законе всех времен и народов – о библейском законе. Десять заповедей, оставленных Христом, отражают все основные действия, поведение и мировоззрение нормального здорового человека. Больше ничего знать и не надо, миссия человека на земле – прожить жизнь, следуя этим заповедям. Еще ни у кого не получилось безупречно достичь этого. По большому счету, нужно знать два правила: не сотвори себе кумира и возлюби ближнего, как себя самого, причем сначала надо возлюбить себя, а только потом ближнего. Из поколения в поколение общество исковеркало этот простой человеческий закон. Советское лозунги гласят: думай о других, а не о себе, в результате, много хороших людей стало жертвами подобного альтруизма. Люби себя наравне с другими людьми, ничто и никого не обожествляя – остальное приложится!
Вы заметили, что в детстве мы делали больше добрых дел, чем во взрослой жизни? Сегодня мы перестали творить добро, а почему? Может, в том и состоит наша беда, что мы перестали отдавать, привыкли только брать и просить у Господа еще больше. Поколение незрелых людей… Возможно ли построить социалистический рай, где все будут равны, счастливы и дороги друг другу? Конечно, нет, это утопия, но можно значительно улучшить свою жизнь, если сумеем извлечь из глубины души все самое лучшее, заложенное в нас природой. Тогда мы станем зрелыми, любящими и любимыми людьми, а не поколением, запутавшимся в лабиринте собственных грез и иллюзий.