Чем плохо домашнее обучение

Эксперты объяснили, чем опасно обучение детей на дому

«Дочка не захотела учиться и ушла из вуза из-за нервного срыва»

Эпидемия коронавируса заставила всех школьников учиться на дому, и это понятно: альтернатива — стремительное распространение заразы и массовые жертвы. Но вот что интересно. Некоторые мамы нашли серьезные плюсы в обучении детей без отрыва от семейного очага: сын или дочка всегда под боком, никто из одноклассников их не обидит, да и контроль за процессом обучения полный. И кое-кто уже подумывает: так, может, стоит сохранить этот режим и когда все наладится и вирус отступит?

Чем плохо домашнее обучение. Смотреть фото Чем плохо домашнее обучение. Смотреть картинку Чем плохо домашнее обучение. Картинка про Чем плохо домашнее обучение. Фото Чем плохо домашнее обучение

— Недавно на пленарном заседании одной из ведущих образовательных конференций восьмилетний мальчик спросил собравшихся там вип-персон: а надо ли мне и дальше ходить в школу, если я научился читать и писать, уже организовал свой собственный бизнес, а учиться дальше мне не интересно.?- поделилась с «МК» автор профориентационной методики, кандидат психологических наук Светлана Симоненко.- Их ответ поверг меня в шок:: «Занимайся предпринимательской деятельностью, раз у тебя это так хорошо получается, либо найди школу, где интересно учиться». Оказалось, что государственные мужи, люди во власти, не понимают базовых вещей: школа обеспечивает не интерес, а социализацию!

Ну а в самом деле: так ли уж необходима ребенку эта самая «социализация», и можно ли без нее обойтись?

«Дочка не захотела учиться и ушла из вуза из за нервного срыва»

Верочка М., как рассказали «МК» ее родители, не ходила в детский сад:

Увы, дальше все пошло намного хуже, вздыхает мама.

— Первый же курс оказался для Верочки неимоверно сложным. В конце концов, накопив академических «долгов», она ушла из-за нервного срыва и не захотела учиться! Чем эта история закончилась? Работой с психологом, а затем восстановлением через два года на вечернем отделении.

Психолог, работавший с Верой, вскоре понял: девушка привыкла ко вниманию со стороны репетиторов и, столкнувшись в вузе с самостоятельностью, не справилась. Здесь ее никто не контролировал, не спрашивал, как у нее дела, не объяснял. Вернее, чтобы преподаватель объяснил, надо было сначала его найти, попросить о помощи. А Вера к этому не привыкла. Правда, ребята-сокурсники общались друг с другом, пересылая в чатах не только приколы, но и полезные ссылки, лекции, события, информацию о переносах занятий. Но Вера была вне этой коммуникации, а потому, бывало, пропускала занятия. Таким образом, первый курс, время активной адаптации в новом образе жизни, у нее он был крайне сложным. И девушка не выдержала этого испытания.

Кривое зеркало коварных успехов

Больше всего, наверное, в истории Веры поражает то, что девочка, не сумевшая адаптироваться к институту и вынужденная из-за этого его оставить, до того прекрасно училась в школе! Какими же коварными оказались ее школьные «успехи»! Ориентируясь на них, родители были уверены, что с дочкой все в порядке. Но зеркало, отражавшее ее развитие, оказалось кривым.

— Да, домашнее обучение максимально комфортно и адаптированно под ребенка. Однако «успехи» школьника в этом случае — не более чем срез знания, разовая оценка, на которую он сдал в школе конкретный материал, пройденный дома,- напоминает Симоненко.- У тех же, кто учится в школе, знания оцениваются на протяжении всего обучения, что показывает, как ребенок работает, как пишет, как выполняет контрольные и домашние задания. А это дает представление не только об одномоментном срезе знаний, но и о многом другом. Например, об усидчивости. К примеру, учащийся прилично английский язык, но ленится делать домашние задания, а потому получает заслуженные «двойки» и «тройки». Это уже не просто срез, а оценка всей его работы.

Обо всем этом сейчас часто забывают. И зря! Пропущенный «детский» этап социализации принципиально невосполним, предупреждает эксперт:

«Ох, как трудно высидеть лекцию!»

Можно ли восполнить невосполнимое

Но может быть, можно как-то скомпенсировать пробелы в социализации детей при домашнем обучении?

— Для детей младшего возраста, наверное, можно,- не исключает Симоненко.- Например, если включать в процесс домашнего обучения любые коллективные занятия, будь то танцы или известные с советских времен подготовительные группы к поступлению в школу. Но для подростков это проблематично.

Можно, конечно, попытаться и для подростков, обучающихся дома, «организовывать не только образовательный процесс, но и воспитательный, а также процесс социализации,- заявила «МК» эксперт Национальной родительской ассоциации, эксперт общественного совета при Департаменте образования Москвы, старший преподаватель Московского педагогического государственного университета Екатерина Аверкиева.- Домашний ребенок может посещать кружки, групповые виды спорта, лагеря, ходить в походы. У ребенка должно быть много сверстников в окружении, из которых он может выбрать себе друзей, он должен общаться с разными детьми, чтобы адаптироваться и научиться вступать в контакт со всеми».

Однако принципиально важнои другое, подчеркивает Аверкиева:

Осторожно: эксперимент!

— Переводя ребенка на семейное обучение, надо понимать, что вы идете на эксперимент,- предупреждает Аверкиева.- И это ваша полная ответсвенность как родителя. Это не значит, что это плохо. Но пока это не проверено достаточно практикой. Поэтому это ваша ответственность. Сможете ли вы не только направлять образовательный и воспитательный процесс, но и обеспечить социализацию ребенка?

Вопрос этот очень непростой, ведь судьба деей, которые не посещали традиционную школу и учились дома или вместе с такими же детьми на семейной форме обучения, складывается, по словам эксперта, очень по-разному:

— Есть дети, которые на два года раньше закончили школу, успешно окончили вуз, отлично интегрировались в социум и добиваются успеха в жизни. Например, если ребенок профессионально занимается спортом, и домашнее обучение для него единственный путь закончить школу. В этом случае социализация проходит в команде, где ребенок учиться взаимодействовать со сверстниками, а программа осваивается дома. И проблема таким образом снимается. Но есть дети, которые не смогли встроиться с вузовскую систему образования, им сложно наладить контакт со сверстниками.

Кто, спрашивается, даст гарантию, что ваш ребенок не попадет в число последних? Вообще, при проведении любых экспериментов в образовании надо обязательно смотреть, что получается с детьми, предупреждает Симоненко:

— Над этим должны работать целые научные коллективы, иначе это нам обязательно аукнется. Вот решили мы изменить подход к обучению ребенка читать. Учиться чтению он и впрямь стал быстрее. Но 10 лет спустя оказалось, что дети разучились грамотно писать и делают страшные ошибки! А почему школьники не могут высидеть 45 минут урока? Да потому что их с малолетства кормили под включенный телевизор с мелькающими картинками. А потом они пришли в школу, где картинка не меняется: все тот же учитель перед той же доской. Да такой ребенок физически не может сфокусировать внимание! Вот они, истоки клипового мышления!

«Вдруг ты обнаружил, что не услышал звука стартового пистолета»

Вывод прост: как бы заманчиво на первый взгляд ни выглядело домашнее обучение, от него лучше отказываться, предупреждает Симоненко. Разумеется, при условии, что сын или дочки физически способны ходить в школу:

= Переводя своих детей на домашнее обучение, родители полагают, что делают для них лучше: учится сынок дома — значит, в школе его никто не ударит, не скажет ему ничего плохого. Но дальше-то что? Всю жизнь его за руку водить? А выйдет он один на улицу и к нему подойдет неадекватный человек — он как отреагирует? Люди-то разные нас окружают! Практически здоровому ребенку незачем домашнее обучение! Кстати, раньше на эту форму переводили только неадаптивных детей — тех, которые всем мешали, кого невозможно было интегрировать в школьный коллектив, и поведение которых приводило к понижению качества образования других ребят.

На одном из самых известных дисков группы «Пинк Флойд» есть песня с такими словами: «Вдруг ты обнаружил, что не услышал звука стартового пистолета. И твои планы как были, так и остались на бумаге». Не это ли сплошь и рядом происходит с детьми на семейном обучении? Ребенок был способен на большее, но «комфортная среда» погубила его. Так что по завершении эпидемии давайте оградим его от этой опасности, когда вернемся к нормальной жизни.

Источник

Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка

Чем плохо домашнее обучение. Смотреть фото Чем плохо домашнее обучение. Смотреть картинку Чем плохо домашнее обучение. Картинка про Чем плохо домашнее обучение. Фото Чем плохо домашнее обучение

Об авторе: Петр Сергеев, научный руководитель образовательной онлайн-платформы «Учи.ру».

В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch (2019) было заявлено, что около 100 тыс. школьников выбрало такую форму образования в 2019 году. По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек (меньше одной десятой процента от количества всех школьников). Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. человек на начало 2017/2018 учебного года. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен.

Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей (дипломатов или спортсменов) по работе. Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам. Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе (в том числе буллинга) родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье. Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки. В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка.

Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.

Правовые особенности домашнего обучения

Итоговые аттестации ‌ (ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ) ‌ проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.

В «Законе об образовании» есть статья о том, что каждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.

Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.

Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее. В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.

Что важно выяснить до принятия окончательного решения

Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:

Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения.

Также нужно выяснить, где и как будет проводиться ‌сдача‌ ‌ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ.‌ ‌Как‌ ‌правило, ‌ онлайн‌-школы закреплены за ‌школами-партнерами, ‌ ‌что‌ ‌упрощает‌ ‌процесс.‌ ‌Находясь‌ ‌на‌ ‌семейной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌, ‌можно‌«приписаться»‌ ‌к‌ ‌конкретному учебному заведению города, согласовав этот вопрос с администрацией заведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов.

Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. ‌При‌ ‌заочной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌ ‌таких‌ ‌вопросов‌ ‌не‌ ‌возникает.‌ ‌

Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные ‌комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.

Плюсы:

Минусы:

Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д). Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.

Чем плохо домашнее обучение. Смотреть фото Чем плохо домашнее обучение. Смотреть картинку Чем плохо домашнее обучение. Картинка про Чем плохо домашнее обучение. Фото Чем плохо домашнее обучение

Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение

Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.

Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.

Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:

Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.

Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей

Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за‌ ‌процесс‌ ‌учебы отныне отвечаете только вы. Есть‌ ‌ли‌ ‌у‌ ‌онлайн-школы‌ ‌лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы. Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения. Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.

До‌ ‌подписания‌ ‌бумаг нужно ‌продумать не только ‌расписание‌ ‌дня‌ ‌школьника, ‌ ‌но ‌и‌ ‌его режим‌ ‌жизни, ‌ ‌включая‌ ‌каникулы.‌ При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.

Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.

Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.

Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.

Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора. Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена. Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.

Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные. Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.

Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте. Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция). И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.

Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.

Источник

Учеба без школы. Плюсы и минусы домашнего образования на примере пяти семей

Можно ли вырастить ребенка и дать ему образование без школы? Как организовать учебу дома? Правда ли, что это доступно только богатым? Разбираемся в плюсах и минусах семейного образования вместе с пятью семьями, которые решились на этот эксперимент.

Что такое семейное образование

В России по ФЗ-273 можно получать образование двумя способами:

Родители сами решают, как обучать своих детей. Дети на семейном обучении получают такие же аттестаты, как обычные школьники. Они поступают в вузы по тем же правилам.

Семейное обучение можно начать с 1 класса, а можно в любой момент в любом классе, даже посреди учебного года. Всегда можно вернуться в школу или сочетать эти формы обучения.

Семейное обучение часто называют домашним. Но по закону домашнее (или надомное) обучение — это когда к ребенку домой приходит учитель и проводит с ним уроки, как в школе. Такое обучение возможно по медицинским показаниям.

Почему его выбирают

Пять семей рассказали Znak.com о своем опыте семейного образования. Каждая из них выбрала этот путь по своей причине.

Как организовать учебу

Учить ребенка самому

С этим могут помочь учебные планы и пособия из школы или интернета. Можно выбрать любые — советские, современные российские или даже зарубежные — программы.

Этим путем пошла Наталья К. из Челябинска. Она получила в школе учебный план и организовала учебу дома.

Сложнее всего было с математикой. Наталья составила план подготовки, расписав в дневнике поурочно, какая тема должна быть и какой результат. Выяснилось, что к 7 классу ее дочь ничего не знала о наибольшем общем делителе и о наименьшем общем кратном. «Пришлось осваивать курс математики практически с пятого класса самостоятельно. Дочь сопротивлялась, отказывалась, пыталась привычно болеть. Я ушла на фриланс, и ежедневная пятичасовая математика стала делом чести. Тему квадратных уравнений мы прошли дважды», — рассказала Наталья.

Русским языком в семье занимались каждый день по два академических часа. «Оказалось, что у нас очень способная девочка. Но перед экзаменом мы получили новый сюрприз: нужно было написать сочинение по картине, к такому мы не были готовы. Пришлось вызывать джина из Гугла, составлять план сочинения, объяснять 14-летнему человеку, какие речевые обороты использовать, если картина будет в мрачных тонах, а какие — если в светлых. Сочинение сдали на четверку», — поделилась женщина.

Физику, химию, биологию, географию, историю и обществознание в семье изучали блоками: по две-три недели на каждый предмет, с промежуточными контрольными и самостоятельными.

Через онлайн-школы

Это школы, в которых можно учиться через интернет. Трое наших героев учат детей через портал «Интернет-урок». Учебный процесс там идет так:

По физкультуре пишут рефераты, по ИЗО — рисуют, а потом отправляют фотографии рисунков учителю. «Второстепенные предметы сведены к минимуму. С одной стороны, снижается кругозор. С другой, я себя вспоминаю: что мне дали ИЗО, музыка? Не знаю. Умение петь хором?» — рассуждает Амелин.

Как аттестовать ребенка

Дети на семейном образовании имеют право проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в любой школе бесплатно. Аттестацию также можно пройти дистанционно, через специальные сервисы, но это будет платно.

Спорный вопрос — как часто надо сдавать аттестацию. Закон разрешает не сдавать аттестации до 9 класса. Но желающие могут проходить тестирования хоть каждый год, чтобы проверять уровень знаний.

«У нас в первом классе был тест из 30 вопросов! Причем помочь ребенку невозможно и подсмотреть тоже нельзя, так как наблюдает куратор. Мне это напомнило экзамены в университете. Но все прошло хорошо. Сдали на отлично», — поделилась Наталья Серова.

Что дороже

Семьи расходятся в оценках стоимости школьного и внешкольного образования — все индивидуально.

Как совместить с работой

Родители, которые выбирают семейное образование для своих детей, обычно работают из дома.

Опыт у каждого свой. Одним детям нужно много контроля и помощи — особенно это актуально для начальной школы. Другие, втянувшись, справляются с учебой сами.

Свобода. Главный плюс семейного обучения, которые назвали наши герои, — это более свободный подход к обучению. Учиться можно с той скоростью и в то время, которое подходит ученику. А еще можно поспать подольше, устроить выходной посреди недели и куда-то съездить.

Самостоятельность. С первого класса ребенок надеется только на себя — списать или подсмотреть не получится. К тому же дети учатся планировать свое время.

Фокус — на главное. Материал дается более плотно, ведь мама или педагог не тратят время, чтобы озвучить оценки или отругать тех, кто шумит. В среднем на учебу у детей наших героев уходит по 3–5 часов в день. В онлайн-школах к тому же в начале каждого урока детям рассказывают, где им пригодятся знания, которые они сейчас получат.

Нет конфликтов. Дома ребенка точно никто не обижает, он не беспокоится, что у кого-то круче телефон, нет споров с учителями и стереотипов из серии «девочка должна» или «мальчики так не одеваются».

Все прозрачно. Родители называют в числе плюсов более прозрачную систему оценивания успехов детей. Нет любимчиков, завышения или занижения оценок.

Социализация. Этот пункт вызывает главную родительскую тревогу. На семейном обучении у детей нет непосредственного общения с одноклассниками, не возникает мелких жизненных ситуаций, через которые ты в школе учишься себя вести. Эту проблему решают посещением кружков и секций, прогулками во дворе и встречами с друзьями.

Дисциплина. Ребенку нужна сильная внутренняя мотивация, чтобы учиться. Без контроля со стороны родителей дети могут перестать вести тетради, переписываться в чатах во время уроков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *