Чем плохо дистанционное обучение
Плюсы и минусы дистанционного обучения
По данным eLearning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годами рынок электронных образовательных решений вырос на 900%. Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.
У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов. В этом материале мы рассмотрели плюсы и минусы дистанционного обучения в школе.
Плюсы дистанционного образования
Сейчас плюсы дистанционного обучения в школе для тысяч учителей вовсе не очевидны. Кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ. Вот некоторые из них.
Минусы дистанционного образования
Минусы дистанционного обучения в школе совсем не так многочисленны, как может показаться. Однако они есть, и школьный учитель должен знать, с какими сложностями и ограничениями он может столкнуться.
Что в итоге
Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные будут принимать все более и более цифровой вид.
Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров, почитайте форумы и профессиональные сообщества. Например, учителя английского (да и не только они) могут найти много полезного в статьях сообщества Skyteach. Все, чему вы научитесь сейчас, станет бесценным профессиональным багажом в будущем и поможет вашей карьере.
От чего на самом деле устают дети на дистанционном обучении?
Длинный дистант: как снизить психологическую нагрузку, добавить движения и защитить зрение
Анна Бабина руководитель медиа-проекта Родители на MAXIMUM
Большинство московских школьников второй раз столкнулись с долгим периодом дистанционного обучения, и сколько оно продлится на этот раз, никто не знает. У многих родителей возникает вопрос: «Почему школы ничего не делают для того, чтобы облегчить этот процесс?» Давайте разберемся, чем именно перегружаются дети и как им можно помочь со стороны родителей.
Груз неопределенности
Пока все дома
Не меньше влияет на детей и общий стрессовый фон, в том числе и в семье. Те семьи, которые строили свой образ жизни в расчете на работу оффлайн и обучение оффлайн, но вынуждены привыкать к дистанционке для всех членов семьи, находятся в состоянии повышенного стресса. Просто отсутствие привычки взаимодействовать так много в домашних условиях – это уже нагрузка.
Если у семьи небольшая квартира, в доме есть малыши, которые требуют внимания и пространства, когда другие члены семьи учатся или работают, – это серьезный перегруз и повод для конфликтов, которые усложняют ситуацию дистанта.
Что могут сделать родители? Имеет смысл подумать о том, как разгрузить помещение. Поговорите с другими родителями: возможно, кто-то будет рад объединять у себя одноклассников или даже разновозрастные компании в учебное время. Ситуации в семьях разные, а дети лучше учатся в контакте друг с другом, а вовсе не обязательно сходят с ума или бесятся. Бывает, старшеклассники едут с одноклассниками едут на дачу на неделю, если там есть хороший интернет, и учатся вместе. Это неплохой выход и разгрузка.
Проблемы с границами
Хотим мы того или нет, но перенос офиса или школы в дом первое, а для многих – долгое время воспринимается как нарушение границ. Ребенок в школе в норме не таков, как дома, у него есть своя жизнь, отношения, секреты. На дистанте большинство детей оказываются меж этих двух ролей и очень нервничают. В школе у него, может, образ крутого, а с мамой за спиной он не может так себя проявить и переживает за падение своего авторитета.
Что могут сделать родители? По возможности дать детям личное пространство. Если позволяет помещение, дайте ребенку полную автономию и границы на время его взаимодействия со школой и одноклассниками онлайн. Даже если вы не уверены, что это будет продуктивно.
Технические сложности
Мы часто недооцениваем, насколько сильно нужно перестроить наши нейронные связи, чтобы воспринимать информацию из видеоконференции. А если человеку мешают посторонние звуки, связь неустойчива, раздражают технические проблемы, то львиная доля энергии и внимания уходит на борьбу со сложностями, не имеющими отношения собственно к учебе.
Что могут сделать родители? Обеспечить ребенка хорошей техникой, гарнитурой и каналом связи. Работа в наушниках с микрофоном ощутимо снижает нагрузку по сравнению с работой за ноутбуком без гарнитуры, если в доме есть посторонние шумы и/или люди. Личный компьютер и хороший интернет – также важны.
Экранная нагрузка
Дистанционка – это компьютер. Компьютер – это экранная нагрузка. Ребенок не так много смотрит по сторонам, как в обычном классе, вертеться ему особо некуда. Он напрягает глаза, если плохо видно презентацию учителя, просто напрягается, глядя в экран на тестировании, а это куда большая нагрузка, чем при взгляде на бумагу. Домашние задания – тоже с экрана и их отправка.
Что могут сделать родители? Помогать распечатывать все, что можно, работать с учебником столько, сколько можно. Сканировать написанные от руки работы, если это позволяется. Поговорите с учителями, которые не предусмотрели эти функции.
Подскажите ребенку, что можно не смотреть на экран, если этого в данный момент не требуется. Если учитель демонстрирует на экране то, что есть в учебнике, приучите смотреть в учебник. Если учитель проводит устный опрос, разрешите ребенку закрывать глаза.
Обязательно освойте гимнастику для глаз и делайте ее вместе между уроками – вам тоже полезно сделать паузу в вашей работе. Также по возможности организуйте занятия и игры, которые полезны для глаз. Это прежде всего настольный теннис, но и дома можно организовать игры на меткость, а на улице – подвижные игры, которые требуют ориентации в пространстве и зрительного внимания, не нацеленного в одну точку.
Вынужденная неподвижность
То время, что тратится на дорогу в школу, у детей освободилось, но чувствуют они себя более вялыми. На самом деле принудительное движение в школу, перемещение по школе – это тысячи шагов в день, которые у многих не компенсированы. Это серьезная проблема для растущего организма.
Что могут сделать родители? В квартире практически невозможно нахаживать те же метры и километры, что на улице. Постарайтесь организовать полезную деятельность для ребенка вне дома. Это прогулка с собакой, походы по району с полезной целью. Помогите детям организовать околоспортивные занятия в парке.
Во время учебы организуйте пятиминутки раз в час, на которых дети расслабляют плечевой пояс и «раскручивают» позвоночник. Если школа не позаботилась об этом – станьте сумасшедшим движком для всего класса. Вы можете вести физкультминутки в зуме для всех детей класса, договорившись об этом с родителями. Вероятность, что одноклассники вашего сына или дочери будут в них участвовать, высока, особенно если вы добавите в процесс харизмы и юмора.
Конечно, большую часть этих задач может решить школа. И я знаю, что многие коллеги уделяют особое внимание сохранению психологического комфорта и физического здоровья детей. Но если ваша школа этим не занимается, попробуйте взять дело в свои руки.
Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения
Наиболее часто студенты при переходе на дистанционный формат обучения испытывали проблемы из-за недостатка общения с товарищами, отмечали проблемы с техникой, а также сложность обучения в домашней обстановке, следует из опроса, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Томским государственным университетом (ТГУ).
Как готовилось исследование
Работа о том, как студенты переживали период пандемии коронавируса, проводилась посредством онлайн-опросов. Анкеты распространялись через руководство университетов и поточную выборку «ВКонтакте». Исследование проходило в два этапа: с 24 марта по 1 апреля и с 24 мая по 1 июня. Всего в опросе приняли участие более 35 тыс. студентов из более чем 400 вузов России.
Отношение к дистанционке
Студенты оказались удовлетворены тем, как организовано дистанционное обучения в вузах, причем как в начале пандемии, так и в период снятия ограничений — 69% и 64% соответственно полностью или скорее удовлетворены тем, как обучение было перенесено в онлайн.
Так же высоко учащиеся оценили готовность к экстренному переходу на дистанционку: 62% респондентов на первом этапе опроса заявили, что их вуз скорее готов или готов полностью к такому формату, на втором этапе доля таких студентов составила 57%.
Однако к началу лета повысился процент учащихся, которые сталкивались с теми или иными трудностями при онлайн-обучении — с 75% весной до 86% к 1 июня. Более критичное отношение к дистанционному обучению исследователи связывают с усталостью от онлайн-формата.
Чаще всего (вопрос предполагал множественный выбор ответов) у студентов возникали технические проблемы и перебои с интернетом (52%), им не хватало общения с одногруппниками (43%), очных дискуссий с преподавателями (41%). Больше трети учащихся пожаловались на сложность обучения дома (39%) и проблемы с концентрацией при самостоятельном изучении материала (36%). Еще 34% столкнулись со сложностью при ответах преподавателю в онлайн-формате.
По словам авторов исследования, сложнее всего на дистанционке пришлось первокурсникам, которые еще не успели приобрести достаточного опыта обучения офлайн.
Больше половины опрошенных студентов (65%) отметили, что обучение в дистанционном формате менее эффективно, чем обычное (этот и следующие тезисы предлагались в анкете во второй волне опроса). Еще 58% респондентов заметили за собой, что часто откладывают выполнение заданий на потом, а треть (34%) испытывали проблемы со сном. В то же время больше трети (43%) стали меньше уставать от учебы после перехода в онлайн.
Отношение к сдаче сессии онлайн
В исследовании отмечается, что студенты боятся экзаменов онлайн. Почти половина (48%) считают, что их оценки во время сдачи сессии онлайн не изменятся по сравнению с очным режимом. Больше трети (38%) думают, что оценки точно или скорее будут ниже при дистанционной сдаче экзаменов и лишь 14% уверены, что результаты будут выше.
По данным авторов, учащиеся вузов во время летней сессии ожидают увеличения распространения нечестного поведения при сдаче экзаменов: 63% ответили, что произойдет существенное или небольшое увеличение, еще 30% уверены, что изменений не произойдет.
Как изменилась жизнь студентов
Самоизоляция отразилась как на бытовой, так и на психологической жизни студентов. Абсолютное большинство (79%) стало чаще мыть руки или пользоваться антисептиками. Ощущение стресса и беспокойства за будущее чаще стали испытывать 66%. Четверть (26%) респондентов отметили увеличение времени на хобби, еще 32% ответили, что оно не увеличилось и не уменьшилось, 42%, наоборот, обратили внимание на его сокращение.
Сопоставимы показатели тех, кто во время пандемии стал чаще заниматься спортом (37%), и тех, кто занимался им реже (36%). Больше половины учащихся (63%) не изменили своего отношения к алкоголю, 23% опрошенных стали употреблять его реже, еще 14% — чаще.
Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев объясняет это разделением приоритетов у студентов. «Показатели говорят о том, что это такие виды деятельности, которые для одних важны как индивидуальные, а для других как коллективные. Если человек занимался спортом в компании, то [во время пандемии] перестал им заниматься. С алкоголем так же — 23% алкоголь был не столько важен, сколько тусовка, поэтому они перестали его употреблять после закрытия баров», — пояснил он РБК.
Исследование Министерства науки и высшего образования и РАНХиГС, проведенное среди преподавателей вузов, показало, что каждый второй преподаватель (51,2%) отметил высокую распространенность плагиата или списывания. Подавляющее большинство (87,1%) преподавателей в летнюю сессию 2020 года принимали экзамены полностью дистанционно. Больше половины (66,8) педагогов назвали дистанционные условия приема экзаменов неудобными.
В начале августа министр науки и высшего образования Валерий Фальков объявил, что учеба в большинстве российских вузов 1 сентября начнется в очном формате. Ношение масок для студентов и сотрудников вузов будет обязательным, исключение делается лишь для занятий творческой направленности и для лекторов.
Эксперты рассказали о плюсах и минусах дистанционного обучения
Почему дистанционка угрожает здоровью детей
Второй учебный год может обернуться полным переводом школьников и студентов на дистанционное обучение. Однако в том виде, в котором он действует сейчас, этот формат значительно снижает качество образования и даже вредит здоровью детей, считает первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.
«Если у ребенка нет мотивации, то он фактически прогуливает дистанционные уроки и лекции, даже если формально на них присутствует. Я уже не говорю о том, что дистанционное обучение в том виде, как сейчас, нарушает все возможные санитарные нормы и правила – в первую очередь это касается перегрузки зрения», — сообщил он «Газете.Ru».
В целом, как показали результаты экспресс-опроса Федерального института развития образования РАНХиГС, проведенного в начале нового учебного года, около трети учащихся пессимистично, панически или безразлично настроены в отношении предстоящей учебы из-за угрозы перехода на дистант.
В исследовании приняли участие 2778 респондентов из 38 субъектов РФ, 46% опрошенных четко заявили, что хотели бы учиться только в очном формате, так как онлайн-обучение не позволяет эффективно включиться в обучение.
«Рынок труда в перспективе 20-30 лет будет менее качественным»
Немаловажно, что к удаленному обучению оказались не готовы и педагоги – многие из них так и не научились считывать обратную связь аудитории, из-за чего ученики стали оторванными от контекста учебного процесса, отметил в разговоре с «Газетой.Ru» гендиректор Центра проектных и образовательных инициатив Светослав Зверев.
Большинство учителей и преподавателей столкнулись с тем, что не знают, как переработать методику, какие инструменты выбрать, сообщает эксперт и руководитель регионального представительства Международной ассоциации спортивной и образовательной робототехники (МАСОР) Николай Пак:
«Кто-то выбирал путь «задать побольше домашки», но здесь нет их вины – педагогов просто не готовили к этому. Сейчас все доступно, все есть в интернете. Другое дело — кто это проверяет. Как ребенок будет уверен, что он впитывает именно нужные знания? Фильтров нет. Раньше это были учителя и профессора, а сейчас нас ждет поколение людей с кашей в голове, без системных и фундаментальных знаний».
По мнению эксперта, больше всего от затянувшегося дистанционного обучения пострадают дети в возрасте 11-15 лет.
«Вот тут мы получим провал. Нужно будет дотягивать их, доучивать точечно, и это опять будет на плечах родителей. Ребята могут ведь просто не начать учиться после такого расслабления, а их будут гнать по программе, увеличивая нагрузки и развивая скепсис к школе», — предупреждает Пак.
Руководство образовательного ресурса «ЯКласс» как наиболее пострадавших выделяет детей младшего школьного возраста. Как отмечает директор платформы Андрей Илингин, роль педагога и воспитателя для детей этого возраста намного выше, чем для остальных, поэтому родители далеко не всегда могут сами качественно организовать учебный процесс.
«В перспективе это грозит более низкими оценками на экзаменах в сравнении с уровнем детей 2-3 летней давности. Рынок труда в перспективе 20-30 лет будет менее качественным, что в свою очередь негативно скажется на уровне ВВП и уровня образованности населения», — заявил Илингин «Газете.Ru».
Согласен с коллегой и основатель программы «Международный Ломоносовский клуб» Владимир Скрипниченко. По его прогнозу, в перспективе 10-15 лет поколение дистанта создаст напряжение на рынке труда из-за общего снижения уровня знаний и слабых надпрофессиональных навыков.
«Отсутствие баланса между временем, проведенным в онлайне, и реальной активной деятельностью плохо сказывается на психике в целом. Будет увеличиваться перекос в сторону специалистов, у которых будут проблемы с концентрацией внимания, с реальным общением, с критическим мышлением и так далее. Кроме общего снижения уровня знаний, под угрозой угасания также находятся и эмоциональный интеллект, и способность адаптироваться», — уверен Скрипниченко.
Кому на дистанте жить хорошо?
При этом исключительно отрицательные перспективы дистанционного обучения видят далеко не все специалисты. Начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов отмечает в нем очевидные плюсы — например, развитие самостоятельности учащихся.
«Мы видим, что ребята стали более самостоятельными в эти дни, а это разве плохо? Мы же и хотим, чтобы они стали самостоятельными, а не инфантильными. А их самостоятельность во многом стала возможной, потому что теперь не всегда родитель может помочь с учебой, так как цифровая среда от них далека», — высказался эксперт «Газете.Ru».
По словам Новокрещенова, дети разных возрастов по-разному переживают вынужденный дистант: старшеклассникам и студентам может быть проще, чем ученикам младших классов. Именно поэтому в начальной школе продолжается очное обучение с начала учебного года.
«Никто не оглупел и ничего не растерял, поводов для паники по этому поводу нет. Причем мы видим скорее приобретения: например, все больше учителей начинают отказываться от обучения в стиле «говорящей головы», когда учитель просто пересказывает учебный материал, в пользу активности самих ребят во время уроков и лекций. Да еще и с использованием цифровых инструментов, которые в условиях борьбы с пандемией еще и получили мощный стимул для развития», — уверяет собеседник «Газеты.Ru».
Основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids Магомед Расулов также заявил изданию, что вынужденный дистант подтолкнул образование вперед на пять лет, неожиданно для всех переведя его в онлайн-формат. Тем не менее, его нужно продолжать совершенствовать, чтобы не терять внимание детей.
«Необходимо включать в уроки элементы геймификации для удержания внимания учеников, а также активную работу в группах, чтобы дети не перестали развивать soft skills», — подчеркивает Расулов.
При этом не стоит забывать и о важности традиционного подхода к обучению, который в рамках дистанта также доступен детям.
«Помимо всех цифровых ресурсов, никто не отменял традиционные учебники, книги, рабочие тетради – это все доступно. Следует отметить, что и у нас некоторые родители, опасаясь заражения ребенка коронавирусом, приходят в школы с заявлениями о переводе его на удаленную форму обучения, не дожидаясь решения региональных властей, — сказала в беседе с «Газетой.Ru» зампредседателя Комитета по образования и науки Госдумы РФ Любовь Духанина.
— Еще месяц назад в некоторых школах на удаленное обучение была временно переведена часть классов, чаще всего — старшие школьники. Во-первых, они более подвержены заражению, а, во-вторых, эти дети уже умеют самостоятельно организовывать свой день, чтобы все успевать, они более работоспособны».
«Тупеют на глазах»: самарские учителя рассказали всю правду о дистанционном обучении
Сама же тема дистанционного обучения до сих пор остается актуальной. Почему же дети не могут заниматься эффективнее на удалёнке и с чем это связано?
Несколько учителей рассказали, как дистанционное обучение влияет на детей.
Екатерина Алексеевна: «Постоянно отвлекаются»
— Дистанционное обучение весьма плохо влияет на учеников. Дети постоянно отвлекаются, потому что дома труднее сосредоточиться на учебном процессе, дом для них это зона комфорта, поэтому углубиться в учебный процесс им очень трудно.
Присутствует множество отвлекающих факторов, в отличие от школы, где по большей части царит дисциплина. Также часто возникают проблемы с интернетом, многие из детей начинают нервничать даже из-за этого.
Александра Александровна: «Либо спят либо играют в компьютер»
Потому что многие дети любят отключать микрофон и заниматься своими делами, зачастую они начинают играть в компьютерные игры или вовсе ложатся спать.
Илона Александровна: «Просто официальный повод проводить все время дома»
— Исходя из своего опыта работы учителем, сильной разницы я не заметила, когда дети перешли на дистанционное обучение. Те, кто не стремились учиться, так и не учились. Для них переход на домашнее обучение стал в какой-то мере просто официальным поводом проводить все свое время дома, заниматься своими делами и полностью абстрагироваться от учебного процесса. А те, кто всегда был вовлечен в учебный процесс, продолжали хорошо учиться, находясь даже в стенах своего дома.
Для себя во время дистанта я отметила некоторых учеников, так сказать, посмотрела на них с другой стороны, потому что появился новый формат обучения, и кому-то из детей стало даже проще обучаться и рассказывать выученный материал, потому что рядом не присутствовали другие ученики, и их никто не отвлекал.
Ольга Владимировна: «Очень расслабились»
— Я, как учитель русского языка и литературы, весьма негативно отнеслась к такому роду обучения. Работаю я в самой обычной школе, где нет профилизации. На момент, когда было принято решение перевести детей на дистант, за мной был закреплен 8 класс, в котором я была классным руководителем. Я сразу заметила что дети очень расслабились после дистанционного обучения, более того не все присутствовали на дистанционых занятиях, а некоторые даже не старались выполнять домашние задания, и все это происходило без особо веских причин.
После того, как дети официально вернулись в школу и начали заниматься уже в очной форме, многие из учеников остались в неком подвешенном состоянии. Это выражалось в том, что дети очень медленно понимали новые темы, после чего начала ухудшаться успеваемость. Если до этого у меня в классе отстающими были примерно два человека, то после это замечалось уже практически у половины класса.
Виктория Алексеевна: «Бабушка сидела под столом и подсказывала»
— Учителем я стала работать сразу после окончания университета, в этот же год всех детей, так скажем, заставили учиться из дома, что очень сильно сказалось на дальнейшей успеваемости.
По моему мнению, дистанционное обучение очень сильно повлияло и продолжает влиять на детей не в самом хорошем смысле. Они становятся жутко ленивыми, не могут понять банальных вещей, тупеют буквально на глазах, про дисциплину я вообще промолчу.
Сейчас дети постоянно сидят в телефонах, не отрываются от их даже когда спускаются по лестнице, все перемены проводят также в своих гаджетах, и дистанционное обучение очень повлияло и только усугубило ситуацию. Больше всего удивлял и раздражал тот факт, что в какой-то момент ученики начали считать, что им всем в любом случае выведут хорошие оценки.
Помню даже такой случай, когда на одном из итоговых занятий, у одного из учеников бабушка сидела под столом и подсказывала ему правильные ответы. Самостоятельность детей снизилась практически до нуля. И сейчас, после того как дистанционное обучение отменили, дети не в состоянии себя организовать и направить все свое внимание на дальнейшее обучение.
Я, как и многие учителя, боюсь, что в скором времени снова закроют школы, и нам придется вернуться к этому дистанционному мучению.