Чем плоха вторая смена в школе

Вторая смена в школе: плюсы и минусы

Из-за дефицита мест в школах во многих регионах России все чаще практикуется обучение во вторую смену. У такого режима посещения учебного заведения существуют как плюсы, так и минусы, давайте их рассмотрим.

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Некоторые родители бывают недовольными из-за того, что их ребенок полгода будет учиться во вторую смену, но так ли это плохо? Рассмотрим ряд недостатков и приемуществ обучения во вторую смену.

Недостатки обучения во вторую смену

1. Чрезмерно загруженная вторая половина дня и свободная первая половина. Чем это чревато? По утрам школьники подолгу спят, не успевая сделать много дел, зато вторая половина дня перегружена, что приводит к переутомлению.

2. Вынужденный отказ от внешкольного отдыха и хобби. Из-за перегруженности послеобеденного времени дети перестают посещать кружки и секции, гулять с друзьями, мало общаются со сверстниками. Конечно, далеко не все родители считают это минусом, однако для всестороннего развития ребенка это очень важно.

3. Изменение биоритмов организма школьника. Резкая смена режима дня – это серьезный стресс, особенно для детского организма. Учащиеся, привыкшие получать усиленную нагрузку с утра, а вторую половину дня проводить более расслабленно, тяжело переносят смену режима. Организм может тормозить, не сразу приспособится к новым условиям.

4. Ограниченная возможность участвовать во внеклассных мероприятиях. У детей, которые учатся во вторую смену, почти не бывает внеклассных мероприятий. А ведь это немаловажно для гармоничного развития школьника, расширения его кругозора. К сожалению, посещение музеев, театров, кино и прочих культурных мероприятий приходится переносить на выходные или вовсе отказываться от подобного досуга.

5. Проблема встречи детей из школы. К тому времени, когда заканчиваются занятия у учащихся во вторую смену, на улице, как правило, уже темно. Далеко не во всех семьях есть возможность встречать детей после занятий.

6. Отсутствие возможности контролировать времяпровождение ребенка до школы. Утром дети часто остаются дома одни, и собираются в школу самостоятельно. К сожалению, часто это означает, что ребенок может не поесть, забыть закрыть квартиру, оставить включенными электроприборы и т.д.

7. Затруднения при выполнении домашних заданий. Если ребенок делает уроки вечером, после второй смены, то, чаще всего, он уже серьезно переутомлен, что не может не сказаться на качестве выполнения домашней работы. Если же школьник откладывает ее выполнение на утро, это тоже грозит плохой оценкой – ведь если у ребенка возникли сложности, ему некому помочь, взрослых дома нет.

Преимущества обучения во вторую смену

1. Учащиеся во вторую смену дети лучше высыпаются. Особенно это важно зимой, когда подъем приходится на темное время суток, что, соответственно, отрицательно сказывается на работоспособности организма.

2. Выполнение домашних заданий «на свежую голову». У большинства детей мозг активнее работает в первой половине дня, поэтому делать уроки с утра гораздо эффективнее.

3. Освоение навыков самоорганизации. Утром у школьников будет время не спеша собраться в школу: умыться, одеться, позавтракать. Возможность сделать это, не торопясь, очень важна для детей младшего школьного возраста. Кроме того, ребенок, обучающийся во вторую смену, быстрее осваивает навыки самостоятельности, учится собирать портфель без посторонней помощи, одеваться и т.п.

4. Учащиеся во вторую смену дети меньше болеют. Это объясняется тем, что они меньше контактируют с людьми.

5. Улучшается дисциплина. Учителя отмечают, что при обучении во вторую смену фиксируется снижение числа опозданий, что благоприятно сказывается на общей дисциплине. Кроме того, во второй половине дня школьники часто более качественно воспринимают учебный материал, так как не «клюют носом», сидя за партами.

6. Уменьшается число травм и случаев потери вещей. Скорее всего, это связано с тем, что в школах во вторую смену обучается меньше детей, чем в первую. А значит, в коридорах на переменах становится свободнее.

Как помочь ребенку адаптироваться к обучению во вторую смену

Следует переходить на новый режим постепенно, это снизит стресс для детского организма. Не разрешайте ребенку, обучение которого проходит во вторую смену, спать до обеда: время подъема лучше сдвигать постепенно, следя за тем, чтобы оставалось достаточно времени для выполнения домашней работы.

Придется сократить время прогулок после уроков. Для того, чтобы детский организм получал достаточно свежего воздуха, хватит 30 минут.

Научите ребенка грамотно разделять домашние задания на «вечерние» и «утренние». Вечером рекомендуется выполнять уроки, при выполнении которых может потребоваться помощь взрослых. То, что школьник может выполнить самостоятельно, лучше перенести на утро.

Если вы волнуетесь из-за того, что ребенок будет не эффективно расходовать время, контролировать своевременное выполнение дел можно с помощью таймера на телефоне. Определенное время должно быть отведено на завтрак, выполнение уроков, а также на сборы в школу. Соблюдение строгого графика поможет ребенку все успевать даже без дополнительного контроля взрослых, а также приучит к дисциплине и улучшит навыки самоконтроля.

Источник

Обучение в школе во вторую смену: особенности, преимущества и недостатки

Многим родителям важно правильно организовать процесс обучения детей в школе. В крупных городах (где ритм жизни гораздо быстрее) в школах иногда устанавливаются вторые смены, которые могут быть не совсем удобны как для родителей, так и для их маленьких сокровищ.

У многих людей возникает вполне резонный вопрос – насколько законна вторая смена в школе?

Почему еще действуют вторые смены?

Обучение во вторую смену в Советском Союзе было понятным и приемлемым явлением. Преобразования в современной образовательной системе коснулись этого формата обучения, но сам он не иссяк. К тому же в последние годы формат обучения в 2 смены стал употребляться даже чаще чем раньше.

Согласно докладу правительства РФ, о реализации государственной политики в сфере образования, количество школьников, обучающихся во вторую смену, выросло с 1,9 млн. в 2018 году до 2,5 млн. в 2020 году. Так, число обучающихся в одну смену составило 13,9 млн. человек, во вторую – 2,5 млн. человек. Еще 18,1 тысячи детей учатся в третью смену.

В 2021 году сохраняется тенденция роста количества обучающихся в общеобразовательных организациях.

Некоторые школы закрылись и, как результат, увеличились нагрузки на оставшиеся учебные заведения. Сейчас во многих учреждениях наблюдается нарастающий дефицит мест. Образовательные учреждения решают проблему распределения потока обучающихся, организовывая учебный процесс в 2 смены.

Преимущества и недостатки обучения во вторую смену

Начнем с позитивных моментов. Плюсы такого режима обучения:

Родители, чьи дети обучались во вторую смену, наверняка оценят все плюсы такой учебы и преимущества такого режима. Однако это не значит, что нужно игнорировать и возникающие неудобства. Тем более что на их фоне вышеприведённые плюсы считаются не столь и важными.

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Основные минусы обучения во 2 смену:

Проблема заключается в том, что чаще всего время дополнительных занятий приходится на вторую половину дня, а переход на новый график учебы может вызвать проблемы совместимости основного и дополнительного образования.

Учеба с минимальным временем на отдых вкупе с отсутствием новых впечатлений может быстро привести к перегрузке, а там и до проблем с успеваемостью недалеко.

Время дополнительных уроков нередко приходится на вторую половину дня, и переход на новый режим в школе может испортить планы. Если кружки переносятся на первую половину дня, после них уже не остаётся сил на школьные занятия, начинающиеся во второй половине дня.

Советы родителям как составить режим дня

Если ребенку предстоит послеобеденная учеба в школе, для многих родителей это становится настоящей проблемой, ведь теперь вся семья вынуждена перестроиться на новый режим дня.

Распорядок дня необходимо составить так, чтобы были выделены главные дела, которые важно выполнить. Например, сделать уроки, выгулять домашнего питомца вечером, подготовить одежду к следующему учебному дню и т. д. При составлении режима дня во время обучения во вторую смену стоит выделить следующие приоритетные пункты:

Примечание. Начало второй смены в разных школах может отличаться. Оно определяется школьным расписанием и, как правило, начинается в 13:00 – 13:30.

Расписание занятий на вторую смену

Санитарно-эпидемиологическими нормами не установлено конкретное расписание при обучении во вторую смену. Но объем нагрузки не должен превышать следующие значения.

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

С точностью предугадать начало второй смены в школе невозможно. Можно лишь ориентироваться по примерному расписанию звонков.

Примерное расписание звонков при обучении в 1 и 2 смену
1 смена2 смена
1 урок08:00 – 08:4513:00 – 13:45
2 урок08:55 – 09:4013:55 – 14:40
3 урок10:00 – 10:4515:00 – 15:45
4 урок11:05 – 11:5016:05 – 16:50
5 урок12:00 – 12:4517:00 – 17:45
6 урок12:55 – 13:4017:55 – 18:40
7 урок13:50 – 14:35

Согласно новым требованиям Роспотребнадзора от 01.01.2021 вторая смена в школах должна завершаться не позднее 19:00.

Правовое регулирование

Основной документ, регулирующий главные вопросы процесса получения среднего образования, это Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако в этом нормативном акте не содержатся даже упоминания о том, что обучение в школе может быть по сменам, а отдельный закон о второй смене в школе не принят.

Если родители выступают категорически против второй смены, у них есть 2 альтернативы:

Да, если не опираться на законы. За смены отвечает директор, именно с ним и стоит обговорить этот вопрос. В разговоре стоит привести убедительные аргументы, почему именно для этого класса такой график учебы не подходит. Желательно заручиться поддержкой других родителей. Обязательно постоянно напоминайте об этой проблеме.

Конечно, руководство, скорее всего, ничего не изменит сразу. Но активная работа родителей избавит их деток от второй смены в следующем году. По действующему законодательству нет ограничений на количество лет для учебы во вторую смену. Директор учебного заведения вправе поставить один и тот же класс на обучение во вторую смену и на следующий год. Но захочется ли ему еще раз нарываться на неприятный разговор с неуступчивыми родителями?

Второй вариант решения проблемы — петиция или официальная жалоба. Есть конкретные правила написания официальных писем, попробуйте хотя бы частично их исполнить. В верхнем углу бумаги уместите короткий текст – кому адресовано письмо. К примеру: министру образования и науки России.

После шапки нужно добавить основной текст. Если вы отправляете заявление с официального сайта министра, работа в разы упрощается: нередко там есть готовые шаблоны, их нужно наполнить данными, следуя инструкциям.

Альтернатива второй смене

Если вторая смена никак не подходит, альтернативой может стать семейное образование. Семейное образование – это альтернативная форма обучения, легальная в РФ. Малыш может перейти на домашнее обучение и заниматься дома.

Сегодня существуют несколько способов организации домашнего обучения. Если родители не желают вспоминать школьный материал и самостоятельно растолковывать информацию ребенку, они могут:

Многие современные родители отдают предпочтение третьему варианту, так как онлайн школы предлагают больше преимуществ, чем репетиторы и они значительно эффективнее самоподготовки, так как занятия в них ведут профессионалы, понимающие возможности ребенка и знающие, на чем можно сделать акцент в обучении.

Основные преимущества онлайн школ:

Единственным минусом, пожалуй, стоит считать недостаток общения с другими учениками. Недостаточная социализация – это общая проблема онлайн-образования.

Ответы на частые вопросы родителей

Ниже будут рассмотрены самые популярные вопросы, связанные со второй сменой.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не регулирует вопросы обучения в школах по сменам. Правила на этот счет содержатся в СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Пункт 10.4 данного документа гласят следующее.

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Отзывы

В отзывах пользователи отмечают, что учеба во вторую смену может продлеваться на несколько лет, а это накладывает отпечаток на общение со сверстниками, личную жизнь, невозможность заниматься любимым хобби. К тому же занятия во вторую смену чаще вызывают стрессы.

Настя. Для малыша плюс в том, что он действительно высыпается. В остальном одни недостатки: вы не видите, что он делает сам дома (уроки или отдыхает), ДЗ приходится выполнять поздно вечером.

Эрик. Всем сочувствую! Мой старший 3 и 4 класс учился во вторую смену. В этом году это предстоит младшему. 2 смена — кошмар. Уроки начинаются в 13:00, заканчиваются в 17:00, пока до дома доедем — время ужин есть, покушали, задания делать некогда — ночь на дворе, вот и выбираем: или полночи уроки делать, а утром отдыхать либо спать ложиться — а утром мучиться.

Оракул. Ужасно, нет никаких плюсов.

С увеличением рождаемости, миграции населения из мелких городов и сёл в более крупные города и принятии решения о закрытия ряда школ, в оставшиеся школы вернулась вторая смена. И если раньше это явление воспринималось как что-то обыденное, то сегодня большая часть родителей (и их дети) не хотят мириться с таким положением вещей.

Основные 3 камня преткновения:

Обучение во вторую смену имеет немало подводных камней. Многие родители и школьники выступают за отмену второй смены.

Обучение во вторую смену — это не всегда плохо. Главное при этом грамотно подготовить малыша к грядущим изменениям в режиме дня. При этом важно рационально использовать свободное время и сформировать правильное расписание дня. Тогда переход к учебе во вторую смену не станет болезненным, а, возможно, даже оставит положительные впечатления. К тому же соблюдение строгого графика обучения приучит школьника к дисциплине и поможет всё успевать без дополнительного контроля со стороны взрослых.

Много сна и свободы — для детей это настоящий подарок.

Если волнуетесь по поводу мест в группе, можно воспользоваться обучением в онлайн школах. Всё больше родителей отдают предпочтение онлайн-обучению, т. к. в таких школах можно получить больше преимуществ, чем при обучении с репетиторами или самостоятельной подготовке.

Все люди разные, поэтому сначала посмотрите, как ваше чадо отреагирует на новый режим, а уже потом думайте о петициях.

Источник

Хоть уходи с работы. Чем родителям не угодила вторая смена в школе

Очень часто родители недовольны тем, что у их ребенка в школе вторая смена. Рассмотрим причины, которые формируют негативные эмоции у родителей. Женщины поделились своим мнением по поводу второй смены в школе.

Явные недостатки

Сын Марины, третьеклассник, учится во вторую смену первый год, но все недостатки нового образа жизни родители прочувствовали на себе. Перед уходом на работу они успевают только приготовить ребенку завтрак, а что он делает дальше, они даже не подозревают. Нередко выходит так, что он забыл пообедать, но сделал уроки, и наоборот.

После учебного дня чаще всего в расписании стоит еще какая-то тренировка. Дома школьник оказывается ближе к десяти вечера. Какие могут быть домашние задания?

Получается, что во второй смене нет ничего плохого, если кто-то из родителей не работает. Ведь ребенку зачастую очень тяжело самостоятельно полностью распланировать своей день. Это не выходит даже у самых дисциплинированных и спокойных детей.

Вечный день сурка и нехватка времени

Ксения высказала свою позицию против второй смены в школе, так как ей пришлось терпеть ее в 3-4 и 6-7 классах. Еще одним минусом было то, что школа находилась далеко от дома. Ей приходилось в обеденное время отпрашиваться с работы, чтобы отвезти ребенка в школу. Вечером поездка домой также занимала довольно долгий период времени. Ксения отметила, что из-за второй смены ребенок лишается возможности погулять или заняться чем-то для себя. Не всегда днем хватает времени на дорогу.
Первая смена сейчас позволяет ее дочери грамотно планировать свой день, оставляя время на развлечения и времяпровождение с друзьями.

«Установили камеру, чтобы наблюдать за детьми»

У Ирины два сына, учащихся в школе, в 4 и 6 классе. У них обоих вторая смена. Конечно, вдвоем заниматься веселее, но при этом домашнее задание занимает у них гораздо больше времени, так как они отвлекаются друг на друга. Из-за этого родителям пришлось установить в доме камеру видеонаблюдения. Она позволяет в любой момент проверить, чем заняты дети, сделали ли они уроки и собрали ли рюкзак. У детей это вызвало недовольство только вначале, затем они привыкли.

«Учеба во вторую смену влияет на оценки»

Дочь Татьяны уже второй год учится во вторую смену. Татьяна придерживается мнения, что это влияет на успеваемость. Домашнее задание выполняется некачественно чаще всего из-за усталости после уроков. Контроль родителей ослабевает, появляются жалобы учителей. Вторая смена портит ребенку распорядок дня и привычный уклад жизни.

Наталья придерживается примерно той же позиции, что и Татьяна. Ее сын учится в седьмом классе. Наталью сразу насторожило то, что после школы ребенок просто полчаса лежит и даже ничего не ест. Утром стало тяжелее просыпаться. В такой ситуации проблема заключается не в лени и не в неумении грамотно распределить свое время. Все дело в том, что у ребенка нарушаются все биоритмы, организм страдает. Несмотря на осознание того, что это необходимо, ситуация не становится лучше. Это непременно со временем отразится на здоровье.

«Все проходит, и это пройдет»

Не все родители относятся ко второй смене негативно. Например, многодетная мать Екатерина говорит, что вторую смену нужно пережить как событие, на которое не в силах повлиять. Ее не беспокоит то, что дети учатся в разные смены. Наоборот, она считает это плюсом, так как может в полной мере уделить внимание каждому ребенку. Со временем режим дня и расписание кружков становятся стабильными и не напрягают детей.

Не устраивает — можно поменять школу

Представители учебных заведений утверждают, что вторая смена является для них не желанием, а вынужденной необходимостью. Если родителей это не устраивает, они предлагают подобрать для ребенка другое учебное заведение.

«Родителям нужно относиться с пониманием»

Педагоги выделяют некоторые советы родителям, чьи дети учатся во вторую смену в школе.
Родителям стоит отнестись с пониманием к образовательной организации.
Необходимо грамотно составить режим дня ребенка так, чтобы, например, он делал домашнее задание не только утром, но и вечером.

Конечно, родители лишаются некоторого контроля над своими детьми, но в этом есть и свои плюсы. Ребенок начинает воспитывать в себе самостоятельность и умение доводить дела до конца. Открытым остается вопрос, касающийся кружков, стоит ли их посещать, но это каждая семья должна определить для себя самостоятельно. Главное помнить, что нагружать ребенка не нужно.

Источник

Чем плоха вторая смена и другие секреты школы

Как облегчить своему первокласснику знакомство с школой? О психоэмоциональных особенностях дошколят и первоклассников рассказывает детский психолог и телеведущая Наталья Барложецкая

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Психолог Наталья Барложецкая, ведущая популярной программы «Суперняня» на телеканале Рен-ТВ

Почему дети хотят в школу?

Есть две группы детей: с внешней мотивацией и с внутренней. Внешняя мотивация – это когда ребенок сам еще не хочет в школу, но мама ему так хорошо описала первый класс, да еще купила новые карандаши и рюкзак, и роль ученика ребенку начинает нравиться. Если спросить его, почему он хочет в школу, он ответит: «Там будет много ребят, у них будут новые тетрадки, краски, пенал».

Ребенок с внутренней мотивацией уже созрел для того, чтобы узнать что-то новое. Если его спросят, почему он хочет в школу, он ответит: «Там много интересного расскажут, и я научусь вычитать и умножать».

В любом случае, какой бы ни была мотивация, первый класс – это место, где ребенок учится учиться.

Что важнее: школа или учитель?

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Когда родители спрашивают меня, что лучше — выбирать школу или учителя, мой совет однозначный: учителя. В первые четыре года закладывается любовь к учебе и будущее отношение к школе. Если вы выберете не учителя, а школу – к пятому классу ребенку может совсем расхотеться учиться.

Чем важен возраст «6 и 6»

Когда родитель приходит в школу, первое, на что он должен обратить внимание — документы, которые его просят подписать. Среди них будет согласие на проведение работы психолога с ребенком.

Психолог имеет право работать с ребенком только после разрешения родителя.

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Ребенок, достигший шести с половиной лет, может не проходить психолого-педагогическую комиссию вообще, и должен быть зачислен в первый класс.

Затем я бы советовала родителям выяснить, по каким комплектам учебников будет проходить обучение. Существуют программы, которые требуют особенной подготовки учителя, поэтому не лишним было бы удостовериться, что учитель действительно имеет право преподавать по прилагаемой программе.

Стоит выяснить и учебное расписание. Произвольное внимание (когда ребенок может сосредоточиться, на чем просят) начинает формироваться не раньше 6 лет и 6 месяцев. Именно поэтому психологи не рекомендуют отдавать ребенка в школу до этого возраста: эмоциональная сфера ребенка зачастую к школе еще не готова.

Физкульт-минутки развивают межполушарные связи

Первоклассники приходят в школу в 8.00, как и все остальные дети, но продолжительность урока у них короче — 35 минут. Почему же фактически урок длится 45 минут «от звонка до звонка»? Дело в том, что первоклашкам необходимо время, чтобы сосредоточиться, достать из рюкзака все принадлежности, осмотреться: это пять минут до урока и пять минут после. Нужно понимать, что это нормальный процесс, а это время детям необходимо!

В течение всего первого класса каждые семь минут обязательно должны быть перерывы: пять физкульт-минуток за урок. Это очень важно для развития межполушарных связей и увеличения концентрации внимания детей. Особенно это полезно для ребят с гипо- и гиперактивностью.

Дети, которые гуляют, делают меньше ошибок

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Сейчас в каждой школе ввели обязательный динамический час – прогулку между уроками. По сути, это всего лишь 25 минут на свежем воздухе, остальное время уходит на то, чтобы одеться, раздеться, выйти, построиться…

Прогулки очень полезны, даже если на улице дождь: благодаря динамическому часу повышается уровень познавательной активности у детей.

Мы замеряли уровень концентрации внимания и количество ошибок в группах, которые гуляли и которые не гуляли. Выяснилось, что при написании диктантов дети, которые гуляли, делали меньше ошибок, чем дети, которые не гуляли. Это объясняется очень просто: во время прогулки дети, во-первых, переключают внимание, а во-вторых, обогащаются кислородом, полезным для мозговой деятельности.

Бац – вторая смена!

Если вас определили учиться во вторую смену, — вас обрекают на менее успешное освоение ребенком программы.

Наш мозг лучшее воспринимает информацию утром. Абсолютно у всех! Я не встречала ни одного научного обоснования того, что существуют «совы» и «жаворонки». С утра голова ясная.

Во вторую смену учиться ребенку не стоит – лучше поменять школу.

Утро вечера мудренее

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

У любого человека уровень концентрации внимания в течение дня разный. Утром – повышенный, после 6 часов вечера производительность падает на 60%. Поэтому, когда родители делают с ребенком уроки до полуночи, я говорю: лучше пусть ребенок придет в школу вообще с невыученными уроками, но выспавшийся!

Ничего хорошего после восьми часов вечера из выполнения домашнего задания не выйдет.

А с 18 до 20 часов я рекомендую делать только устные уроки: чтение, например.

Если ребенок не успел сделать письменные уроки – ложимся спать, а утром встаем чуть раньше. Исследования показывают, что задания, которые ребенок вечером выполняет за час, утром он успевает сделать за 20 минут. Особенно страдают от этого детки с повышенной ответственностью: они не могут лечь спать, пока не закончат дело, и если что-то не получается, они говорят: «Я лучше перепишу». А время уходит, концентрация внимания падает, ошибок становится все больше и больше… Это тупиковый путь. Утро вечера мудренее.

За работу — с чистыми руками

Когда вы делаете с ребенком домашнее задание, переключать внимание необходимо каждые семь минут. Введите ритуал, который будет предшествовать выполнению домашнего задания: например, сходите помыть руки. Желательно делать это в одно и то же время. Это повысит концентрацию внимания и поможет выработать привычку.

Начать с простого или сложного?

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

У одних детей работоспособность увеличивается в процессе урока, у других уменьшается. Кому-то легче сразу сесть и начать, но потом ребенок устает, а кому-то тяжело начать, но в процессе он «втягивается». Нельзя ко всем применять «золотое правило» начинать со сложного. Это правило подходит лишь для 50% детей.

Тест Тулуза-Пьерона поможет определить, с чего надо начинать: с простого или сложного.

Похвала – критика — похвала

До 6 лет, когда ребенок «накалякает» что-то в альбоме и принесет маме — он ждет похвалы и только похвалы. Он еще не осознает, что что-то может делать плохо. И если мама говорит: «Знаешь, твой домик недостаточно хорош: здесь надо добавить тучку, здесь — солнышко», — ребенок не поймет этого совсем. И это нормально.

Только с 5 лет начинает зарождаться рефлексия, а саморефлексия и того позже.

Сначала ребенок замечает, что и как делают другие. Часто это называют периодом ябедничества: малыш оценивает действия других: «А Федя описался!», «А Вася не доел кашу!». И когда его спрашивают: «А ты сам-то доел кашу?» — он задумчиво отвечает: «Нет…» А это для него просто не важно! Важно то, что он стал замечать, что кто-то делает что-то не так или не хорошо.

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Как это ни странно, это тоже нормальный процесс! Это закономерный этап личностного развития. Ребенок еще не может перейти к самостоятельной деятельности. Сначала он только учится оценивать, а решать проблему сам пока не может: «А Петя забрал мою игрушку!» — «И что?» — спрашивает педагог. «Накажите его!» — «Но зачем наказывать? Ты попросил его вернуть игрушку?» — «Нет».

И только потом развивается следующий этап: ребенок вдруг открывает, что он и сам что-то делает не так!

Это уже саморефлексия: способность оценить результаты своей деятельности с негативной стороны. Она формируется с шести до семи лет. До этого возраста мы должны хвалить все, что делает ребенок. А потом, прежде чем критиковать, надо найти три вещи, за которые можно похвалить (или больше). Иначе — критика «подрезает крылья».

Критики должно быть не больше трех пунктов! Закончить комментарий нужно опять похвалой — ребенок должен уходить в состоянии подъема.

«Похвала – критика – похвала» — только таким образом можно побудить ребенка осознать свои недостатки и исправлять их.

Если критики больше, чем похвалы – он не станет ничего делать.

Гипо- и гиперактивные дети повышают уровень толерантности в классе

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Сейчас часто встречаются такие заболевания у деток, как малая мозговая дисфункция, гиперактивность или дефицит внимания.

Примерно 2-3 таких человека есть в любом классе. Эти детки будут мешать всем непременно.

Они будут ходить по классу, сползать под парту, качать впереди стоящий стул… Такие ученики попадают либо за первую парту, где учитель постоянно его видит и контролирует, либо за последнюю – чтобы меньше мешал классу.

Когда меня спрашивают, где таким детям лучше, я отвечаю: «У подходящего учителя».

Если учитель обладает повышенным авторитаризмом, склонен к тому, чтобы по мелочам прижать к ногтю, мол, «ты мешаешь всему классу», «сядь нормально», «сколько раз тебе говорить» — представьте, какое отношение у одноклассников вырабатывается к такому ребенку. Ведь в этом возрасте дети очень ориентированы на отношение взрослого значимого человека.

У некоторых детей даже бывает, что мама уже становится не такая важная, как учительница: это говорит о высоком уровне учебной мотивации у ребенка. Он уже ориентируется не на отношения с мамой, а на отношения с учителем.

Есть учительницы, которые рассуждают так: «Машенька – зеленоглазая, Васенка – блондин, а Ванечка – очень активный, и что?» И дети понимают: «И ничего!» Учительница делает Ванечку своим помощником: он сбегает за мелом, он помоет тряпку и т.д. Есть масса способов заинтересовать такого ребенка! Можно сделать его «шефом» над другими. Можно похвалить его «авансом», поставить пятерку.

Такие детки могут дать очень много! В классах, где они есть, уровень тревожности ниже, а уровень мотивации и толерантности выше, чем в классах, где таких деток нет.

Детям с гипо- и геперактивностью особенно важно найти хорошего учителя. Если учитель его не полюбит, у него большие шансы стать изгоем. Поэтому я рекомендую не гнаться за уровнем школы и хорошими оценками – пусть лучше ребенок чувствует себя в классе комфортно и учится в своем темпе. Но родителям придется осваивать учебную программу с ребенком дома.

Если ребенку в школе плохо, не ждите — уходите

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Когда на вашего ребенка едет велосипедист, вы же не ждете, пока он его собьет! Если ребенку не нравится в школе, ему может быть физически плохо, это психосоматика: его тошнит, у него болит живот, голова, становится тревожным сон на нервной почве. Это все называется школьным неврозом. И даже если вы очень хотели попасть в эту школу, но в первом классе ребенку не нравится – переходите или меняйте учителя.

Чтобы преодолевать тревожность и школьный невроз, лучшие средства – сон и хорошее питание.

Спать днем я рекомендую детям вплоть до четвертого класса, а первоклассникам особенно.

Очень помогают снять напряжение спортивные занятия. Спорт дает очень много: дисциплинированность, хорошее здоровье, выносливость. Это миф, что у спортсменов низкий интеллект! Моя практика показывает обратное.

Еще совет: в период с первого по третий класс заведите кошку.

А вот в том случае если вы поменяли школу или учителя, и все повторяется – это повод задуматься, может, не учитель виноват?

Нравится ли учителю ваш ребенок?

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Сейчас во всех крупных городах ведутся группы подготовки к школе. Ребенка можно туда не водить, но я бы все-таки советовала. В школе, к примеру, три первых класса. Три учителя распределяют уроки: один ведет у дошкольников обучение грамоте, другой математику, третий – английский язык. И в течение дня ребенок имеет возможность увидеть всех трех учителей.

Спрашивайте у ребенка, какая учительница ему больше понравилась. Это очень важно: уже перед школой начинают складываться отношения с учителями, и ребенок идет к тому учителю, которого уже знает и любит. За неделю это сложнее понять, поэтому я рекомендую ходить в группу год.

Очень важно, когда складываются доверительные отношения родителя и учителя. Спросите вечером, как ваш ребенок сегодня себя вел. И если учитель один раз ответил: «Ну, ничего, нормально», второй раз ответил: «Сегодня что-то не очень», а в третий раз признался: «Тяжеловато» — надо выбирать другого учителя, которому с вашим ребенком будет более легко и комфортно.

Ведь учителя тоже делают отбор в свой класс – усиленно хвалят тех детей, с которыми им больше хочется работать. И это хорошо! От этого лучше и учителю, и ребенку. Если вы хотели к опытной, хорошей учительнице, но она не нравится вашему ребенку или он не нравится ей – лучше пойти к молодой.

Самые говорливые дети – самые популярные

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Ребенку в школе предстоит не только усваивать знания, но устанавливать отношения с одноклассниками. Стоит малышу быть чуть-чуть не таким, как все остальные, и он занимает определенную нишу.

Самые говорливые и быстрые занимает самую выгодную нишу. Чтобы тренировать у ребенка реакцию, я советую дома играть в ассоциации.

Часто бывает ситуация: учитель задал вопрос, половина класса тянет руки. Все хотят скорее ответить, хотят, чтобы спросили именно их. И пока они «выпрыгивают из штанов», кричат «я знаю, я знаю!» — часто забывают и сам вопрос, и свой ответ. И получается: учитель спрашивает тянувшего руку Петю, а он впадает в ступор и не может вспомнить, о чем же был вопрос. А в этот момент на него смотрит весь класс! И ребеночек понимает: что-то не так…

Все это очень влияет и на его самооценку, и на его авторитет в классе. А хорошая реакция тут поможет.

Два друга в классе – значит, тебя приняли

Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть фото Чем плоха вторая смена в школе. Смотреть картинку Чем плоха вторая смена в школе. Картинка про Чем плоха вторая смена в школе. Фото Чем плоха вторая смена в школе

Постепенно в классе выделяются малые группировки по общим интересам: если ребенок имеет двух друзей, которые выбрали его — это очень хорошо, этого достаточно.

Как правило, в любом классе найдется 2-3% детей, которые не захотят дружить с вашим ребенком ни за что, каким бы прекрасным он ни был. Выдохните: и с вами тоже не все люди на свете хотят дружить!

Не стремитесь к лидерству! Как показывает практика,

лидеры в школе редко добиваются успеха в жизни. И наоборот:

дети, которые были вторыми, «середнячки» — учатся воевать, противостоять, преодолевать сопротивление.

В 3-4 классе у девочек начинается «проверка»: когда все начинают дружить против одной. Таким образом они проверяют, как она реагирует на давление. Поэтому надо сразу научить ребенка, что ему стоит найти только двух друзей — и не стремиться дружить со всеми. Два друга в одном классе – это значит, что тебя в классе приняли.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *