Чем плоха школьная форма
Педагоги, ученики и психологи рассуждают о плюсах и минусах школьной формы
Дисциплинирует или вызывает раздражение? Уравнивает или подавляет индивидуальность? «БР» оценил плюсы и минусы школьного дресс-кода.
Фото: Татьяна Бушук, photocentra.ru
Сегодня же, согласно Закону об образовании, каждая школа вправе сама принимать решение будут ли ее ученики носить единую форму. И, несмотря на свободу выбора, большинство бийских учебных заведений все же выдвигают требования к внешнему виду школьников.
Однако руководитель признается, со школьниками среднего звена приходится сложнее. Объяснить это можно переходным возрастом, подростки хотят через одежду подчеркнуть свою индивидуальность и начинают протестовать против единого стиля. При этом родители школьников все же голосуют, пусть и не за единую форму, но хотя бы за деловой стиль.
Что касается подростковых противостояний, психолог уверяет, необходимо говорить с ребенком, объяснять ему, что существует дресс-код и родители тоже не могут прийти на работу в пижаме. Большую роль в этом должна играть и сама школа, устанавливая определенные правила. Если договориться не получается, можно попытаться пойти с подростком на компромисс и включить в его ежедневный образ хотя бы один элемент обязательной одежды.
Комфорт действительно то, о чем не стоит забывать, говоря о ежедневной одежде ребенка, в которой он проводит по несколько часов в день. В этом году об этом заговорили на государственном уровне. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, рассказал об утверждение предварительного национального стандарта на школьную форму, запланированном на 2020 год. Стандартизировать форму планируют в основном по ее качеству. В документе укажут требования к прочности и стойкости материалов, параметры воздухопроницаемости и гигроскопичности ткани и подкладки. Так как синтетика, из которой зачастую шьют детские пиджаки и жилеты, объясняя это тем, что ткань не мнется, не способна впитывать, удерживать влагу и дышать, тем самым причиняя вред здоровью ребенка.
Не стоит забывать и о погодных условиях. Климат, в котором мы живем, большую часть учебного года не позволяет девочкам ходить в школу в юбках и колготках. А переодеваться каждый день, добравшись от дома до школы, не самое простое занятие для детей. Кроме того, противники единой униформы утверждают, что она подавляет индивидуальность ребенка, но это спорный вопрос.
Так аргументы «против», рушатся о противоположные доводы «за», и вопрос о введении единой школьной формы остается открытым. Стоит отметить лишь опыт других стран, где единый дресс-код в школах успешно действует много лет, а ученики гордятся своей формой и искренне любят ее.
Автор: Мария Ковтун
Автор главного фото: Сергей Кулыгин, Екатерина Егорова, «БР»
Чем плоха школьная форма?
В последнее время по вопросу о школьной форме слышно все больше голосов «за», со стороны родителей она воспринимается как всецело положительное явление, поскольку напоминает о советском детстве в котором, как известно, сахар был слаще, вода мокрее и все продукты были натуральными, не то что сейчас. Однако, несмотря на родительскую ностальгию и тот факт, что ношение школьной формы действительно дисциплинирует учеников, наличие обязательной школьной формы имеет много минусов.
Во-первых, школьная форма зачастую обходится достаточно дорого, несмотря на то что многие ратуют за нее, упирая на мифологическую дешевизну формы и выгоду для семейного бюджета. Как минимум потому, что покупать ребенку приходится два комплекта одежды вместо одного. Не двое джинсов «и в пир, и в мир» на осень, а двое джинсов для внешкольного времени и двое брюк для школы на ту же самую осень… После которой будет зима, а к весне чадо вырастет. Не говоря уже о том, что помимо джинсов есть и остальные детали костюма!
Во-вторых, хотя при озвучивании первого пункта некоторые утверждают, что гулять на улице можно и в «школьном», как это было во времена Советского союза, на деле это практически невозможно — качество современной формы на постсоветском пространстве оставляет желать лучшего. Если надевать ее ежедневно не только в школу, но и на улицу, то она быстро придет в негодность.
В-третьих, школьная форма никак не решает проблему хвастовства детей финансовым положением семьи, поскольку сейчас дети, в отличие от своих родителей, относительно редко «меряются» брендовостью одежды. Благодаря стремительному развитию технологий, в ход идут скорее телефоны и планшеты, чем портфели, письменные принадлежности, украшения и та же обувь с верхней одеждой. Хотя последние тоже могут «принять участие» в выяснении «кто круче». Как, впрочем, и фотографии с летнего или зимнего отдыха в социальных сетях, и запись в классном журнале о месте работы родителей.
Также, в-пятых, она далеко не всем к лицу, хотя вопрос этот встает в полный рост уже класса с шестого-седьмого. И если подростковую проблему «Я как лох! Почему у меня нет такого мобильника как у Пети?» можно решить, обсудив семейный бюджет (объяснить, какую сумму родители могут выделить на покупку, предложить от чего-то отказаться с целью экономии на вожделенный телефон и помочь устроиться на какую-то подработку), то проблему «Почему я такая уродина?», если форма сидит на ребенке «как на корове седло» благодаря фасону или цвет ткани подчеркивает прыщи на лбу и круги под глазами, гораздо сложнее. Прыщи можно вылечить, круги подкорректировать, а разбираться с заниженной одноклассниками самооценкой подростка — занятие долгое и, для родителей, почти бесперспективное.
Хорошей альтернативой школьной формы было бы введение в школах дресс-кода аналогичного smart casual — облегченного варианта классического офисного business casual, в котором есть как простор для самовыражения, так и рамки, не допускающие вульгарности.
Почему от школьной формы нет никакой пользы
Стройные ряды одинаковых молодых людей в отглаженной форме, марширующие по главным улицам, — это красиво. СССР привил любовь к форме одновременно с мыслью о том, что выделяться — это плохо, но платья и фартучки школьниц всё равно отличались: у кого-то колючая шерсть и грубый хлопок, а у кого-то — нежная ткань и кружевная отделка. Сравнять людей с разным уровнем дохода, одев их в одинаковые вещи, невозможно — всегда будут нюансы и аксессуары, по которым распознают «своих». Маргарита Исанова продолжает тему, которую подняла в блогах школьница Аня Тихонова, и приводит аргументы, почему нам не нужна обязательная школьная форма.
Представьте себе первоклассника в костюме и туфлях, который бежит по мраморному коридору школы, и первоклассницу в юбке, капроновых колготках и белой блузке, которая догоняет его и хватает за рукав. Рукав с треском расходится по шву, девочка поскальзывается в узких туфлях и падает на пол. Блузка наполовину мокрая после догонялок, наполовину грязная от падения. Что скажут дома родители, заплатившие за эти комплекты немалые деньги, чтобы ребёнок привыкал к «скафандру офисного работника» с малолетства?
Вот подросток, который вытянулся так, что руки наполовину торчат из форменного пиджака, из-под брюк видны носки, но родителям накладно купить новый комплект формы посреди года, потому что денег и без того едва хватает. Школьник будет терпеть замечания учителей, но придёт в джинсах, которые ему не малы: не потому, что он хочет все делать наперекор взрослым, а потому, что над ним в классе смеются те, чьи родители зарабатывают больше.
Проблема формы решается просто, но весь мир упёрся в белые рубашки и форменные туфли, как в кринолины и парики XVIII века. Нужна новая Шанель для школьной формы, чтобы избавить детей от неудобной и дорогой одежды.
Джинсы и кеды
Я специально посчитала людей в джинсах в опере. Только в партере их оказалось десять человек. Джинсы — универсальная одежда: их легко стирать, они не мнутся. Купить их можно задешево, и в каждом магазине найдётся пара, которая будет сидеть, как влитая. Можно, конечно, разориться на оригинальные Ливайсы, но внешне они не будут отличаться от ноунеймов, пошитых в Турции. Разрешив школьникам носить джинсы, мы избавим от головной боли сотни учителей и родителей.
Знаки различия
В школах и университетах других стран популярны вещи с символами учебных заведений. Любовь к школе измеряется в футболках и термокружках в «фирменных цветах», а толстовка или «худи» с названием университета найдется в каждом гардеробе.
Вместо того, чтобы запихнуть в шкаф ненавистную форму сразу после школы, ученики носят толстовки и футболки с гордостью и узнают друг друга на улицах
Внутришкольные клубы и секции выпускают линии с забавными надписями и принтами. Производители школьной формы, с которыми сотрудничают школы, тоже не разорятся, просто переквалифицируются на удобную и безопасную одежду.
О безопасности
В 2015 году союз потребителей «Росконтроль» провел проверку качества и безопасности школьной формы. Экспертиза выявила серьёзные нарушения: 75% протестированных изделий не соответствует требованиям безопасности. Материалы, из которых сделана одежда для детей, не соответствуют стандартам. Они плохо пропускают воздух, не впитывают влагу и содержат вредные вещества. Вероятность простудиться в юбке, туфлях и колготках выше, чем в джинсах и кедах. Младшеклассники то и дело разбивают коленки и носы, поскальзываясь в коридорах школ. Опустим необходимость нескользящего покрытия и игровой зоны внутри школы. Кеды или спортивного вида обувь, легализованные в школе, могли бы свести детские травмы на нет, а ещё они дешевле, практичнее, чем кожаные узконосые туфли со скользкой подошвой, и не вызывают проблемы со стопой.
Можно поспорить, что пиджаки и юбки тоже удобные. Джеймс Бонд бегает в кино в галстуке и рубашке, только его костюмы пошиты на заказ, и он из них уже не вырастет
Пошив костюма по меркам в России обойдётся минимум в 30 000 рублей.
Дешёво и сердито
Одного комплекта школьной формы хватает на год, если не покупать вещи «на вырост». К моменту, когда ребёнок дорастает до них, вид у этих вещей уже не новый. Стоимость комплекта одежды для школьника начинается от 15 000 рублей по данным сайта Материнство.ру. Блузка с коротким рукавом для девочки обойдется родителям в 800 рублей, рубашка для мальчика — 600 рублей, а хлопковая футболка с принтом — 400 рублей, но прослужит она дольше и не залоснится от школьного рюкзака.
Взрослые любят носить неудобную одежду, считая её красивой. Мы считаем женщин в узких платьях и на шпильках красивыми, а мужчин в костюмах и галстуках — успешными. Взрослые калечат ноги, перетягивают сосуды, терпят дискомфорт и в этих мучениях похожи на дам в кринолинах и корсетах Викторианской эпохи. Может быть, стоит наконец сделать выбор в пользу удобства и здоровья — хотя бы ради наших детей?
Спорный вопрос: 7 «за» и «против» школьной формы
Дисциплинирует или вызывает раздражение? Выгодно или дорого? Мы решили оценить все плюсы и минусы школьной формы
Социальный статус
Одна из задач школьной формы — объединять детей разного социального статуса. Единые критерии к внешнему виду должны помочь избежать множества неприятных провокаций в духе: «у кого родители круче». Дети учатся оценивать друг друга по личностным качествам, но никак не по материальному положению семьи, наполнению гардероба или кошелька. Выбирая школьную форму, в обществе заботятся о том, чтобы дети меньше конфликтовали, а новичкам в классе было проще адаптироваться.
ПРОТИВ:
Разница в достатке семей все равно будет проявляться. Помимо комплекта формы есть также обувь, верхняя одежда, телефон и гаджеты. Дети ходят друг к другу в гости, разговаривают о том, кто и где отдыхает. «Уравнять» эти показатели форма не в состоянии. К тому же, среди детских психологов бытует мнение, что скрытое социальное неравенство не идет ребенку на пользу. Оно существует в обществе, а форма — лишь попытка «замаскировать» его искусственно. Задача родителей и учителей — научить детей достойно принимать разные обстоятельства и ставить на первое место человеческие качества, а не стоимость одежды.
Развитие индивидуальности
Для развития вкуса, стиля и индивидуального подхода к одежде необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем просто разрешать ребенку надевать то, что ему вздумается. Это совокупность множества факторов, в которых ежедневная образцовая одежда играет далеко не первостепенную роль. Важно путешествовать с детьми, развивать в них чувство прекрасного. У семьи должно возникать желание хотя бы время от времени устраивать по выходным культурную программу и ходить в музеи. Если одежда для школьника — один из способов проявить себя и эмоционально разрядиться, почему бы не сделать это в выходные, причем в подходящей культурной обстановке?
ПРОТИВ:
Школьная форма убивает любое проявление индивидуальности. Человек с детства должен научиться организовывать свой внешний вид, овладеть этикетом, одеваться удобно, к месту. У ребенка должна быть возможность подумать и оценить, что больше подходит под определение приличия, строгости и скромности: рваные джинсы, футболка с дурацкой надписью или что-то другое. Родители должны учить детей одеваться адекватно ситуации, а не только давать указания. А это большая работа. Если хочется уйти от этих важных семейных обязанностей, переложив всю ответственность за формирование вкуса на «третью сторону» — форма самое простое решение.
Дисциплина
Форма помогает ребенку лучше контролировать эмоции, поведение, соблюдать дисциплину. В большинстве случаев школьный костюм мальчиков и девочек включает пиджак или жакет. Такой вид одежды, ее фасон, в котором присутствует фиксированная линия плеч и лацканов на груди, как говорится, «держит форму» — посылает сигнал телу выпрямить спинку, делать более сдержанные движения. Такая одежда создает определенный психологический настрой: школьник понимает, что, надев форму, он идет не отдыхать, а учиться. Для этих же целей компании используют дресс-код.
ПРОТИВ:
Школьная форма заставляет детей чувствовать себя не дисциплинировано, а скованно и во многом ограничивает их свободу, не дает важным эмоциям выхода. Большую часть времени ребенок проводит в учебном заведении, а деловой костюм, зачастую, не создает малышам чувство удобства, комфорта и важной в его возрасте естественности и раскованности во время активного движения, общения или игр.
Бой самовыражению: Необходима ли школьная форма?
Многие школы России очень требовательны ко внешнему виду своих учеников, а другие дают школьникам полную свободу. Но как найти золотую середину, не отнимая право на самовыражение?
Фото: ТАСС / Кирилл Кухмарь
Летние каникулы подходят к концу, а это значит, что скоро у школьников начнутся учебные будни. Кроме закупки канцелярии, традиционно появляется нужда в приобретении новой школьной формы. Детей забавляет такой шоппинг, а для родителей ежегодный модный вопрос встает в крупную сумму. Особенно сильно бьет по кошелькам тех, чьи дети ходят в младшие и средние классы. Ребенок растет и обновлять его гардероб нужно почти каждый год. А то и чаще.
После распада СССР в нашей стране так и не определились с введением единой школьной формы. Тема очень актуальна и постоянно обсуждается накануне начала учебного года. В этот раз, решить проблему вызвалось Министерство промышленности и торговли. Они предложили создать единый стандарт качества костюмов для школьников. Основные требования будут выдвинуты к составу тканей. Министерство полагает, что большинство школьной одежды производится из некачественных материалов, плохо пропускающих воздух. Также был поднят вопрос прочности тканей и вообще, удобства носки.
Сейчас в нашей стране, в условиях демократии, очень сложно вселить коллективизм в умы подрастающего поколения. В годы социализма с этим было проще. Все были «товарищами» — членами того или иного коллектива, который имел свои яркие атрибуты. Пионеры носили красные галстучки. Мальчики синие сюртучки, девочки — белые фартуки и сарафаны.
Современному школьнику очень трудно навязать какие-то правила и объяснить, что костюмчик «как у всех» необходим. Ведь, строгий пиджак или блузка очень непрактичны для ежедневного ношения. Такая одежда создает дискомфорт для школьника. Ученики начальных классов много двигаются, а форма сковывает их движения.
Какую сторону выбрать: «за» или «против»? Взглянув на проблему с нейтральной стороны, 5-tv.ru выявили свои плюсы и минусы, с которыми, возможно, согласитесь и вы.
«Против» школьной формы
Припомните откровенно, любили ли вы школьную форму? Она была неудобной, некрасивого тусклого цвета, кололась и вообще, положительных эмоций не вызывала. Разберем минусы обязательного ношения формы в средних образовательных учреждениях.
В некоторых учебных заведениях единая форма отсутствует, но школьников обязывают посещать занятия в одежде в деловом стиле. Тут ситуация становится еще сложнее. Строгие детские и подростковые костюмы в масс-маркете могут выйти намного дороже, чем покупка через школу. Например, на сайте одного из известных брендов, деловой комплект для девочки, состоящий из платья, блузки, юбки, брюк, теплого кардигана и кожаной пары обуви обойдется в 11800 рублей. Но не факт, что вкус родителя и ребенка совпадет со вкусом учителя. Школьника могут попросить переодеться.
Да, первый месяц ему будет забавно чувствовать себя взрослым человеком и надевать деловую одежу каждое утро, но с годами это начнет раздражать. Кроме того, зачастую руководство школы безответственно подходит к заказу школьной формы. Дизайн, качество тканей и практичность не берется во внимание. Дети жалуются, что пиджаки жмут, юбки неудобные, а блузы постоянно мараются. Цветовые гаммы и нелюбимая многими шашечка, также вводит в ступор.
Иногда школы слишком завышают роль внешнего вида в системе образования. Доходит до того, что девочек заставляют носить исключительно юбки, невзирая на то, что они могут мерзнуть в зимнее время года. Учителя держат в своих ящиках жидкость для снятия лака, запрещают носить яркие украшения, обувь на каблуке, красить волосы и делать пирсинг. Порой ситуации доходят до абсурда.
Конфликты на почве «неправильного» тотал-лука подростка в урочное время, вспыхивают повсеместно. Из-за этого портятся отношения между учениками и учителями. Педагогический состав может утратить уважение из-за своих консервативных взглядов.
«За» школьную форму
Но есть и те, кто выступает за введение обязательной школьной формы в России. Почему? Давайте разберемся.