Чем плоха монополия на рынке
Монополия: почему это плохо?
Монополия подразумевает под собой доминирование в производстве каких-либо товаров, услуги или оказании работ. Это объединение, которое единолично владеет правом на предпринимательскую деятельность в той или иной отрасли/сфере.
На сегодняшний день государство рьяно борется с монополистами при помощи такого инструмента как Федеральная Антимонопольная Служба. Цель данной службы – сохранение тенденции свободной и честной конкуренции, организация свободного и справедливого доступа всех граждан к благам и услугам. Но почему РФ и иные страны обеспокоены проблемами монополии?
Свободная и честная конкуренция предполагает наличие на рынке как можно большего количества конкурирующих между собой компаний, ведущих свою деятельность законным образом. Это очень важно, так как конкуренция способствует регулированию цен на товары, их качество, уровень обслуживания. Конкуренция способная создать некие рамки и ограничения. Например, если одна компания продает свой товар надлежащего качества по цене в 50 рублей, то другая компания не сможет продать аналогичный товара по сумме 200 рублей. Речь не идет о гениальном маркетинге, который способен любой товар превратить в чудо. Дело в том, что потребитель будет сравнивать эти два товара и, обозначив для себя различия лишь в цене, отдаст предпочтение наиболее дешевому товару. В случае с монополией выбирать потребителям не из чего и сравнивать не с чем. Поэтому этот же товар, будет он стоить 50 рублей, или 200 рублей, или даже 1000 рублей, потребитель приобретет.
Таким образом, монополия не предоставляет покупателю возможности выбора. Она как бы диктует потребителям что покупать и за какую цену.
Конкуренция считается двигателем прогресса. Необходимо задуматься, зачем новшества монополистам, когда их товары и услуги будут пользоваться спросом без исключений в силу отсутствия аналогов? А вот конкурирующим фирмам постоянно необходимо совершенствоваться, добавляя себе все новые и новые конкурентные преимущества, дабы отличаться в лучшую сторону.
Монополия способна замедлять экономическое развитие государства. Она отрицательно сказывается на уровне жизни населения, его благосостоянии и платежеспособности. Монополия способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствует на территории страны, как короли.
Чем опасны монополии?
Чем опасны монополии?
Не исключен сговор действующих предприятий: по ценам, объемам выпуска и так далее. Причем, компании в этом плане проявляют большую изобретательность. Современный сговор вовсе не является результатом совместного ужина в фешенебельном ресторане или на вилле. Достаточно коллективной «синхронной» реакции на действия лидера отрасли, сообщающего об уровне собственных цен, естественно завышенных (лидерство в ценах) или подтягивание собственных цен под уровень более крупного производителя – под «зонтик цен». Вообще при современном развитии информации и средств ее обработки поле для синхронизированных действий, то есть, фактически, монопольного сговора, практически не ограничено.
Предельный случай монополии – один крупный производитель в отрасли. Такого положения компания добивается или вкладывая деньги в собственное производство и опережая соперников, или поглощая конкурентов. Чаще используется сочетание обоих приемов. Но, как только монопольное положение достигнуто, компания теряет всякий интерес к самосовершенствованию. Действительно, зачем к чему-то стремиться? Конкурентов больше нет, значит, зачем беспокоиться о качестве и цене? Товар и так купят – ведь другого-то нет, поскольку нет других производителей. А если покупатель не вполне доволен, то это проблемы покупателя.
Опасность монополизации заключается не в том, что кто-то получает необоснованно высокие прибыли (хотя и это не здорово), а в том, что ломается рыночный механизм, обеспечивающий развитие. Экономика, предпринимательство теряют стимулы к развитию со всеми негативными последствиями для общества. Монополия или крупная корпорация, обладая огромными ресурсами, получает возможность привлекать лучшие кадры, получать более льготные кредиты, занижать цены поставщикам и завышать покупателям. Более того, они имеют возможность влиять на законодательные и, даже, судебные решения, используя парламентское лобби и нанимая искушенных в ведении дел адвокатов.
Именно поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой существует строжайшее антимонопольное законодательство, полномочные органы, применяющие законодательные нормы, предусматривающие строгие санкции для нарушителей. При этом многие санкции, суровые сами по себе, еще и применяются по максимуму, что дает основания называть их «посланиями деловому сообществу» в том смысле, чтобы у других не было соблазна следовать их примеру.
Вновь необходимо сделать оговорку. Поскольку ни одна даже самая большая компания до конца не может быть уверена в своих незыблемых позициях (в конце концов, существует и международная конкуренция), она вынуждена тратить деньги на свое развитие, на содержание исследовательских центров и так далее. Но повторим – вынуждена. Вынуждена именно под страхом конкуренции, а также и для сохранения позитивной репутации, играющей в бизнесе огромную роль, ну и, разумеется, государственных мер воздействия.
В «монополистической» теме нельзя обойти стороной проблему естественных монополий. Действительно, ряд рынков предполагает наличие крупных и даже гигантских компаний (например, самолетостроение) или сам вид деятельности таков, что в нем может разместиться только одна компания (например, городской метрополитен, ведь в городе не может быть много маленьких метро). Но в этом случае такие компании становятся или государственными или находятся под жестким государственным контролем.
«Естественность» монополий вовсе не означает их право на безраздельную свободу рук на рынке. И уж тем более монополия не может претендовать на статус «естественной», если она осталась в отрасли единственной только потому, что все остальные или разорились, или их поглотила более удачливая компания. Государство в таких случаях, даже самое демократическое, вполне резонно принимает самые решительные меры. Так, в послевоенной Германии чудодейственность курса Людвига Эрхарда в значительной степени объясняется расформированием монополистических концернов и картелей, сложившихся на основе военно-промышленного комплекса, а уже потом всем остальным.
И еще один миф на тему монополии и формы собственности. Считается почему-то, что частная (акционерная компания) всегда работает лучше, чем государственная. На самом деле частная компания работает лучше только тогда, когда она попадает в реально конкурентную среду. Более того, монополистическое предприятие, находящееся в государственной собственности с общественной точки зрения более предпочтительно, чем частное, поскольку у государства все-таки присутствует какая-то доля социальной ответственности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Потеря монополии на информацию
Потеря монополии на информацию За тем, что в человеческом обществе окутано пеленой тайны, часто кроется обыкновенная подлость. Вильгельм Швебель Американский эволюционный биолог, физиолог и биогеограф Джаред Даймонд в своей книге «Ружья, микробы и сталь. Судьбы
3.1. Чем опасны для бизнеса сторонние вливания?
3.1. Чем опасны для бизнеса сторонние вливания? Помимо прочих характеристик, инвестициям присуща прочная и постоянная взаимосвязь таких двух взаимозависящих параметров, как риск и прибыль. Как мы уже говорили ранее, чем выше риск потерять средства, тем больше ожидаемая
3.3. Чем опасны инвестиции для самого вкладчика?
3.3. Чем опасны инвестиции для самого вкладчика? Ответ на этот вопрос прост и понятен даже ребенку – потеря денег. Инвестор рискует потерять как часть инвестиции, так и всю ее полностью. Случаев потерянных инвестиций в истории не перечесть. Чего, к примеру, стоит печально
Вопрос 28 Условия максимизации прибыли при монополии.
Вопрос 28 Условия максимизации прибыли при монополии. ОТВЕТПоведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства.Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда
10.3. Ценообразование в условиях монополии
10.3. Ценообразование в условиях монополии Монополия – рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт.В отличие от совершенного конкурента монополист сам
Занятие 8 Ценообразование в условиях монополии
Занятие 8 Ценообразование в условиях монополии Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Почему нельзя вывести кривую предложения для монопольной фирмы?2. При каких обстоятельствах монополия будет заниматься ценовой
Концентрация производства и монополии. Монополии и конкуренция.
Концентрация производства и монополии. Монополии и конкуренция. В домонополистический период, при господстве свободной конкуренции, действие закона концентрации и централизации капитала с неизбежностью привело к победе крупных и крупнейших предприятий, по сравнению с
4 Выравнивание относительных цен и естественные монополии
4 Выравнивание относительных цен и естественные монополии 4.1 Нерыночный сектор Еще одна крупная проблема, которая будет тормозить модернизацию экономики, связана с крупными деформациями системы относительных цен и наличием значительного нерыночного
3.4 Естественные монополии
3.4 Естественные монополии В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии — «Газпром», РАО «ЕЭС России» и МПС. На деле это не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских ведомств
МОНОПОЛИИ И АНАРХИЯ ПРОИЗВОДСТВА
МОНОПОЛИИ И АНАРХИЯ ПРОИЗВОДСТВА Представленная в предыдущей главе формулировка коренного противоречия капитализма предложена основоположниками научного коммунизма. Она в наиболее концентрированном виде отражает сущность внутреннего противоречия способа
Естественные монополии
Естественные монополии Если существование монополии приводит к снижению затрат, то такая монополия называется естественной. Обычно понятие монополии ассоциируется с повышением цен, однако на деле это не всегда так. В случаях, когда постоянные затраты на обслуживание
Неестественные монополии
Неестественные монополии Проблема с защищенными монополиями состоит в том, что силы, действующие на рынке и порождающие предприимчивость, динамичность и изменения, здесь отсутствуют. Отсутствие или ограничение конкуренции приводит к нежеланию новшеств, неприятию
Создание монополии на ум
Создание монополии на ум Привычки пользователей – это не просто благо для компаний, которым повезло их сформировать. Наличие привычек снижает вероятность успеха для новичков, пытающихся изменить статус-кво. Примеров успешного изменения давних привычек чрезвычайно
18.1. Общие положения о конкуренции и монополии
18.1. Общие положения о конкуренции и монополии Основополагающие начала конкурентной политики России закреплены в Конституции РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ закрепляет такие принципы рыночной экономики, как свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, а
Сила монополии
Плюсы и минусы монополии
Что же собою представляет монополия? Монополия – это большая компания, которая не имеет конкурентов в той или иной отросли рынка и полностью контролирует и самостоятельно устанавливает цены на товары.
Есть несколько видов монополии. Она бывает:
Естественная. Вид монополии, товары которой не могут быть заменены другими. Конечно, может сложиться такая ситуация, когда товары имеют аналоги, но, несмотря на это, компания все ровно считается монополистической. Например, перевозка железнодорожным транспортом является монополией, хотя люди могут заменить этот вид транспортировки автоперевозкой
Государственная. Вид монополии, создан государством. В связи с некими ограничениями на границы торговли, стоимость, сферу полномочий монополиста и так далее, установленными государством, образуются различные монополистические компании
Открытая. Вид монополий, который образовался, в связи с тем, что конкуренты еще не освоили новые технологии производства. Существует такая монополия временно
В отличие от конкурентной фирмы, монополистическая компания контролирует не только объемы выпускаемой продукции, но и ее стоимость.
Плюсы монополии
Минусы монополии
Заключение
Исходя из всего изложенного выше, можно сделать вывод, что минусов в существовании монополистических объединений гораздо больше, чем плюсов. Все недостатки полностью «перечеркивают» хорошие стороны монополистических компаний. Несмотря на наличие развитой технологической базы и проведение различных исследований, монополию нельзя назвать одной из лучших форм рынка отсутствия конкуренции.
Есть несколько других, привилегированных на экономическом рынке, типов предприятий (синдикат, картель, конгломерат), которые могут принести гораздо больше пользы, как простым потребителям, так и государству, чем монополии.
Стоит отметить, что государственные власти пытаются сократить количество монополистических объединений, а то и вовсе свести их существование к нулю.