Чем питаются сороки в сороки ведьмы

Сороки-ведьмы:
Краткое содержание

При царе Иване Васильевиче Грозном Русскую Землю заполонили нечестивцы и безбожники. И губили они народ христианский. Царь решил уничтожить ведьм и колдуний. Разбежались гонцы во все концы с призывом к народу выдать злодеек. Изловили великое множество «старых баб». Привезли их в Москву для казни, собрали на площади. А они не боятся, смеются. Тут сам царь благочестивый отдал приказ, обложив соломой, поджечь их. С криком из клубов черного дыма полетели во все стороны сороки. Это «ведьмы-переметчицы» (перебежчицы на сторону нечистого врага) превратились в сорок и спаслись. Царь Иван проклял обманщиц: «Чтоб вам отныне и довеку оставаться сороками!» И сегодня они живы, кормятся мясом и сырыми яйцами, а к Москве ближе, чем на 60 верст (около 60 км) не подлетают: боятся царского проклятья.

Читательский дневник по преданию «Сороки-ведьмы»

Сюжет

Чтобы извести ведьм на Руси, царь Иван Грозный велел всех их свезти в Москву и на площади сжечь. А они обернулись сороками – и из огня разлетелись. Царь Иван проклял их, чтоб навеки они остались птицами. Напуганные гневом царя и его проклятьем, сороки в Москву не залетают.

Отзыв

Предание, в котором народ выразил свое отношение и к царю, и к колдовству. Люди вместе с Иваном Грозным печалятся о зле, расползшемся по Руси, одобряют его поступок, гневаются на обманщиц-сорок, верят в силу царского слова и страха перед ним. Предание – сочетание реальности, были и народной выдумки. В нем рассказывается о реальных исторических личностях, местах: Русь, Москва, Иван Грозный. При этом царе на самом деле шла борьба с ересями и колдовством. Обвиняемых нередко казнили. Реально описание всеядности сорок. Народ по-своему объясняет причину отсутствия этих птиц в Москве. Орнитологи считают, что причина в другом: сорокам трудно конкурировать с воронами. Предание учит хранить православную веру, помнить, что наказание за зло неотвратимо, пробуждает интерес к русской истории и загадкам природы.

Источник

Сороки-ведьмы (Предание)

Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах.

Охватило полымя ведьм – и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою – видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.

Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие:

– Чтобы вам, — говорит, – отныне и до веку оставаться сороками!

Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.

Источник

Чем питаются сороки в сороки ведьмы

Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть картинку Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Картинка про Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы

Словарь русских суеверий посвящен верованиям крестьян XIX–XX вв. (относящимся к области так называемой низшей демонологии — см. статью «О незнаемом»).

Ведущее место в словарных статьях занимает материал, характеризующий суеверные представления, которые бытовали сравнительно недавно или бытуют до сих пор (данные о верованиях древней, средневековой Руси приводятся как дополняющие). Это основное отличие Словаря от аналогичных изданий, делающих акцент на реконструкции верований древних славян или смешивающих суеверные представления разных веков.

Содержание словарных статей, не претендующее на исчерпывающую полноту охвата, все же достаточно обширно и разнообразно.

Свидетельства о верованиях крестьян в XIX–XX вв. почерпнуты из историко-литературных памятников (летописей, сочинений отцов церкви, житий святых). Извлекались они и из разнообразных фольклорных и этнографических публикаций, а также из архивов (в том числе — из личного архива составителя словаря). Здесь, помимо материалов, собранных по различным программам, опросникам (например, по программе, составленной в конце XIX в. так называемым «этнографическим бюро князя В. Тенишева»; архив АМЭ), существенный интерес представляет такой фольклорный жанр, как былички — небольшие суеверные рассказы, в истинность которых верят. Основные «герои» этого популярного среди крестьян XIX–XX вв. жанра — домовые, лешие, водяные и прочие нечистые духи, ведьмы, колдуны, покойники. Цитируемые в словарных статьях материалы приводятся практически без изменений, с сохранением диалектизмов, стилистических особенностей.

Сведения о духах и божествах низшего ранга расположены в Словаре в алфавитном порядке; каждая из словарных статей открывается перечислением известных составителю Словаря названий того или иного сверхъестественного существа, варьирующихся в разных районах России (если ударение в названии отсутствует, то оно не ясно), и содержит более или менее полное описание его облика, местообитания и «занятий», которые также могут варьироваться в различных регионах. Места записи сведений и научные источники указываются в скобках. Список сокращений и использованной литературы прилагается к основному тексту.

Там, где это возможно, объясняется происхождение названия и то, как могли складываться представления о сверхъестественном существе. В соответствии с характером материала некоторые статьи (например, о лесных, водяных, домовых духах) отличаются большей полнотой, другие же невелики по размерам и содержат лишь краткие сведения.

Кроме того, в тех случаях, где, с точки зрения составителя Словаря, представления о женских и мужских ипостасях духов дома, воды, леса (при сходстве их названий) складывались и могли бытовать достаточно независимыми друг от друга, они описываются в раздельных статьях (например, раздельные статьи посвящены водянихе и водяному, лесным девкам и лешему и т. п.).

Основной раздел издания дополняет «Приложение», куда вошли авторская статья «О незнаемом» и «Словарь устаревших и диалектных слов».

Амур — бассейн р. Амур

АМЭ — архив Музея Этнографии

Арх. — Архангельская губерния, область

Астр. — Астраханская губерния, область

Белозер. — Белозерский уезд, район

Беломор. — бассейн Белого моря

Брян. — Брянская губерния, область

Влад. — Владимирская губерния, область

В. Казах. — Восточный Казахстан

Волог. — Вологодская губерния, область

Ворон. — Воронежская губерния, область

В. Повол. — Верхнее Поволжье

В. Сиб. — Восточная Сибирь

Вятск. — Вятская губерния

Дон — бассейн р. Дон

Енис. — бассейн р. Енисей

ИОЛЕАиЭ — Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии

ИРГО — Императорское русское географическое общество

ИРЛИ РАН — Институт русской литературы Российской Академии наук

Ирк. — Иркутская губерния, область

Казан. — Казанская губерния

Калин. — Калининская область

Калуж. — Калужская губерния, область

Киров. — Кировская область

Колым. — бассейн р. Колыма

Костр. — Костромская губерния, область

Краснодар. — Краснодарский край

Краснояр. — Красноярский уезд Енисейской губернии, Красноярский край

Куйб. — Куйбышевская область

Курск. — Курская губерния, область

Лен. — Ленинградская область

Моск. — Московская губерния, область

Мурм. — Мурманская область

Муром. — Муромский уезд

Нижегор. — Нижегородская губерния

Новг. — Новгородская губерния, область

Новг., Белоз. — Новгородская губерния, Белозерский уезд

Новосиб. — Новосибирская область

Олон. — Олонецкий край

Онеж. — бассейн Онежского озера (Заонежье, Обонежье, Прионежье)

Оренб. — Оренбургская губерния

Орл. — Орловская губерния, область

ОРЯС — отделение русского языка и словесности Петербургской академии наук

Оять — бассейн р. Оять

Пенз. — Пензенская губерния, область

Перм. — Пермская губерния, область

Петерб. — Петербургская губерния

Печ. — бассейн р. Печора

Пск. — Псковская губерния, область

РЭМ — Российский этнографический музей

Ряз. — Рязанская губерния, область

Самар. — Самарская губерния

Сарат. — Саратовская губерния, область

Свердл. — Свердловская область

Сев. — Русский Север

Сев. Дв. — бассейн р. Северная Двина

Сев. Сиб. — Северная Сибирь

Симб. — Симбирская губерния

Смол. — Смоленская губерния, область

Ср. Волга — бассейн среднего течения р. Волга

Ср. Урал — Средний Урал

Сургут. — Сургутский край

Тамб. — Тамбовская губерния, область

Твер. — Тверская губерния

Терск. — Терская область

Тихв. — Тихвинская область

Том. — Томская губерния, область

Тобол. — Тобольская губерния

Тульск. — Тульская губерния, область

Уфим. — Уфимская губерния

Челяб. — Челябинская область

Череп. — Череповецкий уезд

Читин. — Читинская область

Ю. Сиб. — Южная Сибирь

Ю. Урал — Южный Урал

Яросл. — Ярославская губерния, область

Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть картинку Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Картинка про Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы

АДАМОВА ГОЛОВА, АДАМОВА БОРОДА, АДАМОВА КОСТЬ, АДАМОВО РЕБРО, АДАМОВЩИНА — растения и предметы необычной формы, наделяемые целебной или сверхъестественной силой.

Источник

Почему сорока — птица дьявола. Народные приметы и легенды

Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть картинку Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Картинка про Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы

С сорокой связано множество примет, и все они, как правило, дурные.

Объяснить это можно тем, что, во-первых, сорока будто бы была единственной птицей, не пожелавшей войти в Ноев ковчег. Она притаилась на верхушке ковчега и смеялась над погибающим миром.

Встретить сразу нескольких сорок в дороге всегда что-то предвещает, но хорошее или плохое — это зависит от их числа. Встретить одну сороку многими воспринимается как плохая примета и поныне, и люди, в прочих отношениях несуеверные, нередко при этом поклонятся ей, сплюнут или скрестят пальцы, чтобы отвратить грозящую неудачу. Или же оглянутся по сторонам в надежде увидеть одинокую ворону — два зла при этом взаимно уничтожатся.

В Англии было принято снять шляпу, плюнуть в сторону птицы и сказать: «Дьявол, дьявол, отрекаюсь от тебя!

Две сороки вместе обычно предвещают удачу. При этом, однако, необходимо поприветствовать птиц поклоном, а кое-где и плевком, иначе доброе предзнаменование не сбудется.

Три птицы сулят успешное путешествие либо свадьбу, четыре обещают хорошие новости либо роды, а пять — приятную компанию. В общем, в каждой стране на этот счет свои приметы.

Однако у всех народов одинокая сорока – это предвестник неприятностей.

Если сорока залетела на веранду дома — следует, на всякий случай, укрепить окна и двери, так как, по примете, неожиданное появление птицы в сенях или на веранде — к ворам! Если сорока стрекочет на дереве перед домом, то беременной женщине выходить в это время на улицу ни в коем случае нельзя: в обличье сороки может находиться местная ведьма, которая испортит или даже выкрадет из утробы ребенка. В связи с этой приметой можно вспомнить легенду о Марине Мнишек, которая обратилась в сороку, когда пришлось ей худо, и вылетела из окна своего терема. За это сорока и была проклята на Руси. Но не только за это.

Долгое время в Москве сорок не было, потому что одна из них однажды своим стрекотом выдала боярина Кучку (пращура будущих Романовых), который прятался от врагов в лесу на том самом месте, где сейчас стоит Москва. Здесь же его и убили. И умирающий боярин проклял глупую птицу. Говорили также, что запретил сорокам появляться в первопрестольной святой митрополит Алексий, потому что считал, что под видом сорок в Москву проникают ведьмы. Есть еще предание об одном благочестивом москвиче, который раздал все свое добро нищим и оставил себе только последний кусок сыра, чтобы отправиться с ним в паломничество по святым местам. А сорока этот сыр украла. За это Бог приказал ей не появляться больше в городе, а в народе птица получила прозвище «сорока-воровка».

Но самая интересная легенда относится к событиям конца XVI века, к последним дням царствования Иоанна Грозного. Известно, что царь накануне смерти приказал наловить по всей стране ведьм и привести их на столичную площадь. Вышел царь и велел обложить всех соломой и запалить со всех сторон. «Охватило полымя ведьм — и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою — видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и обманули царя в глаза. Разгневался тогда Грозный царь и послал им вслед проклятие. «Чтобы вам, — говорит, — отныне и довеку оставаться сороками!» Так все они теперь и летают сороками и до сих пор боятся царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе». Кстати, в 1714 году одну женщину приговорили в Москве к смерти за колдовство и оборачивание в сороку (в ее способность к такому превращению поверил даже фельдмаршал Шереметев).

«Выйти из дома по делам и увидеть летящую навстречу сороку — дурной знак
На Украине о сороке говорят, что нельзя собирать ее яйца, ибо тогда лицо станет рябое, и сорока цыплят в отместку станет таскать.

По французским поверьям, на голове у нее семь дьявольских перьев. В Швейцарии местное название сороки было синонимом слова “ведьма”. Сорока — разносчик вестей. Наряду с голубем она является символом почтовой службы В Бретани, например, встретить утром сороку означает, что днем получишь письмо.

Убитая сорока служит оберегом домашней птицы. В Белоруссии перья убитой в первый день марта сороки кладут под курицу, сидящую на яйцах, чтобы уберечь ее от сглаза. У болгар существует поверье, что сорока способна отпугивать болезнь, нападающую на кур. Поэтому ее вешают около курятника или в качестве оберега используют сорочьи перья и желудок.

Широко распространено верование о том, что сороку можно заставить покинуть свое гнездо, если на стволе дерева, на котором оно расположено, вырезать крест, а отвратить несчастье, предрекаемое встречей с сорокой, можно, перекрестившись или начертав крест на земле.

Приметы и легенды

Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть картинку Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Картинка про Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы

Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть картинку Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Картинка про Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы

Однако не везде сороку считают дьявольской птицей. В Китае, например, местные жители считают ее счастливой птицей и безгранично верят в то, что убившего ее ожидают крупные неприятности.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Сорока

«Сорока вещица села на кол да щекочет: гостей сказыват. У его да в широком дворе Летают да сороки-вещицы» (Пермская область); «Не обвернешь ты как Добрыни добрым молодцом, Обверну тебя сорочкой-вещицею» (из былины) (Архангельская область).

Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Смотреть картинку Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Картинка про Чем питаются сороки в сороки ведьмы. Фото Чем питаются сороки в сороки ведьмы

Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе» (Тамбовская область).

В сороку будто бы обратилась Марина Мнишек.

По свидетельству Татищева, в 1714 г. женщину приговорили к смерти за колдовство и оборачивание в сороку (в ее способность к такому превращению поверил даже фельдмаршал Шереметев).

В Сургутском крае верили, что ведьма в полночь оборачивается в подполье через двенадцать ножей. Верхняя ее половина становится сорокой, а нижняя половина туловища, пока ведьма летает, хранится в подполье, под поганым корытом. Вещицы летают с едва заметным синим огоньком. Они попадают в дом, приподнимая передний угол. Появляясь в избе, ведьма может обернуться и повивальной бабкой. По поверьям Томской губернии, ведьмы-вещицы проникают в дом через неблагословленные трубы. В Вятской губернии считали, что, если на сеннике ночью стрекочет сорока, это ведьма, которая хочет похитить плод у беременной, и выходить к ней опасно. В.И. Даль в одной из своих книг (Даль, 1880 год) приводит такое поверье как общерусское.

В забайкальском сюжете беременная женщина видит похищающих ребенка сорок-вещиц, но не в силах шевельнуться и отогнать их: «Она могла рассказать об этом только утром, а через три дня умерла».

Yесмотря на недостаточную ясность описания, допустимо, что вещица-ведьма, вещица-судьба оборачивается вещицей-болезнью, источником и воплощением бед, точно так же, как слово «вещать» может означать и «говорить», и «предсказывать, ворожить, чародействовать, лечить» (Буслаев, 1861 год). «Замечателен остаток седой старины в некоторых местах Новгородской губернии, где лекарство называется вешти, вешетинье, а самое слово „лечиться“ заменяется словом „ворожиться“: „Уж чем, чем ни ворожился, а Господь не прощает грехов, не дает здоровья“» (Попов, 1903 год).

Очевидно, что вмешательством сорок-вещиц крестьяне объясняли отклонения в течение беременности и родов. Вещица предопределяет, «вещает» участь матери и младенца, она их персонифицированное будущее.

Такой образ женщины-птицы отмечен еще в палеолите Евразии, а в Центральной Европе в бронзовом веке существовали специальные погребальные урны в виде грубоватых женских фигурок с крыльями (Рыбаков, 1987 год).

У русских XIX-XX веков подобные воззрения (возможно, оказавшие влияние на формирование образа сороки-вещицы) прослеживаются лишь осколочно. Вещица действительно «вбирает в себя», уносит человека, но она персонаж отрицательный, губительный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *