Чем питаются сороки в предание сороки ведьмы
Сороки-ведьмы (Предание)
Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах.
Охватило полымя ведьм – и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою – видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.
Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие:
– Чтобы вам, — говорит, – отныне и до веку оставаться сороками!
Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.
Сороки-ведьмы:
Краткое содержание
При царе Иване Васильевиче Грозном Русскую Землю заполонили нечестивцы и безбожники. И губили они народ христианский. Царь решил уничтожить ведьм и колдуний. Разбежались гонцы во все концы с призывом к народу выдать злодеек. Изловили великое множество «старых баб». Привезли их в Москву для казни, собрали на площади. А они не боятся, смеются. Тут сам царь благочестивый отдал приказ, обложив соломой, поджечь их. С криком из клубов черного дыма полетели во все стороны сороки. Это «ведьмы-переметчицы» (перебежчицы на сторону нечистого врага) превратились в сорок и спаслись. Царь Иван проклял обманщиц: «Чтоб вам отныне и довеку оставаться сороками!» И сегодня они живы, кормятся мясом и сырыми яйцами, а к Москве ближе, чем на 60 верст (около 60 км) не подлетают: боятся царского проклятья.
Читательский дневник по преданию «Сороки-ведьмы»
Сюжет
Чтобы извести ведьм на Руси, царь Иван Грозный велел всех их свезти в Москву и на площади сжечь. А они обернулись сороками – и из огня разлетелись. Царь Иван проклял их, чтоб навеки они остались птицами. Напуганные гневом царя и его проклятьем, сороки в Москву не залетают.
Отзыв
Предание, в котором народ выразил свое отношение и к царю, и к колдовству. Люди вместе с Иваном Грозным печалятся о зле, расползшемся по Руси, одобряют его поступок, гневаются на обманщиц-сорок, верят в силу царского слова и страха перед ним. Предание – сочетание реальности, были и народной выдумки. В нем рассказывается о реальных исторических личностях, местах: Русь, Москва, Иван Грозный. При этом царе на самом деле шла борьба с ересями и колдовством. Обвиняемых нередко казнили. Реально описание всеядности сорок. Народ по-своему объясняет причину отсутствия этих птиц в Москве. Орнитологи считают, что причина в другом: сорокам трудно конкурировать с воронами. Предание учит хранить православную веру, помнить, что наказание за зло неотвратимо, пробуждает интерес к русской истории и загадкам природы.
Сороки-ведьмы
Yandex.Share
Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуньев и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются.
Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси на своих глазах. Охватило полымя ведьм — и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою — видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза. Разгневался тогда Грозный царь и послал им вслед проклятие: «Чтобы вам, — говорит, — отныне и довеку оставаться сороками!»
Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.
(Зап. от Ивана Климова (Шувая), 100 л., в с. Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губ.)
Аристов Н. Я. Русские народные предания об исторических лицах и событиях // Труды Третьего археологического съезда в России. Киев, 1878. Т. 1.
Почему сорока — птица дьявола. Народные приметы и легенды
С сорокой связано множество примет, и все они, как правило, дурные.
Объяснить это можно тем, что, во-первых, сорока будто бы была единственной птицей, не пожелавшей войти в Ноев ковчег. Она притаилась на верхушке ковчега и смеялась над погибающим миром.
Встретить сразу нескольких сорок в дороге всегда что-то предвещает, но хорошее или плохое — это зависит от их числа. Встретить одну сороку многими воспринимается как плохая примета и поныне, и люди, в прочих отношениях несуеверные, нередко при этом поклонятся ей, сплюнут или скрестят пальцы, чтобы отвратить грозящую неудачу. Или же оглянутся по сторонам в надежде увидеть одинокую ворону — два зла при этом взаимно уничтожатся.
В Англии было принято снять шляпу, плюнуть в сторону птицы и сказать: «Дьявол, дьявол, отрекаюсь от тебя!
Две сороки вместе обычно предвещают удачу. При этом, однако, необходимо поприветствовать птиц поклоном, а кое-где и плевком, иначе доброе предзнаменование не сбудется.
Три птицы сулят успешное путешествие либо свадьбу, четыре обещают хорошие новости либо роды, а пять — приятную компанию. В общем, в каждой стране на этот счет свои приметы.
Однако у всех народов одинокая сорока – это предвестник неприятностей.
Если сорока залетела на веранду дома — следует, на всякий случай, укрепить окна и двери, так как, по примете, неожиданное появление птицы в сенях или на веранде — к ворам! Если сорока стрекочет на дереве перед домом, то беременной женщине выходить в это время на улицу ни в коем случае нельзя: в обличье сороки может находиться местная ведьма, которая испортит или даже выкрадет из утробы ребенка. В связи с этой приметой можно вспомнить легенду о Марине Мнишек, которая обратилась в сороку, когда пришлось ей худо, и вылетела из окна своего терема. За это сорока и была проклята на Руси. Но не только за это.
Долгое время в Москве сорок не было, потому что одна из них однажды своим стрекотом выдала боярина Кучку (пращура будущих Романовых), который прятался от врагов в лесу на том самом месте, где сейчас стоит Москва. Здесь же его и убили. И умирающий боярин проклял глупую птицу. Говорили также, что запретил сорокам появляться в первопрестольной святой митрополит Алексий, потому что считал, что под видом сорок в Москву проникают ведьмы. Есть еще предание об одном благочестивом москвиче, который раздал все свое добро нищим и оставил себе только последний кусок сыра, чтобы отправиться с ним в паломничество по святым местам. А сорока этот сыр украла. За это Бог приказал ей не появляться больше в городе, а в народе птица получила прозвище «сорока-воровка».
Но самая интересная легенда относится к событиям конца XVI века, к последним дням царствования Иоанна Грозного. Известно, что царь накануне смерти приказал наловить по всей стране ведьм и привести их на столичную площадь. Вышел царь и велел обложить всех соломой и запалить со всех сторон. «Охватило полымя ведьм — и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою — видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и обманули царя в глаза. Разгневался тогда Грозный царь и послал им вслед проклятие. «Чтобы вам, — говорит, — отныне и довеку оставаться сороками!» Так все они теперь и летают сороками и до сих пор боятся царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе». Кстати, в 1714 году одну женщину приговорили в Москве к смерти за колдовство и оборачивание в сороку (в ее способность к такому превращению поверил даже фельдмаршал Шереметев).
«Выйти из дома по делам и увидеть летящую навстречу сороку — дурной знак
На Украине о сороке говорят, что нельзя собирать ее яйца, ибо тогда лицо станет рябое, и сорока цыплят в отместку станет таскать.
По французским поверьям, на голове у нее семь дьявольских перьев. В Швейцарии местное название сороки было синонимом слова “ведьма”. Сорока — разносчик вестей. Наряду с голубем она является символом почтовой службы В Бретани, например, встретить утром сороку означает, что днем получишь письмо.
Убитая сорока служит оберегом домашней птицы. В Белоруссии перья убитой в первый день марта сороки кладут под курицу, сидящую на яйцах, чтобы уберечь ее от сглаза. У болгар существует поверье, что сорока способна отпугивать болезнь, нападающую на кур. Поэтому ее вешают около курятника или в качестве оберега используют сорочьи перья и желудок.
Широко распространено верование о том, что сороку можно заставить покинуть свое гнездо, если на стволе дерева, на котором оно расположено, вырезать крест, а отвратить несчастье, предрекаемое встречей с сорокой, можно, перекрестившись или начертав крест на земле.
Приметы и легенды
Однако не везде сороку считают дьявольской птицей. В Китае, например, местные жители считают ее счастливой птицей и безгранично верят в то, что убившего ее ожидают крупные неприятности.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Предания
Предания — поэтическая автобиография народа. Предание — жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев. На фоне больших и малых исторических событий, народных движений вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси.
Первый из них — Рюрик, родоначальник первой княжеской династии. Цикл сказаний посвящен Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого. Иван Грозный изображен в архаической традиции — в качестве жреца, мага, всесильного царя («Наказание реки Волги»). Веяние времени отражает тему его борьбы с колдовством («Сороки-ведьмы» ).
Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Готовясь ко второму из них и взятию Азовской крепости, монарх отдает приказ о строительстве флота в Воронеже, а потом и сам работает на верфи («Петр и плотник», «Царь Петр и солдат»). В народной памяти запечатлены приезд Петра на Север в 1702 году, победа над шведами, Полтавская баталия («Петр Первый в Троицко-Сергиевском монастыре»). В каждом из преданий сказался настрой Петровской эпохи: раскованность в поведении героев, юмор в повествовании, изображение исторических событий на бытовом, а то и будничном фоне.
Там, где прошел Петр, навсегда осталась память о деятельном, нетерпеливом «осударе». Рядом с Петром встают те, чьими трудами мужала Россия, — землепашцы, рыбаки, мастеровые, солдаты.
Вопросы и задания
Воцарение Ивана Грозного
Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас весь народ на реку идет и свечи на руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится — тот и царь.
У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:
— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!
— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе беспременно голову срублю!
Пошли через реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с этой поры за это его Грозным и прозвали.
Сороки-ведьмы
Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах.
Охватило полымя ведьм — и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою — видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.
Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие:
— Чтобы вам, — говорит, — отныне и до веку оставаться сороками!
Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.
Петр и плотник
Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.
Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал: какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:
— Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.
Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.
— Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.
Вопросы
Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Петр Первый? На что обращает внимание народный сказитель?