Чем питаются пчелы продуцент
Питание пчелы
ПИТАНИЕ ПЧЕЛЫ, процессы поступления в организм пчелы и усвоения им веществ, необходимых для восполнения энергетических затрат, формирования и обновления клеток и тканей организма, а также регуляции его функций; составная часть обмена веществ. Используя в качестве корма продукты растительного происхождения (нектар и пыльцу), пчёлы, наряду с другими фитофагами, обеспечивают в экосистемах первоначальный этап переработки биомассы живых растений. Как и другие животные, пчёлы нуждаются в углеводах, белках, жирах, витаминах, минеральных веществах, воде. Энергетические затраты восполняются в основном за счёт углеводов, в меньшей степени для этого используются жиры и лишь в самых критических случаях — белки. Главные источники углеводов для пчёл — нектар и падь; источник белков, жиров, витаминов и минеральных веществ — пыльца. Недостаток белка в пище пчел приводит к уменьшению количества и понижению жизнеспособности пчелиного расплода; острый дефицит пыльцы может стать причиной каннибализма. Особенность питания пчел состоит в том, что основные виды корма взрослой пчелы представляют собой природные продукты (нектар и пыльца), перерабатываемые пчёлами в мёд пчелиный и пергу; ферментативную обработку пчелой нектара, которая необходима для получения мёда, можно условно считать начальной стадиен пищеварительного процесса.
На разных стадиях развития режим питания у пчёл различен, кроме того, питание отдельных особей пчелиной семьи также имеет свои особенности. Личинки рабочих пчёл и трутней в первые дни питаются пчелиным молочком, затем получают кашицу из перги, мёда и воды, личинка матки на протяжении всего развития питается маточным молочком, которое отличается по составу от пчелиного молочка. Именно характер питания определяет, кто разовьётся из личинки женской особи — матка или рабочая пчела. Взрослые пчёлы также питаются по-разному. Матку рабочие пчёлы кормят маточным молочком, трутней — мёдом и пергой. Вне улья матки и трутни не питаются. Молодые рабочие пчёлы потребляют в улье мёд и пергу, белковый корм для них особенно важен, т. к. развитие гипофарингеальных и восковых желёз возможно только при полноценном белковом питании. Для пчёл-сборщиц пищей может служить нектар. Извлекая его с помощью хоботка, пчела заполняет нектаром медовый зобик. При сборе нектара у проголодавшейся пчелы рефлекторно открывается клапан, отделяющий медовый зобик от кишечника, и часть нектара при этом переваривается, т. е. расходуется на нужды собственного организма. Во время всасывания к нектару примешивается порция секрета гипофарингеальных желёз. В улье пчела-сборщица отрыгивает нектар, пчела-приёмщица хоботком всасывает его и откладывает в ячейку только после определенной обработки (многократно отрыгивает и забирает в медовый зобик), что не только повышает концентрацию Сахаров и других веществ, но и обогащает нектар ферментами. Секрет желёз содержит: инвертазу, расщепляющую сахарозу на глюкозу и фруктозу; амилазу, расщепляющую крахмал на декстрин и мальтозу; фермент, окисляющий глюкозу до глюконовой кислоты; каталазу, разлагающую перекись водорода, которая возникает при образовании глюконовой кислоты. В результате действия ферментов сложные сахара нектара перерабатываются в простые сахара мёда, которые легче усваиваются организмом пчелы. Это является важным биологическим приспособлением, т. к. затрата энергии на переработку сложных Сахаров вызвала бы излишнее потребление пищи и затруднило зимовку пчёл.
Со способом кормления личинки в ячейке сота связана её способность в течение всего периода роста не выделять экскрементов: ведь они загрязняли бы корм, на котором она плавает. Поэтому в процессе эволюции личинка пчелы приобрела способность выделять экскременты только после того, как ее питание закончено.
Особенности питания пчел
Чем питаются пчелы на пасеке и в природе
Пчелы собирают нектар с цветущих растений. Для его переноса они используют зобик. Именно в нем сироп частично становится медом. Это происходит из-за фермента, который вырабатывают медоносы, – инвертазы. Пока пчела долетит до своего жилища, она съест от 20 до 40% добытого продукта.
Прибыв в улей, насекомое оставляет часть сиропа в сотовой ячейке. Он продолжает ферментироваться и со временем становится тем медом, который мы привыкли видеть.
Но рацион пчелы состоит не только из меда и нектара, в него еще входит вода. Ее медоносы берут из открытых водоемов (рек, луж, озер) и специальных поилок, которые располагаются на пасеке. Также в меню включены разные виды пыльцы и перга (это белковый продукт, изготавливаемый из пыльцы, подвергшейся брожению).
Если насекомым не хватает питания, их подкармливают медовым или сахарным сиропом, а также смесью с добавлением сухого молока.
В природе
Дикие пчелы предпочитают нектар с определенных растений, например:
Также они питаются сиропом из фруктов (груш, винограда, слив и яблок). В добыче подобной пищи насекомым помогают осы, они выгрызают мякоть, делая отверстия в плодах. А пчелы забираются в эти ходы и пьют сок. Та же ситуация с поврежденными фруктами. Дикие пчелы не портят урожай: если плод не поврежден – они никогда не начнут пить из него сироп.
В разное время года
В теплый сезон пчелы употребляют пыльцу и нектар из гречихи, мака, кукурузы, подсолнуха, липы и пр. Медоносные насекомые добывают еду природного происхождения вплоть до самых холодов. А вот в зимнее время и ранней весной пасечники подкармливают насекомых.
Пчелы делают специальные кормушки и заполняют их сахарной помадкой, медом, сухим молоком. Подкормка на основе сахара наименее полезна и питательна, ведь в ней недостаточное количество веществ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности пчел.
Тип питания пчел
Обязанности насекомых в улье четко распределены: одни собирают и носят нектар, вторые вскармливают потомство, матка занимается откладыванием яиц. Питание пчел зависит от их вида.
Наиболее неприхотливы рабочие насекомые, они едят только цветочный нектар и пергу, а зимой могут полакомиться подкормкой. Их с возраста личинок переводят на смесь из перги и меда, поэтому рабочие пчелы гораздо меньше по размеру, и медленнее развиваются.
Данный тип пчел должен получать достаточно углеводов, белка и липидов, ведь от этого зависит качество их работы.
А вот пчеломатка постоянно ест маточное молочко, которое имеет все нужные микроэлементы для жизни и оплодотворения.
Никакая другая еда не может гарантировать постоянное откладывание яиц. Самый большой вред пасечникам наносят трутни, ведь основой их рациона является мед.
Нектар из цветов и растений пчелы собирают длинным хоботком, а пыльца сама цепляется на ворсистые лапки. Таким образом, будущий мед запечатывают в одни соты, а пыльцу для перги – в другие.
Едят ли пчелы свой мед
Питаются ли пчелы своим медом? Однозначно да! Им необходимы силы для преодоления больших расстояний в поисках растений. Поэтому насекомые едят на несколько дней вперед. Голодные медоносные насекомые могут погибнуть в пути.
Однако следует отметить, что летом работающие пчелы самостоятельно обеспечивают себя питанием из растений, поэтому поедание собственного сладкого продукта их не интересует. В зимний период, когда отсутствует нектар, они могут поедать прошлогодний мед (если он остался в сотах) или же подкормочную смесь.
А вот что касаемо трутней, они постоянно едят пчелиный продукт. Поэтому их количество регулируют, уничтожая такой расплод.
Чем пчелы кормят своих детей
Когда личинки только вылупляются из яйца, у них отличный аппетит. Меньше чем за неделю червячок поглощает около 200 мг корма. Чтобы разобраться, чем пчела кормит своих деток, нужно понимать, к какому виду она относится.
Например, личинки трутней и рабочих пчел только пару дней получают маточное молочко, после чего основу их рациона составляет кашица из воды, перги и нектара. А будущая матка питается исключительно маточным молочком. Причем его состав разительно отличается от того, которое получают только вылупившиеся пчелы и трутни.
За рацион личинок отвечают пчелки-кормилицы. Они подлетают к каждой особи по 1300 раз в сутки. Стадия роста личинок заканчивается через 6 дней. После этого пчелы закупоривают ячейку смесью пыльцы и воска.
Когда нужна и не нужна прикормка для пчел
Существует четыре момента, при которых пчелы нуждаются в подкормке:
Падевый мед опасен для жизни медоносных пчел. Зачастую он заражен бактериями и микроорганизмами, которые ведут к гибели целых роёв.
Если же год был удачным, богатым на цветоносы, и щедрым на хорошую погоду, медоносные насекомые могут самостоятельно обеспечить себя едой на весь период. Также следует обратить внимание, что пчел нельзя перекармливать, иначе произойдет преждевременное червление матки.
Как правильно кормить пчел
Пчелиный рой должен получать необходимое количество питательных веществ, чтобы его работа шла слаженно. В случае нехватки корма пасечники прибегают к различным подкормкам. Их существует 3 вида:
Весной и осенью пасечники наливают пчелам чистую воду в поилки. Ведь если насекомые будут пить из непонятных источников, они могут занести в улей инфекцию.
Пасечник обязан тщательно следить за количеством и состоянием пчел, чтобы к весне они оставались работоспособными. Если обнаружен засахарившийся мед в сотах, срочно меняют рамки. Что касается подкормки, ее делают не раньше конца февраля.
Составленную смесь из сахарного сиропа, сухого молока или меда наливают в кормушки. Причем важно кормить насекомых вечером, после захода солнца, тогда они гораздо спокойнее.
Если специальных кормушек нет, то делают густую смесь и наливают ее в целлофановый пакет или марлю. В таком импровизированном мешке нужно сделать несколько проколов. Так пчелам будет удобно доставать еду.
Не выбрасывайте закристаллизовавшийся мед, его можно растопить и использовать для подкормки.
Особенности кормления зимой
Любое вторжение в улей зимой пчелы переживают очень тяжело. Полноценный осмотр гнезд можно провести, если пасека находится в помещении. При этом температура воздуха не должна быть ниже нуля градусов. В случае невозможности осмотра роёв подкормку проводят сразу для всех ульев.
Для зимнего кормления самый подходящий состав – сахарный сироп. Причем его готовят как из обычного белого песка, так и из коричневого тростникового. Соотношение воды и сахара – 1 к 2, т. е. на 1 литр жидкости берем 2 кг сыпучего песка. Получается густая концентрированная масса, которой заполняют соты.
Алгоритм зимней подкормки:
В соты вмещается около 2 кг корма, этого количества большому улью будет достаточно на месяц. По прошествии 30–40 дней (если тепло еще не пришло) подкормку повторяют.
Заключение
Полноценное питание пчелиных семей – это залог их размножения и жизнедеятельности. Бывают неудачные сезоны, когда насекомые неспособны самостоятельно заготовить нужное количество еды для зимовки.
Поэтому долг хорошего пасечника – не только не «вычищать» ульи подчистую, а иногда и подкормить семьи. Задаться вопросом кормежки следует еще с осени, но прежде следует проверить потребность насекомых в этом.
Чем питаются пчелы в дикой природе и домашние в хозяйстве
Известно, что пчелы собирают нектар цветков различных растений, накапливая плоды труда в сотах. Не только они, но и человек пользуются результатом в виде меда. В дикой природе он является зимней едой для пчел и их деток. Вопрос, чем питаются пчелы, важен людям, которые намереваются их разводить. На самом деле рацион состоит не только из меда, нектара и пыльцы, которой вдоволь имеется на протяжении летнего сезона. Правильный состав пчелиной еды более разнообразен.
Чем питаются дикие пчелы
Для правильной организации ухода за полезными медоносами на пасеке, нужно изучить их природное питание. Тогда можно будет обеспечить аналогичные условия у себя на участке. Рассмотрим, чем питаются пчелы в природе, в естественной для себя среде.
Медоносы в дикой природе занимаются сбором с цветущих растений нектара, который переносят в зобике. Там же он отчасти становится медом. Вырабатывающийся фермент инвертаза делит все добытое на фруктовый и тростниковый сахар. Хотя этим продуктом преобразование не заканчивается. По дороге в улей пчелка тратит 20-40% собранного на собственное питание, восстанавливающее силы.
Данный расход — главное, что едят пчелы. По прибытии в улей насекомое отдает частично переработанную каплю нектара в сотовую ячейку. Просто оставляет на верхней части. Собранный нектар продолжает подвергаться действию фермента в сотах. Когда в продукте останется 20 % воды, его можно считать медом — запасом пропитания.
Рацион медоносов состоит не только из нектара и меда. Рабочие пчелы также употребляют воду, едят пергу, множество видов пыльцы. Последняя во время нахождения на цветке прилипает к волоскам их тела до самых глаз. Насекомое смачивает слюной собранную пыльцу и, прилетев домой, откладывает ее в конкретную сотовую ячейку. Там происходит брожение, в результате чего образуется белковый продукт — перга.
Говоря о том, что любят пчелы, следует упомянуть их главную кормовую базу, состоящую из медоносных растений:
Ознакомившись со сроками цветения и сбора нектара на примере диких пчел, люди начали сажать соответствующие растения поблизости от пасеки.
Чем едят пчелы на пасеке
Как только мед в улье достигнет нужного порога влажности (20% воды), соты запечатываются пчелами, которые выделяют для этого из организма тонкий слой воска. Содержимое продолжает доходить до требуемой кондиции. Собранный летом продукт предназначен для зимнего питания пчелиной семьи.
Разыскивая медоносы, насекомые отправляются на большие расстояния. Пчелы едят мед и с этой целью восполнения сил, причем на несколько суток сразу. Ведь голодные они погибают при перелете.
Развитие насекомым обеспечивает белковая пища, она же позволяет удачно расплодиться по весне. Ее содержат:
Последнее средство применяют при недостаточности запасов питания. Белок восполняют легко усваиваемым коровьим молоком. Пергой кормят личинок накануне периода цветения медоносов. При ее отсутствии в нужном количестве, матка не отложит яйца. Поэтому перед зимовкой пчеловод оставляет в улье рамку с пергой. Иначе придется применять белковые заменители, из которых натуральными являются:
Соединяя данные составляющие, оставляют смесь на рамке. Применяют и сухое молоко, взяв его 200 г, добавив 1 кг сахара и 800 мл воды, вскипяченные до растворения.
Иногда для подкормки пчел в зимнее время, по мешочкам раскладывают сладкое тесто.
Также требуются поилки с чистой водой. Иначе насекомые заразятся болезнями из случайных мест типа лужи. В несколько емкостей добавляют соль.
Особенности питания различных жителей улья
Пчеломатка на протяжении своей жизни питается маточным молочком, включающим все нужные вещества для поддержки жизненного тонуса и оплодотворения. Никакая другая пища не приведет к откладыванию требуемого числа яиц.
Изредка также поедается пыльца и мед. Вылупившиеся прожорливые личинки разделяются по статусу, получают конкретный рацион.
Пчелиное молочко будущие рабочие пчелы и трутни едят лишь несколько суток. Затем они переходят на воду, мед, пергу. К каждой личинке до 1300 раз ежесуточно подлетают «няньки». Личинки за это же время увеличиваются в 10 000 раз. Спустя 6 дней они закупориваются до февраля воском с пыльцой.
Питание в разное время года
Пасечник нередко подкармливает насекомых. Во все сезоны приготавливают вышеописанные смеси из меда, молока, сахарную помадку. Организованные кормушки заполняют вечером. Жара также приводит к недостатку природного питания из цветов.
Чем кормят пчелы своих деток
Детка употребляет следующие продукты:
Различается отдельный класс пчел, называемых кормилицами. Около их рта находятся специальные железы, выделяющие молочко. Такое насекомое подает личинке корм на протяжении 2 минут и 15 секунд. Каждая пчела-кормилица заботится о нескольких «малышах», которые имеют одинаковый возраст. По истечении трех суток после вылупления из яиц можно переходить на другую еду — пергу. Это пыльца, утрамбованная в сотах, прошедшая процесс молочно-кислого брожения с пчелиной слюной. Наконец, продукт заливается медом и запечатывается при помощи воска, а приплод получает ферменты, аминокислоты, белок, которые нужны для правильного развития.
Пчеловодам важно знать, чем поддерживать жизнь насекомых по сезонам и на протяжении суток.
Пищевая цепь
1. Продуценты (производители) производят органические вещества из неорганических. Это растения, а так же фото- и хемосинтезирующие бактерии.
2. Консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества.
Пример пищевой цепи: капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб. Стрелка в пищевой цепи направлена от того, кого едят в сторону того, кто ест. Первое звено пищевой цепи – продуцент, последнее – консумент высшего порядка или редуцент.
Пищевая цепь не может содержать больше 5-6 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено 90% энергии теряется (правило 10%, правило экологической пирамиды). Например, корова съела 100 кг травы, но потолстела только на 10 кг, т.к.
а) часть травы она не переварила и выбросила с калом;
б) часть переваренной травы была окислена до углекислого газа и воды для получения энергии; часть этой энергии была потрачена на жизнедеятельность, часть рассеялась в виде тепла.
Каждое последующее звено в пищевой цепи весит меньше предыдущего, поэтому пищевую цепь можно представить в виде пирамиды биомассы (внизу производители, их больше всего, на самом верху – консументы высшего порядка, их меньше всего). Кроме пирамиды биомассы, можно построить пирамиду энергии, численности и т.п.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят
1) ель обыкновенную
2) лесных мышей
3) таежных клещей
4) почвенных бактерий
Выберите один, наиболее правильный вариант. Что общего у грибов и бактерий
1) наличие цитоплазмы с органоидами и ядра с хромосомами
2) бесполое размножение при помощи спор
3) разрушение ими органических веществ до неорганических
4) существование в виде одноклеточных и многоклеточных организмов
ПРОДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ
1. Выберите три варианта. Водоросли в экосистеме водоема составляют начальное звено в большинстве цепей питания, так как они
1) аккумулируют солнечную энергию
2) поглощают органические вещества
3) способны к хемосинтезу
4) синтезируют органические вещества из неорганических
5) обеспечивают энергией и органическими веществами животных
6) растут в течение всей жизни
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме к продуцентам относят хемосинтезирующих бактерий, так как они
1) синтезируют органические вещества из неорганических
2) создают первичную продукцию
3) характеризуются гетеротрофным питанием
4) паразитируют на растениях
5) окисляют органические вещества
6) используют энергию окисления неорганических веществ для синтеза АТФ
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам биоценозов относят
1) гриб-пеницилл
2) молочнокислую бактерию
3) берёзу повислую
4) белую планарию
5) верблюжью колючку
6) серобактерию
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относят
1) пресноводную гидру
2) кукушкин лен
3) цианобактерию
4) шампиньон
5) улотрикс
6) планарию
ФОРМИРУЕТСЯ: Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относят
А) дрожжи
Б) кишечная палочка
В) хлорелла
ПЕРВЫЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса первый трофический уровень занимают
1) зерноядные млекопитающие
2) береза бородавчатая
3) тетерев-косач
4) ольха серая
5) кипрей узколистный
6) стрекоза коромысло
ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между организмами и трофическими уровнями: 1) первый, 2) второй. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) бабочка-монарх
Б) железобактерия
В) красный коралл
Г) олений мох
Д) хлорелла
Е) инфузория-туфелька
2. Установите соответствие между организмами и функциональными группами: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерии
Б) полевая мышь
В) мятлик луговой
Г) пчела медоносная
Д) пырей ползучий
3. Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) прибрежная растительность
Б) рыбы
В) личинки земноводных
Г) фитопланктон
Д) растения дна
Е) моллюски
4. Установите соответствие между обитателями наземной экосистемы и функциональной группой, к которой они относятся: 1) консументы, 2) продуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ольха
Б) жук-типограф
В) вяз
Г) кислица
Д) клест
Е) сорока
5. Установите соответствие между организмом и функциональной группой биоценоза, к которой его относят: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гриб трутовик
Б) пырей ползучий
В) серобактерия
Г) холерный вибрион
Д) инфузория-туфелька
Е) малярийный плазмодий
6. Установите соответствие между примерами и экологическими группами в пищевой цепи: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) заяц
Б) пшеница
В) дождевой червь
Г) синица
Д) ламинария
Е) малый прудовик
2. Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: 1) растения, 2) бактерии, 3) животные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) основные производители глюкозы в биогеоценозе
Б) первичные потребители солнечной энергии
В) минерализуют органические вещества
Г) являются консументами разных порядков
Д) обеспечивают усвоение азота растениями
Е) передают вещества и энергию в пищевых цепях
3. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) серобактерии
В) мукор
Г) пресноводная гидра
Д) ламинария
Е) бактерии гниения
4. Установите соответствие между организмом и функциональной группой, к которой этот организм относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) одуванчик лекарственный
Б) гнилостная бактерия
В) берёза бородавчатая
Г) травяная лягушка
Д) обыкновенный крот
Е) плесневый гриб пеницилл
5. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) пеницилл
Б) северный олень
В) можжевельник обыкновенный
Г) цианобактерия
Д) железобактерия
Е) дрозд-рябинник
2. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят: 1) Продуценты, 2) Редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Является первым звеном в цепи питания
Б) Синтезируют органические вещества из неорганических
В) Используют энергию солнечного света
Г) Питаются готовыми органическими веществами
Д) Возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) Разлагают органические вещества до минеральных
2. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме: 1) Продуцент, 2) Редуцент. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Сфагнум
Б) Аспергилл
В) Ламинария
Г) Сосна
Д) Пеницилл
Е) Гнилостные бактерии
3. Установите соответствие между организмами и их функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерия
Б) цианобактерия
В) бактерия брожения
Г) почвенная бактерия
Д) мукор
Е) ламинария
КОНСУМЕНТЫ ПРИЗНАКИ
Выберите три варианта. В экосистеме леса к консументам относят лягушек, так как они
1) потребляют готовые органические вещества
2) участвуют в разложении органических остатков
3) питаются насекомыми
4) имеют покровительственную окраску
5) составляют третий трофический уровень
6) синтезируют органические вещества из неорганических
КОНСУМЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три варианта. Укажите консументов в экосистеме
1) паразитические растения
2) паукообразные
3) цветковые растения
4) насекомые
5) деревья верхнего яруса
6) цианобактерии
ВТОРОЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Второй трофический уровень в экосистеме смешанного леса занимают
1) лоси и косули
2) зайцы и мыши
3) снегири и клесты
4) поползни и синицы
5) лисицы и волки
6) ежи и кроты
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Ко второму трофическому уровню экосистемы относятся
1) русская выхухоль
2) тетерев-косач
3) кукушкин лен
4) северный олень
5) куница европейская
6) мышь полевая
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов образуют второй трофический уровень?
1) ежа сборная
2) ёж европейский
3) косуля европейская
4) прыткая ящерица
5) полевка обыкновенная
6) муха-журчалка
ТРЕТИЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме тайги третий трофический уровень занимают
1) зерноядные птицы
2) росомаха
3) сосна кедровая
4) горностай
5) соболь
6) кабарга
КОНСУМЕНТЫ ПОРЯДКА ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги: 1) консумент 1 порядка, 2) консумент 2 порядка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) кедровка
Б) ястреб-тетеревятник
В) обыкновенная лисица
Г) благородный олень
Д) заяц-русак
Е) обыкновенный волк
2. Установите соответствие между животным и его ролью в саванне: 1) консумент первого порядка, 2) консумент второго порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) антилопа
Б) лев
В) гепард
Г) носорог
Д) страус
Е) гриф
3. Установите соответствие между организмами и функциональными группами экосистемы, к которой их относят: 1) консумент 1 порядка, 2) консумент 2 порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) речной бобр
Б) дикий кролик
В) слизень
Г) лягушка озерная
Д) морские котики
4. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: 1) консумент I порядка, 2) консумент II порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) среднеазиатская саранча
Б) таёжный клещ
В) стрекоза коромысло
Г) колорадский жук
Д) медоносная пчела
Е) божья коровка
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких из перечисленных животных можно отнести к консументам II порядка?
1) серая крыса
2) колорадский жук
3) дизентерийная амеба
4) виноградная улитка
5) божья коровка
6) медоносная пчела
6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В цепях питания консументами первого порядка являются
1) ехидна
2) саранча
3) стрекоза
4) лисица
5) лось
6) ленивец
2. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме смешанного леса: 1) редуценты, 2) консументы
А) мухомор
Б) жук-короед
В) почвенная нематода
Г) плесневый гриб
Д) таёжный клещ
Е) гнилостная бактерия
РЕДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ
1. Выберите три варианта. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?
1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
3) образуют первичную продукцию в экосистеме
4) служат первым звеном в цепи питания
5) образуют доступные растениям неорганические вещества
6) являются консументами II порядка
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какую роль выполняют редуценты в экосистеме?
1) образуют первичное органическое вещество
2) потребляют детрит
3) служат пищей для растений-хищников
4) выделяют в среду растворимые минеральные соли
5) служат начальным звеном пастбищной пищевой цепи
6) обеспечивают замкнутость круговорота веществ
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Редуценты в экосистеме леса участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как
1) синтезируют органические вещества из минеральных
2) освобождают заключённую в органических остатках энергию
3) аккумулируют солнечную энергию
4) разлагают органические вещества
5) способствуют образованию гумуса
6) вступают в симбиоз с консументами
РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите организмы, относящиеся к редуцентам. Три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) пеницилл
2) спорынью
3) гнилостные бактерии
4) мукор
5) клубеньковые бактерии
6) серобактерии
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят
1) бактерии гниения
2) грибы
3) клубеньковые бактерии
4) пресноводные рачки
5) бактерии-сапрофиты
6) майские жуки
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССЫ
Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная с фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) разрушение и минерализация органических остатков
2) первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
3) использование органических веществ консументами II порядка
4) использование энергии химических связей растительноядными животными
5) использование органических веществ консументами III порядка
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕРЫ
1. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты
1) инфузория-туфелька
2) сенная палочка
3) чайка
4) рыба
5) моллюск
6) ил
2. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей
1) еж
2) полевой слизень
3) орел
4) листья растений
5) лисица
3. Расположите в правильном порядке организмы в цепи разложения (детритной). Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мелкие плотоядные хищники
2) останки животных
3) насекомоядные животные
4) жуки-сапрофаги
4. Расположите в правильном порядке организмы в детритной цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мышь
2) опенок
3) ястреб
4) трухлявый пень
5) змея
5. Установите последовательность организмов в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гусеница непарного шелкопряда
2) липа
3) обыкновенный скворец
4) ястреб перепелятник
5) жук пахучий красотел
6. Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел
7. Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) лягушка
2) уж
3) бабочка
4) растения луга
8. Установите последовательность организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мальки рыб
2) водоросли
3) окунь
4) дафнии
9. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться перечисленные объекты.
1) паук-крестовик
2) ласка
3) личинка навозной мухи
4) лягушка
5) навоз
Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) вторичные хищники
2) первый уровень
3) сапротрофные бактерии
4) редуценты
5) консументы второго порядка
6) второй уровень
7) продуценты
8) третичные хищники
Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
Список терминов:
1) первичные хищники
2) первый уровень
3) сапротрофные бактерии
4) редуценты
5) консументы первого порядка
6) гетеротрофы
7) третий уровень
8) вторичные хищники
Проанализируйте таблицу «Функциональные группы организмов в экосистеме». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) вирусы
2) эукариоты
3) сапротрофные бактерии
4) продуценты
5) водоросли
6) гетеротрофы
7) бактерии
8) миксотрофы
Рассмотрите рисунок с изображением пищевой цепи и укажите (А) тип пищевой цепи, (Б) продуцента и (В) консумента второго порядка. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) детритная
2) канадский рдест
3) скопа
4) пастбищная
5) большой прудовик
6) зеленая лягушка
Выберите из приведённой на рисунке схемы пищевой сети организм, которому можно дать следующее экологическое описание: аэробионт, консумент III порядка, активен днём. В ответе запишите число, которым он обозначен.
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,
1) являются продуцентами
2) обеспечивают смену экосистем
3) увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере
4) извлекают органические вещества из пищи
5) превращают органические остатки в минеральные соединения
6) выполняют роль консументов или редуцентов
Установите соответствие между характеристиками и типами планктона: 1) зоопланктон, 2) фитопланктон. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) включает в себя гетеротрофных простейших
Б) составляет первый трофический уровень
В) представлен дафниями и циклопами
Г) включает в себя цианобактерии и диатомовых
Д) производит первичную продукцию
Е) может вызвать «цветение» воды
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже особенностей характерны только для детритных пищевых цепей?
1) Хищные животные находятся на уровне консументов 2-го порядка и выше.
2) Продуцентом служат хвойные растения.
3) Первый трофический уровень представлен мёртвым органическим веществом.
4) Консументы первого порядка поедают листовой опад.
5) Консументами первого порядка являются детритофаги.
6) Численность высших хищников крайне мала.
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биологическом круговороте происходит:
1) разложение продуцентов консументами
2) синтез органических веществ из неорганических продуцентами
3) разложение консументов редуцентами
4) потребление продуцентами готовых органических веществ
5) питание продуцентов консументами
6) потребление консументами готовых органических веществ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К экологическим терминам относят
1) гетерозис
2) популяция
3) аутбридинг
4) консумент
5) дивергенция
Установите последовательность нарастания биомассы организмов в соответствии с правилом экологической пирамиды, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) кальмары, осьминоги
2) белый медведь
3) планктон
4) ракообразные
5) ластоногие
Детёныш обыкновенной лисицы, имея массу 1 кг, питался исключительно лесными полёвками, средняя масса которых составляла 25 г. Используя экологическое правило 10%, подсчитайте, какое количество полёвок съел лисёнок для достижения им массы в 6 кг. В ответе запишите только количество полёвок.
Первичная годовая продукция экосистемы составляет 2,8х10 8 кДж. Какое количество энергии поступает на четвертый трофический уровень этой экосистемы? В ответ запишите только количество энергии, выраженное в мегаджоулях.
Общее количество энергии Солнца, поступающей в биогеоценоз, составляет 5х10 6 кДж, в чистую продукцию переходит 2% энергии. Какое количество энергии поступает на третий трофический уровень? В ответ запишите только количество кДж.