Чем питался древнейший человек

Что ел твой доисторический дед

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Георгию Добродееву было бы тяжело делать обзоры бургеров в палеолите — это факт. Но ведь что-то же ели и пили люди тех лет, и это были не только банальные мясо-грибы, все гораздо интереснее. Мы расскажем о временах, когда стейки сделали людей вершиной эволюции, а люди ели многое: от мухоморов до глины.

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человекСравнительно недавно в мире произошел всплеск моды на так называемую «палеолитическую диету», которая предписывает питаться так, словно на дворе каменный век и огонь изобрели буквально на днях. Мы любим историю и кое-что понимаем в диетах, так что заинтересовались вопросом. Спойлер: палеолитическая диета оказалась вовсе не идентична тому, что было в действительности.

Как исследуют древний рацион

Исследовать то, что именно ели люди каменного века, оказывается не так уж трудно: любая деятельность человека оставляет следы в его окружении или его останках. Самое большое количество информации дают археологические находки вроде обглоданных костей или каменных котлов для готовки, а также зубы (особенно с зубным камнем) и окаменевший кал. Последние две могут дать очень неожиданную информацию, например, о том, что неандертальцы ели самые настоящие каши.

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Возможно, самая большая удача постигла антропологов и археологов, когда была найдена хорошо сохранившаяся мумия древнего человека. Он жил в Альпах в эпоху халколита, то есть на стыке каменного и медного веков, погиб во время перехода через горы и оказался сохранен во льду на 5 тысяч лет. В наше время его назвали Эци, расшифровали его геном и выяснили множество крутых вещей, вроде того, что умер он в бою, перед смертью нес на плечах раненого товарища, и у него не было одной пары ребер (такая вот мутация). Выяснилось и про рацион типичного жителя тех мест: отруби, фрукты, коренья, мясо серны и оленя — все это было найдено в кишечнике Эци, то есть питался он достаточно разнообразно.

Кстати, анализ его ДНК дал понять, что некоторые из современных местных жителей являются дальними родственниками Эци. Представьте, как лично вы отреагировали бы на находку вашего предка, которому 5 тысяч лет, и на него свободно можно посмотреть в музее.

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Исследование питания древних позволило сделать вывод о том, насколько важна оказалась кулинария для появления человека разумного. Например, антрополог Ричард Рэнгем утверждает, что готовка пищи стала едва ли не главной причиной появления человечества и, можно сказать, без нее труд никогда не сделал бы из обезьяны человека.

В двух словах, идея выглядит так: мозг — очень полезный, но безумно дорогостоящий орган с точки зрения затрат энергии, но в свое время благодаря переходу на мясную диету и повышению калорийности еды австралопитек получил возможность увеличить свои мозги и эволюционировать в человека умелого. Это был первый прорыв. Второй случился, когда предки человека научились термически обрабатывать пищу, еще больше увеличив ее калорийность. Такое важное событие стало толчком к переходу от человека умелого к человеку прямоходящему, а там уже и окончательно освободившаяся рука, и труд, и последующий невероятный триумф человечества. Короче говоря, мы все по гроб жизни обязаны палеолитическому стейку, приготовленному на костре.

Рыба и морепродукты

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Значительную часть своего существования человечество жило вовсе не в средней широте и кормилось не в лесах: данные анализов ДНК указывают на то, что люди расселялись вдоль морского побережья, и лишь с ростом численности людям приходилось искать удачу уже вдоль рек, идя от устья к истоку. В любом случае, большая часть древних людей жила где-то условно вблизи водоемов. Кочевали едва ли не в пределах видимости воды, стараясь не уходить далеко. В связи с этим рацион был очень богат рыбой и мясом водоплавающих птиц. Древние люди ели все, что можно было добыть из водоемов и найти неподалеку: от мидий и водорослей до злаков, которые росли рядом. По возможности рацион старались разнообразить мясом. Да и вообще, те же устрицы считались едой бедняков еще лет 300 назад: когда-то их было много, и они были популярной едой английских мещан.

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Проблема с исследованиями древних стоянок заключается в том, с окончанием ледникового периода растаявшие ледники затопили значительную часть некогда прибрежных земель. Та же Великобритания, к примеру, в свое время была частью континента, а Черное море — озером, которое впоследствии было залито океанической водой. Как бы там ни было, территория, на которой в свое время жила едва ли не большая часть человечества, сейчас является затопленной. Не удивлюсь, если последствия этого затопления и стали прообразом легенды о Великом потопе.

Интересный факт: суша, которая когда-то соединяла Англию и материк была названа «Доггерленд» и во время оледенения была густо населена людьми, обладала богатыми флорой и фауной. На дне Ла-Манша до сих пор можно обнаружить всевозможные мегалиты, в том числе похожие на Стоунхендж. И, возвращаясь к теме древней диеты: именно на территории бывшего «Доггерленда» на глубине 11 метров нашлись подтверждения того, что древние люди импортировали пшеницу на большие расстояния.

Каша и ягоды

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Неандерталец мог съесть твоего предка, а мог кашу — как повезет.

Говоря о том, как жили и что ели люди каменного века, надо помнить о том, что эта эпоха была невероятно протяженной по времени, и за это время случилось многое. Если недавно вышедшие в мир люди поначалу расселялись вдоль океанов и питались примерно одинаково, то в какой-то момент, расселившись по всему миру, они довольно сильно разнообразили свой рацион и вообще манеру выживания.

Больше всего, конечно, исследованы пещерные люди Западной Европы и судят о них больше по находкам отсюда. И вот, что удивительно: здешняя природа, особенно во времена около Ледникового периода, по большей части подталкивали к лютому мясоедству и специализации только на нем, однако вышло иначе. К примеру, неандертальцы были почти чистыми хищниками, тут они пошли по пути наименьшего сопротивления, но люди оказались не совсем таковы: имея привычку к воде и соответственному питанию, они и здесь смогли устроиться в своем духе.

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Люди каменного века даже здесь выживали за счет широкого охвата ресурсов, а не за счет жесткой специализации. К примеру, от четверти до половины всего белка они получали из рыбы и активно разнообразили свой рацион кореньями, растениями, грибами и ягодами. Более того, недавно выяснилось, что даже неандертальцы, несмотря на свое почти полное мясоедство, делали каши из ячменя. Серьезно, даже эти стайные хищники варили кашу и непонятно, научились они этому от кроманьонцев или дошли до такого блюда сами.

Алкоголь и прочее

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Слева реконструкция кроманьонца, справа — неандертальца.

Отдельная графа поедаемых вещей — то, что употребляют не совсем для питания, но скорее для удовольствия или же трансцендентного опыта. Например, алкоголь — все же гораздо больше сельскохозяйственная тема. Понятно, что еще не начав возделывать культурные растения, люди открыли чудо брожения благодаря ягодам, меду или злакам, но вряд ли готовка палео-сбитней была таким уж частым явлением. Первое свидетельство приготовления пива относится к каменному веку, но это уже продукт, сделанный крестьянами, пусть и в древнейшей сельхоз-общине, Гебекли-тепе.

Понятно, что для наших читателей это не особо оригинальная информация. Но вот что интересно с учетом того, что я сказал выше: все это, в том числе и алкоголь, было бы немыслимо, если бы не стратегия человека разумного, которая помогла нам выжить и пережить остальных гоминид. Люди буквально едят все, что только смогут достать, и готовят это всеми возможными способами, наша фантазия в этом деле просто беспримерна. Это умение питаться всем, до чего дотянутся руки часто недооценивается: человек стал царем природы не только за счет своего интеллекта и труда, но и за счет своей невероятно сложной и продуктивной кулинарии.

Что все это значит

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Если бы палеолитическую диету создавали не диетологи, а антропологи, то она выглядела бы примерно так: «хочешь питаться как твой доисторический дед — ешь утятину с рыбой и заедай ягодами и орехами, которые собрала твоя женщина и, да, люби кашки».

Источник

Чем питались люди 100 тысяч лет назад?

Около 100 тысяч лет назад на территории современной Европы и средней Азии жили неандертальцы. Некоторые ученые считают их нашими далекими (но не прямыми) предками и постоянно пытаются выяснить, как проходил каждый их день. На данный момент известно, что в те далекие времена древние люди в основном просто пытались выжить — они искали пригодные для жилья пещеры, изготавливали копья и охотились на животных. Если о жилищах неандертальцев и методах их охоты уже известно многое, то их рацион питания до сих пор остается недостаточно изученным. Судя по найденным останкам, они часто питались мясом крупных животных, но недавно ученые выяснили, что они также ели рыбу. Но как они ее ловили и как на них повлияла разнообразная пища?

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Жившим 100 тысяч лет назад людям дали название «неандертальцы» потому, что один из первых их черепов был найден в 1856 году в ущелье Неандерталь (Германия)

Неандертальцы (Homo neanderthalensis) — вымершие представители рода людей, жившие примерно 100 тысяч лет назад. По росту они были ниже нас и обладали широкими плечами, а продолжительность их жизни составляла около 20 лет. Неандертальцы не являются прямыми предками человека, потому что между нами явно существовал еще один вид древних людей, который пока не обнаружен.

Жизнь неандертальцев

Судя по найденным учеными останкам, сотни тысяч лет назад неандертальцы жили в пещерах, расположенных в Италии, Португалии и других ближайших странах. Их жилища условно делились на три зоны. Первая была неким подобием кухни, в которой разделывалось и поедалось мясо убитых животных. Во второй зоне обязательно был костер — судя по всему, там древние люди отдыхали и спали. Третья зона была мастерской, в которой изготавливались деревянные копья с каменными наконечниками, топоры и другие необходимые им в жизни инструменты.

Интересный факт: когда неандертальцы не могли найти подходящие для жизни пещеры, они могли строить укрытия из костей и шкур мамонтов. А искать жилища им приходилось часто, потому что они постоянно перемещались из одного места в другое.

Охота древних людей

Так как у древних людей были копья и топоры, они вполне могли охотиться на быков, носорогов, мамонтов и даже на хищных львов и гиен. Однако, так как древние люди убивали животных в ближнем бою, они получали серьезные травмы и даже погибали. Местами их охоты были как открытые поля, так и труднопроходимые леса и горы. Иногда древним людям везло — они убивали животных, угодивших в ямы и болота. Их жертвы не могли нанести им особого вреда и людям оставалось всего лишь до смерти затыкать их тела копьями.

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Охота неандертальцев глазами художника

Пища древних людей

Неандертальцы были весьма разумными, поэтому умели «по-человечески» разделывать мясо. В первую очередь, используя заточенные камни, они разрезали шкуру убитого животного — из нее они изготавливали теплую одежду. Затем, при помощи каменных ножей, мясо разрезалось на несколько частей, чтобы его было удобнее есть. Мясо употреблялось либо в сыром, либо в поджаренном виде и в большинстве случаев съедалось за пару присестов, потому что древние люди не умели его хранить в свежем виде.

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Примерно так выглядели каменные орудия неандертальцев

Ранее ученые в этом сомневались, но в последнее время появилось много свидетельств того, что неандертальцы также питались морепродуктами вроде рыб, моллюсков и крабов. Об этом, по крайней мере, свидетельствует археологическая находка на одном из побережий Португалии. Там ученым удалось найти множество костей разных животных, среди которых были и останки раковин моллюсков. Так как эта куча «мусора» была образована 86-106 тысяч лет назад, ученые предположили, что она была оставлена неандертальцами.

У таких «кучек мусора», оставленных неандертальцами, есть название — кьеккенмединги. Обычно они обнаруживаются вблизи водоемов и представляют собой холмы высотой несколько метров. В этих кучах ученые часто обнаруживают кости кабанов, оленей и даже рыб.

Изучив останки, исследователи во главе с археологом Жуана Зильяном выяснили, что древние люди питались рыбой, морскими птицами и даже кедровыми орехами. По данным научного издания ScienceAlert, морепродукты составляли чуть ли не половину рациона неандертальцев, то есть они питались практически так же, как и мы. По крайней мере, это предположение актуально по отношению неандертальцев, живших на территории современной Португалии.

Чем питался древнейший человек. Смотреть фото Чем питался древнейший человек. Смотреть картинку Чем питался древнейший человек. Картинка про Чем питался древнейший человек. Фото Чем питался древнейший человек

Помимо мяса и морепродуктов, неандертальцы также ели растения

О том, что неандертальцы могли ловить рыбу, ученые догадывались уже давно. В далеком 1949 году ученые изучили итальянскую пещеру Мосерини и обнаружили в ней как минимум 167 ракушек с заточенными краями. Среди них были ракушки с гладкими поверхностями, поэтому исследователи решили, что они были добыты древними людьми прямо со дна моря. Для этого им, предположительно, было необходимо нырять на глубину от двух до четырех метров, где они вполне могли вылавливать рыбу. Также вполне может быть, что для ловли рыбы они использовали наточенные копья.

О том, как плавали древние люди, я писал в этом материале. Результаты проведенного исследования открыли много интересного о неандертальцах, поэтому настоятельно рекомендую к прочтению!

Есть предположение, что если бы неандертальцы не питались морепродуктами, развитие человеческого рода происходило бы гораздо дольше. Ученые считают, что содержащиеся в морской пище жирные кислоты положительно повлияли на мозг древних людей и постепенно улучшали их умственные способности. Получается, что рыбы и другие морские обитатели косвенно повлияли на скорость эволюции человека.

Если вы читаете эту статью во время коронавирусного карантина, не скучайте — присоединяйтесь к нашему Telegram-чату и присоединяйтесь к обсуждению наших новостей!

На данный момент остается надеяться, что ученым удастся раскрыть и другие интересные факты о питании наших далеких предков. Но сделать это будет довольно трудно, потому что оставленные вблизи водоемов «мусорные кучи» неандертальцев обнаруживаются учеными очень редко. Считается, что это связано с тем, что эти скопления костей животных на протяжении тысяч лет просто были смыты в моря и океаны.

Источник

10. Что ели люди в древности. Растительная пища

10. Что ели люди в древности. Растительная пища

Если с мясной пищей древнего человека ситуация более или менее ясная, хотя бы в силу сохранившихся костей животных, которые составляли его рацион, то в вопросах растительной пищи можно только строить предположения, исходя из климатических условий и более поздних этнографических данных. Проблема заключается в том, что не только не сохранились остатки самой растительной пищи, но и какие-либо приспособления для ее добычи. А такого рода приспособления наверняка существовали: человеку нужны были палки, подобие мотыги, для выкапывания корней, сосуды, корзины или мешки. Все это изготовлялось из растений и не сохранилось до сегодняшнего дня.

Однако на сегодняшний день у исследователей первобытного общества нет сомнения в том, что собирательство и растительная пища занимали важное место в жизни и рационе древнего человека. Существуют косвенные свидетельства этому: наличие остатков растительной пищи на зубах ископаемых черепов, медицински доказанная потребность человека в поступлении в организм ряда веществ, содержащихся прежде всего в растительной пище, тот факт, что сохранившиеся до недавнего времени сугубо охотничьи племена всегда, пусть и в ограниченном количестве, употребляют продукты собирательства. В конце концов, чтобы повсеместно перейти в будущем к земледелию, человек должен был иметь сложившийся вкус к продуктам растительного происхождения.

Вспомним также, что и рай в религиях многих древних народов — это прекрасный сад, в котором растут в изобилии вкусные плоды и растения. И именно вкушение запретных плодов приводит к крупным катастрофам. У шумеров это Дильмун — божественный сад, в котором богиня всего сущего Нинхурсаг выращивает восемь растений, но их съедает бог Энки, за что и получает от нее смертное проклятье. Библейский Эдем наполнен прекрасными растениями, которые услаждают вкус первых людей, и, только съев запретный плод, Адам и Ева изгоняются из плодово-растительного рая и лишаются вечной жизни.

Как уже говорилось, в соответствии с современными диетическими концепциями и представлениями о правильном питании — даже можно сказать, с современным мировоззрением, включающим еще и политкорректные представления дня сегодняшнего, — ученые все чаще пишут о естественном предпочтении древним человеком растительной пищи, а также нежирного мяса и продуктов морского собирательства (моллюсков и прочего). Естественным образом в этих случаях ссылаются на африканские, австралийские и полинезийские народы, быт и образ жизни которых тщательно изучался учеными в XIX–XX веках. Такого рода данные чрезвычайно важны для создания полной картины питания человечества, хотя, конечно, вряд ли возможно проводить прямые параллели между народами, проживающими в условиях субэкваториального, тропического и субтропического климата, и людьми эпохи верхнего палеолита, климат которой был достаточно суровым и холодным даже в межледниковый период.

Ясно, что такая ситуация возможна только в местах с соответствующим климатом и круглогодичным изобилием растений, однако и она кое о чем говорит: примитивная по современным меркам жизнь, без использования достижений каких бы то ни было «революций» человечества (аграрной, промышленной, научно-технической), далеко не всегда означает голод, тяжелый ежедневный труд и отсутствие свободного времени на что бы то ни было еще, поскольку все устремления племени сводятся к тому, чтобы прокормиться.

Интересен и другой момент из жизни бушменов. Несмотря на то что собирательство — женское занятие — поставляет большую часть рациона племени, охота — занятие мужское — считается делом более важным и престижным, а мясная пища ценится значительно выше растительной. Охота и все, связанное с нею, в том числе продукты охоты и их распределение, занимают главное место в жизни общины. Именно охоте посвящены песни, танцы, рассказы, передающиеся из уст в уста, с ней связаны религиозные ритуалы и обряды. Важную роль при этом играют ритуалы, уходящие корнями, по всей вероятности, в глубокую древность. Охотник, добывший зверя, сам занимается распределением добычи; он наделяет мясом всех без исключения членов племени, в том числе и не участвовавших в охоте. Это показывает, что и среди плодово-фруктового изобилия мясо сохраняло свое превосходство и символику.

Но как бы то ни было, растительная пища была незаменима на «кухне» первобытного человека. Выскажем несколько предположений о ее составе, основываясь на письменных свидетельствах более поздней эпохи и сохранившейся практике употребления некоторых видов диких растений.

Вопрос о появлении человека интересовал все народы, по этому поводу имеется бессчетное количество мифов, сказаний, легенд и преданий. Само по себе характерно то, что все народы признавали тот факт, что было время, и длительное, когда человека не существовало. Затем — божественным ли желанием, по недосмотру ли, по ошибке, по пьяному делу, обманом, в итоге брачного союза божеств, с помощью священного животного или птицы, из глины, дерева, земли, воды, камня, пустоты, газа, космоса, пены, зуба дракона, яйца — рождается человек и наделяется душой. С его рождением, как правило, заканчивается мифологический золотой век на Земле, так как человек немедленно начинает совершать неправильные с высшей точки зрения поступки.

Античная мифология в вопросе сотворения человека схожа с другими древними верованиями. Согласно одному мифу, появление человека на Земле связано с деятельностью титана Прометея, который из глины, земли или камня собрал людей по образу и подобию богов, а богиня Афина вдохнула в них душу. Другой миф рассказывает, как после Великого потопа дочь Прометея со своим супругом создают людей, бросая за спину камни, а сам Прометей вселяет в них душу. Жители Фив предпочитали версию о своем появлении из зубов дракона, побежденного финикийским царем Кадмом.

Древнюю «породу людей» Лукреций считает более крепкой:

Остов у них состоял из костей и плотнейших и бо?льших;

Мощные мышцы его и жилы прочнее скрепляли.

Мало доступны они были действию стужи и зноя

Долгое время («многих кругов обращения солнца») человек скитался, как «дикий зверь». В пищу люди потребляли все

Чем наделяли их солнце, дожди, что сама порождала

Вольно земля, то вполне утоляло и все их желанья.

Важнейшей была для них растительная пища:

Большею частью они пропитанье себе находили

Между дубов с желудями, а те, что теперь созревают, —

Арбута ягоды зимней порой и цветом багряным

Рдеют, ты видишь, — крупней и обильнее почва давала.

Охотились и на животных, каменными орудиями, применяя загонный метод охоты:

На несказанную силу в руках и в ногах полагаясь,

Диких породы зверей по лесам они гнали и били

Крепким тяжелым дубьем и бросали в них меткие камни;

Многих сражали они, от иных же старались укрыться.

Воду брали из источников и рек, обитали в лесах, рощах или горных пещерах. Лукреций утверждает, что в это время люди еще не знали огня, не носили шкур и ходили нагишом. «Общего блага» не блюли, то есть не знали общественных отношений и жили свободной любовью, не ведая брачных связей:

Женщин склоняла к любви либо страсть обоюдная, либо

Грубая сила мужчин и ничем неуемная похоть,

Или же плата такая, как желуди, ягоды, груши.

Первые серьезные перемены, по Лукрецию, произошли, когда человек овладел огнем, начал строить жилища и носить одежды из шкур. Появляется институт брака, возникает семья. Все это привело к тому, что «начал тогда человеческий род впервые смягчаться». Наконец, появилась человеческая речь. Далее процесс развития человечества ускорился: возникли общественное неравенство, скотоводство, землепашество, мореплавание, строительство городов, появилось государство. Но это уже другая история.

Овладение огнем Лукреций объяснял вполне материалистически — так, как это объясняется и сегодня:

Знай же, что смертным огонь принесен на землю впервые

Затем люди научились добывать огонь трением дерева о дерево. Ну и наконец:

После же пищу варить и смягчать ее пламени жаром

Солнце наставило их, ибо видели люди, что силой

Знойно палящих лучей умягчается многое в поле.

День ото дня улучшить и пищу и жизнь научали

Те при посредстве огня и всяческих нововведений,

Кто даровитее был и умом среди всех выдавался.

Наконец древнеримский поэт Овидий, творивший на рубеже новой эры, уже совсем «наш», не зря же он умер в ссылке на берегу Черного моря, рисует вполне райскую жизнь древних людей, питавшихся исключительно дарами природы:

Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди.

Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой,

Плугом не ранена, все земля им сама приносила,

Пищей довольны вполне, получаемой без принужденья,

Рвали с деревьев плоды, земляничник нагорный сбирали,

Терн, и на крепких ветвях висящие ягоды тута,

Иль урожай желудей, что с деревьев Юпитера пали.

Вечно стояла весна; приятный, прохладным дыханьем

Ласково нежил зефир цветы, не знавшие сева.

Боле того: урожай без распашки земля приносила;

Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях,

Реки текли молока, струились и нектара реки,

Среди растительной пищи Лукреций дважды упоминает желудь, причем один раз как возможную плату за любовь. Воспевает желуди и Овидий. К ним присоединяется Гораций, упоминающий желудь как главную составляющую пищи древнего человека:

Люди вначале, когда, как стада бессловесных животных,

Пресмыкались они по земле — то за темные норы,

То за горсть желудей — кулаками, ногтями дралися… [212]

Скорее всего, это не просто поэтические фантазии, желудь действительно мог быть одним из главных растительных продуктов питания древнего человека. Дуб известен издревле и много тысячелетий соседствует с человеком. С началом последнего отступления ледников дубовые леса и рощи прочно заняли свое место в Европе. Дуб — священное дерево у многих народов.

Геродот еще в V веке до н. э. называл жителей Аркадии «желудоядцами»: «Желудоядцев-мужей обитает в Аркадии много…»

Надо отметить, что существует много видов дубов. Наиболее «вкусным» считается каменный дуб, вечнозеленое дерево, в настоящее время произрастающее на юге Европы и в Западной Азии. Его плоды — сладкие на вкус желуди по сей день употребляются в традиционной кухне отдельных народов.

Древнеримский писатель Макробий утверждает, что желудем Зевса называли грецкий орех и «так как у этого рода дерева [такие] орехи, которые более приятны на вкус, чем желудь, те древние, которые считали [этот орех] превосходным и похожим на желудь, а само дерево достойным бога, назвали этот плод желудем Юпитера».

Надо сказать, что уже во времена Античности желудь ассоциировался не только с древнейшим золотым веком, как пища первых людей; это была пища бедняков, жестокая необходимость во время голода. Такое значение он во многом сохранил и в последующие эпохи вплоть до недавнего времени, в частности, известно, что желудевую муку подмешивали при выпечке хлеба во время Второй мировой войны. В России, кстати, относительно недавно производили желудевый кофе.

В качестве главных лакомств древних античные авторы упоминают также арбуту, или земляничник. Это растение из семейства вересковых, плоды его отчасти напоминают ягоды земляники. Оно и сегодня встречается в Евразии достаточно широко в дикорастущем виде. Что характерно, древние авторы высказывали сомнения в съедобности земляничника, но это не мешало людям употреблять его плоды в пищу.

С «лотофагами» столкнулся Одиссей:

В десятый же день мы приплыли

В край лотофагов, живущих одной лишь цветочною пищей.

Выйдя на твердую землю и свежей водою запасшись,

Близ кораблей быстроходных товарищи сели обедать.

После того как едой и питьем мы вполне насладились,

Спутникам верным своим приказал я пойти и разведать,

Что за племя мужей хлебоядных живет в этом крае.

Выбрал двух я мужей и глашатая третьим прибавил.

В путь они тотчас пустились и скоро пришли к лотофагам.

Гибели те лотофаги товарищам нашим нисколько

Не замышляли, но дали им лотоса только отведать.

Кто от плода его, меду по сладости равного, вкусит,

Тот уж не хочет ни вести подать о себе, ни вернуться,

Но, средь мужей лотофагов оставшись навеки, желает

Лотос вкушать, перестав о своем возвращеньи и думать.

Силою их к кораблям привел я, рыдавших, обратно

И в кораблях наших полых, связав, положил под скамьями.

С тех пор острова лотофагов упоминаются в качестве синонима соблазна и наслаждения.

Об островных лотофагах, отличных от египтян, потребляющих муку из лотоса, пишет и Геродот: «…Лотофаги питаются исключительно плодами лотоса. Величиной же [плод лотоса] приблизительно равен плоду мастикового дерева, а по сладости несколько похож на финик. Лотофаги приготовляют из него также вино».

Очевидно, что желуди, земляничник, лотос и другие упомянутые растения произрастали в пределах от умеренного до субтропического (средиземноморского) климата, то есть служили добавкой к пище охотникам на диких быков, благородных оленей, косуль, диких свиней и других животных.

Есть свидетельства, что народы Урала и Сибири в древности платили Золотой Орде дань в числе прочего и корнями сараны, высоко ценившейся монголами. Это растение было широко распространено среди сибирских охотничьих племен, о чем говорят все русские путешественники, описывавшие быт народов Сибири в XVIII–XIX веках. Так, Г. Миллер упоминал, что среди сибирских растений, употребляемых местными жителями, самым важным является сарана — «сладкий как репа» корень полевых лилий, растущих повсеместно в Южной и Средней Сибири.

Безусловной частью рациона первобытного человека были дикие бобовые и зерновые; именно они стали основой земледелия. Но так как дикие бобовые и зерновые были практически полностью вытеснены аналогичными домашними культурами, найти следы их употребления в более поздние эпохи достаточно трудно.

Питание дикими растениями (и вообще только растительной пищей) считалось на заре человеческой цивилизации признаком бедности. Афиней цитирует Алексида, поэта IV–III веков до н. э.:

Мы все восковою бледностью

Покрылись уже от голода.

Вся наша еда состоит из бобов,

Есть репа, вика и желуди.

Есть вика-горошек и «бульба-лук»,

Цикады, дикая груша, горох… [228]

Отметим, что зерновые и бобовые употреблялись прежде всего в южных регионах Евразии, тогда как коренные народы Сибири склонности ни к собирательству диких растений, ни к выращиванию культурных не проявляли. Тут можно было бы сослаться на климатические условия, не позволявшие выращивать зерно, однако многие сибирские земли были успешно засеяны зерновыми в XIX веке, когда туда пришли русские поселенцы. Следовательно, причина не в климате.

Из всего вышеупомянутого два растения, относящиеся к семейству амариллисовых, были спутниками людей с древнейших времен, по крайней мере последние пять тысяч лет, — повсеместно, по всему евразийскому континенту и северу Африки, вне зависимости от климатических условий, сначала в диком виде, потом выращенные на огороде. Это лук и чеснок, оба семейства луковичных, их выделяли особо, приписывали им различные чудесные качества. У них важнейшая роль в мифологических построениях, хотя вообще растения, потребляемые, как предполагается, человеком доземледельческого периода, очень редко становились предметами магических действий.

Чеснок и лук, случалось, путали и даже принимали за одно растение; в разных вариантах одних и тех же древних текстов речь может идти как о чесноке, так и о репчатом — именно репчатом — луке. Лук-порей, лук-шалот — это более поздние достижения цивилизации, и по этой причине ни в мифах, ни в манускриптах о них нет ни слова.

Римский поэт I века н. э. Ювенал иронизировал по поводу столь пристрастного отношения египтян к амариллисовым:

Лук и порей там нельзя осквернять, укусивши зубами.

Что за святые народы, в садах у которых родятся

Традиция жертвоприношений и почитания лука и чеснока сохранялась долгое время и у других славянских народов, о чем пишет А. Н. Афанасьев. Так, в Болгарии на Юрьев день «каждый домохозяин берет своего барашка, идет домой и жарит на вертеле, а потом приносит его, вместе с хлебом (называемым боговица), чесноком, луком и кислым молоком, на гору св. Георгия». Схожий обычай был распространен еще в XIX веке в Сербии, Боснии и Герцеговине.

Ну и как не вспомнить знаменитый русский остров Буян, который вот уже несколько десятилетий исследователи русской старины пытаются отождествить с реальными географическими объектами. Здесь растет священный дуб, мировое дерево, на котором спрятано сердце Кощея. Тут же находится «белгорюч» священный камень Алатырь, «всем камням отец», наделенный волшебными свойствами. Из-под Алатыря по всему миру растекаются целебные реки. На острове также находится мировой трон, сидит девица, исцеляющая раны, живет мудрая змея Гарафена, загадывающая загадки, и волшебная птица Гагана с железным клювом и медными когтями, дающая птичье молоко.

И вот в этом собрании удивительных чудес нашлось место и чесноку: «На море на киане, на острове на Буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то реж, а с другого макай да ешь!» Бык — священное животное, чеснок — священное растение, вместе они символизируют и всемирную жертву, и мировую пищу.

Важная роль чеснока — это оберег. Испокон веков во многих землях чеснок считался одним из самых действенных способов для борьбы со всякого рода нечистью. Эта его функция сначала была охранительной вообще, но затем приобрела специализацию, согласно которой она противопоставляется исключительно мистическим силам.

В Древней Греции чеснок считался важной составляющей культа богини Гекаты. В новолуние древние греки устраивали «чесночные» пирушки в честь Гекаты, царицы подземного мира, мрака ночных видений и чародейства. Она была также богиней ведьм, ядовитых растений и многих других колдовских атрибутов. Жертвоприношения ей оставляли на перекрестках дорог. А о связи чеснока с перекрестками дорог упоминает древнегреческий натуралист Теофраст в своем трактате «Характеры», говоря о человеке, подверженном суевериям: «Если заметит человека из тех, что стоят на перекрестке, увенчанного венком из чеснока, то возвращается домой и, омывшись с ног до головы, велит затем позвать жриц, чтобы получить очищение…» [237]

Чеснок, который клали в древнегреческие гробницы, был призван отгонять злые силы. О том, что чеснок считался действенным средством борьбы со злом, говорит и Гомер. Во всяком случае, в волшебном растении, с помощью которого Одиссей борется со злой волшебницей Цирцеей, многие исследователи видят именно чеснок. Средство это ему передал бог Гермес, стремясь оградить его от злых чар:

Так сказавши, Гермес передал мне целебное средство,

Вырвав его из земли, и природу его объяснил мне;

Корень был черен его, цветы же молочного цвета.

«Моли» зовут его боги. Отрыть нелегко это средство

Смертным мужам. Для богов же — для них невозможного нету.

В славянской традиции мы видим тесную связь чеснока со змеем, одним из древнейших первобытных образов; чеснок называли в народе «змеиной травой». У славян чеснок предстает в разных ипостасях, как свадебный символ, как способ получить волшебную силу, как средство овладения мистическими знаниями и пониманием языка животных. При этом чеснок был неотделимой частью рождественской трапезы, поскольку обеспечивал безопасность праздника. Ну и, конечно, согласно народным представлениям, чеснок был лучшим средством отогнать от себя и своего дома всякое мистическое зло.

Приведем цитату из А. Н. Афанасьева, наиболее полную на этот счет:

Считалось также, что чеснок дает людям большую физическую силу. Так, Геродот пишет о том, что строители египетских пирамид получали лук и чеснок в большом количестве, чтобы работа спорилась. Надпись об этом он прочитал во время путешествия на стене пирамиды Хеопса. Известно также, что спортсмены, участвовавшие в Древней Греции в Олимпийских играх, перед соревнованиями ели чеснок, как своеобразный «допинг».

Лук и чеснок являлись важной составляющей рациона воинов, источником их силы. Древнегреческий комедиограф V века Аристофан в своей комедии «Всадники», описывая сборы воинов в дорогу, говорит прежде всего о том, что они «взяли луку, чесноку».

Древние греки подробно описали действие чеснока на организм человека. Отец медицины Гиппократ считал, что «чеснок горячит и слабит; он мочегонен, хорош для тела, но плох для глаз, ибо, производя значительное очищение тела, ослабляет зрение; он послабляет и гонит мочу вследствие слабительного свойства. Вареный, он слабее, чем сырой; он причиняет ветры вследствие задержки воздуха».

А живший немногим позже естествоиспытатель Теофраст много внимания уделил тому, как надо выращивать чеснок и какие существуют сорта лука. Он писал о «сладости, приятном запахе и ядрености» чеснока. Он же упоминает об одном из сортов, который «не варят, а кладут в винегрет, и когда растирают, то он образует изумительное количество пены». Это подтверждает тот факт, что в Древней Греции чеснок, как правило, ели в вареном, а не сыром виде. Древнегреческий же «винегрет», согласно другим источникам, состоял из сыра, яиц, чеснока и лука порея, приправленных оливковым маслом и уксусом.

Последующую историю чеснока и лука в медицине можно назвать триумфальным шествием. Их свойства были детально описаны, они стали главными компонентами многих незаменимых лечебных средств. Чесноку приписывали самые различные свойства — от универсального антисептика до афродизиака. В отдельные периоды истории чеснок считали панацеей ото всех болезней. В Средние века была распространена история о том, как чеснок спас город, по одной версии — от чумы, по другой — от холеры, в любом случае это возвеличивало его в глазах людей.

Ну и конечно, чеснок считали самым лучшим лекарством от змеиных укусов; так давняя приписываемая чесноку связь со змеями, драконами и другими мистическими созданиями перешла в новые формы.

Наконец, чеснок на протяжении многих тысячелетий был важной частью питания, самой обычной и распространенной приправой у многих народов, хотя в определенные периоды считался пищей исключительно бедняков.

Чеснок был широко распространен в Месопотамии. Причем не только среди простых людей. На каменной стеле в городе Калах Ашшурнацирпал II приказал высечь подробную опись устроенного им пышного царского пира, где среди пиршественных продуктов весомое место заняли лук и чеснок. В Древнем Египте чеснок не только служил основой для целебных снадобий, но и широко употреблялся на кухне, что подтверждается Ветхим Заветом. Бежавший из Египта народ Израилев, оказавшись в пустыне, был спасен от голода Господом, пославшим ему манну. Однако вскоре люди стал роптать, со слезами вспоминая, как в Египте они ели «…и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Чис. 11:5–6).

Древнегреческий поэт IV века до н. э. перечисляет повседневную пищу простых людей:

Теперь ты знаешь, каковы они —

Хлеба, чеснок, сыры, лепешки плоские —

Еда свободных; это не баранина

С приправами, не рыба просоленная,

Не взбитое пирожное, на пагубу

В Англии в Средние века к чесноку относились свысока, как к продукту черни. Дж. Чосер в «Кентерберийских рассказах» выводит нелепую и крайне неприглядную фигуру пристава, который, цитируем по оригиналу, «очень любил чеснок, лук и порей, а из напитков крепкое вино, красное как кровь».

У Шекспира находим богатую чесночную «коллекцию», и всю в контексте разговора о черни. Нелепые актеры из «Сна в летнюю ночь» договариваются перед представлением: «Дражайшие актеры, не кушайте ни луку, ни чесноку, потому что дыхание мы должны испускать сладостное…» Про герцога в «Мере за меру» говорят, что «не брезговал он и с последней нищенкой лизаться, смердящей чесноком и черным хлебом». В «Зимней сказке» на крестьянских танцах девушки заигрывают с молодыми людьми:

Ты с Мопсой? Вон чеснок,

Заешь им поцелуй твоей красотки.

Шекспировский Генрих IV в качестве крайней меры готов отказаться от привычной пищи:

На мельнице, жевать чеснок и сыр,

Чем дорогие лакомства вкушать

В роскошном замке, слушая Глендаура.

Ну и наконец, римляне из пьесы «Кориолан» обсуждают бунт в Риме:

Понатворили славных дел

Вы вместе с вашими мастеровыми,

Которые пропахли чесноком

И за которых вы горой стояли.

Читайте также

Пища Наши знания о том, что ели египтяне, основаны в основном на списках подношений в заупокойные храмы времен Древнего царства, в которых перечислены продукты и их количество. За исключением нескольких пунктов в начале списка, еду можно разделить следующим образом:

§ 8. «Щи да каша — пища наша»

§ 8. «Щи да каша — пища наша» Порою кухня говорит о народе больше, чем слова национального гимна. Самый короткий путь к пониманию чужой культуры (как и к сердцу мужчины) лежит через желудок. С уверенностью можно сказать, что настоящая русская кухня на Западе неизвестна.

8. Что ели люди в древности. Мясо

8. Что ели люди в древности. Мясо Реконструировать, что и как готовили и ели древние люди, крайне сложно, но возможно. Сохранились археологические свидетельства, есть данные антропологии и биологии; современные методы анализа позволяют восстановить систему питания по

В.Г.Ниорадзе «Все люди хорошие… Все люди плохие…» или «Утверждающий богат. Отрицающий беден»

В.Г.Ниорадзе «Все люди хорошие… Все люди плохие…» или «Утверждающий богат. Отрицающий беден» Автор — Валерия Гивиевна Ниорадзе, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук, Рыцарь Гуманной

Пища 1 Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в огненной пещере, режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят. 2 Из-под липова куста бьёт метелица густа. 3 Распашу, распашу чистое поле, нагоню, нагоню белого скота. Есть у белого скота золотой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *