Чем питались на руси до картошки
Что ели до картофеля на руси?
Что ели вместо картошки на Руси?
Овощи: репа, капуста, огурцы, редька, свекла, морковь, брюква, тыква, Каши: овсяная, гречневая, перловая, пшеничная, пшенная, житная, ячная. Хлеб: преимущественно ржаной, но был и пшеничный, более дорогой и редкий.
Какие овощи были в Древней Руси?
Традиции русских солений хорошо известны и в наши дни. Репа, редька, свекла, капуста. Эти овощи были на столах практически всегда, причем в разном виде: пареные, вареные, жареные и сырые. Чаще всего, чтобы сохранить подольше, овощи солили, причем тем же способом, что и капусту, о которой мы говорили выше.
Что ели до петровских времен?
Что ели в Украине до появления картошки?
Что являлось в старину Основной горячей пищей на Руси?
Что ели в России?
Рацион, богатый витаминами, и застолья без перееданий
Какие блюда были в Древней Руси?
Главным блюдом в Древней Руси было жаркое, которое подавалось первым во время трапезы, вторым блюдом шли различные супы и в конце трапезы подавались различные сладости, приготовленные из ягод с медом. Особое место занимали холодные закуски, развитие тому способствовало земледелие.
Какой овощ родом из России?
Репу по праву можно назвать «прародительницей» всех овощных культур, выращиваемых на Руси. В нашем народе этот овощ считают «исконно русским».
Какая одежда была в Древней Руси?
Чем питались крестьяне в Древней Руси?
А именно: ржаной хлеб, соль, щи из капусты, каша, горох и также овощи: редька, огурцы, картофель. Пища в скоромные дни состояла из щей с салом, молока и яиц. В праздничные дни ели солонину, ветчину, кур, гусей, овсяный кисель, ситный пирог. Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас.
Когда Пётр I привёз картошку?
Историю картофеля в России связывают с Петровской эпохой. Находясь в Нидерландах в конце 17 века, Петр I заинтересовался картофелем и «для расплода» прислал мешок клубней графу Шереметьеву. Повсюду, первое время, картофель считался диковинным экзотическим овощем.
Как называлась еда в старину?
яство, пища, кушанье, еда, ежа, харч, блюдо, приспешное, хлеб-соль, корм, варево, выть, продовольствие, съестное. Брашно добро на пашне.
Что ели украинцы в древние времена?
Как известно самыми старинными украинскими блюдами были зерновые каши и хлеб. До 15 столетия основу питание украинцев составляли зерновые культуры, дичь, много рыбы. Ассортимент рыбы был широк: карп, карась, осетровые, сельдь, лещ, линь, в’юн и сушили ее в печи.
Откуда в Украине появилась картошка?
На территории современной Украины картофель впервые появилась в 1680-х годах. Король Ян III Собеский попытался в Вене блюдо из картофеля, которая ему очень понравилась, и он решил развести эту культуры в пределах своих владений. Так картофель появилась в Жовкве, Золочеве, Яну, Поморянах и Олесько.
Какие блюда придумали в Украине?
Видео: Что ели на Руси до Петра I, когда картошки еще не было
Царь Петр I внес огромный вклад в развитие нашей страны. Он вывел на новый уровень судоходную промышленность и наладил связи с европейскими странами. Занимали его и менее значительные проблемы, такие как введение празднования Нового года или отмена ношения бород у мужчин. У последнего царя всея Руси для всего находилось объяснение. Петр I также расширил питательный рацион россиян — он привез из-за границы картофель и приказал сажать его по всей стране. Для этого у царя были весомые причины. Россия — страна огромная, и большая ее часть имеет холодный климат, где родится скудный урожай. Из-за нехватки еды люди голодали и часто болели. Чтобы бороться с этими проблемами, Петр I привез картофель. Этот сытный и вкусный овощ может расти в холодных условиях без ущерба для урожая. А что ели на Руси до Петра I? Как справлялись без любимой всеми жареной картошечки с лучком?
Мясо и птицу люди ели редко. Корову и кур было тяжело купить из-за высокой стоимости, поэтому обычная семья могла позволить себе одну корову и несколько кур. Их холили и лелеяли, потому что они долго могли давать молоко и яйца. Именно поэтому молочные продукты всегда были на столе — молочные каши, ряженка, сметана, омлеты из печи. С рыбой было проще — рыболовный промысел был широко развит.
Из привычных нам круп не было ни гречневой, ни рисовой — они были ввезены из Азии и русским народом не признавались, назывались сарацинскими и были довольно дорогим удовольствием. Наши предки петровских времен готовили каши из пшена, ржаного зерна, пшеницы. Любимой кашей Петра I была ячневая.
Кисель был любимым напитком, но он не был сладким как сейчас. Его варили из кислого теста, откуда и пошло его название. Также люди пили квас из ржаной муки и чай из липового цвета.
Картофель на русской кухне появился только в начале XVIII века благодаря Петру Великому. Но распространятся среди всех слоев населения картошка начала лишь в царствование Екатерины.
И сейчас уже сложно представить, что же ели наши предки, если не жареную картошку или пюре. Как они вообще могли прожить без этого корнеплода?
Постный стол
Одна из главных особенностей русской кухни – разделение на постную и скоромную. Около 200 дней в году приходится в русском православном календаре на постные. Это значит: никакого мяса, никакого молока и яиц. Только растительная пища и еще в некоторые дни – рыба.
Единственное отличие было в том, что жителям, которые не жили рядом с водоемом, сложно было добыть на стол свежей рыбы. Так что рыбный стол в деревнях бывал редко, а вот те, у кого деньги водились, могли его себе позвонить.
Основные продукты русской кухни
Примерно такой ассортимент был доступен в деревнях, но надо учитывать, что мясо ели крайне редко, обычно это случалось осенью или в зимний мясоед, перед Масленицей.
► Овощи: репа, капуста, огурцы, редька, свекла, морковь, брюква, тыква,
► Каши: овсяная, гречневая, перловая, пшеничная, пшенная, житная, ячная.
► Хлеб: преимущественно ржаной, но был и пшеничный, более дорогой и редкий.
► Молочные продукты: сырое молоко, сметана, простокваша, творог
► Выпечка: пироги, расстегаи, кулебяки, сайки, баранки, сладкая выпечка.
► Рыба, дичь, мясо домашнего скота.
► Приправы: лук, чеснок, хрен, укроп, петрушка, гвоздика, лавровый лист, чёрный перец.
► Фрукты: яблоки, груши, слива
► Ягоды: вишня, брусника, калина, клюква, морошка, костяника, тёрн
Праздничный стол
Боярский стол, да и стол зажиточных горожан отличался редкостным изобилием. В XVII веке количество блюд увеличивалось, столы как постный, так и скоромный делались все разнообразнее. Любая большая трапеза включала в себе уже больше 5-6 перемен блюд:
► горячее (щи, похлебка, уха);
► холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина);
► тельное (отварная или обжаренная горячая рыба);
► кулебяка;каша (иногда ее подавали со щами);
► пирожное (сладкие пироги, пирожки);
► заедки (сладости к чаю, цукаты и т.д.).
Александр Нечволодов в своей книге «Сказания о русской земле» описывает боярское застолье и восхищается его богатством: «После водки приступали к закускам, коих было великое множество; в постные дни подавались квашеная капуста, разного рода грибное и всевозможное рыбное, начиная от икры и балыка и кончая паровыми стерлядями, сигами и различными жареными рыбами. При закуске же полагалось и ботвинье борщовое.
Затем переходили к горячей ухе, которая подавалась тоже самого разнообразного приготовления – красная и черная, щучья, стерляжья, карасевая, сборная, с шафраном и проч. Тут же подавали и другие блюда, приготовленные из лососины с лимоном, белорыбицы со сливами, стерляди с огурцами и так далее.
Затем шли тельные к каждой ухе, с приправою, часто запеченные в виде различного рода животных, также пироги, приготовленные на ореховом или конопляном масле со всевозможными начинками.
После ухи следовали: «росольное» или «просольное», всякая свежая рыба, приходившая из различных краев государства, и всегда под «зваром» (соусом), с хреном, чесноком и горчицею.
Обед заканчивался подачею «хлебенного»: разного рода печений, пышек, пирожков с коринкою, маком, изюмом и др.»
Все по отдельности
Первое, что бросалось заморским гостям, если они попадали на русское пиршество: обилие блюд, не важно, постный был день или скоромный.
Дело в том, что все овощи, да и вообще все продукты подавались по отдельности. Рыба могла быть печеной, жареной или вареной, но на одном блюде был только один вид рыбы.
Грибы засаливались по отдельности, отдельно подавались грузди, белые, маслята… Салаты представляли собой один (!) овощ, а вовсе не смесь из овощей. Любой овощ мог подаваться в жареном или вареном виде.
Горячие блюда тоже готовятся по такому же принципу: запекаются по отдельности птицы, тушатся отдельные куски мяса.
Старая русская кухня не знала, что такое мелко нарезанные и смнешанные салаты, а также различные мелко нарубленные жаркое и азу из мяса. Не было также котлет, сосисок и колбас. Все мелко нарезанное, порубленное в фарш появилось гораздо позже.
Похлебки и супы
В XVII веке окончательно оформилось то направление кулинарии, что отвечает за супы и прочие жидкие блюда. Появились рассольники, солянки, похмелки. Они добавились к дружной семье супов, стоявших на русских столах: похлебок, щей, ухи (обычно из одного какого-то вида рыбы, так что принцип «все по-отдельности» соблюдался).
Что еще появилось в XVII веке
Вообще этот век – время новинок и интересных продуктов в русской кухне. Завозится в Россию чай. Во второй половине XVII века появляется сахар и расширяется ассортимент сладких блюд: цукатов, варений, конфет, леденцов. Наконец, появляются лимоны, которые начинают добавлять в чай, а также в похмельные наваристые супы.
Наконец, в эти годы было очень сильно влияние татарской кухни. Поэтому большую популярность приобрели блюда из пресного теста: лапша, пельмени, вареники.
Когда появился картофель
Все знают, что картофель появился в России в XVIII веке благодаря Петру I – это он завез из Голландии семенной картофель. Но заморская диковинка была доступна только богатым людям и долгое время картофель оставался лакомством для аристократии.
Широкое распространение картофеля началось в 1765 году, когда после указа Екатерины II в Россию были завезены партии семенного картофеля. Его распространяли почти насильно: крестьянское население не принимало новую культуру, так как считало ее ядовитой (по России прокатилась волна отравлений ядовитыми плодами картофеля, так как сначала крестьяне не понимали, что нужно есть именно корнеплоды и ели ботву). [Весьма натянутое объяснение официальной истории. Покойный Александр Владимирович Пыжиков подробно исследовал этот вопрос, и вывод отнюдь не в приписываемом русским людям идиотизме.
Наоборот, отказ от картофеля был вызван несравненно более высоким пониманием народом сложных мироустроительных процессов, затрагивающих метафизику. – Прим. ss69100.]
Картофель приживался долго и трудно, даже в XIX веке его называли «чертовым яблоком» и отказывались сажать. В результате по России прокатилась волна «картофельных бунтов», а в середине XIX века Николай I все же смог массово внедрить картофель в крестьянские огороды. И к началу XX века его уже считали вторым хлебом.
Материалы по теме
А вот ещё:
Какие обряды проводили наши предки в конце декабря и начале января
Атрибуты праздника, его таинства и обряды складывались на протяжении веков, прежде чем принять тот вид, который мы наблюдаем сейчас. В России корни новогодних традиций уходят в языческие времена, когда о христианстве даже речи не шло.
Попробуем перенестись в типичную славянскую деревню дохристианской эпохи и посмотреть на то, какие обряды проводили наши предки в конце декабря — начале января.
Зимнее солнцестояние — начало славянского года
Традиционные общества, главным занятием для которых было земледелие, имели совершенно другое представление о времени, нежели в нашу эпоху. Более того, древние славяне жили не по солнечному календарю, как мы, а по лунному, что налагает существенные отличия в измерении времени.
Славяне-земледельцы. Источник: pinterest.ru
Зимние месяцы в северных широтах, на которых расселились славянские племена, характеризуются кратковременным появлением солнца и долгим тёмным временем суток. Понятно, что в такие дни крестьяне чаще всего сидели дома, занимались ремеслом и не могли работать в поле. Для наших предков зимнее солнцестояние, сутки, во время которых наблюдается самая длинная ночь, становилось поворотным пунктом в году.
До сих пор учёные спорят, когда же славяне отмечали Новый год: кроме январской гипотезы существуют предположения и о том, что отсчёт для наших предков начинался весной, с началом сельскохозяйственных работ. Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, уже не будет. Ясно одно — конец декабря и начало января для дохристианской общины имел примерно такое же значение, как, например, известный праздник Ивана Купала. И многие традиции, имевшие и до сих пор имеющие место быть у россиян, берут своё начало ещё с языческих времён.
Нечистая сила: способы новогодней борьбы
В переводе на современный календарь новогодние празднества у древних славян проходили с 25 декабря по 6 января, а на первое число приходилась кульминация. Все 12 дней в центре поселения согревал тела и души жителей священный огонь в честь верховного божества. Присутствие костра в общине можно сравнить с нынешней наряженной ёлкой, пришедшей в Россию с принятием христианства.
Огонь — обязательный атрибут крупных праздников у древних славян. Источник: pinterest.ru
Особое место в обрядах дохристианских славян занимали святки, также длившиеся 12 дней. Их смысл немного поменялся с принятием на Руси христианства. Яркий пример можно увидеть в известном произведении Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Переходный период конца декабря — начала января соотносился у славян с повышенной активностью нечистой силы. Граница между земным и потусторонним мирами стиралась, и жители деревни предпринимали значительные усилия, чтобы предохранить свой дом от пагубного влияния нечисти.
Обереги размещались в бане или прихожей, которые считались «воротами» в потусторонний мир. Всё хозяйство обходили вместе с «магическими вещами», чаще всего вениками или помелом, дабы защитить дом и скот от разгула нечистой силы. После этого скот выпускали на улицу, предварительно разместив во дворе кормушки. Пока животные трапезничали, хозяева обходили их по кругу три раза, после чего перебрасывали через них топор крест-накрест. Сохранение домашнего скота в сохранности — основа жизни общины, поэтому их безопасности уделялось повышенное внимание.
Домовой — один из самых известных представителей нечистой силы. Источник: wikipedia.org
Новогодние гадания
Неотъемлемой частью новогоднего праздника были гадания. Человек всегда стремится узнать о своём будущем, о том, что ждёт его в новом году. А кто, как не нечистая сила, выходящая в наш мир в Новый год, может помочь в этом?
Взрослые члены общины гадали по передвижению их скота или кур. В толковании знамений, безусловно, помогали волхвы — жрецы славянской языческой религии. Гадали, опять же, в местах, считавшихся пограничными между мирами. Особенно подходили огороды и перекрёстки.
Святочные гадания. Источник: pinterest.com
Многие языческие традиции не дожили до наших дней. Исключение составляет гадание на суженого, о чём можно найти многочисленные упоминания в художественной литературе. В древности это считалось очень опасным мероприятием — любое, даже малейшее, нарушение правил, могло привести к смерти человека. На суженого гадали обычно дома, ночью, в тёмной комнате. Нечистая сила после выполнения всех нужных условий являлась молодой девушке в виде молодого человека, с которым её должна была связать судьба.
Ряженые
Ещё одной традицией, сохранившейся на долгое время и после принятия христианства, было ряжение. Эти игры были достоянием холостой деревенской молодёжи и носили иногда эротический характер — безусловно, в обрядовом смысле этого слова.
Молодые люди чаще всего наряжались в стариков и старух, встречались и зооморфные образы. Главной целью таких переодеваний было веселье, чистое и животное. Молодёжь пугала стариков, вламывалась к ним в дом, устраивала хаос и, довольная, уходила восвояси. После принятия христианства официальная церковь стремилась ограничить эти «бесовские» развлечения. Особенное раздражение у церковных иерархов вызывало переодевание женщин в мужчин и наоборот.
Ряженые. Источник: pinterest.ru
Проводилось множество игр, связанных с ряжением. Например, два человека составляли собой «кобылку», на которую садился третий, и вся эта процессия с криком и шумом перемещалась по поселению. Парни также переодевались в быка, который гулял по деревне и пугал девиц, пока кто-то не «оглушал» его горшком. Это игра имела скрытый эротический характер и восходила к культу плодородия.
Новый год 1 января: долгая дорога к современности
С принятием в Древней Руси христианства на эти территории распространилась новая, гражданская, дата Нового года — 1 марта. Долгое время, вплоть до 14-го века, «народный» и «церковный» праздник сосуществовали.
В 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, согласно решению Никейского собора. Это, однако, не соответствовало устоявшемуся земледельческому календарю: если 1 марта ещё как-то можно было объяснить стартом работ в полях, то новая дата вызывала вопросы. Противоречие сохранялось, пока Иван III, политика которого заключалась в унификации жизни в стремительно расширявшемся государстве, окончательно не установил единую дату праздника.
Почти два века подданные Московского царства отмечали Новый год 1 сентября, пока в 1700 году Пётр I не вернулся к языческому календарю. Российская империя встречала год уже в привычном для современного человека режиме — 1 января. И именно тогда распространяется в России всеми любимая ёлка как главный атрибут праздника.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |