Чем писали в древности кроме пера

Андрей Сегеда: Как, чем и на чем писали в Древней Руси

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру. Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность — «черты и резы».

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Что вы делаете, когда в вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь текстовый редактор, вроде «MS Word» и начинаете творить…

А самые продвинутые из вас вообще включают диктофон, и наговаривают текст, который потом перегоняет в печатный вариант специальная лингвистическая программа! Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее…

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру. Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность — «черты и резы».

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала. Церы — это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.

Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Если вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку. Получится подобие церы.

С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Делались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.

Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале — пергамене. Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Почему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья — телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы.

Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка — миниатюра.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.

Еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами — то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Текст, написанный на скоблёном пергамене, назывался палимпсетом.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовления золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались.

Теперь — чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами. Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» — болезненные наросты на листьях дуба.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные — камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими метаморфическими породами).

Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники — фиолетовые чернила, из крушины — пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины — синие, а из ее же листьев — зеленые.

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд — чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы).

К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда «красная строка»). Заголовки писались вязью — особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком — миниатюрой.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки — «полевые цветы». По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был «старовизантийский», он же «геометрический».

Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.

Часто уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить.

В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п.

Во вторую — различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.

Информация подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени, был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Источник

Истории создания письменных принадлежностей

В 1883 году Lewis Edson Waterman преобразил историю письма. Более века Waterman играет ключевую роль в развитии отрасли современных пишущих принадлежностей. Являясь результатом долгого технического и творческого поиска, каждая новая модель отвечает самым высоким стандартам письменных принадлежностей. Техническое совершенство целого спектра Waterman дает полную свободу выбрать ту модель, которая соответствует стилю и личности. Ручки Waterman полностью гарантированы от механических повреждений из-за некачественных материалов или плохой сборки. Они будут исправлены, заменены или обменяны на новые бесплатно, при обращении в любой из филиалов компании Waterman.
Идея надежной и безопасной перьевой ручки пришла в голову американскому страховому агенту Льюису Эдсону Ватерману, когда его контракт испортило протекшее перо. Это изобретение произвело революцию в истории канцелярских принадлежностей. Ватерман изучил причины неравномерности поступления воздуха и тока чернил и нашел решение, использовав принцип капиллярности: дополнительные прорези в баллоне для чернил позволили воздуху заменять собой чернила по мере их расходования. Результатом стала равномерная, постоянная подача чернил. В 1884 году Ватерман получил патент на свое изобретение и открыл мастерскую по производству безопасных ручек. Первую ручку, сделанную там, он назвал The Regular («Стабильная»). Дела пошли так хорошо, что спустя год бывший страховой агент уже открыл фабрику!
В 1889 году на фабрике Ватермана была выпущена первая ручка с увеличенным пером из 14-каратного золота и новым резервуаром, собиравшим лишние чернила.
В 1900 году на Всемирной Выставке успех «гения пера» был отмечен Первым призом. Именно на заводе Ватермана начался выпуск ручек, колпачок которых был оснащен зажимом, а также безопасных ручек. Такое название они получили благодаря тому, что их можно плотно закрыть и избежать протекания. Убирающееся перо при закручивании его внутрь корпуса не позволяло чернилам вытечь наружу.
И именно ручка WATERMAN сыграла главную роль в окончании Первой мировой войны: в 1919 году премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж подписал золотой ручкой WATERMAN Версальский мирный договор.

В 1940-е годы братья Джозеф (Ласло) и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, каком мы знаем её сейчас.
В 1943 г. Были изготовлены первые коммерческие образцы.
Во время Второй Мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.
В начале технология производства стержней была дорогой. Шариковые стержни были согнуты для увеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Технология развивалась в сторону более тонких шариков и удешевления стержней.
Правда, потребовалось некоторое время, чтобы оценить свойства, заложенные в этом устройстве. Надо было расстаться с многолетней привычкой статического сжатия, почувствовать: нет сжатия – нет боли. Удерживая Ring-Pen, рука легко и свободно «бежит» по бумаге, не развивая синдром канала запястья, нет мозоли на среднем пальце.
Многие компании работают над развитием своих идей и борются за право «задавать моду» в 21-м веке.
Возможно, в «историческом» списке появится что-то новое. Может вскоре, а может только через века, о чем свидетельствует история. Однако эта самая ручка, какая бы она ни была, простая или сверхзолотая, и является настящим символом памяти для последующих поколений. Ею мы пишем нашу историю, ею оставляем наставления и назидания…

Источник

История пишущих инструментов: от наскальной живописи до элитных ручек

С глубокой древности человек старался передавать свои мысли, начиная с примитивных черточек и точек до целых картин, которые сейчас мы можем наблюдать благодаря археологическим раскопкам и сохранившимся историческим памятникам. Многотысячелетняя история пишущих инструментов подарила человечеству перьевые ручки, по сей день остающиеся символом высокого статуса и безупречного вкуса, шариковые ручки, незаменимые в повседневном обиходе всех возрастов, грифельные карандаши, ручки-роллеры, фломастеры и прочие категории, актуальные и в наше время.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Компьютерные технологии, безусловно, меняют наш быт, упрощают многие задачи, однако альтернативы ручки пока не изобретено. С каждым годом появляются новые модели, улучшенные по своей эргономике, качеству и стойкости чернил, внешнему виду, сроку пользования. Кто знает, возможно, в недалеком будущем свет увидит абсолютно новый пишущий инструмент, принципиально отличающийся от предшественников. Ведь существуют же модели, рисующие даже в космосе, благодаря которым космонавты всего мира имеют возможность переносить свои мысли на бумагу традиционным способом.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

А пока окунемся в прошлое и вспомним, с чего все начиналось…

Из древности в Средние века

За точку отсчета инструментов для письма принято принимать 4000 г. до н.э. Тогда, используя глиняные подобия дощечки, древние люди выцарапывали изображения костяной палочкой.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Благодаря расцвету Египетской цивилизации, появились самые первые перья, изготавливающиеся из тростника. Древние египтяне наносили свои рисунки на папирус рассеченным концом, тот же принцип, по сути, используется в современных моделях.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

А вот в Древнем Риме в первом тысячелетии до н.э. были распространены восковые дощечки, на которых очень просто острым концом пера было делать метки. Правда, срок их жизни был не долог, зато такой способ хорошо подходил для алхимиков и учеников. Этот принцип удачно переняли англосаксы, второй конец пера используя для стирания.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Мастерство каллиграфии, подразумевающее собой красивый почерк при переписывании многочисленных книг, стало популярным в Средние века. Сначала этим занимались исключительно монахи, впоследствии появились специальные мастера, славящиеся своим талантом. Кстати сочетание прописных и заглавных букв стали использовать именно в то время, начиная с 600 г. н.э.

Время гусиных перьев

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Хотя первый патент на металлическую ручку был выдан в 1803 году, они около 50 лет не входили в обиход. Высокая цена и несовершенство конструкции не позволяло выпускать их массово. Свои позиции гусиные перья сдали лишь с появлением первой авторучки, изобретенной Льюисом Эдсоном Ватерманом.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Конец XVIII века также дал миру еще одно полезнейшее изобретение – грифельный карандаш, ранее все пометки делали обычными угольками.

Безумный XX век

Двадцатое столетие дало огромный толчок для развития всех областей науки и техники, не обошло оно и пишущие инструменты. Авторучка продолжала совершенствоваться, чернила становились более устойчивыми. Проблема их вытекания, стоявшая перед предшествующими экземплярами, постепенно решалась.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Кроме того, именно в XX веке пишущие принадлежности стали коллекционировать, появилось понятие элитных ручек.

Первый патент на шариковую ручку был получен Джоном Лаудом в 1888 году. Впоследствии запатентовали собственные технологии Джордж Паркер и Ван Вечтен Райзберг. Большое значение для истории шариковой ручки стало ее использование в условиях военных действий в 1939-1945 годах. И только в конце 1945 начат промышленный ее выпуск, стоила она правда тогда довольно дорого – 12,5 долларов. Значительно снизить ее цену удалось в 1953 году барону Бику.

Ручки-роллеры, увидевшие свет в начале 80-х, являются усовершенствованной шариковой моделью. Они имеют более жидкие чернила и меньший по размеру шарик, что обеспечивает более легкое письмо и дает возможность чертить более тонкие линии.

Развитие пишущих инструментов в наши дни

Рынок письма сейчас переживает, как ни странно, самый пик. Производство различных моделей налажено по всему миру. Принципиальных изменений с конца XX столетия в механизмах и технологиях пока не произошло, поэтому разработчики ищут новые решения в измененных формах и в сфере дизайна. Сейчас никого не удивишь резиновой муфтой, треугольным сечением и «раздутым» корпусом. На первое место выходит эргономичность: наиболее удобное положение в руке, повторение формы палец, минимальное применение силы при написании.

Чем писали в древности кроме пера. Смотреть фото Чем писали в древности кроме пера. Смотреть картинку Чем писали в древности кроме пера. Картинка про Чем писали в древности кроме пера. Фото Чем писали в древности кроме пера

Уже 6000 лет, благодаря пишущим инструментам, люди способны передавать свои знания будущим поколениям. Если подумать, то только благодаря этим безвременным помощникам мы имеем сейчас возможность знать, что было 10, 20, 100, 1000 и так далее лет назад!

Закончим историю словами М. Ломоносова ««Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», а мы его имеем благодаря всем тем, кто принимал участие в создании современных ручек и их исторических прототипов.

Источник

Чем писали в древности кроме пера

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Эволюция материалов для письма

Сначала люди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписи называются петроглифами. На них первые художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра, а также пытались обозначить границы своих владений и мест охоты для членов из других племен.

Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. Но камень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применении крайне неудобны. Поэтому позднее люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Одним из первых доступных материалов стала использоваться глина.

Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500 годом до н.э. (например, Тэртэрийские таблички, имеющие надписи в виде пиктограмм с изображением рогатого скота, веток деревьев и ряд относительно абстрактных символов).

Однако более широкую известность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н.э.

Способ изготовления подобных табличек был очень прост. Для их изготовления замешивали глину с водой. После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи – для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы.

Интересен тот факт, что из глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию.

Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делали углубление на 0,5—1 см., а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы.

В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. – это полиптих, состоящий из четырех восковых страниц.

Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги.

Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. э. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги.

В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности.

И, несмотря на это, он применялся очень долго (вплоть до VIII века н.э.), дольше многих других материалов, пригодных для письма.

В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных – пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.

По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания.

В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – определенные слои коры березы.

Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту.

Бумага.

Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага.

Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам.

Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов.

На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII — XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах — сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии.

В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *