Чем памятник державина и памятник пушкина похожи
Сравнительная характеристика: «Памятник» Державина и Пушкина
Важное место в творчестве Пушкина и Державина всегда занимала тема памятников. Затрагивая их в своих стихотворениях, авторы пытались выразить своё право на бессмертие. Произведения обоих поэтов очень похожи, но каждое из них имеет и отличия. Сравнительная характеристика «Памятника» Пушкина и Державина поможет школьникам лучше подготовиться к уроку литературы.
Сходства и различия в стихотворениях
Стих впервые был написан около II тысячелетий назад Горацием, а его последующие версии имеют некую схожесть с ним. Если сравнить «Памятники» Пушкина и Державина, можно сделать вывод, что они похожи по своей структуре. В них используется один размер — шестистопный ямб. В стихотворениях присутствуют и женские, и мужские речи. Во всех куплетах первая строка созвучна третьей, вторая — четвёртой и так далее. Проще говоря, оба автора при написании пользовались перекрёстным методом.
Ища общее в произведениях, следует обратить внимание и на то, что поэты используют много живых и ярких эпитетов.
Пушкин пользуется такими словами, как «великий», «нерукотворный». Державин — «сердечный», «чудесный». В стихотворениях поэты используют инверсию — это один из видов литературных приёмов:
С его помощью становится возможным подчеркнуть особенно важные слова и придать произведению эмоциональности.
Мнение поэтов о себе
Державин в своём стихотворении показывает себя не только творцом, но и придворным. Именно по этой причине его будут уважать, ведь он может без смущения общаться с высокопоставленными людьми. Кроме того, Гавриил Романович считает, что о высших духовных ценностях нужно говорить, словно о боге.
Если сопоставить его с Александром Сергеевичем, то он, наоборот, в первую очередь считает себя поэтом. Через этот образ автор познаёт себя как человека. В первых строках стихотворения он подчёркивает то, что находится рядом с народом. Для него признание людей является высшей ценностью. Гаврила Романович ставит на первое место свою близость с находящейся у власти знатью, а Александр Сергеевич — служение народу, и его ценности намного выше.
Отношение авторов к самодержавию
Державина очень уважали в высшем обществе, ведь он был придворным поэтом. До написания своего «Памятника» автор издал известную оду «Фелица», в которой воспевались положительные качества Екатерины II. В этом и заключалось главное отличие произведений.
Пушкин был самым настоящим противником самодержавия. Николай I предпринимал множество попыток, чтобы сделать из Александра Сергеевича придворного поэта, но все они были провальными. По этой причине Пушкин подвергался гонению и травле.
Подведение итогов
Оба поэта стихотворением «Памятник» пытались подвести итоги собственной жизни. Гавриил Романович написал своё произведение в 52 года. Помимо литературы, Державин ещё и работал, а также служил при дворе. Своей главной заслугой автор считал то, что смог воспеть Екатерину II. Об этом достижении он упомянул в стихотворении «Памятник». Державин был уверен, что все люди на земле будут помнить его именно за это.
Цели творчества
При сравнении «Памятника» Державина и Пушкина отдельно стоит упомянуть о том, какими были их главные ценности в творчестве. Гаврила Романович говорил, что он был первым, кто решился отказаться от торжественности слогов.
Обладая большим талантом — смелостью, Державин смог «истину царям с улыбкой говорить».
Делая кратко сопоставительный анализ «Памятников», нужно обратить внимание, что Пушкин главной ценностью своего творчества считал борьбу за свободу народа — это заметно уже с самых первых строк произведения. Александр Сергеевич был уверен, что его стихотворения делают людей добрее. Он был единственным из поэтов, кто не побоялся просить императора о милостыне к декабристам.
Обращение к музам
Обращение поэтов к музам является важной частью сопоставления двух стихов. Державин просил вдохновительницу гордиться «заслугой справедливой», а также презирать тех людей, кто осмелится выразить ей презрение. Александр Сергеевич желал немногого — он хотел, чтобы его муза не противилась «веленья Божьего» и не боялась напрасных обид. Он просил её:
Лирика Пушкина делает его одним из главных представителей общественного мнения своего времени.
Белинский считал Александра Сергеевича не классическим поэтом. Он относил его к романтизму и называл певцом тех лет. Помимо этого, Белинский говорил, что в произведениях Державина и Пушкина всё находится на своих местах, и каждое слово верно.
Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина пригодится школьникам для написания любых проверочных работ и составления таблиц.
Сравнение «Памятников» Державина и Пушкина
Делая сравнение стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина нужно вспомнить, что самым первым автором «Памятника» был Гораций, живший в Риме 2 тысячи лет назад. Все, что потом рождалось в русской литературе – это подстрочные, вольные переводы, подражания. Есть перевод стихотворения у А. Фета, М. Ломоносова, В. Капниста.
«Памятники» Державина и Пушкина – это подражание римскому поэту, действительно пережившему в памяти людей 2 тысячелетия.
Но придерживаясь стиля Горация, Державин и Пушкин выразили в стихотворениях свое понимание роли поэзии, свое место в литературе. Причем Пушкин создавал свой «Памятник» под влиянием Державина.
Можно сказать, что Гаврила Романович Державин был «придворным» поэтом, за что его и чтили в высшем светском обществе. Он был обласкан во дворе. Десятью годами ранее Гаврила Романович написал Оду «Фелица», в которой под героиней возвышенного произведения подразумевалась Екатерина II.
Пушкин же, под влиянием событий начала XIX века и настроений, царивших в обществе, стал ярым врагом самодержавия. И как бы потом Николай I ни хотел сделать из Александра Сергеевича поэта, восхваляющего власть предержащих, из этого ничего не вышло. Отсюда травля, гонения, ссылки.
Свой «Памятник» Гаврила Романович написал в 1795 году, когда ему было 52 года. Пройдена большая часть жизненного пути. Наряду с литературным творчеством, Гаврила Романович занимает ответственные государственные посты, много работает. Но свою заслугу перед «народами» он видит не в государственном служении.
Державинский «Памятник» — это своеобразное подведение итогов.
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Державин считает, что всякий читатель от Белых вод до Черных будет возносить его во все времена за то, что он воспел Екатерину Вторую, а в ее лице — монархию. Ах, не ведал Гаврила Романович, что монархия не вечна, что когда-нибудь ей на смену придет другой строй. Ему и в голову не приходило, что может быть иная власть.
Пушкин тоже начинает свое стихотворение словами «Я памятник себе воздвиг», но в отличие от Державина, он говорит, что помнить его будут не только славяне.
Слух обо мне пойдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Стихотворение Пушкина не просто перекликается с Державинскими строками. Но делая сравнительный анализ стихотворений, мы видим, что Пушкин дерзнул спорить со светилом уходящей эпохи, перед которым сам же преклонялся.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна;
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Так говорит Пушкин. Державин видит свою музу иначе:
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Александр Сергеевич написал свое стихотворение в 1836 году, когда ему было 37 лет. Подводить итоги еще рано. Хотя, говорят, что люди нередко предчувствуют свою кончину. Как знать.
В древнегреческой мифологии Музы – это 9 богинь – покровительницы искусств. В последних строках, где авторы обращаются к своей Музе, они очерчивают свой взгляд на поэзию. Пушкин свою задачу видит в восславлении Свободы. Эта же тема – роль поэта в обществе звучит в Пушкинском «Пророке», в оде «Вольность» и других его стихотворениях.
Два Памятника Державина 1795 и Пушкина 1836
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
1.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
2.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Стихотворение «Памятник» Пушкина и Державина: сравнение
Схожесть произведений
Стихотворения Пушкина и Державина похожи по своему построению. Их размер – это шестистопный ямб, в них присутствуют как мужские, так и женские рифмы. В каждом из куплетов первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой и так далее. Иными словами, оба автора используют перекрестный метод рифмовки.
Сравнивая поэтические произведения Пушкина и Державина, стоит также отметить, что оба поэта не жалеют в них ярких, живых эпитетов. Александр Сергеевич использует такие слова, как «нерукотворный», «заветный», «великий». Прилагательные в стихотворении Гаврилы Романовича – «чудесный», «быстротечный», «сердечный».
Прием инверсии
В стихотворении «Памятник» у Пушкина и Державина используется и такой литературный прием, как инверсия:
«Доколь славянов род вселенна будем чтить». (Державин).
«И долго буду тем любезен я народу…». (Пушкин).
Данный метод позволяет выделить наиболее важные члены предложения, акцентировать внимание на своей идее, придать стихотворению большую эмоциональную окраску. В особенности часто подобный прием используется в поэтических произведениях для придания стихотворениям мелодичности, напевности.
Сравнение «Памятника» Пушкина и Державина
Сравнение «Памятника» Пушкина и Державина таблица по строфам, удобная шпаргалка для написания сочинений после которой данные стихи станут понятными даже двоечнику.
Испокон веков на Руси сложилась традиция: повторять хохмы разных идитов на свой лад, выдавая их за свое творчество. Так случилось и со стихотворением «Памятник», который сначала написал Державин в 1775 году, а в 1936 году Пушкин. Вопреки расхожему мнению, что Пушкин скопировал стихотворение у Державина, основным прототипом для обоих стихов являлась ода Горация (был такой древнеримский поэт-неудачник) под названием «Я воздвиг памятник». В ней поэт решил донести до общественности, чего же он достиг в жизни, ибо если себя не похвалишь, то никто не похвалит.
Поскольку Горация знает весь мир, а Пушкина и Державина только в России, оба поэта, позавидовав лаврам римского поэта, решили пойти по его стопам, и написали себе по подобному стихотворению.
С первых строк «Памятники» Пушкина и Державина похожи, но потом идут кардинальные различия.
Пушкин | Державин | Отличия |
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, | Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; | Пушкин будучи ножным фетешистом и поклонников дерёвни восхищается народными тропами, по которым Таньки с грязными пятками ходили с коромыслом. Державин апеллирует к физике и металлам, как бы намекая, что у него полно орденов. |
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. | Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. | Пушкин воспевает новые методы бальзамирования, но при этом особо не надеется, что его будут чтить после смерти за стихи. Державин проявляется расизм, упомянув одних славян, и высказывает предположение, что труп может убежать от разложения. |
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. | Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. | Пушкин снова проявляет толерантность, и вспоминает, как оставлял бублики падшим женщинам. Державин же вспоминает золотую табакерку, которой наградила его Екатерина Вторая (Фелица). |
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. | О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. | Пушкин показывает, что гордыня – это плохо, а смирение есть христианская традиция. Державин же воспевает гордыню. Поэтому Пушкиным правили светлые силы, а Державиным – темные. |
В целом, оба стихотворения больших различий не имеют, их было бы целесообразнее называть вольным переводом стихов Галиция, а не самостоятельными произведениями. В школьной программе учителя пытаются донести до учащихся всю красоту эпохи классицизма, но это получается очень слабо, поскольку представители поколений Державина и Пушкина из высшего света очень глубоко изучали древнеримскую культуру, а сейчас из древней философии почти ничего в программе нет.
Сравнивать «Памятник» Пушкина и Державина целесообразно исключительно по строфам, используя разницу в определениях и существительных. Если исключить юмор, то два поэта преследовали одну цель, но применяли разные литературные приемы, слова, словосочетания. Это определенным образом раскрывает их мировоззрение, но вряд ли в момент сочинения поэты пытались донести некий скрытый смысл. Так что сравнение «Памятников» Пушкина и Державина кратко – просто иной набор описательных слов, а основные моменты одинаковые.
Подражание Горацию
«Памятник» был написан как подражание Державину, которое, в свою очередь, представляло собой переделку оды Горация. Таким образом, стихотворение «Памятник» в действительности было написано еще около 2 тысячелетий назад. Все, что впоследствии рождалось в русской литературе, представляло собой отклик на это произведение римского поэта. Однако подражая Горацию, Пушкин и Державин придерживались своих правил, опираясь на собственное понимание поэзии, а также своего места в истории. Основной момент заключается в том, что Александр Сергеевич создал свое произведение под влиянием Державина.
Как видят себя поэты?
Гаврила Романович представляет себя в своем произведении не только как творца, но и как придворного. Потому его и будут чтить, ведь он смог открыто беседовать с высокопоставленными особами. Также Державин ставит себе в заслугу говорить о высших духовных ценностях, о боге.
Пушкин, напротив, в своем произведении видит себя, в первую очередь, как поэта. И уже через образ поэта он приходит к пониманию себя как гражданина, служителя обществу, гуманного человека. В самом начале своего произведения он подчеркивает свою близость к народу – «К нему не зарастет народная тропа». И народная любовь для него является высшей ценностью.
Таким образом, можно сделать важный вывод: ценности Пушкина в отношении личного и гражданского развития стоят на порядок выше ценностей Державина. Если Гаврила Романович больше всего ценит свою близость к правящей знати, то Пушкин ставит на первое место служение людям. Он провозглашает идеал не только поэта, но также и гуманного, прогрессивного человека.
Подведение итогов жизни
Стихотворение под названием «Памятник» у Пушкина и у Державина было своеобразным способом подвести итоги собственного жизненного пути. Державин написал произведение в 1795 году, в возрасте 52 лет. Помимо литературного творчества, Гаврила Романович много работал, служа при дворе. Однако свою заслугу перед отечеством он видел именно в том, что сумел воспеть великую императрицу, что и было упомянуто поэтом в «Памятнике». Державин полагал, что все жители земли – «от Белых вод до Черных» — будут помнить его именно за это. Пушкин же считал, что запомнится только славянам.
Стихотворение «Памятник» было написано Пушкиным в 1836 году, за год до его смерти. Сюжет произведения подсказывал сам жизненный путь поэта, оно как бы подводило итог его творческого пути. На момент написания стихотворения Пушкину было всего 37 лет. Но, возможно, он предчувствовал свою скоропостижную кончину.
Цель творчества Державина
Давая сравнение Пушкину и Державину – а точнее, их поэтическим произведениям – следует упомянуть и о том, какую ценность в своем творчестве видел каждый из поэтов. Гаврила Романович говорит о том, что он первым пошел на риск отказа от высокопарного, торжественного слога в одах. Ведь он создал «Фелицу» в «забавном русском слоге». Обладая смелостью и талантом поэта, он смог «истину царям с улыбкой говорить». Произведение Пушкина, как по форме, так и по своему содержанию, гораздо больше связано с державинским стихотворением, нежели с первоначальным вариантом Горация.
klassreferat.ru
«Памятник» (так часто называют стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») Пушкина внешне очень похож на «Памятник» Державина, но в них есть и серьёзные различия. Пушкин пишет проще, и его идеал памяти лежит более в памяти народной, нежели чем в отстранённой от всего света славе полубога-олимпийца, призываемой Державиным. Кроме этого, свою славу Державин полагает распространённой лишь среди славян, в то время как Пушкин точно знает, что его будут помнить и чтить даже такие народы, которые в его время находились в диком состоянии. Оба поэта возносятся над толпой. но если Пушкин спускается в неё и душевно зависим от кривотолков и клеветы, то Державин, сознавая своё непреходящее значение, не обращает на неё никакого внимания. Этим он сужает поле своего творчества, но и приобретает уже при жизни черты над-жизненности. Разберём оба стихотворения построчно и сравним между собой. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный Речь идёт о том, что памятник поэта — это его произведения и его имя, которые будут памятны благодарным потомкам. К нему не зарастёт народная трона Этой строкой поэт подчёркивает характер своего памятника и причины его необычности. Именно в постоянной связи, в постоянном общении с приходящими к нему людьми видится поэту качество его памятника. Вознёсся выше он главою непокорной Чтобы вознестись, памятнику поэта пришлось сражаться за свою самоценность, он преодолел их, но корни его — на земле, в её страстях. Александрийского столпа. Сравнение с символом самодержавия и преодоление его придаёт памятнику черты земные. Это сравнение можно понять так, что памятник поэта важнее и значительнее славы всей российской государственности, что поэт вышел за пределы культурно-исторической ограниченности своей эпохи. Вместе с этим такое сравнение хорошо показывает корни пушкинского памятника, его рождение и существование в конкретных земных условиях. Нет, весь не умру — душа в заветной лире Поэт точно указывает на то, что переживёт его тело, — это душа, неразрывно связанная с символическим инструментом поэтического творчества — лирой. Мой прах переживёт и тленья убежит — Поэт говорит, словно знает наверняка. Слово «убежит» здесь в смысле «избежит». Нет акцента на борьбе. И славен буду я, доколь в подлунном мире Слава тут ставится в зависимость от нахождения чего-то на земле. Жив будет хоть один пиит. Это «что-то» — наличие на земле поэтов, людей, способных ценить и понимать творчество. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, Поэт конкретизирует пространство своей славы не географически, а политически. И назовёт меня всяк сущий в ней язык, Слово «язык» употреблено здесь в значении «народ». Всякий народ, живущий в России, будет знать о поэте; поэт станет символом не только русского языка, но и всей России. И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Поэт не ограничивает свою славу славянским родом, он помнит о том, что Россия — многонациональное государство. Тунгус, и друг степей калмык. Будущее России не замыкается Европой, за её пределами находятся народы, которые со временем смогут оценить по достоинству творчество русского поэта. И долго буду тем любезен я народу, Все речи поэта как бы смягчены, этим он подчёркивает свою универсальность и доступность, отсутствие всякой избранности для тех, кто может полюбить его творчество. Что чувства добрые я лирой пробуждал. Поэт близок каждому, потому что он пробуждал именно «добрые» чувства, доступные любому, кто даже не способен на геройство и судьбоносные решения. Что в мой жестокий век восславил я свободу Народная память должна обязательно оценить то, что поэт пошёл против эпохи, вышел за её пределы, указал на идеалы будущего. И милость к падшим призывал. Поэт ещё раз подчёркивает всеохватность своего творчества. Он жил народной душой, поэтому не мог не воспринять лучших народных качеств. Милость — это возможность для человека не творить жестокость, даже если она оправдана и справедлива. В этой строке содержится намёк на декабристов. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Поэт призывает музу слушаться велению Бога, то есть соизмеряет все свои достижения с божественным светом и беспредельностью, которая всё равно значительнее самых великих человеческих успехов. Обиды не страшась, не требуя венца; Поэт проповедует гармоническое существование, лишённое стремлений к мирской славе, лишённой смысла при понимании своего истинного значения. Также нелепо бояться и всяческих обид, потому что того, кто живёт для будущих эпох, нельзя обидеть как обыкновенного человека. Хвалу и клевету приемли равнодушно, Здесь идёт усиление предыдущего суждения. Поэт, осознавая своё превосходство, должен быть бесстрастен и независим от непостоянных людских суждений. И не оспоривай глупца. Поэт усиливает земной характер своего творчества. Мнение глупого человека невозможно опровергнуть, потому что глупый не поймёт умных доводов. Всегда есть большое искушение — постараться объяснить заведомому невежде его ошибки, но великий поэт не может тратить время и силы на мелкую полемику, он должен стоять выше нападок невежества и зависти. «Памятник» Г. Р. Державина Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный Поэт считает, что его памятник вечен и обладает волшебными свойствами, чем подчёркивает своё особенное величие. Металлов твёрже он и выше пирамид; Начинается раскрывание свойств памятника, происходит своеобразное пояснение, почему он чудесен и вечен. Поэт это делает, применяя преувеличенные степени, используя сравнения с самыми выдающимися явлениями на Земле. Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, Продолжается описание свойств памятника, его надземный характер. И времени полёт его не сокрушит. Даже всевластное время оказывается бессильно перед творениями поэта, этим подчёркивается его небесное происхождение и неземная слава. Так! — весь я не умру, но часть меня большая, Идёт торжественное утверждение бессмертия части поэта. От тлена убежав, по смерти станет жить, Здесь акцент делается на бегство от тлена, то есть на то, что будет совершенно некое чудо, некое преодоление неизбежного. И слава возрастёт моя, не увядая, Предполагается, что слава поэта будет прирастать со временем, то есть после смерти его продолжится активная жизнь его творений. Доколь славянов род вселена будет чтить. При всей титанической значимости, утверждаемой поэтом, он считает, что его слава неразрывно связана со славой славян. Этим державинский памятник приобретает черты некоей иглы, имеющей основание в одном народе, пусть этот памятник и возвышается в космические высоты. Слух обо мне пройдёт от Белых вод до Чёрных, Имеются в виду Белое и Чёрное моря. Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал; Географические пределы поэтической славы Державина лежат в Европейской части России. Взгляд поэта обобщён, он не различает государства и народы, связан лишь с родом всех славян. Он говорит о славянах, но ощущается отстранение поэта от людей, географические ориентиры для него естественнее. Всяк будет помнить то в народах неисчётных, Здесь делается упор на определённую назидательность. Народы, населяющие указанное пространство, неразличимы с высоты памятника, видно лишь, что они «неисчётны». Как из безвестности я тем известен стал, Поэт начинает говорить о своих поэтических заслугах. Что первый я дерзнул в забавном русском слоге Он делает упор на необычность «русского слога», напоминая, что многие в его время продолжали считать, будто русский язык не подходит для стихотворчества и поэтому стихи на русском языке никогда не достигнут вершины. О добродетелях Фелицы возгласить, Державин вспоминает написанную им оду «К Фелице», в героине которой Екатерина II соблаговолила узнать себя, наградила поэта и приблизила к себе. В сердечной простоте беседовать о Боге До Державина о вещах божественных было принято говорить только торжественным слогом, используя выспренние и значительные выражения. Державин первый стал говорить о высоком простым русским языком, он первый перешагнул через рамки штилей, предписанных Ломоносовым. И истину царям с улыбкой говорить. Истина существует независимо от человека. Поэт познал истину и не побоялся рассказать о ней самым великим земным властителям. Он смотрел на всё с улыбкой вселенского понимания, его снисхождение не было душевным участием, как у Пушкина. Истина неумолима — она просто существует. Милость, о которой пишет Пушкин, исходит по желанию человека и является в определённом смысле её дополнением. О муза! возгордись заслугой справедливой, Поэт призывает свою музу вести себя соответственно своему таланту. Он считает, что её устремлённость ввысь и заслуги на этом пути дают ей право гордиться сделанным. Поэт смотрит вниз и видит сделанное, но он избегает взгляда вверх, что позволило бы ему понять не только свою избранность с точки зрения простого человека, но и всю ограниченность человеческих деяний перед лицом Божественного. И призрит кто тебя, сама тех презирай; Поэт прямо настаивает на презрении к тем, кто оказался неспособен понять его гений. Этим он отстраняется от части людей и расходует творческие силы на чувства, затемнённые страстями. Непринуждённою рукой неторопливой Поэт живёт в вечности и для вечности. Торопиться ему некуда. Его не терзают сомнения, и никто не может принудить его писать неправду, поэтому его рука «непринуждённа». Чело твоё зарёй бессмертия венчай. Поэт говорит о венце бессмертия, он устраняется от людских дел и видит уготованный для себя небесный путь. Его не занимает и не донимает людская молва и перетолки. В отличие от Пушкина, он менее уязвим, потому что менее народен, меньше проникнут стихией жизни.
В чем видел предназначение своей поэзии Пушкин?
В сравнении «Памятника» Пушкина и Державина необходимо упомянуть о том, что Александр Сергеевич видел высшую ценность своего поэтического творчества в борьбе за свободу народа. И эти идеи нашли свое отражение уже в первых строках произведения: «Я памятник себе воздвиг…». Ценность своих произведений поэт видел в том, что он смог пробуждать в людях «чувства добрые», призывал «милость к падшим». Пушкин – это единственный из поэтов своего времени, который осмелился призвать царя к помилованию восставших декабристов. Великий русский поэт делает акцент на общественной ценности своих произведений.
Обращение к музам
Также анализ Пушкина и Державина будет неполным, если не рассмотреть обращение обоих поэтов к своим музам. Гаврила Романович призывает свою вдохновительницу гордиться «заслугой справедливой», а также выражать презрение к тем, кто осмеливается презирать ее. Пушкин же хочет одного – чтобы его муза была послушна «веленью Божию», не боялась напрасных обид. Он говорит ей не требовать от других славы, не обращать внимания на посылаемую в ее адрес «хулу и клевету», а также не вступать в спор с недалекими глупцами.
Политическая лирика Александра Сергеевича рисует его как одного из самых передовых выразителей общественного мнения своей эпохи. В то время, когда Пушкин создал «Памятник», им было написано также немало и других стихотворений. Белинский говорил о нем, что он не столько классический поэт, сколько относящийся к романтизму певец своего времени. Также Белинский отмечал, что как у Пушкина, так и у Державина, является верным каждое слово и каждое чувство. «Все на своем месте, все полно, ничего незаконченного» — писал он о поэтах.
Державин Г. Р. «Памятник» А. С. Пушкина
Державин Г. Р.
Сочинение по произведению на тему: «Памятник» А. С. Пушкина
И Г. Р. ДЕРЖАВИНА — ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ПОЭЗИИ
Гаврила Романович Державин — крупнейший поэт XVIII века, один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво: раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых выделяют гражданские, поэтические, философские и анакреонтические.
Гражданские оды Державина адресованы лицам, наделенным» большой политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный. Сближая поэзию с жизнью, смело нарушая каноны классицизма, Державин прокладывал новые пути в русской литературе.
К гражданской лирике относится одно из поздних произведений Державина — «Памятник», вольное подражание оде Горация «К Мельпомене». Кроме Державина к оде Горация обращались в разное время Ломоносов, Пушкин, Брюсов. Общая мысль этих стихотворений — мысль о праве поэтов на бессмертие, но мотивировка у этого права у каждого автора своя.
Державин в «Памятнике» напоминает, что он первым рискнул отказаться от торжественного, высокопарного стиля хвалебных од и написал «Фелицу» в забавном, шутливом «русском слоге», и, обладая несомненной поэтической смелостью и гражданским мужеством, не побоялся «истину царям с улыбкой говорить». Пушкинский «Памятник» и по форме, и по содержанию больше связан с державинским вариантом, чем с вариантом Горация.
Пушкин высшую ценность своего творчества видел в народности и борьбе за свободу. Эти мысли нашли яркое отражение в стихотворении «Я памятник себе воздвиг.». Оно — итог творческого пути поэта, его поэтическое завещание. Ценность своей поэзии Пушкин видит в том, что он пробуждал своей лирой «чувства Добрые», в его жестокий век «восславил свободу», призывал «милость к падшим», то есть единственный из русских писателей и поэтов осмелился в своих стихотворениях призывать царя помиловать декабристов. Пушкин также сделал акцент на общественной ценности своей поэзии.
В стихотворениях Державина и Пушкина есть и сходные, и различные черты. Памятник Державина «чудесный, вечный», Пушкина — «нерукотворный». У Державина он «металлов тверже», «выше пирамид», «ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный», у Пушкина «вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Народ не забудет о Державине и Пушкине. Память о поэте-Державине «времени полет. не сокрушит», и к памятнику Пушкина «не зарастет народная тропа». Память о поэтах не умрет в веках: «часть» Державина «по смерти станет жить», слава его «возрастет», «не увядая» до тех пор, «доколь Славянов род вселена будет чтить», душа Пушкина его «прах переживет и тленья убежит», и слава будет «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит».
И действительно, слух о поэтах пройдет по всей русской земле: о Державине «всяк будет помнить. как из безвестности. известен стал», и Пушкина будет знать «всяк сущий в ней язык».
Державин стал первым поэтом русским, сумевшим и, главное, захотевшим выразить свою личность такой, какова она была, — нарисовать портрет свой живым и правдивым. Прямоте и честности посвящены многие строки в творениях Державина. Для нас они скучноваты, но невозможно не оценить их энергии. Новаторство Державина-поэта состоит в том, что он первым «дерзнул в забавном слоге о добродетелях Фелицы (Екатерины II) возгласить», просто и понятно «беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить». В «Памятнике» он гордится этим.
Но здесь он недооценил себя, так как говорил царям истину не только с осторожной улыбкой честного слуги, но и с гневом поэта.
Пушкин же в «свой жестокий век.» первым в русской литературе «лирой пробуждал» «чувства добрые», славил свободу и «милость к падшим призывал».
И Державин, и его ученик Пушкин обращаются к своей музе. Державин призывает музу гордиться «заслугой справедливой» и презирать тех, кто ее презирает и «чело твое зарей бессмертия» венчать. Пушкин хочет, чтобы его муза была послушна «веленью Божию», не боялась обиды и не требовала славы, не обращала внимания на «хвалу и клевету», не спорила с глупцами.
Политическая лирика Пушкина рисует поэта выразителем передовых взглядов его эпохи. В период написания «Памятника.» Пушкин создал целый цикл стихотворений, проникнутых идеями и чувствами декабристов. Белинский говорил, подтверждая собственные слова поэта о его славе, что Пушкин столько же поэт классический, сколько поэт романтический и поэт новейшего времени. И у Державина, и у Пушкина, отмечал далее критик, «верна. всякая мысль, всякое чувство и всякое ощущение, всякий образ, каждая фраза, каждое слово. Все на своем месте, все полно, ничего недоконченного».