Чем память о лизе и ее судьбе дорога повествователю

Чем память о лизе и ее судьбе дорога повествователю

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1–5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.1. Как характер Печорина раскрывается в его взаимоотношениях с Бэлой, княжной Мери и Верой? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

5.2. Как в произведениях А. Т. Твардовского раскрывается тема любви к Родине? (По одному из произведений поэта.)

5.3. Чем память о Лизе и её судьбе дорога повествователю? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».)

5.4. Какие гуманистические ценности утверждаются в поэзии А. А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1.1.1. Какие черты характера Азамата раскрываются в приведённом фрагменте?

1.2.1. Какие уроки войны осмыслены А. Т. Твардовским в данном стихотворении?

1.1.1. В создании образов горцев Лермонтов находит типы, которыми можно восхищаться, но можно и осуждать. Таков Азамат. Он страстно влюблен в Карагеза, коня Казбича.

Любовь к коню Азамата эгоистична. Ему безразлично, что это сам Казбич воспитал свою лошадь, что он вложил в нее свою душу и любовь. Наконец, он решается предложить Бэлу. Он делает свою родную сестру предметом торга. Он предает ее. Как брат он должен был бы защищать ее от опасностей, вместо этого он готов ей пожертвовать ради собственной прихоти. Азамат продолжает настаивать на своем предложении, ведет себя как мальчишка, готовый пойти на все, лишь бы добиться желаемой «игрушки», он не в состоянии еще понять чувства Казбича.

1.2.1. В стихотворении «Когда пройдешь путем колонн» лирический герой говорит о самых простых радостях для солдата на войне — куске черного хлеба, глотке чистой воды, ночлеге, значении дружбы, отчем доме. На войне человек переоценивает свою жизнь. Ему дорого всё, что связано с мирным существованием. Он радуется всему, что до войны воспринималось как должное. Герой призывает: цените все, что имеете, радуйтесь каждому мирному дню, цените друзей!

Комментарии к сочинениям

5.1. Как характер Печорина раскрывается в его взаимоотношениях с Бэлой, княжной Мери и Верой? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Личность Печорина своеобразно раскрывается через его отношения с женщинами.

В истории с Мери раскрываются самые неприглядные стороны печоринского индивидуализма. Затевая интригу, Печорин не преследует никаких корыстных целей. Мери молода, привыкла к успеху, самолюбива, доверчива. Ее обаяние начинает испытывать и Печорин. Лишь извечный страх потерять свободу заставляет его подавить в себе зарождающееся чувство. Печорин несомненно нанес Мери глубокую душевную травму. Но и в резкости Печорина есть своеобразное благородство: он откровенно говорит княжне, что не любит ее, чтобы не мучить себя и девушку; вызывает на дуэль Грушницкого, защищая ее честь.

Любовь к Вере — глубокое и давнее чувство: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть». Вера лучше, чем кто-либо другой, «проникла во все тайны» его души. Их любовь — это любовь-страдание. «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно». Потеря Веры переживается Печориным мучительно, так как любовь к ней была единственным глубоким чувством, наполнявшим его жизнь.

О женщинах и любви Печорин говорит с иронией, разуверившись и в том, и в другом. Но история его отношений с каждой из героинь приобретает драматический, а порой и трагический характер, и это трагедия не только женщин, его любивших, но и самого Печорина.

5.2. Как в произведениях А. Т. Твардовского раскрывается тема любви к Родине? (По одному из произведений поэта.)

Эпиграфом к сочинению может быть признание самого Твардовского: «Загорье, смоленская деревня, ее природа, цвета ее и запахи, ее незаменимая для художника память — все это мне было дано от рождения — само собой».

Тема «малой родины» являлась одной из центральных тем лирики Твардовского. Поэт родился на хуторе Загорье Смоленской губернии, который навсегда воплотился в знаменитых строках. Это стихотворения «За тысячу верст», «Мне памятно, как умирал мой дед», «О Родине», «Жестокая память», «За распахнутым окном» и др.

В стихотворении «О Родине» поэт рисует красочные картины тех знаменитых краев, в которых он мог родиться, — Крым, Волга, Урал, Сибирь. Твардовский признается, что милей ему все же родная сторона, пусть и незнаменитая, но своя, хотя бы потому, что именно на ее просторах родилась его душа:

А только и прежде и ныне

Милей мне моя сторона —

По той по одной лишь причине,

Что жизнь достается одна.

Тема родины навсегда сливается у Твардовского с образами любимых поэтом людей. В стихотворении «Мне памятно, как умирал мой дед» боль от утраты дедушки приобретает философское звучание — автор рассуждает о смерти и о памяти, которую оставляет человек после себя:

Я полагаю, что и мой уход,

Назначенный на завтра иль на старость,

Живых друзей участье призовет —

И я один со смертью не останусь.

5.3. Чем память о Лизе и её судьбе дорога повествователю? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».)

Повесть «Бедная Лиза» привлекла внимание современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Авторская позиция в повести — это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит — миг любви — прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.

Одним их главных героев повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя.

Автор-повествователь — это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напоминает о себе периодическими обращениями его к читателю: «теперь читатель должен знать. », «читатель легко может вообразить себе. ».

В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.

5.4. Какие гуманистические ценности утверждаются в поэзии А. А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Всю свою поэзию сам Блок разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в его жизни. Эта трилогия получила название «трилогия вочеловечения». Название само по себе символично: вочеловечения, то есть становления человека.

К самым ранним стихам поэта относятся «Стихи о Прекрасной Даме». Ярким примером этого цикла является стихотворение «Вхожу я в темные храмы»:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Как в этом, так и в других стихотворениях раннего периода главными в творчестве Блока являются темы любви, ожидания, поиска идеала.

Очевидно, что лирический герой ранней лирики Блока — романтик… Для него высшей ценностью является любовь, служение любви, красоте. Он ожидает грядущей встречи с «душой мира», которая и является воплощением Прекрасной Дамы.

На втором этапе жизни поэта происходит столкновение высоких идеалов, потребности красоты и гармонии героя с низкой реальностью:

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Встреча с Незнакомкой происходит в трактире, совсем непоэтичном месте. Настроения лирического героя меняются, он находится на распутье и не знает, что ему дальше делать. Герой все больше ощущает горечь узнавания жизни, но все же реальность его пугает.

А далее поэт находит путь — лирический герой спускается на грешную землю и теряется среди толпы, делается частью ее. Дисгармоничное, отчаянное состояние героя сменяется чувством любви к Родине. Именно Родина придает поэту силы, которые ему так необходимы для продолжения творчества.

Таким образом, лирический герой А. А. Блока проходит трудный и сложный путь: от созерцателя, эстета до активного деятеля, созидателя.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1
Тема не раскрыта0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущено три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается

1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0
5. Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2
Допущены три-четыре речевые ошибки1
Допущены пять или более речевых ошибок0
Максимальный балл13

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

Источник

Литература литература литература

1-Любовь Маши Мироновой к Петру Гринёву (повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка») побеждает время и обстоятельства, дает силы и спасает жизнь. Ради любимой Гринёв не боится к идти к «разбойнику» Пугачёву, потому что, лишившись Маши, он бы лишился смысла жизни, потерял бы частицу себя. Маша отправляется к царице просить за Петра — любовь дает ей силы и решимость.

Настоящая любовь не знает границ и преград, она способна творить чудеса, и даже если любовь трагична, то великое потрясение, которое испытывает любящий человек, становится новым поворотом в судьбе и новым витком жизни.

В поэме М. Ю. Лермонтова Демон, олицетворение зла, любит земную женщину Тамару и готов ради неё возродиться к добру, но Тамара по своей природе не способна ответить на его любовь. Земной мир и мир духов не могут сойтись, девушка погибает от одного поцелуя Демона, и его страсть остается неутоленной. В начале поэмы Демон — это зло, но к концу становится понятно, что это зло можно искоренить. Тамара же изначально представляет добро, но Демону она причиняет страдание, раз не может ответить на его любовь, а значит, для него она становится злом.

Важная тема «Фауста» Гёте — вечное противоборство добра и зла, где сторона зла, Мефистофель, пытается совратить доброго отчаявшегося Фауста. Фауст даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье — то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта. И тут-то и начинается спор между силами добра и зла.

2-Повесть «Бедная Лиза» привлекла внимание современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Авторская позиция в повести — это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит — миг любви — прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.

Одним их главных героев повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя.

Автор-повествователь — это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напоминает о себе периодическими обращениями его к читателю: «теперь читатель должен знать. », «читатель легко может вообразить себе. ».

Источник

Чем память о лизе и ее судьбе дорога повествователю

1.1.3. Сопоставьте фрагмент из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с приведённым ниже фрагментом из «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя. В чём поведение Ивана Ивановича, просящего ружьё, схоже с поведением Азамата?

1.2.3. Сопоставьте стихотворение А. Т. Твардовского «Когда пройдёшь путём колонн…» с приведённым ниже стихотворением В. С. Высоцкого «Давно смолкли залпы орудий…». Что сближает лирических героев этих стихотворений?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.3.

— В первый раз, как я увидел твоего коня, — продолжал Азамат, — когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из- под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор всё мне опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной; и, тоскуя, просиживал я на утёсе целые дни, и ежеминутно мыслям моим являлся вороной скакун твой с своей стройной поступью, с своим гладким, прямым, как стрела, хребтом; он смотрел мне в глаза своими бойкими глазами, как будто хотел слово вымолвить.

— Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! — сказал Азамат дрожащим голосом.

Мне послышалось, что он заплакал

В ответ на его слёзы послышалось что-то вроде смеха.

— Послушай! — сказал твёрдым голосом Азамат. — Видишь, я на всё решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поёт! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха. Хочешь, дождись меня завтра ночью там, в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, — и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?

Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса:

Много красавиц в аулах у нас,

Звёзды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.

Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся; наконец Казбич нетерпеливо прервал его:

— Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых трёх шагах он тебя сбросит, и ты разобьёшь себе затылок об камни.

— Меня? — крикнул Азамат в бешенстве, и железо детского кинжала зазвенело об кольчугу. Сильная рука оттолкнула его прочь, и он ударился об плетень так, что плетень зашатался.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

— Скажите, пожалуйста, Иван Никифорович, я всё насчет ружья: что вы будете с ним делать? ведь оно вам не нужно.

— Как можно! это ружьё дорогое. Таких ружьев теперь не сыщете нигде. Я, ещё как собирался в милицию, купил его у турчина. А теперь бы то так вдруг и отдать его? Как можно? это вещь необходимая.

— На что же она необходимая?

— Как на что? А когда нападут на дом разбойники. Ещё бы не необходимая. Слава тебе господи! теперь я спокоен и не боюсь никого. А отчего? Оттого, что я знаю, что у меня стоит в каморе ружьё.

— Хорошее ружьё! Да у него, Иван Никифорович, замок испорчен.

— Что ж, что испорчен? Можно починить. Нужно только смазать конопляным маслом, чтоб не ржавел.

— Из ваших слов, Иван Никифорович, я никак не вижу дружественного ко мне расположения. Вы ничего не хотите сделать для меня в знак приязни.

— Как же это вы говорите, Иван Иванович, что я вам не оказываю никакой приязни? Как вам не совестно! Ваши волы пасутся на моей степи, и я ни разу не занимал их. Когда едете в Полтаву, всегда прóсите у меня повозки, и что ж? разве я отказал когда? Ребятишки ваши перелезают чрез плетень в мой двор и играют с моими собаками – я ничего не говорю: пусть себе играют, лишь бы ничего не трогали! пусть себе играют!

— Когда не хотите подарить, так, пожалуй, поменяемся.

— Что ж вы дадите мне за него? – При этом Иван Никифорович облокотился на руку и поглядел на Ивана Ивановича.

Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном икифоровичем»

2 Саж — хлев, где откармливают свиней.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.2.3.

Когда пройдёшь путем колонн

В жару, и в дождь, и в снег,

Как радостен ночлег.

Когда путём войны пройдёшь,

Когда пройдёшь таким путем

Не день, не два, солдат,

Как отчий угол свят.

Когда — науку всех наук —

В бою постигнешь бой, —

Как дорог каждый свой —

И про отвагу, долг и честь

Не будешь зря твердить.

Каким лишь можешь быть.

Таким, с которым, коль дружить

И дружбы не терять,

А. Т. Твардовский, 1943

Давно смолкали залпы орудий.

Давно смолкли залпы орудий,

Над нами — лишь солнечный свет.

На чём проверяются люди,

Если войны уже нет?

Приходится слышать нередко

«Ты бы пошёл с ним в разведку?

Не ухнет уже бронебойный,

Не быть похоронной под дверь,

И кажется — всё так спокойно

И негде раскрыться теперь.

Приходится слышать нередко

«Ты бы пошёл с ним в разведку?

Покой только снится — я знаю,

Готовься, держись и дерись:

Есть мирная передовая —

Беда, и опасность, и риск.

Приходится слышать нередко

«Ты бы пошёл с ним в разведку?

В полях обезврежены мины,

Но мы не на поле цветов,

Вы поиски, звёзды, глубины

Не сбрасывайте со счетов.

Поэтому слышим нередко,

Если приходит беда:

«Ты бы пошёл с ним в разведку?

1.2.3. В стихотворении «Когда пройдешь путем колонн» лирический герой говорит о самых простых радостях для солдата на войне – куске черного хлеба, глотке чистой воды, ночлеге, значении дружбы, отчем доме. На войне человек переоценивает свою жизнь. Герой призывает: цените все, что имеете, радуйтесь каждому мирному дню, цените друзей! Настоящих друзей, с которыми «можно жить и можно умирать». Независимо от того, военное время или мирное, настоящая дружба всегда ценность. Лирический герой стихотворения Высоцкого понимает, что другом можно считать того, с кем пошел бы в разведку. Такой друг настоящий, он не предаст и на «мирной передовой», где тоже есть «беда, и опасность, и риск». Это сближает лирических героев стихотворений.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы1. Сопоставление произведенийСопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена2Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция искажена1Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа02. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., фактические ошибки отсутствуют4Для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.; текст другого произведения – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании,

допущена одна фактическая ошибка3Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *