Чем пахнут змеи художественное описание
Международный Клуб Террариумистов «Моя Рептилия»
ОБЩИЙ РАЗДЕЛ => Обо всем на свете => Тема начата: effgeniy от Июнь 05, 2014, 00:09:11
Название: Есть ли запах от этих рептилий и амфибий? Отправлено: effgeniy от Июнь 05, 2014, 00:09:11 |
Еще красноухие черепахи меня научили, что если предоставить животным нормальные условия содержания, то о запахе можно не заморачиваться.
— ой, не соглашусь))) есть совсем не вонючие
скажите, а если тем животным, которые воняют, например, маису, постелить например торф, запаха меньше не будет? я ща на молочке экспериментирую, постелил сухой сфагнум, вот жду, когда погадит, если вонь будет, торф хочу попробовать
В конце концов с тем же успехом можно сказать, что и абсолютно все люди вонючие!! но если человек здоров и ухаживает за собой, то запаха яркого и отталкивающего нет, а вот не после каждого даже ухоженного человека можно зайти в санузел. Уж простите за сравнение, но это факт
Ну даже кошки, простите, обычные дворовые все по-разному пахнут. Еще во времена общения с приютскими кошками уяснила.
А про ужей говорят, что они воняют. Хм. Ну. на руках, когда пугаются могут. Но в терре у меня с ужиком пахнет землей, кокосом и мхом. Может, это потому что пока терр и уж мелкий?
Запаха больше всего сейчас от прытких как ни странно. А стоят все терры в ряд. Но от трех кошек и аквариума «ароматов» больше, чем от всех моих рептилий вместе взятых + насекомых. За исключением сверчков. Те жесть как воняли(
Моя собака не воняла вообще, только, как говорит Марина, когда намокала, но мокрые животные с шерстью воняют все, а вот соседские собаки воняли даже сухие, я в лифте не могла ехать с ними, рвотный рефлекс просто. Кстати, действительно у них две вонючие немецкие овчарки.
— ничего интересного. большинство из нас не содержат в квартирах кормовых мышей именно по этой причине )(
да здесь все просто. давайте попробуем разобрать механизм приобретения нами новых животных, разумеется, если мы вменяемые люди, итак:
— откуда вы знаете? вы ж вроде их не держали?
а вообще, я не знаю как еще сформулировать свою мысль, правда. пол-форума побежало после прочтения темы нюхать непосредственно своих ящериц, полфорума похоже, прекратило убираться в террах, ждут, когда завоняет )(
Уж — наша змея
Как ужи защищаются
Бытует заблуждение что ужи всегда сильно воняют. Ужи пахнут, только если испугались, тогда они испускают вонючий секрет. Отпугивают жертву «убойным» запахом. За несколько лет проживания ужей в нашем доме могу припомнить лишь пару раз, когда уж «источал вонь».
Иногда для спасения ужи притворяются мертвыми: падают на спину, брюшком вверх, еще и для пущей убедительности рот открывают и язык высовывают. Положишь такого «мертвого» ужа на землю, а его и след простыл.
Ужиное потомство
Наши природники оказался очень ручным, всегда с удовольствием выходят на руки когда открываем терр. А те змееныши, которые родились и остались в нашем доме, считают, что так и должно быть. Сейчас у нас живут 4 ужа: папа Етти, две его дочки и сынок.
Как ведут себя ужи
Ужи очень активные змеи, постоянно куда-то несутся, даже сфотографировать их сложнее чем остальных. Сколько я удачных кадров упустила!
По веточкам носятся постоянно, при этом на ветках не спят. Обычно спят на земле, под веточкой или в уголке за купалкой или камнем. Днем могут погреться на камне под «солнышком».
Любопытство написано у ужей на мордочках. Знаю что мы не единственные, кто видит эмоции у своих змей.
Кормление ужей
Кормим мы своих ужиков лягушками. Для этого летом совершаем вылазки в лес, потом намораживаем кормежку впрок. Всегда после тихой охоты даем полакомиться змейкам до отвала. Наши ужи прекрасно едят разморозку.
Еще мы кормим мелкой рыбой: покупаем охлажденную рыбешку в гипермаркетах. Так можно проверить сразу и на запах, и на ощупь. Бывает знакомые рыбаки гостинчики передают, сами давно на рыбалке не были.
Кормим ужиков в ванной под неусыпным контролем. Несмотря на то, что ужи мелкие, легко могут выскочить из ванной – слишком шустрые ребята. Поэтому всегда наблюдаем за ними вдвоем. Коты тоже приходят посмотреть как ужи едят, рыба наших пушистых все равно не интересует.
У ужей в террариуме
Грунт в терре у ужей – щепа, так все выглядит более менее чисто. Гадят они часто и понемногу и где придется. Место не выбирают.
Лето было жаркое из купалки наш квартет почти не вылезал.
Я считаю, что уж может быть первой змеей и вобще домашней змеей, только в том случае, если вы готовы со всей ответственностью подойти к созданию условий и содержанию. И не может быть отговорок, что это просто уж и поэтому он может пожить в банке. Нет! Если животное живет с вами, вы должны обеспечить ему достойные условия содержания, приближенные к естественным.
Чем пахнут змеи художественное описание
ОБРАЗ ЗМЕИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Большинство людей боятся и ненавидят змей, считая их опасными врагами. Сотни легенд и историй создано о коварстве, злобе и жестокости этих существ. Может быть, поэтому встреча человека со змеёй почти всегда оканчивается трагически. для змеи.
Оно и понятно, вид ползущей змеи вызывает страх у любого, кто не знает какие змеи ядовитые, а какие нет. Шиком считается раздавить колесами машины так часто переползающих змей через дорогу. Вот только за всю историю здравоохранения в Белгородской области не было зафиксировано ни одного летального исхода от укуса змеи.
Непрерывная и беспощадная борьба, которую издавна ведут люди со змеями, сильно сократила их количество, а в некоторых местах они и вовсе исчезли. “Они вредны”,- говорят люди и уничтожают ядовитых змей, неядовитых и даже безобидных ящериц. А между тем, в природе нет ничего ненужного или вредного. Всё живое существует в тесной взаимосвязи; и когда мы говорим о “вредных” или “полезных” животных, речь идёт только об относительной пользе или вреде, которые приносят они человеку. С древних времён люди знали о целебной силе змеиного яда. Недаром же медики избрали своей эмблемой змею, обвившуюся вокруг чаши.
Спорен вопрос, насколько змея опасна для человека. При соблюдении осторожности змея ничуть не опаснее льва, тигра, буйвола, носорога.
Возможно, читать текст о гадюке покажется кому-то малоприятным занятием. У некоторых одна только мысль о змеях способна вызвать приступ панического страха. И неспроста: учёные полагают, что страх этот заложен генетически. Далёкие предки человека, выходцы из Восточной Африки и Передней Азии, тысячелетиями делили жизненное пространство с ядовитыми и опасными рептилиями, ежедневно подвергая себя смертельной опасности. Их организм привык быть начеку, выработав защитную реакцию – страх и, как следствие, долю отвращения к ползучим гадам, которые передались современному человеку по наследству.
Тем удивительней, что с тех же давних времён человек испытывает к змеям и ровно противоположное: почтение и восхищение. Змея является созданием удивительным и таинственным, способным перемещаться по суше, жить в воде, менять кожу, исчезать на полгода под землю.
А как в литературном произведении изображали змей? Близки ли образы рептилий из книг к своим прототипам? И зачем писателям это чудовищное животное? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили исследовать несколько произведений и сравнить образы змей с реальными обитателями планеты. Актуальность исследования заключается в том, чтобы заставить человека повнимательнее приглядеться к змеям и найти компромиссы в сосуществовании.
Проблемы: Для чего в произведениях даны образы змей? Насколько они реалистичны? Каково отношение человека и змеи?
Гипотезы: Автор, используя образ змеи, боится или преклоняется перед этой рептилией. Змея из книги должна быть похожа на реальную представительницу.
Цель исследования: Определить значимость образа змеи в произведениях.
Задачи исследования:
— Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ змеи.
— Проанализировать и сравнить вымышленную и реальную сторону в изображении змеи.
— Определить роль образа змеи в произведении.
Практическая ценность работы состоит в том, что результаты исследования можно использовать на уроках литературы и биологии, а также при проведении тематических вечеров, при подготовке к олимпиадам.
Часть 1. Гадюка в художественной и научной литературе
Сент-Экзюпери описывает змейку так: «Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча». «И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет». «У подножья стены, подняв голову к Маленькому принцу, свернулась желтая змейка, из тех, чей укус убивает в полминуты». [11, 92]
Показателен диалог между змеей и мальчиком, который также характеризует рептилию.
Исследователи предполагают, что автор для образа своей змеи взял гадюку. Эту же змею мы увидели и в произведении Артура Конан-Дойля «Пестрая лента». Вот строки из этого рассказа, описывающие змею.
«Я сделал шаг вперед. В то же мгновение странный головной убор зашевелился, и из волос доктора Ройлотта поднялась граненая головка и раздувшаяся шея ужасной змеи.
Несомненно есть общее в повадках, в описании гадюки у этих двух авторов. А какова гадюка в природе?
Гадюка — вид ядовитых змей рода настоящих гадюк семейства гадюковых, часто встречающийся в Европе и Азии. В летнее время иногда греется на солнце, но большей частью прячется под старыми пнями, в расщелинах. Змея неагрессивная, и при приближении человека старается использовать свою камуфлированную окраску настолько, насколько это возможно, либо удалиться. Только в случае неожиданного появления человека либо в случае провокации с его стороны она может попытаться его укусить. Такое осторожное поведение объясняется тем, что ей требуется много энергии для воспроизводства яда в условиях меняющихся температур.
На наш взгляд, Сент-Экзюпери достаточно правдоподобно изобразил эту представительницу в своем произведениях, основываясь на знания о жизни данного вида в нашей природе. Но образ «пестрой ленты» вызвал споры у исследователей, так как Конан-Дойль допустил ряд неточностей в описании болотной гадюки. Те действия, которые выполняет у него рептилия, не свойственны для такого подвида, поэтому критики и биологи сошлись в том, что автор изобразил обобщенный собирательный образ змеи, которую можно отнести и к болотной гадюке, и к обыкновенной гадюке, и к кобре, и к коралловому аспиду.
Ну, а аспид – это старинное название как бы всех змей, хотя это и не совсем верно. Если мы хотим выделить яркие отрицательные черты человека, то, нередко, говорим, что он аспид.
Не простой Аспид у А. П. Платонова в сказке «Волшебное кольцо», а обитающий в России. «В то время проходил по лесу Аспид, приемный сын Змея-царя. Аспид увидел кольцо на пальце у Семена и от зависти превратился в гадюку». [9, 73]
Платонов считает, что от злости и зависти превращение произошло. Так и остался добрый молодец гадюкой.
«Ярость ее вообще безгранична, так что она, за отсутствием чего другого, кусает собственную тень, воздух и даже саму себя», – пишет А. Брем о гадюке. [3, 95]
Часть 2. Кобра в художественной и научной литературе
Не меньший интерес вызвала у нас кобра. В природе эта рептилия занимает целую нишу, интересна для изучения. О ней знают чуть ли не с младенческих лет.
Ее определенно можно назвать повелительницей змей. Интересны кобра Наг и его жена Нагайна, заклятые враги храброго мангуста Рикки-Тикки-Тави из рассказа Редьярда Киплинга.
«… из-под куста послышалось негромкое шипение – страшный и холодный звук… Потом из травы всё выше и выше, вершок за вершком, стала подниматься голова Нага, огромной чёрной кобры…И он раздул капюшон, и Рикки-Тикки увидел на капюшоне очковую метку, точь-в-точь как стальная петля от стального крючка». [6, 17]
В этой книге, одной из немногих, есть примечание о том, кто такая кобра.
Королевская кобра отличается от своих собратьев. Кобры грациозны и безжалостны, хладнокровны (во всех смыслах) и быстры, потрясающе красивы и просто неприлично ядовиты. Эти змеи подвижны, хорошо ползают по земле, деревьям, умеют плавать. В представлении большинства людей кобры агрессивны, но на самом деле эти змеи довольно спокойны и даже немного флегматичны. Зная их поведение, ими легко управлять, что часто демонстрируют «заклинатели» змей.
Киплинг вернулся к кобре и еще в одном произведении. Величавую, но уже состарившуюся кобру мы нашли в «Книге джунгей».
«Перед Маугли мелькнуло что-то белое, мало-помалу он разглядел такую огромную кобру, каких он до сих пор не встречал, – почти в восемь футов длиной, вылинявшую от жизни в темноте до желтизны старой слоновой кости. Даже очки на раздутом клобуке стали у неё бледно-жёлтыми. Глаза у кобры были красные, как рубины, и вся она была такая диковинная с виду». [7, 88]
Образ Белого Клобука – белой королевской кобры, сторожившей сокровища раджы, злобный, но очень правдоподобный. Биологи считают, что кобра легко раздражима, отличается довольно скверным характером и неприятной привычкой преследовать своего противника, когда он пытается от нее убежать.
Часть 3. Удав в художественной и научной литературе
Среди змей есть и не ядовитые виды, которые так же удостоены вниманием литературы. Наиболее популярны и любимы взрослыми, и детьми удавы.
«Удав лежал на большом плоском камне. Под голову он подложил хвост, а глаза его были закрыты» [8, 52]. «Я никогда не смогу ходить, потому что я вообще не хожу. Я ползаю» [8, 63]. «Это я – удав приснился сам себе, приплыл к вам на помощь и …»[8, 74]. «Обычно, когда удав куда-нибудь полз или просто отдыхал, видно было в лучшем случае его большую часть, а остальное лежало где-нибудь в траве или за кустами» [8, 101]. «Удав вполз на пальму. Он обвился вокруг ствола, поднял голову над верхушкой и вглядывался вдаль» [8, 114].
Другой умный, или даже правильнее будет сказать мудрейший представитель змей в детских книгах – это Каа, удав из «Книги джунглей», друг Маугли. «У Каа не было ядовитых зубов — он даже презирал ядовитых змей за их трусость, — вся его сила заключалась в хватке, и если он обвивал кого-нибудь своими огромными кольцами, то это был конец». «Удав… был во всем своем великолепии. Его большая тупоносая голова металась по земле, тридцатифутовое тело свивалось в причудливые узлы и фигуры, язык облизывал губы, предвкушая будущий обед». [7, 103].
Старый мудрый Каа – наверное, самый внушительный и опасный из друзей Маугли, по-своему прикипевший к нему своей холодной змеиной душой. Его прообразом, скорее всего, послужил тигровый питон, который наряду с питоном сетчатым и удавом анакондой оспаривает пальму первенства на титул самой длинной змеи. Поэтому и указанная Киплингом длина Каа – «тридцать футов» (т.е., 9 метров) – не сказочное преувеличение.
Явной выдумкой является лишь внушительная сцена массового гипноза Бандар-Логов. Истоки этого поверья связаны с особенностями змеиных глаз. Дело в том, что веки у змей приросли к роговице и стали прозрачными – отсюда этот немигающий «гипнотический» взгляд. В остальном Киплинг прав – обезьяны действительно излюбленное «блюдо» рациона как питонов, так и удавов.
Кстати, гипнозу Каа не поддавался только Маугли. Он не мог понять, чего так боятся Багира и Балу, а завораживающий Танец Голода вообще не оценил. «Я видел только большую змею, которая выписывала зачем-то круги по земле, пока не стемнело. И нос у Каа был весь разбит. Ха-ха!» [7, 124].
Удавы объединены с питонами в семейство ложноногих змей, они не ядовиты, но удавливают (на то они и удавы) свою добычу кольцами длинного змеиного тела. Они хорошо плавают в воде, иногда на большие расстояния, а также лазают по деревьям. Кроме того, во многих странах Южной Америки держат дома удавов. В дом, где живет прирученный удав, не заползет ни одна змея, не заберется ни один зверь. Удавы умны и преданны. Обученным удавам доверяют даже нянчить детей.
Именно таким Каа и описан в произведении. Мы не раз убедились, что Киплинг был хорошим знатоком змей и свои знания использовал при создании ярких и неподражаемых образов.
Часть 4. Уж в художественной и научной литературе
Не менее известен образ ужа в русской литературе в произведении Максима Горького «Песня о Соколе». Образ Ужа создан по контрасту. Ему не ведомо чувство радости от бескрайнего неба. При характеристике этого образа автор использует яркие определения: «проворный», «свернувшийся в узел». Средством характеристики этого героя служит описание ущелья, в котором он проводит свою жизнь. Оно выглядит темным, сырым, душным. Там пахнет гнилью. А вокруг ущелья огромный яркий мир, о котором Уж даже не подозревает. Свет солнца не проникает ни в его жилище, ни в его душу. Подобное существование бесцветно, уныло и жалко.
В природе уж неагрессивен. При виде человека он спасается бегством. Пойманный уж сначала активно защищается: шипит и выбрасывает голову вперёд, что устрашающе действует на многих врагов. Если же это не помогло, выделяет из клоакальных желез густую неприятно пахнущую жидкость и притворяется мёртвым, расслабляя полностью мышцы. Отвратительный и резкий, но нестойкий, запах этой жидкости отбивает аппетит у четвероногих хищников. Кусается редко. Для человека укус не представляет никакой опасности.
Можно сделать вывод, что Горький прекрасно знал первоисточник, и образ его героя не отличается от представителя природы.
Часть 5. Образы змей в художественной и научной литературе
Конечно же, образ змеи появился не только в авторских произведениях. Мы встречаем змею и в устном народном творчестве нашего народа, и в мифах, сказаниях других народов.
Поэтому читатель воспринимает «Песнь о Вещем Олеге» как «Сказку» со скрытым смыслом.
«Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь. [10, 109].
Часть 6. Заключение
Проанализировав художественные произведения с образами змей, научную и научно-познавательную литературу, мы сделали следующие выводы: змею авторы художественных произведений старались с максимальной точностью изобразить достоверной, близкой к реальным рептилиям. Цель использования образа змеи у писателей разная, но практически все змеи, очеловеченные в произведениях, мудры, умны, являются источником знаний для окружающих. Писатели очарованы этой рептилией, боятся и благоговеют перед ней, пытаются разгадать ее тайны хотя бы в своих произведениях. С человеком у змеи в художественных произведениях тоже неоднозначные отношения.
Нам понравилось высказывание биолога, исследователя живой природы А.Брема: «Если вы увидите змею, пойдите спокойно своей дорогой, а уж змея, будьте уверены, пойдет (или, правильнее сказать, поползет) своей». [3, 141].
Мы предложили пятиклассникам ответить на вопрос: Каковы ваши впечатления от прочитанных произведений о змеях?
— Такие книги всегда интересно читать. Наверное, змея заинтриговывает, «гипнотизирует» читателя.
— Не люблю и боюсь змей, читать о них не хочу.
— Все имеют равное право проживать на нашей планете, даже змеи.
Мы предложили анкету ученикам 5-х классов:
Любите ли вы читать книги о змеях? (да – 54%)
Может ли змея быть другом человеку? (нет – 78%)
Есть ли у змеи свой характер, душа? (да – 88%)
Может ли змея превосходить человека в чём-либо? (да – 9%)
Может ли планета обойтись без змеи? (нет – 79?)
Каждая имеющаяся на земле тварь создана не случайно. Любое животное занимает свою нишу в природе и имеет огромное значение для полноценной жизни, в том числе и для человека. Соседство с живым миром неизбежно, и очень многое зависит от человека, как он поведет себя. Поэтому наше совместное разумное проживание в наших руках. Если мы будем умны и мудры, то и змеи, проживающие рядом с нами, не причинят нам вреда.
Русская литература всегда внимательна к братьям своим меньшим, поэтому достаточно много посвящено страниц и змее. Эти произведения заставляют читателя внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни:
— змея полезна человеку,
— отношение человека к змее показывает нравственные качества человека: злой он или добрый, ответственный или равнодушный, заботливый или бездушный, корыстный или милосердный,
— благодаря этому образу, мы можем точнее понять идею произведения и авторский замысел,
— этот образ многофункционален: змея – действующее лицо, персонаж.
Мне хотелось бы попросить ребят, моих современников:
не истребляйте змей,
животное рядом с вами показывает, каковы вы,
читайте больше произведений о животных, писатели откроют вам много интересного и полезного о них и о вас самих.
В приложениях к моей работе вы можете познакомиться со списком произведений, кинофильмов, крылатых выражений о змеях. Со своей работой я выступил на классном часе, на уроке природоведения, а учащиеся школы могут познакомиться с моим исследованием на школьном сайте (Приложения 1-3).
Список используемой литературы
Бажов П.П. Малахитовая шкатулка / Предисл. и примеч. Л.Скорино; Худож. А.Белюкин. – М.: Худож. лит., 1990. – 303 с./ Классики и современники/ Советская лит./
Бобров В. В. Королева джунглей / В. В. Бобров; худож. Ф. Домогацкий. – М.: Дрофа, 2003. – 347 с.: ил. – (Зеленая серия). – С. 319.
Дойл А.К. Рассказы о Шерлоке Холмсе / Артур Конан Дойл; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 494 с.
Пушкин А.С. Лирика. – М.: Правда, 1980. – 560 с.
Сент-Экзюпери А. и др. Маленький принц: Сборник сказок / Художник В.Лесников. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 464 с., илл. (Серия «Детская библиотека»).
Приложение 1
ПОСЛОВИЦЫ О ЗМЕЯХ
Хотя змея и в новой коже, а сердце у неё всё то же.
Сколько змею б ни держать, да всё стоит беды от нее ждать.
Змея шкуру меняет, а натуру оставляет.
Кусает змея не ради сытости, а ради лихости.
Острый язык и змею из гнезда выманит.
Змея спящего не ужалит.
Змея испугается лягушки, а лягушка змеи.
Змея и трубка не выпрямит.
Змеи от собственного яда не гибнут.
Лучшая из змей всё-таки змея.
Змея мягка снаружи, да ядовита внутри.
Змея прямо не ползёт, в дом заползает зигзагами.
Змея, которая меня не жалит, пусть хоть тысячу лет живёт.
Когда змея не справляется с врагом, она жалит себя.
Хотя змея и в новой коже, а сердце у неё все то же.
Правители подобны змеям: они обладают и ядом, и лекарством.
Замёрзшая змея ужалит отогревшего её.
Змеёныш цыплёнком не станет.
Таятся змеи там, где спрятан клад.
Выкормил змейку на свою шейку.
Глядит, как змея из-за пазухи.
Железа и змей боится.
Жена да муж – змея да уж.
Лучше жить со змеею, чем со злою женою.
Льстец под словами – змей под цветами.
На трусливого и уж – змея.
У молодой змеи яду больше.
Язык распустил – в жало змеи превратил.
Сколько ног у змеи, столько правды у лгуна.
Чужими руками хорошо змею ловить.
Щебечет, как соловей, а кусает, как змея.
Змей-искуситель (Грехопадение)
В книге Бытия рассказывается о том, как Змей-искуситель смог уговорить Еву вкусить плод с Дерева познания Добра и Зла. Потом женщина дала плод также своему мужу — Адаму. После чего, оба осознали свою наготу и спрятались от Бога.
Потом Бог сделал людям одежду и изгнал их из Эдемского сада, опасаясь, чтобы они не получили вечной жизни. Чтобы человек не мог возвратиться и вкусить плодов с Дерева жизни, у входа в Рай поставили херувима с пылающим мечом.
Описание Змея-искусителя
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 1–5).
Итак, причиной Грехопадения человека стал Змей. Однако, возложив ответственность за такое грандиознейшее событие на Змея, Библия тем не менее уделили этому существу сравнительно очень мало внимания. Потому природа Змея остается весьма загадочной. Но кое-какие особенности этого создания возможно все таки попытаться установить при помощи логических размышлений, а так-же исходя из толкований святых Отцов.
Так, по некоторым внешним признакам, к примеру, по своему названию, по принадлежности к животному миру, также по тому, что он наказан Богом ползанием по земле, – Змей, конечно, изображен в Библии обычным представителем пресмыкающихся. Но многие другие из его особенностей, например, такие, как умение говорить, осведомленность о запрете вкушать плод с древа познания, невероятная хитрость и коварство, показывают на то, что Змей – существо разумное. Больше того, он, скорей всего, существо высшего порядка.
Существо духовное
Важное значение для понимания сущности Змея имеют слова из «Откровения» св. Иоанна Богослова:
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 9).
Скорей всего, этот «древний змий» и уговорил Еву вкусить запретный плод. А так как, прежде чем попасть на Землю, Змей обитал на небесах, он – существо духовное.
Потому, наверно, Змея надо представлять как существо, в котором соединяются в одно целое все его особенности, указанные выше. Святой Иоанн Златоуст об этом единстве сказал:
«Всегда следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману своей завистью, а этим животным воспользовался, как удобным орудием к тому, чтобы, прикрыв обман свой приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом чрез нее и первосозданнаго» (И.Златоуст. Беседы на книгу Бытие. Беседа 16).
«Полевой зверь»
Внимательно прочтя третью главу Бытия можно заметить, что если в строгости следовать категориям современной зоологической науке, то описанный в Библии Змей до того как он искусил Еву, не имеет четко обозначенных признаков пресмыкающегося, и отнесен к этому классу животных исключительно по своему названию. Больше того, согласно «классификации» Бытия, Змей-искуситель имеет отношение к «полевым зверям»:
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3: 1); «проклят ты пред всеми скотами и… всеми зверями» (Быт. 3: 14).
В действительности, если Змей – пресмыкающееся, то почему он два раза упоминается именно со скотами и зверями, да еще перед ними он и проклят?
Изучая текст Шестоднева, мы можем убедится в том, что изначально у Змея было иное, не свойственное змеям, строение, и только по велению Бога обрел характерные для пресмыкающегося внешние особенности. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 14).
Так, все приводимые ранее цитаты из Бытия, посвященные Змею, очень ясно показывают, что первоначально он был в близком родстве со «зверями и скотами». Весьма сложно предположить, что пророк Моисей мог спутать «полевого зверя» с рептилией. И святой Иоанн Златоуст тоже говорил, что Змей первоначально был «зверем», и только после того, как его проклял Бог, он стал пресмыкающимся.
Но каким именно он был зверем? – понять невозможно. Это представляет из себя еще одну тайну Шестоднева.
Почему Змей обманул человека?
Не менее интересен вопрос: по какой причине Змей обманул человека? Какие мотивы могли побудить его лишить людей тех благ, которые были предоставлены им Создателем в эдемском саду? Библия об этом умалчивает. Хотя причина, скорей всего, у Змея-искусителя была.
Какими могли быть причины? – понять затруднительно. Ведь на первый взгляд от этого обмана он не получил никакой выгоды. Напротив, его коварство стоило Змею многих потерь. И, прежде всего, его проклял Бог.
Исходя из сказанного выше, трудно верится в то, что самое хитрое существо на земле изменило всю дальнейшую жизнь человечества без всякой для себя пользы. Вероятней всего, спровоцировав изгнание из рая Богом Адама и Евы, Змей-искуситель со временем мог воспользоваться теми самыми благами, которых лишился человек по его наущению. Почему, к примеру, не сделать предположение, что, уговорив первых людей отведать плод от древа познания, сам он вкусил плод от древа жизни, после чего, обрел бессмертие.
Некоторые из толкователей Библии считают, что не сам Всевышний предупреждал Адама и Еву, чтобы они не пробовали плодов от дерева добра и зла, а отправил с этим предостережением Змея. Змей же извратил слова Бога, сказав, чтобы Ева, наоборот, вкусила плоды от древа познания. Глупая женщина так и сделала: при этом не только сама вкусила роковой плод, но и уговорила сделать это Адама…
Еще вопросы
Однако, кроме мотивов, подтолкнувших Змея на обман, имеются и другие вопросы, относительно этого коварного существа. К примеру, как он мог оказаться в Раю? Или – почему Бог мог позволить Змею соблазнить Еву?
Что до первого вопроса, то ответить на него не сложно, если припомнить, что Змей по классификации Бытия относится к полевым зверям. А в Рай, как известно, были допущены только звери и птицы. И, как и все эти животные, Змей получил свое имя в Раю. По этому поводу св. Ефрем Сирин писал:
«Творец… рабу предоставил наречь имена животных, чтобы помнил он… что сам дал имя змию».
Может быть, ему, как самому «умному» из всех тварей, находящихся в Эдеме, и первому было дано имя?
На второй вопрос ответить так-же не трудно. Дело в том, что Бог, сотворив человека, наделил его правом выбора того или иного пути. Потому он не мог воспрепятствовать Еве сорвать плод с дерева познания. И она, поддавшись на уговоры Змея-искусителя, пошла на нарушение запрета Бога.