Чем отвратителен поступок злой чародейки спящая царевна
Конспект урока по литературе «Спящая царевна. В.А.Жуковский»
Конспект урока по литературе «В.А.Жуковский.Спящая царевна»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе «Спящая царевна. В.А.Жуковский»»
Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»
Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.
познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;
сопоставить эту сказку с народными сказками;
проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки
Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.
Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.
Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.
Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.
Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.
Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.
(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )
2. Чтение текста учителем.
Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?
Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)
А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?
Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-
Обратимся к композиции, сюжету, героям.
Сказочный зачин ( зачитываем)
Герои положительные и отрицательные ( называем)
Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)
Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)
А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)
Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)
Обычен ли герой? ( нет)
И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)
Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)
Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-
вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)
Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)
А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)
Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)
Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)
Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)
Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)
Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)
Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)
Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)
Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)
Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)
Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)
Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)
Время всё текло, текло,
Вот и 300 лет прошло…
Появляется новый герой. Кто он? ( принц)
Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)
Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)
И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)
Найдите описание спящей царевны. ( чтение)
Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)
Каков финал сказки?
Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)
Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.
Почему? ( волшебство, волшебные вещи)
Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:
Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)
докажите что пряха из сказки спящая царевна была злой чародейкой
У царя Матвея и царицы не было детей. Горько переживали они из-за этого. Раз пошла царица к ручейку и горько заплакала. Вдруг выполз рак и сказал, что царевна скоро родит дочь. Так и случилось.
Родилась дочь красавицей, царь на радостях созвал пир и пригласил на него одиннадцать чародеек, а про двенадцатую и позабыл. После празднества каждая чародейка произнесла пожелания царевне, желая ей богатства, счастливой жизни, хорошего мужа. Но тут пришла двенадцатая старая, злая колдунья. Разозлилась она, что её не пригласили на пир и произнесла пророческие слова:
Старая колдунья ушла, а оставшаяся добрая чародейка, чтобы спасти царевну, сказала, что царевна не умрёт от укола веретена, а только заснёт на 300 лет. А как проснётся, будет счастлива и жить без забот.
Так и случилось. Царь, испугавшись проклятия злой колдуньи, запретил садить лён, запретил прясть, веретена совсем уничтожил. И все успокоились. Прошло 15 лет, царь с царицей уехали, а юная царевна решила обойти дворец. И набрела она случайно в покои, сидит там старуха и прядёт на веретене. Только девушка шагнула в комнату, старуха протянула ей веретено, царевна укололась и уснула. Тут и отец с матерью вернулись… все погрузились в глубокий, волшебный сон… Много смельчаков пытались пробраться в царский двор, спасти царевну. Но ни у кого это не удавалось. Все, кто не приблизился бы к дворцу, пропадали бесследно. Наконец, вокруг дворца сложились страшные легенды, уже никто не решался подходить к нему близко.
Прошло 300 лет. Молодой царский сын, охотясь, увидел густой бор. Очень ему стало интересно, и спросил он старика о нём. Всё поведал ему старик. И решил царевич отправиться спасать царевну ото сна. Явился во дворец, видит, все спят колдовским сном. Зашёл во дворец, и там тихо, все спят. Увидел молодую, прекрасную царевну и замер – она была настолько великолепна, молода, красива, что ему хотя бы поцеловать её захотелось. Только он коснулся её губами, как она ожила. Ожил весь царский двор, жизнь закипела по-старому, словно не было этих трёхсот лет колдовского сна. Все были веселы, счастливы, царевна вышла замуж за храброго царевича и всё было хорошо.
«Спящая царевна» краткое содержание сказки Жуковского – читать пересказ онлайн
Сказка «Спящая царевна» Жуковского была написана в 1831 году. В основу сюжета произведения легли две народные сказки: французская «Красавица, спящая в лесу» в обработке Шарля Перро и немецкая «Царевна-шиповник» в обработке братьев Гримм.
Для лучше подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Спящая царевна» на нашем сайте. Пересказ пригодится и при работе над читательским дневником.
Главные герои
Царь Матвей – добродушный, веселый, беззаботный и легкомысленный государь.
Царица – супруга царя Матвея, добрая и любящая женщина.
Царевна – юная красавица, любопытная и неосторожная.
Царевич – настойчивый, решительный юноша, освободивший царевну от страшного заклятья.
Другие персонажи
Одиннадцать чародеек – добрые волшебницы, наделившие царевну самыми лучшими качествами.
Старая чародейка – злая, привередливая старуха, ведьма, которая из мести заколдовала царевну.
Краткое содержание
Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья, и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила».
Девочка родилась такой хорошенькой, что невозможно было описать словами. На радостях царь Матвей устроил богатый пир, куда пригласил всех знатных особ своего царства. Кроме того, на торжество были приглашены одиннадцать чародеек, но «двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал». Разумный царь Матвей поступил так не специально. У него было всего двенадцать драгоценных блюд. Когда же стали готовиться к пиру, выяснилось, что одно блюдо было кем-то украдено. Царю пришлось выбрать одну чародейку, которой нужно было отказать в приглашении, и ее оказалась старая злая ведьма.
Опечаленный царь Матвей отдал приказ – запретить во всем царстве-государстве сеять лен и прясть пряжу, а все веретена уничтожить. Годы пролетели очень быстро, и, когда царевне минуло пятнадцать лет, она решила осмотреть дворец. Девушка взобралась по винтовой лестнице в высокую башню, и у видела там старушку, которая пряла пряжу. Женщина «молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей». В тот же миг царевна погрузилась в глубокий сон, а вместе с ней и все обитатели дворца: царь с царицей, их верные слуги, стражники, и даже лошади, собаки и мухи. Спустя время «покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути».
Местные жители стали избегать дремучий, темный лес. Туда не забегали звери и не залетали птицы, а даже ветер не гнал в ту сторону легкие облака. Очень быстро все позабыли о дворце, но в народе сохранилось предание о спящей царевне, которую способен разбудить лишь поцелуй любящего юноши. За все триста лет было много смельчаков, желавших разбудить прекрасную царевну. Они «Даже бились об заклад И ходили – но назад Не пришел никто».
Как-то раз в тех краях охотился царский сын. Он узнал о старинном предании и решил непременно отыскать красавицу-царевну. Едва царевич подошел к зарослях возле замка, как те сами расступились перед ним. Оказавшись во дворце, он увидел принцессу, которая была так прекрасна, что царевич никак не мог на нее наглядеться. Он «души не удержал И ее поцеловал».
Царевна проснулась, а вслед за ней пробудился от долго сна и весь дворец – «словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен». Родители были очень рады видеть свою дочь живой и невредимой. Они дали согласие царевичу, и вскоре в замке играла шумная пышная свадьба прекрасной царевны и царевича.
Заключение
Рассказ Жуковского о прекрасной спящей царевне учит не терять надежду и всегда верить в лучшее. Но вместе с тем не стоит забывать о том, что за все свои поступки нужно держать ответ.
После ознакомления с кратким пересказом «Спящая царевна» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Урок литературы в 5 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»
Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.
познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;
сопоставить эту сказку с народными сказками;
проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки
Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.
Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.
Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.
Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.
Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.
Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.
(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )
2. Чтение текста учителем.
Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?
Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)
А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?
Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-
Обратимся к композиции, сюжету, героям.
Сказочный зачин ( зачитываем)
Герои положительные и отрицательные ( называем)
Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)
Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)
А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)
Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)
Обычен ли герой? ( нет)
И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)
Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)
Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-
вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)
Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)
А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)
Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)
Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)
Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)
Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)
Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)
Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)
Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)
Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)
Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)
Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)
Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)
Время всё текло, текло,
Вот и 300 лет прошло…
Появляется новый герой. Кто он? ( принц)
Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)
Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)
И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)
Найдите описание спящей царевны. ( чтение)
Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)
Каков финал сказки?
Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)
Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.
Почему? ( волшебство, волшебные вещи)
Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:
Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»
Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.
— познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;
— сопоставить эту сказку с народными сказками;
— проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки
Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.
Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.
Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.
Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.
Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.
Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.
(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )
2. Чтение текста учителем.
— Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?
— Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)
— А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?
— Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-
— Обратимся к композиции, сюжету, героям.
— Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)
— А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)
— Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)
— Обычен ли герой? ( нет)
— И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)
Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)
— Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-
вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)
— Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)
— А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)
— Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)
— Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)
— Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)
— Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)
— Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)
— Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)
— Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)
— Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)
— Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)
— Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)
— Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)
— Время всё текло, текло,
Вот и 300 лет прошло…
Появляется новый герой. Кто он? ( принц)
— Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)
— Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)
— И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)
— Найдите описание спящей царевны. ( чтение)
— Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)
— Каков финал сказки?
— Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)
— Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.
— Почему? ( волшебство, волшебные вещи)
— Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:
Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)