Чем отвечать на зло
«Кто сострадает, тот побеждает в сражении»: священники объясняют, как отвечать на зло
Как реагировать, если по отношению к тебе совершили несправедливость? Как отвечать с любовью на зло? Приводим мнения приснопоминаемого протоиерея Димитрия Смирнова, а также иеромонаха Макария (Маркиша) и иерея Игоря Сильченкова.
О том, что обидчику нужно подставить другую щеку, в Писании читали все мы. И все же, вопрос о том, как правильно реагировать на зло, всякий раз ставит нас в тупик. Ко встрече с ним мы никогда не бываем готовы. Сталкиваясь с неправдой, мы цепенеем в растерянности и порой не знаем, что предпринять дальше.
Особенно много таких ситуаций бывает в семейной жизни. Самые болезненные раны наносят те, кого мы любим: супруги, родители, дети, и тогда в семье вместо мира надолго водворяется разлад. Ссоры и злоба подтачивают основания домов.
Между тем, никакого тупика нет, жизнь продолжается и предлагает нам иные выходы. Какие? Отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.
Третьего не дано
«Есть две духовные природы во Вселенной: добро и зло; Бог и сатана; Царствие Небесное (рай) и ад. Третьего не дано.
И если кто-то злобится на нас, то мы должны побеждать зло добром, как сказал апостол Павел в Послании к Римлянам.
Если кто-то находится в гневе по отношению к тебе или ненавидит, или даже ударил тебя, то в каком состоянии находится этот человек?
Он находится в состоянии зла. Он находится во грехе. Как победить этого человека?
Вернее, победить не человека, а зло, которое внутри него?
Многие люди, которые живут без креста, без Бога, без молитвы, считают сказанные Иисусом слова «если ударят по правой щеке, подставь левую…» трусостью.
А сможет ли трусливый человек так сделать? Не озлобиться, не возненавидеть?
Трус убежит или накинется в ответ с палкой, он будет агрессивно защищаться. Только очень смиренный и близкий к Богу человек сможет подставить вторую щеку.
Он не озлобится, не затаит обиду или ненависть.
Самая главная победа добра над злом происходит в самом человеке, которого ударили.
Потому что, когда нам причиняют зло, в нашей душе может родиться гнев, ненависть, обида. То есть те же самые чувства, что и в нашем обидчике.
Но если мы сумеем себя обуздать, победить гнев, победить страх, который гонит нас схватить палку и отомстить обидчику, это означает, что мы одержали победу над злом.
В чём же будет победа? Да ни в чём. Была злоба в одном человеке, и теперь она поселилась в другом. Они обменялись злом, и оно умножилось.
Подставить другую щеку – это евангельская высота. И взять её сходу очень трудно. Возможно, к ней надо идти всю жизнь. Но идти – надо!»
(Иерей Игорь Сильченков, миссионер).
Рана зарастёт
«Злоба, гнев, ненависть, раздражение – это всё страсти человеческие, которые мучают душу. Нужно обращаться к Спасителю.
Он и пришёл на землю, чтобы нас от этого освободить. Поэтому нужно молиться Богу, чтобы он нас освободил от этих пагубных страстей. Если мы будем усердно просить, то ненависть уляжется.
Все наши беды происходят от незнания Священного Писания. Господь сказал: «Молитесь за обижающих вас». Если человек молится за того, кто причинил ему зло или обиду, то довольно-таки скоро обида проходит.
Каждый раз на молитве поминайте обидчика, желая ему и доброго здравия, и спасения души. Ведь всегда, когда мы молимся за какого-то человека, он становится нам родным и близким.
Если мы будем целенаправленно бороться со злопамятством, то эта рана обязательно зарастёт».
(Протоиерей Дмитрий Смирнов (1951–2020 гг.), церковный и общественный деятель).
Чтобы победить, нужно сострадать
«Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
Здесь, как в капельке воды, отражается вся евангельская нравственная мудрость: побеждай зло добром, потому что источник добра – Бог, и воплощение воли Божьей на земле – это добро».
Этот принцип – побеждай зло добром, а не давай злу победить себя – общий не только для христианского сознания, но и практически для всех подлинных религиозных конфессий.
Мы знаем, что Ветхий Завет содержит в себе всякие истории, в том числе жестокие и кровопролитные. Но это вовсе не значит, что религия Ветхого Завета этому учит.
А чему учит Ветхий Завет? В Книге Притч Соломоновых есть такие строчки: «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя».
Действительно, есть такая христианская установка – владей собой, не пытайся владеть другими.
И потом, храбрость – это, конечно, доблесть, но гораздо более существенная доблесть для подавляющего большинства из нас – это способность терпеть.
Интересно, что древние мудрецы Китая говорили о том же самом. Лао-Цзы, живший за пятьсот лет до Христа, писал: «Кто сострадает, тот побеждает в сражении».
Вот ведь парадокс: для того, чтобы победить в сражении, оказывается, нужно иметь сострадание»…
(Иеромонах Макарий (Маркиш), церковный публицист, миссионер).
Чем отвечать на зло?
Люди, как вы думаете, как необходимо реагировать, если кто-то вам портит жизнь, мелко гадит, создает неприятности и проблемы, причем делает это целенаправленно и упорно, то ли из-за зависти, то ли из-за злости, то ли так как характер сволочной сам по себе?
в реальной жизни это очень тяжело. у меня есть коллега, склочная женщина, которая кричит, как разговаривает. и меня всегда это бесит. так вот, я почитала медитацию прощения по Свияшу: я прощаю ее и благодарю за выученный урок, я понимаю, что мир несовершенен, я желаю ей всего того хорошего, что она желает себе сама.
на следующее утро разговаривала совершенно спокойно. а вечером подошла и извинилась (. она сроду никогда не перед кем не извинялась!!). так что медитация прощения помогла, хотя я ее читала для собственного спокойствия..
но зло терпеть тоже не надо, так ведь и на шею могут сесть. надо давать сдачи )
Алекс, как вы понимаете добро с кулаками? иногда люди злые просто потому,что несчастные..
если это возможно, надо постараться понять такого человека, и простить, простить для себя в душе. потому что как правило у таких людей что-то не ладится в жизни, и от этой неустроенности они так себя ведут. потому что вопли и скандалы просто растратят вашу же жизненную энергию.
конечно, я не говорю о какихто экстраординарных случаях, когда самозащита просто необходима.
но, мне кажется, в обычных ситуациях нужно быть спокойнее. я сама только встала на этот путь, это нелегко, но так легче и лучше.
Алекс, логично. Вы мне определенно нравитесь, такой мущщина ( здесь должен быть смайлик с покрасневшей рожицей). Скажите, Вы женаты? (вторая покрасневшая рожица).
Добро должно быть с кулаками, в современном мире.
Согласен Гурман,но только не в Италии,за пару выбитых зубов гемора получишь по самое нехочу,было дело кое как вывернулся.
Если человек тебе чужой-пожелай ему здоровья и удачи
А помните добро,благодаря
за ласку окружающих и бога.
На это дело, кстати говоря,
и времени уйдет не так уж много.
И вот еще интересный автор по имени Joe K:
Детская сказка о Добре и Зле
Скрипят поводья,
И трут бока.
Но эти вроде
Бегут пока.
Лошадке доброй
Понятен путь.
Чтоб рысью бодрой,
И не свернуть.
Ей не помеха
Мороз иль зной.
Но не до смеха
Лошадке злой.
На сердце тяжко,
Подпруга жмёт.
Хрипит лошадка,
Копытом бьёт.
ПрядЁт ушами,
Ещё чуть-чуть,
И сможет сани
Перевернуть.
Той, что вторая,
Как зло добру,
Подруга злая
Не по нутру.
Сил нет от брани
Кобылы злой.
Ах, если б сани
Тащить самой!
Легко и плавно
Тарам-пам-пам.
Вот было б славно
И ей, и нам.
Любить дорогу.
Но нет, постой,
Нас слишком много
В повозке той.
Людская стая
Так тяжела,
Куда, родная,
Тебе без Зла?
И всё же, всё же
Давай рискнём,
Отпустим вожжи
Зло распряжём!
Давай, лошадка,
Не подведи
Что стонешь тяжко
Иди. Иди.
Добро,бедняга,
Всё ж не смогла
И даже шагу
Ступить без Зла.
Всё ж,как ни странно,
От зла есть прок
Темнеет рано.
Ну спи, сынок.
Интересный взгляд, не правда ли?
Мудрая фраза Конфуция о том, чем стоит отвечать на зло другого человека
Подставлять вторую щеку или добро должно быть с кулаками? По этому поводу есть хорошая фраза Конфуция:
«Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
Всё правильно. Мне всегда казалось странным то, что я должен отвечать на всё добром, даже на зло. Ведь есть такие люди, которые не могут одуматься. И в итоге всю жизнь человеку делают добро, а он приносит только зло. Удобно устроился…
И в такой ситуации нужно обращаться к справедливости. Понимать, что сделал человек, чего заслуживает, что можно делать самому, а когда лучше обратиться в высшие инстанции. В любом случае лучше идти по пути справедливости.
То есть, если на работе вас подставил человек и получил повышение, не стоит его поздравлять. Лучше выждать своего шанса и занять его место, ведь это справедливо. Хотя многие так не поступят, потому что слишком добрые.
Я сам таким был. Но нельзя быть хорошим для всех без ущерба для себя. Так или иначе кто-то страдает. И если страдаете каждый раз именно вы, то стоит задуматься. Задуматься о справедливости.
Быть всегда добрым очень сложно. У нас ограниченное количество ресурсов, как физически, так и психологически. Именно поэтому лучше добро делать тому, кто этого заслуживает. Хорошим людям, родным, друзьям…
Если добро раздавать кому попало, то ничего не останется для хороших людей. А справедливости всем хватит.
Новое видео:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Нужно ли отвечать добром на зло?
Нужно ли отвечать добром на зло?
Как бы не закидали меня «камнями», но даже в нашем современном мире на зло нужно отвечать именно добром. И не только из-за страха, как в случае с женщиной, виновной в супружеской неверности, люди боялись того, что писал Иисус Назарет на песке. А просто потому, что простили и спешим не отомстить, а помочь, поддержать, сделать хорошее в ответ и даже послужить нашим обидчикам.
Кстати о камнях. Ведь тогда ни один из злостных книжников и фарисеев не смог бросить камень в женщину, изменившую своему мужу. Думаете потому, что спокойные слова Иисуса Христа «Бросьте те камни, кто из вас без греха» могли остановить их? Считаете, что только мягкий тон Спасителя могли так подействовать на озлобившиеся сердца людей? Вряд ли.
Если бы только Иисус не начал писать, не поднимая головы на песке их тайные грехи, за которые каждый из стоящих тогда мог не то, что быть наказанным, а по иудейским законам убитым.
Писал он кратко, но эти слова, писаные перстом Господним были до одури страшными для обличаемых:
«Мешулам – похититель церковных сокровищ.
Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;
Шалум-клятвопреступник;
Елед ударил отца;
Амарнах присвоил имение вдовы;
Мерари совершил содомский грех;
Иоль поклонялся идолам. »
И так обо всех стоящих чертил по песку Судья.
Невероятный ужас объял каждого, чьи беззакония скрывались и вот теперь, известные Ему, были объявлены.
Тогда все они умолкли, их уста были немы. Они стояли, как столбы, глядя на написанное. Гордецы, которые гордились своей праведностью и всегда дико осуждали чужую неправедность, стояли неподвижно, им было нечего сказать, добавить, оправдаться. Они дрожали, не могли смотреть друг другу в глаза и то той женщине-грешнице уже и не помнили. Они могли думать уже только о себе и своей дальнейшей страшной участи, которая могла бы случиться, если бы только начерченное осталось. Уже ни чей язык не мог произнести свое лукавое и надоедливое обращение к Иисусу: «Ну что ты на это скажешь?»
Господь ничего не мог сказать. Ничего не сказал.
Его пречистые уста не могли объявить об их грязи. Он лишь мог писать на пыли то, что и заслуживает быть написанной только на пыли. Мог только писать грязное на грязном.
Более того, самое удивительно то, что Господь знал, что это лишь песок, временный. На нем не останется ничего, кроме воспоминаний. Знал, что написанные слова развеет ветер и останутся только один наедине с ними и Христом. Он не хотел объявлять грехи всем и каждому. Потому как, согласно закону Моисея, они были бы тогда побиты камнями. Народ обличителей не пожалел бы.
Поэтому, они трепетали, ужасались, читая на пыли свои имена. Он всё о них знал. Иисус, беззлобный Агнец, который видел все прегрешения, но не стал говорить это вслух. Потому, что любил, потому что не желал мести, смерти, слез тем, кто мечтал о ней Ему. Тем, кто мечтал о Смерти Иисуса больше, чем вечной жизни со Христом.
Только поистине добрый человек может ответить добром даже на зло. Да, хоть и очень часто сложно любить того, кто не любит тебя, относится к человеку хорошо, когда он, не стесняясь, сделал плохое. Но этому нужно тоже учиться. Иметь добрый навык. Ведь, отвечая зло на зло, мы умножаем последнее в разы. А если трудно очень бывает и горечь обиды поступает, то взывайте всем сердцем ко Господу и тогда боль утихнет, обиды отступит, а сердце смягчится.
Этот пример можно увидеть в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор», в котором Мерцалов, хоть и злостно кричит на него доктора Пирогова, но последний отвечает ласково, добрым советом и даже материальной помощью его семье. Видя в нем несчастного, отчаявшегося человека, которому нужна помощь.
Подобной, поистине добрейшим человеком была и Матрёна в книге А. И. Солженицина «Матрёнин двор», которая была добра даже к тому, кто хотел отписать имущество своей дочери. Более того, она даже помогла перевезти горницу. И хоть она и умерла, пока перевозила её через рельсы, но ее совесть осталась чиста. Она не сделала ничего, в чем могла бы быть обличена. Хотя имела полное право на обиду. Но она до последнего вздоха была на стороне добра. До конца своей жизни осталась праведницей, добродетеленицей, неравнодушной, такой, какой запомнил ее обидчик Фаддей, но которому она будет на всю жизнь в укор и пример, как нужно жить, поступать и как прощать. Так учил нас Господь, так уверял Царь Николай не мстить за него.
Так что стоит жить, не оглядываясь на горькие слова и необдуманные, а быть может и намеренные поступки других. Жизнь настолько коротка, что бы прожить ее, копаясь в своих обидах. Нужно видеть, как маячок, ради Кого живешь, не обижать других, жить спокойно и не мучиться тем, что поступили неправильно.
Наоборот, побольше улыбаться и делать хорошее тем, кто этого, как нам кажется, не заслуживает. Рано или поздно обижающий нас смягчиться, ну или хотя бы задумается. Ну или хотя бы не мстить. Помнить, что мы куплены очень дорогой ценой — кровью Христовой. Но не ради мелочей, а ради будущего спасения.
Православная Жизнь
На некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Недавно пришло письмо с вопросом, как управлять гневом. На вопрос читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин.
Отец Игорь, я думаю, не только автор письма часто сдерживается исключительно силой воли, но и многие люди, которые считают себя христианами и стремятся научиться терпению. Получается, они идут не тем путем?
Терпение — это, безусловно, великая добродетель. И мы знаем, сколько внимания уделял ей в Своих проповедях Сам Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19) и Его ученики: «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим 12:12). И, как любая совершенная добродетель, терпение не приходит к человеку сразу: «. прилагая к этому все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр 1:6). Терпение в человеке воспитывается. И даруется лишь тогда, когда он прилагает усилие.
Попытку управлять своими эмоциями сжатыми кулаками и стиснутыми зубами Святейший Патриарх не считает высшей добродетелью. Разумеется, ничего общего с настоящим терпением здесь нет, потому что сдерживаться силой воли можно не только из добрых побуждений, но и из трусости, подхалимства, подлости и так далее.
Самый простой пример: я не отреагировал на какие-то замечания своего начальника, но на точно такие же замечания своих домашних я взорвался. В случае с начальником это было самое настоящее подхалимство, это терпение, направленное на себя, на свой комфорт.
Но автор письма говорит немножко о другом. Когда задумываешься о своем духовном мире, когда понимаешь, что хочешь жить иначе, хочешь любить, уважать, прислушиваться, а не раздражаться на близких, не отвечать обидчикам на каждую реплику — разумеется, надо с чего-то начинать, надо встать на первую ступеньку. И попытка сдержать свои эмоции силой воли как раз и есть первая ступенька на пути к добродетели терпения. Эта стадия, скажем так, психологическая, не духовная. Это пока только научение: не продукт, не результат действия, а только дорога к действию. Но не пройдя этой стадии, мы не поймем, как двигаться дальше.
Так что молодой человек, который стискивает зубы, — на правильном пути. При этом надо иногда задать себе вопрос: а долго ли ты будешь держать себя в ежовых рукавицах, чтобы не взорваться? Если кастрюля плотно закрыта крышкой и неоткуда выйти пару, то ее просто разорвет от того давления, которое нарастает внутри. Точно так же и человек: он терпит, терпит, терпит, а потом взрывается.
Итог такой: да, безусловно, если ты хочешь быть похожим на христианина, нужно стискивать зубы. Хочу подчеркнуть здесь слово «похожим». Но, научившись не отвечать на зло, надо научиться еще и бороться с этим злом — не внешне, а внутри себя. И это уже другая ступень нашего пути к добродетели.
А в чем принципиальная разница между терпением со стиснутыми зубами и терпением как христианской добродетелью?
Принципиальная разница в том, что терпение как добродетель оправдывает другого человека в его поступках. Любящий человек всегда находит оправдание. И такое терпение видит в любых произошедших ситуациях пользу для ближнего, а не для себя.
Допустим, свекровь терпеливо относится к своей неумехе-невестке. Ни в лицо, ни за ее спиной не говорит о ней ничего плохого, наоборот, покрывает девушку своей любовью, оправдывает: «Ничего, ничего, она еще всему научится. И готовить, и рубашки гладить, и квартиру в порядке держать». Это и есть терпение другого человека с его привычками, характером, неопытностью. И такое отношение к людям обязательно принесет добрые плоды.
Когда человек терпит по-христиански, он не стискивает зубы, а понимает, что в любой неприятной ситуации — провоцируют ли его, подставляют ли, или клевещут — он получает по заслугам и через этот случай его научает любящий его Господь. И тогда человек со смирением, с радостью и благодарностью принимает эти обстоятельства.
Мне кажется, Святейший Патриарх имел в виду именно такое состояние души. И совершенно точно отметил, что, если бы Господь под терпением имел в виду сжатые кулаки, это было бы слишком плоско и примитивно.
Совсем не этого ждет от нас Бог. Он не жертвы хочет, а милосердия — то есть милого сердца, которое любит и оправдывает абсолютно всех. Ведь не терпеть обидчиков призывает Господь в Евангелии. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27–28), — говорит Христос.
Добродетель терпения никак не связана со сдержанной в себе агрессией, злобой, ненавистью. Она — про любовь. Совершенное терпение не оставляет после себя шрамов, обид, непонимания происходящего. И оно возвеличивает униженного человека, возводит его на новую ступеньку духовной жизни.
Давайте с самого начала. Человек пытается быть христианином и понимает: да, я раздражительный, я готов возмущаться на каждое обидное для меня слово, сказанное родными, близкими; я гневливый — но я хочу исправиться. Как это сделать? Какие есть ступеньки на пути к тому, чтобы научиться терпеть по-настоящему?
Наверное, у каждого количество этих ступенек будет разным, и для меня, как духовника, как пастыря, важно понять причины этих негативных эмоций в человеке. Поэтому дать один совет на всех я не смогу и поделиться могу лишь собственным опытом.
В какой-то момент я поймал себя на том, что, каким бы я добрым и прекрасным ни казался со стороны, внутри себя и по отношению к самым близким я раздражителен, я обидчив, я гневлив и совсем не имею терпения.
Тогда я понял: вода кипит в чайнике до той поры, пока не выключишь огонь. И если ты ничего не сделаешь с огнем, то чайник просто сгорит. Точно так же и с гневом: он кипит внутри меня до той поры, пока я не возьмусь за причину этого кипения.
А иначе моя эмоциональная несдержанность может привести меня к полному упадку, к духовной смерти. Когда я это осознал, я ужаснулся. И тогда я начал пытаться решить эту проблему.
Как? Самое лучшее лекарство от гнева — это, конечно, молитва. Я начал пытаться горячо молиться Богу о том, чтобы Он помог мне справиться с тем негативом, который сидит внутри меня и время от времени выплескивается на близких. Я исповедовал эти грехи и в то же время пытался как раз-таки терпеть, стиснув зубы и сжав кулаки, — о чем говорил автор нашего письма.
Надо сказать, что никакого счастья и удовлетворения мне такое терпение не принесло. Но зато я хотя бы в малой степени понял, что моя попытка терпеть приносит мир в мои отношения с близкими и в мою собственную жизнь. Постепенно пришло понимание, что стискиваешь зубы ты не ради какой-то своей выгоды, а именно ради своего духовного состояния. И от этого мне стало очень легко на душе! Я помню, как у меня появилась потребность искать, что говорят о терпении Евангелие и святые отцы Церкви.
Потихонечку начал коряво, как могу, применять это в своей жизни. И вот на этом этапе понял, что уже не хочу останавливаться, а хочу идти и идти с жаждой научиться добродетели терпения и зафиксировать ее в своем сердце.
Конечно, на этом пути неизбежно случаются падения. Главное — вставать, каяться и идти дальше, пытаясь исправиться.
И, наверное, особые чувства испытываешь, когда в твоей жизни воплощается евангельская притча о блудном сыне. Когда Господь как бы попускает тебе, как блудному сыну, уйти «в страну далече», проявить свой гнев — и обнажить свою настоящую сущность, увидеть, что ты без Бога ничто. И тогда ты плачешь о своих согрешениях, каешься и всей душой стараешься измениться, вернуться к Отцу.
Иногда думаешь: только ли святые могут обладать настоящим христианским терпением или есть и в нашей земной жизни такие люди? И понимаешь, что, наверное, по-настоящему терпеливый — это тот человек, который всегда радостен. Он такой не потому, что у него нет проблем: возможно, у него их гораздо больше, чем у нас. А потому, что он умеет с ними жить. А это и есть терпение.
То есть, на Ваш взгляд, со своим гневом возможно разобраться в одиночку?
Конечно, возможно. И мы знаем, что иногда Господь дает нам просимое просто так, без всяких «если». Но иногда нужно и потрудиться. И если ты задаешься этой целью, начнешь искать, что говорят о гневе святые отцы, Священное Писание, то со временем у тебя выстроится четкая картина того греха, на который ты обратил внимание. Это и есть самостоятельное изучение проблемы. Оно всегда дольше, чем изучение, скажем, с опытным преподавателем. Поэтому духовничество, которое имеет многовековую историю, свидетельствует о том, что опыт, конечно, лучше перенимать от тех, кто сам прошел те или иные искушения и испытания. С духовником этот путь проходить легче.
И конечно, для христиан попытка справиться с недугом невозможна без Церкви: без молитвы, без исповеди, без Причастия. А для кого-то не лишней будет и помощь профессионального психолога. Но при этом важно, чтобы психолог был близкий по духу, по возможности — церковный человек. Тогда то, что вы будете обсуждать, не будет расходиться с тем, что вы услышите от духовного отца или прочтете в Писании. В психологии есть много направлений и школ, и некоторые мировоззренчески очень далеки от христианства. И поэтому очень важно найти такого психолога, общение с которым не пойдет во вред.
А есть какая-то наиболее яркая фраза, связанная с терпением, из Священного Писания, из святых отцов, к которой Вы сами постоянно мысленно обращаетесь?
Конечно. « Претерпевший же до конца спасется » (Мф 10:22). Спасение мы мыслим не как избавление от греха, а как нахождение со Христом. И для того чтобы быть действительно блаженным, радостным, счастливым — то есть быть со Христом — вполне можно многое потерпеть.