Чем отвечать на зло

«Кто сострадает, тот побеждает в сражении»: священники объясняют, как отвечать на зло

Как реа­ги­ро­вать, если по отно­ше­нию к тебе совер­шили неспра­вед­ли­вость? Как отве­чать с любо­вью на зло? При­во­дим мне­ния прис­но­по­ми­на­е­мого про­то­и­е­рея Димит­рия Смир­нова, а также иеро­мо­наха Мака­рия (Мар­киша) и иерея Игоря Сильченкова.

О том, что обид­чику нужно под­ста­вить дру­гую щеку, в Писа­нии читали все мы. И все же, вопрос о том, как пра­вильно реа­ги­ро­вать на зло, вся­кий раз ста­вит нас в тупик. Ко встрече с ним мы нико­гда не бываем готовы. Стал­ки­ва­ясь с неправ­дой, мы цепе­неем в рас­те­рян­но­сти и порой не знаем, что пред­при­нять дальше.

Осо­бенно много таких ситу­а­ций бывает в семей­ной жизни. Самые болез­нен­ные раны нано­сят те, кого мы любим: супруги, роди­тели, дети, и тогда в семье вме­сто мира надолго водво­ря­ется раз­лад. Ссоры и злоба под­та­чи­вают осно­ва­ния домов.

Между тем, ника­кого тупика нет, жизнь про­дол­жа­ется и пред­ла­гает нам иные выходы. Какие? Отве­чают свя­щен­но­слу­жи­тели Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Третьего не дано

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло«Есть две духов­ные при­роды во Все­лен­ной: добро и зло; Бог и сатана; Цар­ствие Небес­ное (рай) и ад. Тре­тьего не дано.

И если кто-то зло­бится на нас, то мы должны побеж­дать зло доб­ром, как ска­зал апо­стол Павел в Посла­нии к Римлянам.

Если кто-то нахо­дится в гневе по отно­ше­нию к тебе или нена­ви­дит, или даже уда­рил тебя, то в каком состо­я­нии нахо­дится этот человек?

Он нахо­дится в состо­я­нии зла. Он нахо­дится во грехе. Как побе­дить этого человека?

Вер­нее, побе­дить не чело­века, а зло, кото­рое внутри него?

Мно­гие люди, кото­рые живут без кре­ста, без Бога, без молитвы, счи­тают ска­зан­ные Иису­сом слова «если уда­рят по пра­вой щеке, под­ставь левую…» трусостью.

А смо­жет ли трус­ли­вый чело­век так сде­лать? Не озло­биться, не возненавидеть?

Трус убе­жит или наки­нется в ответ с пал­кой, он будет агрес­сивно защи­щаться. Только очень сми­рен­ный и близ­кий к Богу чело­век смо­жет под­ста­вить вто­рую щеку.

Он не озло­бится, не затаит обиду или ненависть.

Самая глав­ная победа добра над злом про­ис­хо­дит в самом чело­веке, кото­рого ударили.

Потому что, когда нам при­чи­няют зло, в нашей душе может родиться гнев, нена­висть, обида. То есть те же самые чув­ства, что и в нашем обидчике.

Но если мы сумеем себя обуз­дать, побе­дить гнев, побе­дить страх, кото­рый гонит нас схва­тить палку и ото­мстить обид­чику, это озна­чает, что мы одер­жали победу над злом.

В чём же будет победа? Да ни в чём. Была злоба в одном чело­веке, и теперь она посе­ли­лась в дру­гом. Они обме­ня­лись злом, и оно умножилось.

Под­ста­вить дру­гую щеку – это еван­гель­ская высота. И взять её сходу очень трудно. Воз­можно, к ней надо идти всю жизнь. Но идти – надо!»

(Иерей Игорь Силь­чен­ков, миссионер).

Рана зарастёт

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло«Злоба, гнев, нена­висть, раз­дра­же­ние – это всё стра­сти чело­ве­че­ские, кото­рые мучают душу. Нужно обра­щаться к Спасителю.

Он и при­шёл на землю, чтобы нас от этого осво­бо­дить. Поэтому нужно молиться Богу, чтобы он нас осво­бо­дил от этих пагуб­ных стра­стей. Если мы будем усердно про­сить, то нена­висть уляжется.

Все наши беды про­ис­хо­дят от незна­ния Свя­щен­ного Писа­ния. Гос­подь ска­зал: «Моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас». Если чело­век молится за того, кто при­чи­нил ему зло или обиду, то довольно-таки скоро обида проходит.

Каж­дый раз на молитве поми­найте обид­чика, желая ему и доб­рого здра­вия, и спа­се­ния души. Ведь все­гда, когда мы молимся за какого-то чело­века, он ста­но­вится нам род­ным и близким.

Если мы будем целе­на­прав­ленно бороться со зло­па­мят­ством, то эта рана обя­за­тельно зарастёт».
(Про­то­и­е­рей Дмит­рий Смир­нов (1951–2020 гг.), цер­ков­ный и обще­ствен­ный деятель).

Чтобы победить, нужно сострадать

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло«Апо­стол Павел в Посла­нии к Рим­ля­нам пишет: «Не будь побеж­ден злом, но побеж­дай зло добром».

Здесь, как в капельке воды, отра­жа­ется вся еван­гель­ская нрав­ствен­ная муд­рость: побеж­дай зло доб­ром, потому что источ­ник добра – Бог, и вопло­ще­ние воли Божьей на земле – это добро».

Этот прин­цип – побеж­дай зло доб­ром, а не давай злу побе­дить себя – общий не только для хри­сти­ан­ского созна­ния, но и прак­ти­че­ски для всех под­лин­ных рели­ги­оз­ных конфессий.

Мы знаем, что Вет­хий Завет содер­жит в себе вся­кие исто­рии, в том числе жесто­кие и кро­во­про­лит­ные. Но это вовсе не зна­чит, что рели­гия Вет­хого Завета этому учит.

А чему учит Вет­хий Завет? В Книге Притч Соло­мо­но­вых есть такие строчки: «дол­го­тер­пе­ли­вый лучше храб­рого, и вла­де­ю­щий собой лучше завоевателя».

Дей­стви­тельно, есть такая хри­сти­ан­ская уста­новка – вла­дей собой, не пытайся вла­деть другими.

И потом, храб­рость – это, конечно, доб­лесть, но гораздо более суще­ствен­ная доб­лесть для подав­ля­ю­щего боль­шин­ства из нас – это спо­соб­ность терпеть.

Инте­ресно, что древ­ние муд­рецы Китая гово­рили о том же самом. Лао-Цзы, жив­ший за пять­сот лет до Хри­ста, писал: «Кто состра­дает, тот побеж­дает в сражении».

Вот ведь пара­докс: для того, чтобы побе­дить в сра­же­нии, ока­зы­ва­ется, нужно иметь сострадание»…
(Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш), цер­ков­ный пуб­ли­цист, миссионер).

Источник

Чем отвечать на зло?

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Люди, как вы думаете, как необходимо реагировать, если кто-то вам портит жизнь, мелко гадит, создает неприятности и проблемы, причем делает это целенаправленно и упорно, то ли из-за зависти, то ли из-за злости, то ли так как характер сволочной сам по себе?

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

в реальной жизни это очень тяжело. у меня есть коллега, склочная женщина, которая кричит, как разговаривает. и меня всегда это бесит. так вот, я почитала медитацию прощения по Свияшу: я прощаю ее и благодарю за выученный урок, я понимаю, что мир несовершенен, я желаю ей всего того хорошего, что она желает себе сама.
на следующее утро разговаривала совершенно спокойно. а вечером подошла и извинилась (. она сроду никогда не перед кем не извинялась!!). так что медитация прощения помогла, хотя я ее читала для собственного спокойствия..

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

но зло терпеть тоже не надо, так ведь и на шею могут сесть. надо давать сдачи Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло)

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Алекс, как вы понимаете добро с кулаками? иногда люди злые просто потому,что несчастные..

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

если это возможно, надо постараться понять такого человека, и простить, простить для себя в душе. потому что как правило у таких людей что-то не ладится в жизни, и от этой неустроенности они так себя ведут. потому что вопли и скандалы просто растратят вашу же жизненную энергию.

конечно, я не говорю о какихто экстраординарных случаях, когда самозащита просто необходима.

но, мне кажется, в обычных ситуациях нужно быть спокойнее. я сама только встала на этот путь, это нелегко, но так легче и лучше. Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Алекс, логично. Вы мне определенно нравитесь, такой мущщина ( здесь должен быть смайлик с покрасневшей рожицей). Скажите, Вы женаты? (вторая покрасневшая рожица).

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Добро должно быть с кулаками, в современном мире.

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Согласен Гурман,но только не в Италии,за пару выбитых зубов гемора получишь по самое нехочу,было дело кое как вывернулся.

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Если человек тебе чужой-пожелай ему здоровья и удачи

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

А помните добро,благодаря
за ласку окружающих и бога.
На это дело, кстати говоря,
и времени уйдет не так уж много.

И вот еще интересный автор по имени Joe K:

Детская сказка о Добре и Зле

Скрипят поводья,
И трут бока.
Но эти вроде
Бегут пока.

Лошадке доброй
Понятен путь.
Чтоб рысью бодрой,
И не свернуть.

Ей не помеха
Мороз иль зной.
Но не до смеха
Лошадке злой.

На сердце тяжко,
Подпруга жмёт.
Хрипит лошадка,
Копытом бьёт.

ПрядЁт ушами,
Ещё чуть-чуть,
И сможет сани
Перевернуть.

Той, что вторая,
Как зло добру,
Подруга злая
Не по нутру.

Сил нет от брани
Кобылы злой.
Ах, если б сани
Тащить самой!

Легко и плавно
Тарам-пам-пам.
Вот было б славно
И ей, и нам.

Любить дорогу.
Но нет, постой,
Нас слишком много
В повозке той.

Людская стая
Так тяжела,
Куда, родная,
Тебе без Зла?

И всё же, всё же
Давай рискнём,
Отпустим вожжи
Зло распряжём!

Давай, лошадка,
Не подведи
Что стонешь тяжко
Иди. Иди.

Добро,бедняга,
Всё ж не смогла
И даже шагу
Ступить без Зла.

Всё ж,как ни странно,
От зла есть прок
Темнеет рано.
Ну спи, сынок.

Интересный взгляд, не правда ли?

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Источник

Мудрая фраза Конфуция о том, чем стоит отвечать на зло другого человека

Подставлять вторую щеку или добро должно быть с кулаками? По этому поводу есть хорошая фраза Конфуция:

«Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».

Всё правильно. Мне всегда казалось странным то, что я должен отвечать на всё добром, даже на зло. Ведь есть такие люди, которые не могут одуматься. И в итоге всю жизнь человеку делают добро, а он приносит только зло. Удобно устроился…

И в такой ситуации нужно обращаться к справедливости. Понимать, что сделал человек, чего заслуживает, что можно делать самому, а когда лучше обратиться в высшие инстанции. В любом случае лучше идти по пути справедливости.

То есть, если на работе вас подставил человек и получил повышение, не стоит его поздравлять. Лучше выждать своего шанса и занять его место, ведь это справедливо. Хотя многие так не поступят, потому что слишком добрые.

Я сам таким был. Но нельзя быть хорошим для всех без ущерба для себя. Так или иначе кто-то страдает. И если страдаете каждый раз именно вы, то стоит задуматься. Задуматься о справедливости.

Быть всегда добрым очень сложно. У нас ограниченное количество ресурсов, как физически, так и психологически. Именно поэтому лучше добро делать тому, кто этого заслуживает. Хорошим людям, родным, друзьям…

Если добро раздавать кому попало, то ничего не останется для хороших людей. А справедливости всем хватит.

Новое видео:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Нужно ли отвечать добром на зло?

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Нужно ли отвечать добром на зло?

Как бы не закидали меня «камнями», но даже в нашем современном мире на зло нужно отвечать именно добром. И не только из-за страха, как в случае с женщиной, виновной в супружеской неверности, люди боялись того, что писал Иисус Назарет на песке. А просто потому, что простили и спешим не отомстить, а помочь, поддержать, сделать хорошее в ответ и даже послужить нашим обидчикам.

Кстати о камнях. Ведь тогда ни один из злостных книжников и фарисеев не смог бросить камень в женщину, изменившую своему мужу. Думаете потому, что спокойные слова Иисуса Христа «Бросьте те камни, кто из вас без греха» могли остановить их? Считаете, что только мягкий тон Спасителя могли так подействовать на озлобившиеся сердца людей? Вряд ли.

Если бы только Иисус не начал писать, не поднимая головы на песке их тайные грехи, за которые каждый из стоящих тогда мог не то, что быть наказанным, а по иудейским законам убитым.

Писал он кратко, но эти слова, писаные перстом Господним были до одури страшными для обличаемых:

«Мешулам – похититель церковных сокровищ.
Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;
Шалум-клятвопреступник;
Елед ударил отца;
Амарнах присвоил имение вдовы;
Мерари совершил содомский грех;
Иоль поклонялся идолам. »

И так обо всех стоящих чертил по песку Судья.

Невероятный ужас объял каждого, чьи беззакония скрывались и вот теперь, известные Ему, были объявлены.

Тогда все они умолкли, их уста были немы. Они стояли, как столбы, глядя на написанное. Гордецы, которые гордились своей праведностью и всегда дико осуждали чужую неправедность, стояли неподвижно, им было нечего сказать, добавить, оправдаться. Они дрожали, не могли смотреть друг другу в глаза и то той женщине-грешнице уже и не помнили. Они могли думать уже только о себе и своей дальнейшей страшной участи, которая могла бы случиться, если бы только начерченное осталось. Уже ни чей язык не мог произнести свое лукавое и надоедливое обращение к Иисусу: «Ну что ты на это скажешь?»

Господь ничего не мог сказать. Ничего не сказал.
Его пречистые уста не могли объявить об их грязи. Он лишь мог писать на пыли то, что и заслуживает быть написанной только на пыли. Мог только писать грязное на грязном.

Более того, самое удивительно то, что Господь знал, что это лишь песок, временный. На нем не останется ничего, кроме воспоминаний. Знал, что написанные слова развеет ветер и останутся только один наедине с ними и Христом. Он не хотел объявлять грехи всем и каждому. Потому как, согласно закону Моисея, они были бы тогда побиты камнями. Народ обличителей не пожалел бы.

Поэтому, они трепетали, ужасались, читая на пыли свои имена. Он всё о них знал. Иисус, беззлобный Агнец, который видел все прегрешения, но не стал говорить это вслух. Потому, что любил, потому что не желал мести, смерти, слез тем, кто мечтал о ней Ему. Тем, кто мечтал о Смерти Иисуса больше, чем вечной жизни со Христом.

Только поистине добрый человек может ответить добром даже на зло. Да, хоть и очень часто сложно любить того, кто не любит тебя, относится к человеку хорошо, когда он, не стесняясь, сделал плохое. Но этому нужно тоже учиться. Иметь добрый навык. Ведь, отвечая зло на зло, мы умножаем последнее в разы. А если трудно очень бывает и горечь обиды поступает, то взывайте всем сердцем ко Господу и тогда боль утихнет, обиды отступит, а сердце смягчится.

Этот пример можно увидеть в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор», в котором Мерцалов, хоть и злостно кричит на него доктора Пирогова, но последний отвечает ласково, добрым советом и даже материальной помощью его семье. Видя в нем несчастного, отчаявшегося человека, которому нужна помощь.

Подобной, поистине добрейшим человеком была и Матрёна в книге А. И. Солженицина «Матрёнин двор», которая была добра даже к тому, кто хотел отписать имущество своей дочери. Более того, она даже помогла перевезти горницу. И хоть она и умерла, пока перевозила её через рельсы, но ее совесть осталась чиста. Она не сделала ничего, в чем могла бы быть обличена. Хотя имела полное право на обиду. Но она до последнего вздоха была на стороне добра. До конца своей жизни осталась праведницей, добродетеленицей, неравнодушной, такой, какой запомнил ее обидчик Фаддей, но которому она будет на всю жизнь в укор и пример, как нужно жить, поступать и как прощать. Так учил нас Господь, так уверял Царь Николай не мстить за него.

Так что стоит жить, не оглядываясь на горькие слова и необдуманные, а быть может и намеренные поступки других. Жизнь настолько коротка, что бы прожить ее, копаясь в своих обидах. Нужно видеть, как маячок, ради Кого живешь, не обижать других, жить спокойно и не мучиться тем, что поступили неправильно.

Наоборот, побольше улыбаться и делать хорошее тем, кто этого, как нам кажется, не заслуживает. Рано или поздно обижающий нас смягчиться, ну или хотя бы задумается. Ну или хотя бы не мстить. Помнить, что мы куплены очень дорогой ценой — кровью Христовой. Но не ради мелочей, а ради будущего спасения.

Источник

Православная Жизнь

На некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Недавно пришло письмо с вопросом, как управлять гневом. На вопрос читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин.

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Отец Игорь, я думаю, не только автор письма часто сдерживается исключительно силой воли, но и многие люди, которые считают себя христианами и стремятся научиться терпению. Получается, они идут не тем путем?

Терпение — это, безусловно, великая добродетель. И мы знаем, сколько внимания уделял ей в Своих проповедях Сам Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19) и Его ученики: «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим 12:12). И, как любая совершенная добродетель, терпение не приходит к человеку сразу: «. прилагая к этому все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр 1:6). Терпение в человеке воспитывается. И даруется лишь тогда, когда он прилагает усилие.

Попытку управлять своими эмоциями сжатыми кулаками и стиснутыми зубами Святейший Патриарх не считает высшей добродетелью. Разумеется, ничего общего с настоящим терпением здесь нет, потому что сдерживаться силой воли можно не только из добрых побуждений, но и из трусости, подхалимства, подлости и так далее.

Самый простой пример: я не отреагировал на какие-то замечания своего начальника, но на точно такие же замечания своих домашних я взорвался. В случае с начальником это было самое настоящее подхалимство, это терпение, направленное на себя, на свой комфорт.

Но автор письма говорит немножко о другом. Когда задумываешься о своем духовном мире, когда понимаешь, что хочешь жить иначе, хочешь любить, уважать, прислушиваться, а не раздражаться на близких, не отвечать обидчикам на каждую реплику — разумеется, надо с чего-то начинать, надо встать на первую ступеньку. И попытка сдержать свои эмоции силой воли как раз и есть первая ступенька на пути к добродетели терпения. Эта стадия, скажем так, психологическая, не духовная. Это пока только научение: не продукт, не результат действия, а только дорога к действию. Но не пройдя этой стадии, мы не поймем, как двигаться дальше.

Так что молодой человек, который стискивает зубы, — на правильном пути. При этом надо иногда задать себе вопрос: а долго ли ты будешь держать себя в ежовых рукавицах, чтобы не взорваться? Если кастрюля плотно закрыта крышкой и неоткуда выйти пару, то ее просто разорвет от того давления, которое нарастает внутри. Точно так же и человек: он терпит, терпит, терпит, а потом взрывается.

Итог такой: да, безусловно, если ты хочешь быть похожим на христианина, нужно стискивать зубы. Хочу подчеркнуть здесь слово «похожим». Но, научившись не отвечать на зло, надо научиться еще и бороться с этим злом — не внешне, а внутри себя. И это уже другая ступень нашего пути к добродетели.

А в чем принципиальная разница между терпением со стиснутыми зубами и терпением как христианской добродетелью?

Принципиальная разница в том, что терпение как добродетель оправдывает другого человека в его поступках. Любящий человек всегда находит оправдание. И такое терпение видит в любых произошедших ситуациях пользу для ближнего, а не для себя.

Допустим, свекровь терпеливо относится к своей неумехе-невестке. Ни в лицо, ни за ее спиной не говорит о ней ничего плохого, наоборот, покрывает девушку своей любовью, оправдывает: «Ничего, ничего, она еще всему научится. И готовить, и рубашки гладить, и квартиру в порядке держать». Это и есть терпение другого человека с его привычками, характером, неопытностью. И такое отношение к людям обязательно принесет добрые плоды.

Когда человек терпит по-христиански, он не стискивает зубы, а понимает, что в любой неприятной ситуации — провоцируют ли его, подставляют ли, или клевещут — он получает по заслугам и через этот случай его научает любящий его Господь. И тогда человек со смирением, с радостью и благодарностью принимает эти обстоятельства.

Мне кажется, Святейший Патриарх имел в виду именно такое состояние души. И совершенно точно отметил, что, если бы Господь под терпением имел в виду сжатые кулаки, это было бы слишком плоско и примитивно.

Совсем не этого ждет от нас Бог. Он не жертвы хочет, а милосердия — то есть милого сердца, которое любит и оправдывает абсолютно всех. Ведь не терпеть обидчиков призывает Господь в Евангелии. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27–28), — говорит Христос.

Добродетель терпения никак не связана со сдержанной в себе агрессией, злобой, ненавистью. Она — про любовь. Совершенное терпение не оставляет после себя шрамов, обид, непонимания происходящего. И оно возвеличивает униженного человека, возводит его на новую ступеньку духовной жизни.

Чем отвечать на зло. Смотреть фото Чем отвечать на зло. Смотреть картинку Чем отвечать на зло. Картинка про Чем отвечать на зло. Фото Чем отвечать на зло

Давайте с самого начала. Человек пытается быть христианином и понимает: да, я раздражительный, я готов возмущаться на каждое обидное для меня слово, сказанное родными, близкими; я гневливый — но я хочу исправиться. Как это сделать? Какие есть ступеньки на пути к тому, чтобы научиться терпеть по-настоящему?

Наверное, у каждого количество этих ступенек будет разным, и для меня, как духовника, как пастыря, важно понять причины этих негативных эмоций в человеке. Поэтому дать один совет на всех я не смогу и поделиться могу лишь собственным опытом.

В какой-то момент я поймал себя на том, что, каким бы я добрым и прекрасным ни казался со стороны, внутри себя и по отношению к самым близким я раздражителен, я обидчив, я гневлив и совсем не имею терпения.

Тогда я понял: вода кипит в чайнике до той поры, пока не выключишь огонь. И если ты ничего не сделаешь с огнем, то чайник просто сгорит. Точно так же и с гневом: он кипит внутри меня до той поры, пока я не возьмусь за причину этого кипения.

А иначе моя эмоциональная несдержанность может привести меня к полному упадку, к духовной смерти. Когда я это осознал, я ужаснулся. И тогда я начал пытаться решить эту проблему.

Как? Самое лучшее лекарство от гнева — это, конечно, молитва. Я начал пытаться горячо молиться Богу о том, чтобы Он помог мне справиться с тем негативом, который сидит внутри меня и время от времени выплескивается на близких. Я исповедовал эти грехи и в то же время пытался как раз-таки терпеть, стиснув зубы и сжав кулаки, — о чем говорил автор нашего письма.

Надо сказать, что никакого счастья и удовлетворения мне такое терпение не принесло. Но зато я хотя бы в малой степени понял, что моя попытка терпеть приносит мир в мои отношения с близкими и в мою собственную жизнь. Постепенно пришло понимание, что стискиваешь зубы ты не ради какой-то своей выгоды, а именно ради своего духовного состояния. И от этого мне стало очень легко на душе! Я помню, как у меня появилась потребность искать, что говорят о терпении Евангелие и святые отцы Церкви.

Потихонечку начал коряво, как могу, применять это в своей жизни. И вот на этом этапе понял, что уже не хочу останавливаться, а хочу идти и идти с жаждой научиться добродетели терпения и зафиксировать ее в своем сердце.

Конечно, на этом пути неизбежно случаются падения. Главное — вставать, каяться и идти дальше, пытаясь исправиться.

И, наверное, особые чувства испытываешь, когда в твоей жизни воплощается евангельская притча о блудном сыне. Когда Господь как бы попускает тебе, как блудному сыну, уйти «в страну далече», проявить свой гнев — и обнажить свою настоящую сущность, увидеть, что ты без Бога ничто. И тогда ты плачешь о своих согрешениях, каешься и всей душой стараешься измениться, вернуться к Отцу.

Иногда думаешь: только ли святые могут обладать настоящим христианским терпением или есть и в нашей земной жизни такие люди? И понимаешь, что, наверное, по-настоящему терпеливый — это тот человек, который всегда радостен. Он такой не потому, что у него нет проблем: возможно, у него их гораздо больше, чем у нас. А потому, что он умеет с ними жить. А это и есть терпение.

То есть, на Ваш взгляд, со своим гневом возможно разобраться в одиночку?

Конечно, возможно. И мы знаем, что иногда Господь дает нам просимое просто так, без всяких «если». Но иногда нужно и потрудиться. И если ты задаешься этой целью, начнешь искать, что говорят о гневе святые отцы, Священное Писание, то со временем у тебя выстроится четкая картина того греха, на который ты обратил внимание. Это и есть самостоятельное изучение проблемы. Оно всегда дольше, чем изучение, скажем, с опытным преподавателем. Поэтому духовничество, которое имеет многовековую историю, свидетельствует о том, что опыт, конечно, лучше перенимать от тех, кто сам прошел те или иные искушения и испытания. С духовником этот путь проходить легче.

И конечно, для христиан попытка справиться с недугом невозможна без Церкви: без молитвы, без исповеди, без Причастия. А для кого-то не лишней будет и помощь профессионального психолога. Но при этом важно, чтобы психолог был близкий по духу, по возможности — церковный человек. Тогда то, что вы будете обсуждать, не будет расходиться с тем, что вы услышите от духовного отца или прочтете в Писании. В психологии есть много направлений и школ, и некоторые мировоззренчески очень далеки от христианства. И поэтому очень важно найти такого психолога, общение с которым не пойдет во вред.

А есть какая-то наиболее яркая фраза, связанная с терпением, из Священного Писания, из святых отцов, к которой Вы сами постоянно мысленно обращаетесь?

Конечно. « Претерпевший же до конца спасется » (Мф 10:22). Спасение мы мыслим не как избавление от греха, а как нахождение со Христом. И для того чтобы быть действительно блаженным, радостным, счастливым — то есть быть со Христом — вполне можно многое потерпеть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *