Чем отличаются виды монополий

Что такое монополия: виды и формы

Узнайте больше о преимуществах и недостатках монополии

Чем отличаются виды монополий. Смотреть фото Чем отличаются виды монополий. Смотреть картинку Чем отличаются виды монополий. Картинка про Чем отличаются виды монополий. Фото Чем отличаются виды монополий

Монополия — это экономическая ситуация на рынке, при которой контроль над объемом предложения и стоимостью продукта осуществляет единственная компания.

Содержание

Преимущества и недостатки

Монополист — это крупная компания, которая может диктовать на рынке свои условия. В этом и заключается ее главное преимущество. Она устанавливает стандарты качества и производства продукции, регулирует объемы производимой продукции на рынке.

Компания-монополист имеет большие технологические возможности, может проводить исследования, создавать инновации. Однако, минусов у монополии существенно больше, чем плюсов. Ознакомьтесь ниже с ее главными недостатками:

Довольно часто, когда на рынке появляется несколько крупных игроков, их начинают называть монополистами. Однако, это неверно и далее вы узнаете почему.

Отличия монополии и олигополии

Олигополия — это такая экономическая ситуация, при которой на рынке доминирует не одна, а несколько крупных компаний. При этом они не позволяют развиваться более мелким игрокам. Конкуренция между компаниями внутри олигополии происходит зачастую на договорных условиях, что помогает каждому получить желаемое. В такой ситуации не принято кардинально изменять стоимость продукции, поскольку аналогичные действия других участников рынка негативно скажутся на прибыли. Вот еще несколько отличий монополии и олигополии.

В следующем разделе вы ознакомитесь с характерными чертами монополии.

Характерные черты монополии

Всего выделяют три главных признака монополии.

Далее вы узнаете, какие существуют виды и формы монополии.

Виды и формы монополий

По форме собственности монополии бывают государственные и частные. По территориальному принципу их разделяют на местные, региональные, национальные и глобальные.

Однако, чаще всего монополии классифицируют на основании пути их формирования.

По принципу деятельности монополии условно делят на следующие формы.

Теперь, когда вы знаете что такое монополия и какой она бывает, самое время ознакомиться с примерами.

Примеры монополии

В 1949 году Хайрам Сибли и Сэмюэл Селден создали телеграфную компанию New York State Printing Telegraph Company и поняли, что конкуренция в этой сфере слишком высока. Поэтому, вместо того, чтобы бросать все свои силы и ресурсы на строительство новых телеграфных линий, они решили скупать конкурентов. Так Сибли и Селден планировали создать единственную телеграфную компанию. И это им удалось.

После привлечения инвесторов New York State Printing Telegraph Company стала Western Union. В период с 1851 по 1854 годы численность телеграфных офисов компании выросла со 132 до 4000. Определенный период времени Western Union была монополистом в США. Сегодня компания является лидером в сфере денежных переводов.

Подобный путь к завоеванию и монополизации рынка нефтедобычи выбрали в 1870 году Джон Рокфеллер, Сэмюэл Эндрюс и Генри Флаглер. Предприниматели создали компанию Standard Oil и начали скупать убыточные предприятия. Через 10 лет они перерабатывали 95% всей добываемой нефти США. Уже в 1882 году Standard Oil стала монополистом. Однако, в 1904 году против компании начали судебный процесс. По его завершению Standard Oil вынуждено разделили на ряд разных предприятий с собственным руководством.

Современным примером монополизации рынка называют социальную сеть Facebook (Meta). Компании также принадлежит WhatsApp и Instagram. Несмотря на присутствие на рынке других социальных сетей и мессенджеров, Facebook называют монополистом из-за владения наибольшей долей рынка.

Работа в рекламном кабинете социальной сети позволяет таргетироваться практически на половину населения нашей планеты. Поэтому, конкуренция минимальна. Федеральная торговая комиссия США не раз уже обвинила Facebook в реализации стратегии по монополизации рынка и даже подала в суд. Антимонопольные разбирательства вокруг социальной сети практически не прекращаются и происходят даже за пределами США.

Для противодействия монополии и поддержания здоровой конкуренции на рынке во всех странах мира создают антимонопольное законодательство и специальные государственные структуры. В США это Федеральная торговая комиссия, в Украине — Антимонопольный комитет, в Китае — Министерство коммерции Китайской Народной Республики, в России — Федеральная антимонопольная служба.

Все эти структуры помогают удерживать отдельные компании от злоупотребления своим влиянием. Если тот или иной субъект переходит условную красную черту, его могут оштрафовать, установить ценовые ограничения на продукты или и вовсе обязать к принудительному разделению, как было с компанией Standard Oil.

Источник

Монополия, её виды и формы. Признаки монополии

Сам термин «монополия» известен довольно хорошо. Существует несколько типов монополии. Чтобы отнести монополию к одному из видов — надо знать все признаки монополии, и ее особенности.

Термин монополия имеет греческое происхождение и переводится как «один продаю». В экономике его применяют для обозначения особой отраслевой структуры или конкурентных позиций отдельных экономических субъектов. Сегодня этот термин часто используют в широком смысле, отождествляя монополизм с любой рыночной властью.

Например, в том случае, когда говорят об антимонопольной политике, имеют в виду государственное регулирование не только чистых «стопроцентных» монополистов, но и другие формы доминирования на рынке, влияния на рыночные цены. Микроэкономисты предпочитают использовать его в буквальном понимании, поэтому, чтобы отличать широкое значение от узкого, для первого применяют термин «несовершенная конкуренция», для второго — «чистая монополия».

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

Чем отличаются виды монополий. Смотреть фото Чем отличаются виды монополий. Смотреть картинку Чем отличаются виды монополий. Картинка про Чем отличаются виды монополий. Фото Чем отличаются виды монополий

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

Причины появления естественных монополий:

Сферы естественных монополий

Случайная – временное превышение спроса над предложением. Она может возникнуть в период, когда другие конкуренты ещё не освоили производство той или иной продукции

По степени защищённости государством

Закрытые (юридические) – монополии, которые регулируются государством. Сюда относятся:

По форме собственности

Признаки чистой монополии

Чистая монополия – это крайне редкое явление.

Производство находится под контролем одного продавца, который олицетворяет собой всю отрасль. Сам продукт уникален по своим свойствам и у него нет даже близких по значению аналогов. Для покупателя это значит: или покупать товар, или вообще обходиться без него.

Производитель сам определяет цену, а покупатель на нее соглашается.

Вход в отрасль закрыт для новых фирм.

Чистая монополия существует только при наличии естественных или искусственных барьеров.

Главные признаки монополии в экономике

Товары естественной монополии незаменимы. Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

Существование только одной компании, поставляющей на рынок товары или услуги. Эта компания может сформироваться с помощью больших вложений капитала на протяжении длительного промежутка времени, как, например, сеть железных дорог в России. Естественно, никакая новая организация не сможет вложить столько же, чтобы стать сильнее монополиста и быстро покрыть все затраты.

Товар или услуга является настолько специфическим, что для него не существует никаких аналогов. Потребителю остается только соглашаться на условия, выставляемые монополистом или вообще отказываться от предлагаемого им блага. Монополист имеет возможность самостоятельно устанавливать цену.

В условиях конкуренции цена формируется за счет соответствия спроса и предложения, поэтому она быстро меняется. Компания-монополист в любое время может диктовать свои условия, в естественных монополиях в ценообразовании большую роль играет государство. Монополист сам контролирует весь объем услуг или товаров, предоставляемых в данной отрасли. То есть он формирует не только цену, но и предложение, регулируя их соотношение по своему усмотрению.

Монополия: понятие, виды

В экономической теории есть такое понятие, как теория монополии.

В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

— С точки зрения рыночной структуры монополия — это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью. Таким образом, монополия — это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

— С точки зрения рыночного поведения теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

— С точки зрения рыночных итогов теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

— крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств

— система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством

— монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов)

— при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага

— нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

Признаки монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это такая форма организации рынка, в которой предполагают черты совершенной конкуренции, но и имеются отдельные черты, характерные для чистой монополии.

К признакам, сближающим эту модель с моделью совершенной конкуренции можно отнести:

Означает присутствие значительное количества небольших по размеру фирм (обычно несколько десятков), в отличие от сов.кон-и, где количество фирм исчисляется сотнями и тысячами. Тем не менее такое количество достаточно, чтобы:

1) Исключить возможность сговора;

2) Отдельная фирма имеет относительную возможность влиять на цену;

3) Отдельная фирма могла не учитывать возможную реакцию других на её действия;

Означает относительно свободное проникновение и выход из рынка монополистической конкуренции вследствие достаточно большого числа фирм небольших по величине, что делает невозможным создание искусственных барьеров в большинстве случаев.

Однако, в отличие от сов.конкуренции, при которой наблюдается абсолютная свобода входа, при монополистической конкуренции за счет возможности применения неценовых факторов (реклама, упаковка) появление барьеров все же возможно.

Признак, сближающий модель монополистической конкуренции с чистой монополией.

Означает различение продукции по любому из признанных покупателями параметру. Параметры дифференциации можно разделить на две группы:

1) Действительные параметры предполагают различия в физических и химических свойствах товара: например, зубная пата одной фирмы, но с разными химическими добавками (основание ценовой конкуренции)

2) Искусственные параметры:

(Основание неценовой конкуренции)

Дифференциация продукта является причиной того, что спрос имеет (-) наклон, как на продукцию монополиста.

Чем отличаются виды монополий. Смотреть фото Чем отличаются виды монополий. Смотреть картинку Чем отличаются виды монополий. Картинка про Чем отличаются виды монополий. Фото Чем отличаются виды монополий

Признаки олигополии

В олигополии продукция может быть как однородной (классическая олигополия), так и неоднородной (дифференцированная олигополия).

Небольшому числу продавцов противостоит множество мелких покупателей. Это означает, что каждый из покупателей в отдельности не оказывает влияние на цены. С другой стороны, поведение каждого из олигополистов может оказать существенное влияние на цены.

Означает, что возможность входа на рынок варьируется от полностью блокированного (2 дуонолиста вступили в сговор и поделили рынок пополам) до совершенно свободного (при большом количестве олигополистов модель олигополии начинает напоминать модель совершенной конкуренции).

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

К недостаткам монополии можно отнести:

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

Источник

Монополия

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

субъект монополии (монополиста);

товарные границы монопольного рынка;

формы контроля и регулирования его деятельности;

компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

отсутствию стимула развивать новые технологии;

не эффективному расходованию ресурсов;

не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

следят за уровнем конкуренции на рынке.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Монополия

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

субъект монополии (монополиста);

товарные границы монопольного рынка;

формы контроля и регулирования его деятельности;

компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

отсутствию стимула развивать новые технологии;

не эффективному расходованию ресурсов;

не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

следят за уровнем конкуренции на рынке.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *