Чем отличаются виды бензина
Виды бензина, маркировка и расшифровка
Что такое бензин? Как написано в Wikipedia, бензин — легковоспламеняющаяся жидкость на основе смеси легких углеводородов плотностью 0,71–0,77 г/см2. Температура ее замерзания –60 0С, кипения — в пределах 33–205 0С. Основная область применения — моторное топливо разных марок, сырье для органического синтеза, изготовления этилена и парафина. На ее основе производят: краски, лаки, растворители, мастики, другие вещества.
Основные характеристики
Какие бензины есть? В России производится несколько видов бензинов, отличающихся характеристиками и составом. Ключевым параметром для определения типов бензина является октановое число — ОЧ. Немаловажная роль при этом отводится количеству примесей. Основным составляющими горючей жидкости являются изооктан с гептаном, от которых зависит способность к детонации топлива в закрытом объеме. Их соотношение в готовом продукте определяет октановое число конкретного вида бензина.
Разновидности
Какой бензин есть в РФ и странах ТС? С учетом октанового числа и других характеристик, предусмотрены такие виды бензина в России:
Как выглядит бензин?
Бензин — это газ или жидкость? В обычном состоянии — это жидкость с характерным запахом. Для удобства различия, еще с советских времен принято при производстве топлива добавлять особые красители. Схема оттенков видов бензина выглядит так:
Маркировка бензина и что обозначают цифры
Согласно ГОСТ 54283-2010 и нормам технического регламента от 2011 года на территории РФ предусмотрена маркировка бензинов в виде двух буквенных символов и двух цифр. Дополнительно иногда указывается еще одна цифра. Рассмотрим, как в бензине расшифровывается аббревиатура АИ и другие символы на таком примере: АИ-92/4.
Методы определения ОЧ топлива
Основной характеристикой топлива является октановое число, определяющее детонационную стойкость горючей смеси. Чем выше этот параметр, тем позже (при большем давлении) происходит химическая реакция — воспламенение вещества с освобождением энергии и распространением ударной волны. В качестве эталонов используются два углеводорода:
Если в топливе доля изооктана равна 95%, а н-гептана — 5%, значит, октановая характеристика такого горючего равна 95. Октановое число топлива измеряется в условных единицах и чаще всего в технических документах указывается, как ОЧ (ОЧМ, ОЧИ).
На практике существует две технологии определения ОЧ с помощью одноцилиндрового двигателя двухтактного типа:
Основным методом для определения октанового числа топлива является исследовательский способ.
Детонационная стойкость топлива
Все модификации бензиновых моторов, проектируются для использования топлива с конкретным октановым числом. Использование нештатного горючего приводит к преждевременному либо позднему воспламенению, в результате которого образуются детонационные волны. Они пагубно воздействуют на элементы конструкции, провоцируя их разрушение и последующий выход из строя мотора.
Чем отличается АИ-92 от АИ-95, и лучше ли заливать АИ-98
Если маркировка бензина на заправке не говорит вам ничего, кроме его «номера», или если вы считаете, что «чем больше цифра, тем лучше бензин», пришла пора избавиться от этих заблуждений. Сегодня мы выясним, что означает число в маркировке бензина, разберемся с его качеством, а также узнаем, лучше ли станет машине, если вы будете заливать более дорогое топливо.
П еред тем как перейти к «номерам» марок бензина, в двух словах разберемся с тем, зачем вообще существуют разные его сорта, и определим пару ключевых понятий.
Базовый принцип работы мотора прост: в цилиндр подается бензин и воздух, поршень движется вверх, примерно в момент его достижения верхней точки свеча зажигания поджигает топливную смесь, и сгорающее топливо толкает поршень вниз. В этом процессе важно, чтобы топливо начинало гореть вовремя – тогда, когда его поджигает свеча зажигания. Если же топливо вспыхивает самопроизвольно раньше времени, когда поршень еще идет вверх, это вредит мотору, разрушая его. Поэтому одна из характеристик любого бензина – это детонационная стойкость, то есть его свойство противостоять самопроизвольному воспламенению. И эта детонационная стойкость зависит от октанового числа бензина, которое указано в его маркировке: например, АИ-95 имеет октановое число 95.
Нет, разное октановое число не значит, что 95 бензин лучше 92: они просто разные и созданы для разных моторов. Одни имеют более низкую степень сжатия, и риск возникновения детонации в них ниже. Поэтому для них подходит более низкооктановый сорт – АИ-92. В других моторах степень сжатия выше, или топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине, которая попутно повышает итоговую компрессию в цилиндре, и в результате риск возникновения детонации тоже растет, поэтому таким двигателям требуется более высокооктановое топливо, чтобы ее избежать.
Так что думать, что «95 бензин лучше 92» так же логично, как считать, что «абсент лучше водки, потому что в нем 70 градусов против 40». Качество бензина его октановым числом не определяется: содержание серы, марганца, смол и других примесей устанавливается не маркой бензина, а техническим регламентом. Так что не стоит полагать, что «95 бензин чище и качественнее 92»: качество обоих соответствует современным требованиям к топливу и соответствует актуальным нормам Евро.
Еще одно заблуждение, связанное с бензином – мнение о том, что чем выше октановое число, тем полезнее бензин для машины. В нем есть толика правды, но в целом привычка некоторых владельцев старых машин «побаловать их после зарплаты», залив АИ-98, лишена смысла.
Конечно на деле процессы, происходящие в двигателе, сложнее, чем просто «топливо впрыскивается, сгорает и выбрасывается», но если не углубляться в нюансы, можно выделить ключевой факт: в условиях обедненной смеси высокооктановый бензин горит несколько дольше, догорает позже заданного момента и тем самым вызывает повышение температуры в цилиндре и перегрев прилегающих деталей – в частности, клапанов. Проще говоря, если вы заливаете в машину с простеньким атмосферным мотором с низкой степенью сжатия 98 бензин и ездите в спокойном ритме, вы делаете мотору только хуже – его применение оправдано исключительно при желании «погонять», когда на высоких оборотах топливовоздушная смесь имеет оптимальный состав, и высокооктановый бензин действительно приносит пользу, выделяя больше энергии при сгорании.
А вот для моторов с высокой степенью сжатия или оснащенных турбиной логика «чем выше октановое число – тем лучше» вполне оправдана: и степень сжатия, и количество подаваемого в цилиндры воздуха в них достаточны для оптимального сгорания высокооктанового бензина, и повышение детонационной стойкости идет только на пользу. При этом понижение октанового числа наоборот, негативно отражается на работе мотора и его ресурсе: повышается вероятность детонации, которая постепенно разрушает двигатель.
Кратко выводы можно сформулировать так: машин с атмосферными моторами с низкой степенью сжатия применение 98 бензина оправдано только при очень активной езде, а в остальных случаях может даже навредить, а двигателям с высокой степенью сжатия или турбиной вреден бензин с октановым числом ниже того, что рекомендовано производителем. То есть к примеру, вазовской «семерке», чей мотор имеет степень сжатия 8,5, высокооктановый бензин особой пользы не принесет, а вот лить в 1,2 TSI с турбиной и степенью сжатия 10,5 простецкий АИ-92 точно не стоит, в то время как АИ-98 ему вовсе не повредит.
Еще одна сложность для неопытных автовладельцев – разные методики определения октанового числа и, соответственно, различающиеся обозначения подходящего для автомобиля бензина. Проблема здесь, как правило, сводится к различию между европейской и американской системами.
Если говорить кратко, то системы маркировки топлива по октановому числу различаются: в Европе оно маркируется по исследовательскому методу, а в США, Канаде, Бразилии и некоторых других странах – по «антидетонационному индексу». Собственно, наша аббревиатура АИ как раз обозначает «автомобильный» бензин по «исследовательскому» методу. А вот AKI означает «anti-knock index», то есть тот самый «антидетонационный индекс», который является средним арифметическим между двумя результатами разных методов определения октанового числа (исследовательского и моторного), и его значение получается ниже, чем у чистого исследовательского метода. То есть, AKI 91 – это вовсе не то же самое, что АИ-92.
Примерное соответствие нашего АИ и зарубежного AKI такое: AKI 87 – это АИ-92, AKI 91 – это АИ-95, а AKI 93 – это уже АИ-98. Так что, покупая подержанную машину, обратите внимание на то, что написано на крышке бензобака и в инструкции по эксплуатации, чтобы не ошибиться в выборе топлива.
Ну и, пожалуй, последний вопрос связан с тем, стоит ли переплачивать за «фирменный» бензин на крупных заправках. Здесь стоит понимать, чем обусловлено повышение цены: это тоже не абстрактное «повышение качества», а прежде всего добавление моющих присадок. Присадки эти влияют не на качество работы бензина в двигателе, а на его условную «чистоту для мотора», предотвращая образование отложений в топливной системе. Но учитывая, что бензин и сам по себе довольно чист и является отличным растворителем, эти условные отложения не забьют топливную систему за месяц или год. Так что использование фирменных бензинов с моющими присадками имеет смысл, но совершенно не обязательно и не дает сиюминутного эффекта, обладая профилактическим действием.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Автор вообще не в теме. Незнает базовых принципов работы ДВС и школьной физики. Лишь бы написать, неважно что, неважно что неправильно, но написать.
Александр, спасибо за мнение, но я готов выслушать более конструктивные замечания.
Некогда объяснять, КГАМ
Извинения приняты! А с фактическими доводами и побеседовать интереснее)
Количество бензина и состав смеси корректируются через показания кислородного датчика. У холодного бензина, например, плотность больше, расход в литрах меньше, в кг тот же. Состав смеси двигатель будет выдерживать тот же.
«количество подаваемого в цилиндры воздуха в них достаточны для оптимального сгорания высокооктанового бензина» «топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине»
Зато воздух проходит через ДМРВ, а по его показаниям ЭБУ ЭСУД даёт команду форсункам на основании топливных карт лить определённое количество топлива. Про это:
Например возьмем спирт у него октановое число выше чем у любого бензина (этанол 132, метанол 156), а вот тепловая нагрузка на двигатель в разы меньше, причем хоть взять старый карбюраторный рассчитанный на 76, хоть современный движок.
Автор пишет чушь, много чуши.
«Я там сейчас так хохотался!» © Х/ф «Мимино».
Автор статьи профан и дилетант и писал статейку для аналогичных дилетантов. Почитал, посмеялся. И ещё есть «гениальные изречения», лень писать просто. Но кто в теме, тот поймёт.
Удачи! Учите матчасть, желательно в техническом ВУЗ’е.
Виды бензина и разница между ними
Данный нефтепродукт используется не только в качестве топлива, его область применения зависит от свойств. Далее кратко описаны виды и характеристика бензинов, различных по методам производства и сфере использования.
Классификация
В зависимости от исходного сырья, бензин может быть полученным из нефти и синтетическим. Первый, в свою очередь, бывает прямогонным либо изготовленным с применением вторичной переработки. Синтетическое жидкое топливо – бензин, дизель – производят из твердого, газообразного сырья. Так, в Германии при Гитлере для этого использовался уголь. Также в качестве исходного материала подходят горючие сланцы, натуральные битумы, природный газ.
Прямогонный бензин характеризуется, как правило, низким октановым числом. Получают его в результате ректификации нефти – различные фракции выкипают в том или ином температурном интервале. Произвести высокооктановый бензин для современных двигателей без вторичной переработки – крекинга, алкилирования, риформинга – практически невозможно.
В зависимости от назначения, существуют следующие виды бензина:
Первые два используются в качестве топлива для ДВС. Кроме октанового числа, характеризуются испаряемостью (фракционным составом) и химической стабильностью.
Лигроин (нафта) – т.н. тяжелый бензин. Является сырьем для нефтехимии, используется для получения высокооктановых добавок и других веществ. Иногда применяется как растворитель или как горючее (в частности – для первого бензинового автомобиля).
Нефрас, а также его разновидность – уайт-спирит. Бензин-растворитель, используется при производстве лакокрасочных материалов, резиновых изделий, клея, мастики и т.д. Служит для обезжиривания поверхностей, промывки механизмов, добычи горного воска и канифоли, а также для многого другого.
Октановое число
Разница между бензинами определяется их характеристиками. Важнейший показатель топлива – октановое число. Его устанавливают по исследовательскому и моторному методу – соответственно, при средних и больших нагрузках на двигатель.
Октановое число показывает детонационную стойкость. Именно она определяет, какая разница между 92 и 95 бензином. При сжатии горючая смесь самопроизвольно воспламеняется. В отличие от дизеля, здесь это нежелательный процесс. Для высокооктанового топлива можно разработать ДВС с большей степенью сжатия смеси, она не сгорит до появления искры. Повысится эффективность агрегата: меньше тепла будет сбрасываться в выхлопную трубу (по законам физики). Поэтому разница между 95 и 98 бензином – не в качестве, а в сфере использования.
Высокооктановое авиационное топливо является этилированным – содержит тетраэтилсвинец. Характеризуется детонационной стойкостью как на бедной, так и на богатой смеси – сортностью.
Автомобильный бензин
Классифицируется по октановому числу, определенному исследовательским методом. Основные марки:
Также маркировка отражает класс экологической безопасности: 2, 3, 4, 5 по Техническому регламенту Таможенного Союза (соответствует Евро-2…5).
Кроме того, стандарт регламентирует сезонное разделение бензина: летний и зимний вид. Отличие заключается в испаряемости (содержании низкокипящих углеводородов).
Виды бензина для двигателей (и масел) – Классификация и состав
Виды бензинов и чем они отличаются, классификация масел и бензинов. Из чего состоит бензин, экологические классы, технологии и октановые числа.
Есть немало вариантов классификации бензина, его делят на виды по самым разным показателям.
Далее будут рассмотрены основные варианты, принципы, по которым происходит выделение, а также связанные с этими вопросы.
Требования к качеству бензина
Бензин для автомобиля должен:
Работать надёжно и долго двигатель будет только в случае, если с ним используется качественный и подходящий бензин. Отсюда и целый ряд требований, например, к детонационной стойкости – для её повышения в состав добавляются присадки.
Также необходимо, чтобы теплота сгорания была достаточно высокой. Есть требования и к содержанию разного рода примесей, из-за которых на выпускной и топливной системах появляются отложения – чем их меньше, тем дольше прослужит мотор.
Необходимо, чтобы продукты сгорания не были коррозионно-агрессивными и токсичными. При любой температуре эксплуатации мотора должна возникать однородная горючая смесь: для этого нужно, чтобы испаряемость была на достаточном уровне. Кроме перечисленных есть и другие требования: например, к стабильности и экологичности – далее они ещё будут рассмотрены подробнее.
Виды бензина по октановому числу
Эта классификация бензина используется наиболее часто. Она отражена и в стандартной маркировке: так, в АИ-92 «А» означает «автомобильный», «И» – что октановое число было установлено исследовательским методом, 92 же здесь – само октановое число.
Выделяются следующие основные виды бензина:
Это многим знакомые виды бензина – на заправках именно они встречаются чаще всего.
Но классификация бензинов по классам на основе октанового числа не исчерпывается перечисленными вариантами, существуют и другие.
Например: А-76 – бензин низкого качества, чаще всего его используют для сельскохозяйственных машин.
Недавно в продаже появился АИ-100, подходящий для форсированных двигателей, он позволяет более эффективно использовать их мощность, при этом его расход ниже. Некоторые виды вообще практически не выпускаются: так, уже почти не применяется техника, работающая на А-72.
Стоит отметить: если бензин маркируется как «А» вместо «АИ», это означает, что для определения октанового числа использовался моторный метод – он даёт цифры ниже исследовательского.
Равно, как обычно мало смысла заливать в бак более дорогой бензин, чем тот, что рекомендован производителем, так не стоит на постоянной основе пользоваться и более дешёвыми.
Если все системы рассчитаны на АИ-95, его замена на АИ-92 может вызвать самые разные явления: например, повышенный расход топлива и ускоренное разрушение отдельных элементов.
Например, европейский брокер Just2Trade (от ФИНАМ) имеет в активах более 5000 фьючерсов, среди которых есть не только нефть, газ, этанол, мазут… но и фьючерсы на бензин:
Всего у Just2Trade более 60 000 активов и выход на более 20 бирж.
Классификация по фракционному составу
Ещё одна классификация автомобильных бензинов. В ней выделяется десять классов, и все можно разделить на три категории:
У бензина класса A давление насыщенных паров (ДНП) самое низкое, а у F, соответственно, самое высокое.
В зимнем бензине больше лёгких фракций, так, в него специально добавляют бутан. В результате его ДНП выше, а потому и пусковые качества лучше – он хорошо закипает, что позволяет без проблем завести мотор в холода. Однако, вместе с повышением ДНП возрастает и вероятность появления паровых пробок.
К тому же лёгкие фракции склонны улетучиваться, поэтому, если в бензине их много, потери даже при хранении на складе или непосредственно в баке будут высокими. ДНП в бензине, предназначенном для использования в тёплый период (с начала апреля до конца сентября), не должно превышать 500 мм ртутного столба (или примерно 67 кПа), а в зимнем – 700 мм (93 кПа).
Поскольку хранить летний бензин легче, его нередко используют на АЗС и зимой. Двигателю это не вредит, но стоит иметь в виду, что в холода на бензине класса A или B он может просто не завестись.
Классификация по испаряемости
Испаряемость напрямую зависит от того, из чего состоит бензин, то есть его фракционного состава. Если она оптимальна, в цилиндры поступает равномерная смесь с достаточной концентрацией топлива. Если плохая, часть топлива вообще не сгорит.
Классификация бензинов по испаряемости производится в зависимости от уровня ДНП и температуры выкипания. Устанавливается, при какой температуре выкипает определённый процент бензина, в стандартной классификации это 10%, 50%, 90%. Также определяется, сколько бензина выкипает при 70 °C.
Называются классы очень просто: первый, второй и так далее до пятого. У первого самое высокое ДНП и самая низкая температура выкипания. Далее вплоть до пятого класса первый показатель снижается, а второй растёт.
10% бензина, что выкипают первыми – лёгкие фракции. Именно за их счёт обеспечивается запуск мотора. После них выкипать начинают средние, составляющие до 50% объёма. Если температура их выкипания окажется слишком высокой, то двигатель будет долго греться, а разгон происходить слишком медленно.
Следом в дело вступают конечные фракции: чтобы они выкипели, температура должна подняться примерно до 190 °C. После этого израсходовано должно быть 90% объёма бензина. Если температура, при которой испаряются эти фракции, будет чересчур высока, испарение может оказаться неполным, в результате чего выше будет расход топлива, а двигатель не сможет выдавать полную мощность.
Кроме того, часть оставшихся несгоревшими фракций топлива осядет на стенки цилиндра и смоет с них масло, другая часть стечёт в картер, из-за чего масло будет разжижено и его эффективность снизится.
Чтобы описанного не происходило, класс топлива по испаряемости должен быть подобран в соответствии с рекомендациями производителя и по сезону.
Экологические классы бензинов
Ещё одна классификация автомобильных бензинов – экологическая. В соответствии с ней выделяется четыре вида:
Действует эта классификация бензина в России. Экологический класс может указываться сразу после октанового числа, например, АИ-95-4. Но это касается только бензина, соответствующего стандартам ГОСТ. Помимо него, продаётся также и изготовленный по ТУ – он не дотягивает до этих стандартов по некоторым параметрам.
И всегда есть риск наткнуться на суррогатный бензин: его объём на рынке по разным оценкам составляет 20-30%. Он никаким экологическим нормам не соответствует и может быть опасен не только для окружающей среды в долгосрочной перспективе, но и для самого автовладельца в ближайшей. Стоит отметить, какие виды бензина бывают суррогатными чаще всего: это АИ-92 и в меньшей степени АИ-95, а больше всего подделок среди дизельного топлива.
Часто можно встретить другое обозначение экологического класса: Евро-2, Евро-3 и так далее. Это европейский вариант маркировки, но действует он и в России. Экологические классы вводились постепенно: так, Евро-1 появился в 1992 году и теперь уже не используется; Евро-2 был утверждён в 1995 году, требования по выбросам оксида углерода стали втрое жёстче.
В Евро-3 они ужесточились ещё на 40%, как и в Евро-4. Стандарт Евро-5 начал вводиться в Европе с 2008 года, а в России с 2014. Существует также Евро-6, но в России он пока что не принят, хотя отдельные производители уже начали выпускать соответствующий ему бензин.
В Евро-5 и Евро-6 нормы по выбросам углерода не изменились в сравнении с предшествующим стандартом, но ужесточились требования относительно выброса других вредных веществ. Экологический класс бензина должен соответствовать ему же у автомобиля или быть выше.
Экологические требования
Продукты сгорания сильно загрязняют окружающую среду. С каждым годом эта проблема становится всё заметнее, и одновременно ужесточаются требования к топливу. Если бы такое количество техники, что используется человечеством сейчас, работало на бензине, изготовленном по технологиям середины прошлого века, от его сгорания в окружающую среду выделялось бы на порядки больше вредных веществ.
Настолько, что это могло бы привести к вымиранию большей части фауны и сильно повлиять на здоровье людей.
Поэтому содержание таких веществ в современном бензине жёстко ограничено. Он должен сгорать полностью и образовывать при этом как можно меньше канцерогенных и токсичных веществ. Законодательством регламентируется содержание в составе серы, бензола, свинца, ароматических углеводородов и некоторых других элементов.
Содержание присадок и соединений
Хотя по объёму присадки могут показаться не слишком значительными компонентами, они серьёзно влияют на свойства бензина. Их используют для:
Присадок существует очень много, а производители топлива всячески изощряются с подбором и дозировкой компонентов, из которых те состоят.
Каждый известный производитель стремится подать свой состав как особенный и наиболее эффективный; сделать это можно в первую очередь за счёт присадок.
При всём многообразии, по назначению их можно разделить на несколько основных категорий:
Не все присадки одинаково полезны, входящие в них вещества могут оказывать вредное влияние и быть токсичными. Какие-то из них вышли из употребления или даже запрещены, другие по-прежнему применяются. Вот некоторые из подобных веществ:
Тетраэтилсвинец. Позволяет увеличить мощность, вместе с тем делает работу мотора менее шумной и снижает дымность. С ним повышается качество топлива: его стойкость к самовоспламенению становится выше, а детонация ниже.
Но вещество очень ядовито и с лёгкостью просачивается в любые отверстия. Оно отравляет даже при прикосновении, так что при использовании бензина с ним возникает немалый риск.
Марганец повышает классность, но его применение приводит к преждевременным поломкам свечей и нейтрализатора.
Присадки, направленные на повышение октанового числа:
Большая часть этих присадок или вовсе не применяется производителями топлива, или применяется со строгими ограничениями, но в контрафактном бензине они могут содержаться в больших количествах.
Иногда автовладельцы добавляют их самостоятельно, желая повысить эффективность бензина низкого качества.
С перечисленными добавками стоит быть особенно осторожными, и тем более не добавлять сразу много: при чрезмерном повышении электропроводности бензина возможны проблемы вплоть до самовозгорания.
Обычный бензин в хорошем состоянии может быть почти бесцветным, иметь голубоватый или желтоватый оттенок, но он не должен быть ярко выраженным. Если он красноватый, это может говорить о том, что в него введены содержащие металл присадки. Если в нём чрезмерно много повышающих октановое число присадок, то он может быть ярко-жёлтым и сильно пахнуть, к тому же от запаха начинается головная боль.
Химическая стабильность бензина
Путь бензина от места производства до бака автомобиля обычно оказывается очень долгим. Всё время путешествия и хранения продолжается автоокисление: нестабильные элементы при контакте с кислородом образуют соединения. В результате этого процесса возникают органические кислоты и смолистые вещества.
Некоторые из них оседают на дно, другие так и остаются в растворённом виде. Осадок только ускоряет окисление, также на него влияет контакт с металлами, например, с медью. Зависит скорость окисления и от того, сколько в составе содержится предельных углеводородов: чем их больше, тем быстрее оно идёт.
Различают два её вида: физическую и химическую. Первая относится к структуре: стабильный физически бензин остаётся однородным и медленно испаряется.
Стабильным химически называют бензин, состав которого в течение длительного времени может оставаться близким к исходному. Чем выше в нём содержание веществ, подверженных окислению, тем ниже будет стабильность.
Те виды бензинов для двигателей, что производятся методами прямой перегонки или риформинга, отличаются более высокой стабильностью по сравнению с изготовленными методом крекинга.
Об окислении бензина может говорить изменение его цвета и запаха: он желтеет и начинает пахнуть резче. Растёт его кислотность, на дне становится заметен маслянистый слой.
Технологии производства бензина
Самая простая технология, которую начали применять первой – прямая перегонка нефти. Она основана на том, что разные фракции переходят в летучее состояние при разной температуре нагрева.
Соответственно, их можно отделять друг от друга по мере нагревания, в результате чего нефть будет разделена на фракции, в том числе бензин.
После разделения останется только охладить конденсат и получить топливо. Процесс несложный, но экономическая эффективность метода невысока: бензина получается в лучшем случае 10-15%.
Из-за этого на смену прямой перегонке быстро пришли другие методы, в первую очередь каталитический крекинг – его использовали уже в начале прошлого века. Сырьё в его ходе доводится до кипения и тяжёлые углеводороды расщепляются, что приводит к улучшению качества горючего. Помимо температурного воздействия, применяются также катализаторы, ускоряющие реакцию.
На выходе получается около 70% бензина с довольно высоким октановым числом (87-91) и небольшим содержанием вредных примесей. Второй по объёму получаемый продукт – газойль, также полезными могут быть получаемые предельные углеводороды, как полипропилен. Потери при использовании этого метода составляют всего около 1.5%, благодаря чему он продолжает широко использоваться.
Рекомендуем посты по теме:
Термический крекинг отличается тем, что сырьё нагревается до более высоких температур (вплоть до 550 °С), а ещё подвергается воздействию давления (2-7 МПа). В результате, при мазуте в качестве исходного сырья, получается около 35% бензина невысокого качества.
Применяется термический метод очень ограниченно. При повышении до 650-750 °С температуры, при которой проходит реакция, можно получить такие полезные соединения, как этилен и пропилен, но этот процесс обычно называют пиролизом.
Ещё один широко применяемый метод – риформинг. С его помощью из прямогонного бензина можно получить типы бензина высокого качества. Помимо высокоокотанового топлива продуктами будут ароматические углеводороды.
Различают термический и каталитический реформинг – во втором случае получается бензин лучше, но сам процесс производства обходится дороже.
Бензиновые масла
Насколько хорошо будет работать двигатель определяется не только используемым горючим, но и маслом. В моторе у него несколько функций: снижение трения, охлаждение паров от него, очищение от продуктов износа.
Есть целый ряд свойств, по которым определяют, насколько масло качественное. Среди них:
Классификация бензиновых масел может базироваться на разных параметрах, но в первую очередь на основе их происхождения.
Минеральное масло
Поначалу как масло использовались некоторые из тяжёлых нефтяных фракций, и лишь со временем началось производство настоящего минерального масла. Технология постепенно совершенствовалась, начали применяться присадки.
Тем не менее, минеральное масло не обладает стабильностью вязкости: при низкой температуре становится чрезмерно густым, из-за чего двигатель заводится с трудом. Ещё один его недостаток: малый срок службы из-за выгорания присадок.
Минеральное масло имеет неоднородную структуру, так что на отдельных его участках заметно разжижение или кристаллизация, оно образует больше отложений, чем «синтетика».
Из плюсов стоит отметить доступную стоимость, а также то, что оно хорошо подходит для моторов с пробегом: благодаря густоте хорошо заполняет любые зазоры. Менее агрессивно по отношению к резине.
Синтетическое масло
Основные сложности при работе с минеральным маслом возникают из-за сложности его состава. Синтетическое масло куда однороднее и дольше сохраняет свои параметры. Встречаются разные подтипы, отличающиеся по используемому сырью и технологии производства. Например:
У синтетических масел большой диапазон рабочих температур, они могут работать в условиях высокого давления, имеют высокую моющую способность и мало испаряются. Главный недостаток – цена.
Полусинтетическое масло
Промежуточное решение: в минеральное масло вводится синтетическое, за счёт чего улучшаются его свойства, но при этом цена сохраняется относительно невысокой. Чистой «синтетике» такое масло всё равно проигрывает, но, в отличие от минерального масла, которое редко используется в современных моторах, применяется повсеместно.
Заключение
Классификация автомобильных бензинов довольно сложна, поскольку может опираться на разные параметры и свойства. К тому же она постоянно меняется и дополняется вместе с развитием промышленности и появлением новых технологий с одной стороны, и ужесточением экологических требований – с другой.