Чем отличаются вариатор и автомат

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Содержание:

Автоматические трансмиссии на автомобилях зачастую называют одним общепринятым наименованием «автомат», однако по принципу действия и конструкции они могут кардинально отличаться друг от друга.

На сегодняшний день существует множество видов автоматических трансмиссий, однако на легковых автомобилях чаще всего применяют коробки передач трех типов: классические гидромеханические автоматические трансмиссии, роботизированные коробки передач, а также бесступенчатые вариаторы, которые часто обозначают аббревиатурой CVT.

Конструктивно все они отличаются и имеют как свои преимущества, так и недостатки. Однако раньше всех широкое распространение получили классические автоматы, которые уже больше 70 лет применяются на легковых машинах.

Следом широко начали устанавливать роботизированные трансмиссии, которые долгое время вызывали скепсис у автовладельцев из-за не очень надежной конструкции. Впрочем, с годами они модернизировались, и кризис недоверия к роботизированным коробкам передач был успешно пройден.

А сейчас все большее распространение на современных машинах начали получать бесступенчатые вариаторы, которые идут по пути, уже когда-то пройденному «роботами». Так что давайте разбираться, что собой представляет вариатор, как он работает, какие у него минусы и плюсы, а также насколько он надежнее и лучше в сравнении с классическим автоматом.

Что такое вариатор и как он работает?

Вариатор — это вид автоматической коробки передач, который передает крутящий момент от двигателя к колесам и способен плавно менять передаточное отношение в некотором диапазоне регулирования. Изменение передаточного отношения может производиться автоматически, по заданной программе или вручную. В автомобилестроении такой тип трансмиссии также обозначают аббревиатурой CVT (Continuously Variable Transmission).

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Удивительно, но изобрели вариатор даже гораздо раньше, чем обычные «автоматы», но применяли его все же не на автомобилях. Патент на вариатор был выдан еще в конце XIX века и сначала он использовался для изменения скорости вращения валов на станках.

А первый автомобиль с таким типом трансмиссии появился лишь в 1950-х. Вариатор впервые начал устанавливаться серийно на автомобили марки DAF, которая в те годы производила не только грузовики, но и легковушки. Потом их начали устанавливать на некоторые модели Volvo, а конце 1990-х и начале 2000-х вариатор c фирменном наименованием Tiptronic использовался на младших седанах Audi. Но по-настоящему широкое распространение вариаторы получили лишь сейчас.

Вариаторы бывают нескольких типов: клиноременные со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные. Первый тип — самый распространенный. Так что рассмотрим, как он устроен и работает.

Автомобиль, оборудованный такой трансмиссией, на первый взгляд ничем не отличается от машин с обычным автоматом — педалей всего две, и рычаг переключения режимов трансмиссии с положениями P, R, N, D, схожий с машинами с традиционной АКП. Но работает вариатор совершенно по-другому, а именно в нем нет фиксированных передач. Изменения передаточного отношения происходит не «переключениями», а плавно и незаметно, благодаря ремню или цепи, который в разных положениях вращается по специальным коническим шкивам.

В зависимости от диаметра шкивов в месте вращения ремня или цепи меняется и передаточное отношение и изменяется скорость вращения и крутящий момент выходного вала, который дальше передает тягу на приводы и колеса. Поэтому при работе вариатора нет толчков при трогании с места, и тем более нет никаких «переключений передач».

Источник

Коробка-автомат, вариатор и робот: плюсы, минусы, отличия

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Вариатор или автомат – что лучше? А может робот или какая нибудь автоматическая коробка передач нового поколения, типа DSG? С этими вопросами сталкивается каждый автолюбитель, стоящий перед выбором новой машины. Сегодня коробками-автомат комплектуется множество современных автомобилей, от грузовиков до микролитражек. В этой статье мы рассмотрим плюсы, минусы и отличия между основными видами АКПП.

Всё больше автовладельцев, покупая новую машину, переходят с традиционной механической КПП на разного рода коробки-автомат. Это легко объясняется тем, что пользоваться коробкой-автомат проще и удобней. Что же касается женщин, то среди них количество приверженцев «автоматов» большинство, причем подавляющее.

В конце этой статьи смотрите видео-обзор популярных видов автоматических трансмиссий, с описанием их основных достоинств и недостатков.

Стоит также иметь ввиду, что при покупке машины на вторичном рынке, далекий от автотехники человек может легко попасться на удочку недобросовестных продавцов, выдающих робот или вариатор за классический автомат. Поэтому каждому водителю желательно уметь отличать эти виды коробок передач друг от друга.

Виды АКПП: гидротрансформатор, вариатор, робот

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

К автоматическим коробкам переключения передач (сокращенно – КПП) чаще всего относят следующие устройства:

Каждая из них имеет свои отличия, плюсы и минусы. Так что перед тем как выявить победителя, следует их все по очереди рассмотреть более поподробно.

Гидротрансформатор (классическая коробка-автомат)

Гидротрансформаторы распространены на столько, что именно этот вид автоматических трансмиссий стал именем нарицательным для всех остальных типов АКПП – «коробка-автомат».

Характерной чертой гидротрансформатора является наличие в нем специального трансмиссионного масла, которое постоянно циркулирует по замкнутому кругу, находясь под давлением. Именно поток масла и передает крутящий момент от двигателя к колесам автомобиля.

Автоматические коробки постоянно модернизируются, и если еще лет десять назад 4-ступенчатый автомат считался нормой, то теперь это уже явный анахронизм, а его место заняли автоматы с 6, 7 или даже 8-ю передачами.

Такие новшества позволяют экономить топливо, а наличие умной электроники дает возможность выбора между разными режимами езды («Спорт», «Зима» и другие). Ну и конечно же, ставший уже повсеместным режим ручного переключения «Тип-троник» порадует тех, кто любит сам контролировать процесс управления автомобилем, но при этом не готов променять автомат на «механику». Более подробно об особенностях управления автоматом читайте в инструкции: Как пользоваться коробкой-автомат.

Можно выделить следующие плюсы классических автоматов:

Но и минусы у автоматов тоже есть:

Тем не менее, конструкторы успешно работают над устранением всех этих недостатков, и вскоре смогут избавить автоматы от них.

Вариатор (CVT)

Вариатор – это разновидность бесступенчатых трансмиссий. Сокращенно этот тип КПП обозначается тремя латинскими буквами CVT, от английского Continuously Variable Transmission.

Отличить селектор вариатора от рычага переключения обычного автомата порой непросто и опытному автовладельцу. Однако, несмотря на внешнюю схожесть, работают такие коробки абсолютно по другому.

Грубо говоря, вариатор представляет собой два шкива (диска), между которыми накинут ремень (реже – цепь). Шкивы могут сдвигаться и раздвигаться, за счет чего и происходит изменение передаточного числа.

Отличительной чертой вариатора является полное отсутствие передач и, как следствие, переключений между ними. Передаточные числа изменяются, но этот процесс идет непрерывно. Отменная плавность хода – вот главный козырь вариатора. По большому счету, разгон на машине с вариатором чем-то похож на ускорение троллейбуса. Так что комфорт водителю и пассажирам будет обеспечен.

Из-за того, что вариатору не приходится «щелкать» передачи, трансмиссия постоянно находится на пике крутящего момента, следовательно, автомобиль разгоняется шустрее.

И так, вариатор может записать себе в актив следующие плюсы:

Но повсеместному внедрению вариаторов мешают и его минусы:

Робот (роботизированная КПП)

Роботизированные коробки передач представляют собой некий компромисс между автоматом и механической КПП.

По сути, робот – это та же «механика», только переключением передач у неё занимается блок управления, контролируемый сервоприводами. При переключениях роботом передач возникает такая же пауза, как и в автомобилях с механической коробкой.

Кроме паузы между переключениями, водителям приходится мириться и с некоторыми другими недостатками роботизированных трансмиссий. Основные минусы робота выражаются в следующем:

Так что недостатков у этой коробки хватает, однако автомобили с ней продолжают продаваться, ведь эти минусы несколько нивелируют такие плюсы роботов:

Несмотря на это, такие роботы уже явно отживают свой век и уступают дорогу другим разработкам, например, таким, как преселективная трансмиссия типа DSG.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

DSG (Direct Shift Gearbox – коробка передач с синхронизированным переключением) является эволюционным продолжением роботизированных КПП. Еще её называют преселективной трансмиссией – это второе поколение «роботов».

Такие коробки на сегодняшний день являются наиболее совершенными. Они оснащаются сразу двумя дисками сцеплениями – один переключает чётные передачи, а второй – нечётные. По сути, это две коробки передач в одном корпусе.

Изюминка коробки DSG заключается в том, что в ней постоянно включены две передачи: во время движения сомкнут лишь один из 2-х дисков сцепления, а второй находится в постоянной готовности, и включает свою передачу сразу же, как только размыкается первый диск. Благодаря такой схеме, переключения происходят практически мгновенно, а плавность работы сравнима с вариатором.

Но даже у такой, казалось бы, идеальной КПП как DSG есть свои недостатки. Конструкция преселективных трансмиссий чрезвычайно сложна. Всё это приводит к тому, что ее обслуживание никак нельзя назвать дешевым.

Кроме того, ремонтировать коробки DSG часто не берутся даже крупные СТО. Да и их ремонт, в большинстве случаев, просто невозможен. Поэтому при поломке зачастую приходится менять всю преселективную трансмиссию в сборе, и лишь иногда можно ограничиться заменой электронного блока управления.

Также в список недостатков коробок передач DSG можно занести и перегрев сцеплений после долгой езды, в результате чего со временем при переключениях появляются толчки.

Учитывая все вышеперечисленное, мы считаем, что преселективные трансмиссии, несмотря на всю их технологичность, еще достаточно «сырые», слишком дорогие и неремонтопригодные.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

После того, как мы изучили сильные и слабые стороны автоматических коробок переключения передач, можно вернуться к рассмотрению вопроса о том, что же лучше – вариатор или автомат? Но однозначного ответа на него не существует.

Сторонники автоматов опираются на достаточно высокую надежность таких коробок, их удобство, наличие различных режимов работы и возможности самостоятельного переключения. Вариаторы они хают за шум в салоне, невысокий ресурс и периодические перегревы, что прямо ведет к дорогостоящему ремонту, а то и замене КПП.

С другой стороны, сторонники вариатора прямо говорят, что после езды на авто с такой коробкой, даже самые плавные автоматы кажутся «дерганными». Кроме того, вариаторы имеют более низкий расход топлива. Что же касается более высокой стоимости ремонта и частых поломок, то на эти аспекты многие продолжают закрывать глаза.

Тем не менее, как нам кажется, в этой борьбе предпочтение следует отдать классической коробке-автомат (гидротрансформатору). Да, вариатор более плавный и мягкий, а DSG шустрее и экономичнее. Но вариаторы требуют спокойного стиля езды (да их и надежность оставляет желать лучшего), а недостатки преселективных КПП, на наш взгляд, значительно перевешивают все их достоинства.

Если трезво оценивать ситуацию, становится ясно, что на сегодняшний день, среди всех видов коробок-автомат, конструкция гидротрансформатора является наиболее отработаной и надежной, а многие её недостатки либо уже устранены, либо не являются критическими.

Источник

«Автомат», «робот» или вариатор? В чем разница и что надежнее?

Последнее время серьезную конкуренцию классическим «автоматам» составляют роботизированные коробки и вариаторы. А какой вариант предпочтительнее? Разбирался Иван Кришкевич.

В поисках компромисса

На самом деле вопрос в стиле «что лучше?» заранее обречен на то, чтобы быть слишком поверхностным. Лучше в каком смысле? В плане комфорта, динамики, топливной экономичности, надежности или стоимости обслуживания или ремонта? Увы, лучшего во всех отношениях варианта не существует, а значит, придется искать компромисс из возможных вариаций. То есть выбор типа коробки зависит от того, какие качества на первом месте, а какими можно пожертвовать.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Так, классический гидромеханический «автомат» по-прежнему считается лучшим в плане комфорта: самые мягкие переключения и отсутствие рывков в любом диапазоне скоростей и в любом режиме движения и ускорения. При этом современные коробки по части «скорострельности» приближаются к преселективным «роботам». По большому счету пенять можно разве что на топливную экономичность: несмотря на явный прогресс, в этом плане гидромеханические коробки все равно «расточительнее» остальных типов автоматических трансмиссий.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Главной «фишкой» вариатора является возможность беспрерывно изменять передаточные числа: ведущий шкив увеличивает свой радиус, ведомый параллельно его уменьшает. Автомобиль разгоняется, а двигатель постоянно «поет» на одних оборотах, приближенных к максимальному крутящему моменту. Это и обеспечивает высокую эффективность вариатора. А когда надо ехать на установившейся скорости, коробка выставляет уже оптимальное для данного режима соотношение.

Впрочем, приведенные выше преимущества и недостатки разных типов трансмиссий следует считать условными. Во-первых, конструкции продолжают совершенствоваться, что изменяет их потребительские качества. Во-вторых, один тип коробок включает в себя множество самых разных моделей со своими особенностями (как минимум настройками), так что все относительно.

А что с надежностью?

А вот это, пожалуй, самое главное, что волнует покупателей даже новых или свежих автомобилей, планирующих ездить на машине не один год и продать ее без сильной потери в цене. Что же, давайте разбираться.

С классическими «автоматами», казалось бы, все просто: такие коробки выпускаются давно, поэтому хорошо изучены и должны обходиться без «сюрпризов». На самом деле все не совсем так. Это старые 4- и 5-ступенчатые «автоматы» с их неспешными переключениями жили своей размерной жизнью. Современным коробкам такое только снится!

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Начнем с того, что их ставят в связке с более мощными и «моментными» моторами, так что уже приходится несладко. Далее для достижения более интересных динамических качеств и лучшей топливной экономичности применяется ранняя блокировка гидротрансформатора на низших передачах. Отсюда ускоренный износ фрикционов при управляемом проскальзывании и, как следствие, быстрое загрязнение масла.

В общем, нельзя сказать, что АКПП проще и надежнее других типов автоматических коробок. Это по-прежнему технически сложный, требовательный к своевременному обслуживанию и чувствительный к нарушению правил эксплуатации узел.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Та же история и «роботами»: репутацию подмочили как раз ранние версии, которые имели целый набор самых разнообразных проблем, причем некоторые из них типичны для автоматических коробок любого типа. Так что здесь правило «чем позже год выпуска, тем лучше» работает железобетонно.

Коробки с мокрыми сцеплениями (фольквагеновские DQ250 и 500, 6DCT450) этой проблемы лишены, но страдают от тех же бед, что и классические «автоматы». Масло быстро накапливает продукты износа фрикционов, поэтому требует периодической (в идеале каждые 40-50 тыс.км) замены.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Любопытно, что подобный казус имеется и в «биографии» вариатора Multitronic ранних лет выпуска. Но вообще CVT-коробки имеют свои конструктивные особенности, которые могут сказаться на ресурсе основных узлов и быть причиной возникновения тех или иных проблем.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Поскольку трение является рабочим процессом (ремень плотно прижимается к конусам), неизбежен износ. В зависимости от коробки срок службы ремня составляет 200-300 тыс. км, однако сократить эти цифры могут повышенные нагрузки на узел при агрессивной езде, пробуксовках, буксировке.

Но не только. Раз есть трение, есть и продукты износа. Мелкую стружку улавливают фильтры и магниты, но если «мусора» в масле слишком много, будут страдать клапаны и каналы гидроблока. Добавляет загрязнений и гидротрансформатор (Lineatronic и Jatco) или «мокрое» сцепление (Multitronic). При некорректной работе гидравлики натяжение ремня может отличаться от необходимого, что приведет к его проскальзыванию, вызывая ускоренный износ и повреждая конусы шкивов. А это уже недешевое удовольствие.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Вообще же мнение о том, что ремонт вариатора и «робота» обойдется дороже, чем ремонт «автомата», тоже далеко не всегда соответствует истине. Пожалуй, пока еще можно согласиться с тем, что сервисная база для диагностики, обслуживания и ремонта гидромеханических коробок в нашей стране развита лучше, но последние годы ситуация с «роботами» и вариаторами улучшается. Это неизбежно, ведь на рынке уже предостаточно автомобилей с такими коробками, а со временем их число будет только расти.

Наш вердикт

Несмотря на то что у каждого типа коробки имеются свои заложенные на конструктивном уровне особенности, преимущества и недостатки, оценивать огульно «скорострельность», комфорт или надежность той или иной модели «автомата», «робота» или вариатора неверно, тем более что потребительские качества коробок постепенно сближаются.

Расклад по части надежности мы тоже озвучили: проблемы на конструктивном уровне имеются у любого типа, к этому добавляются индивидуальные «болячки» конкретных моделей, но в немалой степени на «здоровье» коробки влияет стиль езды, своевременность и качество обслуживания. И это стоит помнить как покупателям «бэушки», так и тем, кто выбирает новый автомобиль.

Более 80 тысяч объявлений о продаже запчастей в базе Автобизнеса

Источник

Вариатор CVT или автомат АКПП — что лучше? Ресурс, надежность, преимущества и недостатки

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

На сегодняшний день, если отталкиваться от статистики продаж автомобилей оснащенных автоматическими трансмиссиями, разновидностями которых считаются классические автоматы, вариаторы и роботы, то коробки передач с типом действия автомат почти в 2 раза чаще покупаются, нежели конкурирующие механизмы. Если отталкиваться от точных цифр исследований покупательской активности за последние 5 лет, то на рынке стран Таможенного Союза (Россия, Беларусь и Казахстан) было реализовано покупателям автомобилей с механической коробкой передач — 45 процентов, с автоматами — 30 процентов, с вариаторами (CVT) — 15 процентов и с роботизированной трансмиссией — 10 процентов. Что касается коробок роботов, то буквально за последние годы продажи машин с такой трансмиссией удвоились, причем такие механизмы все чаще можно встретить на отечественных Лада Веста, Иксрей, Приора и Гранта.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ: ПОЛОМКИ, РЕСУРС, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Как и когда появился первый автомат? Считается, что первая коробка передач автоматического типа появилась в судостроении в начале 20 века в Германии. Ее изобретателем стал немецкий ученый, Карл Феттингер, именно он первым предложил использовать гидродинамическую передачу, которая позволила объединить работу двигателя и трансмиссии, что привело к эффективному раскручиванию винта корабля. Благодаря данному изобретению на свет также появился такой элемент коробки передач, как гидромуфта, которая на сегодняшний день считается одним из ключевых элементов современного автомата.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Что касается автомобилей, то первые транспортные средства, которые стали оснащаться такой трансмиссией были американские машины «Олдсмобиль» и произошло это событие в 1939 году. Первые коробки передач назывались «Гидроматик» и до сегодняшнего дня их конструкция почти не изменилась. Справочно заметим, что любой современный автомат имеет в своем оснащении два ключевых узла — это редуктор и гидротрансформатор.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Такой элемент автоматической коробки передач, как гидротрансформатор заменяет собой сцепление. Задача данного узла заключается в том, чтобы переключение передач в коробке происходило без рывков, то есть плавно. Редкутор же в свою очередь включает в себя пары шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Благодаря такой «плотной» конструкции, современный автомат представляет из себя компактный механизм, который оснащается определенным количеством ступеней. Справочно заметим, что до недавнего времени большинство автомобилей были заднеприводными и как правило, оснащались всего 2-3 передачами в автомате, что вполне хватало для оптимального передвижения. Однако на современном этапе автомобилестроения, большинство автомобилей наоборот имеют передний привод, что поспособствовало увеличению скорости, поэтому количество передач стало большим, начиная от 4-х и заканчивая 8-ю ступенями.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Что касается технической составляющей, то автомат уже испытан годами и на сегодняшний день доведен практически до своего совершенства. Технически, классическая АКПП обладает достаточно прочной системой, которая зарекомендовала себя в основном только с положительной стороны. Как работает автомат? Как мы знаем движение любого автомобиля основывается на крутящем моменте, который передается от силовой установки. В автомате, крутящий момент передается благодаря гидротрансформатору, в котором отсутствует жесткое зацепление и механизм функционирует от давления трансмиссионной жидкости. Таким образом, получается, что раз в системе нет жесткого зацепления, следовательно и ломаться здесь почти нечему. Однако в строении автомата имеются валы с планетарной передачей и диски с фрикционами, изготовленные из стали, которые находятся в постоянном в движении.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Такие элементы, как фрикционы по своим функциям схожи со сцеплением в механической коробке передач. Благодаря им, во время сжатия или разжатия, подключаются нужные муфты, которые на тот или иной момент соответствуют определенным передачам. Кроме вышеописанных деталей, автомат включает в свой состав специальный насос высокого давления, а также гидроблок. В действительности элементов в автоматической трансмиссии намного больше и мы говорим лишь об основных ее компонентах, которые участвуют в непосредственном функционировании системы.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Какие детали в автомате наиболее подвержены поломкам?

Большинство поломок в автомате и вариаторе происходят из-за неправильной эксплуатации и несвоевременного обслуживания узла. Для автоматических трансмиссий самое главное — это соблюдение регламента обслуживания. В том случае, если на автомат просто «забить» и не менять масло ATF после большого пробега, например более 100 тысяч километров, то зачастую это приводит к тому, что засоряется гидроблок, радиатор и фильтры. В конечном счете все это приводит к тому, что масляный насос перестает держать оптимальное рабочее давление в системе, из-за чего фрикционы на стальных дисках начинают прокручиваться, что приводит в пробуксовке или как говорят автомеханики автомат начинает «пинаться» или «буксовать». В самом запущенном состоянии, передачи трансмиссии могут просто не включаться или дергаться в процессе езды. В конечном итоге, результат у всех автоматов один — они уходят на аварийный режим.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Вот поэтому большинство специалистов настоятельно рекомендуют перед покупкой поддержанного автомобиля в первую очередь проверять на износ автомат и его компоненты. Есть даже такое правило, которое помогает определить степень износа. Касается оно запаха трансмиссионной жидкости. В том случае, если масло автомата пахнет гарью, то это свидетельствует о том, что фрикционы пригорели и находятся в сильно изношенном состоянии. Поэтому при наличии постороннего запаха в коробке, лучше отказаться от покупки такого автомобиля. Кроме того, если, трансмиссия сильно запущена, то неисправностей в ней может быть большое количество, начиная от планетарных шестерен и заканчивая фрикционными накладками гидротрансформатора. Справочно заметим, что каждый автомат имеет свои нюансы, поэтому поломки и степень износа у деталей той или иной модели трансмиссии могут различаться.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Какой ресурс автомата?

В том случае, если трансмиссия эксплуатируется и обслуживается в соответствии с регламентом производителя, то ресурс узла может составлять не менее срока службы силовой установки автомобиля. Как рекомендуют автомеханики, если производить смену трансмиссионной жидкости каждые 40-50 тысяч километров пробега, то автомат способен пройти 350-400 тысяч километров, причем это относится в основном к 4-ем ступенчатым моделям. Справочно заметим, что по мнению специалистов, именно 4-ех ступенчатые коробки передач считаются самыми надежными, в особенности японских производителей.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Для того, чтобы продлить срок службы автомата, необходимо придерживаться определенных правил: во-первых, осуществлять смену рабочей жидкости не позже 1 раза в 60 тысяч километров пробега, а лучше еще чаще (справочно: необслуживаемых автоматов нет, не стоит верить дилерам); во-вторых, вместе с трансмиссионной жидкостью, нужно менять масляный фильтр; в-третьих, желательно промывать радиатор трансмиссии при каждой смене масла и фильтра; в-четвертых, чистить поддон и магниты трансмиссии от продуктов износа в виде металлической стружки. Благодаря этим простым правилам, ресурс автомата можно увеличить в среднем на 10-15 процентов от тех значений, которые указываются производителем.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Преимущества автомата:

— Простое и понятное управление транспортным средством, то есть нет нужды каждый раз при переключении передач тянутся за селектором коробки, так как все происходит в автоматическом режиме;

— Высокая надежность конструкции при должном обслуживании и эксплуатации, причем значительно большая, чем у вариатора; — Ремонтопригодность на высоком уровне, так как система уже давно изучена большинством автомехаников;

— Требования к трансмиссионной жидкости ниже, чем у вариатора и стоит значительно дешевле;

— Меньше электрики в системе в среднем на 25-30 процентов, чем у вариатора. В основном все работает на механике;

— Большие интервалы обслуживания, чем у вариатора. В среднем замена масла в узле происходит 1 раз в 60-80 тысяч километров пробега.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Недостатки автомата:

— Разгонная динамика хуже, чем у вариаторной и механической коробок передач;

— Самый низкий коэффициент полезного действия среди конкурирующих видов трансмиссий, из-за того, что в автомате отсутствует жесткое зацепление с силовой установкой и процесс функционирования осуществляется при помощи гидротрансформатора под давлением технической жидкости. Кстати из-за этого у такой трансмиссии в системе имеются передачи;

— Наличие толчков в момент переключения скоростей, из-за наличия передач;

— Объем трансмиссионной жидкости необходимый для замены в автомате может составлять от 8 до 15 литров, у вариатора от 5 до 8 литров, а у механики, всего от 2 до 4 литров масла;

— Самый большой расход топлива по сравнению с вариатором, роботом и механикой. все это из-за того, что у системы самый низкий коэффициент полезного действия.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Таким образом, коробка передач автоматического или гидротрансформаторного типа является достаточно надежным и проверенным временем узлом. Однако положительные стороны автомата перекрывают такие недостатки, как низкий коэффициент полезного действия, повышенный расход топлива, слабая динамика и толчки в момент переключения передач (справочно: на 6-ти скоростных автоматах, толчки практически незаметны). Однако, если правильно обслуживать данную коробку передач и заливать только качественные жидкости, то можно не волноваться о ресурсе узла.

ВАРИАТОРНАЯ ТРАНСМИССИЯ: НЕИСПРАВНОСТИ, РЕСУРС, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Официальное название вариаторной трансмиссии — CVT, что при расшифровке означает Сontinuosly Variable Transmission. Как считают некоторые автолюбители, вариатор появился на свет позже других типов трансмиссий. Однако это в корне не верно. Так как сам по себе принцип работы вариатора был описан еще в 15 веке известным изобретателем на то время — Леонардо Да Винчи. Принцип действия вариатора основан на двух конусах, которые направлены в разные стороны друг относительно друга, а между ними натянут ремень. Вот именно такую конструкцию и изобрел Да Винчи, кстати такая система была перенята с ветряных мельниц. Но как мы понимаем, вариатор не был создан в 15 веке, так как для этого просто не было возможностей.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Как таковой данный тип трансмиссии постепенно начал из теории переходить в практику только в середине 19 века, когда его стали использовать на промышленных станках. И только в 1957 году голландский конструктор Хуберт Ван Доорн, решил перенести конструкцию вариатора со станков в автомобилестроение. Ван Доорн считается первым на планете человеком, который создал бесступенчатую трансмиссию, которую он назвал Variomatic. Справочно заметим, что данный вариатор с 1959 года стал устанавливаться на небольшие грузовики компании DAF. Как правило, автомобили оснащались малыми объемами силовых установок: 0,6 — 1,2 литра. Благодаря высокой эффективности трансмиссии, система Ван Доорна получила множество положительных отзывов на то время и автопроизводители взяли на вооружение бесступенчатый вариатор для своих моделей.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Что касается технической составляющей, то вариатор также, как и автомат относится к одной из разновидностей автоматической трансмиссии. Главное отличие вариатора от автомата — отсутствие скоростей или передач. Правда в некоторых современных вариаторах (пример: CVT X-Tronic JF015E от Jatco) имеют так называемые виртуальные передачи, благодаря чему водитель может производить переключения скоростей при переводе селектора коробки в разные положения.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Строение вариатора до боли простое и основано на 2-ух шкивах (ведущем и ведомом), которые располагаются друг напротив друга и соединяются ременной передачей, как правило, при помощи металлического трапециевидного ремня. Что касается конусов такой коробки передач, то они не цельные, как было первоначально, а в виде сдвижных половинок. Принцип работы вариатора основан на ведущем шкиве, который находится в раздвинутом состоянии. Приводной ремень в свою очередь осуществляет движение по малому диаметру, опираясь своими гранями на поверхность шкивов. Справочно заметим, что если шкив находится в сдвинутом положении, то ремень будет вращаться по большому диаметру, в следствии чего образуется максимально возможное передаточное число, которое соответствует первой передаче.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Также отметим, что когда происходит сдвижение шкивов, то осуществляется плавное уменьшение передаточного числа, что обеспечивает так называемое переключение передач. Интересным нюансом вариатора является тот факт, что передаточные числа практически полностью соответствуют показателям классического автомата, хотя опять же заметим, что ступени в системе, как таковой отсутствуют. Благодаря такому специфическому принципу действия, вариатор в плане эффективности между силовой установкой и колесами, имеет лучший коэффициент полезного действия. Все это благодаря тому, что передача крутящего момента от мотора на трансмиссию, а затем на колеса, передается механическими усилиями, то есть жестким способом, а не при помощи давления технической жидкости.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Какие детали в вариаторе наиболее подвержены поломкам?

В отличие от автомата, вариатор очень требователен к эксплуатации и обслуживанию. Трансмиссионная жидкость в обязательном порядке в вариаторе меняется каждые 60 тысяч километров пробега, а то и чаще. В противном случае, если не менять согласно регламенту масло, могут появится очень серьезные проблемы с компонентами системы. Как правило, при наплевательском отношении к вариатору, первым делом забивается гидроблок с масляным насосом, которые в последствии не могут нагнетать оптимальное давление масла в системе. Из-за этого валы не могут должным образом зажимать и разжимать приводной ремень, что приводит к его пробуксовке. Когда начинает буксовать ремень, то это приводит к его ускоренному износу, из-за чего в последствии может произойти обрыв элемента. В случае обрыва ремня, вариатор моментально разрушается и на этом его жизнь оканчивается, причем восстановлению, как правило, он уже не подлежит. Кроме того, нередко в вариаторах происходит стирание зеркальной поверхности валов, что также влияет на ресурс ремня. Ну и нельзя забывать про кучу не надежной электроники, которой управляется современный вариатор.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Каков ресурс вариатора?

Говоря про срок службы вариатора всегда нужно помнить про своевременную замену трансмиссионной жидкости, так как от этого действия напрямую будет зависеть живучесть трансмиссии. Зачастую при нарушении автовладельцем регламента обслуживания вариатора, его жизнь может подойти к концу уже на 90-100 тысячах километров пробега. Однако кроме масла, внимание также стоит уделять приводному ремню, который, как правило, меняется на 130-150 тысячах километров. Если проглядеть замену приводного ремня, то дело может кончиться его обрывом, а это уже замена всего вариатора. Как утверждают автомеханики, вариатор — это трансмиссия, которая всегда будет держать в тонусе своего владельца. Максимальный ресурс современных вариаторов в среднем составляет около 250-280 тысяч километров пробега.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Преимущества вариатора:

— Хорошая динамика разгона, в сравнении с классическим автоматом;

— Уменьшенный расход топлива, в сравнении автоматом гидротрансформаторного типа (справочно: расход меньше на 9-14 процентов);

— Отсутствие передач, следовательно нет рывков при переключении скоростей, что дают плавность и динамичность при передвижении;

— Высокий коэффициент полезного действия, в сравнении с автоматом, показатель у вариатора выше в среднем на 6-9 процентов;

— Простое управление автомобилем, а также требуется меньше времени на прогрев узла до рабочей температуры.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Недостатки вариатора:

— Механизм считается сложным в ремонте, так как не многие автомеханики хорошо знакомы с конструкцией некоторых моделей, поэтому обращаться при поломках или обслуживании придется к официальным дилерам, что влетит в копейку автовладельцу;

— Необходимость частой замены трансмиссионной жидкости и гибкого приводного ремня механизма, что является не дешевой процедурой;

— Много электроники в системе и в случае ее выхода из строя, придется обращаться на специализированные станции техобслуживания или к дилерам, что опять же дорого;

— Трансмиссионная жидкость используется только специальная, с высокими допусками, которая априори дешево стоить просто не может и менять ее нужно, как можно чаще.

Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть фото Чем отличаются вариатор и автомат. Смотреть картинку Чем отличаются вариатор и автомат. Картинка про Чем отличаются вариатор и автомат. Фото Чем отличаются вариатор и автомат

Что же лучше — автомат или вариатор?

Исходя из технических особенностей в плане принципа действия, динамики, плавности хода и расхода топлива, то вариатор однозначно лучше автомата. Но, как только дело касается обслуживания и ремонта, то вариатор — это сплошная головная боль для автовладельца. Автомат считается более изученным относительно ремонтопригодности, его можно быстрее и дешевле починить, восстановить, а также доработать. Однако в одном обе трансмиссии схожи, если машина покупается поддержанной, то диагностику нужно делать обоих механизмов.

В заключении отметим, что не важно, какая трансмиссия установлена в покупаемом транспортном средстве, если оно приобретается новым у дилера. Зачастую в процессе эксплуатации нового автомобиля, при появлении тех или иных неисправностей, все закрывает гарантия производителя. Однако все наоборот, если машина покупается с рук, то есть с пробегом, например после гарантийного периода, который зачастую составляет 100 тысяч километров. В этом случае, более предпочтительней смотрится автомат, так как его легче и дешевле починить, в случае появления поломок. Кроме того, ресурс классических автоматов, как правило, на 25-30 процентов больше, нежели вариаторов.

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА — НАШ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *