Чем отличаются ум и разум
Чем отличается ум от разума?
«Ум за разум зашел» — почему так говорят? Эту пословицу вспоминают, когда теряется способность мыслить и логически рассуждать. Существует ли на самом деле разница между умом и разумом, и в чем она заключается? Попробуем разобраться в значении понятий и найдем основные их различия.
Ум и его функция
Ум относится к способности думать и усваивать информацию. В психологии ум называют характеристикой познавательных возможностей человека. Его основной считается определение того, что нравится человеку, а что нет. Например, горькое лекарство или укол вряд ли кому понравятся, но разум при этом говорит о полезности процедуры.
Разум и его функция
В названии нашего вида упоминается слово «разумный», что означает способность человека рассуждать. Разум можно отнести к одному из типов мыслительной активности с применением абстрактных и духовных категорий. Другими словами, это просветленный ум. Часто разумность путают с мудростью, а специалисты в области психологии утверждают, что разум и воля человека взаимосвязаны.
Основной функцией разума можно назвать разделение хорошего от плохого, полезного от неполезного, правильного от неправильного. Наличие разума позволяет людям быть гуманнее и человечнее.
Основные отличия
Ум и разум — это психические структуры, при этом вторая превосходит над первой. Разум отвечает за моральный облик человека, а ум — за знания и опыт. Несмотря на тесную связь, понятие разума гораздо шире.
Когда вы сталкиваетесь с человеком, который откровенно пытается вас обмануть, возникает желание высказать все свои эмоции, накричать на него и даже ударить. Однако разум останавливает вас, советует спокойно распрощаться с этим человеком и никогда больше не общаться.
Главное отличие ума от разума заключается в функции первого принимать информацию, а второго — рассуждать на эту тему. В связи с этим выражение «ум за разум зашел» воспринимается под другим углом. Ум относится к духовной материи, разум определяется способностью рационально мыслить. В итоге фраза означает, что духовность уступает рациональности. Хотя в современном мире пословица понимается ровно наоборот.
Сознание, рассудок, интеллект
А что означают эти понятия? Им также часто не могут дать верные определения. Смотрите:
Для того чтобы принимать правильные и эффективные решения, необходимо задействовать и ум, и разум, и сознание, и рассудок, и интеллект. Но решающее слово должно быть за разумом. Умный человек обладает знанием, а разумный может это знание выгодно использовать. От природы большая часть людей обладает умом и способностью к обучению, а вот разумными, мудрыми и нравственными становятся далеко не все.
Развивайте мышление любыми доступными способами, это необходимо для принятия разумных решений. Тренажеры Викиум развивают все когнитивные функции и мышление. Ежедневные тренировки быстро дадут ощутимый результат. Это полезная и очень эффективная нагрузка для мозга.
Ум и разум – в чем разница простыми словами
Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.
Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.
Что такое ум?
Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».
Функция
Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.
Что такое разум?
Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.
Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.
Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.
Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.
Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.
Функция
Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.
Чем отличаются?
В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.
Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.
Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:
К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).
Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.
В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.
Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?
Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?
Давайте обозначим коротко отличия:
Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.
Чем отличается ум от разума
В о многих восточных учениях ум считается чуть ли не врагом человека. Его рекомендуется обуздывать, укрощать и едва ли не «стирать». Но есть и другое понятие — разум. Умный человек и разумный человек. Задумывались ли вы когда-нибудь, в чём между ними разница? Да, некая тонкая грань вроде бы ощущается, но вот точно сказать, в чём она выражается, может быть сложно. Попробуем же разобраться в том, что такое ум и что такое разум, чем отличается ум от разума, выясним их сильные и слабые стороны.
Итак, чем отличается ум от разума? Во-первых, самими буквами, и в этом основной секрет. Приставка «ра-» обозначает Бога. Она присутствует во многих словах русского языка, например, «радость» можно перевести как ‘доставлять Бога’ и так далее. Итак, приставка «ра-» указывает на божественную природу разума. А что же тогда такое ум?
Что такое ум
Прежде чем говорить об отличиях, разберёмся в том, что такое ум и каковы его функции. Основная функция ума — это обработка и систематизация той информации, которую мы получаем от органов чувств.
Часто ум отождествляется с интеллектом. В принципе, это так и есть. Интеллект — это способность запоминать и систематизировать полученный опыт, анализировать информацию. И это основная функция ума, это как бы жёсткий диск нашего компьютера, который получает и хранит данные. Помимо этого, он также способен их анализировать (но на примитивном уровне, об этом мы поговорим чуть позже) и на основе прошлого опыта и полученной информации делать выводы, совершать выбор и так далее.
В чём же проблема ума, и почему восточные учения часто предлагают с ним бороться? Начнём с того, что ни с кем в этом мире бороться не нужно и топор войны лучше закопать. Нужно учиться искать причины негативных явлений, чтобы, устраняя их, прекращать некий вредоносный процесс. Это гораздо эффективнее, чем бороться с последствиями.
Итак, проблема ума — в двойственном восприятии. Дело в том, что он делит получаемый опыт на приятный и неприятный. Иногда это полезно: если мы обожглись один раз, второй раз уже не будем хватать сковородку голыми руками. Но беда в том, что наш ум — очень большой перестраховщик: если, к примеру, нас обманул какой-то человек, мы можем перестать верить всем людям. А это неконструктивно. Также важно понимать, что ум всегда стремится к тому, чтобы «всё было и ничего за это не было», то есть он не обладает различением того, что полезно, а что вредно. Точнее, понятия «полезно» и «вредно» у него заменяются понятиями «приятно» или «неприятно». И вот тут на помощь приходит такая вещь, как разум.
В чём отличие ума от разума
Мы уже говорили о том, что ум — это наш интеллект. Но существует такая вещь, как рассудок, — в чём между ними разница? Исходя из самого слова, это способность судить. Нет, не других. И не осуждать, а именно судить. Судить о том, что является нравственным, что безнравственным, что белое, что чёрное и так далее. Да, на примитивном уровне такой способностью обладает и ум, но ум всегда эгоистичен: он стремится лишь к получению чего-то полезного и приятного для конкретной личности.
В современном обществе чаще всё наоборот. Про душу давно забыли, непонятно, кто, куда и зачем едет, лошади мчатся каждая в свою сторону, а колесничий (разум) не может грамотно держать вожжи (ум), а то и вовсе спит. И мчится колесница нашего тела туда, куда влекут её лошади. А лошади эти (органы чувств) стремятся только к наслаждению — сиюминутному и любой ценой.
Важно понимать, что ум — это инструмент, с помощью которого мы лишь собираем информацию об окружающем мире и систематизируем её. Чтобы грамотно пользоваться всем своим опытом, нам нужен разум, то есть высшее божественное начало. Именно колесничий нашего тела способен направлять колесницу в нужном направлении. Почему этого не может делать душа, которая является лишь пассажиром? Дело в том, что душа обладает нематериальной природой. Чтобы взаимодействовать с материальным миром, ей нужен инструмент, своего рода «переходник», которым и является разум.
Именно он соединяет душу с умом и органами чувств, позволяя гармонично действовать в реальности. Все составляющие колесницы нам необходимы. Без разума колесница будет неуправляемой, без ума мы не сможем направлять лошадей в нужном направлении. А без лошадей и вовсе никуда не поедем.
Таким образом, функция разума — это различение добра и зла. Ум тоже анализирует полученный опыт, но, как уже говорилось выше, на примитивном уровне, с точки зрения выгоды для себя лично, получения удовольствия и так далее. Ум преследует только две цели: получить приятное и избежать неприятного. У разума цель более возвышенная: получить благо для себя и окружающих. Проблема в том, что часто человек живёт на уровне ума, гоняясь лишь за выгодой.
Такой человек не обладает знанием и высокой степенью нравственности, он лишён такого понятия, как мудрость. Он — раб органов чувств и, по большому счёту, жизнь его сводится к тому, чтобы услаждать своё восприятие. Когда же в процесс включается разум, появляется способность воспринимать происходящее не только через призму получения удовольствия, но и различать то, что ведёт к развитию, и то, что приводит к деградации.
Homo sapiens переводится как ‘человек разумный’. То есть эволюция привела нас к тому, что у нас появился разум. Это отличает нас от животных. По большому счёту, у собаки тоже есть ум. Если бить её палкой, она будет убегать или сопротивляться. Это действие ума, он обусловлен четырьмя инстинктами: размножением, едой, сном, безопасностью. У всех живых существ присутствуют эти базовые инстинкты, поэтому можно сказать, что ум есть у всех.
Но способность делать нравственный выбор — это прерогатива человека. Да, есть случаи, когда и животные поступают нравственно, но осознают ли они всю важность и сложность данного процесса, сказать трудно. Возможно, что преданность собаки — это просто какой-то развитый инстинкт, больше относящийся к деятельности ума. Впрочем, может быть, это и проявление зачатков разума.
В полной мере разум развит только у человека. Далеко не у каждого, к сожалению (некоторым людям есть чему и у животных поучиться). Однако при условии гармоничного развития человек обладает разумом и способен на базовом уровне понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Другое дело, что ум частенько одерживает верх над разумом, и мы делаем выбор не пользу того, что полезно, а в пользу того, что приятно. И это значит, что наш разум пока что слаб и вожжи в руках колесничего держатся не очень уверенно.
Как развивать разум
О том, как развивать ум, уже написаны сотни тысяч книг. Но не всегда сильный ум ведёт человека к счастью. Потому что если вожжи крепкие, а колесничий спит, то колесница явно свернёт в ближайший овраг на первом же повороте. Как же развивать разум? В первую очередь, начинать использовать его по прямому назначению, то есть одерживать духовно-нравственные победы. В большинстве случаев мы ведь знаем, как поступить правильно, но, исходя из своих эгоистичных мотиваций, делаем так, как удобно. Так вот, чтобы развить разум, нужно как можно чаще делать так, как полезно и рационально, а не как удобно.
Что касается простых советов, нужно раньше просыпаться, выстраивать распорядок дня. Это очень здорово дисциплинирует, а следование дисциплине — это всегда развитие разума. Также нужно отслеживать свои действия на уровне тела, речи и ума, стараться контролировать свои мысли, не допускать негативного мышления и развивать в себе такое качество, как совесть. Совесть — это и есть проявление деятельности нашего разума.
Когда мы чувствуем дискомфорт после недостойного поступка, это значит, что разум постепенно начинает обретать власть над процессом нашей жизни. Если, сделав кому-то плохо, мы чувствуем себя соответствующе, значит, мы становимся разумным человеком. Дальнейшая задача — научиться себя контролировать и избегать неблагих поступков. На этом уровне мы учимся ставить интересы других выше своих собственных. Альтруизм — вот признак реализации умения использовать разум.
Разум — это наш проводник в счастливую жизнь. Как показывает опыт, погоня за наслаждениями чаще всего заканчивается ничем. Ничем хорошим, имеется в виду. Чтобы колесница двигалась в правильном направлении, нам нужен уверенный возничий, который чётко знает, куда ехать. Именно он должен управлять лошадьми, а не наоборот. Пока наши кони несут нас туда, куда им вздумается, мы не будем счастливы. Ибо органы чувств, как уже было сказано, стремятся только к наслаждениям, не думая о последствиях. То есть неуправляемые лошади всегда приводят нас к страданию. А любой разумный человек, как известно, страдать не хочет. Поэтому разум — это наш главный инструмент на пути к счастью. Всё, что нам нужно, – это пробудить его в себе и научиться им пользоваться.
Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции
протоиерей Вадим Леонов
Слова «ум», «разум» и «рассудок» очень часто употребляются как синонимы, и во многих жизненных ситуациях такое словоупотребление оказывается вполне приемлемым, однако при более глубоком взгляде на человека их различение оказывается важным, а в православной духовной традиции – необходимым. Нашей целью является общий обзор содержания этого терминологического ряда в православной аскетической традиции и предоставление его уважаемым читателям для сопоставления и размышления в контексте жизненного и профессионального опыта каждого человека.
Предыстория вопроса
Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.
В античности первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что один способ мышления позволяет видеть частное, а другой возвышает до целостного. Первое – это рассуждение, оно менее совершенно, ограниченно, человек в этом случае не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Его функция – составление суждений, формальное отношение к вещам. Разум же ориентирован на сущее.
Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность. Ибо святоотеческое учение основано не на абстрактном теоретизировании, а на реальном опыте духовной жизни, и каждое понятие, каждое смысловое различение выстрадано собственной жизнью православных подвижников.
Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.
Это разнообразие терминологических пар может несколько дезориентировать неподготовленного читателя, но желающим ознакомиться с христианской антропологией следует помнить, что терминология в этой сфере не оформлена, поэтому понимание святоотеческих текстов не должно быть буквальным, формальным. Чтение и понимание творений святых отцов – это особый вид духовной деятельности, который возможен, только если читатель сам укоренён в Священном Предании Православной церкви и имеет личный опыт жизни во Христе. Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор.2:11–15 ). Кстати, и в этих словах первоверховного апостола мы видим различение двух типов познания – духовного и душевного, которые не просто различаются, но и могут приводить к противоположным выводам. В основе этого различения опять-таки лежат указанные нами ранее понятия. Перейдем к их более подробному рассмотрению.
Рассудок
Слова «рассудок», «рассуждение» (διάνοια, λογική) часто встречаются в книгах Ветхого и Нового Завета и обозначают душевную деятельность человека, в ходе которой производится анализ событий, личного опыта и других фактов, чтобы сделать выводы, принять решение. В этой деятельности человек опирается на свои естественные силы. Если быть точнее и вспомнить святоотеческое учение о трех силах души, то рассудок и рассуждение – это проявление высшей силы души – разумной.
Эта сила в святоотеческих творениях имеет несколько синонимичных наименований: рассудительная, мыслительная, словесная, познавательная. Разумная сила – это не ум, хотя они и связаны между собой теснейшим образом. Из современных терминов ближе всего к святоотеческому пониманию рассудка термин «интеллект» или «интеллектуальная способность» как способность к анализу, суждениям и заключениям.
Разумная сила души служит целям приспособления к окружающему миру. Она еще называется у святых отцов «естественный» разум, а после грехопадения – «плотской» разум. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения в основном ограничены чувственным миром. О сверхчувственном мире рассудок догадывается или получает ведение от ума: «Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связавшись с умом (νοῦς)» [9, с. 1029]. Согласно святому Дионисию Ареопагиту, рассудок не способен к единому простому цельному знанию.
Поскольку после грехопадения естественные силы человека повредились, то повредился и рассудок, поэтому во всех своих самостоятельных построениях он содержит ошибки. В Священном Писании говорится, что здравый рассудок можно потерять: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» ( Втор. 32:28 ). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным ( Лев.5:4 ; 1Пар.21:8 ; Пс.106:17 ; Мф.7:26 и др.) или сделать свой рассудок лукавым: «Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше» ( Лук.20:14 ; Мф.21:25–27 ; Мар.8:16–18 ). Здравый рассудок – это сокровище, которое нужно добыть, сохранить здоровым и преумножить: «Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность» ( Прит.3:21 ; Ср.: Прит.1:4 ; Прит.2:11 ). Правильные рассуждения могут приблизить человека к познанию Бога: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ; 2Кор.5:14 ). Дар богоугодного рассуждения является одним из высших даров для православного подвижника. Избавиться от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины – Христом.
Разумная сила души проявляет себя через мышление (διάνοια) и действует через мысль или, как говорили святые отцы, внутреннее слово [5, 93]. Преподобный Никодим Святогорец так характеризует внутреннее слово: «Внутренний логос сердца есть то, чем мы размышляем, судим, составляем труды, читаем тайно целые книги, без того, чтобы наши уста произносили слова» [10, 40].
Понятие о мысли четко отличается святыми отцами от понятия «помысл» или «помышление» (λογισμός). Помысл – это непроизвольная мысль, побуждающая человека к действию. В отличие от мысли, которая есть результат сознательной интеллектуальной работы, помысл имеет различные неосознаваемые человеком причины появления. У людей после грехопадения сознание заполнено множеством помыслов. Люди пытаются разобраться в них или осуществить их. Эта внутренняя работа требует немалых душевных сил, но она не является прямым проявлением рассудка или мышлением по сути, ибо исходный мысленный объект не порожден сознательной деятельностью собственного разума. Человек тратит силы, чтобы разобраться с тем, что ему «взбрело» в голову и, не поняв сути, но, найдя какое-то оправдание и возможность, начинает осуществлять помысл. Очень часто голова человека может быть переполнена помыслами при полном отсутствии мыслей, что нашло свое выражение в народной мудрости: «Богатеть помыслами, не значит – богатеть умом». Чистое рассудочное мышление – явление весьма редкое.
Святоотеческое учение о разумной силе души включает в себя не только рассудочность, но и воображение и память. В положительном виде эта сила проявляется в виде знаний, обоснованных мнений, предположений, научных теорий. В отрицательном виде – это идолопоклонство, рассеянность мыслей, мечтательность, фантазии, празднословие, а также «неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволение на грехи, происходящие от страстной силы в душе» [4, с. 389]. Пр. Ефрем Сирин так описывает путь исцеления рассудка: «К уврачеванию же и исцелению служат несомненная вера в Бога, истинные, непогрешительные и православные догматы, постоянное изучение словес Духа, чистая молитва, непрерывное благодарение Богу» [там же].
По мысли святых отцов разумная сила души имеет особую связь с головой человека, но голова или мозг – это не источник, а инструмент данной силы.
Разум и ум
В святоотеческих творениях слово «ум» (νοῦς) часто используется как синоним слова «дух» (πνεῦμα). Много таких отождествлений встречается в творениях святых отцов, обличавших ересь Аполлинария (IV в.). Почему это возможно? Ум, как говорится в Священном Писании, есть око души ( Мф.6:22–23 ). Об этом же говорит и преподобный Иоанн Дамаскин: «Ум (νοῦς) принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе» [5, с. 81].
Ум – это созерцательный орган. Он предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богообщения, т.е. для высшей духовной деятельности человека: «Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем умствовать, равно как о Его промышлении и о страшных судах Его» [1, с. 334]. Другими словами, он выполняет все то, что относится к человеческому духу, прежде всего, соединяет человека с Богом, поэтому и возможна взаимозамена этих слов. Однако необходимо отметить, что в святоотеческой традиции слово «дух» более емкое и включает в себя не только созерцание, но и понятие о духовной силе и едином духовном чувстве.
В наставлениях преподобного Антония Великого подробно описывается богосозерцательное предназначение ума: «Орган зрения телесного – глаза, орган зрения душевного – ум… Душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа… Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим» [2, с. 72–73].
Для подобного созерцания необходимо безмолвие (silentium) во всем человеческом естестве, чтобы в человеке умолкли чувственность, мечтательность, мышление (!). В этом состоянии ум не рассуждает, но созерцает. Созерцание – это основная деятельность ума, благодаря которой он познает и Бога, и духовный мир, и тварное бытие. Созерцание – это не мышление, это восприятие вещи и явления в непосредственном бытии, в их внутренней сущности, а не в их физических качествах. Ум видит-созерцает скрытый духовный смысл, следы присутствия Бога, стремится узреть Божественные замыслы и идеи. Взаимосвязь ума и созерцания выражена в греческом языке и этимологически, ибо ум – это νοῦς, а созерцание – это κοίταγμα. В греческом языке есть и другое, более выразительное, слово, обозначающее созерцание, – θεωρία.
Ум стремится проявить себя через разумную силу души, облекает в мысли и слова свой опыт созерцания – это естественное стремление, но далеко не всегда осуществимое, особенно если это касается опыта созерцания духовного мира, поэтому апостол Павел сказал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:2–4 ).
Если ум помрачен грехом (а это свойственно всем людям после грехопадения), то он не имеет ясного опыта созерцания. Помраченный ум опирается не на созерцание, но на чувственный опыт и рассудительность разумной силы души, т.е. рассудок. Ум, делающий сущностные утверждения не на основе созерцания, а путем рассуждений, становится разумом (λόγος). После грехопадения мышление стало главной формой деятельности человеческого ума, т.е. ум проявляет себя как разум.
Святитель Григорий Нисский если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» [3, с. 35]. Эту мысль активно поддерживал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) [7, с. 110–126].
Различение ума, разума и рассудка
Вот несколько примеров того, как различают эти понятия святые отцы.
Преподобный Максим Исповедник: «Ум ( νοῦς) есть орган мудрости, а разум (λόγος) – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества. Искание есть первое движение ума к причине, а исследование есть различение логосом той же причины через понятие. Ум характеризуется движением, а логос – различением через понятие» [8, с. 1316].
Св. Каллист Катафигиот: «Одно дело созерцать, другое – размышлять. Ум сначала созерцает, а потом разнообразно мыслит… Ум должен научиться молчать, должен оголиться. Тогда он обретает чувство тайного, сверхразумного и божественного» [6, с. 885, 888].
Преподобный Иоанн Дамаскин: «Разумному существу принадлежат две способности – созерцательная (παρατηρητικόν) и деятельная (πρακτικόν). Созерцательная способность постигает природу сущего, деятельная же обдумывает поступки и определяет для них правильную меру. Созерцательную способность называют умом (νοῦς), деятельную же – разумом (λογικό); созерцательную способность называют также мудростью (σοφίαν), деятельную же – благоразумием (φρόνησην)» [5, с. 109].
Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что в святоотеческой традиции широко распространено четкое различение духовно-созерцательной и интеллектуально-рассудочной способности человека, что выразилось в употреблении слов «ум» ( νοῦς), «разум» (λόγος) и «рассудок» (διάνοια). Это очень важное антропологическое различение, но в данном вопросе имеется терминологическая расплывчатость, которую необходимо учитывать. В большинстве случаев у святых отцов слово «рассудок» (διάνοια) обозначает способность рассуждать, мышление, указывает на разумную силу души. Слово «ум» ( νοῦς) чаще всего указывает на дух или созерцательную способность человека. А слово «разум» (λόγος) может ассоциироваться и с одним, и с другим словом. Каково же его подлинное значение? Из приведенных свидетельств видно, что сближение, а порой и отождествление у святых отцов слов «ум» и «разум» обусловлено тем, что они относятся к одной и той же части человеческой природы – духу, и их различие связано со способом реализации ума. Если ум обращен к созерцанию духовного мира и Бога, то он всегда именуется словом «ум» ( νοῦς), ибо в этом случае его деятельность прямо соответствует божественному замыслу о нем, через эту деятельность человек обретает божественные откровения и определенное познание сущностей тварного мира, что есть истинная мудрость. Если же ум обращается к рассуждениям, построению понятий, диалогизирует, то он именуется разумом и плодом его являются знания о видимом мире. Разум – это рассуждающий ум.
Слово «рассудок» (διάνοια) указывает на душевный аппарат мышления, способность создавать суждения, интеллект, мыслительную силу души. Если использовать трихотомическую схему описания человеческой природы, то рассудок – это душевная категория, в то время как ум относится к высшей духовной части человека, разум же – это отвратившийся от созерцания ум, взаимодействующий с рассудком, опирающийся на свои душевные силы и опыт. Поэтому в определенном контексте возможно отождествление слов «разум» и «рассудок».
Поскольку после грехопадения человеческий ум покрыт пеленой греха и не способен созерцать сверхчувственный мир, то он используется человеком только отчасти в своей низшей функции – как разум, т.е. как орудие анализа и осмысления чувственного опыта, а также для облечения этого опыта в слова.
Разум хотя и основывается на рассудке, но им не ограничен и имеет в своем арсенале иные средства и методы познания: рефлексия, интуиция, образность, символы, воображение и др. Все перечисленное – это редуцированные свойства подлинного ума ( νοῦς). В частности, интуиция – это спонтанно проявляющаяся созерцательная способность ума, позволяющая понять суть объекта или явления без аналитических рассуждений. Однако в уме, помраченном грехом, эта способность обычно не обнаруживается или же проявляется крайне неожиданно, чаще всего в экстремальных ситуациях. Современный человек не может владеть этой способностью постоянно. Попытки активизировать эту сферу человека с помощью определенных оккультных методик приводят к повреждению сознания и тяжелейшим формам прелести, о чем много говорят святые отцы, поэтому попытки искусственно развить в себе интуицию – это крайне опасный духовный эксперимент над собой. Созерцательная способность ума, проявившаяся в жизни святых людей, – это определенный плод их духовной жизни, но не цель. Данная способность получает свое правильное раскрытие только на пути богоугодной жизни, по слову Господа: «Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам» ( Мф.6:33 ).
Необходимо признать, что вопрос о различении в святоотеческом наследии «ума», «разума» и «рассудка» весьма сложный и наши суждения носят лишь предварительный ориентировочный характер.
Литература
Леонов Вадим, прот. Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2011. — № 3. — C. 1–9.