Чем отличаются термины народная педагогика и этнопедагогика
Народная педагогика и этнопедагогика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и функциональное значение народной педагогики и этнопедагогики
Народная педагогика – это способ воспитательной деятельности, реализуемой в словесной форме посредством устного усвоения и передачи между поколениями знаний, которые закрепляются в виде фольклора, негласных правил поведения, поучительных легенд, сказаний.
Народная педагогика базируется на воспитании подрастающего поколения, посредством традиций и обычаев народа, усвоения культурного наследия. Народная педагогика выступает фундаментом формирования более глубокого и широкого понятия – этнопедагогики.
Этнопедагогика – это научное направление, занимающееся изучением эмпирического опыта разнообразных этнических образований в сфере воспитания и обучения, а также взглядов и воззрений на мир и его устройство, культурные ценности отдельной семьи, народности, нации.
Этнопедагогика занимается исследованием всех направлений народной педагогики, рассматривает способы ее существования и функционирования в современном мире. Данное научное направление и его развитие зависит от общественных потребностей, этапа развития общества, его заказа, развитие общественного самосознания. Она исследует специфику развития различных воспитательных направлений и культур, их взаимосвязи с тенденциями экономического, социального развития, политическим устройством общества.
Основным отличием между понятиями «народна педагогика» и «этнопедагогика» является то, что народная педагогика характеризует традиционные направления воспитания конкретной этнической группы, а этнопедагогика проводит сравнение, анализирует сходства и различия этих традиционных направлений в народном воспитании.
Становление педагогической науки происходило именно под влиянием направлений народной педагогики. Это обусловлено тем, что народ формирует свою особую систему воспитания, которое определяет направление народного развития и характеризует его историческую специфику.
Готовые работы на аналогичную тему
Этнопедагогика способствует поиску способов практического применения в сфере образования и воспитания народных идей и воззрений. Она изучает народные традиции, варианты их формирования и развития, причинно-следственные связи, возможные условия их реализации в современном обществе, исходя из специфики текущего этапа его развития. Это обогащает теорию и практику педагогики. Она ориентируется на практическое развитие педагогических процессов, давая педагогам опыт многих времен и народов в области воспитания и обучения, средства и методы воспитания, которые актуально применять в современных условиях.
Предмет и принципы этнопедагогики
Предметную сторону этнопедагогики составляет народная педагогика. Она выступает способом объяснения процесса народного воспитания, ее практического применения.
Предмет этнопедагогики состоит из следующих проблем:
Исследование и выявление общих черт в педагогических культурах разных народов активно проявляется в народных представлениях. Каждый народ имеет свои представления о прохождении того или иного процесса жизнедеятельности, его вариантах реализации и практической значимости для воспитания и развития.
Все педагогические культуры имеют единые черты и направления, что обусловлено общностью их исторического становления и развития, единстве целей и задач, интересов, духовных и нравственных ценностей, некоторых обычаев и традиций. Основы народной психологии также являются едиными для всех педагогических культур. Кроме того, имеются культуры, которые связаны территориальным местоположением, имеют общие географические условия развития. Следует также отметить, что в современном мире, в условиях его глобализации происходит взаимовлияние педагогических обычаев и традиций различных народов, их сходство проявляется во многих направлениях.
Этнопедагогика базируется на следующих основных принципах:
Народная педагогика и этнопедагогика как научные понятия
Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г.Н. Волков, ЯМ. Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Филонов и др.
Что такое народная педагогика
Проанализировав суждения разных исследователей, А.Э. Измайлов и такое определение этого понятия: «Народная педагогика— это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс».
Близкое этому определение дает также Я.И, Ханбиков: «Народная педагогика— область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения».
В этих и других определениях народной педагогики мы находим ряд общих положений. Это— эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Таким образом, народная педагогика описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие «народной педагогики» в русскую и российскую педагогику впервые внесено К.Д. Ушинским.
Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это — клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми,
также детьми и взрослыми. Формулируется это в кратких изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях. Эти изречения и пожелания выступают как бы в качестве постулатов и аксиом народной педагогики. Таковы, например, изречения: каковы родители — таковы дети; учи дитя, пока оно лежит поперек лавки; век живи— век учись и многие другие. Подобные изречения могут быть краткими напоминаниями и наставлениями о том, как поступать в некоторых воспитательных ситуациях: детей наказывай стыдом, а не кнутом; примеры полезнее наставлений; строгость учителя лучше ласки отца и др.
Предметом исследования народной педагогики и является педагогическая культура народных масс, выработанная многовековым опытом человечества и бытующая в народе до наших дней.
Этнопедагогика
Наряду с понятием и термином «народная педагогика» утвердился другой термин — «этнопедагогика», впервые предложенный Г.Н. Волковым (ныне академиком РАО) в 60-е годы. Новый термин получил широкое распространение. Г.Н. Волков объясняет необходимость его введения тем, что термин «этнопедагогика» отражает широкое использование в исследованиях этнографического материала и он лучше определяет сущность данной науки. «Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации». Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий. Народная педагогика относится к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспитания, а этнопедагогика — сфера теоретической мысли, сфера науки (И.Т. Огородников).
Таким образом, народная педагогика существует в народных массах, практически проявляет себя на бытовом уровне, отражает эмпирический опыт воспитания. Она не осмыслена как теория, не систематизирована. А этнопедагогика — это уже обобщенное, теоретическое осмысление народной педагогики разных национальностей и народов многих веков. Применительно к конкретному народу она уточняется: этнопедагогика русского, польского и других народов. Поэтому правомерно говорить и об этнопедагогике белорусского народа.
Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания
В пособии раскрывается сущность этнопедагогики и народной педагогики, показана возможность их использования в экологическом воспитании дошкольников, а также содержатся практические материалы: методика использования различных фольклорных форм в эколого-педагогическом процессе детского сада; сценарии праздников и досугов, конспекты занятий, описания народных игр. Пособие адресовано специалистам и практикам дошкольного воспитания, преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов, родителям.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Народная педагогика и этнопедагогика: сущность и значение в современном мире
Современное состояние этносов
Начало усиления этнического самосознания, как явления мирового масштаба, относят к 60–70 гг. XX века. Оно выразилось в стремлении этносов сохранить свою самобытность, уникальность своей культуры, психологического склада. Данное явление, охватившее многие страны мира, получило название этнического парадокса современности, так как сопутствовало противоположной тенденции — все нарастающей унификации духовной и материальной культуры народов, глобализации экономических процессов в мире.
Этнос, этническая общность, по общепризнанному мнению, — это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией, расой. Этнос обладает выраженными характерными психофизическими и социокультурными особенностями. Термин «этническая общность» близок понятию «народ». По мнению ученых, этническая принадлежность складывается у ребенка в течение 3–5 лет после рождения на базе общения с родными и близкими. То, что было для него близким, знакомым и приятным в первые годы жизни, определяет его этническую принадлежность. Исследователи подчеркивают — этнос отражает персональное отношение к миру человека, который получил определенное воспитание и вошел в конкретную социальную и языковую среду.
Процессы глобализации привели к тому, что люди, чтобы не затеряться, не раствориться в этом огромном мире, более остро почувствовали потребность в осознании себя частицей определенного этноса. У народов усилилось стремление понять свои корни, свое отличие и сходство при сравнении с другими этносами. Этническое самосознание стало активнее проявляться в чувстве сопричастности к судьбе своего народа, любви к исторической Родине, своему этносу, его этническим особенностям культуры. Оно выражается также в готовности бороться за политический суверенитет, свободу, процветание своего народа.
Как последствие глобального социального и политического кризиса в России сложился принципиально новый тип общества. Государство, лишившись жесткой идеологической платформы, утратило бывшие идеалы и ценности. В образовавшийся вакуум хлынули чуждые идеи и приоритеты, что породило в среде молодежи бездуховность, социальную апатию, нетерпимость к представителям других этносов.
В свете вышесказанного этнически многообразный состав российского общества ставит перед системой образования ряд сложных задач: сплочение этнически разнообразного российского общества, объединенного общими ценностями; воспитание у детей и молодежи высокой нравственности, толерантности, уважения к представителям других этносов и их культурам.
Культурное пространство России представлено множеством локальных этнических культур, уникальных по содержанию, обеспечивающих идентичность этносов. У народов нашей страны имеется три пласта культуры: родная культура человека; наложенная на нее и взаимодействующая с ней русская культура; мировая культура, к освоению которой стремятся все народы планеты. Четвертый пласт — это религиозная культура (православие, католицизм, ислам, буддизм, иудаизм, языческие и шаманские верования), которая определяется религиозным самосознанием этноса. Общая задача образования — вывести каждого человека посредством родной и принятой им религиозной культуры на уровень мировой культуры, дать ему возможность освоить современные человеческие ценности на языке родной культуры. Однако если мы хотим сохранить территориальную, экономическую и политическую целостность России, то появляется задача вдумчивого и взвешенного приобщения различных этнических общностей к русской культуре, как культуре базового системообразующего народа России.
В ряде наук, в том числе и в педагогике, также возрастает интерес к этническим проблемам. Их решение во многом зависит от этнопедагогики, которая приобретает актуальное значение непосредственно в сфере национальной политики государства, а также в сфере организации образования. Этнопедагогические аспекты образования — зона пересечения различных, нередко полярных, интересов. Государство заинтересовано в том, чтобы система образования была инструментом не только образования, но и политической консолидации этнически разнородного населения страны. И эти важные задачи отчасти призвана решить этнопедагогика.
Этнопедагогика и народная педагогика
До настоящего времени в педагогике происходит смешение понятий народной педагогики и этнопедагогики. Чтобы иметь более отчетливые представления, необходимо рассмотреть понятия «народ», «этнос» и «этничность», «нация» в науке. Их определения берем из исследований виднейших ученых (Ю. В. Бромлея, В. В. Пименова, Л. Н. Гумилева, В. А. Тишкова и др.).
На этих определениях строятся основные положения этно-педагогики. Этнопедагогика как научное направление сформировалась в 30–40 гг. XX века. Она появилась как междисциплинарная отрасль научно-педагогического знания, а в советскую педагогику термин «этнопедагогика» был введен в 70-х годах XX века академиком Г. Н. Волковым.
Этнопедагогика в России прошла сложный путь развития от осознания учеными необходимости исследования этнических проблем воспитания до попыток обоснования ее как самостоятельную научную и учебную дисциплины. Этнопедагогика — это отрасль научно-педагогического знания, сформировавшегося на стыке философии, педагогики, этнологии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этносов с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах.
Объектом этнопедагогики являются регионально-этническая культура и народная педагогика. Это объективно существующие реалии, развивающиеся и функционирующие по собственным законам. Выявление этих общих законов и закономерностей — одна из целей этнопедагогики. Но этого недостаточно, этнопедагогика должна выявить принципы использования этих общих законов в современных условиях, характеризующихся усилением интегративных процессов в мировом человеческом сообществе, ростом средств массовых коммуникаций, изменением экономических и социальных условий функционирования в течение достаточно длительного времени единообразных учебно-воспитательных систем и т. д.
В качестве предмета исследования этнопедагогика рассматривает особенности функционирования народной педагогики в современных условиях. Основное различие между этими научными понятиями определил академик Г. Н. Волков: народная педагогика имеет отношение к опыту, его описанию; этнопедагогика — сфера теоретической мысли, науки. Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре.
Народная педагогика не является наукой, так как представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенных с жизнью ребенка. Народная педагогика служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Она и сегодня питает творчество ученых, олицетворяя преемственность, соединяя современность с древней педагогической культурой прошлого. Будучи первопроходцем педагогической мысли, народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики.
Народной педагогикой можно назвать весь традиционный воспитательный опыт этноса, включающий как общее, то есть присущее многим народам воспитание, так и особенное, формирующее в представителе данного этноса самобытную этническую культуру, этническое самосознание и национальный менталитет.
Русская народная педагогика уходит своими корнями в глубокую древность. Предками русских были многочисленные племена, жившие на территории нынешней России. Россия изначально формировалась как полиэтничное государство — именно поэтому она сумела накопить ценный опыт совместного мирного проживания различных народов.
Среди духовных ценностей славян главное место занимали: «мать — земля, кормилица», труд как основа бытия, природа как общий дом обитания, семья, здоровье, милосердие и др. Этническое самосознание славян было связано, прежде всего, с защитой земель обитания и своих семей. Эти ценности в последующем стали основополагающими в русском традиционном воспитании и определили его содержание, формы и методы.
При кажущейся стихийности народного воспитания в нем усматриваются продуктивные идеи, закономерности, принципы, создающие целостную систему традиционной педагогической культуры русского народа. Основой этой системы, ее фоном была воспитывающая среда. Вся жизнь семьи, ее быт, труд, отношения были пронизаны незаметным воспитательным влиянием на детей. Практически все элементы народной культуры: родной язык, религия, трудовая и общественная жизнь, фольклор, праздники, традиции, обряды выполняли педагогическую функцию.
В народной педагогике понятие «воспитание» означает вскармливание, уход, взращивание, заботу о здоровье, умственное развитие, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. В этнопедагогике задачи народного воспитания выражены термином «идеал совершенного человека». Народные герои являлись носителями «национальных», то есть предпочтительных для этнической общности морально-этических качеств. Эти качества и предпочтения со временем менялись, но в целом можно сказать, что русский народный герой трудолюбив, хороший семьянин стремится к миру, согласию с соседями; всегда готов прийти на помощь; он милосерден, но готов дать отпор врагу, посягающему на его землю, свободу, народ. Эпитеты «славный», «храбрый», «великий» характерны для описаний русских богатырей. Богатырь до поры до времени живет как обыкновенный человек. Он чаще всего пахарь или ремесленник. Беспредельные возможности богатыря раскрываются тогда, когда он один или с несколькими друзьями выступает против вражеских полчищ и побеждает их. Русскому герою присуще чувство долга перед народом. Его сила обычно направлена на добрые дела: защиту родины, вдов, сирот, освобождение земли русской от врагов и т. д. Русский богатырь свято чтит народные традиции: бьется за Родину, не щадя жизни; помогает обездоленным; стоит за правду до конца; бережно относится ко всему живому, приходит на помощь слабым.
Кроме общего идеала совершенного человека, у каждого народа есть идеал мужчины и женщины. В русской народной педагогике они воплощены в понятиях «добрый молодец» и «красна девица». Их лучшие качества обобщены в сказках, былинах, пословицах, песнях. Важнейшими качествами «добра молодца» являются мужество, чувство справедливости, честность, свободомыслие, твердость характера, бдительность. Настоящий мужчина добр, отзывчив, он защитник своего народа и всех обездоленных. Этими качествами наделялись былинные герои (Илья Муромец, Добрыня Никитич и др.).
«Красна девица» воплощает лучшие женские качества: доброту, скромность, верность, ум, находчивость, рукодельность, покладистость, сердечность, отзывчивость. Женский идеал предполагает преданность мужу, помощь ему во всех делах. Это прекрасная мать, ухаживающая за детьми и воспитывающая их, хорошая хозяйка, содержащая дом в чистоте и уюте. Этими качествам обладали в полной мере героини русских сказок.
Такие качества как человеколюбие, незлобивость, простота по отношению к людям, открытость души у русского народа формировались под влиянием основных видов хозяйственно-бытовой деятельности — хлебопашества, скотоводства, ремесленничества, а также существовавшего дольше, чем у других народов, родового общественного устройства. Этому способствовала социальная и природная среда обитания, те географические и регионально-климатические условия, в которых находились русские люди в результате естественно-исторических процессов передвижения и расселения народов.
Основной целью традиционного народного воспитания были подготовка к труду, семейной жизни, созданию здоровой дружной семьи, способной иметь детей и правильно их воспитывать.
В этнопедагогических методах и приемах каждого народа есть этнические доминанты воспитания и образования, зависящие от:
• ландшафта, климата, биологических и химико-биологических влияний среды обитания;
• истории народа, языковых особенностей, психологических особенностей того или иного этноса, включающие преобладающие темперамент и способы разрешения конфликтов;
• харизматических героев, присущих данному этносу, преобладающего социального устройства;
• ведущей деятельности по жизнеобеспечению;
• нравов и обычаев, правил и норм поведения, отраженных в традициях народа;
• внешнеполитического окружения и экономических связей.
Этнопедагогическое знание включает имеющие познавательное значение для конкретного этноса понятия:
• о действительности и общей этнической картине мира, многообразии и специфичности традиционных этнических культур; и их взаимодействии;
• об идеалах, ценностях, функциях, закономерностях традиционного этнического воспитания, о воспитательном пространстве и мире детства этноса;
• о факторах традиционного этнического воспитания: генетике, среде, воспитании, обучении, этносоциальном окружении, языке, религии;
• о содержании, формах, методах и средствах традиционного этнического воспитания; труде как основе человеческого бытия; земле как доме человечества, человеке как части природы; преемственности поколений, культе предков; семье как непреходящей ценности; системе родственных отношений; сущности этносоциальных ролей; механизмах регулирования отношений между субъектами этноса; традициях, обычаях, обрядах народного этикета, человеке как высшей ценности, религии, общественном мнении как регуляторах нравственного поведения человека.
Основная цель этнопедагогики сегодня, по всеобщему мнению, — это учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многоэтническом государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. Это и обращение к духовности: народная педагогическая культура содержит огромный потенциал духовности, который необходимо использовать в целях решения актуальных воспитательных проблем современности.
Связь этнопедагогики с народной педагогикой и педагогической антропологией
Основа теоретической и практической педагогики, её «проматерь» – народная педагогика. Её можно определить как область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающихся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умения и навыков воспитания и обучения.
И действительно, вспомним великого А.С. Пушкина. Из Михайловского, где поэт находился в ссылке, он писал своему другу П.А. Вяземскому:
К ним у поэта была большая страсть ещё с детства:
А позже поэт писал:
Следовательно, в народной педагогике – и на это надо обратить особое внимание – источниками изучения являются произведения фольклора, но, непременно, с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, народные воспитательные традиции, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания и прочее.
Кроме того, это – «основание педагогической теории и практики, методологическое ядро педагогических наук, которое вбирает в себя научные знания о человеке, полученные в процессе образования. В этом значении педагогическая антропология ориентирует педагогику на разработку и применение особого антропологического подхода», который предполагает «соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека, связывает получение педагогического знания методом, обеспечивающим интеграцию человека в педагогику, опирается на антропологическую аксиоматику, на основе которой строятся теория и методология проблемы становления и развития личности».
Считается, что в качестве самостоятельной отрасли знания она начала разрабатываться К.Шмидтом в Германии и К.Д.
Ушинским в России в 60-х годах XIX века. В фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
К.Д. Ушинский писал, что «воспитывать человека во всех отношениях» можно, лишь «узнав его во всех отношениях». По его мнению, «воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых великих деяний, историю зарождения всякой страсти и всякого характера. Только тогда он будет в состоянии почерпать в самой природе средства воспитательного влияния – а средства эти огромны».
После установления советского режима были закрыты практически все педагогические исследования, которые стремились
органически слить человековедение с образованием. Это было связано с разгромом педологии, что привело к утверждению
так называемой «бездетной педагогики».
А теперь непосредственно об этнопедагогике. Хотя она и имеет более глубокие исторические корни, но, если говорить о ее современном месте в педагогическом наукоучении, является как бы «дочерью коллективных родителей»: общей педагогики, народной педагогики, педагогической антропологии, педологии. В каждом из этих направлений можно найти то, что в той или иной форме присуще и этнопедагогике.
Но, думается, более правильно все же будет сказать, что истоки всех вышеперечисленных направлений берут начало в живительном роднике этнопедагогики. Именно она оплодотворила и оплодотворяет и общую педагогику, и народную, и педагогическую антропологию, и педологию. Здесь все взаимосвязано, а принятое членение зачастую чисто условное.
Уже само название «этнопедагогика» говорит о том, что включает в себя это направление.
Первая часть слова – ЭТНО… – происходит от греческого ethnos – народ, то есть эта педагогика основывается на народных
традициях и учитывает специфику этнического самосознания. Но здесь возникает вопрос: а чем же тогда она отличается от
народной педагогики? Да, это – очень близкие понятия. Но все же ниша у каждого из них своя.
Этнопедагогика в своей основе опирается на этнопсихологию – междисциплинарную отрасль знания, изучающую этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.
И на эти моменты очень важно обратить особое внимание. Этнопедагогика теснейшим образом связана с педагогической
антропологией, то есть с целостным и системным знанием о человеке. Ориентируя педагогику на разработку и применение особого антропологического подхода, педагогическая антропология не только не исключает этнических особенностей, но, напротив, особо выделяет их в средствах воспитательного и образовательного влияния.
Обратите внимание на этнические стереотипы.
В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Кроме того, здесь могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данного этноса.
Этнические стереотипы принято подразделять на:
Этнопедагогику невозможно рассматривать вне духовности.
Именно духовные корни и ценностные ориентации обеспечивают преемственность поколений, связь между ними. Общий
стержень, который крепит связь поколений, – это общечеловеческие представления о месте каждого из нас в этом мире, это веками сложившиеся правила нашего совместного проживания, это, наконец, общечеловеческая мораль – фундамент нравственности и ответственности перед обществом.
Важно также обратить внимание еще на одну существенную сторону рассматриваемой проблемы. Известно, что умственная и чувственно-предметная деятельность, интеллектуальный и эмоциональный рост формирующегося индивида в решающей степени стимулируются или сдерживаются, ограничиваются семейным воспитанием. При этом надо иметь в виду, что в первые четыре-пять лет жизни человека формируется 50 процентов его интеллекта, причем способности к восприятию и усвоению внешних влияний в этот период особенно велики. Именно это и учитывают наиболее дальновидные религиозные воспитатели и педагоги, ставя во главу угла силу личного примера родителей. К примеру, на очень интересную деталь в системе передачи религиозных знаний и исламских традиций из поколения в поколение в казахских семьях обратил внимание К.Ш. Шулембаев.
В монографии «Образ жизни. Религия. Атеизм» он писал:
На наш взгляд, в этих словах очень точно и лаконично описано то, что мы называем «народным исламом», благодаря которому казахи не утратили связь с истоками своей религии даже в условиях жесточайшей антиисламской пропаганды, сохранили приверженность ее духовным ценностям. «Здесь уместно отметить одну особенность, которая характерна для ислама в Казахстане, а именно то, что верующие в большинстве своем вполне удовлетворяются простым упоминанием Аллаха, пророка Мухаммада, не требуя от служителей культа пространного объяснения тех или иных вероучительных положений, и тем существенно облегчают их участь… Казахстанские верующие отдают предпочтение различным народным преданиям (шежіре), а не религиозной мифологии, хотя от последней тоже не отказываются».
Все это имеет прямое отношение к этнопедагогике.