Чем отличаются современные источники географической информации
Основные источники географической информации – виды и характеристика
Географическая информация – это данные о различных географических объектах и явлениях, в которых обычно указывается их положение на нашей планете. В качестве примера такой информации можно привести:
Огромное количество информации может считаться географической. Даже реклама торгового центра, в которой указан его адрес, является географической информацией. Но каковы основные ее источники?
Карты
Для человека удобнее всего картографическая форма представления информации. Найти карты можно в атласах, учебниках, других литературных источниках. Также сегодня множество топографических планов и карт можно найти в Интернете и других электронных источниках.
Научная литература
К научной литературе можно отнести учебники, энциклопедии, научные журналы, просветительскую литературу. Здесь можно найти описание разных территорий нашей планеты, особенностей их рельефа и обитающих там видов животных.
Научная литература – это основной источник информации о природе географических процессов и явлений. Именно в ней можно узнать про такие географические теории, как, например, дрейф материков.
Статистические справочники
Современные государства и международные организации постоянно собирают статистику о состоянии своих природных ресурсов и социально-экономической обстановке. Наиболее авторитетными источниками экономической статистической информации являются Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и Международный валютный фонд.
Отдельно стоит отметить данные, собираемые в ходе переписи населения. В ходе них определяется религиозный, этнический, расовый, возрастной, половой и языковой состав как всей страны, так и ее отдельных регионов, определяется доля безработных, собирается статистика о составе семей.
В сегодняшнем мире возрастает значение статистики, собираемой с использованием интернет-технологий. Можно оценивать посещаемость тех или иных сайтов в разных странах и регионах, анализировать активность пользователей социальных сетей. Иногда в географических исследованиях даже используют частоту поисковых запросов. Например, желание людей эмигрировать в другую страну можно оценить по запросам типа «стоит ли переезжать в США» или «что нужно для переезда в Беларусь».
Нормативно-правовые источники
К этой категории относятся законодательные акты государств, указы президентов и правительств. Во многих конституциях, в том числе и в российской, приводится перечень административных единиц (провинций), входящих в состав страны. Также законы определяют размер ряда экономических выплат (пенсий, пособий на ребенка) и устанавливают такие показатели, как минимальная оплата труда или прожиточный минимум. В свою очередь с использованием этих цифр рассчитывается уровень бедности и иные параметры страны. Нормативно-правовые источники позволяют определить уровень налогообложения в государстве.
Результаты социологических опросов
Иногда государство из идеологических соображений не собирает некоторую информацию либо ее искажает. Также есть информация, которая просто не относится к компетенции правительства. В этом случае на помощь географам приходят социологические опросы. Ученые на месте опрашивают население по интересующим вопросам, например, по политическим предпочтениям на ближайших парламентских выборах.
Наблюдения
Нередко необходимая информация не может быть получена никак иначе, кроме как с помощью наблюдения. В этом случае географ выезжает в интересующую его локацию и на месте проводит необходимые изыскания. В качестве примера можно привести экспедиции в джунгли Амазонки, в ходе которых ученые изучают эту уникальную экосистему.
Географоинформационные системы
Для их обозначения используется сокращение ГИС. Обычно такие системы представляют собой цифровую карту местности, с которой связаны пространственные базы данных, графические и прочие инструменты. Простейший пример – навигатор для поиска оптимального маршрута.
Фотоснимки из космоса и аэрофотоснимки
Современные технологии открывают перед нами и новые источники географической информации. Сегодня любой пользователь Интернета может посмотреть, как его дом выглядит на снимках из космоса! Информация, получаемая со спутников или других летательных аппаратов, без сомнения может считаться географической.
Современные и традиционные методы географических исследований
Положение географии в системе наук таково, что она находится на пересечении самых разных областей знаний. Это и геология, и океанология, и этнография, и история, и экономика и прочие общественные науки. Однако у большинства людей эта наука в наибольшей степени ассоциируется с картами, из чего можно сделать вывод, что основной метод исследования в ней — картографический. Но это совсем не так. В этой статье рассмотрим традиционные методы географических исследований, а также методы, которые возникли в наше время на основе традиционных методов и новейших технологий.
Источники географических исследований
Чтобы открыть новые факты, исследователи используют сведения, открытые до них. Эти сведения описаны на носителях, которые служат источниками исследований.
Традиционно географ пользуется следующими источниками:
Карты и планы отличаются друг от друга разными масштабами. Класс крупномасштабных имеет масштаб 1:200 000 или более крупный, мелкомасштабных — 1:1 000 000 или более мелкий. Масштаб, заключающийся между двумя приведенными масштабами, считается средним. Планы содержат намного более подробную информацию, чем карты.
Как происходит исследование земли
Уже в самые древние времена возникло предположение, что форма Земли так или иначе связана с кругом. Сначала выдвигались гипотезы о том, что она представляет собой плоский круг, затем его место занял цилиндр, а вскоре стали высказываться мысли о шаре.
История изучения
Во втором тысячелетии до нашей эры из Древнего Египта шли экспедиции, доходившие до центра Африки и совершавшие плавания по Средиземному и Красному морям. В индийской книге «Махабхарата» содержится описание океанов, рек и гор. В Древнем Китае в IX-VIII веках до нашей эры составлялись карты земельных участков. Они использовались для выбора мест постройки крепостей. Там же, в Китае, в III веке до нашей эры появились тексты с описаниями различных земель и региональный атлас страны.
В Древней Греции появилась карта страны, окружающих ее территорий и морей. Карта имела форму круга, в центре которого была изображена Греция, а по соседству — остальная Европа, Азия и известная тогда часть Африки — Ливия. На карте были представлены две реки — Фазис и Нил, два моря — Средиземное и Черное, а по краям круга — океан. Составил карту древнегреческий философ Анаксимандр Милетский. Он предположил, что Земля имеет форму цилиндра, одну сторону которого он и изобразил на карте, а на другой стороне также живут люди.
Знаменитые ученые
Аристотель впервые выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму шара. Кратет Малльский уже начал изучать Землю как шар и создал глобус как ее модель. Клавдий Птолемей в свое 8-томное сочинение «География» включил сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек земного шара. Эратосфен первым измерил дугу меридиана.
В средние века совершали путешествия и описывали сделанные в них открытия восточные ученые — Ибн Сина, Бируни, Ибн Баттута. Венецианский купец Марко Поло сделал важные открытия Восточной Азии. Афанасий Никитин, дошедший морским путем до Индии, описал ее природу и занятия населения.
В эпоху Великих географических открытий голландский мореплаватель Виллем Янсзон совершил открытие Австралии и Новой Зеландии, а британец Джеймс Кук — Гавайи и Большой Барьерный риф.
Михаил Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент. Позже было образовано Русское географическое общество, представители которого, Петр Семенов-Тян-Шанский, Николай Пржевальский и Николай Миклухо-Маклай, исследовали многие точки Евразии.
Американец Роберт Пири в 1909 году покорил Северный полюс, а норвежец Руал Амундсен в 1911 году — Южный полюс. Француз Жак Ив Кусто в 1960-х годах изобрел акваланг, с помощью которого можно изучать жизнь на самых глубоких водных впадинах.
Традиционные методы
Описываемые в этом параграфе методы применяются с древнейших времен. Однако на сегодняшний день они чаще используются в комплексе, дополняя друг друга. Так, и статистический, и исторический методы позволяют отследить закономерности в развитии тенденции или явления во времени. Оба они могут применяться в сочетании со сравнительным методом и в прогнозировании.
Наблюдение
Достигнув интересующего его географического объекта, исследователь наблюдает за происходящими на нем процессами. Как правило, результаты наблюдений бывают представлены в виде более или менее подробных описаний увиденного и услышанного. В течение последних нескольких веков исследователи не только выдают наборы географической информации, но и пытаются давать различные объяснения причин различных явлений и их особенностей.
Картографический
Информация, полученная в ходе наблюдений и описаний, систематизируется с помощью карт. По карте можно легко определить свое местоположение, а с помощью различных тематических карт — получить основные данные о рельефе, климате, народах, языках, народном хозяйстве, флоре и фауне всей Земли или отдельных ее участков. Пользуясь картами, можно установить некоторые закономерности и причинно-следственные связи между объектами и явлениями.
Статистический
Данные, которые были упомянуты в связи с предыдущим методом, обобщаются также в виде чисел, получаемых путем подсчетов. Эти данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков и в другом наглядном виде. Они подлежат дальнейшей обработке, в результате которой можно получить информацию о развитии определенных тенденций во времени, соотношениях изучаемых величин, различные индексы и другие численные показатели развития.
Исторический
Географические объекты часто изучаются, начиная с момента их возникновения или открытия до определенного моменты или до настоящего времени. Из отдельных исследований путем обобщения складывается история развития Земли и человечества.
Сравнительный
В ходе сравнений устанавливаются сходства и различия между объектами и происходящими на них явлениями, а также объясняются причины сходства или различия. Так, горный массив можно сравнивать с другим горным массивом, остров — с другим островом, климат Арктики — с климатом Антарктиды, город с городом и так далее. С помощью этого метода, опираясь на аналогии, можно прогнозировать различные процессы и явления во времени и пространстве.
Современные способы
Появление и развитие этих способов вызвано возникновением современных летательных и космических аппаратов, компьютеров и компьютерных систем, средств и методов моделирования.
Дистанционное исследование
Аэрокосмическое наблюдение позволяет с использованием летательных аппаратов составлять подробные карты Земли. С помощью этого метода можно обнаружить многие факты, важные для развития народного хозяйства и охраны природы.
Прогноз и моделирование
С использованием традиционных методов исследования, таких, как статистический, исторический и сравнительный, географическая наука все чаще выступает с прогнозами различных явлений и процессов, которыми сопровождается развитие человечества. Такие прогнозы особенно ценны тем, что помогают вовремя предупредить негативное воздействие жизнедеятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать другие проблемы.
Как для прогнозов, так и для решения других задач, служат географические модели. Наиболее простая из них — глобус. Создаются также модели отдельных географических объектов — горных массивов, рек и других водоемов, водных впадин, пустынь и других.
Геоинформационный
В современных исследованиях применяются ГИС. Этот термин означает географические информационные системы. Они представляют собой компьютерную технологию для анализа объектов и явлений и составления карт. В ней объединены базы данных, средства статистического анализа, визуализации и пространственного анализа. ГИС позволяют во много раз сократить время выполнения разнообразных исследовательских действий, для которых ранее зачастую требовались года.
Аэрокосмический
Применяется для проведения съемок земной поверхности с самолетов, вертолетов, воздушных шаров, космических кораблей, спутников и орбитальных станций. От просто дистанционного исследования отличается большей продолжительностью съемок, которые требуются для составления подробных карт и отслеживания состояния окружающей среды и ее изменений.
Другие средства
На традиционных и современных методах основаны целые комплексы мероприятий, которые позволяют изучать объекты, явления и процессы в тесной взаимосвязи со всей системой и на протяжении длительных периодов.
Экономико-математические
Применяются с использованием компьютеров и компьютерных систем, что позволяет за короткое время обрабатывать большие массивы данных.
В географии применяются в следующих областях исследований.
Для решения этих задач часто создаются масштабные информационные системы.
Метод географического районирования
Суть метода состоит в условном делении территории на части по какому-либо признаку или группе признаков. Связан еще с двумя понятиями: ареалирование и зонирование. Первое означает разделение на ареалы по одному признаку, например, виду почвы. Второе — разделение на зоны с различной интенсивностью или плотностью какого-либо признака. По результатам районирования выделенные части территорий разграничиваются контурами. Районирование применяется к самым разным признакам — особенностям ландшафта, отраслям народного хозяйства, климатическим условиям. В рамках этого метода одно и то же явление может исследоваться в разных специфических условиях.
Полевые исследования
Дополняет метод наблюдения сбором различных образцов в процессе посещения объектов исследования. Может вестись, в частности, сбор образцов почв, горных пород, растений, проб воды и прочих важных для исследования материалов.
Географический прогноз
В географической науке накоплено такое количество знаний и создана такая методология для решения проблем на пересечении естественных и социальных наук, что это позволяет делать комплексные и долгосрочные прогнозы. Научный прогноз является суждением о состоянии какого-либо явления в будущем, основанным на исследовании и сделанным с определенной вероятностью.
Наиболее часто географический прогноз делается в следующих двух направлениях:
Общим является то, что прогноз представляет собой заключительный этап некоторых, часто весьма продолжительных, исследований.
От длительности исследований косвенно зависит длительность прогноза.
По длительности географические прогнозы бывают:
Обычно чем дольше срок, тем больше вариантов прогноза, среди которых выделяют оптимистический и пессимистический различной степени.
Проблемы
Наиболее продолжительны дискуссии между сторонниками определения географии как естественной науки с одной стороны и социальной или историко-философской с другой. Ныне в России география объединена в одно отделение Академии наук вместе с физикой атмосферы и океанологией. С этим не хотят мириться сторонники экономического направления в географии. Они считают, что у нее больше общего с общественными науками.
Споры о классификации географии носят не только теоретический характер: от классификации зависит организация научных исследований и акценты, которые будут иметь эти исследования. А на выходе — качество выпускаемых по результатам научных изданий (справочников, словарей) и то, какие разделы будут или не будут в них представлены.
В США география еще раньше и дальше отошла от естественнонаучной направленности и сфокусировалась на социальных и культурных аспектах. Поскольку США играют важную роль не только в мировой политике и экономике, но и в научной сфере, этот процесс привел к тому, что во многие мировые географические издания не включаются разделы по океанологии, почвоведению и биогеографии.
Интересные факты
География, как и всякая наука, содержит много необычных или странных фактов.
Вот некоторые их них:
Видео
Продолжить обзор интересных фактов можно с помощью следующей видеоэкскурсии.
География
План урока:
Что изучают в курсе географии. Предмет изучения
География зародилась на заре человеческой мысли. За время своего существования эта наука не стала менее актуальной, наоборот, она и сейчас играет важную роль в жизни человечества, помогает решать глобальные проблемы, вопросы рационального использования и преобразования природной среды, ставит перед людьми определенные задачи, решение которых улучшает условия их жизни и деятельности.
А географ — это человек, изучающий географию, Землю, и все, что происходит на нашей планете.
Что изучает география определяет название науки. Оно пошло от грека Эратосфена, ученого, жившего во 2 половине III века н. э. в Александрии.
Эратосфен, древнегреческий ученый, давший название науке «география»
С древнегреческого «гео» и «графос» («Земля» и «пишу») переводится, как «землеописание», то есть география изучает Землю, земную поверхность, природу планеты, население и его хозяйственную деятельность.
В настоящее время представляет собой комплекс наук, тесно взаимодействующих друг с другом. Она охватывает практически все сферы нашей жизни, деятельность географа многогранна, но можно выделить три главных направления:
Что изучает физическая география? Эта ветвь имеет много интересных направлений, включает климатологию, почвоведение, гидрологию, палеогеографию (прошлое географической оболочки), геоморфологию, гляциологию (изучает льды), урбанистику (науку о городах) и многое другое. Физическая география изучает население, климат, природные зоны, рельеф. Включает в себя и древнейшую ветвь географии — страноведение, берущую начало в античном мире.
То, что изучает экономическая география, включает в себя знания о мировой экономике и экономике отдельных государств. Например, в старших классах мы изучаем географию промышленности, что относится также к сфере экономики. Социальная география рассматривает непосредственно общество, жизнь в нем людей, их взаимодействие между собой. Эти ветви тесно взаимодействуют друг с другом и представляют собой единой целое.
Картография — это наука о составлении географических карт, о которых поговорим на этом уроке, а также само их составление.
В курсе географии 7 класса мы продолжим изучать физическую географию. Материки, океаны, народы и страны будут предметом нашего изучения. Познакомимся с природой Земли, более подробно, чем в курсе начальной географии, рассмотрим свойства оболочек нашей планеты, население континентов, страны, народы, их быт и культуру, отличие друг от друга. Поговорим и о нашей стране, но подробнее изучим географию России в 8 классе.
Разнообразие источников географической информации. Географические карты
Географическая информация — это сведения о каких-либо географических явлениях и объектах, обычно с указанием их местонахождения. Даже адрес торгового центра будет являться информацией о географическом положении объекта. Источников для получения сведений очень много, и это не только географическая карта.
Ресурсами для получения сведений и знаний могут быть различные источники географической информации:
Первыми источниками были наблюдения. Результаты проведенных наблюдений отражались в рисунках, текстах, графиках, цифрах. Самым значимым итогом наблюдений стали географические карты.
Еще один важнейший источник знаний прошлого — страноведческие описания, в них путешественники записывали сведения о новых землях, которые посещали: описывали природу этих территорий, народы, населяющие новые земли, их культуру и т.д.
Источников много, но ни один из них не может существовать отдельно, только комплекс наработок может дать полноценные знания.
Географическая карта — «второй язык» географии
Карта — наглядное средство хранения географической информации о Земле, о странах, о России, в частности, и один из лучших источников получения знаний, модель реальной действительности.
Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Впервые появились в Древней Греции и Древнем Риме. Расцвет картографии приходится на период Великих географических открытий. Знания, полученные тогда мореплавателями, должны были быть осмыслены и оформлены. Эту задачу в то время взял на себя Герард Меркатор, фламандский географ и картограф XVI века.
Знание карты в наши дни необходимо, ее надо понимать и научиться читать. Язык данного источника информации особый, состоящий из графических символов, каждый из которых имеет свое значение. Он состоит из линий, контуров, стрелок, геометрических фигурок, буквенных символов, цвета, фона, фигур, изображающих объекты и явления. Понимать карту значит не только знать эти графические символы, но и видеть масштаб, градусную сетку, уметь определять расстояния и направления. Каждая карта имеет свою легенду, представляющую собой свод знаков, использующихся на данном источнике географической информации. В легенде иногда располагаются и дополнительные сведения: например, профили, таблицы, шкала глубин и высот.
Карты очень разнообразны. Классифицировать их можно по следующим признакам:
По содержанию карты делятся на общегеографические и специальные (тематические). На первых изображается земная поверхность с объектами рельефа, растительного покрова, вод, государственных и административных границ, ледников, городов и др. Сюда можно отнести физические карты и крупномасштабные топографические, на которых территории изображены подробно. Тематические карты очень разнообразны: в эту категорию входят геологические, тектонические, климатические карты, карты населения и другие, то есть многообразные физико-географические и социально-экономические карты, показывающие отдельные природные и общественные явления. Отсюда вывод: специальные карты делятся на 2 большие группы: карты природных явлений и экономические карты (общеэкономические и отраслевые).
План описания географической карты: чтение источника информации
Для того, чтобы сделать характеристику географической карты, нужно определить ее тип. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
Ответы на заданные вопросы в результате дадут подробную характеристику источника географических знаний.
Методы географической науки
В арсенале географической науки находится множество методов исследования, способов получения географической информации, которые применяются для решения различных задач: политических, практических, научных и других. К ним относятся:
С его помощью изучаются природные и социальные процессы и явления. Суть: построение, имитирование природного (любого другого географического) объекта в виде макета, изучение. Данный метод значительно облегчает исследование и делает его наглядным. Самой простой географической моделью является глобус. Метод применяется для решения многих задач, например:
— изучение территориальной организации;
— оценка степени антропогенного воздействия на природные объекты;
— исследования динамики геосистем и прогнозирование развития и др.
Космическая съемка Земли. Один из интереснейших методов и важнейших источников для составления и обновления карт и атласов. С его помощью мы получаем информацию о нашей планете и всей Солнечной системе, изучаем природные ресурсы Земли, океаны и атмосферу, следим за состоянием природной среды и опасными природными явлениями. Сведения добываются с помощью специальных аппаратов, размещенных на искусственных спутниках нашей планеты, кораблях и станциях в Космосе. С появлением этого метода у нас появилась возможность видеть труднодоступные местности, сравнивать, наблюдать за объектами, которые раньше были недоступны.
Все методы в отдельности и в комплексе дают возможность не только описывать изучаемые явления, но и прогнозировать будущее. А это очень важно для человечества, потому что людям необходимо знать о последствиях своего развития. Географический прогноз дает шанс предотвратить нежелательные явления либо уменьшить негативные последствия воздействия человека на природу и научить его разумному природопользованию, рациональному взаимодействию с природной средой, решению глобальных проблем.
На следующем уроке рассмотрим современный облик нашей планеты, который формировался миллиарды лет, узнаем о необычайном разнообразии природы и о причинах такого разнообразия.