Чем отличаются современные дети
В чем разница между советскими и современными детьми
«Вот мы другими были», – часто говорят родители своим детям. И ученые это подтверждают. Нынешнее подрастающее поколение отличается от юношества времен СССР.
Дети с разницей в полстолетия
На тему изучения изменений в разных поколениях проведено немало исследований. Одно из них сравнивает школьников 4-5 классов в возрасте 11-12 лет. Первое исследование проводилось в 1967 году, второе – в 2017. Основным предметом изучения являлось «чувство взрослости», то есть то, насколько дети хотят стать взрослыми и стремятся выглядеть таковыми.
Целых 50 лет разницы! Изменилась страна, изменился строй, изменилось образование. Конечно, изменились и дети. Как обнаружили исследователи, советские школьники гораздо сильнее хотели быть взрослыми, чем современные. По словам научного сотрудника Центра исследований современного детства Александра Бочавера, школьники 60-х хотели, чтоб к ним относились, как к взрослым, уважали их мнение. Нынешние же дети считают себя маленькими и взрослеть не торопятся, для них детство намного более привлекательно, чем полная проблем взрослая жизнь.
Это проявляется и в выборе занятий по душе. В советское время, когда существовало множество бесплатных кружков, дети проявляли бОльшую самостоятельность в их выборе. Современные дети чаще следуют родительским решениям, чем делают собственный выбор.
Однако исследователи отмечают, что у современных детей гораздо больше отличий друг от друга. И дело не только в социальном расслоении, но и в целом в отношении к жизни. То есть нынешние дети оказались куда более разными по степени взрослости и осознанности, чем их сверстники 50 лет назад.
Подростковые различия
Еще одно исследование было проведено с разницей в 30 лет – 1989 и 2019 годах. В исследованиях принимали участие 15-летние подростки соответственно 1974 и 2004 года рождения. Объект изучения аналогичен – психологическая и социальная зрелость подростков из разных поколений.
Результаты оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны современные подростки проявляют гораздо большую амбициозность, ставят высокие жизненные цели, выше ценят себя. Но при этом самая большая разница между ними и подростками СССР в нежелании брать на себя ответственность.
Эксперты говорят, что это полностью отражает отношение общества к детям. Заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Алла Андреева поясняет, что такие результаты свидетельствует не только о неготовности современных подростков к принятию важных жизненных решений, но и о том, что нынешнее общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий.
Удивительно, что советское общество, во времена когда, казалось бы, все было предрешено и стабильно, взращивало в подростках умение действовать и принимать решение самостоятельно. А сейчас, когда от каждого требуется гораздо больше инициативности в выстраивании своей жизни, подростковый период затягивается.
А вот что вполне объяснимо, так это смена фокусировки с общественного на личном. Эксперты говорят, что за прошедшие 30 лет у подростков серьезно возросла мотивация личных желаний, а вот желаний даже для ближнего окружения стало намного меньше. В целом это вполне объяснимая тенденция, связанная со сменой общественной идеологии. А уж насколько это хорошо или плохо, рассудит время.
5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет
Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.
Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой мультики в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают любимые передачи на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а современные мультфильмы и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.
У них другой темп
Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.
Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах героев мультфильма или долгие заставки.
Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.
Их жизнь более насыщена и наполнена информацией
Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.
К ним предъявляются другие требования
Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.
Они меньше общаются со сверстниками
Это в нашем детстве обычным делом было на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.
Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.
Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.
Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами
В современных мультфильмах можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.
Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.
Читайте также:
Текст: Анна Скавитина, Нина Шкилева
Отличие современных детей от предшествующих поколений и их проблемы.
Нынешние дети абсолютно отличаются от детей предшествующих поколений. Научный прогресс, большое количество информации, а также динамично изменяющаяся скорость и образ жизни современных людей – все это имеет особое влияние на поведение и характер детей, начиная с самых первых дней их существования. И сегодня мы поговорим о том, какие проблемы сопровождают нынешних детей.
Чрезмерная опека и дефицит внимания.
Психологи утверждают, что многие дети страдают от чрезмерной опеки и от дефицита внимания. И эти два фактора оказывают существенное влияние на темперамент ребенка и его развитие со стороны психики.
На сегодняшний день многие представительницы прекрасного пола обеспокоены продвижением по карьерной лестнице не меньше, чем мужчины. И только родив малыша, нанимают няню. Людей, которые хотят занимать высокие должность довольно много, по этой причине женщины сознательно уменьшают свой отпуск по уходу за новорожденным, чтобы не упустить свою возможность стать на ступеньку выше в профессиональной сфере. В итоге в тот период, когда у малыша происходит становление характера и психологическое развитие, ребенок не видит свою маму.
Чтобы добиться внимания от своих родителей, малыш становится капризным, плохо себя ведет, вызывает родителей на эмоции и манипулирует ими. Помимо этого зачастую ребенок стремится заменить дефицит внимания чем-то другим, к примеру, компьютером, друзьями, нехорошими увлечениями, а в более взрослом возрасте могут появиться и довольно опасные проблемы – курение, спиртные напитки и наркотики.
Чрезмерная опека также негативно влияет на то, как ребенок воспринимает окружающий мир. Этот фактор оставляет свой след на характере малыша в тот момент, когда происходит его формирование. Матери, которые целью своей жизни определили заботу о ребенке, чрезмерно оберегают его, ограждая от всех возможных опасностей внешнего мира. В результате ребенок, вырастая, демонстрирует свою избалованность, недоразвитость, а также страх перед всем новым, неспособность быть самостоятельным и добиваться задуманного.
Не стоит забывать, что становление характера ребенка происходит в первые 5 лет его жизни. Не бегите на работу, сократив декретный отпуск, но и не ограничивайте своего малыша только своим вниманием. Отдайте малыша в детский сад, где ребенок будет общаться со своими сверстниками и учиться быть самостоятельным.
Поток информации.
Сегодня наш мир наполнен большим количеством всевозможной информации. Безусловно, в этом всем участвуют и дети. Однако загвоздка в том, что многие дети не способны правильно ее использовать и фильтровать, в результате чего отдают предпочтение только тому, что им кажется интересным.
К примеру, игры со сценами жестокости, легкий доступ к материалам для взрослых, к форумам с темами, которые предназначены явно не для детской психики.
Конечно же, запрещать ребенку смотреть телевизор и заходить в интернет – это ошибка. Единственный вариант – установить специальную программу, которая будет блокировать сайты с взрослой тематикой.
Проблема социализации.
Интернет – неотъемлемая часть жизни современных людей, поэтому и малыши могут без проблем пользоваться поисковиками, почтой и социальными сетями. Общение в этих социальных сетях – облегченный вариант полноценного диалога, поэтому при встречах на улице ребенок может чувствоваться себя в компании сверстников, словно, не в своей тарелке. Он закрывается, стесняется, не знает, о чем говорить. Переписываясь в интернете, дети постепенно теряют природные навыки коммуникации, в результате чего во взрослой жизни им будет тяжело налаживать контакт с окружающими людьми.
Вспомните себя, как родители не могли загнать вас домой. Вы целыми днями «пропадали» на улице, гуляя с друзьями. Ваш ребенок должен отвлечься от виртуального мира. Попробуйте заинтересовать его каким-либо хобби или спортом, которые могут подарить малышу незабываемые эмоции.
Разнообразие выбора.
Современным детям предоставляется огромный выбор развлечений: разнообразные кружки, всевозможные виды игрушек, парков, мультфильмов, развлекательных центров. Ребенок с раннего возраста получает свободу выбора.
Безусловно, если правильно пользоваться предоставляемыми возможностями, ребенок сможет быстро развиваться. Однако случается и так, что мириады развлечений приводят к тому, что малыш лишается способности выдумывать и фантазировать.
Не стоит забывать, что только точная подача сведений и трудоемкая работа родителей могут помочь ребенку направить свою энергию и таланты в правильное русло. Выясните, чем интересуется ребенок, и предложите ему пойти в специализированный кружок. Хвалите ребенка за его стремление заниматься спортом, музыкой, изучением иностранных языков и другими видами искусства. Возможно, в будущем благодаря своим увлечениям ребенок сможет найти свое место в этом мире.
В детстве детей предыдущего поколения не было планшетов, компьютеров и телефонов, многообразия телеканалов с мультиками. Малыши сами придумывали для себя игры, которые в основном были навеяны увлекательными книгами. Нынешние дети практически не читают книги. Однако это неправильно, поскольку чтение развивает хороший вкус, учит добру, справедливости и любви, способствует формированию образного мышления, дает возможность научиться отличать хорошее от плохого.
На самом деле заставить малыша взять в руки книгу на сегодняшний день довольно сложно. Но родители должны уметь находить выход из любой ситуации. В данном случае можно предложить малышу аудиокнигу. Пусть ребенок слушает ее перед сном или же в дальней поездке.
Каждое новое поколение детей отличается от предыдущего, но это не свидетельствует о чем-то плохом. Главное помнить, что вы являетесь родителями, которые обязаны помочь ребенку освоиться в современном мире и научить справляться с проблемами. Каким вырастет ваш ребенок зависит в первую очередь от вас!
Консультация «Современный ребёнок — какой он?»
Ирина Васильевна Шабалина
Консультация «Современный ребёнок — какой он?»
Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.
• определить стратегии взаимодействия воспитателей и воспитанников;
• помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с воспитанниками поколения Z»;
• повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах общения и взаимодействия с воспитанниками.
Какие же они – современные дети?
Современные дети:
• Умные, настойчивые, требовательные
• Более осведомлены об окружающем мире, т. к. живут в эпоху информационного бума;
• Более практичны и самостоятельны, просто потому что родители посвящают работе больше времени, чем общению с ними;
• Более тревожны и агрессивны;
• Очень подвижные и гиперактивные;
• Зависят от техники и не представляют свою жизнь без сумасшедших гаджетов и компьютеров;
• Не имеют героев и кумиров;
• Не умеют играть – в современных игрушках и играх предусмотрено все и нечего додумывать;
• Не слышат указаний и приказов;
• Часто нарушают общепринятые правила и запреты.
• Любые шантажи, уговоры, «традиционные меры воздействия» («Сейчас придет Баба-яга и съест тебя!») никак на него не действуют.
Современный ребёнок – какой он?
Давайте с вами вместе нарисуем «портрет» современного ребёнка
Какой он?
Проблемы современных детей.
Современные дети отличаются от тех детей, которые росли каких-то 20 лет назад. Психологи даже говорят, что есть отличия между детьми с небольшой разницей в возрасте – 3-6 лет. Это связывают с быстрым темпом нашей жизни, когда всё стремительно меняется, развивается, многие традиции уходят в прошлое, техника полностью меняет уклад и психологию человека. Ко всему этому приспособились далеко не все взрослые, а без их поддержки и направления невозможно гармоничное развитие детей. Воспитатели одними из первых замечают изменения в поведении и характере детей. За годы их практики перед ними проходят сотни детей и родителей. Многие трудности и проблемы, с которыми сталкиваются сегодняшние семьи, не уникальны. Педагоги призывают родителей быть более внимательными к своим детям, уделять больше времени общению в кругу семьи, физическому развитию, при этом не забывать, что все хорошее в меру.
Самые распространенные трудности,с которыми сталкиваются наши дети:
• дети не умеют завязывать шнурки. Может кому-то это покажется несущественным, но это умение показывает, насколько развита мелкая моторика у ребенка.Отсюда идут и другие проблемы: не могут аккуратно складывать вещи, не могут собрать портфель, возникают проблемы с речью. А ведь научиться завязывать шнурки ребенок должен к трем годам! Но сложность еще и в том, что сейчас очень много одежды, где шнурки, бантики заменяются липучками, так как с ними проще. Поэтому педагоги советуют родителям дополнительно заниматься с ребенком завязыванием бантиков, узелков из шнурков, ленточек, чтобы отработать этот навык;
• очень много детей с нарушением речи и задержкой психического развития. Многие дети имеют маленький словарный запас, плохо выговаривают отдельные звуки, невнятно разговаривают, а некоторые в три года не разговаривают вообще (Словарный запас около 1500 слов, что может спровоцировать у ребёнка агрессию, так как его не понимают и объясниться он не может. Во многих случаях всего этого можно было бы избежать, если бы родители не только больше разговаривали с детьми с самого рождения, но и делали это правильно. Детскую речь развивают забытые молодыми родителями потешки, скороговорки, простые детские стишки таких классиков, как Барто, Чуковский, Заходер и др. Обязательно надо читать с детьми, рассказывать им истории. Слабое развитие артикуляционного аппарата также часто возникает из-за того, что мамы долгое время дают детям перетертую, мягкую пищу. Для того чтобы ребенок четко произносил звуки, полезно грызть морковь, яблоки, больше жевать;
• детям трудно дается концентрация внимания, они быстро бросают начатое дело и переключаются на другое, но тоже не доводят его до конца. Они не сразу реагируют на просьбы взрослого, на что часто жалуются родители. Такие дети не могут дождаться конца занятия, они вертятся и отвлекают других, не слышат замечаний воспитателя. У них могут быть хорошие способности к учебе или к творческой деятельности, но из-за своей неусидчивости они не реализовываются полностью;
• у детей пропала тяга к знаниям, их природная любознательность. Воспитатели все время придумывают новые методы, как заинтересовать своих воспитанников, но чем дальше – тем труднее становится конкурировать с компьютерными играми и телевизионными передачами;
• дети стали более чувствительными. Буквально небольшое недоразумение или неудача могут нарушить их эмоциональное состояние, вызвать бурный конфликт, слезы или потасовку. Одни боятся отвечать на занятиях, даже если хорошо знают ответ, другие – постоянно привлекают к себе внимание любыми доступными им способами.
Опытный педагог помнит об одной из особенностей дошкольника – внушаемости. Вот почему лучше подчеркнуть положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребёнка чувство собственного достоинства.
В отношении каждого ребёнка у педагога должна быть чёткая перспектива формирования личности.
Для того чтобы составить правильное мнение о ребёнке, от педагога требуется всесторонний анализ его поведения, умение быть объективным.
Каждому кто воспитывает, необходим педагогический такт.
Постоянное общение педагога с детьми требует от него «большого такта сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, оптимизм, настойчивость, выдержку, самообладание».
Внимательный чуткий воспитатель постарается расшевелить медлительного ребёнка, например, с помощью привлечения его к играм и упражнениям, развивающим сноровку, ловкость, смекалку, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
Но как бы добросовестно не работал педагог, как бы не стремился дать всестороннее развитие детям, если он не знает о том, как их воспитывают в семье, он не добьётся желаемых результатов.
Педагог должен тесно контактировать с семьёй, без этого содружества невозможно сформировать нужные черты личности.
Целенаправленное, планомерное, методически правильное руководство детьми позволяет педагогу добиться очень высоких результатов, как в воспитании, так и в образовании детей.
Используя разные ситуации, он может формировать положительное отношение друг к другу. Обучить детей культуре поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.
Любящий свою работу педагог позаботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. А формирование интересов происходит более успешно, если педагог осуществляет индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Своим примером трудолюбия и занятости он создаёт у детей соответствующее настроение и стремление к полезной деятельности.
(Дети часто видят, что воспитатель – инициатор добрых дел.)
Воспитание – кропотливый процесс, требующий от педагога терпения, самокритичности, оптимизма умения слушать и понимать детей.
Конечно нам с вами не просто понять современных детей, иногда даже кажется что дети сейчас действительно «инопланетные» по сравнению с нами, была дана интересная градация поколений, их краткая характеристика и сравнение.
Проанализировав современные источники, можно выделить ряд особенностей поколения Z.
Глобальный мир – их мир. Его границы определяются только амбициями и возможностями родителей. Жизнерадостны, смелы, независимы, умеют следить за собой. Главное для них – оставаться в любых обстоятельствах самими собой.
Воспринимают наличие высшего образования как требование времени, инвестицию в будущее, как формальное требование для достижения определённого статуса, что поддерживается предложением образовательных программ и услуг разного качества и уровня. Безусловно, эти обстоятельства приводят к девальвации ценности высшего образования. Ситуация требует корректировки. Однако требования к уровню (но не качеству) образования не снижает. Ориентируются в деле образования не столько на государство, сколько на самих себя, не отказываясь при этом от предлагаемых государством ресурсов.
Процесс качественного получения знаний, умений и навыков у них уступает его результату – сдаче экзаменов и получению диплома, а профессия сама по себе не вызывает интереса и рассматривается ими как ресурс для достижения успеха в будущем, как инструмент, позволяющий занять «высокодоходную экономическую нишу».
На фоне повышенной возбудимости, впечатлительности, неусидчивости, суетливости и гиперактивности быстро обучаются и также быстро обрабатывают информацию, мгновенно могут переключаться с одного вида деятельности на другой, а также действовать в условиях многозадачности.
Владение информацией и возможность её поиска способствует формированию у них уверенности в себе, в своих силах, формирует точку зрения.
Отношения с родителями носят партнёрский характер, общение дружественное, отсутствует авторитарное догматическое давление со стороны старших. Гиперопека родителей X оказывает влияние на формирование потребительского отношения к обществу и окружению, эгоцентризм и инфантилизм у детей поколения Z.
Стремятся всё меньше общаться друг с другом, но при этом общаются всё больше – меньше в социальной реальности, больше – в реальности виртуальной. Погружены в виртуальное общение, носящее фрагментарный характер и игнорирующее любую духовную связь между людьми, социальные сети, растущее в профиците электронных устройств, испытывает недостаток живого общения, межличностной непосредственной коммуникации.
Живут сегодняшним днём, желают получать удовольствие и выполнять работу, которая приносит удовольствие, радость и хороший доход, но не занимает много времени.
Не ориентированы на долгосрочную профессиональную карьеру, 8-часовой рабочий день и желание быть трудоголиком.
Живут в бесконечном и быстро меняющемся потоке информации, в окружении социальных сетей и рекламы, которые призывают и культивируют жизнь по принципу «здесь и сейчас». Поэтому думают о ближайшем будущем, живут одним днём и не задумываются о дальних перспективах.
Ответственность для них приобретает краткосрочный, инструментальный характер, предпочитают избегать ответственности или минимизировать её долю как по степени, так и по времени.
Проявляют повышенную склонность к неоправданному риску и недооценке возможностей негативных последствий на фоне перспектив обретения сиюминутных преимуществ – удовольствия, выгоды, высокой оценки со стороны окружающих. Этим обусловлена их любовь к экстремальным развлечениям, опасным формам времяпрепровождения.
Поколение Z растёт в весьма «упорядоченном» мире.
Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. Клиповость – это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощённого в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде». Необходимо найти пути и возможности грамотного применения клипового мышления в образовательном процессе – вычленять краткую информацию, картинку обрывка мира, на котором выстраивать фундаментальные знания.
Для Поколения Z очень важно подведение итогов каждого этапа обучения – и почти немедленная постановка задач на следующий этап. Следует говорить коротко. Информация, которую преподносит педагог детям, не должна быть «избыточной». Поколение Z хочет получать «концентрированные» знания. Более того они сознательно игнорируют этапы обучения, направленные на «закрепление» материала путём многократного его повторения: как только суть изучаемого становится им понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают «неуместным».
Главная мотивация поколения Z – интерес. Отсутствие скуки и захватывающие задачи – часть состояния их комфорта.
Задача для поколения Z не должна быть амбициозной. Она должна быть реально осуществима. Амбициозные цели следует разбивать на достижимые задачи, иначе их эффективность уменьшится.
Особенность поколения Z: с ними нужно разговаривать как со взрослыми людьми, на равных. Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше их, включая педагогов, и они ожидают нормального, уважительного диалога. Диалог между педагогом и детьми может включать совет, доверительное общение, совместное обсуждение, акцент на личных достижениях.
Необходимо сделать занятие ярким, зрелищным, наглядным, объединяющим в себе традиционные инструменты (доска, маркеры) и новые технологии обучения (проекторы, мобильные телефоны, компьютеры). Поколение Z лучше всего воспринимает именно визуальную информацию. Вообще, для большинства обучаемых восприятие визуальной информации более комфортно, чем любой другой – но у этого поколения такая склонность выражена особенно сильно. Современная молодёжь воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения. Представители поколения Z лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Наглядность – главное условие. С каким бы мастерством педагог ни рассказывал о кругообороте воды в природе, двухминутный ролик даст гораздо больший эффект.
Общение детей между собой стимулирует также память и делает учебный процесс более динамичным.
Необходимо учить детей критически мыслить: останавливать учащихся, учить их обдумывать и тщательно анализировать информацию и лишь после этого приступать к выполнению работы.
Необходимо включать в процесс обучения такие формы, которые связаны с использованием технических и программных средств, например, презентации, доклады, защита исследовательских работ с мультимедийным представлением, включением фото- и видеоматериала. Педагогу необходимо помочь воспитанникам преодолевать фрагментарность и поверхностность мышления, стремиться предоставлять информацию в чёткой логической последовательности, с использованием иллюстраций (в качестве конкретных примеров теории).
Современные воспитанники всегда хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки – и благодарны педагогу за внимание и участие.
Представители поколения Z не могут ждать (их горизонты ближе, они хотят, чтобы их желания очень быстро удовлетворялись). Им важно поставить не только срок исполнения задачи, но и пообещать срок достижения первых побед. За каждый конкурс они привыкли получать награду, за состязание – сертификат об участии. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Поколение Z не может учиться без «поглаживаний». Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.
Общество склонно или романтизировать молодость, или критиковать то, что она делает иначе. Но в действительности поколение Z где-то посередине. Они сталкиваются со многими проблемами, которые возникают у всех на этом этапе жизни — переход от учебы к работе, расставание с родителями, формирование собственной идентичности. Но им приходится заниматься этим в стремительную технологическую эпоху.
Крайне важно признать отличия поколения Z от нас и принять их такими, какие они есть. Без сочувствия и понимания бренды рискуют провалиться в забытие. Как высказался писатель Логан Пирсолл Смит сто лет назад, «не смейтесь над привязанностями молодости — она лишь примеряет одно лицо за другим, чтобы найти свое собственное».