Чем отличаются школы россии и великобритании
Сходства и различия в российской и британской образовательной системе
Британская система образования без преувеличений считается одной из лучших в мире. Недавние исследования показали, что страна находится на 6 месте, уступив лишь Финляндии, Гонконгу, Сингапуру, Японии и Южной Корее. К слову, Россия находится на 13 месте в этом рейтинге. Таким образом, оба государства входят в ТОП-20 стран с лучшими образовательными системами. В этой статье мы проведем параллели между Великобританией и Россией, увидим сходства и различия в их образовательной системе.
Обязательное образование
В России дети идут в первый класс в возрасте 6-7 лет, а в Великобритании — в 5-6. В 10-11 лет дети в обеих странах заканчивают начальную школу и переходят в среднее звено.
Далее следуют существенные отличия. В России обязательными являются 9 классов средней школы. Школьник получает аттестат о среднем образовании, но он не позволяет ему устроиться на работу. Чтобы получить специальность, приходится идти после школы в техникум, колледж и тд.
В Британии также обязательным считается образование до 16 лет. Его можно получить либо в школе, либо в колледже. Далее человек может либо идти работать, либо готовиться к сдаче экзаменов GCSE с целью получения высшего образования. Имея сертификат об обязательном образовании, в Великобритании уже можно начинать официально работать.
Каникулы и учебные будни
В России учебный год делится на четверти, по 2-2,5 месяца в каждом. Между четвертями предусмотрены каникулы, по 1-1,5 недели. Все три летних месяца отведены под каникулы. Дети учатся 6 дней в неделю, за исключением младших классов.
В Британии учебный год делится на триместры. Посреди каждого из них следует неделя отдыха. Разделяются триместры каникулами: 6 недель летом, 2-3 недели на пасху и рождественские празднества. Посещение школы — 5 дней в неделю.
Учебная нагрузка
Британские школы, по сравнению с российскими, отличаются существенной лояльностью. Если в наших школах ученикам предъявляются большие требования, то в Британии с них спрос существенно меньше, оценки выставляются без особой строгости. Все построено на сознательности и ответственности, уважении к личности ученика.
В школах России любят нагружать большими объемами домашней работы. Дети сидят до поздней ночи, страдая над тригонометрическими уравнениями и упражняясь в изливании воды в докладах. В Великобритании многие школы отменили домашнюю работу совсем! Лишь в редких случаях учителя задают разве что разобраться в материале, на который не хватило времени. Но не стоит обманываться, будто учиться по британской системе легко. Программа насыщенная, но интересная и требует от учеников отдачи.
Учебный процесс в школах ENS построен по классической британской системе. Однако наши ученики при желании совмещают эту программу с традиционной российской. После окончания школы ENS, ребенок может продолжить обучение уже в Англии, либо учиться в элитной школе России.
Сравнение системы образования России и Великобритании
Часто прогрессивные родители ищут замену российской школе, видя в ней явные недостатки. Хорошей альтернативой может стать школа по британской системе. Такое образование высоко ценится во многих странах — именно Англия занимает первые позиции рейтинга лучших вузов мира. В этой статье разберёмся, чем британские школы отличаются от российских.
Структура образовательной системы
Детский сад
Первое отличие в том, что детский сад в России, как правило — самостоятельное учреждение, а в Великобритании дети могут ходить в школу с 3 лет. Там для них организовано несколько ступеней предшкольной подготовки, и у каждой из них свои педагогические цели.
В Британской международной школе, например, есть 2 группы, где мы готовим малышей к основной учёбе: Nursery и Reception. Преподаватели общаются с ребятами на английском, но на всякий случай в классе есть русскоговорящий ассистент.
Начальное и старшее звено
В российскую начальную школу детей принимают с 6–7 лет, в Великобритании же в первый класс дети поступают в 5 лет. Это обязательно для всех.
Среднее образование является обязательным и в российской, и в британской системе. Ученики общеобразовательной школы в России могут получить аттестат уже после 9-го класса, в Великобритании только после 11-го. Year 10 и 11 посвящены изучению программы IGCSE. В конце предусмотрены экзамены. После их успешной сдачи выдаётся международный сертификат о среднем образовании. Это последняя ступень обязательного общего образования в Великобритании.
Предвузовская подготовка
В некоторых учреждениях есть возможность пройти программу предвузовской подготовки в 12-м и 13-м классах. БМШ единственная в Москве, которая предлагает своим ученикам сразу две международные программы на выбор: IB Diploma и A-level. Обе рассчитаны на 2 года и высоко ценятся вузами по всему миру.
Календарь каникул и учебных дней
В обычной российской школе учебный год состоит из четырёх четвертей по 2–2,5 месяца. Ученики среднего и старшего звена ходят на занятия 6 дней в неделю, младшие школьники — 5 дней в неделю. После каждой четверти дети уходят на каникулы, которые длятся неделю-полторы. В конце года самый длинный перерыв — целых 3 месяца.
В Великобритании учатся по триместрам. В середине каждого — неделя отдыха или промежуточные каникулы. Между триместрами полноценные каникулы: 6 недель летом, 2–3 на Пасху и Рождество. У детей пятидневка.
Учебная нагрузка и направленность программы
В этих аспектах системы школьного образования России и Великобритании различаются особенно сильно.
Прежде всего, совершенно по-другому построена британская программа обучения. Чем старше ребёнок, тем меньше обязательных предметов он изучает. Эта система с самого начала готовит к тому, чтобы ученик определился со сферой своих интересов и оставил только те предметы для изучения, с которыми собирается связать свою дальнейшую учёбу и работу. Российская система — полная противоположность. Здесь в первом классе изучаются только базовые предметы, а с каждым годом добавляется всё больше новых. Цель российской системы образования — максимально расширить кругозор ребёнка, а британской — помочь определиться с будущей профессией.
Второе принципиальное отличие — подход к преподаванию. Часто можно услышать об индивидуальном подходе в контексте российской школы, но важно понимать, что реализовать его там вряд ли удастся. Всё дело в количестве учеников в классе. В России это 25, а иногда и 30 человек. В Великобритании строго 15–20. Поэтому британские родители могут быть уверены, что их дети точно смогут получить материал, адаптированный под их индивидуальные способности, и учителю хватит времени на каждого.
Кроме того, отличается и направленность образовательной программы. С ранних лет в британцев воспитывают ответственными и самостоятельными, а российских детей — терпеливыми, иначе и не скажешь. В России школьникам задают огромное количество домашних заданий, большая часть — это однотипные задачи или материал на заучивание. В британской школе наоборот поощряют ребят исследовать, самостоятельно находить информацию, приходить к выводам. На уроках они дискутируют, а не пересказывают учебник. Много времени уделяется творческим занятиям.
Британская международная школа работает в Москве 27 лет и учит детей по национальной программе обучения Англии. Наш опыт показывает, что британская система образования действительно прогрессивна. Она даёт не только глубокие академические знания, но хорошо готовит к дальнейшей учёбе, работе и взрослой жизни.
Не только английский: 5 главных отличий британской и российской программ
Какие преимущества дает ребенку британская программа средней школы? Чем она отличается от российской, кроме знания языка? Чтобы ответить на эти вопросы, мы сравнили 5 основных критериев GCSE и ее российского аналога — 8-9 классов.
1. Количество предметов
Принцип обучения в британской школе сравнивают с пирамидой: чем старше школьник, тем меньше предметов он изучает. Уже с 14 лет, на программе GCSE, круг предметов сужается. В «Алгоритме» на этом этапе ребята изучают 7 дисциплин:
Если британская школа — это пирамида, то российская — пирамида перевернутая: к старшим классам количество дисциплин растет. Цель такого подхода — максимально развить кругозор ребенка, дать ему базу знаний в разных отраслях. Поэтому в 8-9 классах дети изучают 18-20 предметов — от музыки и географии до информатики и химии.
Вывод. Британская программа помогает определиться с будущей профессией, российская — расширить кругозор.
2. Структура занятий
Меньше предметов — больше погружения в материал: в этом одно из основных отличий британской программы от российской. Особенно это заметно по гуманитарным дисциплинам.
В российской школе на программе по литературе дети за год прочитывают десятки произведений, знакомясь с разными авторами и жанрами. В британской — могут полгода проходить один роман, зато погрузятся в него целиком.
Некоторые разделы, входящие в программу GCSE, российские школьники не изучают вовсе. К примеру, в британской школе статистику проходят практически с младших классов, а в российской программе этой теме внимания не уделяют.
Вывод. Британская школа дает больше погружения в материал, российская — больший объем знаний.
3. Навыки анализа и критического мышления
В британской школе ребята привыкают не просто заучивать события, но и формировать свое отношение к ним.
На занятиях по литературе ученики практикуют «активное» чтение, пропуская текст через себя: учатся анализировать, осмысливать, аргументировать, проводить параллели, используя разные контексты. А уроки истории — это не наборы дат и фактов, а разбор причин, которые определили ход событий, интерпретация цитат политических деятелей и умение прогнозировать.
Еще один пример отличия — в курсе биологии: российская программа более структурированная и уделяет внимание разнообразию живой природы. Зато британская дает не только знания, но и учит детей понимать, как природа функционирует.
Аналитический подход и критическое мышление пригодятся даже тем, кто не планирует поступать на чисто гуманитарные специальности. Эти навыки будут полезны для учебы на факультетах политики, экономики, свободных искусств и наук и других.
Отличается и подход к выполнению заданий. Российская школа ориентирована на конкретные ответы — на этом принципе построена подготовка к ЕГЭ. А в британской школе интересуются, как ребенок размышлял, чтобы сформулировать ответ.
Вывод. Британская программа ориентирована на аналитический подход, российская — на знание событий, дат, интересных фактов.
4. Практическое применение знаний
В российской школе ученикам дают множество теоретических знаний по разным предметам, а в британской — учат применять эти знания на практике.
К примеру, в блоке естественнонаучных дисциплин (химии, физики, биологии) на GCSE набор тем более узкий, чем в российской программе, зато их рассматривают в практической плоскости: как работает мозг, как диета влияет на организм, почему возникают те или иные заболевания.
Вывод. Британская школа делает ставку на практическое применение, российская — на широту теоретических знаний
5. Экзамены
Окончив GCSE, ученики сдают экзамены по 7 предметам. Их результаты могут стать дополнительным плюсом при поступлении в зарубежный вуз и даже в построении карьеры: полученные баллы учитывают приемные комиссии университетов, а иногда и работодатели. Также успешные результаты избавляют от необходимости сдавать IELTS или TOEFL при поступлении в университет.
В российской школе ученики, окончившие 9 класс, сдают ОГЭ по математике, русскому языку и еще двум предметам на выбор. Их результаты не влияют на будущее поступление в вуз.
Вывод. Экзамены в британской средней школе помогают при поступлении в вуз, в российской — готовят к будущему ЕГЭ.
Нужно ли выбирать между российской и британской программами?
Независимо от того, в какой вуз планирует поступать ребенок, ему пригодятся и широкий кругозор, который дает российская программа, и аналитические навыки, которые он получит на британской. Вот основные преимущества обеих систем:
Российская
Британская
Как взять лучшее от российской и британской программ? В «Алгоритме» дети могут учиться параллельно на обеих. Хотя нагрузка большая, опыт наших учеников показывает: реально успешно окончить обе и поступить в топовые вузы.
Остались вопросы по обучению в нашей школе? Будем рады ответить на них.
Пожалуйста, свяжитесь с нами любым удобным способом.
Главные отличия русских школ от английских.
Многие родители, рассматривающие возможность обучения своих детей за рубежом, задаются вопросом: какой смысл отправлять ребенка на учебу за границу, если можно получить хорошее образование в России? Стоит ли зарубежное образование затраченных усилий, как финансовых, так и моральных? Ответ на этот вопрос зависит в первую очередь от целей родителей и планов на будущее. В нашей статье мы перечислим основные отличия русских школ от английских, а также главные принципы системы британского образования. Возможно, это поможет родителям сделать правильный выбор.
В Англии обязательное обучение начинается с 5 лет, в этой стране 13-летняя система образования. До 5 лет дети могут посещать детские сады и подготовительные группы. С 5 до 11 лет (во многих частных школах до 13 лет) дети учатся в начальной школе. В конце начальной школы ученики сдают экзамены и переходят в среднюю школу. С 14 лет начинается подготовка к экзаменам GCSE, часть изучаемых предметов является обязательными, остальные можно выбирать. По окончании средней школы, английские школьники сдают государственные экзамены GCSE (аналог аттестата о среднем образовании). Далее в зависимости от результатов экзаменов и дальнейших планов британские подростки могут продолжить обучение в школе или колледже по программам A-level или International Baccalaureate (12-13 классы). В старшей школе нет обязательных предметов, старшеклассникам предлагается выбрать 3 – 4 предмета, которые они планируют изучать в дальнейшем. Таким образом, в двух последних классах английские школьники изучают только те дисциплины, которые будут им нужны для поступления в выбранные университеты. Чтобы поступить в лучшие университеты требуются отличные результаты по программе А-level или высокий балл по IB (международный бакалавриат). Процедура сдачи выпускных экзаменов и поступления в ВУЗы в Великобритании аналогична единому государственному экзамену ЕГЭ в России.
В чем же заключаются главные отличия русских школ от английских?
3) В Великобритании большой выбор школ, принимающих на обучение только мальчиков или только девочек. Если родители ищут для своего ребенка школу с раздельным обучением, имеет смысл обратить внимание на английские пансионы.
4) В Англии в старшей школе (A-levels, IB) учащиеся изучают только те предметы, которые они сами выбрали. В России некоторые предметы, преподаваемые в выпускных классах, являются обязательными.
5) В английской системе образования в старших классах (A-levels, IB) школьные предметы изучаются более углубленно. Английские школьники имеют возможность выбрать интересующие их предметы уже в 14 лет, что является предпосылкой для раннего определения целей и планов на будущее. Обучение в старших классах предполагает много самостоятельной работы (поиск информации, ее анализ, собственные идеи и выводы).
6) В Великобритании взаимодействие между учителями и учениками сильно отличается от российской модели. Британские преподаватели относятся к школьникам с уважением и тактом. Процесс обучения представляет собой скорее диалог, чем просто передачу знаний и материалов.
Отличия британской и российской систем образования
Частные британские школы знамениты на весь мир как учебные заведения, дающие своим воспитанникам высочайший уровень академической подготовки и максимальную социальную адаптацию — качества, высоко ценимые как при поступлении в университеты, так и при последующем трудоустройстве.
Говоря о том, чем хороша британская система образования, следует отметить три положенных в ее основу принципа, а именно:
Однако понять преимущества обучения в британской школе можно, пожалуй, только сравнивая ее с привычной нам отечественной.
Сравниваем образование в России и Великобритании
Чтобы наглядно показать отличия британского и российского образования, достаточно проанализировать пару «способности»/«знания»: хотя обе системы базируются на серии экзаменов, отечественная уделяет максимум внимания деталям и знаниям (вплоть до заучивания наизусть), в то время как британская ориентирована на умения ученика.
Именно поэтому в английский школах огромное внимание уделяется независимой работе (самостоятельной и коллективной совместной, проводимой группами учащихся). Даже в тех дисциплинах, где содержание программ в целом совпадает (например, в математике), преподавание ведется на принципиально разных уровнях, что, соответственно, дает в итоге разные результаты.
Что касается наполнения учебной программы необходимо отметить следующее:
Привычная нам отечественная школа предполагает увеличение количества предметов по мере передвижения от младших классов к старшим: от нескольких дисциплин в начальной школе до двух десятков к выпускному классу.
Результат такого подхода — достаточно размытые знания по многим учебным предметам и необходимость специальной подготовки к поступлению в ВУЗ, зачастую с привлечением репетиторов по профильным предметам (визуально — перевернутая пирамида).
В частных школах Великобритании картина принципиально иная: в младшей школе детям дают самые широкие представления о разных дисциплинах, в средней начинается профориентация и намечается индивидуальная траектория обучения, последние два года происходит концентрация на тех профильных предметах, которые потребуются в дальнейшем университетском обучении.
Соответственно, итоговые экзамены (так называемые A-levels) становятся основанием для приема в высшие учебные заведения без дополнительных тестов. Таким образом, ученик по мере обучения все больше концентрируется на конечной цели (визуально — обычная пирамида с устремленной ввысь вершиной).
По факту более 90% ребят, проходящих обучение по британской системе, с легкостью поступают в самые престижные университеты в разных странах мира.
Всестороннее развитие личности как цель британской школы
Едва ли не самое главное отличие между рассматриваемыми образовательными системами — отношение к личности ребенка: российская школа построена на достижении каждым учащимся определенного единого для всех стандарта, а британская предполагает максимальный учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.
Задача британской школы — формирование полностью уверенного в себе человека с развитыми лидерскими качествами, который имеет необходимые социальные навыки, готов принимать самостоятельные решения, при необходимости — отстаивать их перед руководством.
В достижении такой гармонии огромную роль играют дополнительные занятия, направленные на развитие самых разных талантов (от вокала и кулинарии до спортивных достижений), разностороннего миропонимания и широкого кругозора, усвоение норм этики и морали.
Особенности обучения в британской школе CIS
Негосударственная CIS International School (CIS) — истинный носитель британских ценностей, доступных сегодня и в России. Родителям, которые стоят перед выбором школы для ребенка, будет особенно интересно узнать о том, как выстраиваются в CIS отношения между учениками и по линии «учащийся / учитель».
Принципиально важно, что учитель здесь не воспринимается как безусловный лидер, основой общения является диалог, процесс взаимодействия сопровождается работой психолога. Ребенок находится в центре внимания, именно ради его блага психологом даются рекомендации по занятиям и программам, помогающие ученику управлять своим поведением и контролировать эмоции.
К выстраиванию отношений между учащимися определенного подхода нет, важнейшая роль здесь отдана Студенческому совету, в котором обсуждается самый широкий круг вопросов — от школьных мероприятий и благотворительности до идей по усовершенствованию школьной жизни.
Классное руководство и контроль поведения
В CIS International School функционирует институт классного руководства, предполагающий ответственность педагога за программу PSHE (воспитание личности, сан-мед просвещение, социальная адаптация).
А вот оценки поведения учащихся и работы с родителями демонстрирующих неправильное поведение учеников как таковой нет: в школе стараются фиксировать внимание на положительных моментах, система мониторинга и отчетности для регулирования поведения внедрена во всех кампусах и является уникальной.
Поддерживаемые британской школой и CIS ценности дают возможность готовить учащихся к успешному будущему на любом поприще, учат их адаптироваться к меняющимся условиям, легко взаимодействовать с людьми и комфортно чувствовать себя в любой стране.