Чем отличаются шины isa и eisa
Чем отличаются шины isa и eisa
К распространенным типам архитектуры шины данных относятся ISA, EISA, Micro Channel» и PCI. Каждая из них физически отличается от остальных.
ISA (Industry Standard Architecture).
EISA (Extended Industry Standard Architecture).
Этот стандарт шины был представлен в 1988 году консорциумом из девяти компьютерных компаний: AST» Research, Inc., Compaq, Epson, Hewlett-Packard, NEC, Olivetti, Tandy, Wyse Technology и Zenith. EISA предлагает 32-разрядную шину, совместимую с ISA. Кроме того, она поддерживает дополнительные возможности, которыми обладает шина Micro Channel Architecture (MCA), разработанная IBM.
MCA (Micro Channel Architecture).
IBM представила этот стандарт в 1988 году как часть своего проекта PS/2. Эта архитектура электрически и физически несовместима с шиной ISA. В отличие от ISA, Micro Channel работает и как 16-разрядная, и как 32-разрядная шина. Особенностью данной шины является возможность параллельной и независимой работы нескольких активных процессорных устройств, таких как несколько ЦПУ, видеопроцессор и пр. Эта шина может использоваться как центральный элемент вычислительной системы, объединяющий процессоры, видеопроцессоры, процессоры управления доступом к данным и каналам ввода/вывода.
PCI (Peripheral Component Interconnect).
Это 32-разрядная локальная шина, которая используется в настоящее время в большинстве компьютеров с процессором Pentium и в компьютерах Apple Power Macintosh. В отличие от MCI PCI имеет существенные ограничения как на число устройств, взаимодействующих на шине, так и на их функциональность. Распространилась данная шина не благодаря своим качествам, а вследствие агрессивного маркетинга со стороны крупных корпораций.
Считается, что архитектура PCI удовлетворяет большинству требований технологии Plug and Play, целью которой является возможность изменять конфигурацию персонального компьютера без вмешательства пользователя, т.е. максимально упростить подключение любого устройства.
Эволюция шин для видеокарт: от ISA до PCIe
В далеком 1981 году создатели IBM PC и подумать не могли о том, что всего через двадцать пять лет компактные домашние компьютеры смогут выдавать практически фотореалистичную картинку с миллионами полигонов, а игровые миры раскинутся на тысячи виртуальных километров.
Интересно, что сказал бы Герман Холлерит (Herman Hollerith), узнав, что основанная им компания по изготовлению перфокарт и счетных машин в очередной раз оказалась у истоков наших ретро-исследований?
От простого к сложному
В 1981 году компания IBM представила первый в мире персональный компьютер — IBM PC. В нем использовалась допотопная видеокарта с возможностью вывода монохромного изображения, но не это главное. Все наше внимание приковано к шине Industry Standard Architecture (ISA), разработанной в недрах IBM. Основное назначение ISA — соединение периферийных компонентов с системой.
Шина ISA использовалась далеко не только (и даже не столько) для нужд видеокарт. Сторонние производители выпустили массу дополнительных устройств для расширения возможностей компьютера. Оно и понятно, ведь тогда в системную плату не устанавливали звуковой кодек, сетевой контроллер и т.д. Все это можно было реализовать лишь с помощью карт расширения. Сами по себе ISA-порты не сильно отличались от более привычных PCI-разъемов.
Предшественниками полноценных видеокарт были чипы с возможностью вывода спрайтов на экран. Графические возможности компьютеров в те времена не волновали людей: когда IBM представила первый в мире чип с поддержкой вывода нескольких цветов, люди и не поняли, зачем это нужно. Графические карты для интерфейса ISA в середине 1980-х выпускали компании Cirrus Logic, Avance Logic, ATI, S3.
EISA заткнула за пояс шину MCA от IBM и стала стандартом де-факто.
Изначально у шины ISA было много ограничений: недостаточная пропускная способность, малое число прерываний, система распределения питания не ахти. Заменить ISA должна была шина Micro Channel Architecture (MCA), представленная в 1987 году вместе с компьютером IBM PS/2. Новая разработка решила многие проблемы, свойственные ISA: частота шины поднялась до 10 МГц, появился вменяемый Plug-n-Play (до этого прописывать новое устройство в систему приходилось вручную), шина стала 32-битной. Теоретическая пропускная способность MCA достигала 66 Мб/с, на практике — максимум 40 Мб/с. Устройства наконец-то могли общаться друг с другом напрямую, минуя центральный процессор. С такими улучшениями MCA могла бы стать индустриальным стандартом, но IBM сама все испортила. Компания не стала развивать рынок периферии для новой шины, более того, тщательно тормозила этот процесс — сторонние производители должны были получать специализированный ID для каждого устройства, за право выпуска устройств под MCA нужно было платить лицензионные отчисления и роялти. И это при том, что IBM не получила патенты на шину.
История сохранила лишь несколько упоминаний о видеокартах под MCA. Очевидно, что производители испугались всех трудностей, связанных с лицензированием и получением ID. Да и стоило ли мучиться? Компьютеры с шиной MCA оказались значительно дороже аналогов с использованием ISA. Все большей популярностью пользовались системы от Dell, Research Machines и Olivetti. Самые известные дискретные видеокарты для MCA — это монструозные IBM XGA, XGA-2, несколько моделей от Infotronic, Actix и ATI. Кстати, примерно в то же время появился разъем VGA (D-sub) для подключения мониторов.
Видеокарта ATI Mach32 для шины VLB едва помещалась в корпуса того времени. Да-да, и тогда выпускали громадные видеокарты.
Производителям компьютеров основательно поднадоела политика IBM. В итоге они объединились и начали работать над альтернативным стандартом. Альянс AST Research, Compaq, Epson, Hewlett-Packard, NEC, Olivetti, Tandy, WYSE и Zenith Data Systems шутливо назвали «Бандой девяти». Результаты их труда обозначились уже в 1988 году, когда партнеры представили 32-битную шину Extended Industry Standard Architecture (EISA). Она обладала всеми преимуществами MCA, но при этом представляла собой лишь надстройку над классической ISA, что позволило сохранить совместимость с 8- и 16-битными компонентами. Лицензия на шину стоила копейки.
Внешне порты EISA были похожи на 16-битные разъемы ISA — они точно так же были разделены на части для сохранения совместимости. С точки зрения производителей, шина EISA не сильно отличалась от оригинальной ISA, так что и видеокарт с ее поддержкой было выпущено предостаточно.
Надстройка продлила жизнь ISA, но в начале 1990-х была представлена шина VESA Local Bus (VL-bus, VLB). За ее разработку ответственна всем известная ассоциация Video Electronics Standards Association (VESA), основанная NEC в середине 1980-х годов. Почему бы не успокоиться на время и не продолжить использование EISA? Все просто — производителям опять не хватало скорости. Решением стала совершенно неудобная по современным меркам «добавка» в виде PCI-образного порта, который располагался в один ряд с 16-битным разъемом ISA, таким образом продлевая его. Устройство с поддержкой VLB устанавливалось сразу в два разъема — порт VLB обслуживал обращения к памяти, а ISA обрабатывал прерывания. Топорное решение, ничего не скажешь.
Несмотря на все недостатки, VLB стала стандартом де-факто в компьютерах с процессорами Intel 80486. Многочисленные производители видеокарт представили длинные модели с двумя разъемами.
В 1991 году ATI выпустила видеокарту Mach 8, которая могла обрабатывать картинку без помощи процессора. Уже в 1992 году последовала Mach 32 с возможностью ускорения обработки графического интерфейса Windows. Начались первые войны за рынок графики. В стычках участвовали S3, Cirrus Logic, ATI, PowerVR, Rendition и более мелкие игроки. На горизонте замаячили трехмерные пространства и аппаратное ускорение графики.
Назад в будущее
Проследив за компьютерным рынком, Intel решила взять все в свои руки и начала работу над шиной Peripheral Component Interconnect (PCI). Intel подошла к вопросу со всей серьезностью и организовала специальную группу для продвижения стандарта — PCI Special Interest Group (PCI-SIG). В нее вошли представители наиболее крупных IT-компаний.
Карта расширения с четырьмя дополнительными разъемами ISA. Такие устройства использовали, когда доступных портов уже не хватало.
Финальные спецификации PCI 1.0 были готовы к 1993 году. В серверах новый интерфейс заменил и EISA, и MCA. Захват рынка настольных компьютеров произошел не сразу — на тот момент люди были вполне довольны возможностями VLB. С появлением мощных процессоров Pentium недостатки шины стали очевидны — пользователям не давали жить постоянные помехи, наводки от оборудования и испорченные данные на жестких дисках.
В один прекрасный момент Intel представила процессор Pentium Pro в паре с новым чипсетом, в нем место VLB не нашлось. Да, вот так просто компания взяла, да и убрала разъем. Силовые наклонности Intel проявляются и по сей день, ведь именно она форсировала переход на Serial ATA, ратовала за отказ от PS/2 в пользу USB. Что интересно, интерфейс EISA тогда сохранили — соответствующие разъемы оставались на платах еще довольно долго.
К выходу Pentium II в 1995 году PCI-SIG представила спецификации PCI 2.0 (33 МГц). В новой версии была решена проблема прерываний и определения установленных устройств — под эти цели отвели дополнительный канал связи. Периферия могла свободно обращаться к памяти, выделять для себя необходимые участки, а технологию Plug-n-Play довели до ума.
Участники PCI-SIG не почивали на лаврах и продолжали работу над стандартом — в последующие годы появились ревизии 2.1, 2.2 и даже 3.0. Самая ходовая версия PCI обладала пропускной способностью 133 Мб/с. Тем временем на рынке видеокарт только разгоралась борьба за место под солнцем. Производители работали над реализацией аппаратного ускорения 3D-графики. Ярчайшие представители той эпохи — разновидности S3 ViRGE и первый комбинированный 2D/3D графический ускоритель ATI Rage. Не выдержав конкуренции, рынок видеокарт начали покидать различные компании. Многие из них — например, Cirrus Logic — перепрофилировались и успешно существуют до сих пор.
Разъемы PCI Express даже внешне не похожи на PCI, от одноименного предшественника остались лишь воспоминания.
Все описанные тогдашние модели использовали интерфейс PCI — до поры до времени он обеспечивал достаточную пропускную способность. История шины как идеального интерфейса для видеокарт стала подходить к концу с появлением на рынке компаний 3Dfx и NVIDIA. К 1997 году последняя представила сравнительно мощную Riva 128, ATI продолжила развивать Rage, а 3Dfx выпустила легендарные 3D-акселераторы Voodoo и Voodoo 2. Несмотря на то, что шина PCI позволяла вытворять фокусы, вроде установки двух Voodoo 2 и объединения их в режим SLI, пропускной способности стало не хватать. И снова на арену вышла Intel.
Главное уязвимое место шины PCI заключается в том, что 133 Мб/с делятся между всеми установленными устройствами. Стало быть, для требовательной графической карты нужен обособленный разъем. На разработку Accelerated Graphics Port (AGP) ушло немного времени. Первую версию интерфейса представили вместе с процессорами Pentium II для Slot 1. Шина AGP 1x обеспечила пропускную способность до 266 Мб/с. Впервые соединение с процессором было прямым — их «общению» никто больше не мешал. Появилась дополнительная адресация, которая позволила видеокартам посылать новый запрос во время получения уже заказанных данных.
Первая волна видеокарт под AGP не заставила себя долго ждать. В числе пионеров были Rendition Verite V2200, 3dfx Voodoo Banshee, NVIDIA RIVA 128, 3Dlabs PERMEDIA 2, Intel i740, ATI Rage, Matrox Millennium II и S3 ViRGE GX/2. Разумеется, многие из них при работе задействовали переходной мост.
В дальнейшем Intel совершенствовала шину AGP — появились AGP 2x, AGP 4x и AGP 8x. Каждая новая версия отличалась от предыдущей еще большей пропускной способностью и улучшенными электротехническими характеристиками. AGP 8x обладала внушительной пропускной способностью 2133 Мб/с. Достигнуть этого предела производители видеокарт не успели, по команде Intel индустрия двинулась дальше.
На протяжении всей истории человечества всегда находились провокаторы в хорошем смысле слова, выдумщики и просто светлые головы. Люди, которые никогда не сидели на месте и старались привнести в мир что-то новое. Встречайте одного из таких — Чета Хита (Chet Heath).
Этот сотрудник IBM с тридцатилетним стажем отвечал за разработку многих ключевых компонентов, которые в том или ином виде присутствуют в компьютерах и по сей день. В нашей статье мы затронули сразу два из них — шину MCA и технологию Plug-n-Play. Подобных ему в IBM называют «дикими утками» (wild duck), и именно они вращают колесо прогресса.
Хит пока является единственным сотрудником IBM, дважды получившим награду компании за технологические достижения! Зная, какое влияние оказал «Голубой гигант» на компьютерную индустрию, можно предположить, что Чету мы обязаны многим.
В июне 2000 года Хит покинул родные пенаты. Стало тесно — руководство компании не захотело принимать в оборот предлагаемую им серверную технологию, а раз так, надо двигать дальше. В данный момент наш герой трудится в роли технологического директора на славу компании OmniCluster. Посмотрим, что еще он явит миру.
Задел на будущее
Переход на PCI Express вызвал немало вопросов. К моменту появления интерфейса в 2004 году многие лишь недоуменно поднимали бровь — зачем нужна пропускная способность порядка 4 Гб/с, если видеокарты до сих пор не используют всех возможностей AGP 8x? И зачем возвращаться к PCI?
Уже потом люди узнали, что от PCI-архитектуры в PCI Express осталось только название, шина таит в себе много новых возможностей. Так, инновационный интерфейс вернул позабытую технологию 3Dfx SLI в виде подретушированных NVIDIA SLI и ATI CrossFire. Как обычно, при переходе на новую шину широко использовали переходные мосты. История повторяется вот уже который раз, и с каждым новым витком она становится все интереснее!
Шины ISA и EISA
Шина ISA была первой стандартизированной системной шиной (ISA означает Industry Standart Architecture ) и долгие годы являлась стандартом в области РС. И даже сегодня разъемы этой шины можно встретить на некотороых системных платах.
8-разрядная шина
16-разрядная шина
Дальнейшим развитием ISA стала 16-разрядная шина, также иногда называемая AT-Bus, которая впервые начала использоваться в 1984 году. Если вы посмотрите на ее слоты (извините, пожалуйста, за плохое качество рисунка), то увидите, что они состоят из двух частей, из которых одна (большая) полностью копирует 8-разрядный слот. Дополнительная же часть содержит 36 контактов (дополнительные 8 линий данных, 4 линии адреса и 5 линий IRQ плюс контакт для нового сигнала SBHE). На этом основании короткие 8-разрядные платы можно устанавливать в разъемы новой шины (сделать это наоборот, конечно же, невозможно). Назначение выводов 16-разрядного слота приведено в нижеследующей таблице.
Вывод (сторона пайки) | Сигнал | Значение | Вывод (сторона монтажа) | Сигнал | Значение |
B1 | GND | Земля | А1 | I/O CH CK | Контроль канала ввода/вывода |
B2 | RES DRV | Сигнал Reset | A2 | D7 | Линия данных 8 |
B3 | +5 V | +5 V | A3 | D6 | Линия данных 7 |
B4 | IRQ9 | Каскадирование второго контроллера прерываний | A4 | D5 | Линия данных 6 |
B5 | -5 V | -5 V | A5 | D4 | Линия данных 5 |
B6 | DRQ2 | Запрос DMA 2 | A6 | D3D | Линия данных 4 |
B7 | -12 V | -12 V | A7 | D2 | Линия данных 3 |
B8 | RES | Коммуникация с памятью без времени ожидания | A8 | D1 | Линия данных 2 |
B9 | +12 V | +12 V | A9 | D0 | Линия данных 1 |
B10 | GND | Земля | A10 | I/O CH RDY | Контроль готовности канала ввода/вывода |
B11 | SMEMW | Данные записываются в память (до 1 Mb, S обозначает Small) | A11 | AEN | Address Enabled, контроль за шиной при CPU и DMA-контроллере |
B12 | SMEMR | Данные cчитываются из памяти (до 1 Mb, S обозначает Small) | A12 | A19 | Адресная линия 20 |
B13 | IOW | Данные записываются в I/O-порт | A13 | A18 | Адресная линия 19 |
B14 | IOR | Данные читаются из I/O-порта | A14 | A17 | Адресная линия 18 |
B15 | DACK3 | DMA-Acknowledge (подтверждение) 3 | A15 | A16 | Адресная линия 17 |
B16 | DRQ3 | Запрос DMA 3 | A16 | A15 | Адресная линия 16 |
B17 | DACK1 | DMA-Acknowledge (подтверждение) 1 | A17 | A14 | Адресная линия 15 |
B18 | IRQ1 | Запрос прерывания 1 | A18 | A13 | Адресная линия 14 |
B19 | REFRESH | Регенерация памяти | A19 | A12 | Адресная линия 13 |
B20 | CLC | Системный такт 4.77 MHz | A20 | A11 | Адресная линия 12 |
B21 | IRQ7 | Запрос прерывания 7 | A21 | A10 | Адресная линия 11 |
B22 | IRQ6 | Запрос прерывания 6 | A22 | A9 | Адресная линия 10 |
B23 | IRQ5 | Запрос прерывания 5 | A23 | A8 | Адресная линия 9 |
B24 | IRQ4 | Запрос прерывания 4 | A24 | A7 | Адресная линия 8 |
B25 | IRQ3 | Запрос прерывания 3 | A25 | A6 | Адресная линия 7 |
B26 | DACK2 | DMA-Acknowledge (подтверждение) 2 | A26 | A5 | Адресная линия 6 |
B27 | T/C | Terminal Count, сигнализирует конец DMA-трансформации | A27 | A4 | Адресная линия 5 |
B28 | ALE | Address Latch Enabled, расстыковка адрес/данные | A28 | A3 | Адресная линия 4 |
B29 | +5 V | +5 V | A29 | A2 | Адресная линия 3 |
B30 | OSC | Такт осциллятора (14.31818 MHz) | A30 | A1 | Адресная линия 2 |
B31 | GND | Земля | A31 | A0 | Адресная линия 1 |
D1 | MEM CS 16 | Memory Chip Select (выбор) | C1 | SBHE | System Bus High Enabled, сигнал для 16-разрядных данных |
D2 | I/O CS 16 | I/O-карта с 8 бит/16 бит переносом | C2 | LA23 | Адресная линия 24 |
D3 | IRQ10 | Запрос прерывания 10 | C3 | LA22 | Адресная линия 23 |
D4 | IRQ11 | Запрос прерывания 11 | C4 | LA21 | Адресная линия 22 |
D5 | IRQ12 | Запрос прерывания 12 | C5 | LA20 | Адресная линия 21 |
D6 | IRQ13 | Запрос прерывания 13 | C6 | LA19 | Адресная линия 20 |
D7 | IRQ14 | Запрос прерывания 14 | C7 | LA18 | Адресная линия 19 |
D8 | DACK0 | DMA-Acknowledge (подтверждение) 0 | C8 | LA17 | Адресная линия 18 |
D9 | DRQ0 | Запрос DMA 0 | C9 | MEMR | Чтение данных из памяти |
D10 | DACK5 | DMA-Acknowledge (подтверждение) 5 | C10 | MEMW | Запись данных в памят |
D11 | DRQ5 | Запрос DMA 5 | C11 | SD8 | Линия данных 9 |
D12 | DACK6 | DMA-Acknowledge (подтверждение) 6 | C12 | SD9 | Линия данных 10 |
D13 | DRQ6 | Запрос DMA 6 | C13 | SD10 | Линия данных 11 |
D14 | DACK7 | DMA-Acknowledge (подтверждение) 7 | C14 | SD11 | Линия данных 12 |
D15 | DRQ7 | Запрос DMA 7 | C15 | SD12 | Линия данных 13 |
D16 | +5 V | +5 V | C16 | SD13 | Линия данных 14 |
D17 | MASTER | Сигнал Busmaster | C17 | SD14 | Линия данных 15 |
D18 | GND | Земля | C18 | SD15 | Линия данных 16 |
Реализация bus mastering не была особенно удачной, поскольку, например, запрос на освобождение шины (Bus hang-off) к текущему bus master обрабатывался несколько тактов, к тому же каждый master должен был периодически освобождать шину, чтобы дать возможность провести обновление памяти (memory refresh), или сам проводить обновление. Для обеспечения обратной совместимости с 8-битными платами большинстиво новых возможностей было реализовано путем добавления новых линий. Так как АТ был построен на основе процессора Intel 80286, который был существенно быстрее, чем 8088, пришлось добавить генератор состояний ожидания (wait-state generator). Для обхода этого генератора используется свободная линия (контакт В8 ) исходной 8-битной шины. При установке этой линии в 0 такты ожидания пропускаются. Это позволило разработчикам делать как 16-битные, так и 8-битные быстрые платы.
Новый слот содержал 4 новых адресных линии (LA20-LA23) и копии трех младших адресных линий (LA17-LA19). Необходимость в таком дублировании возникла из-за того, что адресные линии ХТ были линиями с задержкой (latched lines), и эти задержки приводили к снижению быстродействия периферийных устройств. Использование дублирующего набора адресных линий позволяло 16-битной карте в начале цикла определить, что к ней обращаются, и послать сигнал о том, что она может осуществлять 16-битный обмен. На самом деле это ключевой момент в обеспечении обратной совместимости. Если процессор пытается осуществить 16-битный доступ к плате, он сможет это сделать только в том случае, если получит от нее соответствующий отклик IO16. В противном случае чипсет инициирует вместо одного 16-битного цикла два 8-битных. И все бы было хорошо, но адресных линий без задержки всего 7, поэтому платы, использующие диапазон адресов меньший, чем 128 Kb, не могли определить, находится ли переданный адрес в их диапазоне адресов, и, соответственно, послать отклик IO16. Таким образом, многие платы, в том числе платы EMS, не могли использовать 16-битный обмен.
Передача байта данных по шине ISA происходит следующим образом: сначала на адресной шине выставляется адрес ячейки RAM или порта устройства ввода/вывода, куда следует передать байт, затем на линии данных выставляется байт данных. Призводится задержка тактами ожидания и подается сигнал на передачу байта (строб записи), причем неизвестно, успели записаться данные или нет. Поэтому тактова частота шины выбрана 8.33 MHz, чтобы даже самые медленные устройства гарантированно могли произвести по шине обмен даными (командами). Пропускная способность при этом составила 5.3 Mb/s.
Несмотря на отсутствие официального стандарта и технических «изюминок», шина ISA превосходила потребности среднего пользователя 1984 года, а популярность IBM AT на рынке массовых компьютеров привела к тому, что производители плат расширения и клонов AT приняли ISA за стандарт. Такая популярность шины привела к тому, что слоты ISA до сих пор присутствуют на многих современных системных плат, и карты для шины ISA все еще производятся (именно поэтому мы и представили так детально распайку 16-разрядной шины ISA).
Шина EISA
Необходимость повышения производительности наряду с обеспечением совместимости привела к дальнейшему развитию шины ISA. Поэтому в сентябре 1988 года Compaq, Epson, Hewllett-Packard, NEC, Wyse, Zenith, Olivetti, AST Research и Tandy представили 32-разрядное расширение шины с полной обратной совместимостью, которое получило название EISA ( Extended ISA ). Основные характеристики нового интерфейса были следующими:
Как видно из изложенного описания, для потребностей того времени этого было вполне достаточно.
Важной особенностью шины являлась возможность для любого bus master обращаться к любому устройству памяти или периферийному устройству, даже если они имели разные разряды шины. Говоря о полной обратной совместимости с ISA, следует отметить, что ISA-карты, естественно, не поддерживали разделение прерываний, даже будучи вставленными в EISA-коннектор. Что касается поддержки multiply bus master, то она представляла собой улучшенную и дополненную версию таковой для ISA. Также присутствовали четыре уровня приоритета:
Я не буду приводить назначение выводов EISA-слота, так как шина EISA не получила такого большого распространения, как ISA, и уже давно вымерла. Найти ее можно разве что только в достаточно древних компьютерах.
Источник: Энциклопедия компьютерного железа.